УДК 346.1
СОЛОВЯНЕНКО Н.И.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Ключевые слова: цифровое развитие, цифровая трансформация, правовые условия, судебный процесс, законодательство, электронный документ, квалифицированная электронная подпись, делопроизводство, документооборот, облачные технологии, файлы, данные.
Электронное правосудие является современным юридическим институтом, призванным создавать комфортные правовые условия для функционирования цифровой экономики. Граждане и юридические лица имеют возможность применять цифровые технологии на всех этапах судебного процесса; им обеспечивается электронный доступ к информации о деятельности судов. Охватывает судебное делопроизводство и электронный документооборот с применением электронной подписи, а также использование электронных документов в качестве доказательств. Модернизация электронного правосудия в условиях цифровой экономики, наряду с реформированием процессуального законодательства, должна включать разработку федерального закона об электронном документе.
SOLOVYANENKO, N.I.
ELECTRONIC JUSTICE FOR THE DIGITAL ECONOMY: MODERNIZATION OF LEGAL REGULATION
Keywords: digital development, digital transformation, legal conditions, trial, legislation, electronic document, qualified electronic signature, document management, document turnover, cloud technologies, files, data.
Electronic justice is a modern legal institution designed to create a comfortable legal environment for the functioning of the digital economy. Citizens and legal entities are able to use digital technologies at all stages of the judicial process; they are provided with electronic access to information on the activity of the courts. It covers judicial proceedings and electronic document management with the usage of an electronic signature, as well as the usage of electronic documents as evidence. The modernization of electronic justice in the digital economy, along with the reform of processual legislation, should include the development of a Federal law on electronic document.
В Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», цифровые данные определены в качестве важного фактора обеспечения устойчивого экономического и социального развития. Цифровая экономика РФ - это платформа, на которой создается новая модель взаимодействия между бизнесом, властью, экспертным и научным сообществами для повышения конкурентоспособности России на глобальном уровне и выполнения задач цифрового развития, поставленных указом Президента РФ от 07. 05. 2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].
Программа относит нормативное регулирование и благоприятный правовой режим к базовым предпосылкам создания и использования электронных технологий в экономике и предусматривает разработку соответствующих правовых институтов и юридических средств. Эта позиция поддерживается представителями юридической науки. Так, Ю. Будникова считает, что при отсутствии правовых норм невозможно реализовать серьезные цели по строительству инновационной модели экономики, создать благоприятный правовой климат для совершенствования технологических процессов [2, с.87].
Электронное правосудие является юридическим институтом, призванным создавать комфортные правовые условия для функционирования цифровой экономики, которое соответственно привлекает повышенное внимание граждан и бизнес сообщества к работе судебной системы, в том числе в цифровой среде. Однако понятие «электронное правосудие» к настоящему времени не получило определения в российском законодательстве и является дискуссионным. В частности, электронное правосудие в юридической литературе характеризуется как «совокупность автоматизированных информационных систем и сервисов, предоставляющих программно-технические решения для публикации судебных актов, ведения «электронного дела» и доступа сторон к материалам «электронного дела» или деятельность судов (в том числе по разрешению экономических споров) с использованием информационно-коммуникационных технологий и систем» [3, с.26-31].
В иностранных правовых системах электронное правосудие, как правило, является электронной государственной услугой и одним из элементов электронного государственного управления. В Исследовании ООН (2014 года), посвященном данным вопросам, утверждается, что электронное государственное управление и инновационные государственные услуги
являются инструментами устойчивого развития, поскольку они эффективны, востребованы и отвечают правилам прозрачности и подотчетности [4, с.2-6]. Подобные экспертные выводы оказывают мощное влияние на внедрение электронного правосудия.
Применение информационных систем в судах оценивается международными экспертами как «повышение эффективности услуг, оказываемых частным лицам и обществу в целом, поскольку позволяет сократить количество судебных дел и время их рассмотрения, а также наладить оперативное взаимодействие суда с адвокатами и гражданами, обеспечить прозрачность и доступность правосудия» [5, с.241-256]. С этих позиций рассматривается использование при осуществлении правосудия современных правовых инструментов, характерных для электронного правительства в целом, таких как: реестры и иные источники достоверной информации, системы электронных платежей, системы аутентификации и идентификации личности, единая электронная регистрация в целях доступа ко всем государственным услугам, юридически признанная электронная доставка документов и сообщений (сертифицированная электронная почта). Электронный способ судопроизводства считается при этом основным и подлежит применению, а «бумажное» судопроизводство является исключением. В обосновании такого подхода подчеркивается необходимость избавиться от «тирании бумаги» устаревших и неадекватных информационных технологий и «шокирующего» и «повсеместного» отсутствия доступа к правосудию для обычных людей или малых предприятий. Таким образом нынешнее видение системы правосудия - цифровая по умолчанию. Под цифровыми по умолчанию подразумеваются цифровые услуги, которые настолько просты и удобны, что все те, кто может их использовать, решат сделать это, в то время как те, кто не могут, не исключены. Вместе с тем, доступ к правосудию означает нечто большее, чем возможность заполнить онлайн-форму и чувствовать себя комфортно в процессе. Он имеет центральное значение для обеспечения верховенства права [6].
