Научная статья на тему 'Компьютерные модели визуализации медицинской информации в практике изучения дисциплины «Анатомия человека»'

Компьютерные модели визуализации медицинской информации в практике изучения дисциплины «Анатомия человека» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
929
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ / COMPUTER TECHNOLOGY / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / MEDICAL IMAGING / ОБУЧАЮЩИЙ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС VOXEL-MAN / VOXEL-MAN / АНАТОМИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ "PRIMAL PICTURES" / E-LEARNING / PRIMAL PICTURES / IMITATING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонорова Маргарита Леонидовна

Статья посвящена описанию нового подхода к построению учебных занятий по дисциплине «Анатомия человека» для студентов медицинских вузов на базе широкого внедрения компьютерных моделей медицинской визуализации. Проводится анализ и обобщение опыта использования имитационного моделирования, предлагается ввести компьютерные технологии работы с обучающим программным комплексом VOXEL-MAN и анатомическим порталом «Primal Pictures».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонорова Маргарита Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer models medical imaging in practice of studying “Human anatomy”

This article describes the practical experience of using computer technology on the Department of Human Anatomy. The article suggests a new approach to teaching Human Anatomy for medical students, based on the broad introduction of e-learning. Methods of computer technology are used for construction of imitating models, scientific software VOXEL-MAN and medical imaging “Primal Pictures”.

Текст научной работы на тему «Компьютерные модели визуализации медицинской информации в практике изучения дисциплины «Анатомия человека»»

УДК 37.026

МЛ. Никонорова

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРАКТИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

M.L. Nikonorova

COMPUTER MODELS MEDICAL IMAGING IN PRACTICE OF STUDYING "HUMAN ANATOMY"

Аннотация

Статья посвящена описанию нового подхода к построению учебных занятий по дисциплине «Анатомия человека» для студентов медицинских вузов на базе широкого внедрения компьютерных моделей медицинской визуализации. Проводится анализ и обобщение опыта использования имитационного моделирования, предлагается ввести компьютерные технологии работы с обучающим программным комплексом VOXEL-MAN и анатомическим порталом «Primal Pictures».

Ключевые слова

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ, ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, МЕДИЦИНСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ОБУЧАЮЩИЙ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС VOXEL-MAN, АНАТОМИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ «PRIMAL PICTURES».

Abstract

This article describes the practical experience of using computer technology on the Department of Human Anatomy. The article suggests a new approach to teaching Human Anatomy for medical students, based on the broad introduction of e-learning. Methods of computer technology are used for construction of imitating models, scientific software VOXEL-MAN and medical imaging "Primal Pictures".

Keywords

E-LEARNING, VOXEL-MAN, PRIMAL PICTURES, IMITATING MODEL, COMPUTER TECHNOLOGY, MEDICAL IMAGING.

Внедрение инновационных технологий обучения в учебный процесс на кафедре анатомии человека в настоящее время является объективной необходимостью. Увеличилась потребность в индивидуальном подходе к образованию [1]. Традиционные формы обучения дополняются новыми технологиями в соответствии с ФГОС ВПО подготовки специалистов по медицинским специальностям, утвержденными в 2010—2011 годах, и международными стандартами Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) ИСО 9001 (International Organization for Standardization (ISO) 9001). Высокий уровень технических достижений в США и странах Западной Европы позволил применять в учебном процессе вузов этих стран различные компьютерные анатоми-

ческие программы уже в начале 1990-х годов. К началу XXI века в странах Запада сформировалось два направления: одно из них сохранило традиционные подходы к изучению анатомии, второе — характеризуется максимальным использованием возможностей компьютерного обучения и полным или частичным отказом от препарирования. Новые компьютерные технологии в преподавании анатомии человека необходимы, но они будут иметь значение только при рациональном применении [2]. Американской ассоциацией анатомов был опубликован анализ влияния интерактивных занятий и компьютерных учебных модулей на обучение студентов университета Манчестера. После внедрения интерактивных занятий увеличился средний балл успеваемости студентов, нововве-

дение также оказало положительное влияние на результаты экзамена [3]. При этом не только вырос средний балл на экзамене, но и значительно сократилось число неуспевающих студентов, обучение стало более дифференцированным. Появилась возможность более глубокого изучения предмета студентами, улучшилось знание и понимание ими анатомии человека [4]. В России в некоторых медицинских вузах стали применяться компьютерные технологии, но анализ влияния таких занятий на обучение студентов в нашей стране не проводился.

