Научная статья на тему 'Анализ персонажей аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма Н. С. Михалкова «12»)'

Анализ персонажей аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма Н. С. Михалкова «12») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5388
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕКСТЫ / ПЕРСОНАЖИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Челышева И. В.

В процессе медиаобразовательных занятий нами используются различные по тематике и жанровой специфике аудиовизуальные медиатексты. При изучении медиаобразовательных курсов студенты знакомятся не только с жанрами и видами медиа, их художественными особенностями, но и изучают творчество мастеров отечественного и зарубежного экрана. Приведем пример такого занятия, в ходе которого анализ персонажей аудиовизуальных медиатекстов осуществлялся на примере фильма Н.С. Михалкова «12» (2007).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Челышева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ персонажей аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма Н. С. Михалкова «12»)»

Анализ персонажей аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма Н.С.

Михалкова «12»)

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент

Анализ персонажей (Character Analysis) - анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медиатекстов [Федоров, 2007, с. 267].

Характеры, поступки, мотивы поведения персонажей произведений медиакультуры в той или иной степени отражают позиции их авторов. М.М.Бахтин, рассматривая проблему автора произведения, акцентировал внимание на том, что автора «нельзя отделять от образов персонажей, так как он входит в состав этих образов как неотъемлемая часть (образы двуедины, иногда двуголосы). Но о б р а з автора можно отделить от образов персонажей: но этот образ сам создан автором и потому также двуедин» [Бахтин, 1997, с. 323].

В процессе медиаобразовательных занятий нами используются различные по тематике и жанровой специфике аудиовизуальные медиатексты. При изучении медиаобразовательных курсов студенты знакомятся не только с жанрами и видами медиа, их художественными особенностями, но и изучают творчество мастеров отечественного и зарубежного экрана. Приведем пример такого занятия, в ходе которого анализ персонажей аудиовизуальных медиатекстов осуществлялся на примере фильма Н.С. Михалкова «12» (2007).

Работа над данным фильмом строилась нами следующим образом. На первом этапе медиаобразовательного занятия - вступительное слово, так называемая «установка на восприятие». На данном этапе педагогом ставится основная цель и задачи занятия, студенты знакомятся с новой информацией об авторах медиатекста, включая краткий обзор их творчества и т.д. В результате проведения данного этапа достигается главная цель установки на восприятие - заинтересовать аудиторию и способствовать ее включенности в медиаобразовательный процесс [Челышева, 2006, с. 120].

Коммуникативный этап включает в себя непосредственное восприятие медиатекста или его частей; свободную дискуссию по теме медиаматериала; проблемные вопросы, предлагаемые педагогом; моделирование педагогических ситуаций и т. д.

Анализ медиатекста предполагает решение целого комплекса задач: выбор и детальный анализ ключевых эпизодов (образов, иллюстраций и т.п.); постижение логики «авторского мышления (целостное воссоздание развития основных конфликтов, характеров, идей, звукопластического ряда и т.д.)» [Федоров, 2001, с.61]; выявление оценочного отношения аудитории к рассматриваемому медиатексту и т.д.

На данном этапе занятия студенты выполняют ряд творческих заданий: литературно-имитационных, театрализовано-ролевых,

изобразительно-имитационных. Каждое из этих заданий включают анализ ключевых понятий медиаобразования: «медийные агентства» (media agencies), категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences).

Опишем цикл литературно-имитационных творческих заданий для анализа персонажей художественного фильма «12».

С опорой на ключевое понятие Медийные агентства (media agencies) студентам предлагается написать заявку, содержащую обоснование того, как один из выбранных аудиторией персонажей фильма может стать логотипом, брэндом агентства/фирмы.

Вот пример выполнения данного задания, подготовленный Григорием Б.: «Одним из лучших брендов медийного агентства может стать персонаж, роль которого в фильме «12» была сыграна Н.Михалковым. Это -бывший боевой офицер, человек, прошедший войну. Герой всегда нужен публике, которую привлекают сильные характеры, отвага, героизм, бесстрашие. По-моему такой человек может стать «лицом» журнала, рекламной компании и т.д.».

