Практика медиаобразования
Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере литературно-художественной прессы)
Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент
Эстетический анализ печатных медиатекстов обладает более сложной структурой: в нем присутствуют элементы и семиотического, и автобиографического, и этического и др. видов анализа. А.В.Федоров предлагает «эстетический анализ медиатекстов базировать на анализе художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров» [Федоров, 2007, с.387]. Мы считаем, что для эстетического анализа печатных медиатекстов целесообразно использовать литературно-художественные издания. Эстетический анализ медиатекстов базируется на выполнении студентами цикла творческих заданий.
Цикл литературно-имитационных творческих заданий, способствующих эстетическому анализу печатных медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 389]:
Медийные агентства (media agencies):
- подготовить логически обоснованный тематический план медийного агентства, рассчитанный на выпуск печатных художественных медиатекстов для детей определенного возраста;
Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- написать тексты синопсисов будущих сценариев игровых фильмов (объемом 1-2 стр.) разных жанров, но с одними и теми же персонажами;
Медийные технологии (media technologies):
- написать тексты синопсисов будущих сценариев (объемом 1-2 стр.) с учетом разных медийных технологий;
Языки медиа (media languages):
- подготовить «режиссерский сценарий» художественного медиатекста по написанному литературному минисценарию (или сценарной разработке эпизода): фильм, радио/телепередача, компьютерная анимация и т.д.;
Медийные репрезентации (media representations):
- придумать анекдот или загадку, связанные с сюжетом того или иного медиатекста;
- совместно с другими студентами написать рассказ-сиквэл/буриме по мотивам художественного медиатекста;
- написать заявку на оригинальный сценарий (сценарный план) художественного медиатекста любого вида и жанра;
- подготовить сценарную разработку - «экранизацию» эпизода известного литературного произведения;
- сделать сценарную разработку эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий;
- написать оригинальный сценарий художественного медиатекста (например, рассчитанный на 2-3 минут экранного действия фильм, телесюжет, осуществимый в практике учебной видеосъемки);
- составить оригинальный текст, связанный с эстетическими аспектами медиакультуры (статья, репортаж, интервью и пр.) для газеты, журнала, интернетного сайта.
Медийная аудитория(швШа audiences):
- написать письмо, рассказывающее другу о вашем восприятии какого-либо художественного медиатекста;
- придумать монологи («письма» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п., касающиеся художественных медиатекстов) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными.
Выполняя эти задания, аудитория в игровой форме готовится к более серьезному проблемному анализу медиатекстов. Естественно, что все вышеуказанные работы коллективно обсуждаются, сравниваются. Большинство заданий выполняется аудиторией на «конкурсной» основе, с последующим определением лучшей работы и т.д.
В качестве примера одного из литературно-имитационных творческих медиаобразовательных занятий, приведем выполнение студентами задания по подготовке сценарной разработки эпизода из печатного медиатекста. Студенческая аудитория разделяется на минигруппы (по 3-5 человек). Разбив медиатекст на основные эпизоды, студенты выбирают один из эпизодов для написания сценарного плана. После выполнения задания сценарии обсуждаются, выбираются наиболее интересные, отвечающие цели, задачам эпизода, сохранившие авторские контексты и т.д.
К примеру, нами для материала к такому занятию использовался футурологический этюд Л.Зорина «Островитяне» [Зорин, 2008]. Приведем пример одной из студенческих сценарных разработок:
Голос за кадром: Кончалось двадцать второе столетие. Остров назывался Итака. Его обитатели приложили немало усилий, чтоб их забыли. Их и забыли благополучно. На свете и не то забывали. Люди здесь отличались степенностью, подчеркнуто спокойным характером, классической плавностью своей поступи, свежим и утренним цветом лица. Казалось, что они не стареют.
Общий план: Полуденный раскаленный воздух, на небе ни единого облачка. В берег, бьют ленивые волны. Высится старая статуя, сложенная из прибрежных камней.
