Научная статья на тему 'Использование деятельностного подхода в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в таможенном вузе'

Использование деятельностного подхода в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в таможенном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование деятельностного подхода в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в таможенном вузе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТАМОЖЕННОМ ВУЗЕ

Грязнова Е.Д.

В рамках вопроса «Перспективы преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в системе таможенного образования» в данной статье ставится задача рассмотреть некоторые способы достижения эффективности обучения профессионально ориентированному языку, а в частности, использование деятельностного подхода при обучении как одного из способов формирования профессиональных навыков и умений у студентов таможенного вуза, так как в данном подходе выделяется результат деятельности.

Сущность профессионально ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.

Включение профессионально ориентированного иностранного языка в учебный план отражает заказ общества, обусловленный требованием времени - все более расширяющимся международным сотрудничеством таможенной службы Российской Федерации, которое направленно на развитие внешнеэкономической деятельности и защиты экономических интересов нашего государства. Однако реализация этого заказа сталкивается с рядом трудностей:

1. Отсутствием языковой среды, то есть обучение происходит в искусственных условиях.

2. Малым количеством часов, выделяемых на изучение профессионально ориентированного иностранного языка.

3. Преподаватели, ведущие занятия по профессионально ориентированному иностранному языку, получили лингвистическое и педагогическое образование и не владеют специфической профессиональной лексикой, часто не имеют представления о коммуникативных потребностях, присущих данной профессии.

Отношение к предмету складывается из интереса к нему и осознания его значимости. В такой ситуации главным является формирование мотивации, положительного отношения студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и желания изучать его.

Необходимо не только заинтересовать студентов изучением иностранного языка, но и преподнести им иностранный язык как профессионально значимый учебный предмет. Здесь важную роль играют достаточный уровень методической и технической обеспеченности преподаваемого предмета.

Задача системы таможенного образования состоит в том, чтобы не просто вооружить обучаемых суммой знаний, а научить применять эти знания в деятельности (теоретической, практической, профессиональной и т.д.). На наш взгляд, наиболее эффективным и перспективным подходом в обучении иностранным языкам, в частности, профессионально ориентированному иностранному языку, является деятельностный подход. При установке на усвоение возникает необходимость в деятельностном подходе не только к процессу образования, но и в связи с содержанием образования.

Деятельностный подход - это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом1.

Деятельностный подход в обучении возник давно и опирался на работы Л.С. Выготского (теория развития личности), А.Н. Леонтьева (теория деятельности), С.Л. Рубинштейна (теория личностно - деятельностного опосредования). Свое продолжение и развитие получил в трудах П.Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова (теория учебной деятельности) и др. и превратился в хорошо обоснованную теорию учения, признанную во всем мире. По мнению ученых, деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.

По Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей»2. Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности обучаемых. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.

Существует два наиболее развитых и получивших сравнительно широкое распространение варианта деятельностного подхода: психологический и методологический. Применение психологической теории деятельности в образовании, так или иначе, направлено на особую организацию учебного процесса и деятельности по «усвоению» содержания учебных предметов. Методология не отрицает значимость и полезность такого подхода, но рассматривает его как недостаточный, поскольку студент усваивает, если не исключительно, то главным образом предметное содержание (понятийное знание), но не овладевает самим деятельностным взглядом и пониманием (по сути, деятельностный подход остается внешним к содержанию образования), что

1 Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3-6.

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. С. 65.

Использование деятельностного подхода в обучении...

оставляет его принципиально ограниченным данным корпусом знаний. Поэтому методологический подход ориентирован на обязательность организации рефлексии студентов, на вскрытие деятельностной структуры и генезиса преподаваемых им предметных знаний, что позволяет в той или иной степени овладеть критикой, прогнозированием, проектированием и программированием развития профессиональной деятельности (все это вместе мы имеем в виду, говоря об «освоении»). Без рефлексии невозможна свобода владения предметом. По сути, методология в качестве важнейшей цели образования выдвигает овладение деятельностным подходом к самой профессиональной деятельности3.

Необходимо отметить, что основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Обучающиеся самостоятельно участвуют в получении информации и в исследовательской деятельности. Задача преподавателя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Преподаватель должен организовать исследовательскую работу студентов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Для активизации познавательной и практической деятельности обучающихся на уроках профессионально ориентированного иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование наглядных пособий (интерактивной доски), активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, использование информационных технологий (компьютер, интернет ресурсы, документ-камера, лингафон и т.д.).

Применяя данные теоретического исследования на практике, можно заметить, что наибольший интерес студенты проявляют к тому материалу, который им уже хорошо известен из курса специальных дисциплин, и где они имеют возможность показать себя специалистами. Более увлеченно студенты работают с материалом, который взят из оригинальных языковых источников, связанных с экономикой, юриспруденцией и, безусловно, всем, что имеет отношение к таможенной деятельности. Использование такого материала помогает расширению кругозора, пополняет страноведческие знания, вызывает интерес к профессионально ориентированному иностранному языку не только как к учебной дисциплине, но и в более широком понимании.

3 Молибога А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск, 1975. С. 15.

Преподаватель профессионально ориентированного иностранного языка обязан изучить основы специальности, базовую профессиональную лексику, ориентироваться в терминологии. Ведь часто отсутствие базовой подготовки у преподавателя ведет к искажению смысла при переводе текстов, акцентированию на не слишком важной, с точки зрения специалиста, информации.

Для решения возникающих трудностей преподавателю профессионально ориентированного иностранного языка рекомендуется использовать на занятиях материалы, знакомящие с базовыми понятиями таможенной специальности; создавать ситуации, в которых студенты могли бы использовать полученные теоретические знания по специальности для решения практических проблем; использовать материалы, уже известные студентам, но представленные с другой точки зрения; использовать помощь преподавателя-предметника как для подготовки к занятиям, так и во время их проведения.

Какой бы способ ни избрал преподаватель профессионально ориентированного иностранного языка, от него в любом случае требуется профессионализм, творческий подход к осуществлению учебного процесса, владение определенными знаниями в данной профессиональной области, желание усовершенствовать процесс преподавания, заинтересованность в практическом применении студентами знаний как в области иностранного языка, так и в профессиональной сфере.

Итак, мы рассмотрели некоторые подходы к применению деятельностного подхода при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в системе таможенного образования. Можно сделать вывод, что деятельностный подход должен быть представлен практикой и системой средств (знаний и умений), позволяющей освоившему ее специалисту видеть (понимать, осознавать, анализировать) не только с чем (объект), но и что (как) он делает и, значит, дать ему реальную возможность эффективно преодолевать проблемные ситуации и рационально развивать профессиональное мышление и деятельность, быть профессионалом. Деятельност-ный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности.

Иностранному языку, а тем более профессионально ориентированному, нельзя научить, ему можно только научиться. Пока наши студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Помочь им в этом - наша общая задача. Практика показывает, что реальная профессиональная направленность содержания курса профессионально ориентированного иностранного языка, сотрудничество преподавателей иностранного языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование

Использование деятельностного подхода в обучении...

информационных технологий обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности. А не это ли - одна из главных целей высшего таможенного образования?

Библиографический список

1. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3-6.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.

3. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск, 1975. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.