Тарасенко А.А.1, Егоров Д.Е.2 ©
1Кандидат педагогических наук, заместитель начальника ОСН У ФСИН России по Белгородской области; 2кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы формирования и дальнейшего совершенствования психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в процессе моделирования ситуативно-практических обстоятельств с непосредственным применением боевых приемов борьбы. Рассмотрены задачи по воспитанию психологоадаптивной подготовки. Актуализирована роль психологической устойчивости в повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, боевые приемы борьбы, служебнобоевые задачи, стрессовые ситуации, психологическая подготовка.
Keywords: employee of the Interior, the fighting methods of struggle, service and combat tasks, stress, psychological preparation.
В условиях возросшей криминальной активности преступного мира в России и в мире, а так же в связи с всё тесным сотрудничеством России с мировым сообществом, ключевую роль играет подготовка высококвалифицированных специалистов в системе высшего военного образования. Особенности профессиональной подготовки курсантов и слушателей ВУЗов МВД России обусловлены важностью и ответственностью задач, которые призваны решать сотрудники правоохранительных органов.
Общество предъявляет большие требования к сотруднику ОВД, который должен отличаться высоким уровнем интеллектуальных, моральных и физических качеств.
Условия выполнения профессиональной деятельности сотрудниками, постоянное нахождение в опасных для жизни и здоровья ситуациях приводит к их психологической и физической уязвимости, именно поэтому физическая подготовка является неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Все физические навыки, которые получает обучающийся, направлены на задержание преступников, освобождение заложников, применение оружия в период обеспечении правопорядка, при обеспечении общественного порядка, проведении массовых мероприятий, и выполнения различных служебно-боевых задач. Немаловажным фактором, который наряду с физическими качествами учитывается при поступлении в ОВД - это психологическая устойчивость.
По определению, психологическая устойчивость - это набор определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способность эффективной жизнедеятельности под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов.
Уровень психологической устойчивости для сотрудника очень важен, ведь его профессиональная деятельность непосредственно связана с нервными раздражителями. Психологи разрабатывают различные методики по улучшению психологической устойчивости в системе МВД.
Главными задачами психологического обеспечения деятельности полиции являются:
формирование высокого уровня психического состояния сотрудника;
© Тараcенко А.А., Егоров Д.Е., 2016 г.
совершенствование функциональных возможностей организма сотрудника органов внутренних дел;
осуществление профилактики психологического воздействия на сотрудника правоохранительных органов.
Каждый человек воспринимает и воспроизводит информацию по-разному, поэтому объем оперативной памяти у людей различен, и чем отчетливее сотрудник воспринимает и перерабатывает получаемую информацию, тем больше у него возможностей найти правильный выход в конкретной стрессовой ситуации. При прочих равных условиях сотрудник, который способен удерживать в оперативной памяти общую структуру боевых приемов, всегда будет иметь преимущество[1, 70].
Поэтому при подготовке сотрудников должны быть упражнения на увеличение объема оперативной памяти. Лучшим из таких является выполнение сложных и длительных подходов при индивидуальных тренировках .В целом такая комбинация должна составлять психологически сложную структуру, представляя собой , пять или семь элементов, состоящей из ударно-бросковой техники, как в атакующем, так и в защитном контратакующем варианте[2, 34]. Рациональное решение тактических задач во время задержания преступника, ведения с ним поединка, в многоходовых комбинациях -показатель высокой скорости и большого объема восприятия и переработки полученных навыков в процессе физического обучения.
Необходимость в постоянном и высоком контроле за действиями преступника предъявляет повышенные требования к таким свойствам внимания сотрудника, как интенсивность внимания и устойчивость к внешним и внутренним факторам. Длительная борьба и напряжение вызывает относительно большие затраты нервной энергии и приводит к быстрому наступлению психологической усталости в результате «охранительного торможения» [5].
Психологическая напряженность, в целом, является благоприятным фактором боевой деятельности в процессе задержания, пресечения действий правонарушителя, в случае нападения на сотрудника полиции.
В процессе подготовки сотрудников правоохранительных органов учитываются и их психологические особенности, выявляемые в ходе проведения психологических тестов. Индивидуальные качества каждого сотрудника, выявляемые по результатам тестирования, учитываются при персонифицированном подходе к подготовке его физических качеств.
