Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклорные экспедиции / исследования / практика / музыкально-этнографические материалы / архив / расшифровка / публикации / folklore expeditions / research / practice / music and ethnographic materials / archive / decryption / publications

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.З. Демина, Е.М. Бородина

Статья посвящена детальному анализу материалов производственной фольклорно-этнографической практики студентов кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, проводимой с 1992 г. по 2019 г., изложению основных итогов практики и обобщению практического опыта применения экспедиционных материалов. Особенность проведения практики заключается в условиях образовательного процесса – в летний период, в течение двух недель (14 дней) на заданной территории. Использование фольклорных экспедиций в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для воспитания грамотного, профессионально обученного специалиста. Не вызывает сомнений ещё и другая проблема, состоящая в том, что из-за физического исчезновения непосредственных носителей сибирского фольклора может быть утерян огромный пласт духовной культуры русского народа, что привело к активизации исследовательской и издательской деятельности педагогов-музыкантов и студентов с целью фиксирования и сохранения песенного наследия. В основе исследования рассматривается совокупность методов и приёмов работы с собранными материалами, которые формируют комплексный подход в учебной деятельности. Научная новизна заключается в описании итогов данных исследований, определяется видом поставленных задач и введением в оборот новых практических материалов музыкально-этнографических экспедиций. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование собранных материалов повышает их значимость в обучении студентов и является важной составляющей образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.З. Демина, Е.М. Бородина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF EXPEDITIONARY FOLKLORE MATERIALS IN EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to a detailed analysis of the materials of folklore and ethnographic practice of students of the Department of Folk Choral Singing of the Kemerovo State Institute of Culture, conducted from 1992 to 2019, to the presentation of the main results of the practice and the synthesis of practical experience in the use of expeditionary materials. The particularity of the practice is in the conditions of the educational process: in the summer period, for two weeks (14 days) in a given territory. The use of folklore expeditions in the educational process creates favorable conditions for the upbringing of a competent, professionally trained specialist. There is also no doubt that another problem is considered that due to the physical disappearance of the direct carriers of Siberian folklore, a huge layer of Russian people’s spiritual culture may be lost, which led to the teacher-musicians and students’ activation of the research and publishing activities in order to fix and preserve the song heritage. The study is based on a set of methods and techniques for working with collected materials, which form an integrated approach in educational activities. The scientific novelty lies in describing the results of these studies and is determined by the type of tasks set and the introduction of new practical materials of musical and ethnographic expeditions into circulation. The presented material makes it possible to conclude that the use of collected materials increases their importance in the students’ education and is an important component of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

молодежи глубины исторического мышления была высказана множеством спикеров. Студентам была предоставлена возможность прослушать выступления ведущих историков-экспертов, сотрудников архивов, в том числе и зарубежных, транслировавших новейшую информацию об исторических деталях работы Нюрнбергского международного трибунала, восстановлении исследователями различных аспектов трагедии мирного населения на оккупированных захватчиками территориях, мировоззренческие позиции деятелей культуры, искусства, политических деятелей, свидетелей исторических событий обсуждаемого периода истории (А.Г. Звягинцев, С.Л. Лавров, С.Р. Руден-ко, З. Прилепин, и многие другие). В рамках работы тематической площадки «Основные ценности Нюрнбергского процесса в образовательных программах и модулях национально-патриотического воспитания» обсуждались весьма дискуссионные на сегодняшний день вопросы: стереотипы и заблуждения в трактовке истории Великой Отечественной войны, проблема интерпретации исторических фактов, порождения исторических ошибок, статуса исторических документов в современном мире, роль масс-медиа в сохранении памяти об исторических событиях.

Уникальность данного мероприятия состояла, на наш взгляд, в максимально объемном, непредвзятом, разнообразном по мировоззренческим позициям участников представлении информации, а также в интересной подаче материала, ориентированной на восприятие информации современным реципиентом. Судя по студенческим отзывам, представленная на форуме информация дала возможность углубить понимание исторических событий, познакомиться с актуальной исторической интерпретацией событий, воспринять новые для себя точки зрения, концепции, оценки, дала толчок к размышлениям и исторической рефлексии на тему событий Второй мировой и Великой Отечественной войн. Темы, поднятые на форуме, оказались звучащими остро и актуально, в связи с чем было решено продолжить их обсуждение и подвести итоги в пространстве университетского научно-практического круглого стола. В декабре 2020 года, как было указано выше, состоялось два круглых стола, в которых приняли участие 22 студента Московского международного университета направлений «Менеджмент» и «Журналистика». Научно-практические мероприятия были озаглавлены «Историческая правда или пропаганда: как говорить на темы войны в современном публичном пространстве?», они стали, по нашему мнению, эффективной формой развития студенческого исторического сознания и исторической рефлексии. Научной методологической основой отбора содержания вопросов для обсуждения на данных мероприятиях стали принципы объективности, системности, историзма, обеспечивающие максимально возможную непредвзятость исследования и изучение исторических событий и процессов в динамике их становления и эволюции.

