Научная статья на тему 'Использование боевых приемов борьбы для воспитания психологической устойчивости'

Использование боевых приемов борьбы для воспитания психологической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / EMPLOYEE OF THE INTERIOR / THE FIGHTING METHODS OF STRUGGLE / SERVICE AND COMBAT TASKS / STRESS / PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасенко А.А., Егоров Д.Е.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования и дальнейшего совершенствования психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в процессе моделирования ситуативно-практических обстоятельств с непосредственным применением боевых приемов борьбы. Рассмотрены задачи по воспитанию психолого-адаптивной подготовки. Актуализирована роль психологической устойчивости в повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасенко А.А., Егоров Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование боевых приемов борьбы для воспитания психологической устойчивости»

Тарасенко А.А.1, Егоров Д.Е.2 ©

1Кандидат педагогических наук, заместитель начальника ОСН У ФСИН России по Белгородской области; 2кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы формирования и дальнейшего совершенствования психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в процессе моделирования ситуативно-практических обстоятельств с непосредственным применением боевых приемов борьбы. Рассмотрены задачи по воспитанию психологоадаптивной подготовки. Актуализирована роль психологической устойчивости в повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, боевые приемы борьбы, служебнобоевые задачи, стрессовые ситуации, психологическая подготовка.

Keywords: employee of the Interior, the fighting methods of struggle, service and combat tasks, stress, psychological preparation.

В условиях возросшей криминальной активности преступного мира в России и в мире, а так же в связи с всё тесным сотрудничеством России с мировым сообществом, ключевую роль играет подготовка высококвалифицированных специалистов в системе высшего военного образования. Особенности профессиональной подготовки курсантов и слушателей ВУЗов МВД России обусловлены важностью и ответственностью задач, которые призваны решать сотрудники правоохранительных органов.

Общество предъявляет большие требования к сотруднику ОВД, который должен отличаться высоким уровнем интеллектуальных, моральных и физических качеств.

Условия выполнения профессиональной деятельности сотрудниками, постоянное нахождение в опасных для жизни и здоровья ситуациях приводит к их психологической и физической уязвимости, именно поэтому физическая подготовка является неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудников полиции.

Все физические навыки, которые получает обучающийся, направлены на задержание преступников, освобождение заложников, применение оружия в период обеспечении правопорядка, при обеспечении общественного порядка, проведении массовых мероприятий, и выполнения различных служебно-боевых задач. Немаловажным фактором, который наряду с физическими качествами учитывается при поступлении в ОВД - это психологическая устойчивость.

По определению, психологическая устойчивость - это набор определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способность эффективной жизнедеятельности под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов.

Уровень психологической устойчивости для сотрудника очень важен, ведь его профессиональная деятельность непосредственно связана с нервными раздражителями. Психологи разрабатывают различные методики по улучшению психологической устойчивости в системе МВД.

Главными задачами психологического обеспечения деятельности полиции являются:

формирование высокого уровня психического состояния сотрудника;

© Тараcенко А.А., Егоров Д.Е., 2016 г.

совершенствование функциональных возможностей организма сотрудника органов внутренних дел;

осуществление профилактики психологического воздействия на сотрудника правоохранительных органов.

Каждый человек воспринимает и воспроизводит информацию по-разному, поэтому объем оперативной памяти у людей различен, и чем отчетливее сотрудник воспринимает и перерабатывает получаемую информацию, тем больше у него возможностей найти правильный выход в конкретной стрессовой ситуации. При прочих равных условиях сотрудник, который способен удерживать в оперативной памяти общую структуру боевых приемов, всегда будет иметь преимущество[1, 70].

Поэтому при подготовке сотрудников должны быть упражнения на увеличение объема оперативной памяти. Лучшим из таких является выполнение сложных и длительных подходов при индивидуальных тренировках .В целом такая комбинация должна составлять психологически сложную структуру, представляя собой , пять или семь элементов, состоящей из ударно-бросковой техники, как в атакующем, так и в защитном контратакующем варианте[2, 34]. Рациональное решение тактических задач во время задержания преступника, ведения с ним поединка, в многоходовых комбинациях -показатель высокой скорости и большого объема восприятия и переработки полученных навыков в процессе физического обучения.

Необходимость в постоянном и высоком контроле за действиями преступника предъявляет повышенные требования к таким свойствам внимания сотрудника, как интенсивность внимания и устойчивость к внешним и внутренним факторам. Длительная борьба и напряжение вызывает относительно большие затраты нервной энергии и приводит к быстрому наступлению психологической усталости в результате «охранительного торможения» [5].

Психологическая напряженность, в целом, является благоприятным фактором боевой деятельности в процессе задержания, пресечения действий правонарушителя, в случае нападения на сотрудника полиции.

