Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ж.Л.

В статье рассматриваются методы развития системы экологических отношений у детей дошкольного возраста на основе реализации деятельностного подхода в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, которые способствуют включению природы в личностную зону детей на позитивном уровне, возникновению у них предпосылок для становления себя как личности сознающей, думающей, страдающей и радующейся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF THE ECOLOGICAL METHODS IN THE ACTIVITY APPROACH TO THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses the development of methods of ecological relations in preschool children, through the implementation of active approach in organizing educational and educational process in preschool educational organizations that promote the inclusion of nature in the personal area kids on a positive level, the emergence of their preconditions for the formation of themselves as individuals conscious, thinking, suffering and rejoicing.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ж. Л. НОВИКОВА,

аспирант Московского городского

педагогического университета,

заместитель директора

ГБОУ «Курчатовская школа» (Москва)

novma@yandex.ru

В статье рассматриваются методы развития системы экологических отношений у детей дошкольного возраста на основе реализации деятельностного подхода в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, которые способствуют включению природы в личностную зону детей на позитивном уровне, возникновению у них предпосылок для становления себя как личности сознающей, думающей, страдающей и радующейся.

The article discusses the development of methods of ecological relations in preschool children, through the implementation of active approach in organizing educational and educational process in preschool educational organizations that promote the inclusion of nature in the personal area kids on a positive level, the emergence of their preconditions for the formation of themselves as individuals conscious, thinking, suffering and rejoicing.

Ключевые слова: экологическое воспитание, деятельностный подход, содействие, сотрудничество, экологическая идентификация, экологическая эмпатия, экологическая рефлексия

Key words: environmental education, an active approach, assistance, cooperation, identification of environmental, ecological empathy, ecological reflection

Современная методологическая основа экологического воспитания дошкольников неразрывно связана с организацией развивающего образования, при котором на смену «субъектно-объект-ной» логике воздействия на ребенка приходит логика со-действия, сотрудничества, где педагог и воспитанник выступают друг для друга как партнеры совместного развития. Педагог превращается в своеобразного «архитектора» образа жизни ребенка и в процессе сотрудничества помогает ему научиться позитивно взаимодействовать с миром природы. Этому способствует примене-

ние деятельностного подхода в экологическом воспитании дошкольников, который означает организацию и управление целенаправленной воспитательно-образовательной деятельностью дошкольника в общем контексте его.

Экологическое воспитание дошкольника с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность (со-действие, сотрудничество) ребенка и взрослого в социокуольтурной среде по реализации экологических действий. Взрослый не передает дошкольнику готовые образцы

экологического поведения, а создает, вырабатывает их вместе с ребенком. Совместный поиск позитивного взаимодействия ребенка с миром природы в процессе деятельности в социокультурной среде и составляет содержание экологического воспитания дошкольников, реализуемого в контексте деятельностно-го подхода. В основе экологического воспитания дошкольников на основе деятель-ностного подхода наиболее подходящими являются методы развития субьективно-го отношения дошкольника к природе, которые впервые выделил В. А. Ясвин в своей работе «Психология отношения к природе», — экологическая ассоциация, экологическая лабилизация, экологическая эмпатия, экологическая идентификация, экологическая рефлексия, экологическая забота и художественная репрезентация природных объектов. Рассмотрим некоторые из них, касающиеся детей дошкольного возраста:

3 идентификация (лат. identificare — отождествлять) — педагогическая актуализация постановки ребенком себя на место другого, погружение себя в его жизненную ситуацию;

3 эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — педагогическая актуализация сопереживания личностью состояния другого, сочувствия ему;

3 рефлексия (лат. reflexio —обращение назад) — самоанализ своего поведения по отношению к окружающему миру.

Данные методы педагоги-практики давно применяют в своей работе с дошкольниками.

Экопогическая идентификация — это отождествление чего-либо (какого-нибудь предмета, явления, себя) с чем-либо в природе, в жизни. Данный метод может применяться педагогами с детьми с младшего возраста, так как известно, что малыши имеют способность «очеловечивать» природные объекты — кошек, собак, «разговаривают» с растениями, дождем и червяком. Это явление описывал в своих работах еще Ж. Ж. Пиаже. Экологиче-

екая идентификация неразрывно связана с возникновением эмпатии по отношению к природным объектам. Идентификация как качество ребенка может проявляться на каждом этапе развития его субъективного отношения к миру природы. Каким же образом формировать у дошкольника это качество?

