УДК 17.022.1
В. И. Коваленко, С. Н. Горбачева
фольклорно-этнографическая экспедиция как средство профессиональной ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ народно-хоровой специализации
Рассматривается роль фольклорно-этнографической экспедиции в профессиональной подготовке студентов народно-хоровой специализации вузов искусств и культуры. Раскрываются функции, формы и направления фольклорно-этнографических экспедиций.
Ключевые слова: фольклорно-этнографическая экспедиция, функции фольклорно-этнографической экспедиции, формы и направления проведения фольклорно-этнографических экспедиций.
Профессиональная подготовка студентов рассматривается нами как процесс образования личности, развивающей в себе способность к деятельности в выбираемом направлении и присваивающей знания, которые человек считает для себя необходимыми [1].
Фольклорно-этнографическая экспедиция -одно из важных средств профессиональной подготовки студентов вузов искусств и культуры, позволяющее углубить и закрепить полученные теоретические знания и практические навыки, познакомить их с живым бытованием фольклора, помочь овладеть первоначальными навыками собирательской работы.
В Белгородском государственном институте искусств и культуры студенты кафедры искусства народного пения ежегодно отправляются в фольклорно-этнографические экспедиции по Белгородчине для общения с живыми носителями народных традиций. Задачами экспедиций являются: наблюдение за ними в быту, изучение их манеры поведения, сохранившихся обычаев, обрядов, повседневной и праздничной одежды, танцев и многих других деталей, раскрывающих характер людей, их мировоззрение и эстетические идеалы, а главное - слушание живых интонаций народной речи и накопление личных представлений о песенном фольклоре Белгородчины. Прямая передача традиции, «из рук в руки», придает всей творческой работе студентов необходимую глубину и подлинность. Фольклорную экспедицию можно считать самой ценной и желаемой формой работы в приобретении специальных навыков и знаний в области народно-песенного искусства.
Многие фольклористы (С. Л. Браз, В. Н. Медведева, М. С. Жиров, В. М. Щуров) выделяют основные функции фольклорно-этнографических экспедиций, а именно:
— научную, способствующую углубленному решению круга задач в области народно-музыкальной культуры;
— профессиональную, направленную на приобретение навыков записи традиционного фольклора, общения с народными исполнителями;
— учебную, способствующую углублению знаний о народном творчестве и системе его музыкально-выразительных средств традиционным путем: «из уст в уста», «от старшего к младшему» [2].
Наряду с вышеназванными функциями выделяется еще одна, на наш взгляд, не менее важная, воспитывающая функция. Она направлена на эмоциональный отклик студентов - участников фольклорной экспедиции, пробуждение их интереса к народным традициям, формирование ценностного отношения к национальной культуре, аксеологиче-ским ядром которой является музыкальный фольклор.
Результаты, привезенные студентами и преподавателями из фольклорных экспедиций, ежегодно пополняют фонды кафедры и являются основным учебным материалом по предметам специального цикла, поэтому студенты, собирающиеся в экспедицию, должны быть хорошо подготовлены. По словам В. М. Щурова: «Дать науке полноценную запись произведений народной музыки - это не значит дать только нотную запись. Необходимо описание способа исполнения, обстановки, выяснения места, какое занимает это произведение в народном быту» [3].
По объему проводимой работы, степени погруженности в традицию различаются формы обследования местности (В. Е. Гусев, С. Г. Лазутин, В. М. Щуров, В. Н. Медведева). Сплошное обследование выявляет характер бытования фольклора в настоящем и прошлом, соотношение всех имеющихся жанров, в том числе традиционного фольклора и различных форм его трансформации. Определяется степень сохранности местной традиции, ареалы ее распространения, а также особенности исполнительского творчества певцов и инструменталистов. По нашему мнению, это наиболее эффективная форма исследовательской работы, апробируемая в ходе учебного процесса в вузе.
Выборочное обследование, по мнению специалистов [2; 4], связано с фиксацией какого-либо одного или нескольких жанров народной музыки. Это могут быть обрядовые песни (свадебные или календарные), плясовые, хороводные, лирические,
исторические и другие. Такой метод обследования требует более тщательной подготовки в области истории и теории фольклорных жанров, знания их специфики, морфологии, форм бытования.
