Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ
'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура и спорт / плавание / волейбол / физическая подготовленность / students / physical education and sports / swimming / volleyball / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мануйленко Элеонора Владимировна, Тащиян Аршак Андраникович, Панов Евгений Валентинович, Андреева Дарья Андреевна

Представлены результаты исследований, доказывающие эффективность реализации элективных курсов по физической культуре и спорту. Рассмотрена динамика изменения физических показателей студентов в процессе посещения элективных занятий по волейболу и плаванию. Установлено, что комплекс повышенных физических нагрузок, а также посещение элективных курсов по плаванию и волейболу способствует повышению уровня физических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мануйленко Элеонора Владимировна, Тащиян Аршак Андраникович, Панов Евгений Валентинович, Андреева Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH STUDENTS

The results of research proving the effectiveness of the implementation of elective courses in physical education and sports are presented. The dynamics of changes in the physical indicators of students in the process of attending elective classes in volleyball and swimming are considered. It was found that a complex of increased physical activity, as well as attendance at elective courses in swimming and volleyball, contributed to an increase in the level of physical performance.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ »

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-6-29-35

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ

Э.В. Мануйленко, А.А. Тащиян, Е.В. Панов, Д.А. Андреева

Представлены результаты исследований, доказывающие эффективность реа-лизации элективных курсов по физической культуре и спорту. Рассмотрена динамика изменения физических показателей студентов в процессе посещения элективных заня-тий по волейболу и плаванию. Установлено, что комплекс повышенных физических нагрузок, а также посещение элективных курсов по плаванию и волейболу способст-вует повышению уровня физических показателей.

Ключевые слова: студенты, физическая культура и спорт, плавание, волейбол, физическая подготовленность.

USE OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH STUDENTS

Manuylenko E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, manele2010@ yandex.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State University of Economics, Tashiyan A.A., candidate of law sciences, associate professor, tashciyan.azniv@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Panov E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, pan_69@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Andreeva D.A., student, dasharaf15@gma-il.com, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The results of research proving the effectiveness of the implementation of elective courses in physical education and sports are presented. The dynamics of changes in the physical indicators of students in the process of attending elective classes in volleyball and swimming are considered. It was found that a complex of increased physical activity, as well as attendance at elective courses in swimming and volleyball, contributed to an increase in the level of physical performance.

Key words: students, physical education and sports, swimming, volleyball, physical fitness.

Мануйленко Элеонора Владимировна, канд. пед. наук, доц., manele2010@vandex.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Тащиян Аршак Андраникович, канд. юрид. наук, доц., tashcivan.azniv@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД России,

Панов Евгений Валентинович, канд. пед. наук, доц., pan 69@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России,

Андреева Дарья Андреевна, слушатель, dasharaf15@gmail.com, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД России

Студенты первых курсов имеют низкую мотивацию к ведению здорового образа жизни, что сказывается на их ус -певаемости, а также физических показа -телях. В первую очередь указанный фактор имеет связь с адаптацией в стенах образовательной организации, которая представляет собой изменение различных аспектов повседневной деятельности. Именно в период адаптации студенты переходят к малоактивному образу жизни, а также перестают заниматься спортом. Вследствие этого из-за избыточной учебной нагрузки, а также мало-

подвижного образа жизни обучающиеся могут терять стремление к образовательной деятельности. Для повышения мотивации студентов к формированию здорового образа жизни в высших образовательных организациях имеются элективные курсы по физической

культуре. Суть элективных занятий по физической культуре состоит в вы -боре студентом того курса, каким он сам желает заниматься [7, с. 86-87].

Цель исследования выражается в исследовании развития физических показателей экспериментальной и контрольной групп студентов первого курса посредством сдачи зачета по дисциплине «Общая физическая подготовка» в процессе посещения элективных курсов по волейболу и плаванию.

Задачи исследования:

- проанализировать отечественную научную учебно -методическую базу, а также изучить труды ученых и исследователей по данному вопросу;

- организовать сбор статистической информации, необходимой для выявления динамики течения эксперимента;

- исследовать эффективность элективных курсов по волейболу и плаванию с учетом повышения нагрузки при проведении учебных занятий по физической культуре;

- проанализировать и обобщить полученные результаты.