Изучению ключевого понятия Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories) при осуществлении анализа персонажей аудиовизуального медиатекста способствует задание, которое заключается в написании ряда синопсисов, где один и тот же персонаж участвует в медиатекстах разных видов и жанров. При этом важно, чтобы персонаж, которого студенты «переносят» в другие жанры аудиовизуальных медиатекстов, сохранил свой характер, своеобразие и неповторимость. К примеру, Альбина Г. подготовила синопсис в жанре игрового шоу:

«Персонажи фильма (присяжные) попадают на игровое шоу «Семь ключей» (название шоу - вымышленное - И. Ч.). Их задача - найти ключи и добраться с их помощью к разгадке тайны Семи Ключей. В ходе выполнения заданий перед каждым из участников стоит своя задача, например, Хирургу нужно разгадать логическую задачу, Таксисту - преодолеть логический лабиринт, Офицеру - пройти испытание на выносливость. Как и в фильме, в ходе выполнения задания каждый персонаж проявляет черты своего характера в борьбе за главный приз».

Как можно заметить, выполняя данное задание, студентке удалось передать основные компоненты структуры данного жанра (игрокам дается задание, выполнение которого ведет к победе; они преодолевают многочисленные препятствия в трудной борьбе и т.д.).

Изучение ключевого понятия Языки медиа (media languages) в ходе осуществления анализа персонажей аудиовизуального медиатекста на материале художественного фильма «12» может быть проведено следующим образом. Студентам предлагается по сценарной разработке эпизода из данного фильма подготовить «режиссерский сценарий» медиатекста с

двумя-тремя главными персонажами (фильм, радио/телепередача, компьютерная анимация и т.д.): с наметкой системы планов, ракурсов, движений камеры, монтажа (например, рассчитанный на 2-3 минуты экранного действия фильм/телесюжет, осуществимый в практике учебной видеосъемки). Например, студент Виталий Д. подготовил режиссерский сценарий эпизода, которого не было в данном фильме. В этом эпизоде Хирург и Офицер встречаются спустя год после суда.

Кадр 1. Общий план. Герои случайно сталкиваются друг с другом.

Кадр 2-3. Наезд камеры, крупный план. Камера фиксирует выражения лиц героев. На лице Хирурга - растерянность, на лице Офицера -уверенность и спокойствие.

Монтаж (воспоминания героев). Сцены из спортивного зала, где персонажи встретились год назад.

Кадр 4. Средний план. Герои начинают разговаривать.

Интересные творческие задания можно предложить студенческой аудитории при изучении ключевого понятия Медийные репрезентации (media representations).

Одно из них состоит в составлении рассказа от имени какого-нибудь персонажа фильма с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. Это задание предполагает выявление степени «идентификации», «сопереживания» определенному персонажу в процессе сотворчества студента и героя фильма. Фрагмент из такого рассказа, подготовленного Светланой У., представим вниманию читателя.

«Вчера был ужасный день. Мне довелось быть на суде присяжных. Я, знаете ли, учился в Гарварде, так вот там такого безобразия произойти просто не может! Собрали каких-то совершенно неинтеллигентных людей, некоторые из них, прямо скажем, не совсем здоровы в психическом плане. Очень трудно работать в такой обстановке творческому человеку! Все время заставляют что-то решать, без конца голосуют. Примеры такие приводят, что мне просто стало плохо. Я приехал домой, собрал вещи: хочу мест с семьей уехать куда-нибудь в Европу, отойти от этого кошмара».

Наверное, читатель без труда узнал в этом персонаже креативного директора крупной телевизионной копании, которого в фильме сыграл Ю. Стоянов. В рассказе хорошо чувствуется нерешительность, боязнь героя принимать жизненно важные решения, стремления спрятаться от трудных задач, которые иногда преподносит жизнь. Один из студентов (Александр З.) составил такой рассказ от имени воробья, тоже немаловажного персонажа фильма:

«Закрыли меня в душном спортзале и не выпускают. На улице, конечно, холодно, но все-таки свобода. Лети, куда хочешь! А тут - сидят, кричат, нервничают, доказывают друг другу то, что и так понятно. Люди, одним словом!».

Еще один вариант этого задания - составить рассказ от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, изменив тем самым ракурс повествования, подготовлен Евгением С.:

«Я - лампа в спортивном зале школы. Привыкла я к относительно спокойной жизни, дети не в счет, они хоть спортом занимаются. А недавно взрослые пришли и давай спорить, да так, что конца и краю не видно. Вот я и не выдержала, несколько раз даже потухла от перенапряжения».