Различают разведывательное и стационарное обследования. «Разведка» необходима для того, чтобы определить пути будущей работы по всестороннему изучению местной традиции: выясняются адреса, имена и репертуар исполнителей, примерное соотношение песенных и инструментальных жанров. Следовательно, она берет на себя всю подготовительную работу предстоящей экспедиции. Стационарное обследование предполагает всестороннее выявление жанрово-стилевой системы местной традиции, так как углубленное общение с ее хранителями позволяет наблюдать за разными качествами исполнительской культуры (манера, вокальные приемы, процесс «игры») [2].
Зачастую студенты народно-хоровой специализации изначально имеют отношение к фольклорноэтнографической экспедиции как к одному из множества учебных предметов. Однако окунувшись в традиционную среду, они невольно начинают осознавать важность точности фиксации (нотации и способа исполнения) каждой песни. Проводя объемную работу над каждым произведением, студенты внимательно относятся к музыкальному воплощению записанной и расшифрованной ими песни, что в свою очередь непосредственно влияет на формирование их профессиональной компетентности.
В методике фольклорно-этнографической работы уже сформировалось несколько направлений обследования, которые можно представить следующим образом: экспедиции в необследованную местность; экспедиции к переселенцам; экспедиции в поселения, окруженные иноязычной средой; повторные экспедиции «по следам» собирателей; творческо-обучающие экспедиции [2].
Более всего распространены экспедиции в необследованную местность и экспедиции «по следам» собирателей. Маршруты экспедиций в необследованную местность, как правило, строятся по селам Белгородчины, где еще не работали фольклористы. Таких сел становится все меньше и меньше. Повторные экспедиции «по следам» ориентированы на районы, где уже работали специалисты. Повторные поездки стали практиковаться с 20-х гг. ХХ в. При введении фольклора в учебные планы вузов посещение мест, где ранее работали исследователи прошлого, стало планомерным. Это дает интереснейшие наблюдения, способствует развитию научной и творческой деятельности. Общаясь с народными исполнителями, студенты приобретают новые практические навыки, развивают свое профессиональное мастерство, закрепляют теоретиче-
ские знания об особенностях традиционных манер исполнения песен, а вместе с тем и сами учатся качественно исполнять их. Безусловно, повторные экспедиции проводятся в села с широко известными народными мастерами с целью ориентировки студентов на «классических», авторитетных и общепризнанных хранителей местных традиций (с. Подсереднее Алексеевского района Белгородской области - руководитель О. И. Маничкина, с. Нижняя Покровка Красногвардейского района Белгородской области - руководитель В. И. Нечаев, Н. И. Маняхина и т. д.).
Экспедиции к переселенцам преследуют цель сравнительного изучения традиций, которые бытуют в территориально обособленных районах. Отдаленная от метрополии и замкнутая в себе традиция может значительно активней сохранить «свое лицо». Наряду с песенным стилем переселенцы, хотя и не всегда, сохраняют обычаи, хозяйственный уклад, диалектические свойства языка (старообрядцы, казаки-некрасовцы и т. д.).
В экспедициях в поселения, окруженные иноязычной средой (с близкими и неродственными языками), исследуется культура русских в родственной этнической среде. Соседство Белгородской области с Украиной позволяет проводить подобные экспедиции достаточно продуктивно. Особенно интересен Ровеньской район Белгородской области, где русские и украинские музыкальные традиции слились воедино. В поле зрения подобных экспедиций вопросы, связанные с историей таких поселений, жанровые, стилевые аналогии с исторической прародиной и специфические проявления местной культуры. Такое взаимодействие с произведениями иноязычной культуры развивает в студентах чувство патриотизма, так как у них появляется возможность сравнить мелодику родственных культур, выявить специфические, индивидуальные особенности каждой из них.