Существует ряд упражнений и этюдов по психогимнастике, которые позволяют малышу войти в роль животного или растения, внутренне отождествить себя с ним настолько, чтобы почувствовать, например, процесс роста и развития цветка или радостное состояние щенка, играющего с мячом.

Чем полнее у ребенка будут сформированы представления о природном объекте, тем более точно он сможет передать чувство и состояние животного или растения, то есть идентифицироваться с ним. Воспитатель может предложить ребенку погрузиться в пространство, в ситуацию или обстоятельство, в котором находится животное или растение. Например, в летний знойный день возьмите на прогулку питье. Однако прежде чем дать детям пить, предложите им стать неподвижными растениями, которые находятся под палящим солнцем. Растениям хочется пить, но рядом нет водоема, вокруг только высохшая земля. Листья растений (руки детей) увяли и свисают плетьми вдоль стеблей (тел), а цветы (головы детей) поникли, наклонились. Растениям жарко. Но вот на небе появились долгожданные тучи и закапали первые капли дождя (после этих слов дайте детям попить, а затем спросите, что они чувствуют).

Такой игровой прием не только поможет детям идентифицировать себя с растениями, но и будет способствовать приобретению ими знания о том, что растениям необходима вода. В результате

Чем полнее у ребенка будут сформированы представления о природном объекте, тем более точно он сможет передать чувство и состояние животного или растения, то есть идентифицироваться с ним.

работы механизма идентификации по отношению к объектам природы эти объекты станут выступать для детей в качестве референтных лиц, способных влиять на оценку ребенком других людей или объектов.

Экологическая эмпатия Психологи расшифровывают термин эмпатия как «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствова-ние в переживания другого человека» [3].

Т. П. Гаврилова рассматривает эмпа-тию как «способность человека отзываться на переживания другого существа» [2]. То есть человек может проявлять эмпа-тию по отношению не только к людям, но и к другим представителям мира природы. Следовательно, если человек проявляет чувство эмпатии по отношению к другому человеку, то он может выражать его и к различным природным объектам. Это чувство одинаково распространено и в мире людей, и в мире дикой природы.

Экологическая эмпатия — более сложное чувство и может быть сформировано у ребенка не ранее 4—5 лет. Именно в этом возрасте ребенок может не только эмоционально сопереживать природному объекту, но и прочувствовать те эмоции, которые испытывают природные объекты, — боль, радость, гнев и т. д.

Исследования ряда психологов доказывают, что сопереживания детей дошкольного возраста другим живым существам со временем усложняются, становятся более разнообразными. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок чаще всего способен лишь зеркально отражать переживания ровесника, то в старшем дошкольном возрасте он может применять активные приемы снятия неприятных ощущений и усиления радостных ощущений у сверстника (утешить, отвлечь от неприятной темы).

Если человек проявляет чувство эмпатии по отношению к другому человеку, то он может выражать его и к различным природным объектам. Это чувство одинаково распространено и в мире людей, и в мире дикой природы.

Рассмотрим возрастные изменения, которые происходят в развитии чувства сопереживания по отношению к другому человеку. Психологически можно выделить три возрастных этапа: 3—4 года, 4—5 лет, 5—7 лет.

3 Возрастной этап 3—4 года. Ребенок может увидеть положительное эмоциональное состояние своего сверстника и откликнуться на него аналогичной эмоцией. Во второй младшей группе иногда можно наблюдать картину «всеобщего плача» или смеха детей. Если ребенок увидел плачущего сверстника, то, возможно, он тоже заплачет. Это ни в коем случае не означает, что он в этот момент испытывает такие же отрицательные эмоции. Просто он так реагирует на психическое состояние другого ребенка. Поэтому в младшем возрасте важно поддерживать положительный эмоциональный фон в группе, который будет заряжать ребенка позитивной энергией.