Не каждому сотруднику удается преодолеть так называемый психологический барьер. Возможно, появление психологических барьеров при освоении различных действий, проявлении достигнутого мастерства имеет в каждом случае свои объективные или субъективные причины. Неверие в конечный результат своих действий, отсутствие внутренних побуждений для применения приемов борьбы и задержания в стрессовой ситуации, часто вызываются недостатками в технике, неточным выбором действий, ошибками в методике совершенствования техники, ограничение процесса практического творчества, поспешность решений и действий, преграждающие процесс формирования психологической устойчивости и физических навыков.
Психологические барьеры, препятствующие освоению действий в процессе физического воспитания, имеют характерные отличия, вытекающие из различной сложности выполнения и применения действий нападения и защиты, подготовки выполнения противодействия. На устранение этих барьеров Отдел морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел разрабатывает индивидуальные планы, в соответствии с индивидуальными особенностями человека.
Г лавное, снять возникшее предубеждение в неблагоприятном исходе при задержании преступника, и создать у сотрудника ощущение достаточной подготовленности и наличия средств для равной борьбы с противниками, заложить в основу, то что необходимо всегда рассчитывать на победу. Важным направлением в системе психологической подготовки является развитие способности к саморегуляции психических процессов и эмоционального
состояния. Самостоятельное проведение сотрудником тренировочной работы,
самодисциплина, использование методов саморегуляции для успокоения и настроя на борьбу с преступником, позволяет овладеть способностью самостоятельно регулировать свои психические процессы и эмоциональное состояние.
В процессе развития и совершенствования боевых приемов борьбы, развиваются и необходимые сотруднику правопорядка человеческие качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) и вместе с тем совершенствуются психологические процессы, психические состояния и личные качества.
Психологическая подготовка это - постоянный целенаправленный процесс реализации максимальных психических возможностей человека.
Основные задачи психологической подготовки:
1. Формирование морально-волевых черт личности;
2. Повышение уровня развития психологических качеств;
3. Компенсировать недостаточный уровень развития тех качеств, которые плохо поддаются тренировке;
4. Управлять тренированностью сотрудников, воздействуя на его психическую сферу;
5. Регулировать психическое состояние сотрудника, в условиях тренировки. Психологическая подготовка заключается в развитии и совершенствовании тех
качеств и свойств личности сотрудника, которые позволяют ему непрерывно
совершенствовать свое мастерство. Общая психологическая подготовка осуществляется непосредственно в тренировочном процессе и практически не имеет самостоятельных средств. Её задачи решаются с помощью всех методов и средств тренировки, но с использованием специальных психологических приемов, и специального психологического контроля за ходом подготовки. Психологическая подготовка, заключается в подведении сотрудников, к определенному ответственному заданию в оптимальной форме, по психологическим признакам[3, 49].
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что психологическая устойчивость сотрудника органов внутренних дел, должна развивать как, обособленно, самостоятельно развиваясь в личности, но и с помощью практических тренировок включающих в себя, адаптированную к реальности постановку опасных элементов служебной деятельности с применением боевых приемов борьбы. Знание и умение качественно выполнять приемы в тренировочных условиях должно подкрепляться и психологической устойчивостью человека, чтобы в экстремальной ситуации он, как сотрудник полиции, смог оценить сложившуюся обстановку, и принять верное решение.
Литература
1. Алексеев Н.А., Егоров Д.Е., Кутергин Н.Б. Методические подходы к комплексной системе построения занятий по физической культуре // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2005. - № 1. - С. 68-73.
2. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Войнов П.Н., Воротник А.Н. Некоторые аспекты подготовки сотрудников полиции к действиям по задержанию преступника в условиях ограниченного пространства // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2014. - № 2. - С. 33-37.
3. Кутергин Н.Б., Горбатенко А.В. Психологические механизмы адаптационных процессов у спортсменов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2011. - № 1. - С. 49-50.
4. Макаров В.М., Журавлев А.А. Самозащита и боевые приемы борьбы в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Полицейская и следственная деятельность. - 2015. - № 3. - С. 45-213.
5. Тарасенко А.А., Кутергин Н.Б., Рябушенко А.А. Рукопашный бой как средство подготовки специальных подразделений МВД России к боевым действиям в условиях ограниченного пространства. Учебное пособие / Белгородский юридический институт МВД РФ. Белгород, 2011.
6. Хромов В.А., Платонов Д.А., Чехранов Ю.В., Пужаев В.В. К вопросу развития методики обучения боевым приёмам борьбы сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 4. - С. 254-257.