Крупный план: Постаревшее с седой бородой лицо Сизова. Переход на средний план: Сизов сидит, прикрыв глаза, на старом крыльце родного дома.
Общий план: За ним наблюдают весьма озабоченные островитяне — двое мужчин и одна женщина.
Крупный план: «Боги, как постарел мой муж! — говорит женщина. — И бороду он себе отпустил. А борода — совершенно седая».
Средний план: Пал Палыч (разводит руками): «Ну и картинка. Взгляните на нас и сравните нас. Скажите, кто тут отец, кто — сын. И каково мне на это смотреть с моим проклятым отцовским сердцем?».
Средний план: Сизов и Нестор стоят напротив друг друга. Нестор: «Ты только объясни нам, друг детства, что побудило тебя вернуться?». Сизов: Я мог бы ответить: за детской сказочкой (печально улыбается). — Но я не люблю таких завитушек. Поэтому, Нестор, отвечу без лирики. Есть две основательные причины. Первая — я смертельно устал. Вторая — соскучился по Поликсене».
Крупный план: Поликсена (хмуро): «Язнала, что я на втором месте».
Общий план: Тихо накатывают волны на берег, чайки качаются на волнах, ласково светит солнце... На этом фоне слова Сизова (за кадром): «Устал я, братцы. А мир устроен на редкость скверно. Человечество равнодушно. Оно уперто. Забывчиво и неблагодарно. Меня выводили из равновесия идиотическое терпение и истерическое бунтарство. Их полудетское простодушие, все принимающее на веру, и злобное старческое сомнение. Лютая ненависть к преуспевшим и еще большая — к проигравшим. Самодовольство и самоедство. Ненависть, смешанная с обожанием. Зависть, приправленная восторгом. Но прежде всего — обязательный плач по изнасилованной свободе».
Переход на крупный план: Лицо Пал Палыча: «Сынок, не обязательно было шляться, чтоб сообщить нам такую новость. Но голова у тебя особая — надо сперва ее расколошматить, чтобы узнать, что это болезненно. Пора тебе скинуть свою поклажу да и обнять свою жену».
Средний план: Сизов: «Ну наконец-то! Я уж подумал, что стала она совсем ледышкой. Прижимает к груди Поликсену». Пал Палыч, не обращая особого внимания на объятия супругов продолжает: «Подумать, как оно все бывает! Все как в суровой античной притче...».
[...]
Общий план: ... Оранжевый диск солнца на гладью моря, внешне ничего не нарушает покой Итаки и ее жителей...
Выполнение такого задания помогает студентам определить ключевые эпизоды в печатном медиатексте, выбрать из эпизода основные диалоги, которые отражают его сущность, сюжетную фабулу самого медиатекста, авторские контексты и т.д.
Приведенный пример сценарной разработки по сравнению с печатным первоисточником имеет некоторые отличительные черты, которые студенты выделили намеренно, что они акцентировали во время обсуждения и защиты своих творческих работ):
- сокращение диалогов главных героев, так как (по мнению студентов), сценарная постановка в отличие от литературного произведения предполагает максимум действия и минимум слов;
- введение в сценарную постановку кадров с изображением природы: например в конце эпизода. Студенты объясняют это так: это первый эпизод и в этюде за ним следует продолжение. А наша сценарная постановка на этом заканчивается. Если убрать финальные кадры природы - получится слишком открытый и незавершенный конец. А идиллическая картинка моря, солнца и пр. говорит о том, что даже если не будет продолжения истории, то определенный конец авторами заложен: на фоне любви супругов, нервозности Пал Палыча и Нестора спокойствие природы - некоторый противовес, то к чему стремятся и итакийцы и Сизов. А дальше аудитория будет домысливать сама;
- в ходе обсуждения минигруппы дали друг другу дополнительное задание: подобрать актеров на главные роли. Вот некоторые версии:
Сизов - Е.Миронов, Д.Певцов, А.Джигарханян. У этих актеров красивые, проникновенные, чуть усталые глаза;
Поликсена - практически любая из многочисленных просто красивых актрис, так как красота ее главное достоинство;
Пал Палыч - Г.Куценко, Д.Дюжев, В.Машков - главное качество -«мягкая жесткость»;
Нестор - А.Стриженов - главное качество - обходительность, политическая корректность во всех вопросах).
