Kalenik Roman Sergeevich FORMATION OF COMPETENCES .
pedagogical sciences
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
© 2018
Каленик Роман Сергеевич, преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Дальневосточный юридический институт МВД России, филиал во Владивостоке (690087, Россия, Владивосток, улица Котельникова, 21, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью данной статьи является формирование у педагогических работников образовательных организаций МВД России базовых умений диагностирования состояния своего здоровья, устойчивой мотивации к его сохранению, ценностных ориентаций здорового образа жизни, грамотной организации режима труда и отдыха и т. д., то есть культуры здоровьесбережения. Автор считает, что системная работа по формированию культуры здоровьесбережения требует осуществления комплексного организационно-педагогического сопровождения, что обуславливает взаимодействие всех служб и подразделений (тыловых, кадровых, медицинских, методических и т. д.), при координирующей роли руководства образовательной организации. В качестве одного из направлений по формированию педагогических условий здоровьесбережения педагогических работников выступает информационно-методическое сопровождение. Данное направление представлено автором посредством реализации программы формирования компетенций здоровьесбережения педагогических работников, содержащей учебно-методические материалы и рекомендации. Описана методика формирования здоровьесберегающей модели поведения, которая предполагает реализацию трех этапов. Представлена динамика изменений уровня сформированности компетенций здоровьесбережения в экспериментальной и контрольной группах в ходе эксперимента на различных её этапах. По результатам эксперимента в результате проведенного анализа динамики и результатов опытно-экспериментальной работы по апробации методики формирования системы компетенций здоровьесбережения педагогических работников образовательных организаций МВД России сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: Здоровьесбережение, валеологии, здоровый образ жизни, образовательные организации МВД России, педагогические работники, организационно-педагогическое сопровождение, здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающие технологии.
FORMATION OF COMPETENCES OF HEALTH PROTECTION OF TEACHING STAFF OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
© 2018
Kalenik Roman Sergeevich, lecturer in "Special -tactical, fire and physical preparation" Far Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, branch in Vladivostok (690087, Russia, Vladivostok, street Kotelnikova 21, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of this article is to develop the basic skills of diagnosing the state of one's health in pedagogical workers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, a stable motivation for its preservation, value orientations for a healthy lifestyle, competent organization of the working and rest regime, etc., that is, a culture of health saving. The author believes that systematic work on the formation of a culture of health saving requires the implementation of integrated organizational and pedagogical support, which determines the interaction of all services and units (logistics, personnel, medical, methodological, etc.), with the coordinating role of the leadership of the educational organization. Information-methodical support is one of the directions for the formation of pedagogical conditions for the health of educators. This direction is presented by the author through the implementation of the program for the formation of competences for the health of teachers, containing educational and methodological materials and recommendations. The technique of forming a health-saving behavior model, which involves the realization of three stages, is described. Dynamics of changes in the level of formation of health preservation competencies in the experimental and control groups during the experiment at its various stages is presented. Based on the results of the experiment, as a result of the analysis of the dynamics and results of experimental and experimental work on the approbation of the methodology for the formation of a system of competences for the health of pedagogical workers of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia, appropriate conclusions were drawn.
Keywords: Health saving, valeology, healthy way of life, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pedagogical workers, organizational and pedagogical support, health-saving environment, health-saving technologies.
Важным условием здоровьесбережения педагогических работников образовательных организаций МВД России является формирование у педагогов базовых умений диагностирования состояния своего здоровья, устойчивой мотивации к его сохранению, ценностных ориентаций здорового образа жизни, грамотной организации режима труда и отдыха и т. д., то есть культуры здоровьесбережения.
Системная работа по формированию культуры здоровьесбережения требует осуществления комплексного организационно-педагогического сопровождения, что обуславливает взаимодействие всех служб и подразделений (тыловых, кадровых, медицинских, методических и т. д.), при координирующей роли руководства образовательной организации МВД России [1-5].
