УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • N02 • 2011
© М. Л. Никонорова, Н. Р. Карелина, 2011 г. УДК 611.7:371.3
М. Л. Никонорова, Н. Р. Карелина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АНАТОМИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Кафедра анатомии человека Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии
В марте 2010 г. кафедре анатомии человека Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии подписное агентство «КОНЭК» (Москва) предложило бесплатный тестовый доступ на один месяц к ресурсу компании Ovid Technologies - «Primal Pictures» (www.primalpictures.com Online at www.anatomy.tv).
«Primal Pictures» - это наиболее полный, подробный и точный атлас анатомии человека. В нем представлено более 6500 анатомических структур, клинических слайдов, мультфильмов с использованием мультимедийной технологии трехмерной графики 3D (рисунок). Весь интерактивный ресурс состоит из 20 учебных и методических модулей, охватывающих основные области анатомии человека с акцентом на одну или сразу несколько областей тела. Доступ к отдельным модулям позволяет изучать конкретные области тела, профессиональное функционирование или медицинские особенности. Наборы модулей полностью охватывают все тело человека, точно иллюстрируют анатомические функции, биомеханику и движение, а также способы лечения и хирургические операции [3].
Доступ к ресурсам предоставляется через Internet в режиме on-line по IP-адресу компьютеров (серверов). При работе с электронной информацией пользователь имеет возможность загружать, сохранять документы на
ВЗ
_
Пример анатомического объекта атласа
локальном носителе, копировать или распечатывать необходимую информацию.
Рассмотрим модуль интерактивной функциональной анатомии. Это динамический информационный ресурс 3D-анатомии с большой библиотекой интерактивных 3D-анимаций функций мышц. Анатомические объекты можно воспроизводить, перемещать, поворачивать, добавлять и убирать слои анатомических моделей (до 24 слоев). Все видимые структуры можно выделить обводкой, и компьютер сразу подпишет название выбранной структуры. Более 70 анимационных роликов движения и функций различных мышц отображены в базе прикладной программы. Это является ценным дополнением при подготовке к лекциям и практическим занятиям, оформлении презентационных роликов, для сравнения с диагностическими изображениями (МРТ, рентгенограммы). Особенности интерактивных 3D-анатомических моделей позволяют просматривать не только работу отдельной мышцы, но также и виртуальное изображение общего движения анатомической структуры. Мы можем наблюдать интерактивное движение 3D-скелета с костями, связками, мышцами и сосудами, например, изгиб и сгибание позвоночника, шеи и т. д., что помогает более точно понять сложные вопросы анатомии человеческого тела.
Справа от экрана расположен список всех доступных трехмерных моделей. С помощью управляющих стрелок можно добавлять и убирать анатомические слои на выбранной модели, а также вращать в любом направлении для более полного просмотра. При выборе анатомической модели справа появляется текст и графы, которые описывают анатомическую структуру. При выборе меню «Содержание» получаем описание всех анатомических моделей, анимационных роликов и видеофильмов, входящих в состав пакета. Программа позволяет проводить поиск по индексу и поиск по анатомическому наименованию.
Студенты и преподаватели кафедры анатомии человека оценили информационный 3D-ресурс и стали использовать его при подготовке к лекциям и практическим занятиям.
В осеннем семестре Педиатрическая медицинская академия оформила годовую подписку на полное подключение к ресурсу компании Ovid Technologies - «Primal Pictures». В состав годовой подписки включено использование интерактивного атласа анатомии человека в режиме on-line-доступа и возможность просмотра электронной медицинской библиотеки, включающей в себя примерно 1200 профессиональных журналов и более чем 500 учебников.
Информационные технологии неразрывно связаны с педагогическими технологиями. Знакомство и освоение современных информационных ресурсов, внедрение специализированных технологий в образовательную деятельность преподавателями кафедры анатомии человека позволяют повысить качество знаний, умений и навыков студентов, активизируют их познавательную деятельность и создают условия для самостоятельного, инициативно-
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
го, индивидуального и творческого освоения сложного учебного материала [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Карелина, Н. Р. Современный подход в преподавании анатомии человека на педиатрическом факультете / Н. Р. Карелина [и др.] // Совершенствование подготовки педиатрических кадров в вузах Санкт-Петербурга : Материалы науч.-практ. конф. Ч. I. -СПб. : СПбГПМА, 2009. - С. 30-33.