Таким образом, такая творческая работа помогает развить как умения эстетического анализа печатного медиатекста, так и критическое, самостоятельное мышление, творческие способности, медиакомпетентность студентов.
В рамках этого же цикла занятий, направленных на эстетический анализ печатных медиатекстов можно предложить одно из любимых студентами заданий: придумать «письма» в редакции газет и журналов от представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях эстетического медиавосприятия.
Форма проведения занятия: круглый стол, посвященный творчеству поэтессы А.Павловской, стихотворения которой публикуются на страницах журнала «Новая Юность». В качестве примера приведем ее стихотворение
«Блаженны слепые и нищие» [Павловская, 2007].
* * *
Как от тяжелого сна пробуждение -март.
То, что живешь - это блажь, совпадение, фарт.
Тропы утоптаны, птицы раскиданы
кляксами с разных сторон.
Что ты стоишь со своими обидами
в черной метели ворон?... * * *
Окончилось все, ничего не осталось, отравленный день этот тоже хорош. Как хочется жить, и такая усталость -
как будто в намокшей одежде идешь... * * *
Посмотри, началась настоящая драма,
повторяю себе, не изменишь ни грамма,
изменить ничего не дано,
все сложилось - недавно/давно:
сей трагический куст - желто-красная гамма,
эта яма. запомни/забудь -
этот дом, этот двор, этот путь.
Задание лучше выполнять в минигруппах. В начале занятия сами студенты определяют социальные, возрастные рамки потенциальных читателей, варианты записываются на листочках, и затем путем жеребьевки каждой минигруппе достается определенная аудитория. От ее имени нужно написать письмо, которое будет «опубликовано» в рубрике «круглый стол».
Приведем некоторые отрывки из писем (сохранена стилистика студентов):
Письмо филолога («повернутого» на стилистике, знаках препинания) (стилистика студентов):
«Уважаемые товарищи! Не хочу отнимать у Вас много времени, но вынуждена обратиться к автору стихотворений и ее поклонникам. Пожалуйста, займитесь вплотную русской речью, иначе Вашего творчества скоро уже никто не поймет!!!
К кому Вы обращаетесь абсолютно не понятно: предложение рассогласовано... В общем, как Вы и пишете, это действительно похоже на бред... Люди, прислушайтесь к тому, что Вы пишете и говорите. Как бы мы анализировали А.С.Пушкина, если бы его стихотворения были похожи на стихи А.Павловской?».
Другое письмо написано студентами от лица сердобольных бабушек из деревни:
«Господи! Вот беда у девоньки, вишь, и стишки такие мудреные написала. Ведь оно в жизни как: коли в сердце беда - в голове всё одно пустота! Опять же: все беды у нас от города, в деревне люди и мудрее, и жалостливее, и чище. А девонька- то в город поехала, и тоска вон ей всю грудь выела. А ей-то домой охота, даже весна ей не в радость. А уж конец стихотворения она точно не в себе писала: языки путает, уже и не о весне пишет, не о любви... В общем путаница у них все. Так наш тебе совет, Анютка! Едь к нам. Молочка попьешь домашнего, оно все и нормализуется...».
Обсуждение творческих работ, которые оформляются в полупародийной форме, студентов всегда проходят весело, с высокой долей активности. Выполнение таких заданий позволяет студентам как провести эстетический анализ медиатекста (для выявления ключевых позиций медиатекста, которые прослеживаются в «письмах»), так и определить
предполагаемую целевую аудиторию медийного агентства, конкретного медиатекста.
Цикл театрализовано-ролевых творческих заданий, способствующих эстетическому анализу медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 391]:
Медийные агентства (media agencies):
- реализация/съемка того или иного сценарного замысла художественного медиатекста.
Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- реализация (видеосъемка) фрагментов предварительно написанных синопсисов сценариев игровых фильмов разных жанров, но с одними и теми же персонажами;
Медийные технологии (media technologies):
- подготовка и сравнение различных вариантов технологий решения художественного видеоэпизода, снимаемого разными группами студентов;
Языки медиа (media languages):
- попытка найти пластический эквивалент стилистике конкретного печатного медиатекста;
Медийные репрезентации (media representations):
- театрализованные этюды на тему «пресс-конференции с российскими или зарубежными авторами» медиатекста; «журналисты» по ходу занятия задают заранее подготовленные вопросы, касающиеся эстетических аспектов медиатекста, «авторам», которые в свою очередь предварительно готовились к «защите» своего гипотетического (или действительно созданного в ходе предыдущих упражнений) детища - конкретного художественного медиатекста и пр.;
- театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакритиков», которые обсуждают различные эстетические аспекты, связанные с медиа, анализируют отдельные художественные медиатексты и т.д.;
Приведем пример выполнения студентами следующего задания: написания минисочинения, в котором необходимо отразить авторскую концепцию конкретного печатного медиатекста. Написание минисочинения предполагает индивидуальную работу каждого студента и способствует развитию комплексной идентификации (интерпретации авторской позиции при условии сохранения своей точки зрения).
Нами было выбрано стихотворение Н.Образцовой «Моему читателю», опубликованное в журнале «У Солнечных Часов» [Образцова, 2008, с.3]:
Не изучай. Не рассекай при этом
Строку живую лезвием ножа:
Она тот час погибнет под ланцетом,
Погаснет, протестуя, трепеща...
В ущельях цепкой памяти твоей
Пускай гнездятся строчки невредимы.
У них на крыльях отблески морей,
Ожоги от былых сражений дымных.
Почувствуй эти давние ожоги, Держа в руках крылатую строку, И ощути все радости, тревоги, Печаль мою... Летучую тоску... Вернись еще. И между строк опять Нащупай нить. Не нужно изучать.
Сведения об авторе, ее портрет, опубликованный в журнале, позволяет преподавателю сказать вступительное слово студентам. Здесь нам представляется возможным привести цитаты из некоторых сочинений студентов:
Сергей К.: «Мне кажется, что авторская концепция печатного медиатекста заключается в следующих строках: «Не изучай. Не рассекай при этом Строку живую лезвием ножа. И ощути все радости, тревоги, Печаль мою... Летучую тоску... Вернись еще. И между строк опять Нащупай нить. Не нужно изучать».
То есть автор говорит нам о том, что ее стихи не столь «богаты» композиционно, возможно в них найдутся «изъяны» с точки зрения филологии, но ценность их в чувствах, которые Н.Образцова вкладывала. Мне такая позиция близка и в жизни, так как только ты начнешь раскладывать какое-то событие, действия человека на «мелкие детальки», как теряется целостность...».
Евгения Г.: «Все стихотворение, каждая строчка его прочувствованы автором. Я бы сказала, что это стихотворение не может быть написано в молодости. Скорее, это точка зрения человека, уже достаточно пожившего на белом свете. Об этом говорят и следующие строки: «Пускай гнездятся строчки невредимы. У них на крыльях - отблески морей, Ожоги от былых сражений дымных. Почувствуй эти давние ожоги, Держа в руках крылатую строку...». У меня возникает ассоциативный ряд, который можно представить так: автор - человек, который достаточно много путешествовал, очень любит свой город и море (это видно из стихотворения и вступительного слова); что касается ожогов, то это память о войне. Скорее всего, автор знает о ней не понаслышке... Приятно, что в стихотворении отсутствует назидательный стиль, оно легко читается и «принимается» аудиторией (в моем лице). В общем, мне кажется, что главная мысль, чтобы читатель почувствовал в стихотворениях автора. Ее творчество больше рассчитано на чувства, а не разум! Но в то же время мысли и чувства, которые «будит» в читателе автор, не противоречат друг другу! И в этом заключается эстетическая ценность этого медиатекста...».
