Практика медиаобразования
Использование детско-юношеской самодеятельной прессы на
занятиях со студентами
Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент
Мы считаем, что студентам - будущим педагогам важно изучать не только медиатексты, созданные профессионалами, но и самодеятельные. Безусловно, это относится и к прессе. Поэтому мы на занятиях с аудиторией используем детско-юношеские издания, которые любезно предоставляются нам учредителями конкурсов школьных изданий в Ханты-Мансийске, Томске. Также мы анализируем студенческие журналы и газеты из Москвы, Белгорода, Таганрога, Ростова-на-Дону и т.д. При этом в основу изучения мы закладываем герменевтический анализ культурного контекста.
«Герменевтический анализ культурного контекста - это исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте» [Федоров, 2007, с.435]. В рамках герменевтического анализа проводятся циклы творческих занятий.
Литературно-имитационные творческие задания для герменевтического анализа медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 444-445]. Медийные агентства (media agencies):
- составить короткий план деятельности «от имени» нового медийного (печатного) агентства с учетом современного социокультурного контекста; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- рассказать одну и ту же историю из вашей жизни в разных жанрах (драма, комедия, фантастика и т.п.);
Медийные технологии (media technologies):
- составить короткий план использования медийных технологий в деятельности современной редакции «взрослой» и «детской», выявить их сходства и отличия;
Языки медиа (media languages):
- изложить одну и ту же информацию языком публикации в серьезной общественно-политической газете, или, наоборот, языком «желтой прессы»; Медийные репрезентации (media representations):
- составить рассказ от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»);
- придумать начало/продолжение/финал той или иной ситуации, содержащейся в печатном медиатексте;
- написать аннотации и сценарии рекламных медиатекстов (или «антирекламы», направленной на высмеивание недостатков медиатекста); Медийная аудитория(швШа audiences):
- познакомиться с медийной информацией с целью определения целевой читательской аудитории, которой она адресована; попытаться затем изложить эту же информацию с расчетом на иную аудиторию;
- составить монологи («письма» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия.
Одна из наиболее привлекательных тем занятий для студентов -написание стихотворения, которое отражает их восприятие конкретного печатного медиатекста.
Здесь можно встретить возражения коллег: действительно, не каждый студент способен написать качественное стихотворение. Но нам важнее индивидуальные особенности восприятия, которые будут «теряться» при работе в группах, пусть и самых малых.
Для анализа мы предоставили студентам статью из журнала «Молодежка», которая имеет долгое и философское название «Мужчина и женщина - две шкатулки, в которых хранятся ключи друг от друга» [Молодежка. 2006. № 3].
Основной работе предшествует анализ медиатекста:
Александр Б. : В самом названии существует не только постановка проблемы, но и ее решение. По-моему, пропадает интрига, хотя «решение» несет в себе философскую основу.
Евгения Г. : Естественно, как следует из названия, речь идет о взаимоотношениях полов и любви как высшей форме проявления чувств.
Сергей Ш. : Здесь необходимо учитывать, что речь идет о читателях, возраста 13-16-ти лет. Именно на эту целевую аудиторию рассчитан не только конкретный медиатекст, но и издание в целом.
Анастасия М. : Хотя статья и написана для подростков/раннего юношеского возраста, но ее отличают «вкрапления» философского воззрения. Например, автором приводятся стихотворения Омара Хайяма, которые заставляют читателя задуматься, продолжить диалог (возможно уже с самим собой) после прочтения.
Вита Ц.: Важно и то, что в статье автор предлагает нам вспомнить и проанализировать свой детский опыт, чтобы провести аналогию как чувство влюбленности, которое присуще детям уже в дошкольном возрасте, трансформируется в чувство любви...
Таким образом, диалог студентов, в процессе анализа медиатекста говорит об использовании элементов герменевтического анализа. Далее студенты стараются предать своим мыслям и чувствам, которые «пробудил» в них данный медиатекст, стихотворную форму. Здесь мы приведем некоторые эпизоды стихотворений, которые были написаны студентами в ходе проведения этого творческого занятия:
Любовь нам послана наградой,
За все что было, будет у тебя.
