Научная статья на тему 'Использование дыхательных упражнений работниками образовательных организаций МВД России'

Использование дыхательных упражнений работниками образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические работники / профессиональная деятельность / дыхательная гимнастика / сохранение здоровья. / teachers / professional activities / breathing exercises / health preservation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Синянский Владимир Александрович, Каленик Роман Сергеевич, Назаренко Борис Александрович

Рассмотрена проблема здоровьесбережения педагогических работников образовательных организаций МВД России за счет применения дыхательных упражнений, способствующих профилактике, сохранению и укреплению здоровья в профессиональной служебной деятельности. Обоснована необходимость внедрения на занятиях по физической подготовке дыхательных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Синянский Владимир Александрович, Каленик Роман Сергеевич, Назаренко Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BREATHING EXERCISES BY EMPLOYEES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The problem of the health protection of teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the use of breathing exercises that contribute to the prevention, preservation and strengthening of health in professional career is considered. The necessity of introducing the use of breathing exercises in physical training classes is substantiated.

Текст научной работы на тему «Использование дыхательных упражнений работниками образовательных организаций МВД России»

УДК 796.011:615.825.1 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10105

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

В.А. Синянский, Р.С. Каленик, Б.А. Назаренко

Рассмотрена проблема здоровьесбережения педагогических работников образовательных организаций МВД России за счет применения дыхательных упражнений, способствующих профилактике, сохранению и укреплению здоровья в профессиональной служебной деятельности. Обоснована необходимость внедрения на занятиях по физической подготовке дыхательных упражнений.

Ключевые слова: педагогические работники, профессиональная деятельность, дыхательная гимнастика, сохранение здоровья.

Вопросы укрепления здоровья во всех сферах человеческой жизнедеятельности всегда были и будут иметь актуальное значение. Проблемы, связанные с сохранением здоровья, исследуются многими учеными. Анализируя в целом исследования в области сохранения здоровья можно сделать вывод, что данной проблеме должно придаваться огромное значение, ведь в последние десятилетия прослеживается отрицательная динамика в состоянии здоровья граждан, причем из года в год картина ухудшается [1]. Основной категорией граждан, подверженных различного рода заболеваниям как на физическом, так и на психологическом уровне будут представители наиболее стрессогенных профессий, работа которых связана с риском для жизни или здоровья, а также с большой интенсификацией труда.

Нами не раз уже отмечалось, что деятельность педагогических работников образовательных организаций МВД России относится именно к таким профессиям, так как эта категория одновременно выполняет обязанности педагогических работников и сотрудников полиции, которые регулярно привлекаются для несения службы по охране общественного порядка.

При поступлении на службу каждый сотрудник полиции имеет хорошее здоровье, так как он проходит медицинскую комиссию, которая, в свою очередь, отличается жесткими требованиями. Но, как показывает практика, более 60 % сотрудников полиции со стажем работы более 5 лет замечают снижение своего здоровьесберегающего потенциала и 90 % из этих сотрудников ежегодно обращаются к врачам за помощью. Одной из задач физической подготовки в органах внутренних дел является «поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности» [2].

Современная медицина, как и та, что была несколько тысячелетий назад, считает, что правильное дыхание - это залог крепкого здоровья на долгие годы. Мы считаем, что дыхательная гимнастика - средство оздоровления, которое не требует особых условий и оборудования, с помощью которого педагогические работники образовательных организаций могут в значительной мере сохранить и повысить свой зоровьесберегающий потенциал в связи с их тяжелой эмоциональной и физической нагрузкой.

Дыхательная гимнастика - это комплекс дыхательных упражнений, предназначенных для укрепления здоровья как физического, так и психологического [3].

Большинство людей использует свои легкие лишь на 40 %, что приводит к нарушению процесса транспортировки кислорода и углекислого газа, что очень важно. Ведь мало кто знает, что для нашего организма важен не только кислород, но и углекислый газ [4]. Недостаточное его количество может привести к тому, что организм попросту не усвоит кислород. Зачастую случается так, что в результате слишком короткого, поверхностного дыхания грудью большой процент полученного при вдохе кислорода растрачивается впустую. Он не дошёл до клеточных структур, остался неабсорбированным и на выдохе сам покинет организм. Система при этом работает неэффективно. Немаловажно и то, что люди, которые отдают должное внимание дыхательной гимнастике и регулярно выполняют упражнения, гораздо меньше подвержены влиянию внешних факторов, реже испытывают стресс и нервное напряжение, так как правильное дыхание помогает стабилизировать эмоциональное состояние, дает своему организму некую «разгрузку» [5]. У правильного дыхания есть еще много важных положительных эффектов, о которых не стоит забывать. Помимо всего вышеперечисленного, запускаются и нормализуются обменные процессы, которые способствуют сжиганию жиров, а следовательно, снижению лишней массы тела. Также дыхательный процесс способен быстро уменьшить объем желудка. При дыхательной гимнастике стенки желудка часто сужаются под воздействием массажа, что и способствует их сокращению.

