Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
497
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / ОДЕЖДА / ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ / БЫСТРАЯ МОДА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Печникова О. В.

В статье рассмотрено явление использования вторичного сырья в производстве одежды, перспектива развития этого вида сырья, приведены бренды, использующие экологичные технологии, а также затронута проблема быстрой моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 677.03

Печникова О.В.

бакалавр

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Российская Федерация, Санкт-Петербург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация: в статье рассмотрено явление использования вторичного сырья в производстве одежды, перспектива развития этого вида сырья, приведены бренды, использующие экологичные технологии, а также затронута проблема быстрой моды.

Ключевые слова: экологичный материал, одежда, вторичное сырье, быстрая мода

Из докладов Комитета ООН по охране природы известно - каждый год на земле миллионы птиц, сотни тысяч морских млекопитающих и огромное количество рыб погибают из-за пластиковых отходов. Миллионы тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в воды мирового океана. В Тихом океане уже дрейфует настоящий мусорный остров (Eastern Garbage Patch), представляющий собой очень плотные залежи пластика и других отходов. Остров по размеру в два раза превышает территорию США.

Индустрия моды занимает второе место по негативному воздействию на окружающую среду. Быстрая мода (fast fashion) - одна из причин ежегодного появления миллионов тонн использованной одежды на свалках. Такие масс-маркеты как Zara, H&M, Top Shop работают по принципу fast fashion, при которой возможно обновление ассортимента бренда несколько раз в сезон. В то время как модные дома фокусируются на качестве и оригинальности,

большинство масс-маркетов жертвуют этими показателями ради скорости появления трендов на витринах магазинов.

Мировая экологическая обстановка вынуждают человечество использовать вторичное сырьё для производства текстиля. Помимо заботы об окружающей среде, есть еще много причин в пользу переработки пластика, например, энергосбережение и сокращение количества выбросов парникового газа: известно, что замена на производстве первичного материала переработанным вторичным позволяет значительно сократить выбросы парниковых газов. Кроме того, если увеличить срок жизни носимых предметов одежды вдвое, то выбросы парниковых газов можно сократить на 44%.

Шведская компания H&M как один из самых успешных ритейлеров одежды акцентирует внимание на своей экологической устойчивости.

Небольшая финская компания Pure Waste Textiles выпускает повседневную одежду, особенность которой в том, что она полностью сделана из отходов текстильного производства, т.к. при изготовлении любых тканей неизбежно образуются обрезки. Перерабатываются совершенно новые, ранее не использованные материалы. Для такого вторичного сырья есть даже специальный термин - pre-consumer recycling, что можно перевести как «переработка до потребления». Основатель компании дизайнер Ханнес Бенгс подсчитал, что в мире ежегодно производится около 3 млрд метров денима, из них обрезки составляют примерно 10-15%. в обрезках оказывается примерно 400 миллионов метров джинсовой ткани, и этого бы хватило на то, чтобы 10 раз обернуть Землю тканью по экватору.

Финский дизайнер решил, что из этих остатков можно получать новую ткань и шить из неё экологичную одежду. Остатки могут быть разные - это и сырой хлопок, и обрезки материалов, деним, разные виды ниток. Для производства новой ткани обрезки сначала измельчают и получают волокнистую массу, чем-то напоминающую вату - новое сырье для ткани.

Далее из этой массы вытягивают нити, из которых ткут новую ткань. Важно сохранить длину волокна, - чем оно длиннее, тем прочнее получится новая ткань. Очень важно иметь качественный исходный материал и налаженный процесс его преобразования в новую ткань. Кроме хлопка в ткани используется примерно 15% полиэстера.

Ханнес Бенгс считает важным, что при этом материал получается экологичным, потому что сырье для него специально не выращивалось: «Выращивание хлопка и последующее получение из него ткани требует большого количества воды: чтобы получить 1 кг хлопковой ткани расходуется 11 тонн воды. Поэтому мы говорим о том, что наша одежда сберегает человечеству воду».