Анатомия человека является одной из базовых и наиболее трудных дисциплин для освоения в структуре получения медицинских знаний. Трудность этой дисциплины заключается, во-первых, в необходимости изучения и запоминания огромного количества специальных терминов фактического материала на русском и латинском языках, во-вторых, в необходимости четкой визуализации изучаемых объектов и в умении устанавливать логическую связь между анатомическими объектами и функциональными процессами, в которых эти объекты принимают непосредственное участие. Классические анатомические атласы не могут представить все возможные изображения анатомических структур и их подробное описание в трехмерном пространстве, требуемое в современных диагностических и хирургических методах.

Поэтому перед нами стоит задача поиска оптимальных форм проведения практических занятий по анатомии человека, включающих анатомическое препарирование и широкие возможности компьютерных технологий.

В статье предлагается авторский подход к проведению практических занятий по анатомии человека, когда студенты не только формируют информационно-технологическую компетенцию, но и проводят построение компьютерных моделей в новом курсе «Компьютерное моделирование».

Метод моделирования является одним из фундаментальных методов познания, и развитие аппаратного и программного обеспечения компьютеров способствует его совершенствованию. Компьютерное моделирование развивает творческий потенциал студентов, системное мышление, помогает закреплению знаний и умений. В последние годы различают аналитическое и имитационное моделирование. Ана-

литическое моделирование позволяет создавать математическую модель реального объекта в виде системы алгебраических или дифференциальных уравнений, из которых получают точное решение. Как отмечает Н.В. Макарова, имитационное (программное) моделирование или логико-математическая модель исследуемого объекта представляет собой алгоритм функционирования системы, реализованный в виде программного комплекса [5]. Выделяют три подхода к имитационному моделированию: системная динамика (макроуровень, позволяет оценить систему в целом), дискретно-событийное моделирование (описывает систему как иерархическую последовательность элементов) и агентное моделирование (описывает систему как совокупность сложных объектов, связанных определенными правилами).

Приведем классификацию имитационных моделей по способу реализации:

1) алгоритмические модели: алгоритм, компьютерная программа, которые позволят имитировать смену состояний в системе и, таким образом, будут представлять поведение моделируемой системы;

2) графические модели: прикладные программы векторной и растровой графики. Способы представления объектов в растровой графике — в виде геометрических примитивов. В растровой графике объекты состоят из пикселей (2D-графика) или вокселей (3D-графика);

3) структурно-функциональные модели: блок-схемы, сетевые и иерархические графы.

В учебном процессе в соответствии с целями моделирования и решаемыми задачами применяется агентное имитационное моделирование. Н.П. Пупырев в своей статье описывает педагогические возможности компьютерных моделей, визуализирующих человеческие знания, не имеющие текстовых описаний. Модели позволяют вести поиск путей перехода от наблюдаемых образов-картин к формулировке некоторой гипотезы о механизмах и процессах, скрытых за динамикой наблюдаемых картин [6]. Медицинские анатомические изображения внутренних органов можно получить с помощью магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии и ультразвуковой диагностики. Для правильного восприятия анатомических объектов и структур этой информации бывает недостаточно, так как не

отображаются топографические отношения, которые описывают пространственное взаиморасположение органов относительно друг друга, их связь с кровеносными сосудами и нервами. Визуализация медицинских объектов — это объемная трехмерная реконструкция анатомических объектов математическими методами по множеству параллельных сечений и получение их воксельного представления. Воксельные модели создают систематическое представление о строении организма человека, точно и наглядно передают анатомическую информацию, облегчают ее понимание, часто используются для анализа медицинской и научной информации. Сообразно с этим в Институте математики и информатики в медицине (Гамбург, Германия) создано обучающее и научное программное обеспечение VOXEL-MAN: 3D-Navigator.

В основу разработанного курса «Компьютерное моделирование» положено использование навыков информационных технологий, которые предполагают умение работать с готовыми программными продуктами, навыки построения компьютерных моделей и основных способов алгоритмизации. Для его реализации достаточно ввести в каждое традиционное практическое занятие по анатомии человека компьютерный практикум продолжительностью 30 минут.