С целью установления положительного влияния дыхательной гимнастики на укрепление здоровья и достижения высокой стрессоустойчивости на организм педагогических работников образовательных организаций МВД России нами был проведен эксперимент.

Гипотеза исследования заключалась в том, что применение дыхательной гимнастики на занятиях по физической подготовке, которая организуется с сотрудниками полиции согласно приказу МВД России № 450 от 01.07.2017 на занятиях по физической подготовке, будет способствовать повышению здоровья и высокой стрессоустойчивости.

В ходе эксперимента использовались следующие методы: опыт, наблюдение, анализ, сравнение, изучение медицинской, научной и учебной литературы. В исследовании приняло участи 26 педагогических работников Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, которые были поделены на две группы: контрольная группа - с общей численностью 12 сотрудников и экспериментальная - численностью 14 сотрудников. Длительность эксперимента составила: первый этап - с 01.09.2017 по 28.12.2017 г., второй этап - с 09.01.2018 по 09.04.2018 г.

Занятия дыхательной гимнастикой проводились в обеих группах один раз в неделю в рамках занятий по профессиональной служебной и физической подготовке. Оценкой является сравнение таких показателей, как: бег на беговой дорожке на 3000 м у мужчин и 1000 м у женщин; количество пропущенных дней по причине болезни и результаты тестов психологического состояния педагогических работников.

К началу эксперимента в контрольной и экспериментальной группах был проведен мониторинг по всем вышеперечисленным показателям. В качестве критерия оценивания выносливости было принято определенное количество сотрудников, успешно выполнивших нормативы, и их процентное соотношение к количеству сотрудников в каждой из групп [6]. Оценка иммунитета оценивалась количеством дней, пропущенных по болезни, а оценка психологического состояния каждого сотрудника - успешным прохождением психологических тестов (общее настроение, уровень стресса, тревоги и агрессии).

Исходные результаты оценки показателей приведены в табл. 1, которые свидетельствуют о примерно равных способностях педагогических работников обеих групп.

Таблица 1

Исходные результаты оценки показателей педагогических

работников, %

№ Группа Бег Бег Иммунитет Психол.

п/п на 3000 м на 1000 м состояние

1 Контрольная 58 83 83 60

2 Экспериментальная 64 91 73 60

В экспериментальной группе перед началом каждого занятия по физической подготовки 20 мин из 1,5 ч отводились на выполнение дыхательной гимнастики на основе китайской методики «Цигун» и «Пранаяма» из хатха-йоги. В контрольной группе занятия проводились по общепринятой программе.

За время первого этапа нашего эксперимента у сотрудников экспериментальной группы развился достаточно высокий интерес к

занятиям дыхательной гимнастикой, изучению разного рода методик правильного дыхания, также они стали правильно выполнять вдохи, выдохи и движения. Помимо этого, отношение сотрудников к занятиям физической подготовкой и дыхательной гимнастикой стало более ответственным [7].

Результаты первого этапа приведены в табл. 2. Как видно из табл. 2 пропуски занятий по физической подготовки по причине болезни в экспериментальной группе имеют 2 чел. (24 % от общей численности группы), а в контрольной - 5 чел. (35% от общей численности группы). Оценка психологического состояния показала, что 91 % сотрудников экспериментальной группы успешно прошли тесты, в контрольной группе успешно тесты сдали лишь 65 % сотрудников.

Таблица 2

Результаты оценки показателей педагогических работников

после первого этапа, %

№ Группа Бег Бег Иммунитет Психол.

п/п на 3000 м на 1000 м состояние

1 Контрольная 67 83 65 65

2 Экспериментальная 73 100 76 91

По завершении первого этапа эксперимента просматривалось явное преимущество экспериментальной группы.

В табл. 3 приведены результаты второго этапа эксперимента. От занятий по физической подготовке по причине болезни на данном этапе в экспериментальной группе был освобожден 1 чел. (12 % от общей численности группы), в контрольной - 4 чел. (56 % от общей численности группы). Относительно психологического состояния установлено, что в экспериментальной группе 91 % сотрудников успешно прошли тесты, в контрольной - лишь 65 %.

Таблица 3

Результаты оценки показателей педагогических работников

после второго этапа, %

№ Группа Бег Бег Иммунитет Психол.

