Научная статья на тему 'Использование детско-юношеской самодеятельной прессы на занятиях со студентами'

Использование детско-юношеской самодеятельной прессы на занятиях со студентами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРЕССА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

Мы считаем, что студентам будущим педагогам важно изучать не только медиатексты, созданные профессионалами, но и самодеятельные. Безусловно, это относится и к прессе. Поэтому мы на занятиях с аудиторией используем детско-юношеские издания, которые любезно предоставляются нам учредителями конкурсов школьных изданий в Ханты-Мансийске, Томске. Также мы анализируем студенческие журналы и газеты из Москвы, Белгорода, Таганрога, Ростова-на-Дону и т.д. При этом в основу изучения мы закладываем герменевтический анализ культурного контекста. «Герменевтический анализ культурного контекста это исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте» [Федоров, 2007, с.435]. В рамках герменевтического анализа проводятся циклы творческих занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мурюкина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование детско-юношеской самодеятельной прессы на занятиях со студентами»

Практика медиаобразования

Использование детско-юношеской самодеятельной прессы на

занятиях со студентами

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

Мы считаем, что студентам - будущим педагогам важно изучать не только медиатексты, созданные профессионалами, но и самодеятельные. Безусловно, это относится и к прессе. Поэтому мы на занятиях с аудиторией используем детско-юношеские издания, которые любезно предоставляются нам учредителями конкурсов школьных изданий в Ханты-Мансийске, Томске. Также мы анализируем студенческие журналы и газеты из Москвы, Белгорода, Таганрога, Ростова-на-Дону и т.д. При этом в основу изучения мы закладываем герменевтический анализ культурного контекста.

«Герменевтический анализ культурного контекста - это исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте» [Федоров, 2007, с.435]. В рамках герменевтического анализа проводятся циклы творческих занятий.

Литературно-имитационные творческие задания для герменевтического анализа медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 444-445]. Медийные агентства (media agencies):

- составить короткий план деятельности «от имени» нового медийного (печатного) агентства с учетом современного социокультурного контекста; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

- рассказать одну и ту же историю из вашей жизни в разных жанрах (драма, комедия, фантастика и т.п.);

Медийные технологии (media technologies):

- составить короткий план использования медийных технологий в деятельности современной редакции «взрослой» и «детской», выявить их сходства и отличия;

Языки медиа (media languages):

- изложить одну и ту же информацию языком публикации в серьезной общественно-политической газете, или, наоборот, языком «желтой прессы»; Медийные репрезентации (media representations):

- составить рассказ от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»);

- придумать начало/продолжение/финал той или иной ситуации, содержащейся в печатном медиатексте;

- написать аннотации и сценарии рекламных медиатекстов (или «антирекламы», направленной на высмеивание недостатков медиатекста); Медийная аудитория(швШа audiences):

- познакомиться с медийной информацией с целью определения целевой читательской аудитории, которой она адресована; попытаться затем изложить эту же информацию с расчетом на иную аудиторию;

- составить монологи («письма» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия.

Одна из наиболее привлекательных тем занятий для студентов -написание стихотворения, которое отражает их восприятие конкретного печатного медиатекста.

Здесь можно встретить возражения коллег: действительно, не каждый студент способен написать качественное стихотворение. Но нам важнее индивидуальные особенности восприятия, которые будут «теряться» при работе в группах, пусть и самых малых.

Для анализа мы предоставили студентам статью из журнала «Молодежка», которая имеет долгое и философское название «Мужчина и женщина - две шкатулки, в которых хранятся ключи друг от друга» [Молодежка. 2006. № 3].

Основной работе предшествует анализ медиатекста:

Александр Б. : В самом названии существует не только постановка проблемы, но и ее решение. По-моему, пропадает интрига, хотя «решение» несет в себе философскую основу.

Евгения Г. : Естественно, как следует из названия, речь идет о взаимоотношениях полов и любви как высшей форме проявления чувств.

Сергей Ш. : Здесь необходимо учитывать, что речь идет о читателях, возраста 13-16-ти лет. Именно на эту целевую аудиторию рассчитан не только конкретный медиатекст, но и издание в целом.