Тебе признаюсь: я твоя отрада
На долгие счастливые года...
***
Мой крик развеет ветер
И молча примет небосвод,
Скала гудением ответит,
А солнце лучиком прожжет.
Любовь! Как в этом слове много чувств,
Но без нее так мир бездонно пуст,
Любить хочу, любить, мечтать, страдать,
Что я могу еще желать... ***
Мне любовь не стала наградой, Но и тяжким грузом не стала, Закачалась ветка под ветром, Закачалась, да и упала. Я не стану рыдать над судьбою, Я не стану звать тебя больше, Без тебя жизнь не стала проще,
Просто стала разлука дольше... ***
Я ждал тебя утром и вечером, Я ждал тебя лютой зимой, Я ждал тебя знойным летом, Что придешь ты и скажешь: «Ты мой». Никому мы секрет не откроем, Что так долго друг друга ждали, Просто разные два человека Половинками вечными стали...
Итак, мы привели отрывки стихотворений студентов, в которых они выразили свое восприятие печатного медиатекста. Здесь можно говорить и об особенности: в своих произведениях юноши и девушки не только выразили идею, которую заложил автор статьи, но и продолжили тему, наполнив ее своими представлениями (в том числе исходя из своего жизненного опыта).
Проведение такого занятия развивает самостоятельное мышление, активизирует творческие способности аудитории. Кроме того, в процессе проведения задания студенты осваивают понятия медиаобразования, такие как «агентства», «языки», «аудитория» и взаимосвязи между ними.
Театрализовано-ролевые творческие задания для
герменевтического анализа медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 445 - 446]: Медийные агентства (media agencies):
- написание статьи в детское самодеятельное издание (различные этапы сбора материала: подготовительный, редакторские правки и т.д.). Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- театрализованный этюд на тему решения одного и того же короткого сюжета в различных жанрах (статья, интервью, репортаж и пр.); Медийные технологии (media technologies):
- театрализованный этюд на тему спора создателей печатного медиатекста о том, какие конкретно технологии можно использовать при его создании; Языки медиа (media languages):
- театрализованный этюд на тему спора создателей медиатекста о том, какие конкретно коды (знаки, символы и т.д.) можно использовать при его создании;
Медийные репрезентации (media representations):
- «интервью» (интервью с различными персонажами печатного медиатекста); Медийная аудитория(media audiences):
- театрализованный этюд на темы различных реакций конкретных представителей аудитории различного возраста, уровня образования, социальной принадлежности и т.п. на те или иные медиатексты детского самодеятельного издания.
Изобразительные имитационные творческие задания для герменевтического анализа медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 446 - 447]: Медийные агентства (media agencies):
- составить комикс на тему деятельности «от имени» нового медийного агентства с учетом современного социокультурного контекста; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- нарисовать плакат, где одни и те же персонажи будут представлены в разных жанрах;
Медийные технологии (media technologies):
- использовать разные технологии создания афиш, постеров, имеющих отношение к печатным медиатекстам;
- использовать разные технологии съемки цифровой фотографии по одному и тому же объекту;
- использовать разные технологии обработки цифровых фотографий в компьютере;
Языки медиа (media languages):
- просмотреть неиллюстрированный печатный медиатекст, подобрать фотографии, вписывающиеся в концепцию издания;
Медийные репрезентации (media representations):
- сделать эскиз/коллаж афиши медиатекста, отражающей ваше восприятие медиатекста;
Медийная аудитория(media audiences):
- нарисовать комикс, в рисунках которого проявлялись бы реакции на медиатексты со стороны разных представителей аудитории.
Выполняя эти задания, аудитория в игровой форме готовится к более серьезному проблемному анализу медиатекстов.