В процессе изучения Медийной репрезентации (media representations) также возможно задание, в котором студенты в своих работах представляют героя фильма в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.). Также можно предложить аудитории придумать образы, характеры новых медийных персонажей фильма, их диалоги, включить их в синопсис оригинального сценария; придумать испытания (физические, эмоциональные, моральные и пр.), с которыми сталкивается медийный персонаж.

Несколько заданий этого цикла связаны со сценарными разработками: например, написать сценарную разработку эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий, где главные персонажи фильма вступали бы друг с другом в острый конфликт; написать оригинальный минисценарий, где можно было бы проследить развитие характеров персонажей фильма и т.д.

Медийная ayдumopuя (media audiences): студентам дается задание составить монологи («письма» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия. В этих письмах адресаты должны описать кого-либо из персонажей фильма.

Тамара А. составила письмо от имени воинов-интернационалистов: «Дорогая редакция! Пишут вам бывшие военные офицеры. Новый фильм Н. Михалкова потряс нас до глубины душа. Чеченские сцены картины - это высочайшей пробы военная драма. Когда смотришь эти сцены, будто бы попадаешь на улицы города, по которым едут машины с вооруженными до зубов бандитами. Неоценимый вклад в достоверность показанных военных сцен внесли сыгравшие в них актеры. Больше всего нас потрясла игра совсем молодого актера, который сыграл роль чеченского мальчика. Этот мальчик с малых лет узнал все ужасы войны, взрывов, бомбежек. Он пережил смерть своих родителей, остался совсем один.

Что станет с этим мальчиком дальше? Кому он будет нужен в жизни? Кто позаботится о нем? На эти вопросы отвечает фильм».

После выполнения задания проводятся коллективные обсуждения полученных результатов, определяются наиболее удачные рассказы. Таким образом, «достигается цель творческих заданий: аудитория проникает в лабораторию создания медийных персонажей» [Федоров, 2007, с. 268].

Осуществление анализа персонажей аудиовизуальных медиатекстов традиционно включает выполнение студентами цикла «театрализовано-ролевых творческих заданий.

К примеру, ключевое понятие Медийные агентства (media agencies) студенты осваивают, принимая участие в ролевой игре на тему взаимоотношений персонажей, олицетворяющих персонал типичного медийного агентства (журналисты, продюсеры, менеджеры и др.), собравшихся на «пресс-конференцию» по поводу выхода фильма на большой экран. На этом этапе не обязательно проводить саму «пресс-конференцию», а возможно осуществить подготовительную работу к ее проведению. Например, «журналисты» получают задание подготовить вопросы персонажам фильма, рекламные агенты занимаются подготовкой компании по рекламе фильма (или его отдельных персонажей) на телевидении, радио в прессе и т.д. В общем, выполнение этого задания позволяет студентам глубже вникнуть в творческий процесс создания фильма, а также лучше понять характеры, особенности его главных героев.

В процессе занятий не остаются без внимания и взаимоотношения персонажей фильма. Например, в процессе изучения ключевого понятия Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories) в студенческой аудитории проводится ролевая игра на тему взаимоотношений одних и тех же персонажей, оказавшихся в медиатекстах разных жанров. Эта игра имеет несколько вариантов воплощения: студенты могут в процессе обсуждения гипотетически представить основные темы общения и характер взаимоотношений персонажей, попавших в разножанровые ситуации. Еще один вариант - составление диалогов от имени героев фильма, представленного в жанре трагедии, хоррора и т.д. Это задание, как правило, реализуется в минигруппах для того, чтобы студенты могли не только составить диалог, но и представить его для всеобщего обозрения, читая «по ролям».

Одна из таких творческих групп составила диалог с героями фильма в жанре репортажа с места событий. При этом один студент выступал в роли «репортера», а два других - в ролях Директора кладбища и Программиста.

«Репортер»: Уважаемые телезрители! Я нахожусь у здания суда, где только что закончился громкий процесс: состоялся суд присяжных, который решал судьбу чеченского мальчика, обвиняемого в убийстве. Этот процесс вызвал значительный резонанс, и около здания суда собралось много народа - представители общественности, правозащитники, юристы, журналисты.

Присяжные признали мальчика невиновным. Давайте послушаем их мнение (обращается к персонажам фильма): Скажите, пожалуйста, на чем основывалось принятое вами решение?