Анастасия М. : Хотя статья и написана для подростков/раннего юношеского возраста, но ее отличают «вкрапления» философского воззрения. Например, автором приводятся стихотворения Омара Хайяма, которые заставляют читателя задуматься, продолжить диалог (возможно уже с самим собой) после прочтения.

Вита Ц.: Важно и то, что в статье автор предлагает нам вспомнить и проанализировать свой детский опыт, чтобы провести аналогию как чувство влюбленности, которое присуще детям уже в дошкольном возрасте, трансформируется в чувство любви...

Таким образом, диалог студентов, в процессе анализа медиатекста говорит об использовании элементов герменевтического анализа. Далее студенты стараются предать своим мыслям и чувствам, которые «пробудил» в них данный медиатекст, стихотворную форму. Здесь мы приведем некоторые эпизоды стихотворений, которые были написаны студентами в ходе проведения этого творческого занятия:

Любовь нам послана наградой,

За все что было, будет у тебя.

Тебе признаюсь: я твоя отрада

На долгие счастливые года...

***

Мой крик развеет ветер

И молча примет небосвод,

Скала гудением ответит,

А солнце лучиком прожжет.

Любовь! Как в этом слове много чувств,

Но без нее так мир бездонно пуст,

Любить хочу, любить, мечтать, страдать,

Что я могу еще желать... ***

Мне любовь не стала наградой, Но и тяжким грузом не стала, Закачалась ветка под ветром, Закачалась, да и упала. Я не стану рыдать над судьбою, Я не стану звать тебя больше, Без тебя жизнь не стала проще,

Просто стала разлука дольше... ***

Я ждал тебя утром и вечером, Я ждал тебя лютой зимой, Я ждал тебя знойным летом, Что придешь ты и скажешь: «Ты мой». Никому мы секрет не откроем, Что так долго друг друга ждали, Просто разные два человека Половинками вечными стали...

Итак, мы привели отрывки стихотворений студентов, в которых они выразили свое восприятие печатного медиатекста. Здесь можно говорить и об особенности: в своих произведениях юноши и девушки не только выразили идею, которую заложил автор статьи, но и продолжили тему, наполнив ее своими представлениями (в том числе исходя из своего жизненного опыта).

Проведение такого занятия развивает самостоятельное мышление, активизирует творческие способности аудитории. Кроме того, в процессе проведения задания студенты осваивают понятия медиаобразования, такие как «агентства», «языки», «аудитория» и взаимосвязи между ними.

Театрализовано-ролевые творческие задания для

герменевтического анализа медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 445 - 446]: Медийные агентства (media agencies):

- написание статьи в детское самодеятельное издание (различные этапы сбора материала: подготовительный, редакторские правки и т.д.). Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

- театрализованный этюд на тему решения одного и того же короткого сюжета в различных жанрах (статья, интервью, репортаж и пр.); Медийные технологии (media technologies):

- театрализованный этюд на тему спора создателей печатного медиатекста о том, какие конкретно технологии можно использовать при его создании; Языки медиа (media languages):

- театрализованный этюд на тему спора создателей медиатекста о том, какие конкретно коды (знаки, символы и т.д.) можно использовать при его создании;

Медийные репрезентации (media representations):

- «интервью» (интервью с различными персонажами печатного медиатекста); Медийная аудитория(media audiences):

- театрализованный этюд на темы различных реакций конкретных представителей аудитории различного возраста, уровня образования, социальной принадлежности и т.п. на те или иные медиатексты детского самодеятельного издания.

Изобразительные имитационные творческие задания для герменевтического анализа медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 446 - 447]: Медийные агентства (media agencies):

- составить комикс на тему деятельности «от имени» нового медийного агентства с учетом современного социокультурного контекста; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

- нарисовать плакат, где одни и те же персонажи будут представлены в разных жанрах;

Медийные технологии (media technologies):

- использовать разные технологии создания афиш, постеров, имеющих отношение к печатным медиатекстам;

- использовать разные технологии съемки цифровой фотографии по одному и тому же объекту;

- использовать разные технологии обработки цифровых фотографий в компьютере;

Языки медиа (media languages):

- просмотреть неиллюстрированный печатный медиатекст, подобрать фотографии, вписывающиеся в концепцию издания;

Медийные репрезентации (media representations):

- сделать эскиз/коллаж афиши медиатекста, отражающей ваше восприятие медиатекста;

Медийная аудитория(media audiences):

- нарисовать комикс, в рисунках которого проявлялись бы реакции на медиатексты со стороны разных представителей аудитории.