В качестве одного из основных направлений организационно-педагогического сопровождения по формированию педагогических условий здоровьесбережения педагогических работников выступает информационно-методическое, т. е. внедрение здоровьесберегающих
технологий.
Данное направление работы нами предлагается реа-лизовывать посредством внедрения в деятельность образовательной организации МВД России программы формирования компетенций здоровьесбережения педагогических работников, содержащей учебно-методические материалы и рекомендации.
Реализация данной программы предполагает решение следующих педагогических задач:
1) сформировать знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья;
2) сформировать мировоззренческие установки для восприятия здорового образа жизни, как одной из основных жизненных ценностей;
3) совершенствовать профессиональные умения и навыки педагогов в сфере физической подготовки.
В качестве практической задачи рассматривается укрепление здоровья педагогических работников, в частности, сокращение количества дней нахождения на больничном.
224
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Каленик Роман Сергеевич ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
Результатом реализации программы должно стать формирование у педагогических работников определенного набора (системы) компетенций здоровьесбереже-ния, представлено в таблице 1), внешним выражением чего станет здоровьесберегающая модель поведения. В качестве базовой модели компетенций здоровьесбере-жения, нами была взята за основу система, предложенная А.А. Дульзон и О.М. Васильевой [6], которая была скорректирована с учетом ведомственной специфики вуза системы МВД России.
Уровень сформированности вышеперечисленных компетенций был выбран нами в качестве основных показателей в ходе проводимой экспериментальной работы.
Таблица 1 - Характеристика компетенций здоровьес-бережения педагогических работников образовательных организаций МВД России.
Предполагает знания об основах профессиональной адаптации; о мерах предотвращения и профилактики профессиональных деформаций.
Профессиональное совершенствование (в том числе, самосовершенствование) становится внутренней потребностью. Сформированы навыки быстрой адаптации к изменяющимся условиям служебной деятельности.
Предполагает знания об основных методиках оценки своего физического, морально-психологического состояния. Сформированы жизненные приоритеты, ориентированные на регулярную диагностику состояния здоровья и своевременное проведение профилактических и оздоравли-вающих процедур.
Сформирована привычка наблюдения за состоянием своего здоровья.
Предполагает знания об основах правильного режима труда и отдыха; о рекреационных природно-климатических возможностях региона проживания. Сформированы жизненные приоритеты, ориентированные на соблюдение режима труда и отдыха.
Сформированы поведенческие навыки организации активного, здорового отдыха
Предполагает знания о стрессовых состояниях, их значении для адаптации организма, способах преодоления патологических стрессовых состояний. Выработано спокойное отношение к возможным стрессовым ситуациям, их возникновение или угроза возникновения не вызывают неподконтрольного страха. Возникающие страхи преодолеваются (контролируются) легко, не вызывая патологических состояний.
Предполагает знания о мерах предотвращения и профилактики девиантного поведения.
Сформирована внутренняя готовность к преодолению возможных психо-эмоцио-нальных и физических нагрузок. Сформирована привычка к безопасной и эффективной работе в условиях психо-эмо-циональных и физических перегрузок
В качестве теоретической основы при определении этапов реализации программы и выборе критериев оценки уровня сформированности компетенций здоровьес-бережения, нами была использована концепция формирования культуры здоровьесбережения, разработанная Н.В. Гончаровой [7].
Процесс формирования здоровьесберегающей модели поведения предполагает реализацию трех этапов.