Методика и организация исследования. Осуществлен анализ

необходимой теоретической информации по указанному вопросу, органи -зовано и проведено научно-практическое исследование.

В исследовании участвовали две учебные группы студентов пер -вого курса: контрольная и экспериментальна. Эксперимент проводился в период с сентября по декабрь 2023 года (4 месяца). Экспериментальная группа студентов обучается по направлению «Информационные системы и программирование», контрольная - по направлению «Банковское дело». Возрастная категория учебных групп имеет диапазон от 17 до 21 года. Учебные группы выбраны с целью дифференциации на контрольную (студенты, обучающиеся по направлению «Банковское дело») и экспериментальную (студенты, обучающиеся по направлению «Информационные сис -темы и программирование») группы. В контрольную группу вошли 20 девушек и 5 юношей, в экспериментальную - 25 юношей.

Вышеуказанные учебные группы были необходимы для проведения исследования и выявления эффективности элективных курсов по физической культуре. Динамика физических показателей студентов оценивалась по результатам сдачи нормативов по общей физической подготовке, а именно: прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание), приседание, бег на 1 километр [1, с. 26-32].

Предполагалось, что контрольная группа будет посещать элективные курсы по плаванию, в то время как экспериментальная группа - курсы по волейболу. В процессе эксперимента занятия по общей физической подготовке проходили в режиме повышенной нагрузки с целью точного отслеживания динамики физических показателей в обеих группах.

Результаты исследования и их обсуждение. Начальный этап эксперимента выражался в исследовании уровня физической составляющей студентов экспериментальной и контрольной групп при выполнении упражнений общей физической подготовки. Указанные нормативы явля -ются базовыми и не вызывают трудностей при их выполнении.

На момент проведения занятий по общей физической подготовке (сентябрь 2023 года) были определены средние показатели по отдельным нормативам у студентов экспериментальной и контрольной групп (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели в экспериментальной и контрольной группах при выполнении нормативов по общей физической подготовке

в начале исследования

Вид норматива Средние показатели

Экспериментальная группа Контрольная группа

Прыжок в длину с места, см 185 171

Отжимание, кол-во раз/1 мин 16 9

Приседание, кол-во раз/1 мин 31 39

Бег на 1 километр, мин, с 5,11 5,48

В процессе наблюдения за участниками контрольной и экспериментальной групп были сделаны следующие выводы:

- экспериментальная группа студентов имела более высокие показатели по таким нормативам, как прыжок в длину с места, отжимание, а также бег на 1 километр. Указанный факт, по нашему мнению, связан с половой принадлежностью участников экспериментальной группы, так как в ее состав входили только юноши, которые, как правило, имеют более развитую мышечную мускулатуру. Несмотря на это, если рассматривать результаты экспериментальной группы через призму выполнения нормативов мужским полом, то необходимо констатировать, что физические показатели этой группы являются, несомненно, низкими;

- контрольная группа, состоявшая преимущественно из девушек, имела также низкий уровень физической подготовленности. Однако в процессе выполнения нормативов было выяснено, что в контрольной группе наблюдались более высокие показатели выносливости по сравнению с экспериментальной.

Следующим этапом являлась реализация организационно-методической части исследования. Длительность учебного занятия по общей физической подготовке студентов первого курса экспериментальной и контрольной групп составляла 90 минут, занятия проводились минимум один раз в неделю. При благоприятных погодных условиях (с начала сентября по начало октября 2023 года) учебные занятия в обеих группах про-

водились на открытом воздухе на спортивной площадке. Основным усло -вием эффективного изменения показателей физической подготовленности студентов выступало повышение нагрузки при проведении учебных заня -тий. Например, учебное занятие включало разминку, выполнение комплекса общеразвивающих и беговых упражнений, а также заключительную часть [3, с. 13]. Студенты контрольной и экспериментальной групп в тече -ние всего занятия пробегали дистанцию примерно в 1 километр, затем это расстояние в процессе последующих занятий увеличивалось. Аналогичный метод был применен при выполнении базовых физических упражнений, а именно: прыжков в длину с места, отжиманий и приседаний.