Формой предоставления информации в ходе проведения круглых столов стали научные доклады, тематика которых была предложена студентами и была

Библиографический список

связана с тематикой научных площадок форума «Уроки Нюрнберга». Обсуждались следующие проблемы и вопросы: специфика современных мультимедийных проектов, посвященных Великой Отечественной войне, статус исторических документов в современном мире, особенности представления информации о победителях и жертвах нацизма в современных медиа, военный сторителлинг, мультимедийные проекты о Великой Отечественной войне. Особенностью процесса формирования исторического сознания в рамках данных научно-практических мероприятий является отбор и структурирование содержания обсуждения с целью переноса акцента на исторические предпосылки и причины явлений и процессов, развитие исторической рефлексии в ходе обсуждения, Историческая рефлексия - это специфическое качество и способность человека осознавать исторические события, их причинно-следственные связи, осмысленное отношение к произошедшему в историческом прошлом; историческое знание при этом не является отчужденным, оно личностно «окрашено» и значимо [5]. «Присвоению» полученных знаний, глубинному осмыслению сути вопросов способствовал тот факт, что дополнительное обсуждение тем форума на круглом столе было инициировано самими студентами и продиктовано их интересом к обсуждаемым проблемам.

В ходе круглого стола были применены такие обучающие методики, как дискуссия, «кейс-стади», метод «мозгового штурма». В частности, метод «кейс-ста-ди» был использован в ходе обсуждения актуальной темы «Военный сторител-линг»: истории о войне в масс-медиа». Суть применяемого метода заключалась в моделировании преподавателем конкретной задачи-ситуации в рамках обозначенной выше темы, анализируемой совместными усилиями группы студентов. Проблемно-ситуационный анализ завершался выдвижением студентами вариантов решения проблемы - способов представления военного сторителлинга в различных средствах массовой коммуникации с учетом их специфики. Метод дискуссии в форме обмена мнения между участниками, выработки различных подходов к проблеме активно применялся при обсуждении таких тем, как «Стере-отипизация трактовки событий Великой Отечественной войны», «Современные мультимедийные проекты, посвященные Великой Отечественной войне», «Историческая правда или пропаганда?».

Подводя итоги проведенным научно-практическим мероприятиям и оценивая опыт их проведения в контексте формирования исторического сознания студентов, следует отнести к результатам: 1) развитие у студентов навыков анализа исторических источников, относящихся к периоду Великой Отечественной войны; 2) формирование устойчивого исследовательского, поискового интереса, продиктованного собственной мотивацией студента; 3) формирование навыков проблемно-ситуационного анализа в ходе решения проблемных ситуаций; 4) развитие исторической рефлексии как личного осознания сущности исторических событий, их причин и следствий, формирование собственного ценностного отношения к истории.

1. Международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга». Available at: https://victorymuseum.ru/playbill/events/uroki-nyurnberga/days/

2. Давыденко М.В., Шелюгина О.А., Степанская А.Г. Особенности формирования исторического сознания у студентов направления подготовки «Искусство костюма и текстиля в процессе изучения курса «Эстетика». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 257 - 259.

3. Давыденко М.В. Возможности курса «Всеобщая история в развитии культурологического аспекта исторического сознания студентов. «Chronos». Мультидисциплинар-ные науки. 2020; № 10 (49): 21 - 23.

4. Бойков В.Э., Меркушин В.И. Историческое сознание в современном российском обществе: состояние и тенденции формирования. Социология власти. 2003; № 2: 5 - 22.

5. Борисова О.Н. Историческая рефлексия в профессиональной подготовке бакалавра социальной работы. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика психология. 2018; Выпуск 1: 108 - 112.

References

1. Mezhdunarodnyjnauchno-prakticheskij forum «Uroki Nyurnberga». Available at: https://victorymuseum.ru/playbill/events/uroki-nyurnberga/days/

2. Davydenko M.V., Shelyugina O.A., Stepanskaya A.G. Osobennosti formirovaniya istoricheskogo soznaniya u studentov napravleniya podgotovki «Iskusstvo kostyuma i tekstilya v processe izucheniya kursa «'Estetika». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 257 - 259.

