Научная статья на тему 'Дыхательная гимнастика как одно из средств развития общей выносливости'

Дыхательная гимнастика как одно из средств развития общей выносливости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1301
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В.Ф. ФРОЛОВА / КУРСАНТЫ / ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич

В данной статье рассматривается вопрос о применение дыхательной гимнастики В.Ф. Фролова в процессе занятий физической подготовкой с курсантами ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. Исследуется влияние данной дыхательной гимнастики на общую выносливость курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Respiratory gymnastics as one of development means for general endurance

In this article, the question of the use of respiratory gymnastics is discussed, namely, V.F. Frolova gymnastics application in the process of physical training with the cadets of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. The influence of this respiratory gymnastics on the general endurance of cadets is investigated.

Текст научной работы на тему «Дыхательная гимнастика как одно из средств развития общей выносливости»

17. Piskun, O.E. (1989), the Intensification of development of physical culture and sport on the basis of imitating dynamic modeling in the conditions of industrial enterprise, dissertation, Leningrad.

18. Prigoda, G.S. (2006), Content of management of marketing of the entities of the sphere of sports and improving services, dissertation, St. Petersburg.

19. Sivak, A.N., Minyaylenko, N.N. and Chistyakov V.A. (2016), "Organizational and pedagogical management of process of training in a graduate military course of military higher education institution (problem definition of research)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 142, No. 12, pp. 111-116.

20. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

21. Chistyakov V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Imitating modeling in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 83-89.

22. Chistyakov, VA. Ponomarev, N. I. and Piskun O.E. (2000), "Organization and management of physical culture on industrial enterprise in the conditions of the market relations", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 8.

23. Chistyakov, V. A. Aronov, G.Z. and Prigoda, G.S. (2005), "Process of a marketing activity in the sphere of sports and improving services as object of management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 91-100.

Контактная информация: minialenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2017

УДК 796.011.3

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ

ВЫНОСЛИВОСТИ

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, Пермь

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о применение дыхательной гимнастики В.Ф. Фролова в процессе занятий физической подготовкой с курсантами ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. Исследуется влияние данной дыхательной гимнастики на общую выносливость курсантов.

Ключевые слова: дыхательная гимнастика В.Ф. Фролова, курсанты, общая выносливость.

RESPIRATORY GYMNASTICS AS ONE OF DEVELOPMENT MEANS FOR

GENERAL ENDURANCE Audrey Sergeevich Mikhaylov, the candidate of pedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm

Annotation

In this article, the question of the use of respiratory gymnastics is discussed, namely, V.F. Frolova gymnastics application in the process of physical training with the cadets of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. The influence of this respiratory gymnastics on the general endurance of cadets is investigated.

Keywords: breathing gymnastics Frolov, cadets, general endurance.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время приоритетную позицию в современном обществе занимает забота о здоровье человека, не зависимо от возраста и пола. Это объясняется тем, что обществу нужны крепкие, творческие и гармонично развитые люди. Проблема укрепления здоровья остается актуальной на протяжении многих десятилетий, ведь, как известно, нет ничего ценнее и дороже здоровья.

Данные ученых свидетельствуют, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических требований есть возможность жить до 90 и более лет. В результате влия-

ния неблагоприятных факторов окружающей среды все это может привести к многочисленным заболеваниям внутренних органов и перейти в хронические [2].

Мало кто из людей задумывается о правильности и экономичности дыхания, ведь дыхание является важной функцией, отвечающей за обменные процессы, происходящие в нашем организме. Непроизвольная функция дыхания является для нас привычной и естественной, что порой мы даже не придаем значению как дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания возникают различные проблемы, в том числе хронические заболевания. Недостаток кислорода в тканях приводит к нарушению обменных функций организма, ухудшается физическое состояние, замедляются внутренние процессы, в связи, с этим человек испытывает утомление, хроническую усталость, снижается защитная функция иммунной системы, возникают проблемы с кардиореспираторной системой. Именно правильное дыхание способствует обратить данные процессы в противоположную сторону. В связи с этим нами было проведено исследование с целью выявления положительного влияния дыхательной гимнастики на общую выносливость занимающихся в процессе занятий физической подготовкой [1].

Цель исследования - изучить влияние дыхательной методики В.Ф. Фролова на развитие общей выносливости курсантов ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России в двух учебных группах, контрольная группа численностью 25 человек и экспериментальная группа - 24 человека. Длительность эксперимента составила один год (2015-2016 учебный год). В начале учебного года, уровень физических кондиций курсантов обеих групп был одинаковым, это связанно в первую очередь с объективными причинами, такими как каникулярный отпуск, длительностью один месяц, в процессе которого курсанты были предоставлены сами себе.

В процессе исследования, нами был проведен мониторинг общей выносливости, который включал в себя выполнение нормативов включенных в Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы, приложения к приказу Министерства юстиции РФ от 12 ноября 2001 №301: бег 1000 м; бег 3000 м, марш-бросок 6 км.

Критерием оценки является количество курсантов, успешно выполнившие нормативы (на «хорошо» и «отлично») и процентное соотношение к количеству курсантов в каждой группе. Результаты исследования в начале эксперимента говорят об относительно равном уровне физической подготовки курсантов (рисунок 1).