Новые педагогические идеи заключаются в том, что предложен интегрированный подход к использованию компьютерных и педагогических технологий при проведении практических занятий по дисциплинам «Информатика» и «Анатомия человека» на основе имитационного моделирования реальных анатомических объектов и структур.

Весь курс «Компьютерное моделирование» состоит из двух модулей.

Модуль № 1. Компьютерные модели медицинской информации. Задачи: формирование информационно-коммуникационной компетенции (ИКК) студентов; освоение информационной технологии моделирования, компьютерного моделирования анатомических объектов и структур; закрепление базовых знаний по основам алгоритмизации; развитие аналитического и системного мышления, познавательных интересов и творческих способностей. Тематический план по модулю «Компьютерные модели медицинской информации»

соответствует программе и календарно-тема-тическому плану обучения анатомии человека. Созданные имитационные модели позволяют описать свойства сложных морфологических структур, а структурно-функциональные модели объясняют структуру анатомических объектов. Для построения компьютерных моделей используется среда текстового и графического редакторов, редактора блок-схем или программа подготовки презентаций. При прохождении модуля № 1 студенты выполняют итоговую работу или проект (см. рисунок), анализ моделей осуществляется на семинарах.

Модуль № 2. Дополнительные возможности визуализации медицинских данных. Задачи: формирование информационно-технологической компетенции (ИТК) студентов; освоение расширенных возможностей офисных пакетов Microsoft Office Visio, Word, PowerPoint; освоение научного программного обеспечения VOXEL-MAN: 3D-Navigator (Германия); закрепление знаний и умений интернет-технологий (анатомический атлас «Primal Pictures», Великобритания); развитие системного мышления, познавательных и творческих способностей. Занятия проводятся индивидуально или в группе по отдельному расписанию, при этом используются часы, отводимые на самостоятельную работу. Основные результаты, достигнутые при прохождении модуля № 2: повышение уровня знаний и пользовательских навыков по работе в офисных прикладных пакетах; повышение уровня подготовки в работе с анатомическими атласами медицинской визуализации. Проверка обученности студентов включает компьютерный тест и выполненную практическую работу.

Перечислим положительные моменты использования компьютерных образовательных технологий в учебном процессе на кафедре анатомии человека: доступность достоверной, наглядной, актуальной и полезной информации; минимальные затраты времени на поиск информации; развитие системного мышления, инициативности и рефлексии; демонстрация своей работы (плаката, презентации, проекта, доклада) на семинаре и в дальнейшем ее коллективное обсуждение.

Основные педагогические условия совершенствования обучения с применением компьютерных и информационных технологий:

Части кости

Названия костей

ь

т

с

о m

к u

e

я ide

а oi

н И &

в c

е s

ь s o

а

£ о

С

ь

т

с

о к

к um

я а tru et

н u

н

а & tri s

х o

е

р

я

и

ц m

е п iu

а р -т e ape

ь- &

т с о s o

Ко

ь

т

с

о

к m

ая н u ideu oi

Ч

и e

в е t

и ц

е s

п o

а

р

ь

т

с

о m

к tum

я a

а it

ата Р в apic c

о л s o

й

Кости запястья ossa carpi

Пястные кости (l-V) ossa metacarpi

Кости пальцев ossa digitorum

Кости кисти ossa manus

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а н

ал ti

ъ I

S J

а

1-

н ia

а di

ал e

& m

я

я an

н

и a

е

р p

С

а

н

а is

ал W

о t is di

я

а у

н

ь

ал «

та

с p

и

Структурная схема кисти руки

оснащение кабинетов техническими средствами, формирование банка знаний учебно-методической и научной информации.

На кафедре анатомии человека Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии (СПбГПМА) компьютерные технологии используются с 2005 года. В 2010 году в учебном процессе стали применятся технологии дистанционного обучения. Компьютерный класс кафедры анатомии человека подключен к информационной библиотечной платформе Ovid Technologies, Inc. (http://ovidsp.ovid.com, Ovid), в состав которой входит интерактивный анатомический атлас «Primal Pictures», включающий в себя 20 учебных и методических модулей. Все изображения векторной графики основаны на реальных снимках и описывают около 6500 анатомических структур. Разнообразие форм представления информации создают условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций обучаемых [7].