3. Davydenko M.V. Vozmozhnosti kursa «Vseobschaya istoriya v razvitii kul'turologicheskogo aspekta istoricheskogo soznaniya studentov. «Chronos». Mul'tidisciplinarnye nauki. 2020; № 10 (49): 21 - 23.

4. Bojkov V.'E., Merkushin V.I. Istoricheskoe soznanie v sovremennom rossijskom obschestve: sostoyanie i tendencii formirovaniya. Sociologiya vlasti. 2003; № 2: 5 - 22.

5. Borisova O.N. Istoricheskaya refleksiya v professional'noj podgotovke bakalavra social'noj raboty. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika psihologiya. 2018; Vypusk 1: 108 - 112.

Статья поступила в редакцию 05.05.21

УДК 378

Demina T.Z., senior lecturer, Department of Folk Choral Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: zinorovna777@mail.ru Borodina E.M., Cand. of Cultural Sciences, senior lecturer, Department of Folk Choral Singing, Kemerovo State Institute of Culture, (Kemerovo, Russia), E-mail: elena.folklor@rambler.ru

USE OF EXPEDITIONARY FOLKLORE MATERIALS IN EDUCATIONAL PROCESS. The article is devoted to a detailed analysis of the materials of folklore and ethnographic practice of students of the Department of Folk Choral Singing of the Kemerovo State Institute of Culture, conducted from 1992 to 2019, to the presentation of the main results of the practice and the synthesis of practical experience in the use of expeditionary materials. The particularity of the practice is in the conditions of the educational process: in the summer period, for two weeks (14 days) in a given territory. The use of folklore expeditions in the educational process creates favorable conditions for the upbringing of a competent, professionally trained specialist. There is also no doubt that another problem is considered that due to the physical disappearance of the direct carriers of Siberian folklore, a huge layer of Russian people's spiritual culture may be lost, which led to the teacher-musicians

and students' activation of the research and publishing activities in order to fix and preserve the song heritage. The study is based on a set of methods and techniques for working with collected materials, which form an integrated approach in educational activities. The scientific novelty lies in describing the results of these studies and is determined by the type of tasks set and the introduction of new practical materials of musical and ethnographic expeditions into circulation. The presented material makes it possible to conclude that the use of collected materials increases their importance in the students' education and is an important component of the educational process.

Key words: folklore expeditions, research, practice, music and ethnographic materials, archive, decryption, publications.

Т.З. Демина, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: zinorovna777@mail.ru

ЕМ Бородина, канд. культурологии, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: elena.folklor@rambler.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья посвящена детальному анализу материалов производственной фольклорно-этнографической практики студентов кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, проводимой с 1992 г по 2019 г, изложению основных итогов практики и обобщению практического опыта применения экспедиционных материалов. Особенность проведения практики заключается в условиях образовательного процесса - в летний период, в течение двух недель (14 дней) на заданной территории. Использование фольклорных экспедиций в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для воспитания грамотного, профессионально обученного специалиста. Не вызывает сомнений ещё и другая проблема, состоящая в том, что из-за физического исчезновения непосредственных носителей сибирского фольклора может быть утерян огромный пласт духовной культуры русского народа, что привело к активизации исследовательской и издательской деятельности педагогов-музыкантов и студентов с целью фиксирования и сохранения песенного наследия. В основе исследования рассматривается совокупность методов и приёмов работы с собранными материалами, которые формируют комплексный подход в учебной деятельности.

Научная новизна заключается в описании итогов данных исследований, определяется видом поставленных задач и введением в оборот новых практических материалов музыкально-этнографических экспедиций. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование собранных материалов повышает их значимость в обучении студентов и является важной составляющей образовательного процесса.

Ключевые слова: фольклорные экспедиции, исследования, практика, музыкально-этнографические материалы, архив, расшифровка, публикации.

Актуальность темы исследования заключается в повышении интереса к собранным музыкально-этнографическим материалам фольклорных экспедиций кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, обобщении имеющихся материалов с опорой в их изучении на методологические достижения современной этномузыкологии [1], что в настоящее время не вызывает сомнений. Собирание музыкального фольклора составило важнейшую сторону образовательного процесса и деятельности кафедры в познании народной песенной культуры, региональной специфики русского фольклора Сибири как одного из основных направлений отечественной фольклористики [2], а также определило внимание к одной из важных ее задач - «понять глубину, ценность, неповторимость своей местной песенной традиции, нисколько не уступающей традициям других регионов» [3, с. 5].

Одним из важных этапов профессионального образования будущего специалиста в области народно-певческого искусства, его саморазвития является производственная фольклорно-этнографическая практика, во время которой осуществляется овладение студентами первоначальными навыками собирательской работы. Её задачи, содержание и проведение являются одним из значимых формирующих направлений деятельности кафедры.