60 50 40 30 20 10 0

56

Бег 1000 м. (мин,с)

Бег 3000 м. (мин, с) □ К.Г ПЭ.Г

50

42 41 35 35

Марш-бросок 6 км (мин, с)

Рисунок 1 - Результаты оценки общей выносливости до эксперимента

В результате педагогического эксперимента, в течение одного года с сентября 2015 по июнь 2016, курсантом экспериментальной группы, было предложено на занятиях по физической подготовке применять дыхательные упражнения по методике В.Ф. Фро-

лова на тренажере ТДИ-01. Занятие проводилось по следующему плану, в подготовительной части занятия, курсанты в течение 2-3 минут выполняли гипервентиляцию легких, подготавливая дыхательную систему и мускулатуру к предстоящей работе. После чего занимающимся предлагалось в течение 15 минут выполнять дыхательные упражнения, с использованиям тренажера ТДИ-01, вдох через нос, выдох через рот в тренажер.

В течение первого этапа эксперимента (сентябрь - декабрь) у курсантов экспериментальной группы появился интерес к занятиям дыхательной гимнастикой, выработался навык выполнения диафрагмального дыхания, исключилась отдышка, произошла стабилизация продолжительности дыхательного акта (далее ПДА). Результаты первого этапа эксперимента отражены на рисунке 2.

70 60 50 40 30 20 10 0

58

46 50 46

36 38

Бег 1000 м (мин, с)

Бег 3000 м (мин, с) □ КГ ПЭГ

Марш-бросок 6 км (мин, с)

Рисунок 2 - Результаты общей выносливости после первого этапа эксперимента

После первого этапа эксперимента наблюдается существенное увеличение показателей общей выносливости, по сравнению с началом эксперимента у представителей обеих групп. Это связанно с адаптацией курсантов к беговым нагрузкам после периода отдыха.

Результаты второго этапа эксперимента отображены на рисунке 3. Наблюдается существенное увеличение показателей общей выносливости курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Это связанно в первую очередь с адаптацией курсантов к физическим нагрузкам, повышение тренированности организма и включение в учебно-тренировочный процесс дыхательного тренинга по методике В.Ф. Фролова.

80 60 40 20 0

69

48

54

58

60

50

Бег 1000 м (мин, с)

Бег 3000 м (мин, с) □ КГ ПЭГ

Марш-бросок 6 км (мин, с)

Рисунок 3 - Результаты общей выносливости после эксперимента

Анализ результатов показал, что применение в учебном процессе дыхательных упражнений по методике В.Ф. Фролова в течении одного учебного года положительно сказывается на уровне общей выносливости.

Таким образом, благоприятное воздействие дыхательного тренинга очевидно, курсанты за короткий промежуток времени адаптируются к беговым нагрузкам и повышают показатели в представленных тестах, что немаловажно для будущих специалистов уголовно-исполнительной системы.

Короткий вдох через нос, способствует улучшению носового дыхания, массируя слизистую оболочку носа, насыщая головной мозг достаточным количеством кислорода. Продолжительный выдох через рот в тренажер ТДИ-01, способствует активизации парасимпатического отдела нервной системы и сжиганию свободных радикалов, наполняя клетки организма человека кислородом.

При выполнении дыхательных упражнений активно работает диафрагма, брюшная полость, в результате чего происходит массаж внутренних органов.

Улучшается работа лимфатической системы, а тем самым повышаются адаптационные возможности организма, укрепляется иммунитет.

В связи с вышесказанным можно сделать следующий вывод, что включение дыхательного тренинга В.Ф. Фролова в образовательный процесс благоприятно сказывается на уровне физического развития, повышается общая выносливость и адаптационные возможности занимающихся. В связи с этим, нами рекомендуется применять дыхательные упражнения, как дополнительное средство повышения общей выносливости в учебном процессе курсантов всех учебных курсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов, А.С. Функционально-физическая подготовка кикбоксеров с применением различных режимов дыхательных упражнений : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михайлов Андрей Сергеевич. - Набережные Челны, 2013. - 150 с.

2. Михайлов, А.С. Физическая культура и её роль в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы / А.С. Михайлов, У.В. Богданова // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт - основы здоровой нации» / Забайкал. гос. ун-т ; отв. ред. Е. Г. Фоменко. - Чита, 2016. - С 37-42.

3. Приказ Минюста России от 12.11.2001 N 301 "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России" [Электронный ресурс] // URL : http://kremlin-moscow.com/471294. - Дата обращения 01.01.2017.

REFERENCES

1. Mikhailov, A.S. (2013), Functional-physical training kickboxers with the use of various modes of breathing exercises, dissertation, Naberezhnye Chelny.

2. Mikhailov, A.S. and Bogdanova, U.V. (2016), "Physical culture and its role in professional activities of the penitentiary system staff', Collected materials of the III International Scientific and Practical Conference "Physical Culture and Sport - the Basics of a Healthy Nation", Chita, pp, 37-42

3. The order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from 11/12/2001 N 301 "About the adoption of Manual on physical training of employees of a penal correction system of the Ministry of Justice of the Russian Federation", available at: http://kremlin-moscow.com/471294.

Контактная информация: Starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ольга Олеговна Новосельцева, кандидат филологических наук,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для использования индивидуального подхода к обучению студентов иностранному языку. В качестве основных психолого-педагогических условий, необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.