Научная статья на тему 'Взаимосвязь учебно-образовательного процесса и научно-исследовательской работы специалистов народно-певческого направления в области музыкально-исполнительского творчества'

Взаимосвязь учебно-образовательного процесса и научно-исследовательской работы специалистов народно-певческого направления в области музыкально-исполнительского творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРЕДМЕТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ЦИКЛА / УЧЕБНЫЙ КУРС / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / САМОБЫТНОЕ НАРОДНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА / НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ / TRAINING / SUBJECTS OF SPECIAL CYCLE COURSE / FOLK MUSIC / ORIGINAL FOLK PERFORMANCE / MUSICAL AND PERFORMING ART / MUSIC AND ETHNOGRAPHIC EXPEDITION / THE THEORY OF MUSICAL FOLKLORE / FOLK SINGING TRADITION / PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новикова Татьяна Серафимовна

Представлена концепция учебно-образовательного цикла. Предметы специального цикла теоретические и практические, составляют основу исследовательской работы студентов, которая включает несколько этапов: подготовку и проведение музыкально-этнографической экспедиции; отбор и расшифровку певческого материала; изучение локальной певческой традиции. Дипломный реферат является её результатом. В ходе его написания выполняется задача сохранения и развития народно-певческих традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the teaching-learning cycle. Items of special cycle both theoretical and practical, are the basis of research work of students, which includes several stages: preparation and holding of musical ethnographic expedition; selection and interpretation of the singing of the material; study of local singing tradition. Thesis essay is its result. In the course of his writing executed task of preservation and development of folk-singing traditions.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь учебно-образовательного процесса и научно-исследовательской работы специалистов народно-певческого направления в области музыкально-исполнительского творчества»

взаимосвязь учебно-образовательного процесса и научно-исследовательской работы специалистов народно-певческого направления в области музыкально-исполнительского творчества

Татьяна Серафимовна НОВИКОВА,

доцент кафедры русского народно-певческого искусства МГИК e-mail: tatja.nowickowa2009@yandex.ru

Представлена концепция учебно-образовательного цикла. Предметы специального цикла - теоретические и практические, составляют основу исследовательской работы студентов, которая включает несколько этапов: подготовку и проведение музыкально-этнографической экспедиции; отбор и расшифровку певческого материала; изучение локальной певческой традиции. Дипломный реферат является её результатом. В ходе его написания выполняется задача сохранения и развития народно-певческих традиций.

Ключевые слова: подготовка специалистов, предметы специального цикла, учебный курс, музыкальный фольклор, самобытное народное исполнительство, музыкально-исполнительское творчество, музыкально-этнографическая экспедиция, теория музыкального фольклора, народно-певческие традиции, сохранение и развитие традиций.

The concept of the teaching-learning cycle. Items of special cycle - both theoretical and practical, are the basis of research work of students, which includes several stages: preparation and holding of musical ethnographic expedition; selection and interpretation of the singing of the material; study of local singing tradition. Thesis essay is its result. In the course of his writing executed task of preservation and development of folk-singing traditions.

Key words: training, subjects of special cycle course, folk music, original folk performance, musical and performing art, music and ethnographic expedition, the theory of musical folklore, folk singing tradition, preservation and development of traditions.

Деятельность кафедры народно-певческого искусства МГИК направлена на подготовку квалифицированных специалистов в области музыкально-исполнительского творчества, которые становятся руководителями фольклорных певческих коллективов (взрослых и детских), преподавателями средних специальных учебных заведений, ведут методическую и организационную работу в учреждениях культуры, а также успешно занимаются собиранием, записью и сохранением самобытных произведений народного творчества.

Все это становится возможным благодаря изучению предметов специального цикла - теоретических и практических, неразрывно связанных друг с другом, которые составляют основу для исследовательской работы студентов в области музыкально-исполнительского творчества. К таким предметам относятся «Народное музыкальное творчество», «Народные певческие стили», «Методика собирания и расшифровка записей народной музыки», «Основы научных исследований и подготовка выпускной квалификационной работы» (новое в учебном плане для бакалавров).

Студенческая научно-исследовательская работа в рамках учебного процесса в вузе культуры и искусств состоит из нескольких этапов.

Начальный этап:

а) подготовка к фольклорной экспедиции. Для этого необходимо изучение материалов из смежных наук - географии и истории, диалектологии (для местных говоров), этнографии (обрядов, бытовых традиций, одежды, прикладного творчества); а также из музыкальной фольклористики (знание теории фольклора для осуществления записи и расшифровки народных песен);

б) проведение музыкально-этнографической экспедиции, задачи которой - поиск самобытных исполнителей народных песен, проводятся аудио- и видеозаписи, осуществляется сбор исторических и этнографических сведений в исследуемой местности и систематизация данных.

Второй этап - отбор и расшифровка певческого материала, интересного для исполнительской практики. Практические занятия по расшифровке записей народных песен связаны с освоением правил нотной графики, применением теории музыкального фольклора для решения задач с определением формы напева и стихосложения, характеристикой исполнительской манеры и певческих приемов. Следует учитывать, что расшифровка и нотирование песенного материала являются особенным, специфическим занятием, для которого требуются не только знания теории музыкального фольклора, но и методики самостоятельной работы. Прежде всего проводится тщательная работа с текстами песен: фиксация диалектных признаков, выявление особых слов и выражений, их пояснение (при помощи таких источников, как «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля и др.), правильное построение текста в соответствии с напевом.