Проведение экспедиционных исследований кафедрой народного хорового пения КемГИК составляет значимую сторону учебно-образовательного процесса:

- научную - собрать ценный фольклорный материал для более глубокого понимания его бытования и использования в исследовательской работе;

- профессиональную - получить необходимые навыки по сбору записей песенного фольклора;

- учебную - расширить знания студентов по русскому музыкальному народному творчеству с его целостной системой, существующей по своим законам, и комплексом выразительных средств.

Отсутствие публикаций по обобщению и практическому применению имеющихся в архиве образцов песенного фольклора, записанных в экспедициях, в свою очередь, и обусловило актуальность предлагаемого исследования.

Для достижения указанной цели данного исследования авторы проекта ставят перед собой следующие задачи: во-первых, проанализировать экспедиционные фольклорные материалы кафедры народного хорового пения КемГИК за указанный период времени (1992 - 2019 гг); во-вторых, обосновать опыт научно-исследовательской, творческой работы педагогов и студентов; в-третьих, выявить степень необходимости продолжения собирания, изучения, реставрации материалов, дальнейшего внедрения их в образовательный процесс и восприятия сибирского фольклора как неотъемлемой части российской культуры.

Для достижения результатов обозначенной темы в работе применены следующие методы исследования: метод поиска информации и систематизации полученных данных, метод анализа и синтеза. Применение метода систематизации позволило проследить процесс научно осознанных интересов по исследованию регионального песенного фольклора, анализ статей и архивных материалов, которые позволили отметить значимость происходящих исследований с целью получения наиболее полного представления ценности этих материалах. С помощью анализа и синтеза удалось выявить количество проведенных кафедрой

экспедиций, записанных в них песенных образцов и объединить полученную информацию в некий результат

Теоретической базой исследования послужили архивные материалы кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, статьи, диссертационные публикации, исследования, учебные пособия, сборники фольклорно-этнографических материалов, опубликованные исследователями, преподавателями и студентами в области музыкального искусства, культурологии и этнографии: Н.В. Леонова [1], В.П Богомолова [2], В.Ф. Похабова [3], В.М. Щурова [4], Т.З. Демина [5], Е.М. Бородина [6; 7; 8], Т.А. Котлярова, Т.З. Демина [9; 10], Т.А. Котлярова [11], А.В. Харлова [12].

Практическая значимость работы состоит в том, что может использоваться в качестве лекционного материала для занятий по дисциплине «Методика собирания и расшифровки народных песен» в вузе при изучении темы по истории собирания регионального фольклора.

Традиции собирания этнографических материалов в фольклорных экспедициях студентами высших учебных заведений определены еще советским высшим образованием, прописаны в образовательных программах высшего образования того времени, содержащих требования по организации учебных студенческих фольклорных экспедиций, а в современных образовательных стандартах - именуемая как производственная фольклорно-этнографическая практика по направлению подготовки «Искусство народного пения», являющаяся составной частью основной образовательной программы высшего профессионального обучения студентов.

Участники фольклорных экспедиций, студенты, должны помнить основные критерии, на которые ориентирована учебная, исследовательская, научная деятельность преподавателей и студентов кафедры народного хорового пения: научная достоверность информации, полнота и четкая структурированность отчетной документации. В.М. Щуров отмечал: «Дать науке полноценную запись произведений народной музыки - это не значит дать только нотную запись. Необходимо описание способа исполнения, обстановки, выяснения места, какое занимает это произведение в народном быту» [4].

Экспедиционными исследованиями и изучением регионального музыкального фольклора в Кемеровском государственном институте культуры студенты и преподаватели начали заниматься с 1992 года. В настоящее время студентами дневного и заочного обучения, преподавателями кафедры проведено более 70 экспедиций по Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, Красноярскому, Алтайскому краев. Большинство фольклорных экспедиций студентами осуществлено в Кемеровской области.

Материал исследования опирается на итоги проведенных экспедиций и на множество собранных песенных образцов, изучаемых в разных формах их представления: архивных и опубликованных, нотных и аудио. Для аналитической работы взят обзор источников, включающий фольклорно-песенные образцы локального бытования, публикации этнографических описаний локальной песенной традиции - учебные пособия, фольклорно-этнографические сборники, научные публикации, диссертационные исследования, выпускные квалификационные работы студентов.