Выполняя эти задания, аудитория в игровой форме готовится к более серьезному проблемному анализу медиатекстов.

Литературно-аналитические творческие задания для герменевтического анализа медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с.447 - 454]: Медийные агентства (media agencies):

- определить культурные, исторические факторы, повлиявшие на точку зрения агентства/автора конкретного медиатекста;

Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

- составить тематическую подборку информационных материалов из газет и журналов по какой-либо теме;

- ранжировать печатные медиатексты в соответствии с их значимостью и востребованностью у читательской аудитории;

- выделить в печатном медиатексте (детская самодеятельная пресса) сюжетную конструкцию (завязку, развитие действия и развязку сюжета и т.д.);

Медийные технологии (media technologies):

- проанализировать особенности процесса создания медиатекстов детского самодеятельного издания;

Языки медиа (media languages):

- сравнить две фотографии, два рисунка, где одна и та же сцена изображена в различных ракурсах; подумать над тем, как изменение ракурса влияет на восприятие;

Медийные репрезентации (media representations):

- познакомиться с первым (или финальным) абзацем печатного медиатекста с последующей попыткой предсказать дальнейшее (предыдущее) содержание;

- выбрать тезисы, верно отражающие точку зрения создателей печатного медиатекста, из нескольких предложенных педагогом;

- задать основополагающий и проблемные вопросы, способствующие «раскрытию» главной мысли медиатекста;

Медийная аудитория(media audiences):

- назвать способы, которыми медиа могут воздействовать на личность;

- проанализировать конкретные и абстрактные значения в медиатексте, обосновать тезис о том, что люди воспринимают медиатексты дифференцированно - в зависимости от многих факторов, таких, как возраст, пол, раса, жизненный опыт;

- выявить стереотипы написания печатных медиатекстов учащимися в зависимости от их возрастной группы, социальных, культурных особенностей;

- использовать медиатекст для исследования человеческих отношений, новых идей, своей и чужой культуры («диалог культур»).

Одним из медиаобразовательных занятий со студентами, направленных на развитие умений герменевтического анализа печатных медиатекстов, пример которого нам хотелось бы привести, - ранжирование печатных медиатекстов в соответствии с их значимостью и востребованностью у читательской аудитории. Для проведения такого занятия группу целесообразно разделить на минигруппы. Каждой минигруппе дается для анализа детско-юношеской печатное издание. Минигруппы изучают журналы/газеты, выделяют основные и второстепенные направления, которым уделяется внимание. Далее данные обсуждаются в группе, и совместно создается сводная таблица, которая помогает студентам сделать определенные выводы о ее направленности, наиболее актуальных темах и т.д. (см. итоговую таблицу 1).

Таблица 1

Определение студентами основных тем, которые освещаются в детско-юношеской самодеятельной прессе_

Название Тематика печатного издания

печатного издания Событи Культу Полити Хобби/ Социал Челове Вопросы Спорт

я в рные ческая увлече ьная ческие здоровья

населен событи активн ния активн отноше

ном я ость ость ния

пункте/ обр.

учрежд

ении

Свежий 5 место 1 место - 1 4 место 6 место 3 место 2 место

ветер место

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молодежка 1 место 5 место - 4 место 5 место 1 место 2 место 3 место

Сами 2 место 5 место - 3 место 1 место - 4 место 5 место

Салют 1 место 3 место - 2 2 место - - -

Орленок место

Итак, студенты на основании «сводной» таблицы сделали следующие выводы:

- детско-юношеские информационные издания имеют информационную направленность, многие освещают события в образовательных учреждениях, на базе которых издаются;

- некоторые издания содержат «развлекательные» элементы - кроссворды, интервью со звездами шоу-бизнеса;

- ни одно из изданий не содержит освещения политических событий в стране и в мире. Это показатель, что данная тема не интересна ни редакции, ни читателям;

- вопросы здоровья в изданиях освещаются в достаточном объеме: проблемы безопасного секса, вредных привычек, игромании и т.д. таким образом, поднимаются социальные проблемы, актуальные для нашего общества;

- издания ориентированы на личность, часто публикуются интервью со сверстниками -спортсменами, музыкантами и т.д.;

- редакции поддерживают связь со своими читателями, что позволяет аудитории «контролировать» актуальные темы, качество предоставляемого материала и т.д.