Студенты экспериментальной группы в среднем посещали электив -ные курсы по волейболу два раза в неделю, длительность одного занятия составляла 90 минут. Занятия в зависимости от погодных условий проходили либо в закрытом помещении, либо на открытом воздухе. На первом этапе схема проведения занятия была следующей: общая суставная разминка, бег на короткие дистанции. Неотъемлемой частью занятия являлся инструктаж [2, с. 50-78]. Педагог инструктировал студентов о соблюдении мер безопасности при выполнении различных упражнений, а также во время игры в волейбол. На втором этапе педагог предлагал студентам разделиться на команды и провести пробную игру в волейбол для выявления силы игроков в обеих командах. Однако, как показало соревнование, студентам не удавалось создавать необходимую расстановку волейбольных позиций и игра заканчивалась «ничьей». После этого преподаватель само -стоятельно организовал расстановку команд с учетом игровых навыков и физических показателей (телосложения, роста). После этого студенты также соревновались с учетом внесенных изменений в состав команд. Третьим этапом выступал анализ ошибок, допущенных при игре участни -ками, а также подведение итогов игры. Основной проблемой, возникшей в обеих командах, стала невозможность организации взаимодействия между участниками.

Следует отметить, что в начале посещения элективных курсов студенты экспериментальной группы не имели выраженной мотивации к фи -зической активности, а также к игре в волейбол. Однако соревновательная деятельность, а также работа в команде послужила определенным стимулятором для студентов, которые по истечении пяти недель начали показывать достаточно хорошие результаты в игре в волейбол [6, с. 3718-3720].

Контрольная группа занималась на элективных курсах по плаванию в спортивном бассейне, расположенном на территории образовательной организации. Длительность занятия составляла 90 минут. В среднем, элек -тивные курсы по плаванию проходили 2-3 раза в неделю. Занятие начиналось с краткого инструктажа, а также разминочных упражнений. Основной проблемой, которая возникла у студентов при посещении первого занятия,

было то, что 30 % от общего состава группы не обладали необходимыми навыками плавания. Первым шагом стало разделение студентов на группы по определенному критерию. Педагог разделил студентов с учетом их умения держаться на поверхности воды, а также уровня сформированности плавательного навыка. Исследование показало, что 30 % участников контрольной группы не имели навыка плавания, 50 % - имели базовые навыки в этой области, 20 % занимались плаванием до поступления в образова -тельную организацию. В процессе занятий педагог объяснял цель и задачи, стоящие перед тремя группами, а также предлагал упражнения, которые студенты должны были выполнить. Лицам, которые не имели навык плавания, было необходимо постепенно погружаться в воду, придерживаясь за борт бассейна, попеременно отпуская его [4, с. 15-18]. Студентам, имеющим навык плавания, было необходимо проплывать определенное расстояние в течение всего занятия. Общим для всех студентов контроль -ной группы являлось упражнение на задержку дыхания как на поверхности воды, так и под ней.

По истечении трех месяцев студенты, которые до посещения занятий не имели навыка плавания, смогли полноценно проплывать расстояние от одного края бассейна до противоположного. Это воспринималось как положительная динамика исследуемых показателей в эксперименте. Иными словами, 100 % студентов экспериментальной группы освоили навык плавания.

По истечении четырех месяцев (в декабре 2023 года) студенты проходили аттестацию в форме зачета по дисциплине «Общая физическая подготовка», результаты которой отображены в табл. 2.

Таблица 2

Средние показатели в экспериментальной и контрольной группах при выполнении нормативов по общей физической подготовке

в конце исследования

Вид норматива Средние показатели

Экспериментальная группа Контрольная группа

Прыжок в длину с места, см 200 189,1

Отжимание, кол-во раз/1 мин 31 20

Приседание, кол-во раз/1 мин 42 46

Бег на 1 километр, мин, с 3,45 4,15

Из табл. 2 видно, что показатели в обеих группах значительно увеличились по сравнению с теми, которые были зафиксированы на началь -ном этапе исследования.