«Директор кладбища»: Мое мнение складывалось из логических умозаключений, к которым я пришел в ходе изучения материалов дела. Я не хотел бы сейчас делиться всеми своими мыслями. Скажу только, что это решение - взвешенное и принятое мною на основе объективных фактов.

«Программист»: Я с самого начала сомневался в том, что мальчик виновен. Я думаю, что это сомнение и решило, в конце концов, исход дела.

Сомневаясь в самом страшном, что может быть в человеке, мы даем ему шанс, возможность жить дальше.

«Репортер»: А как сложится теперь жизнь мальчика? «Директор кладбища»: Я не думаю, что этот вопрос должен заботить нас сегодня. Главное, что мальчик не виновен, и мы это доказали.

«Программист»: Я думаю, что жизнь мальчика - у него в руках. Он сам должен выбирать свою дальнейшую судьбу».

В этом небольшом репортаже студенты не только продемонстрировали особенности характеров героев (которые, кстати, им удалось воспроизвести достаточно близко к оригиналу), но и выразили свое отношение к персонажам фильма, что, безусловно, очень важно в работе с произведениями медиакультуры и способствует более глубокому «прочтению» аудиовизуального медиатекста. Огромную роль в выполнении этого задания играют невербальные средства, которые используют студенты. Мимика, жесты, тон и т.п. очень существенно дополняют диалоги, оживляют их, способствуют большей выразительности и экспрессии. Таким образом. подготовка пластических этюдов на тему взаимоотношений тех или иных персонажей - с отработкой их мимики, жестов, движений и т.д. способствует проникновению студенческой аудитории в тайны Языка медиа (media languages).

В ходе этой ролевой игры происходит и изучение понятия Медийные технологии (media technologies). Во время подготовки и презентации диалогов персонажей, студенты могут имитировать различные этапы подготовительного и съемочного процесса: подбирают наиболее подходящие персонажи, разрабатывают план «съемки» диалогов и т.д.

Опора на ключевое понятие Медийные репрезентации (media representations) позволяет варьировать это задание и предлагать студентам несколько вариантов на выбор (по желанию самих студентов, соответственно уровню их медиавосприятия, идентификации и отождествления с героями фильма и т.д.). Варианты выполнения могут быть следующими:

- театрализованный этюд на тему интервью (или «пресс-конференции») с различными персонажами медиатекста;

-театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакри-тиков», которые обсуждают различные аспекты, связанные с характерами персонажей медиатекстов т.д.;

-«юридический» ролевой этюд, включающий процесс «расследования» преступлений главного отрицательного персонажа медиатекста;

-актерские этюды: студенты получают задания сыграть роли, близкие к сюжету фильма («присяжный и подсудимый», «адвокат и прокурор», «следователь и подозреваемый», «свидетель преступления и судья» и др.).

Работа идет в группах по 2-3 человека. Каждая группа готовит и осуществляет на практике свой «игровой проект», который записывается на видеопленку. Педагог здесь выступает в роли консультанта. Результаты работы каждой микрогруппы обсуждаются и сравниваются. При этом студенты размышляют над тем, как они сами поступили бы в той или иной

ситуации и почему. «Театрализовано-ролевые творческие задания дополняют и обогащают умения, приобретенные аудиторией во время «литературно-имитационных» практических занятий, они способствуют раскрепощенности, общительности аудитории, делают речь студентов более свободной, активизируют импровизационные способности» [Федоров. 2007, с. 268].

В процессе занятий, посвященных анализу медийных персонажей, студенты выполняют цикл изобразительно-имитационных творческих

заданий. Эти задания представляют собой графическое, художественное изображение главных и второстепенных героев аудиовизуального медиатекста (в данном случае - художественного фильма «12»).

При изучении ключевого понятия Медийные агентства (media agencies) студентам предлагается подготовить серию рисунков на тему взаимоотношений персонажей, олицетворяющих персонал типичного медийного агентства (журналисты, продюсеры, менеджеры и др.); изучение понятия Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories) предполагает создание серии рисунков на тему взаимоотношений одних и тех же персонажей, оказавшихся в медиатекстах разных жанров; а понятие Медийные технологии (media technologies) способствует созданию в творческом медиаобразовательном процессе серий рисунков на тему использования различных медийных технологий в процессе подготовки образов персонажей из данного фильма для радио/телепередач или очередных номеров газеты.