Таким образом, проведение данного творческого занятия способствует «включению» каждого студента в работу (поскольку написание минисочинения предполагает индивидуальное выполнения задания), развитию творческих способностей, а также умений эстетического анализа
печатных медиатекстов. Задание направлено на изучение таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства», «аудитория», «язык» медиа.
Итак, театрализовано-ролевые творческие занятия дополняют и обогащают умения, приобретенные аудиторией во время литературно-имитационных игровых практических занятий. Помимо умений устного коллективного обсуждения художественных особенностей медиатекстов, они способствуют раскрепощенности, общительности аудитории, делают речь студентов более свободной, активизируют импровизационные способности.
Цикл литературно-аналитических творческих заданий, способствующих эстетическому анализу печатных медиатекстов в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 395]:
Медийные агентства (media agencies):
- проанализировать степень и характер влияния главного редактора медийного агентства на художественные особенности медиатекстов;
Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- проанализировать, как жанр преломляется в творчестве конкретных деятелей медиакультуры (один и тот же жанр в творчестве разных деятелей медиакультуры, разные жанры в творчестве одного и того же деятеля медиакультуры);
Медийные технологии (media technologies):
- проанализировать характер и степень влияния медийных технологий на художественный уровень медиатекстов;
Языки медиа (media languages):
- поразмышлять о том, как медиа используют различные формы художественного языка, чтобы передать идеи или значения;
Медийные репрезентации (media representations):
- описать фабулу художественного медиатекста;
- выявить сюжетную конструкцию (завязку, развитие действия, кульминацию, развязку) эпизода или художественного медиатекста в целом;
- определить конфликт (моральный, философский и пр.) начала действия и рассмотреть дальнейшее развитие этого конфликта в печатном медиатексте;
- проанализировать основные характеры персонажей художественного медиатекста;
- вспомнить театральные, живописные, музыкальные произведения, ассоциирующиеся с тем или иным печатным художественным медиатекстом, обосновать свой выбор;
Медийная аудитория(media audiences):
- обосновать свое отношение к медиатексту, к его философской, художественной и нравственной направленности.
Одним из заданий такого рода следующее: выявить сюжетную конструкцию (завязку, развитие действия, кульминацию, развязку) печатного художественного медиатекста. Выполнение данной работы соотносится не только с ключевым понятием медиаобразования
«репрезентация медиа», но и с другими понятиями, такими как «языки медиа» (так как студенты, формируя структуру произведения «считывают авторскую точку зрения»), «категории медиа» (студенты, выполняя работу, выявляют сходства и различия различных жанров, видов и т.д. медиатекстов), «аудитория медиа» (определение целевой аудитории медиатекста, согласие /несогласие с авторской позицией и т.д.).
Поскольку выявление структурной конструкции медиатекста сложный и трудоемкий процесс, то целесообразно разделить студентов на минигруппы.
В качестве примера здесь можно привести структурную композицию, выделенную студентами в рассказе А.Серикова «Пара» [Сериков, 2008]. Стилистика творческой работы студентов сохранена.
Таблица 1
Сюжетная конструкция рассказа А.Серикова «Пара»_
Компоненты сюжетной конструкции Текстовое подтверждение Комментарии студентов
Экспозиция «Еще в детстве я видел ее лицо. Еще в детстве я знал, что она будет моей. Я знал место, день, минуту, номер поезда, номер платформы, сторону... Я знал все давным-давно и жил мыслью об этом». Автор не знакомит нас с героем, не описывает его внешность, он сразу заинтриговывает читателя. В экспозиции заложена некоторая нереальность, непонятно где заканчиваются фантазии героя, по каким законам жизни он стал обладателем важной информации. Кажется, что такой экспозицией автор заложил в рассказ некоторую предсказуемость, но это обманчиво.