I. Этап усвоения первоначальных здоровьесберегаю-щих знаний.
В результате формирования компетенций здоровьес-бережения на этом этапе педагоги должны получить знания:
- об основных категориях валеологии («здоровье», «здоровьесберегающие технологии», «саморегуляция», «здоровьесберегающая среда» «здоровый образ жизни», «профилактика», «физкультурно-оздоровительная деятельность» и др.);
- об основах сбалансированного (рационального) питания, правильного режима труда и отдыха;
- о способах определения потенциальных физиологических возможностей своего организма и основных принципах тренировочного процесса;
- о рекреационных природно-климатических возможностях юга Дальнего Востока России;
- об основных эффектах и способах саморегуляции (управление дыханием, управление тонусом мышц, вербальная саморегуляция и др.);
- основные методики оценки своего физического, морально-психологического состояния;
Компетенции здоровье-сбережения Характеристика
Осознанное стремление к соблюдению здорового образа жизни Предполагает знание таких категорий, как «здоровье», «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесберегающая среда» «здоровый образ жизни», «профилактика», «физкультурно-оздоровительная деятельность» и т. п. Сформирована устойчивая жизненная позиция ведения здорового образа жизни: жизненные приоритеты ориентированы на правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха, регулярные физические упражнения, регулярную диагностику состояния здоровья и своевременное проведение профилактических и оздоравлива-ющих процедур. Сформировано устойчивое представление о негативном воздействии на здоровье табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, компьютерных игр. Происходит отказ от вредных привычек.
Занятия физической культурой и спортом Предполагает наличие знаний о способах определения потенциальных физиологических возможностей своего организма и основных принципах тренировочного процесса. Присутствует устойчивый интерес к посещению занятий по физической подготовке. Сформирована привычка к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Потребность в развитии своих физических способностей и поддержании своего физического здоровья Предполагает наличие знаний об отдельных видах профилактики здоровья (аэропрофилактика, закаливание организма, физио-профилактика, профилактика психического здоровья и др.); об основах сбалансированного (рационального) питания; об основных профессиональных рисках для здоровья педагогических работников (низкая двигательная активность, высокая психологическая нагрузка, болезни органов зрения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и т. д.). Сформировано устойчивое понимание зависимости профессионального долголетия от ведения здорового образа жизни. Сформированы жизненные приоритеты, ориентированные на правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха, регулярные физические упражнения, самостоятельное получение валеологических знаний. Сформирована привычка регулярно проводить необходимые профилактические и оз-доравливающие мероприятия. Сформирован навык организации здорового рациона питания.
Навыки саморегуляции Предполагает знание понятия, основных эффектов и основных способов саморегуляции (управление дыханием, управление тонусом мышц, вербальная саморегуляция и др.). Поддержание стабильного психоэмоционального состояния становится жизненным приоритетом. Сформированы навыки регулярной самодиагностики своего психоэмоционального состояния. Саморегуляция осуществляется на уровне привычки.
Умение поддерживать работоспособность в быстро меняющихся условиях жизни
Регулярное тестирование состояния здоровья
Регулярное и активное использование отпуска и выходных дней
Умение справляться со страхами и стрессом
Устойчивость к психо-эмоциональ-ным и физическим перегрузкам
Kalenik Roman Sergeevich pedagogical
FORMATION OF COMPETENCES ... sciences
- об основных профессиональных рисках для здоровья педагогических работников (низкая двигательная активность, высокая психологическая нагрузка, болезни органов зрения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и т. д.);
- о мерах предотвращения и профилактики профессиональных деформаций, девиантного поведения;
- о негативном воздействии на здоровье табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, компьютерных игр;
- об основах диагностики стрессовых состояний и способах их преодоления;
- об отдельных видах профилактики здоровья (аэропрофилактика, закаливание организма, физиопрофилак-тика, профилактика психического здоровья и др.).
II. Этап выработки позитивных ценностных ориентаций и формирования устойчивого позитивного отношения к здоровому образу жизни.
На данном этапе должна произойти личностная положительная оценка знаний о здоровьесбережении, их синтез с личным опытом, и последующее формирование ценностных установок, в ходе которого:
- осуществляется критическое осмысление своего образа жизни. Вырабатывается устойчивая жизненная позиция ведения здорового образа жизни;
- формируется понимание зависимости профессионального долголетия от ведения здорового образа жизни;
- формируются жизненные приоритеты, ориентированные на правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха, регулярные физические упражнения, регулярную диагностику состояния здоровья и своевременное проведение профилактических и оздоравливаю-щих процедур;
- поддержание стабильного психоэмоционального состояния становится жизненным приоритетом;
- вырабатывается спокойное отношение к возможным стрессовым ситуациям, их возникновение или угроза возникновения не вызывают неподконтрольного страха;
- сформирована внутренняя готовность к преодолению возможных психо-эмоциональных и физических нагрузок;
- профессиональное совершенствование (в том числе, самосовершенствование) становится внутренней потребностью;
- формируется личный интерес к посещению занятий по физической подготовке, самостоятельному получению валеологических знаний.