В интеграционных объединениях государств, таких как Европейский Союз, актуальны вопросы трансграничного доступа к правосудию. Европейский портал электронного правосудия предоставляет информацию о системах правосудия и на всей территории ЕС. Европейская Судебная сеть по гражданским и торговым делам упрощает взаимодействие судебной власти в странах ЕС в целях улучшения судебного сотрудничества и содействия трансграничному доступу к правосудию.
Понятие «электронное правосудие» (без его дефиниции) указано в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы». В целом, данное понятие имеет широкое толкование: это комплекс правовых отношений и технологических решений, предоставляющих гражданам и юридическим лицам возможность применять цифровые технологии в судебном процессе и получать электронный доступ к информации; деятельность судов по осуществлению правосудия в электронном виде. Указанные правоотношения охватывают также судебное делопроизводство и электронный документооборот с применением электронной подписи, сканирование и хранение электронных образов судебных документов, перевод судебных архивов в электронный вид, видео- и аудио протоколирование хода судебных заседаний, электронные доказательства.
В целях развития информационных технологий в арбитражной системе предполагается создание: «облачной» вычислительной архитектуры для автоматизации судебного и общего делопроизводства; создание электронного архива для хранения электронных документов; использования мобильных устройств в качестве доступа к информационным ресурсам, программным комплексам и базам данных федеральных судов РФ посредством использования «облачных» технологий для судей и работников аппарата судов - мобильного правосудия. Органы судебной власти в своей деятельности используют систему автоматизации судопроизводства - программно-технический комплекс, обеспечивающий ведение судебного делопроизводства; осуществление и фиксацию в электронном виде процессуальных действий (в том числе АИС Верховного Суда РФ; ГАС «Правосудие»; АИС «Судопроизводство»; программный комплекс «Судебно-арбитражное делопроизводство»»; информационные системы «Мой арбитр»; «Картотека арбитражных дел»; «Банк решений арбитражных судов»). Кроме того, суду предоставляется доступ к сведениям из ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое
взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА)», Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), Реестра единых объектов недвижимости (РЕОН), Государственного кадастра недвижимости (ГКН) [7].
Необходимо указать, что, с учетом сохраняющегося цифрового неравенства, российское законодательство не предусматривает применение по умолчанию документов в цифровом формате и не требует полной отмены традиционного, «неэлектронного» судопроизводства или бумажного документооборота. Закон фокусирует внимание на максимальном обеспечении судебной защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, не отождествляя электронное правосудие с электронной государственной услугой.
23 июня 2016 года был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти». Задача Федерального закона - совершенствование правового регулирования электронного документооборота в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и административном судопроизводстве, а также обеспечение возможности использования электронных документов в качестве доказательств. Федеральным законом внесены соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ и ряд федеральных законов [8].
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами указанных положений принято «Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов». Ключевые нововведения:
- предусмотрено, что документы в суды подаются в том числе в электронной форме (в виде электронного образа или электронного документа), заверяются или подписываются электронной подписью;
- обновлены положения о судебных извещениях;
- предусмотрена возможность выполнения и направления судом судебных актов в виде электронных документов.
Приняты также Порядок подачи в Верховный Суд РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Председателя ВС РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П) и Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Судебного департамента при ВС РФ от 28 декабря 2016 г. № 252).
Федеральный закон «Об электронной подписи» предоставил участникам электронного взаимодействия право использовать электронную подпись любого вида. При этом в конкретных правоотношениях электронная подпись определенного вида может быть обязательна к применению в силу федерального закона, а также принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Если в суд направлены собственно электронные документы, они должны содержать усиленную квалифицированную электронной подпись лица. Если в суд направлены электронные образы документов, они заверяются простой, либо усиленной квалифицированной электронной подписью названного лица. Усиленная квалифицированная электронная подпись рассматривается законодателем как наиболее надежный способ идентификации подписывающего лица. Подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью электронный документ имеет такую же юридическую силу, как документ на бумаге, подписанный собственноручно, во всех правовых отношениях, за исключением случаев, когда федеральное законодательство требует наличия бумажного документа [9, с.20].