Завязка «... Этот день наступил... Нас разделяют всего лишь какие-то часы... Часы, само собой, растянулись в вечность. По крайней мере, моя - точно». Именно здесь автор намечает первый конфликт героя. Его «противник» - время, его ожидание, «вылившееся» в годы, становится все более мучительным с каждым днем.
Ключевой эпизод «. Поезд останавливается. Я жадно ищу ее глазами. Нет. Нет. НЕТ!.. НЕ ОНА!.. - Где девушка отсюда? - Это купе было пустым! -холодно отвечает проводница, круша мои последние надежды. Я умер. Я труп. Я живой мертвец. Зачем мне теперь жить?» Поскольку рассказ короткий, то автор сконцентрировал в данном эпизоде всю мощь, всю силу потери. Когда герой начинает искать девушку глазами среди пассажиров, он начинает спокойно «отсеивать»: Нет. Нет. - об этом говорит и такой знак препинания как точка. Потом по мере убывания людей, когда шансов найти «ее» становится все меньше, герой говорит более явно: «НЕТ. НЕТ.». А когда паническое состояние охватывает его - он уже кричит: «НЕТ!... НЕ ОНА!». Когда надежда умирает в нем, герой ощущает себя живым трупом, потому что вместе с надеждой он теряет смысл жизни не только этого дня, но и всей жизни, потраченной на ожидание.
Кульминация «Я принимаю приглашение - захожу внутрь и сажусь, тупо уставившись в окно... - Я тоже кое-что знала. Я резко оборачиваюсь, желая увидеть ее. В моем сердце опять затеплился уголек Абсолютно знаковый эпизод. Бабуля со своим тайным знанием - ведь неизвестно откуда вещи, о которых она говорила - это результат ее жизненного опыта или послание свыше. Она опять дает надежду герою. Только теперь ожидание будет иметь не событийный, а фаталистический характер. Теперь уже ничего не известно герою, он
надежды. Он заставлял меня жить... Я увидел перед собой лицо какой-то старушки. - Как ты не можешь понять? В том, что это случится неожиданно вся прелесть любви!...». должен в каждом эпизоде, минуте существования жить ожиданием судьбоносной встречи.
Развязка «Кто она? Бог? Богиня любви?... Зачем она обрекла меня на вечное ожидание? А может быть это средство к жизни? Новый ее смысл? Это невыносимо... Но это единственное, что у меня осталось - сладкое ожидание того, что мы встретимся. Где-нибудь, когда-нибудь мы вновь будем вместе, точно так же, как тогда - в моих грезах». Развязка, заявленная автором, ставит перед читателем много смысловых вопросов. Автор предоставляет возможность своему читателю задуматься, задать себе эти вопросы, постараться на них ответить. Рассказ рассчитан на думающего (и не только о материальных благах) читателя. Автор открыт для диалога, он намеренно не отвечает даже с позиции своего героя на вопросы, для того, чтобы не «навязывать» свою точку зрения. Но автор дает право на надежду, всем, кто стремится обрести любовь.
Цикл творческих занятий, направленных на развитие у студентов умения эстетического анализа медиатекстов в процессе коллективных обсуждений, дискуссий [Федоров, 2007, с. 398].
Реализация данных этапов основывается на цикле практических занятий, посвященных эстетическому анализу конкретных медиатекстов. При этом, как показывает практический опыт, надо, во-первых, идти от простого к более сложному: сначала выбирать для обсуждения, анализа ясные по фабуле, авторской мысли, стилистике медиатексты. А во-вторых, -стремиться учесть жанровые, тематические предпочтения аудитории.
Разумеется, здесь вновь используются творческие, игровые, эвристические и проблемные задания, существенно повышающие активность и заинтересованность аудитории.
Эвристическая форма проведения занятия, в ходе которой аудитории предлагается несколько ошибочных и верных суждений, существенно облегчает для аудитории аналитические задачи и служит первой ступенью к последующим игровым и проблемным формам обсуждения художественных медиатекстов.