Таким образом, организационно-педагогическое сопровождение на данном этапе ориентировано на выявление, формирование и закрепление индивидуальных интересов, мотивационных установок, ценностных ори-ентаций педагогов в сфере здоровьесбережения.
III. Этап формирования здоровьесберегающей модели поведения.
На данном этапе полученные знания, умения, навыки в сфере здоровьесбережения, подкрепленные личностной мотивацией педагогов к сохранению своего здоровья, позволяют перейти к формированию здоровьесбе-регающего поведения, что является качественно новым этапом развития личности и представляет собой педагогический результат реализации программы.
В результате:
- формируется навык самоанализа своей профессиональной пригодности и планирования своего профессионального совершенствования;
- формируются поведенческие навыки организации активного, здорового отдыха;
- формируется навык организации здорового рациона питания;
- формируется привычка к регулярным занятиям физической культурой;
- сформированы навыки регулярной самодиаг-226
ностики своего психоэмоционального состояния. Саморегуляция осуществляется на уровне привычки;
- возникающие страхи преодолеваются (контролируются) легко, не вызывая патологических состояний;
- формируется привычка наблюдения за состоянием своего здоровья, регулярно производятся необходимые профилактические мероприятия;
- сформированы навыки быстрой адаптации к изменяющимся условиям служебной деятельности;
- сформирована привычка к безопасной и эффективной работе в условиях психо-эмоциональных и физических перегрузок;
- происходит отказ от вредных привычек.
Основываясь на вышеприведенной концепции Н.В.
Гончаровой, нами были выбраны следующие критерии оценки сформированности компетенций здоровьесбе-режения: когнитивный, эмоциональный, ценностный, поведенческий. Уровень сформированности каждой из 9 компетенций оценивается по 4-х бальной шкале как отрицательный, низкий, средний или высокий.
Отрицательный уровень предполагает сознательное негативное отношение человека к идее здорового образа жизни.
Низкий уровень предполагает, что знания, умения, навыки в области здоровьесбережения отсутствуют вообще или представлены только на когнитивном уровне. Отношение к ведению здорового образа жизни безразличное.
Средний уровень означает, что человек владеет информацией о здоровом образе жизни, ориентирован на него. Ценностные установки на здоровьесбережение сформированы полностью или в большей мере, однако устойчивые привычки, навыки здоровьесбережения еще не сложились.
Высокий уровень - знания, умения, навыки здорового образа жизни усвоены в полной мере, сформирована здоровьесберегающая модель поведения.
Проведение опытно-экспериментальной работы было организовано на базе Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России. Для участия в экспериментальной работе из числа педагогических работников ВФ ДВЮИ МВД РФ было сформировано две группы: экспериментальная (далее также - ЭГ) и контрольная (далее также - КГ).
Члены обеих групп проходят службу в одном органе внутренних дел, т.е. условия несения службы (средовые факторы), организация и стиль руководства, организация деятельности тыловых, медицинских, кадровых подразделений одинаковы. Однако, сотрудники, включенные в контрольную группу, проходят службу в г. Владивостоке, а сотрудники, включенные в экспериментальную группу - в Уссурийске (расстояние между городами около 90 км.). По причине географической удаленности занятия в системе служебно-боевой подготовки проходят раздельно. А поскольку до недавнего времени (до 2010 г.) во Владивостоке и Уссурийске функционировали отдельные филиалы, со своими устоявшимися коллективами, уровень межличностного общения, обмена информацией между двумя группами относительно низкий.