В 2011 году в осеннем семестре на кафедре анатомии человека СПбГПМА был проведен педагогический эксперимент. Цель педагогического исследования — выявление эффективности проведения практических занятий на основе имитационного моделирования реальных анатомических объектов и процессов. Проводилось сравнение усвоения материала в двух группах студентов: экспериментальной и контрольной. В обеих группах темы занятий и количество часов, отводимых на освоение материала, были одинаковы; разница была лишь в методах обучения. В контрольной группе оно основывалось на традиционных методах обучения анатомии человека без применения компьютерных технологий. При оценке эффективности использовался подход, основанный на теории проверки статистических гипотез, в частности метод анализа таблиц сопряженности, который сводится к статистическому критерию Пирсона. Результаты эксперимента опубликованы [8]. На однопроцентном уровне значимости была статистически доказана эффективность использования

имитационного моделирования в процессе обучения студентов медицинских специальностей. Анкетирование студентов педиатрического и лечебного факультетов СПбГПМА, в том числе и иностранных, проведенное в весеннем семестре 2011 года, показало, что студенты готовы посещать на кафедре анатомии человека дополнительный курс «Изучение анатомии человека в формате 3D» по материалам обучающего и научного программного обеспечения VOXEL-MAN: 3D-Navigator [9].

В результате реализации курса «Компьютерное моделирование» появляется возможность использовать в учебном процессе визуальные образы изучаемых анатомических объектов, вырабатывается умение устанавливать логическую связь между функциональ-

ными процессами и этими объектами. Этот курс помогает решать учебные задачи дисциплины «Анатомия человека»: хорошо ориентироваться в сложном строении тела человека, свободно находить, определять положение и проекцию органов и их частей; помогает всесторонне раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей организма. Данный курс полезен при подготовке студентов к практическим занятиям по анатомии человека. Он способствует получению дополнительных умений и навыков в области компьютерных и информационных технологий, программных средств. В последующем полученные умения, несомненно, будут использоваться будущими врачами при решении вопросов в области практической медицины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайворонский, И.В. Инновационные технологии в преподавании дисциплины «Анатомия человека» [Текст] / И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский // Медицина. XXI век. — 2008. — № 9. — С. 38-43.

2. Большаков, О.П. Место и роль топографической и клинической анатомии в современной системе высшего медицинского образования [Текст] / О.П. Большаков // Морфология. — 2008. — № 1. — С. 7—19.

3. Use of interactive sessions and e-learning in teaching anatomy to first-year optometry students [Text] / B. Choudhury, I. Gouldsborough, S. Gabriel // Anatomical Sciences Education. — 2010. — Jan. — Feb. — Nr. 3. — P. 39—45.

4. Development of a supported self-directed learning approach for anatomy education [Text] / G.S. Findlater, F Kristmundsdottir, S.H. Parson, T.H. Gillingwater // Ibidem. — 2012. — Mar. — Apr. — Nr. 5 (2). — P. 114—121.

5. Макарова, Н.В. Информатика [Текст]: учеб. для вузов / Н.В. Макарова, В.Б. Волков. — СПб.: Питер, 2011. — 575 c.

6. Пупырев, Н.П. Педагогические возможности компьютерных моделей [Электронный ресурс] / Н.П. Пупырев // Соврем. наукоемкие технологии. — 2004. — № 6 — С. 68—69. — Режим доступа: http://goo.gl/vi7pU.

7. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа [Текст]: рук. для преподавателей / под ред. М.Г. Романцева, М.Ю. Ледванова, Т.В. Сологуб. — Режим доступа: http://www.rae.ru/ monographs/73—2717.

8. Никонорова, М.Л. Инновационные технологии обучения анатомии человека и оценка статистической надежности полученных результатов [Текст] / М.Л. Никонорова, Ю.А. Пичугин, Н.Р. Карелина, С.В. Круглов // Морфология. — Т. 142, № 4. — СПб., 2012. — С. 92—95.

9. Она же. ИТ и компьютерные средства обучения в преподавании анатомии человека [Текст] / М.Л. Никонорова, Н.Р. Карелина // LAPLAMBER Academic Publishing GmbH&Co. KG. — Saarbruocken, 2011. — 82 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AUTHOR

НИКОНОРОВА Маргарита Леонидовна — аспирантка кафедры информатики факультета математики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 199186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 тел. (812) 312-86-24 (кафедра) nikml@yandex.ru

NIKoNoRoVa Margarita L. — Russian State Pedagogical University.

191186, Moika, 48, St. Petersburg, Russia

nikml@yandex.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.