«В результате многолетних экспедиций на территории Кемеровской области, организованных кафедрой народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, были собраны музыкально-этнографические материалы, которые предоставляют возможность для определения своеобразия народной музыкальной культуры региона» [5, с. 117]. Выяснилось, что собрано много плясовых, свадебных, необрядовых лирических песен, есть городские, тюремные, зимние песни среди которых щедровки, колядки, овсени, а также песни малых форм - частушки, заклички, детские песни и игры.

Итогом «данных экспедиций является архив кафедры (аудиофон), в котором насчитывается за прошедшие почти три десятилетия предположительно около четырёх тысяч песенных образцов, из них расшифровано более семисот песенных образцов [5, с. 117]». К сожалению, в силу некоторых обстоятельств статистика в этом направлении не ведется, и данный анализ представлен исходя из собственных наблюдений.

Собранный в экспедициях материал студенты обрабатывают и на основе аналитического разбора участвуют в конференциях, используют собранный материал в написании бакалаврских и магистерских работ. Так, среди работ по разнообразию освещаемых аспектов можно назвать следующие: «Жанровый состав музыкального фольклора Кемеровской области», «Современное бытование русских народных песен на территории Кемеровской области (по материалам фольклорных исследований кафедры НХП)», «Формирование и стилевые особенности традиционного песенного фольклора в Кемеровской области (по материалам фольклорных экспедиций)», «Особенности лирической песни, бытующей на территории Западной Сибири», «Песни каторги и ссылки», «Сибирская частушка: история, теория жанра», «Современное бытование городской песни на территории Кемеровской области», «Систематизация и хранение фольклорных материалов лаборатории народной музыки КемГУКИ как вариант фольклорных фондов РФ», «Музыкально-текстовая вариативность песенного фольклора Кемеровской области», «Сохранение импровизационной формы хакасского тахпаха в современной исполнительской практике» и др.

Одна их выпускных квалификационных работ студентки кафедры Лысенко Дианы была посвящена описанию локальной песенной традиции на основе сравнительного подхода материалов собственных фольклорных экспедиций разных лет отдельно взятого села - «Современное состояние песенной традиции села Балман Новосибирской области». Результатом работы над темой стало присвоение звания лауреата II степени VIII Международного конкурса «Сибириада», номинация «Музыкознание» (научно-исследовательская деятельность, декабрь 2019). По теме бакалаврской работы опубликована научная статья: Т.З. Демина, Д.А. Лысенко. «Из истории собирательской работы в селе Балман Куйбышевского района Новосибирской области» (2017).

Рассмотрение бытования локальных песенных традиций на территории Кемеровской области в историческом контексте места и времени, характерных особенностей и воплощение их в работы становится приоритетным направлением и в публикациях педагогов кафедры: Т.А. Котляровой, Т.З. Деминой, Е.М. Бородиной и др.

Локальные песенные традиции восточнославянского населения Кемеровской области представлены в учебном пособии Е.М. Бородиной. В нем дается детальное рассмотрение традиционной песенной культуры некоторых групп восточных славян, ее особенностей и локальной специфики [6]. По материалам фольклорных экспедиций 1998 - 2002 гг доцентом кафедры Е.М. Бородиной был выпущен сборник «Казачьи песни Кемеровской области» (2002), задача которого состояла «в том, чтобы показать ряд песенных жанров казачьей традиции, бытующих в Кемеровской области, распределив их согласно бытовым функциям, содержанию поэтических текстов» [7, с. 6]. Научное исследование автора статьи Е.М. Бородиной «Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири»: диссертация кандидата культурологии (2004), посвящено анализу основных этапов становления сибирского казачества, реконструкции празднично-обрядовой культуры казачества, классификации песенного фольклора казачества; в ходе исследования выявлена «степень сохранности ряда жанров, бытовавших и бытующих в настоящее время; исчезновение из репертуара таких жанров, как былевой эпос, календарные, обрядовые песни, требующие конкретной приуроченности: трудовые, покосные, жнивные, а также песни весеннего периода: заклички, веснянки» [8, с. 168].

В 2009 году выходит проект «Золотые россыпи народной песни России» (издательство «Буква С», Красноярск), в котором содержатся фольклорно-этно-графические материалы Кемеровской области, записанные студентами кафедры народного хорового пения и расшифрованные авторами данной статьи. Песенный фольклор славянского населения представлен здесь произведениями, бытующими вне обряда, такими жанрами, как лирические, плясовые, хороводные, свадебные, солдатская, походная, тюремная.

Исследованию локальной традиции, характеризующей традиционную культуру Новокузнецкого района с. Сидорово Кемеровской области (экспедиция 2004г.), посвящен первый выпуск учебно-методического сборника фольклор-но-этнографических материалов «Вечер был, сверкали звезды» (2009). Проанализировав данный материал, было отмечено, что при исполнении жителями одних и тех же песен в разное время сохранялся поэтический текст, в отличие от напева, и наоборот [9].