Литературно-аналитические творческие задания для герменевтического анализа медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с.447 - 454]: Медийные агентства (media agencies):
- определить культурные, исторические факторы, повлиявшие на точку зрения агентства/автора конкретного медиатекста;
Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- составить тематическую подборку информационных материалов из газет и журналов по какой-либо теме;
- ранжировать печатные медиатексты в соответствии с их значимостью и востребованностью у читательской аудитории;
- выделить в печатном медиатексте (детская самодеятельная пресса) сюжетную конструкцию (завязку, развитие действия и развязку сюжета и т.д.);
Медийные технологии (media technologies):
- проанализировать особенности процесса создания медиатекстов детского самодеятельного издания;
Языки медиа (media languages):
- сравнить две фотографии, два рисунка, где одна и та же сцена изображена в различных ракурсах; подумать над тем, как изменение ракурса влияет на восприятие;
Медийные репрезентации (media representations):
- познакомиться с первым (или финальным) абзацем печатного медиатекста с последующей попыткой предсказать дальнейшее (предыдущее) содержание;
- выбрать тезисы, верно отражающие точку зрения создателей печатного медиатекста, из нескольких предложенных педагогом;
- задать основополагающий и проблемные вопросы, способствующие «раскрытию» главной мысли медиатекста;
Медийная аудитория(media audiences):
- назвать способы, которыми медиа могут воздействовать на личность;
- проанализировать конкретные и абстрактные значения в медиатексте, обосновать тезис о том, что люди воспринимают медиатексты дифференцированно - в зависимости от многих факторов, таких, как возраст, пол, раса, жизненный опыт;
- выявить стереотипы написания печатных медиатекстов учащимися в зависимости от их возрастной группы, социальных, культурных особенностей;
- использовать медиатекст для исследования человеческих отношений, новых идей, своей и чужой культуры («диалог культур»).
Одним из медиаобразовательных занятий со студентами, направленных на развитие умений герменевтического анализа печатных медиатекстов, пример которого нам хотелось бы привести, - ранжирование печатных медиатекстов в соответствии с их значимостью и востребованностью у читательской аудитории. Для проведения такого занятия группу целесообразно разделить на минигруппы. Каждой минигруппе дается для анализа детско-юношеской печатное издание. Минигруппы изучают журналы/газеты, выделяют основные и второстепенные направления, которым уделяется внимание. Далее данные обсуждаются в группе, и совместно создается сводная таблица, которая помогает студентам сделать определенные выводы о ее направленности, наиболее актуальных темах и т.д. (см. итоговую таблицу 1).
Таблица 1
Определение студентами основных тем, которые освещаются в детско-юношеской самодеятельной прессе_
Название Тематика печатного издания
печатного издания Событи Культу Полити Хобби/ Социал Челове Вопросы Спорт
я в рные ческая увлече ьная ческие здоровья
населен событи активн ния активн отноше
ном я ость ость ния
пункте/ обр.
учрежд
ении
Свежий 5 место 1 место - 1 4 место 6 место 3 место 2 место
ветер место
Молодежка 1 место 5 место - 4 место 5 место 1 место 2 место 3 место
Сами 2 место 5 место - 3 место 1 место - 4 место 5 место
Салют 1 место 3 место - 2 2 место - - -
Орленок место
Итак, студенты на основании «сводной» таблицы сделали следующие выводы:
- детско-юношеские информационные издания имеют информационную направленность, многие освещают события в образовательных учреждениях, на базе которых издаются;
- некоторые издания содержат «развлекательные» элементы - кроссворды, интервью со звездами шоу-бизнеса;
- ни одно из изданий не содержит освещения политических событий в стране и в мире. Это показатель, что данная тема не интересна ни редакции, ни читателям;
- вопросы здоровья в изданиях освещаются в достаточном объеме: проблемы безопасного секса, вредных привычек, игромании и т.д. таким образом, поднимаются социальные проблемы, актуальные для нашего общества;
- издания ориентированы на личность, часто публикуются интервью со сверстниками -спортсменами, музыкантами и т.д.;
- редакции поддерживают связь со своими читателями, что позволяет аудитории «контролировать» актуальные темы, качество предоставляемого материала и т.д.