Интересная форма работы, основой которой может стать изучение понятия Языки медиа (media languages) включает творческие задания, направленные на подготовку серии рисунков, комиксов на тему взаимоотношений тех или иных персонажей - с отработкой их мимики, жестов, пластики движений, манены одеваться и т. д. Например, Дмитрий К. представил данную серию в виде зарисовок отдельных фрагментов из фильма. В каждом рисунке он изобразил сцены, где крупным планом были обозначены герои фильма в различных ситуациях, в которые они попадали по ходу фильма.

Как показывает опыт проведения медиаобразовательным занятий, не менее интересной для студентов является осуществление анализа персонажей аудиовизуального медиатекста с опорой на ключевое понятие Медийные репрезентации (media representations). Сюда включаются задания по подготовке рекламных афиш, постеров, коллажей, комиксов, в которых отражались бы характеры тех или иных персонажей фильма.

Это задание можно дополнить в процессе работы над понятием Медийная аудитория (media audiences): студенты могут подготовить серии рисунков, комиксов на тему разнообразных реакций на медиатексты представителей аудитории разного возраста, уровня образования и социального статуса.

Анализ персонажей медиатекстов может быть также структурирован в виде специальных таблиц. В частности, студентам после просмотра

художественного фильма «12» предлагается заполнить таблицу 9 и попытаться обосновать свои ответы.

Приводим пример характеристики персонажей на примере художественного фильма «12», представленной студенткой Анной Т.:

Таблица 1. Характеристика персонажей в аудиовизуальных медиатекстах (на примере фильма Н. Михалкова «12»)_

№ Качества персонажей Персонажи художественного фильма Н.Михалкова «12»

Офицер Артист Таксист Хирург

1 Нежный, мягкий + + +

2 Грубый, жесткий +

3 Интеллектуал + +

4 Тупица +

5 Боец + +

6 Растяпа +

7 Бунтарь +

8 Конформист

9 Романтик + +

10 Циник +

11 Заботливый отец, семьянин + +

12 Одиночка, холостяк + +

13 Открытый + +

14 Скрытный + + +

15 Дружелюбный + + +

16 Агрессивный, враждебный +

17 Самостоятельный + + + +

18 Иждивенец

19 Прямой, простодушный + +

20 Изворотливый, хитрый

21 Активный, владеющий ситуацией +

22 Пассивный + +

23 Волевой + + +

24 Безвольный +

25 Остроумный, ироничный, саркастичный + + + +

26 Объект насмешек, юмора, иронии со стороны других персонажей

27 Верный +

28 Предатель

29 Оптимист + +

30 Пессимист +

31 Правдивый + + + +

32 Лживый

33 Добрый + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Злой +

35 Сильный + +

36 Слабый + +

37 Смелый Решительный +

38 Трусливый, нерешительный

39 Трудолюбивый + + +

40 Ленивый

41 Практичный + +

42 Безалаберный +

43 Принципиальный + +

44 Беспринципный

45 Целеустремленный + +

46 Нецелеустремленный +

47 Зависимый +

48 Независимый + +

49 Эмоциональный + + +

50 Холодный +

51 Кокетливый +

52 Строгий + +

53 Сексуальный, чувственный + + +

54 Фригидный +

В данном случае была представлена характеристика персонажей одного фильма. Но в процессе медиаобразовательных занятий возможен и другой вариант заполнения таблицы, при котором сравниваются персонажи из разных фильмов, телепередач, сериалов и т.д. В том и в другом случае при выполнении задания студент должен обосновать ответ и аргументировать свою точку зрения по поводу выбранного персонажа.

Как можно заметить, в результате заполнения данной таблицы получается довольно развернутая характеристика представленных персонажей, которая не только отражает основные черты, присущие героям фильма, но также демонстрирует отношение студентов к этим персонажам.

По результатам заполнения данной таблицы можно заключить, что студентке наиболее импонируют такие персонажи, как Офицер и Хирург, которые наделены, по ее мнению, большим числом положительных качеств (добрый, независимый и т.д.). У Таксиста, наоборот, преобладают черты, характеризующие его с отрицательной стороны (злой, строгий, холодный и т.д.). Таким образом, анализ подобных заданий, проведенный педагогом совместно со студентами, дает возможность составить своеобразный «рейтинг популярности» того или иного персонажа фильма.

В процессе анализа персонажей на примере фильма Н. Михалкова «12», студентам может быть предложено составить описание репрезентации категории в аудиовизуальном медиатексте. С этой целью они заполняют таблицу 2.