Во втором выпуске учебно-методического сборника фольклорно-этно-графического материала «Тяче вода каламутна» (2009) представлены песни с. Большая Талда и с. Турунаево Прокопьевского района, записанные студентами в экспедициях 2003 и 2005 гг. Анализ данных собранных материалов подтверждает устоявшиеся в науке принципы переселенческой культуры, представленные в работах других авторов (Н.В. Леоновой). Оба выпуска подготовлены преподавателями кафедры народного хорового пения Т.А. Котляровой, Т.З. Деминой и М.Г Котляровым [10].

Жанровую классификацию, виды народного музыкального творчества, пути их определения, а также некоторые особенности элементов календарных праздников и обрядов Кемеровской области были отражены в работе Т.А. Котляровой, профессора кафедры «Народное музыкальное творчество: календарные праздники и обряды Кемеровской области»: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2017. Основным источником изучения данного исследования стали материалы, собранные в ходе студенческих полевых работ в районах Кемеровской области и записи индивидуальных экспедиций В.Ф. Похабова, выпускника кафедры народного хорового пения [11, с. 4].

Каждый отдельный случай изучения фольклорно-песенной традиции в том или ином аспекте является бесценным вкладом в общерусскую фольклористку для сохранения особенностей музыкального и поэтического языка. Рассмотрению ладовой организации песенного фольклора, собранного в ходе исследований, предпринимавшихся кафедрой НХП Кемеровского государственного института культуры в период с 1994 по 2018 гг., представлен в научном исследовании одного из авторов данной статьи Т.З. Деминой «Ладово-интонационные особенности песенного фольклора Кемеровской области» (2018 г.). Сравнительный анализ песенных вариантов с точки зрения музыкально-текстовой вариативности получил отражение в другой работе этого автора «Вариативность песенного фольклора» (2019 г.) по материалам экспедиций 1998 - 2008 гг. в Новокузнецкий район.

Материалы фольклорных экспедиций студенты и педагоги кафедры народного хорового пения применяют в творческо-исполнительской практике, на конкурсах, экзаменах. В 2012 году студентами кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного университета культуры и искусств под руководством автора данного исследования Т.З. Деминой был подготовлен творческий проект государственного экзамена-концерта на основе песенных материалов экспедиционных исследований студентов.

С позиций сегодняшнего времени при анализе записанных материалов в экспедициях последних лет становится понятно, что ранние записи песенных образцов - поистине значимые и уникальные, которые сейчас невозможно зафиксировать в связи с уходом многих носителей фольклора. И одной из важных задач, стоящих перед нами, является сохранение песенного материала, собранного за время трех десятилетий.

Записанные материалы на магнитофонную пленку, к сожалению, могут со временем исчезнуть в связи с недолгим сроком существования этого вида носителя, имеющего определенное количество проигрываний. А при оцифровке экспедиционных материалов с магнитофонной кассеты, которая уже сама по себе является памятником, могут возникнуть некоторые трудности, и отношение к ней должно быть осторожным, бережным. Хотелось бы, чтобы в области музыкальной фольклористики были внедрены правила и нормативы оцифровки фольклорных записей, как во всех других областях [12].

Некоторое количество кассет магнитных пленок с ранее записанным песенным материалом были оцифрованы педагогом кафедры М.Г Котляровым. Для работы в этом направлении нужна специальная аппаратура, чтобы исключить шумы и искажения и сделать оцифровку кассет максимально без технических потерь и в соответствии с нормативами цифрового преобразования звуковых файлов. Но все эти правила, к сожалению, студентам незнакомы, так как требуется специальная аппаратура и подготовка студентов по данному виду работ.

Объём и сложность восстановления сделанных ранее записей требует определённой организации по выполнению работы в этом направлении. Возможно организовать занятия «бригадным методом» или малой группой, распределив тем самым обязанности выполнения заданий по характеру работы каждой из групп. Одни занимаются расшифровкой песенных образцов, отражая жанровые, темповые, метрические характеристики, особенности многоголосия и музыкального строя, паспортные данные на нотированную песню. Другая группа делает оцифровку, компьютерный набор нотного и поэтического текстов и, если имеются фото- и видеоматериалы, всю проделанную работу необходимо объединить в результат [12].

Такой вид занятий осуществляется непосредственно под руководством педагога, который планирует, руководит, контролирует и помогает студентам в осуществлении всех действий по выполнению заданий. Под руководством педагога студентам удастся объединить данный вид направления в работе с собранными материалами экспедиционных исследований, архивными материалами, чтобы собрать более полную информацию о бытовании песенной традиции в регионе [12].