Творческо-обучающий фактор фольклорной экспедиции - одно из важнейших направлений работы любого народно-певческого коллектива фольклорной направленности. В результате совместного музицирования с народными мастерами имеется уникальная возможность формировать репертуар, шлифовать исполнительскую стилистику, овладевать традиционной манерой пения, навыками варьирования и импровизации. Обучение фольклору может воссоздаваться ныне лишь в искусственной среде и приобретать специализированный характер, и это актуально в условиях профессионального музыкального воспитания.
Сегодня, зная об общих закономерностях народной музыки, можно считать, что абсолютно необследованных мест на территории Белгородской области нет ввиду полифункциональности фоль-
клорно-этнографической работы, проводимой на ее территории за последние полвека. Любая собирательская деятельность, будь то работа крупных научно-исследовательских учреждений или отдельных ученых, начинающих фольклористов, проходящих учебную практику, имеет определенную целевую установку.
В процессе фольклорно-этнографической деятельности заслуживает внимания проблема соотношения индивидуального и хорового репертуара [5]. Как правило, состав песен, исполняемых коллективом, отличается от репертуара отдельно взятого участника этого коллектива. Причины такого несовпадения могут быть различны. Коллективность исполнения для песенных жанров наиболее значима и важна, так как выявить песенную традицию, определить качество сохранности текста возможно только при работе с группой, записывая песни от коллектива, а не от отдельных, даже очень талантливых исполнителей. Проблемой певческой
группы и работы с ней занимались в той или иной мере многие ученые: В. Е. Гусев, Е. В. Гиппиус, А. И. Мозаис и другие [6]. Но не следует пренебрегать и записью репертуара отдельного исполнителя, поскольку он дополняет репертуар песенного коллектива и служит одним из источников его расширения, а также основой для изучения творческой индивидуальности народных мастеров [7]. Осмысливая это, студенты понимают истинное значение уникального наследия села, всеобъемлюще отражающего историю края, мировоззрение, менталитет, систему ценностей его создателей и хранителей.
Таким образом, фольклорно-этнографическая экспедиция является не только важнейшим средством профессиональной подготовки студентов народно-хоровой специализации, но и способствует формированию мировоззрения, нравственных, патриотических, моральных, эстетических и этических представлений студентов.
Список литературы
1. Иванкина Л. И. Соотношение профессионализма и духовного развития специалиста // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 2 (39). С. 77-80.
2. Медведева В. Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. М., 1993. 80 с.
3. Щуров В. М. С рюкзаком за песнями (записки собирателя). М.: Самообразование, 2005. 256 с.
4. Браз С. Л. Фольклорно-экспедиционная практика как одна из форм воспитания руководителей народно-певческих коллективов // Фольклор. Проблема сохранения, изучения, пропаганды. М., 1988. 190 с.
5. Глинкина А. И. Невольное детство / под ред. и со вступительной статьей В. М. Щурова. М.: ООО «Луч», 2007. 176 с.
6. Щуров В. М. Методика собирания музыкального фольклора в условиях студенческой музыкально-этнографической практики // Методы музыкально-фольклористического исследования. М., 1989. 96 с.
7. Жиров М. С., Алексеева О. И. Русская народная песня: история и современность. Белгород, 2007. 63 с.
Коваленко В. И., доктор педагогических наук, профессор. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Ул. Королева, 7, Белгород, Россия, 308034.
Горбачева С. Н., ассистент, соискатель.
Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Ул. Королева, 7, Белгород, Россия, 308034.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.07.2012.
V I. Kovalenko, S. N. Gorbachova
FOLK ETHNOGRAPHIC EXPEDITION AS A wAY OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF Folk-Choral SPECIALIzATION
The role of folk ethnographic expedition in professional training of students of folk-choral specialization in higher schools of arts and culture is revealed in this article. Besides, in this article functions, forms and directions of folk ethnographic expeditions are revealed in detail.
Key words: folk ethnographic expedition, functions of folk ethnographic expedition, forms and directions of folk ethnographic expeditions.
Kovalenko V. I.
Belgorod State Institute of Arts and Culture.
Ul. Koroleva, 7, Belgorod, Russia, 308034.
Gorbachova S. N.
Belgorod State Institute of Arts and Culture.
Ul. Koroleva, 7, Belgorod, Russia, 308034.
E-mail: [email protected]