Вот пример заполнения данной таблицы студентом Алексеем К.:

Креативный директор телекомпании Имя персонажа

45-50 лет Возраст персонажа Описание репрезентации категории в медиатексте

Европейская Раса персонажа

Респектабельный, одежда дорогая, плотное телосложение Внешний вид, одежда, телосложение персонажа

Высшее, креативный директор телекомпании. Предположительное хобби - игра в гольф Уровень образования, профессия, хобби

Женат, есть дети Семейное положение персонажа

Служащий Социальное положение персонажа

Нерешителен, интеллектуален, прагматичен, конформист. Флегматик. Мимика и жесты невыразительные, лексика безупречна Черты характера, темперамент, мимика, жесты, лексика персонажа

Ценностные ориентации западного образца (карьера, индивидуализм). Религиозен. Ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа

Долго принимает решение, неоднократно метает его. Способ разрешения - уход от конфликта. Поступки персонажа, способы разрешения конфликта

н

м о\

й

В м

ы

я м

й

м

Я л

Я м

Я ■а

я

л

Л та *§

Я Я

'-з »

5 I

М -с

ЗЙ

я 2

и ™

р Я

^ ^

?? ьа

О £ И р

м я

о ы о

л й я м н л

к

с> н м

Таксист

т е л 0 5

4

«

а к с й е п

о р

в

и

§

г

о р

о

д

е н

а

д

*

е

д

о

йе ыи

3 ^ по ел рс

т о п

о к л ч о

ов о

РчД о

и б б о

*

е о н ь л е ит

*

о л о

п

д

е р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* *

& в

иа сб кы

£

,е е

н

д

е р

ь л о г о к л Са

и т

е

д

ь т с е

е

д

е в аз

й и ч о б а Р

«

к и о н

и ч

се ер * и

йи

к

з

е р

ы т кс

ре аре

о

ы

н

в

и

с

с

е

а

к и

е ы

б у

гр

«

с

т

ю

«

л

«

и к

з е

Ре

н и

р

т о

п

у

е

ы

н

з

о

и

г

и

л

е

В Л

оц . зм

I ч

а н о

к

ц

а н

к к

ц

а т н е

к

р

о

е

ы

н

т

с

о

н

н

е Це

с

о

в

к

л д

е

вн аа рт с о су

к к

н е

ш

е р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аз р

т

к

к

з

е р

е

ы

н

н

е

в

т

с

ь

л

к

с а н т е а т

к

ч о

п

д

у С -

ре пм

а

ит

пкилик ° §

с %

В случае, если в медиатексте присутствуют мужские и женские персонажи. Возможен и другой вариант заполнения таблицы 10, в которой путем сопоставления сравнивается описание репрезентации данных персонажей. Более подробно с этим вариантом таблицы можно ознакомиться в монографии А.В. Федорова «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов». М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. С. 279.

Очень важным аспектом при осуществлении анализа персонажей аудиовизуальных медиатекстов является распознавание условных кодов, характерных для героев фильма, программы, клипа и т. д. Поэтому студентам может быть предложено заполнение еще одной таблицы 11, в которой представлены условные коды персонажей медиатекста. Задача студента -распознать эти коды и составить характеристику их проявлений в медиатексте.

Приведем пример заполнения таблицы 3, подготовленной Антоном

К.:

Таблица 3. Условные коды типичных персонажей аудиовизуальных

медиатекстов (на примере фильма Н. Михалкова «12»)

Условные коды персонажей в медиатексте Характеристика (включая аудиовизуальную) проявления данных кодов в медиатексте Список конкретных медиатекстов, где можно обнаружить данные коды

Золушка Программист (герой С. Маковецкого) «Красотка», «Анжелика -маркиза ангелов», «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня», «Все будет хорошо», «Гений»

Богатырь/Супермен/Герой Офицер «Антикиллер»,

(герой Н.Михалкова) «Супермен», «Бэтмэн», «Рэмбо»

Простак/Иванушка-дурачок Пенсионер (герой А. Петренко) «Невезучие», «Растяпа», «Бриллиантовая рука»

Король/Царь/Властитель Офицер (герой Н.Михалкова) «Тайны дворцовых переворотов», «Три мушкетера», «Сибирский цирюльник»

Красавца и Чудовище Артист (герой М. Ефремова) и Таксист (герой С. Гармаша) «Чучело», «Анжелика-маркиза ангелов»