В рамках судопроизводства в арбитражных судах квалифицированной электронной подписью должны быть подписаны следующие обращения в суд (направленные в виде электронных документов или электронных образов документов):
«заявление об обеспечении доказательств (ст. 72 АПК РФ);
заявление об обеспечении иска (ст. 92 АПК РФ);
заявление об обеспечении имущественных интересов (ст. 99 АПК РФ);
заявление об обеспечении исполнения судебного акта (ст. 100 АПК РФ); ходатайство о приостановлении исполнения решения публичных органов, должностного лица (ст. 199 АПК РФ);
ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов (ст. 265.1 и 283 АПК РФ); исковое заявление, заявление, апелляционная и кассационная жалобы, содержащие ходатайство об обеспечении иска (ст. 125, 260, 265.1, 277 и 283 АПК РФ)» [10 ].
В виде электронных образов, либо в виде электронных документов представляются документы, которые подтверждают, что соблюдены процессуальные условия подачи обращения в суд. Судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписывается судьей (а принятый коллегиально - всеми судьями, рассматривавшими дело) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Использование электронного документооборота при осуществлении правосудия регламентировано как процессуальным нормам, так и технологическим нормами и правилами.
«Обращение в суд должно быть представлено в формате PDF в виде отдельного файла, размер которого не превышает 30 Мб. Прилагаемые к обращению электронные документы с текстовым содержанием могут иметь форматы: PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT; документы с графическим содержанием: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF. Файлы и данные, содержащиеся в них, должны быть доступными для работы, не защищены от копирования и печати» [10].
Документы в электронном виде подаются в арбитражный суд посредством заполнения формы в информационной системе «Мой арбитр». На имя физического лица, которое подает документы в электронном виде в суд, или на имя представителя создается личный кабинет, доступ к которому предоставляется путем использования учетной записи физического лица ЕСИА. В личный кабинет приходит уведомление, содержащее дату и время поступления документов в информационную систему (фиксируемые автоматически по московскому времени). Дата и время учитываются судом при рассмотрении вопроса о соблюдении срока для направления обращения в суд.
Как уже говорилось, в силу сохраняющегося в России цифрового неравенства и недостаточных технических возможностей для повсеместного использования электронного документооборота, российское законодательство не отказывается от традиционного «неэлектронного» судопроизводства или документов на бумаге. Законодательством установлена юридическая равнозначность документов в электронном виде и бумажных документов.
Продвижение и совершенствование электронного правосудия в условиях цифровой трансформации должно осуществляться не только посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в российские процессуальные законы. Не менее важно произвести реструктуризацию нормативной правовой базы в сфере делопроизводство и документооборота, обновив ее, ликвидировать пробелы и дополнив правовыми конструкциями, относящимися к правовому режиму, созданию, использованию и хранению электронных документов. Необходимо также урегулировать правовые вопросы трансграничного применения электронных документов и электронных подписей. В целях решения указанных вопросов следует принять специальный федеральный закон «Об электронном документе».
Литература и источники
1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: https://digital.ac.gov.ru/about.
2. Будникова Ю.Е. Правовые проблемы перехода к инновационной экономике// Право и государство: теория и практика. 2017. № 5(149). С.87.
3. Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. №4. С.26-31.
4. United Nations E-government Survey 2014. E-Government for the Future We Want // United Nations New York, 2014. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014. C.2-6.
5. Joao Rosa, Claudio Teixeira, Joaquim Sousa Pinto. Risk factors in e-justice information systems // Government Information Quarterly. Volume 30, Issue 3, July 2013, С.241-256.
6. Lord Chancellor, Lord Chief Justice and Senior President of Tribunals, Transforming our Justice System: Joint Vision Statement, September2016, https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/553261/joint-visionstatement.pdf4 H.
7. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 10.04.2017) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы". СЗ РФ. 2013. № 1. Ст. 13.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3889.
9. Лаптев В.А. Соловяненко Н.И. Электронное правосудие. Электронный документооборот: научно-практическое пособие/ Под общей редакцией С.Ю. Чучи. М., 2017. С. 20.
10. Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Судебного департамента при ВС РФ от 28 декабря 2016 г. № 252. СПС Гарант.
11. Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному. Вопросы теории и практики. М., 2019.
References and Sources
1. Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» URL: https://digital.ac.gov.ru/about.
2. Budnikova YU.E. Pravovye problemy perekhoda k innovacionnoj ekonomike// Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. .№ 5(149). S.87.
3. Romanenkova S.V. Ponyatie elektronnogo pravosudiya, ego genezis i vnedrenie v pravoprimenitel'nuyu praktiku zarubezhnyh stran // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2013. .№4. S.26-31.
4. United Nations E-government Survey 2014. E-Government for the Future We Want // United Nations New York, 2014. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014. C.2-6.
5. Joao Rosa, Claudio Teixeira, Joaquim Sousa Pinto. Risk factors in e-justice information systems // Government Information Quarterly. Volume 30, Issue 3, July 2013, S.241-256.
6. Lord Chancellor, Lord Chief Justice and Senior President of Tribunals, Transforming our Justice System: Joint Vision Statement, September2016, https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/553261/joint-visionstatement.pdf4 H.
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 N 1406 (red. ot 10.04.2017) "O federal'noj celevoj programme "Razvitie sudebnoj sistemy Rossii na 2013 - 2020 gody". SZ RF. 2013. №> 1. St. 13.
8. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF v chasti primeneniya elektronnyh dokumentov v deyatel'nosti organov sudebnoj vlasti» SZ RF. 2016. №> 26 (CHast' I). St. 3889.
9. Laptev V.A. Solovyanenko N.I. Elektronnoe pravosudie. Elektronnyj dokumentooborot: nauchno-prakticheskoe posobie/ Pod obshchej redakciej S.YU. CHuchi. M., 2017. S. 20.
10. Poryadok podachi v arbitrazhnye sudy Rossijskoj Federacii dokumentov v elektronnoj forme, v tom chisle v forme elektronnogo dokumenta (utv. prikazom Sudebnogo departamenta pri VS RF ot 28 dekabrya 2016 g. .№ 252. SPS Garant.
11. Bobyleva M.P. Upravlencheskij dokumentooborot: ot bumazhnogo k elektronnomu. Voprosy teorii i praktiki. M., 2019.
СОЛОВЯНЕНКО НИНА ИВАНОВНА - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН ([email protected]).
SOLOVYANENKO, NINA I. - Ph.D. in Law Senior Research Fellow, Business and Corporate Law Department, Institute of State and Law RAS.
УДК 343.98
КУСТОВ М.Н.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТРУД ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ОСУЖДЕННЫХ К СОДЕРЖАНИЮ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ
ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
Ключевые слова: осужденные военнослужащие, труд, привлечение осужденных к труду, дисциплинарная воинская часть, прокурорский надзор.
Статья посвящена отдельным вопросам прокурорского надзора за исполнением уголовно-исполнительного и трудового законодательства при привлечении осужденных к труду в дисциплинарных воинских частях и исправительных учреждениях. Автор констатирует крайнюю необходимость повышения эффективности деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания по стимулированию осужденных к возмещению ущерба и иному заглаживанию вреда. Достигнуть этого можно, в частности, путем должной организации труда осужденных. В связи с этим неизбежно требуется повышение действенности прокурорского надзора за исполнением уголовно-исполнительного и трудового законодательства в рассматриваемой сфере.
KUSTOV, M.N.
ON SOME ISSUES OF PROSECUTOR'S SUPERVISION FOR EXECUTION OF LAWS REGULATING LABOR OF CONVICTED TO DETERMINATION OF THE FREEDOM AND MILITARY SERVANTS CONVICTED TO CONTAINING IN THE DISCIPLINARY MILITARY UNIT
Keywords: convicted servicemen, labor, attraction of convicts to labor, disciplinary military unit, prosecutor's supervision.
The article is devoted to specific issues of prosecutor's supervision over the implementation of the criminal-executive and labor legislation at the attraction of convicts to work in disciplinary military units and correctional institutions. The author states that there is an urgent need to improve the effectiveness of the activity of authorities and institutions that execute criminal penalties in order to encourage those convicted of reparation for damage and other compensation for harm. This can be achieved, in particular, by proper organization of labor of convicts. In this regard, inevitably, it is necessary to increase the effectiveness of the prosecutor's supervision over the implementation of criminal-executive and labor legislation in this sphere.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» возлагает на прокуроров, в том числе военных, осуществлять действенный надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрено, что военнослужащие,