В ходе реализации эвристических подходов аудитории предлагаются:
- истинные и ложные трактовки логики авторского мышления на материале конкретного эпизода художественного медиатекста;
- верные и неверные варианты авторской концепции, раскрывающейся в конкретном художественном медиатексте.
Следующий этап занятий состоит в проблемных коллективных обсуждениях и в рецензировании художественных медиатекстов. Здесь могут использоваться следующие виды проблемных творческих заданий:
- определение темы, задачи и сверхзадачи конкретного печатного медиатекста;
- подготовка рефератов, посвященных эстетическим вопросам медиакультуры;
- устные коллективные обсуждения (с помощью проблемных вопросов педагога) художественных медиатекстов;
- письменные рецензии студентов на конкретные художественные медиатексты разных видов и жанров.
Так же среди весомых аргументов, можно опереться и на те, которые выделил один из медиапедагогов-классиков Ю.Н.Усов. Эстетический анализ нужен, чтобы:
- испытать радость от встречи с искусством - с драматургическим материалом (события, сюжеты, персонажи), с художником (как эти события открывают для меня мироощущение автора);
- понять себя в полемике с автором;
- ответить на вопросы, мучающие меня сегодня;
- развить у себя восприятие медийного повествования, различные виды мышления;
- получить удовольствие от интерпретации художественного медиатекста, которую можно принимать как своеобразную интеллектуальную игру [Усов, 1995, с.158-159].
В качестве примера обратимся к коллективному обсуждению рассказа А.Серикова «Пара», опубликованному в литературно-художественном альманахе «У Солнечных Часов» (2008. № 6). В ходе литературно-аналитического цикла занятий мы уже определяли структурную композицию этого медиатекста. Здесь мы приводим некоторые фрагменты обсуждения рассказа (сохранена стилистика студентов).
Преподаватель: Как вы считаете, в чем особенность рассказа А.Серикова?
Александр Б.: По моему мнению, этот рассказ выделяется среди других, опубликованных в издании, композиционным построением. Он построен на «чувственном мире» и только невзначай «цепляется» за материальный мир.
Сергей Ш.: Я согласен с Сашей, так как автор всем рассказом дает понять, что главное в жизни человека - его чувства.
Петр Г.: Мне кажется, автор акцентирует внимание читателя на одном чувстве, которое руководит человеком, а именно - любви...
Антон В.: Автор пытается передать состояние души. А в том, что это «думает» ДУША сомнений нет. Автор старается подчеркнуть это в рассказе. В последнем ключевом эпизоде (перед развязкой) мы находим следующее: «Я умер. Я труп. Я живой мертвец. Я иду по залитой солнцем улице. Я не вижу солнца. Я не вижу людей вокруг себя. Я смотрю в асфальт прямо под ногами - прячу опустошенное отражение души. Что мне теперь делать? Зачем мне теперь жить?...».
Анастасия М.: Я уверена, что последние три предложения являются ключевыми, отражающими состояние человека, который потерял смысл жизни, то самое главное, ради которого он жил все эти годы! А для любого человека это ЛЮБОВЬ!
Сергей Г.: Хочется особо обратить внимание на то, автор считает, что только любовь может сделать из какого-то существа человека. Иначе как понять подпись под рассказом: «некое существо».
Преподаватель: Как вы думаете, почему автор написал именно такой конец рассказа?
Анастасия М.: Я думаю, что он тем самым отразил свою философскую концепцию. В соответствии с ней смысл жизни только в любви, а ее вечная спутница - ожидание. Герой рассказа говорит, что он идет по залитой солнцем улице, но подчеркивается, что он не видит солнца. Ему все равно, в какой номер автобуса он сел и т.д.
Петр Г.: Авторская позиция во многом совпадает с воззрениями и представлениями древних философов, для которых любовь была добродетелью.