Проведение такого занятия способствует анализу не только конкретного детско-юношеского самодеятельного издания, но и позволяет студентам выявить закономерности и тенденции развития данного вида прессы.
Приведем пример еще одного занятия. Студентам предлагается изучить издания детско-юношеской самодеятельной прессы, выбрать статьи, посвященные человеческим отношениям и проанализировать их. Студенты используют такие детско-юношеского самодеятельного издания, как «Свежий ветер», «Молодежка», «Сами», «Грани», «Чеховские пятницы» и т.д. В ходе дискуссии аудитория определяется, что будет исследовать такое человеческое чувство как любовь, которому отводится важное место на страницах многих из анализируемых изданий.
Преподаватель предлагает провести разговор в виде дискуссии. Для анализа студенты используется статья «Пришло твое время - это любовь» [Молодежка. 2006. № 3].
Приведем некоторые выдержки из беседы в студенческой аудитории:
Преподаватель: Что является главной целью данного печатного медиатекста?
Юлия Л.: Разговор о любви, причем мне сразу нравится тот факт, в статье не обсуждается - есть любовь или нет любви. Ее существование - это как данность.
Анастасия М.: Юля права, потому что когда начинаются такие дискуссии, они больше запутывают читателя, чем вносят ясность. Тем более что нельзя доказать что-то с большой долей определенности что ее нет, а так же что она есть.
Александр Б.: А мне бросилось в глаза оформление статьи. Там присутствует и мысли великих людей о любви - О.Хайям, В.Белинский, М.Горький, Г.Гегель, Г.Гейне и др. Их высказывания в виде коротких цитат емки по содержанию. А в середине статьи уделяется внимание каким-то практическим аспектам - о первом свидании, об умении не бояться своих чувств и пр.
Сергей К.: Когда начинаешь читать эти «практические советы», то понимаешь, что детско-юношеская аудитория будет доверять этой информации, потому что автором медиатекста не просто высказано какое-либо мнение, а опрошены сверстники (с указанием имени и возраста). Такая информация воспринимается как достоверная.
Сергей С.: Да даются, конечно, практические советы, куда ходить, как себя вести и т.д. Только из этих разговоров понятно, что автор, как и респонденты, еще не любили, они только готовятся.
Вита Ц.: В этом Сережа прав, но ведь и название статьи говорит о «подготовительном» этапе. Без претензий на истинность...
Преподаватель: Как вы думаете, на какие мысли, чувства целевой аудитории данный медиатекст рассчитан?
Евгения Г.: Любовь преподносится как высшая ценность, к которой мы готовимся в течение всей жизни. Мне вспоминается наш анализ рассказа «Пара» из журнала «У Солнечных часов», в котором автор говорил о том же. Только там уже чувствуется жизненный опыт.
Анастасия М.: А мне приятно, что в рамках этой статьи не поднимаются вопросы секса и т.д. Все-таки статья рассчитана на подростков и юношество.
Сергей К.: Я думаю, что такая статья нужна, она будет читаема и понимаема, еще и потому, что опубликована в издании, которое сделано школьниками и для них (в основном) и предназначено.
Александр Б.: В статье любовь предстает как чистое, сильное чувство. Именно таким автор хотел его представить читателю. И цитаты писателей, поэтов об этом свидетельствуют. Я думаю, что понимание любви как основной движущей силы человечества, которое автор хотел высказать, ясно донесено до читателя в анализируемом медиатексте...
Таким образом, организация такого занятия в виде беседы студентов с направляющими вопросами преподавателя способствует герменевтическому анализу медиатекста. Приятно, что студенты используют информацию, которую они получили в ходе предыдущих занятий.
Важно, чтобы сами студенты на таких занятиях-дискуссиях имели возможность выбора медиатекстов. Так как тема любви, отношений между мужчиной и женщиной актуальна для них, они проявляют большую активность на занятиях.
Литература
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.