Проведение такого занятия способствует анализу не только конкретного детско-юношеского самодеятельного издания, но и позволяет студентам выявить закономерности и тенденции развития данного вида прессы.

Приведем пример еще одного занятия. Студентам предлагается изучить издания детско-юношеской самодеятельной прессы, выбрать статьи, посвященные человеческим отношениям и проанализировать их. Студенты используют такие детско-юношеского самодеятельного издания, как «Свежий ветер», «Молодежка», «Сами», «Грани», «Чеховские пятницы» и т.д. В ходе дискуссии аудитория определяется, что будет исследовать такое человеческое чувство как любовь, которому отводится важное место на страницах многих из анализируемых изданий.

Преподаватель предлагает провести разговор в виде дискуссии. Для анализа студенты используется статья «Пришло твое время - это любовь» [Молодежка. 2006. № 3].

Приведем некоторые выдержки из беседы в студенческой аудитории:

Преподаватель: Что является главной целью данного печатного медиатекста?

Юлия Л.: Разговор о любви, причем мне сразу нравится тот факт, в статье не обсуждается - есть любовь или нет любви. Ее существование - это как данность.

Анастасия М.: Юля права, потому что когда начинаются такие дискуссии, они больше запутывают читателя, чем вносят ясность. Тем более что нельзя доказать что-то с большой долей определенности что ее нет, а так же что она есть.

Александр Б.: А мне бросилось в глаза оформление статьи. Там присутствует и мысли великих людей о любви - О.Хайям, В.Белинский, М.Горький, Г.Гегель, Г.Гейне и др. Их высказывания в виде коротких цитат емки по содержанию. А в середине статьи уделяется внимание каким-то практическим аспектам - о первом свидании, об умении не бояться своих чувств и пр.

Сергей К.: Когда начинаешь читать эти «практические советы», то понимаешь, что детско-юношеская аудитория будет доверять этой информации, потому что автором медиатекста не просто высказано какое-либо мнение, а опрошены сверстники (с указанием имени и возраста). Такая информация воспринимается как достоверная.

Сергей С.: Да даются, конечно, практические советы, куда ходить, как себя вести и т.д. Только из этих разговоров понятно, что автор, как и респонденты, еще не любили, они только готовятся.

Вита Ц.: В этом Сережа прав, но ведь и название статьи говорит о «подготовительном» этапе. Без претензий на истинность...

Преподаватель: Как вы думаете, на какие мысли, чувства целевой аудитории данный медиатекст рассчитан?

Евгения Г.: Любовь преподносится как высшая ценность, к которой мы готовимся в течение всей жизни. Мне вспоминается наш анализ рассказа «Пара» из журнала «У Солнечных часов», в котором автор говорил о том же. Только там уже чувствуется жизненный опыт.

Анастасия М.: А мне приятно, что в рамках этой статьи не поднимаются вопросы секса и т.д. Все-таки статья рассчитана на подростков и юношество.

Сергей К.: Я думаю, что такая статья нужна, она будет читаема и понимаема, еще и потому, что опубликована в издании, которое сделано школьниками и для них (в основном) и предназначено.

Александр Б.: В статье любовь предстает как чистое, сильное чувство. Именно таким автор хотел его представить читателю. И цитаты писателей, поэтов об этом свидетельствуют. Я думаю, что понимание любви как основной движущей силы человечества, которое автор хотел высказать, ясно донесено до читателя в анализируемом медиатексте...

Таким образом, организация такого занятия в виде беседы студентов с направляющими вопросами преподавателя способствует герменевтическому анализу медиатекста. Приятно, что студенты используют информацию, которую они получили в ходе предыдущих занятий.

Важно, чтобы сами студенты на таких занятиях-дискуссиях имели возможность выбора медиатекстов. Так как тема любви, отношений между мужчиной и женщиной актуальна для них, они проявляют большую активность на занятиях.

Литература

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.