В процессе подготовки сотрудников правоохранительных органов учитываются и их психологические особенности, выявляемые в ходе проведения психологических тестов. Индивидуальные качества каждого сотрудника, выявляемые по результатам тестирования, учитываются при персонифицированном подходе к подготовке его физических качеств.

Не каждому сотруднику удается преодолеть так называемый психологический барьер. Возможно, появление психологических барьеров при освоении различных действий, проявлении достигнутого мастерства имеет в каждом случае свои объективные или субъективные причины. Неверие в конечный результат своих действий, отсутствие внутренних побуждений для применения приемов борьбы и задержания в стрессовой ситуации, часто вызываются недостатками в технике, неточным выбором действий, ошибками в методике совершенствования техники, ограничение процесса практического творчества, поспешность решений и действий, преграждающие процесс формирования психологической устойчивости и физических навыков.

Психологические барьеры, препятствующие освоению действий в процессе физического воспитания, имеют характерные отличия, вытекающие из различной сложности выполнения и применения действий нападения и защиты, подготовки выполнения противодействия. На устранение этих барьеров Отдел морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел разрабатывает индивидуальные планы, в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

Г лавное, снять возникшее предубеждение в неблагоприятном исходе при задержании преступника, и создать у сотрудника ощущение достаточной подготовленности и наличия средств для равной борьбы с противниками, заложить в основу, то что необходимо всегда рассчитывать на победу. Важным направлением в системе психологической подготовки является развитие способности к саморегуляции психических процессов и эмоционального

состояния. Самостоятельное проведение сотрудником тренировочной работы,

самодисциплина, использование методов саморегуляции для успокоения и настроя на борьбу с преступником, позволяет овладеть способностью самостоятельно регулировать свои психические процессы и эмоциональное состояние.

В процессе развития и совершенствования боевых приемов борьбы, развиваются и необходимые сотруднику правопорядка человеческие качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) и вместе с тем совершенствуются психологические процессы, психические состояния и личные качества.

Психологическая подготовка это - постоянный целенаправленный процесс реализации максимальных психических возможностей человека.

Основные задачи психологической подготовки:

1. Формирование морально-волевых черт личности;

2. Повышение уровня развития психологических качеств;

3. Компенсировать недостаточный уровень развития тех качеств, которые плохо поддаются тренировке;

4. Управлять тренированностью сотрудников, воздействуя на его психическую сферу;

5. Регулировать психическое состояние сотрудника, в условиях тренировки. Психологическая подготовка заключается в развитии и совершенствовании тех

качеств и свойств личности сотрудника, которые позволяют ему непрерывно

совершенствовать свое мастерство. Общая психологическая подготовка осуществляется непосредственно в тренировочном процессе и практически не имеет самостоятельных средств. Её задачи решаются с помощью всех методов и средств тренировки, но с использованием специальных психологических приемов, и специального психологического контроля за ходом подготовки. Психологическая подготовка, заключается в подведении сотрудников, к определенному ответственному заданию в оптимальной форме, по психологическим признакам[3, 49].

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что психологическая устойчивость сотрудника органов внутренних дел, должна развивать как, обособленно, самостоятельно развиваясь в личности, но и с помощью практических тренировок включающих в себя, адаптированную к реальности постановку опасных элементов служебной деятельности с применением боевых приемов борьбы. Знание и умение качественно выполнять приемы в тренировочных условиях должно подкрепляться и психологической устойчивостью человека, чтобы в экстремальной ситуации он, как сотрудник полиции, смог оценить сложившуюся обстановку, и принять верное решение.

Литература

1. Алексеев Н.А., Егоров Д.Е., Кутергин Н.Б. Методические подходы к комплексной системе построения занятий по физической культуре // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2005. - № 1. - С. 68-73.

2. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Войнов П.Н., Воротник А.Н. Некоторые аспекты подготовки сотрудников полиции к действиям по задержанию преступника в условиях ограниченного пространства // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2014. - № 2. - С. 33-37.

3. Кутергин Н.Б., Горбатенко А.В. Психологические механизмы адаптационных процессов у спортсменов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2011. - № 1. - С. 49-50.

4. Макаров В.М., Журавлев А.А. Самозащита и боевые приемы борьбы в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Полицейская и следственная деятельность. - 2015. - № 3. - С. 45-213.

5. Тарасенко А.А., Кутергин Н.Б., Рябушенко А.А. Рукопашный бой как средство подготовки специальных подразделений МВД России к боевым действиям в условиях ограниченного пространства. Учебное пособие / Белгородский юридический институт МВД РФ. Белгород, 2011.

6. Хромов В.А., Платонов Д.А., Чехранов Ю.В., Пужаев В.В. К вопросу развития методики обучения боевым приёмам борьбы сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 4. - С. 254-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.