В нотной записи важны знания нотной графики для того, чтобы точно отобразить все исполнительские приемы певцов, правильно расположить напев и показать его форму, предоставить партитуру каждой песни в объеме не менее трех песенных строф (при вариантности исполнения и в большем объеме), определить метроном (темп исполнения) и т.д. Вся эта работа требует огромного напряжения слуха, поэтому качеством выполнения определяется и требуемое количество расшифрованных записей.

Третий этап - изучение локальной певческой традиции на примерах сольного и ансамблевого народного исполнительства. На основе анализа конкретного песенного материала:

- проводится обобщение региональных признаков народно-певческого стиля;

- выявляются взаимосвязи местного диалекта (в песенных текстах и в бытовом народном говоре) с певческой манерой и характером исполнительского творчества;

- определяются произведения для концертного репертуара и составляются рекомендации для их сценического воплощения, сохранения подлинного народного стиля.

Таким образом, все названные этапы работы - подготовка, собирание, запись, изучение - служат осуществлению основной цели научно-исследовательской работы в рамках учебного процесса в вузе - возрождению подлинных этнографических, обрядовых и певческих, традиций в современном исполнительстве, а вследствие этого - пополнение репертуара исполнителей народных песен новыми произведениями).

Результатом всего комплекса знаний является дипломный реферат, который становится «итоговой аттестационной работой на основе специальных предметов» и представляется для защиты на выпускном государственном экзамене. Содержание и тема реферата определяются собранным в экспедициях материалом, поэтому его основой является сборник записанных и расшифрованных песен, которые выполняются самостоятельно и под руководством преподавателя на индивидуальных занятиях.

Постепенно, за годы педагогического опыта, в практике учебного процесса кафедры народно-певческого искусства сложилась четкая структура дипломного реферата - три части: история и этнография(1), музыкально-поэтический анализ (II) и сборник песен (III).

Необходимой частью работы является изучение специальной литературы по вопросам истории, этнографии и фольклористики, знакомство с опубликованными и рукописными (архивными, редкими) материалами для изучения истории и этнографии исследуемой местности, ее региональных и локальных традиций. Это входит в обязательные части реферата - историко-этнографическую и музыкально-аналитическую. Кроме того, составляются справочные материалы - паспортные данные и комментарии к нотному сборнику, список литературных источников, помещаемые в конце работы.

При определении темы реферата прежде всего учитывается содержание его музыкально-поэтического материала, поясняющие его историко-этнографические сведения, обрядовая приуроченность и региональные стилистические характеристики. Как правило, темы имеют следующие формулировки: «Уральская песенная традиция в поздней лирике Свердловской области», «Обрядовые традиции и стилевые особенности песенной лирики Пензенской области», «Исполнительские и обрядовые традиции русской свадьбы в Удмуртии» и т.п.

Исполнительская принадлежность песенного материала также может стать основой темы реферата. К примеру - «Музыкально-стилистические и исполнительские традиции ансамбля села Россошка Воронежской области», «Признаки южно-русской традиции в песнях аутентичного ансамбля села Ласино Касимовского района Рязанской области», «Особенности музыкально-поэтического языка курских традиционных песен в исполнении Фёклы Ионовны Самофаловой» (т.е. сольные записи) и т.п.

Кроме того, определяющими для темы реферата могут стать сюжеты, характерные для поэтического содержания песенного материала, которые подкрепляются как историко-этнографическими обстоятельствами, так и музыкально-стилевыми признаками. Например - «Тема «неволи» в песенной лирике семейских Забайкалья».

Важной и необходимой составляющей историко-этнографического раздела дипломного реферата является повествование о собственном опыте собирательской работы. Поиск самобытных исполнителей, общение с ними в естественной обстановке, наблюдения за характерами и творческими способностями простых сельских жителей имеют большое значение в формировании профессиональных и личностных качеств молодого исследователя. Тем самым поддерживаются, сохраняются и развиваются народно-певческие традиции.

Литература

1. Алексеев Э. Нотная запись народной музыки: Теория и практика. - М.: Советский композитор, 1990.

2. Дудка Ф. Основы нотной графики. - 2-е изд. - Киев, 1985.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Терра, 1995.

4. Даль В.И. О наречиях русского языка. По поводу опыта областного великорусского словаря, изданного вторым отделением Императорской Академии наук. (Предисловие к 1 тому «Толкового словаря»). - СПб., 1852.

5. Круглов Ю.Н. Фольклорная практика. - М.: Просвещение, 1979.

6. Кулаковский Л. Как собирать и записывать народную песню. - М., 1962.

7. Щуров В.М. С рюкзаком за песнями (записки собирателя). - М., 2005.

8. Христиансен Л.Л. Встречи с народными певцами. - М., 1984.

9. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. МГК им. П.И. Чайковского. - М., 1998.

10. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора. МГК им. П.И. Чайковского. - М.: Музыка, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.