На этом утверждении строится и реклама бренда Pure Waste: например, каждая футболка упакована в жёсткий картонный конверт с логотипом компании и надпись крупным шрифтом «Эта футболка сохранила 2700 л воды. Сделано из 100% переработанного текстиля». Такое количество воды ушло бы на выращивание хлопка и производство ткани для изготовления одной футболки, а футболка, произведенная из переработанного текстиля, не требует таких ресурсов. На лицевой стороне пакета сделан вырез в форме большой капли воды, через который виден цвет изделия, при производстве тканей совсем не используют химических красителей, и материал получается того же цвета, что и обрезки.

Своими основными конкурентами в Pure Waste считают производителей одежды из органического хлопка, при выращивании которого используют мало воды по сравнению с традиционным методом выращивания этого сырья. Ханнес упоминает и компанию H&M. Продукция Pure Waste не дешевле за счет использования вторичного сырья, она стоит примерно столько же, как и продукция из тканей, полученных традиционным путем: есть установившаяся рыночная цена на обрезки, которую в Финляндии пока не могут снизить. Поэтому рассчитывают на потребителя, который покупает их продукцию именно

из экологических соображений. Компания сотрудничает с дизайнерами одежды, предпочитающими работать с экологичными тканями.

Весной 2020 года российский бренд Natural Advance выпустил дебютную коллекцию экотехнологичной спортивной одежды. Все изделия изготовлены из тканей на основе переработанных пластиковых бутылок, экохлопка и материалов, подлежащих дальнейшей переработке. Известно также о собственной технологической разработке - материале Natural Skin Touch. Natural Advance - первый международный бренд спортивной одежды из экотехнологичных материалов. Основная идея - экологичность как способ мышления и подхода к работе на всех уровнях. «Чтобы создать одну экофутболку, достаточно переработать 30 пластиковых бутылок. Просто представьте себе масштабы очищения окружающей среды, если изготавливать большую часть одежды из перерабатываемого вторичного пластика. Конечно, открытым остается вопрос сбора сырья, однако мы верим, что с чего-то надо начинать, и считаем, что вскоре другие компании и бренды также к нам присоединятся», - отметил сооснователь Natural Advance Руслан Харисов. Задача Natural Advance - предоставить людям доступ к качественной спортивной одежде из экотехнологичных материалов, которая соответствует самым строгим функциональным требованиям и при этом служит дольше. Это стало возможным в том числе благодаря работе над собственной разработкой бренда Natural Skin Touch - уникального материала, обеспечивающего максимальную функциональность одежды с акцентом на достижения спортсменов и заботу об окружающей' среде. Экологичность бренда выражается не только в использовании соответствующих материалов, но и непосредственно в выстраивании оптимального процесса производства. «У нас есть собственное производство, экологичность которого достигается за счет многоуровневого подхода. Во-первых, благодаря автоматизированному циклу производства и четко разработанной системе лекал мы можем определить точное количество ткани, которое нам требуется. Во-вторых, мы выбираем наиболее экологичные

варианты сырья у своих поставщиков. Кроме того, в компании мы внедрили раздельный сбор мусора - отдельно собираем ветошь, отдельно ткани (хлопок, синтетика) для переработки, отдельно пластиковую упаковку, старые огнетушители, LED-лампы и макулатуру, а также используем экоупаковку для нашей продукции», - рассказал сооснователь Natural Advance Эмиль Сиразев.

Таким образом, мировая промышленность делает шаги навстречу более экологичному пути развития швейной промышленности, однако сейчас большинство компаний направляют своё внимание на получение прибыли и возможно на создание видимости экологичности их концепций, отодвигая реальную ответственность на задний план.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Хазан А. Как делают одежду из переработанных пластиковых бутылок [Электронный ресурс]. URL: https://recyclemag.ru/article/kak-delajut-odezhdu-iz-pererabotannyh-plastikovyh-butylok (дата обращения: 28.06.2020) Кантор В. Как в Финляндии делают одежду из текстильного мусора [Электронный ресурс]. URL: https://recyclemag.ru/article/vtorsyre-futbolki (дата обращения: 30.06.2020)

Recycle. Переработка дня: дебютная коллекция бренда экотехнологичной спортивной одежды [Электронный ресурс].

URL:https://recyclemag.m/article/pererabotka-debyutnaya-koüektsiya-brenda-ekotehnologichnoi-sportivnoi-odezhdi (дата обращения: 30.06.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.