2. Карелина, Н. Р. Традиционные и инновационные методы в преподавании анатомии человека / Н. Р. Карелина, С. В. Круглов, М. Л. Никонорова // Морфология : Материалы докл. X конгресса Международ. Ассоциации морфологов, г. Ярославль, 29-30 сент. 2010 г. - 2010. - Т. 137. - № 4. - С. 88.
3. URL : http ://www. anatomy. tv.
РЕЗЮМЕ
М. Л. Никонорова, Н. Р. Карелина
Использование дистанционного обучения при изучении функциональной анатомии опорно-двигательного аппарата
Подключение к информационному ресурсу «Primal Pictures» является ценным дополнением при подготовке к лекциям и практическим занятиям, оформлении презентационных роликов, а также для сравнения с диагностическими изображениями (МРТ, рентгенограммы).
Ключевые слова: анатомия, анатомия движения, дистанционное обучение.
SUMMARY
M. L. Nikonorova, N. R. Karelina
Online learning of functional anatomy of the locomotor system
The information resource «Primal Pictures» is of great help in scheming a lecture or a seminar in designing presentation material as well as in demonstration of MRI and roentgenograms.
Key words: functional anatomy, online learning, interactive functional anatomy.
© Коллектив авторов, 2011 г. УДК 611.351:528.27
Г. И. Ничипорук, И. В. Гайворонский, Т. П. Глебушко, П. С. Пащенко
СОСТОЯНИЕ ИНТРАОРГАННОГО СОСУДИСТОГО РУСЛА ПРЯМОЙ КИШКИ ПРИ ОСТРОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ГРАВИТАЦИОННЫХ ПЕРЕГРУЗОК В НАПРАВЛЕНИИ «ГОЛОВА - ТАЗ»
Кафедра нормальной анатомии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова; кафедра морфологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Изучение состояния сосудистого русла различных органов при воздействии на организм гравитационных перегрузок (ГП) позволяет понять патогенез возникающих расстройств [1, 2, 4, 5]. Заболевания прямой кишки у лиц, подвергающихся значительным перегрузкам, встречается достаточно часто [3]. Прямая кишка находится в замкнутом пространстве малого таза, поэтому при воздействии продольный перегрузок этот орган испыпывает наибольшую деформацию, связанную со смещением органов брюшной полости в каудальном направлении. Возникающие при этом затруднения оттока крови в определенной степени могут компенсироваться наличием предсуществующих портока-вальных анастомозов между задней полой и воротной венами. Указанные особенности и послужили основанием для выбора данного органа в качестве объекта исследования.
На материале от 30 кошек изучены состояние сосудистого русла прямой кишки в норме и его преобразова-
ния после острого воздействия ГП величиной 6 ед., которые осуществляли по методике кафедры с вектором «голова - таз». Применяли инъекции тушью с желатином и колларголом, а также импрегнационные и общегистологические методики исследования. Для оценки проницаемости стенки сосудов и выявления диапедезных кровоизлияний использовали ШИК-реакцию и окраску по Мал-лори, для оценки соединительнотканного каркаса стенки сосудов - окраску по ван Гизону.
При вскрыгтии животных, забитых в течение первого часа после прекращения воздействия ГП, обнаруживается выраженное смещение органов в каудальном направлении. В полости таза оказытается часть большого сальника, значительный участок толстой кишки и большое количество петель тонкой кишки. Прямая кишка отечна, имеет синюшный вид с резко выраженным рисунком сосудов. Обнаруживаются мелкоточечные кровоизлияния под брюшину и слизистую оболочку. Анальные столбы отечны, утолщены, тесно прилегают друг к другу.
При визуальном осмотре стенки визуализируется большая по сравнению с нормой густота сосудистой сети. Это впечатление усиливается резко выраженной извилистостью сосудов, преимущественно малого и среднего калибров. Диаметры экстраорганнык артерий и вен и их ветвей 1-4 порядков визуально представляются увеличенными.
При микроскопическом исследовании установлено, что экстраорганные артерии и вены окружены парава-зальной сетью, значительно большей густоты, чем в норме. Контуры экстраорганных артерий и вен по всей их протяженности ровные, признаков повышенной извилистости не отмечается.
При изучении ангиоархитектоники каждой из оболочек стенки органа выявлены однотипные изменения. В сплетении кровеносных сосудов слизистой оболочки,