Институциональные ресурсы как в Уссурийском, так и во Владивостокском подразделениях по итогам первичной оценки находились в примерно одинаковом состоянии развития. Оба подразделения имели современную материально-техническую базу, позволяющую организовать информационное сопровождение и разнообразную физкультурно-оздоровительную деятельность: лекционные залы, борцовские, тренажерные залы, стадионы, сауны. Единственным отличием было то, что игровой зал имелся только в г. Уссурийске.
Использованные нами в ходе опытно-экспериментальной работы методы можно объединить в пять групп: диагностические (анкетирование, беседа, оценивание); обсервационные (различные виды наблюдения); прак-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Каленик Роман Сергеевич
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
сиометрические (анализ учебно-методических, нормативных и медицинских документов; анализ результатов деятельности участников реализации Программы); экспериментальные (констатирующий, формирующий, диагностический педагогический эксперимент); методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на протяжении 3 лет и структурно содержала три последовательных и взаимосвязанных этапа: диагностический, формирующий, оценочно-результативный.
На первом этапе основной задачей было определение посредством «входного» контроля исходного уровня сформированности компетенций здоровьесбережения у членов ЭГ и КГ, выработка направлений для индивидуального педагогического сопровождения.
Цель второго этапа заключалась в том, чтобы посредством реализации вышеописанной программы, обеспечить для ЭГ педагогические условия формирования (выхода на более высокий уровень развития) компетенций здоровьесбережения.
Задачей оценочно-результативного этапа было определение промежуточных и итоговых результатов эксперимента, а также диагностика возникающих в работе проблем.
По окончанию третьего года эксперимента был проведен итоговый контроль, результаты которого, также как предыдущая промежуточная диагностика, показали положительную динамику в ЭГ. Общий процент участников ЭГ с отрицательным отношением к здоровьес-бережению снизился до 0,55 % (в 3,03 раза ниже прошлогоднего), количество участников со средним уровнем сформированности компетенций увеличилось до 48,89 % (в 1,37 раза выше прошлогоднего), а с высоким уровнем - до 17,78 % (в 1,23 раза выше прошлогоднего). Динамика аналогичных показателей в КГ продолжала оставаться статичной.
Анализ динамики изменений уровня сформирован-ности компетенций здоровьесбережения в экспериментальной и контрольной группах в ходе эксперимента показал, что в ЭГ обобщенные показатели среднего и высокого уровня сформированности компетенций здо-ровьесбережения демонстрировали рост, в то время как показатели отрицательного и низкого уровня прямо противоположно снижались. В целом за все время эксперимента отрицательные показатели снизились с 8,33 % до 0,55 %, низкие показатели сократились с 68,89 % до 33,33 %, средние показатели выросли с 17,22 % до 48,89 %, а высокие - с 4,44 % до 17,78 %.
В это же время в КГ показатели оставались почти неизменными (колебания не превышали 3 %).
Анализ динамики формирования отдельных компетенций здоровьесбережения в экспериментальной группе показал интересные результаты. При измерении указанных показателей мы использовали процентное отношение членов группы с высоким или средним уровнем сформированности конкретной компетенции.
Результаты «входного контроля» показали наиболее высокие показатели развития такой компетенции как «Регулярное и активное использование отпуска и выходных дней». По окончанию эксперимента в ЭГ этот показатель вырос до 85 % (+35 %). В КГ этот показатель остался на уровне 68,1 %, однако, качественно уровень снизился: высокие показатели сократились с 27,24 % до 13,62 %. В ходе индивидуальных бесед было установлено, что ряд преподавателей отказался от активного отдыха во время отпусков по причинам экономического и международно-политического характера. Значительная часть респондентов в КГ отмечала, что не видит возможности для отдыха и восстановления здоровья без выезда за пределы региона проживания. Характерно, что в ЭГ, где преподаватели были ознакомлены с рекреационными возможностями региона, показатели рассматриваемой компетенции продолжали расти, не смотря на негативные экономические и политические факторы. Это
стало подтверждением необходимости активного использования регионального рекреационного потенциала при решении вопросов здоровьесбережения, в частности педагогов ОУС МВД РФ.