Евгения Г.: Я думаю, что автор сам живет в этом состоянии ожидания. Он передает в рассказе свое видение мира, а этот мир не представляет никакой радости, когда человек один. Поэтому, чтобы каким-либо образом приблизить встречу с «ней», автор вводит в рассказ знаки, символы. Сны, в которых он видит свою любимую, встречу на вокзале (ведь нашу жизнь часто сравнивают с вокзалом - люди приходят, выходят, попадаются и случайные попутчики, и верные друзья...). Бабушку герой идентифицирует как Бога, Богиню любви, ангела и т.д. И каждый читатель выберет наиболее близкий ему символ, по своему расшифрует мысли героя. Если бы снимался фильм по этому рассказу, я думаю, жизнь героя нужно было бы снимать в черно-белом цвете, а его грезы, мечты в цветном. Именно такое ощущение пытается передать автор своим читателям.
Сергей Ш.: Я бы хотел обратить внимание на название рассказа: «Пара». Ведь в рассказе пара не фигурирует, просто есть постоянное ожидание встречи с избранницей. Но название, как и последнее предложение, говорит о том, что такое ожидание не напрасно, оно «обречено на успех».
Преподаватель: Скажите, в чем заключатся особенность построения композиции рассказа?
Евгения Г.: Начало рассказа, написанного от первого лица, состоит из простых предложений. Создается впечатление обрывочности мыслей, так как герой живое ожиданием встречи со своей любимой, живет чувствами, поэтому его мысли просты, не витиеваты, он не может думать, анализировать. Только чувствовать. Например, хотелось бы привести один из первых абзацев: «Дни сменяли ночи. Ночи сменяли дни. Земля делала свой круг. Время летело, стремительно приближая этот день. Порой казалось, что он не наступит никогда... Этот день наступил! Поезд сейчас только
отъезжает от перрона... На ее лице возникает улыбка - здравствуйте, приключения. Нас разделяют все лишь какие-то часы. Что они по сравнению с долгими годами ожидания?...».
Александр Б.: Я думаю, что особый смысл имеет «оформление» автором предложений. Женя говорила о том, что начало рассказа состоит из простых предложений, отмечали их обрывочность. В ходе развития сюжетной линии рассказа автор остается верен себе. И только эпизод, где герой встречает бабушку, меняет выбранную А.Сериковым структуру. Старушка превращается в бабушку, скрывающую за морщинами «красоту и какую-то аристократическую стать». Ее мысли представлены автором в более длинные предложения, например: «Ты увидел ее, ты знал, как все будет еще с самого детства, ты жил этой надеждой!»; или финальная фраза: «Ты встретишь ее! В том, что это случится неожиданно вся прелесть любви! Не суетитесь, вы встретитесь, когда ты совершенно не будешь этого ожидать...».
Сергей Г.: Саша прав, с этой встречи в автобусе, в тексте появляются более сложные предложения. Мне кажется здесь дело в том житейском опыте, которым обладает бабушка. Ведь она тоже пережила такое «крушение надежд». И ее опыт должен убедить героя в том, что он должен продолжать ждать, найти в этом ожидании смысл.
Сергей Ш.: И после разговора с бабушкой к герою возвращается надежда. И еще хочется отметить, что его мысли становятся «глубже», с философским «оттенком». И предложения автор рассказа начинает строить более сложными по структуре. Вот пример: «Зачем она обрекла меня на вечное ожидание? А может быть это средство к жизни? Новый ее смысл?... Где-нибудь, когда-нибудь мы вновь будем вместе, точно так же, как тогда - в моих грезах».
Таким образом, проведение коллективных дискуссий помогает студентам определить эстетический замысел печатного медиатекста, а затем выйти на интерпретацию авторской позиции (с учетом своей собственной точки зрения) и определением роли медиатекста в контексте той культуры, которой принадлежит и медиатекст и целевой читатель.
Литература Зорин Л. Островитяне // Новый мир. 2008. № 2. Образцова Н. Моему читателю // У Солнечных Часов. 2008. № 6. С.3 Павловская А. Блаженны слепые и нищие // Новая Юность. 2007. № 6. Сериков А. Пара // У Солнечных Часов. 2008. № 6. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М., 1995. 224 с.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.616 с.