Такой опыт коллективной работы имел место быть и среди педагогов кафедры народного хорового пения КемГИК при выпуске вышеупомянутых учебно-методических сборников экспедиционных материалов «Вечер был, сверкали звезды», «Тяче вода каламутна».

Состояние степени изученности этой темы позволяет определить некоторую проблему данного исследования, которое заключается в имеющемся материале музыкальных и поэтических жанров, с одной стороны, и с другой, есть над чем подумать с точки зрения осмысления процесса сохранения, систематизации и в какой-то степени возрождения фольклорного наследия в условиях развитого индустриального района.

Таким образом, анализ экспедиционных исследований кафедры народного хорового пения, проведенный на основе фольклорно-этнографической практики студентов за период 1992 - 2020 гг, позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящее время силами студентов и преподавателей кафедры народного хорового пения проделана большая работа по собиранию, изучению и сохранению собранного песенно-этнографического материала по исследованной территории. Имеющиеся в архиве источники, а также наблюдения как исследователей, приверженцев этого направления, так и собственные, позволяют судить о том, что история собирательской деятельности кафедры народного хорового пения КемГИК представляет собой большой интерес, хоть и занимает с точки зрения исторических рамок непродолжительное время.

2. Многолетняя организация кафедрой экспедиционных исследований студентов на территории Кузбасса и прилегающих к ней областей играют немаловажную составляющую в изучении процессов, происходящих в народной культуре, в сохранении исчезающих уникальных образцов песенных традиций, выявлении современного их состояния. Собранные материалы дают возможность получить анализ и сравнение накопившихся записей одной и той же территории в разные годы исследований, установить тенденции к изменениям, представляют

Библиографический список

собой одно из важных явлений как региональной, так и отечественной фольклористики, дают возможность использования обработки материалов фольклор-но-этнографической практики и подготовки к публикации всевозможных жанров фольклорных произведений и направлений. Каждая из музыковедческих и творческих работ вносит новый материал в научный вклад, способствует адаптации к изучаемым событиям его музыкального существования, к различным формам использования экспедиционных исследований.

3. Нельзя не согласиться, что многие песни уходят от нас навсегда в силу того, что все меньше и меньше остается носителей песенной традиции. Как показывают наблюдения, необходимо использовать архивные материалы и накопленный опыт экспедиционных исследований, который дает возможность выявить степень необходимости продолжения собирания, изучения, реставрации материала и дальнейшего его внедрения в преподавательскую, исследовательскую, научную, исполнительскую, редакционную деятельность, в издательскую работу.

В заключение отметим, что проведение музыкально-этнографических экспедиций является важным направлением в учебно-образовательном процессе студентов, выступая источником информации о состоянии песенной традиции Кемеровской области. И если в отдельно взятом образовательном учреждении, Кемеровском государственном институте культуры, удаётся фиксировать, расшифровывать, сохранять и транслировать песенное фольклорное наследие, то есть надежда, что работа в этом направлении будет продолжаться. Данная тема требует своего дальнейшего детального изучения, представляется важность продолжения этого вида деятельности по всем ее направлениям для будущих поколений.

1. Леонова Н.В. Сравнительное изучение музыкально-фольклорных традиций русских старожилов Сибири (постановка задачи, источники). Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018; Т. 1, № 45: 30 - 39.

2. Богомолова В.Г Современное состояние песенной традиции русского населения Кемеровской области. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Челябинск, 2005.

3. Похабов В.Ф. Песни Кийской слободы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.

4. Щуров В.М. С рюкзаком за песнями (записки собирателя). Москва: Самообразование, 2005.

5. Демина Т.З., Мороз Т.И. Ладово-интонационные особенности песенного фольклора Кемеровской области. Манускрипт: научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов: Издательство Грамота. 2018; № 8 (94): 116 - 122.

6. Бородина Е.М. Песенные традиции восточнославянского населения Кемеровской области: учебное пособие. Кемерово: КемГИК, 2009.

7. Казачьи песни Кемеровской области: сборник материалов фольклорных экспедиций. Запись, нотирование, составитель, вступительная статья и комментарии Е.М. Бородиной. Кемерово, 2002.

8. Бородина Е.М Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири. Диссертация ... кандидата культурологии: Кемерово, 2004.

9. Вечер был, сверкали звезды [ноты]: учебно-методический сборник фольклорно-этнографического материала с. Сидорово, Новокузнецкого района, Кемеровской области. Составители Т.А. Котлярова, Т.З. Демина, оцифровка, реставрация и набор нотного текста М.Г Котлярова. Кемерово: КемГУКи, 2009; Выпуск 1.