3 Возрастной этап 4—5 лет. Ребенок способен не только распознать эмоциональное состояние сверстника (положительное или отрицательное), но и реагировать на огорчение или радость другого ребенка, давать ему свою личностную оценку. В средней группе от детей нередко можно услышать следующую оценку сверстника: «Катя хорошая, она веселая. Ваня плохой, потому что все время плачет». Ребенок в этом возрасте еще не способен проявить в полной мере чувство эмпатии. Поэтому ситуация, когда другой ребенок проявляет отрицательные эмоции, раздражает его. Но малыш не видит выхода из нее, не понимает причины раздражения другого ребенка. Поэтому взрослый может помочь ребенку увидеть причины поведения другого (он радуется, если ему подарили игрушку; он огорчен, если у него отняли игрушку). Ребенок лучше поймет другого, если привести аналогичную ситуацию, которая происходила с ним («помнишь, как ты был огорчен, когда...»). В этом случае ребенок начинает примерять свое

состояние к другому человеку. Таким образом, происходит процесс идентификации (отождествления) одного ребенка с другим.

3 Возрастной этап 5—7 лет. У ребенка возникает стремление познать эмоции и переживания сверстника. К семи годам он способен к взаимопониманию, может увидеть причины возникновения той или иной эмоциональной реакции другого человека. У него возникает желание принять участие в изменении состояния другого с негативной реакции на позитивную.

В этом возрасте ребенок уже способен проявить чувство сопереживания по отношению к другому ребенку: встать на его позицию, увидеть причины того или иного состояния другого, порадоваться вместе с ним, успокоить, принять действенное решение в какой-либо ситуации. Конечно, эти чувства могут быть не всегда адекватны, поэтому педагог должен помочь ребенку выработать правильную линию выражения своих эмоций относительно другого человека, всячески поощрять проявление им чувства сопереживания, умения прийти на помощь другому ребенку или какому-либо живому существу в беде.

Таким образом, мы закрепляем у дошкольника стереотип гуманного отношения к окружающему миру, что в дальнейшем окажет позитивное влияние на построение отношений с миром природы и людей.

Итак, в дошкольном возрасте появляются реальные предпосылки для формирования у ребенка чувства эмпатии. Развитию чувств сопереживания объектам природы и взаимопонимания способствует постановка педагогом перед детьми следующих вопросов: «Как вы думаете, что чувствует растение, когда мы его полили (пропололи грядку)?»; «Какое настроение может быть у собаки, когда она резвится?»; «Почему щенку стало грустно?»

Стимулируют развитие эмпатии (в форме соучастия) практические действия

ребенка по улучшению и поддержанию благоприятных условий в природе для роста и развития живых объектов. В этом случае необходимо подчеркнуть значимость действий ребенка. Это стимулирует формирование склонности дошкольника к взаимодействию с природным объектом. При этом необходимо обращать внимание на «ответы» представителей флоры и фауны, на активность ребенка в отношении этих живых объектов («Посмотри, как довольно замурлыкала кошка, когда мы ей налили молочка»).

Экологическая рефлексия

Кроме эмпатии и идентификации к методам развития субъективного отношения детей к миру природы относят и рефлексию.

Рефлексия — это отражение каких-либо действий; в психологии под рефлексией понимают размышление с сомнениями, анализ собственного психического состояния. Данный метод в большей степени может применяться к детям старшего дошкольного возраста, которым уже становятся доступны такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.

Экологическая рефлексия как механизм взаимопонимания между человеком и природой была частично рассмотрена нами при знакомстве с эмпатией. Рассмотрим детальнее методы и приемы, которые могут способствовать развитию у дошкольников предпосылок взаимопонимания между детьми и природой.

Основная цель экологической рефлексии направлена на то, чтобы дети научились понимать и анализировать свои действия по отношению к природе с точки зрения экологической целесообразности.

Если ребенок не выполнил поручение по поливу комнатного растения, целесообразно не отчитывать его, а составить рассказ от имени того растения, которое малыш забыл полить. Например, воспи-

Основная цель экологической рефлексии направлена на то, чтобы дети научились понимать и анализировать свои действия по отношению к природе с точки зрения экологической целесообразности.

татель может положить в шкафчик ребенка открытку с наклеенным текстом следующего содержания:

Здравствуй, Машенька! Пишет тебе письмо Бальзамин — растение, которое часто называют Огоньком. Я живу в вашей группе и стою на подоконнике возле книжного уголка. Ты/ и твои друзья мне очень нравитесь. У тебя сегодня красивое платье и замечательные бантики. Они так похожи на мои цветки, которые распускаются из бутонов.