В начале проведения исследования контрольная группа имела низ -кие показатели в отжимании, а также в беге на 1 километр. Однако по ито-

гам исследования можно отметить, что средние показатели по нормативам группы были значительно увеличены. Следует отметить, что влияние элективных курсов по плаванию на физическую подготовленность студентов очень существенно. Данный факт, возможно, обусловлен особенностью сбора статистических данных. В начале посещения элективных курсов по плаванию около 30 % студентов контрольной группы не умели плавать, 50 % - имели поверхностный базовый навык. По окончании эксперимента можно было отметить, что все студенты контрольной группы овладели навыком плавания. Также контрольная группа по окончании эксперимента значимо повысила уровень сформированности двигательных навыков, а также развитие физических качеств, таких как сила, ловкость, скоростные способности [5, с. 67-68].

Выводы

1. К концу проведенного эксперимента студенты экспериментальной и контрольной групп значимо повысили уровень физической подготовленности и, соответственно, общий показатель выполненных нормативов при сдаче зачета по дисциплине «Общая физическая подготовка».

2. Занятия на элективных курсах по плаванию способствовали формированию навыков плавания у студентов контрольной группы.

3. Режим повышенных физических нагрузок, а также занятия на элективных курсах по плаванию и волейболу способствовал повышению уровня физических показателей студентов.

Список литературы

1. Блинков С.Н., Мезенцева В.А., Бородачева С.Е. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учеб. пособие. Кинель: Изд-во СГСА, 2018. 161 с.

2. Григорьева И.В., Волкова Е.Г. Физическая культура. Основы оздоровительной физической культуры в вузе: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГЛУ им. Г.Ф. Морозова, 2023. 94 с.

3. Денисова Г.С., Тузова А.А. Физическая культура как социокультурный феномен // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4(15). С. 11-17.

4. Куянцева Н.Е. Физическая культура и ее место в общей культуре общества // A Posteriori. 2022. № 6. С. 14-19.

5. Лысенко В.Н., Абзалова А.Х. Физическая культура. Лечебная физическая культура. Влияние физической культуры на организм // Студенческий вестник. 2022. № 21-7(213). С. 67-68.

6. Сериков П.В. Физическая культура студентов. Адаптивная физическая культура // Образование. Наука. Производство: сб. материалов XII Междунар. молодежного форума. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2020. С. 3717-3722.

7. Тащиян А.А., Хить Я.А. Место физической активности в жизни человека: роль спорта в здоровьесберегающем образовании // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сб. материалов девятой Междунар. науч. конф. Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 85-90.

References

1. Blinkov S.N., Mezenceva V.A., Borodacheva S.E. Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture i sportu [Elective courses in physical culture and sports]: textbook. allowance. Kinel: Publishing house SGSA, 2018. 161 p.

2. Grigor'eva I.V., Volkova E.G. Fizicheskaya kul'tura. Osnovy ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury v vuze [Physical Culture. Fundamentals of health-improving physical culture at a university]: textbook. allowance. Voronezh: Publishing house of VSLU im. G.F. Morozova, 2023. 94 p.

3. Denisova G.S., Tuzova A.A. Fizicheskaya kul'tura kak sociokul'turnyj fenomen [Physical culture as a sociocultural phenomenon] // Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports]. 2019. No. 4(15). P. 11-17.

4. Kuyanceva N.E. Fizicheskaya kul'tura i ee mesto v obshchej kul'ture obshchestva [Physical culture and its place in the general culture of society] // A Posteriori. 2022. No. 6. P. 14-19.

5. Lysenko V.N., Abzalova A.H. Fizicheskaya kul'tura. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura. Vliyanie fizicheskoj kul'tury na organizm [Physical Culture. Healing Fitness. The influence of physical culture on the body] // Studencheskij vestnik [Student bulletin]. 2022. No. 21-7(213). P. 67-68.

6. Serikov P.V. Fizicheskaya kul'tura studentov. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Physical culture of students. Adaptive physical culture] // Education. Science. Production: sat. materials of XII Int. youth forum. Belgorod: Publishing house BSTU im. V.G. Shukhova, 2020. P. 3717-3722.

7. Tashchiyan A.A., Hit' Ya.A. Mesto fizicheskoj aktivnosti v zhizni cheloveka: rol' sporta v zdorov'e sberegayushchem obrazovanii [The place of physical activity in human life: the role of sport in health-saving education] // Physical culture, sport, health and longevity: collection. materials of the ninth International. scientific conf. Rostov-n/D: Southern Federal University Publishing House, 2020. P. 85-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.