10. Тяче вода каламутна [ноты]: сборник фольклорно-этнографического материала с. Большая Талда, Прокопьевского района, Кемеровской области. Составители Т.А. Котлярова, Т.З. Демина, оцифровка, реставрация и набор нотного текста. М.Г. Котлярова. Кемерово: КемГУКИ, 2011; Выпуск 2.

11. Котлярова Т.А. Народное музыкальное творчество: календарные праздники и обряды Кемеровской области: учебное пособие. Кемерово: КемГИК, 2017.

12. Харлов А.В. Инновационные технологии в фольклорно-этнографической практике. Проблемы педагогики: научно-методический журнал. Москва: Проблемы науки, Иваново: Олимп, 2015; № 8 (9): 31 - 33.

References

1. Leonova N.V. Sravnitel'noe izuchenie muzykal'no-foíklornyh tradicij russkih starozhilov Sibiri (postanovka zadachi, istochniki). Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2018; T. 1, № 45: 30 - 39.

2. Bogomolova V.G. Sovremennoe sostoyanie pesennoj tradicii russkogo naseleniya Kemerovskoj oblasti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2005.

3. Pohabov V.F. PesniKjskojslobody. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1999.

4. Schurov V.M. S ryukzakomza pesnyami (zapiskisobiratelya). Moskva: Samoobrazovanie, 2005.

5. Demina T.Z., Moroz T.I. Ladovo-intonacionnye osobennosti pesennogo fol'klora Kemerovskoj oblasti. Manuskript: nauchno-teoreticheskij i prikladnoj zhurnal. Tambov: Izdatel'stvo Gramota. 2018; № 8 (94): 116 - 122.

6. Borodina E.M. Pesennye tradicii vostochnoslavyanskogo naseleniya Kemerovskoj oblasti: uchebnoe posobie. Kemerovo: KemGIK, 2009.

7. Kazach'i pesni Kemerovskoj oblasti: sbornik materialov fol'klornyh ekspedicij. Zapis', notirovanie, sostavitel', vstupitel'naya stat'ya i kommentarii E.M. Borodinoj. Kemerovo, 2002.

8. Borodina E.M Osobennosti tradicionnoj kul'tury kazachestva Zapadnoj Sibiri. Dissertaciya ... kandidata kul'turologii: Kemerovo, 2004.

9. Vecher byl, sverkalizvezdy [noty]: uchebno-metodicheskij sbornik fol'klorno-'etnograficheskogo materiala s. Sidorovo, Novokuzneckogo rajona, Kemerovskoj oblasti. Sostaviteli T.A. Kotlyarova, T.Z. Demina, ocifrovka, restavraciya i nabor notnogo teksta M.G. Kotlyarova. Kemerovo: KemGUKI, 2009; Vypusk 1.

10. Tyache voda kalamutna [noty]: sbornik fol'klorno-'etnograficheskogo materiala s. Bol'shaya Talda, Prokop'evskogo rajona, Kemerovskoj oblasti. Sostaviteli T.A. Kotlyarova, T.Z. Demina, ocifrovka, restavraciya i nabor notnogo teksta. M.G. Kotlyarova. Kemerovo: KemGUKI, 2011; Vypusk 2.

11. Kotlyarova T.A. Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo: kalendarnye prazdniki i obryady Kemerovskoj oblasti: uchebnoe posobie. Kemerovo: KemGIK, 2017.

12. Harlov A.V. Innovacionnye tehnologii v fol'klorno-'etnograficheskoj praktike. Problemy pedagogiki: nauchno-metodicheskij zhurnal. Moskva: Problemy nauki, Ivanovo: Olimp, 2015; № 8 (9): 31 - 33.

Статья поступила в редакцию 16.04.21

УДК 811.161.1:37.091.279.5

Verenich T.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Russian as a Foreign Language Department, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: tverenich@sfu-kras.ru

Ponomareva E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Russian as a Foreign Language Department, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: eaponomareva@sfu-kras.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhigaeva A.A., teacher, Pre-Admission as a Foreign Language Department for International Students, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: zhigaevaanastasiya@gmail.com

TEST-TAKING STRATEGIES FOR SUBTEST IN "READING" OF TOFRL (B1) PREPARATION. The paper analyses the tasks of the Intermediate level State Test in Russian as a Foreign Language (e.g. subtest in "Reading") in order to determine the most effective test-taking strategies. A productive approach to test accomplishment helps to form a higher degree of stress tolerance in the process of taking the exam and improving its results. The research analyses eight subtests, containing 28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.