Наиболее высокие темпы прироста продемонстрировали показатели таких компетенций как «Занятия физической культурой и спортом» (рост в 11 раз) и «Навыки саморегуляции» (рост в 9 раз). Между тем относительные показатели по этим компетенциям к завершению эксперимента остались довольно низкими 55 % и 45 % соответственно. При этом высокий уровень сформиро-ванности компетенции «Занятия физической культурой и спортом» составил всего 15 %. По «Навыкам саморегуляции» этот показатель оказался еще ниже - 5 %, при этом отрицательный уровень по этой же компетенции составил те же 5 %. Это позволяет сделать вывод о том, что эти две компетенции являются наиболее проблемными с точки зрения сохранения здоровья педагогов, но в то же время, при необходимых педагогических условиях достаточно быстро могут быть сформированы. Косвенным подтверждением высказанному выше тезису являются успешные результаты формирования такой компетенции как «Регулярное тестирование состояния здоровья» (по итогам эксперимента 90 % участников показали высокий и средний уровень сформированно-сти этой компетенции). В ходе индивидуальных бесед, участники эксперимента, как правило, сами объясняли это обстоятельство обязательным ежегодным обследованием здоровья, проводимым во всех органах внутренних дел. Что в очередной раз подтверждает тезис о взаимосвязи внешних (средовых) и внутренних педагогических условий обеспечения профессионального долголетия.
Итак, в ходе опытно-экспериментальной работы нами была апробирована программа формирования компетенций здоровьесбережения педагогических работников образовательных организаций МВД России, направленная на формирование здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих совершенствование адаптивных свойств, сохранение и укрепление физического, нравственного здоровья, актуализацию и реализацию личностных потенциалов профессионального развития педагогов.
Анализ динамики и результатов опытно-экспериментальной работы по апробации методики формирования системы компетенций здоровьесбережения педагогических работников образовательных организаций МВД России позволил:
1) апробировать теоретическую модель компетенций здоровьесбережения педагогов образовательных организаций МВД России, выявить проблемы формирования этих компетенций, выработать предложения по их преодолению;
2) сделать вывод об успешной апробации авторской Программы формирования компетенций здоровьесбере-жения педагогических работников образовательных организаций МВД России;
3) подтвердить гипотезу эксперимента о том, что для интенсификации формирования культуры здоровьесбе-режения требуется организационно-педагогическое сопровождения, в частности, внедрение здоровьесберега-ющих технологий;
4) подтвердить взаимозависимость внешних и внутренних педагогических условий обеспечения профессионального долголетия, взаимообусловленность его акмеологических и валеологических факторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Петров Н.Н. Особенности процесса труда сотрудников охранно-конвойной службы МВД РФ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 322-325.
2. Ощепкова О.В., Попов И.В. Сравнительный анализ удовлетворённости курсантов профессиональной подготовкой в ведомственном вузе ФСИН России //
Kalenik Roman Sergeevich
FORMATION OF COMPETENCES .
pedagogical sciences
Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 176-181.
3. Каленик Р.С. Формирование условий здоровьес-бережения педагогических работников образовательных учреждений системы МВД России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 60-63.
4. Улендеева Н.И., Озерский С.В. Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 179-183.
5. Трифонова Е.А. Особенности социально-психологической адаптации и системы ценностей сотрудников уголовно-исполнительной системы города оренбурга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 430-433.
6. Дульзон А.А., Васильева О.М. Модель компетенций преподавателя вуза [Электронный ресурс] / А.А. Дульзон, О.М. Васильева // Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» 22 июля 2016. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ data/2010/04/14/1210848520/2009-2-5.pdf.
7. Гончарова Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гончарова Наталья Валерьевна. - Волгоград, 2005.
Статья поступила в редакцию 03.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
228
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)