п/п на 3000 м на 1000 м состояние

1 Контрольная 58 92 44 60

2 Экспериментальная 91 100 88 91

Проанализировав полученные результаты эксперимента, отчетливо можно увидеть преимущество экспериментальной группы над контрольной, что, несомненно, говорит о положительном влиянии

применения упражнений дыхательной гимнастики на здоровье педагогических работников, а именно улучшение в целом состояния здоровья и повышения иммунитета [8]. Обучение педагогических работников дыхательной гимнастике на занятиях по физической подготовки, бесспорно, нужно продолжать, введя эту практику не только для категории педагогических работников, но и для всего постоянного и переменного составов образовательной организации, так как правильное дыхание повышает выносливость, благоприятно влияет на иммунитет организма и их психологическое состояние, что подтверждено экспериментом. Помимо этого, такие занятия - это простой и эффективный способ профилактики различных заболеваний.

Список литературы

1. Денисов Н.Л. Роль здорового образа жизни в сохранении здоровья студентов // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 3. С. 53.

2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 года № 450 «Об утвержде -нии Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения: 30.08.2019)

3. Труль А.Р., Хон Г.С. Дыхательная гимнастика, дыхательная практика, дыхательные тренажеры // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 6(22). С.932-935.

4. Бисерова М.А. К вопросу о влиянии осознанного дыхания на качество жизни человека // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград: Агентство международных исследований, 2019. С. 8-11.

5. Ашалян Э.А., Морозова М.С. Стресс как негативный фактор учебного процесса в вузе // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 1. С. 394-395.

6. Михайлов А.С. Дыхательная гимнастика как одно из средств развития общей выносливости // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5(147). С. 127-130.

7. Каленик Р.С. Формирование компетенций здоровьесбережения у педагогических работников образовательных организаций МВД России // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3(24). С. 224-228.

8. Афиногенов Т.П., Синянский В.А., Каленик Р.С. К вопросу об активном долголетии работников государственных организаций системы МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 4. С. 18-24.

Синянский Владимир Александрович, старший преподаватель, rahmetvamail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России,

Каленик Роман Сергеевич, преподаватель, 101112131415@,inbox.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России,

Назаренко Борис Александрович, старший преподаватель, rahmetvamail. ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России

THE USE OF BREATHING EXERCISES BY EMPLOYEES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

V.A. Sinyansky, RS. Kalenik, B.A. Nazarenko

The problem of the health protection of teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the use of breathing exercises that contribute to the prevention, preservation and strengthening of health in professional career is considered. The necessity of introducing the use of breathing exercises in physical training classes is substantiated.

Key words: teachers, professional activities, breathing exercises, health preservation.

Sinyansky Vladimir Aleksandrovich, senior lecturer, rahmetvamail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Kalenik Roman Sergeevich, teacher, 101112131415qinbox.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Nazarenko Boris Aleksandrovich, senior lecturer, rahmetvamail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

References

1. Denisov N.L. Rol' zdorovogo obraza zhizni v sohranenii zdorov'ya studentov [The role of a healthy lifestyle in maintaining the health of students] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technology]. 2008. No. 3. P. 53.

2. Prikaz MVD Rossii ot 1 iyulya 2017 goda № 450 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii fizicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation"] [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71647620/ (accessed: 30/08/2019).

3. Trul' A.R., Hon G.S. Dyhatel'naya gimnastika, dyhatel'naya praktika, dyhatel'nye trenazhery [Respiratory gymnastics, breathing practice, breathing simulators] // Alleya nauki [Alley of science]. 2018. Vol. 2. No. 6 (22). P. 932-935.

4. Biserova M.A. K voprosu o vliyanii osoznannogo dyhaniya na kachestvo zhizni cheloveka [To the question of the influence of conscious breathing on a person's quality of life] // Psychological and pedagogical foundations of intellectual development: proceedings of the Intern. scientific-practical conf. Volgograd: Agency for International Studies LLC, 2019. P. 8-11.

5. Ashalyan E.A., Morozova M.S. Stress kak negativnyj faktor uchebnogo processa v vuze [Stress as a negative factor in the educational process at a university] // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International Student Scientific Herald]. 2016. No 1. P. 394-395.

6. Mihajlov A.S. Dyhatel'naya gimnastika kak odno iz sredstv razvitiya obshchej vynoslivosti [Respiratory gymnastics as one of the means of developing general endurance] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2017. No. 5(147). P. 127-130.

7. Kalenik R.S. Formirovanie kompetencij zdorov'esberezheniya u pedagogicheskih rabotnikov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [The formation of health saving competencies among pedagogical workers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal]. 2018. No. 3(24). P. 224-228.

8. Afinogenov T.P., Sinyanskij V.A., Kalenik R.S. K voprosu ob aktivnom dolgoletii rabotnikov gosudarstvennyh organizacij sistemy MVD Rossii [To the question of active longevity of employees of state organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 4. P. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.