Иногда я наблюдаю, как ты красиво рисуешь. Мне кажется, что ты очень добрая девочка: я видел, как в свой день рождения ты угостила всех детей сладостями. Тебе нравятся мои цветочки? Я очень хочу, чтобы они радовали всех детей в вашей группе. Но мне нужны силы, чтобы распустить свои бутоны. А для этого я должен обязательно пить воду и вместе с ней получать питание из почвы. Сегодня я себя неважно чувствую: мои листики поникли, а бутоны не могут раскрыться. Это произошло оттого, что я не мог попить. Пожалуйста, полей меня. Тогда на следующий день я порадую тебя распустившимися яркими цветками.

После того как девочка польет растение, воспитателю нужно не забыть через некоторое время обратить внимание ребенка на изменение облика политого растения и сказать, что благодаря поливу цветок расцвел, и в этом ему помогла Маша.

Старшим дошкольникам можно предложить вместе составить алгоритмы действий природоведческого характера (алгоритм — совокупность определенных операций для решения проблемы). Составление алгоритмов поможет ребенку предвидеть конечный результат своих действий, найти путь, который выражает его позитивное взаимодействие с окружающей средой.

Дошкольники еще не умеют предвидеть дальнейший ход событий, которые могут произойти в результате их действий

Эмпатия, идентификация и рефлексия с природными объектами приводят к позитивному взаимодействию дошкольников не только с миром природы, но и с миром людей и предметов.

в природе. Например, они из лучших побуждений могут подобрать птенца или маленького зайчонка, не задумываясь о том, что это часто приводит к гибели животного.

Психология дошкольника часто проявляется в девизе: «Здесь и сейчас». Составление ребенком вместе с воспитателем алгоритмов своих действий в природе поможет ему осмыслить свою деятельность, подтолкнуть к поиску действия, направленного на развитие позитивного отношения к миру и себе.

Эмпатия, идентификация и рефлексия с природными объектами приводят к позитивному взаимодействию дошкольников не только с миром природы, но и с миром людей и предметов. Иными словами, ребенок с детства начинает воспринимать природные объекты в качестве субъектов, что способствует построению малышом партнерских отношений с миром природы на основе любви и проявления доброты к миру. В этом случае взаимодействие дошкольников с природой происходит на психологическом уровне, что открывает для детей следующие возможности:

3 обеспечивает переживание собственной личностной динамики в результате установления сходства между собой и природным объектом. Дети сопоставляют объекты с собой через механизм психологических релизеров на основе идентификации и эмпатии в форме сопереживания;

3 помогает дошкольникам опосредовать свое отношение к миру через идентификацию — постановку себя на место другого;

3 раскрывает перед малышами возможности непрагматического взаимодействия с миром природы: дети начинают видеть, выделять и создавать условия для организации более благополучной жизни природных объектов. В этом случае природные объекты и дети выступают как полноправные партнеры;

3 включает природу в личностную зону малышей, что приводит к расширению и

разнообразию объектов. У детей возникают основные предпосылки для становления себя как личности сознающей, думающей, страдающей и радующейся.

Таким образом, мы добиваемся того, что природа для ребенка становится полноправным субъектом взаимодействия и

он начинает выстраивать отношения с природой на основе общепринятых этических норм и правил. У него возникает ряд обязанностей по отношению к природе, что в свою очередь приведет к регулированию его поведения в природе «экологической совестью».

ЛИТЕРАТУРА _

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика-Пресс, 1999.

2. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 147—156.

3. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. — М. : АСТ ; Харвест, 1998.

4. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов н/Д, 1996.

5. Иванова, А. И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ / А. И. Иванова. — М., 2007.

6. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве / Н. В. Коломина. — М., 2003.

7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М. : Академия, 2005.

8. Новикова, Ж. Л. Воспитание ребенка-дошкольника / Ж. Л. Новикова. — М. : Владос, 2005.

9. Поддьяков, Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности / Н. Н. Поддьяков // Педагогический вестник. — 1997. — № 1. — С. 6.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М., 2013.

11. Чернякова, В. Н. Экологическая работа в детском саду / В. Н. Чернякова. — М., 2008.

12. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001.

13. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. — М., 2000.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М. К. ХАЩАНСКАЯ,

аспирант, старший преподаватель кафедры культурологического образования СПбАППО elle-e@mail.ru

В статье обосновывается актуальность использования понятия «воспитывающие взрослые» как педагогической категории. Дается определение педагогического понятия «воспитывающие взрослые», описывается состав данного сообщества применительно к дошкольному образованию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.