Аутсайдер/Неудачник Креативный директор (герой Ю. Стоянова) «Растяпа», «Все будет хорошо», «Принцесса на бобах»

Злодей или маньяк Бандиты, подстроившие суд «Парфюмер», «Каннибал», «Прирожденные убийцы», «Кошмар на улице Вязов»

Вампир/Упырь Бандиты, подстроившие суд «Молчание ягнят», «От заката до рассвета»

Шпион/Разведчик Бандиты, подстроившие суд «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Акция»

Предатель нет «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Штафбат»

Жертва Мальчик - чеченец «От заката до рассвета», «Иди и смотри», «Принцесса на бобах»

В процессе анализа персонажей аудиовизуального медиатекста (на примере фильма Н, Михалкова «12»), вниманию студентов могут быть предложены следующие вопросы [см. подробнее: Федоров, 2007]:

Существует ли взаимосвязь жанровой специфики данного фильма с показом главных персонажей фильма?

Могут ли персонажи данного фильма зависеть от тематической/жанровой/политической и т.д. направленности фильма? Если да, то как именно?

Зависит ли внешний облик персонажей, представленных в фильме, от медийных технологий? Если да, то как именно?

Как мимика и жесты персонажей фильма связана с жанром психологического триллера?

Как авторы медиатекста могут показать, что их персонаж изменился? Удалось ли это сделать создателям фильма?

Можете ли Вы вспомнить эпизоды фильма, где события рассказаны/увидены глазами того или иного персонажа? Есть ли в таких эпизодах моменты моменты, когда предлагаемая точка зрения помогает создать ощущение опасности или неожиданности?

Почему определенные предметы (включая одежду персонажей) изображены именно так? Что говорят нам эти предметы о персонажах, об их образе жизни, об их отношении друг к другу? Характеризует ли обстановка характеры людей, обычно живущих в ней? Если да, то как и почему? Как важны для развития действия фильма диалоги, язык персонажей?

Как изображаются в фильме семья, классовая принадлежность, пол, раса и т.д. персонажей?

Какие политические, социальные и культурные настроении отражаются во взглядах и поступках персонажей данного фильма?

Как персонажи данного фильма выражают свои взгляды жизнь, идеи? Каковы психологические отношения между персонажами в фильме, каковы причины их действий, последствия этих действий?

Как развиваются характеры персонажей? Изменились ли главные персонажи в результате событий медиатекста? Как, почему?

Что персонажи узнали в результате развития сюжета фильма?

В каких сценах и как именно раскрываются конфликты между персонажами в данном фильме?

Кто является активным элементом действия в данном фильме - мужской или женский персонаж? Какие поступки совершают эти персонажи? Есть ли необходимость присутствия в сюжете женского персонажа?

Имеются ли какие-либо связи между второстепенными сюжетными линиями, которые помогают пониманию мировоззрения, характеров персонажей и темы фильма?

Соответствует ли финал фильма логике характеров персонажей и их мировоззрения? Если нет, то как должен был завершиться фильм с учетом характеров персонажей и их мировоззрения? Какой финал предпочли бы вы? Почему?

Каково ваше мнение о персонаже Правильно ли он поступает? Могли ли бы вы поступить также как персонаж N. в той или иной ситуации?

Что заставляет вас сочувствовать одним героям в фильме и осуждать других? Каков вклад каждого персонажа фильма в ваше понимание главного героя? Изменились ли ваши симпатии к персонажам по ходу действия фильма? Какие качества, черты характера вы в идеале хотели бы обнаружить у героев фильма? Можно ли вашего любимого героя назвать активным?

Может ли реакция аудитории продлить/прервать жизнь персонажей фильма? Кого из персонажей вы бы хотели увидеть, если бы фильм имел продолжение? О чем, по вашему мнению, был бы этот фильм?

В целом, осуществление анализа медийных персонажей, применение разнообразных по содержанию и вариантам выполнения творческих заданий на аудиовизуальном медиаматериале позволяет студентам открыть для себя новые стороны фильма, телепередачи, способствует умению распознавать условные коды медиатекста, давать развернутую характеристику главным и второстепенным персонажам медиапроизведения.

Примечания

Бахтин М.М. Проблема текста//Собр. соч.: в 7-ми томах. Т.5. М.: Русские словари, 1997. 731 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог, 2006. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.