Научная статья на тему 'Основные направления в подготовке выпускников образовательных организаций системы МВД России к выполнению оперативно-служебных задач'

Основные направления в подготовке выпускников образовательных организаций системы МВД России к выполнению оперативно-служебных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ / ВУЗЫ МВД РОССИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Егоров Д.Е., Ковалева Е.Г.

По мнению ведущих ученых, все проблемы, рождаемые человеческим фактором, заложены в несовершенстве профессиональной подготовки. Поэтому главной задачей преподавателей вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации является подготовка курсантов и слушателей к тому, чтобы они постоянно чувствовали свое превосходство над преступником благодаря общему физическому развитию и уверенности в своих действиях, которые базируются на прочных двигательных навыках. Важность данной задачи подчеркивается и тем, что по окончании вуза Министерства внутренних дел, процесс обучения и совершенствования двигательных навыков не прекращается. Следовательно, обучение курсантов и слушателей базовому этапу подготовки многолетнего процесса тренировки, что и определило актуальность статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Егоров Д.Е., Ковалева Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления в подготовке выпускников образовательных организаций системы МВД России к выполнению оперативно-служебных задач»

Алексеев Н.А., проф., Кутергин Н.Б., канд. пед. наук, доц.

Белгородский юридический институт МВД России Егоров Д.Е., канд. пед. наук, доц., Ковалева Е.Г., канд. техн. наук.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ

kutergin-nb@rambler.ru

По мнению ведущих ученых, все проблемы, рождаемые человеческим фактором, заложены в несовершенстве профессиональной подготовки. Поэтому главной задачей преподавателей вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации является подготовка курсантов и слушателей к тому, чтобы они постоянно чувствовали свое превосходство над преступником благодаря общему физическому развитию и уверенности в своих действиях, которые базируются на прочных двигательных навыках. Важность данной задачи подчеркивается и тем, что по окончании вуза Министерства внутренних дел, процесс обучения и совершенствования двигательных навыков не прекращается. Следовательно, обучение курсантов и слушателей - базовому этапу подготовки многолетнего процесса тренировки, что и определило актуальность статьи.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая готовность, физическая культура, обучение курсантов и слушателей, вузы МВД России, преподавание, профессионально-прикладная подготовленность.

Введение. Физическая подготовка является одной из составных частей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Ее целью служит формирование физической и психической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [1, 2].

По существу физическая готовность является конкретным физическим состоянием сотрудника органов внутренних дел, обеспечивающая высокую работоспособность при выполнении служебных обязанностей и характеризующаяся их соответствующей телесной развитостью, функциональной, психофизиологической устойчивостью организма к неблагоприятным факторам служебной деятельности и оптимальным уровнем двигательной подготовленности. Однако оценка физической готовности сотрудников МВД России будет неполной, если она не будет учитывать готовности к конкретной профессиональной деятельности специалиста.

На различных этапах профессионального становления сотрудников полиции неизменным является выбор таких признаков, которые адекватно бы отражали состояние и изменение объекта в определенном временном интервале. Поэтому привести физическую готовность сотрудника органов внутренних дел к уровню, обеспе-

чивающему возможность выполнения ими служебных обязанностей в любых условиях повседневной жизни, - главная задача занятий.

Рассматривая актуальность проблемы физической подготовки, нельзя забывать о человеческом факторе. По единодушному мнению ведущих ученых, все проблемы, рождаемые человеческим фактором, заложены в несовершенстве профессиональной подготовки. Установлено, что личностные качества, характеризующие морально-психологический портрет специалиста (целеустремленность, решительность, смелость, активность, воля и др.); психофизические качества, определяющие устойчивость организма к стрессу и материализующие профессиональные знания, навыки и умения на параметры надежности; динамическое здоровье; профессиональное долголетие - все это эффективно формируется средствами физической подготовки [3].

Основной задачей преподавателей вузов МВД России является подготовка курсантов и слушателей таким образом, чтобы они постоянно чувствовали свое превосходство над преступником благодаря общему физическому развитию и уверенности в своих действиях, которые базируются на прочных двигательных навыках.

Основная часть. Практика показывает, что двигательный навык значительно лучше закрепляется с помощью учебно-тренировочных поединков с различными заданиями при моделировании обстановки, максимально приближен-

ной к действительности. И чем ближе курсант к окончанию обучения, тем более специализированной должна быть его профессионально-прикладная физическая подготовка. С вопросами содержания профессионально-прикладной физической подготовки тесно связана последовательность формирования отдельных прикладных умений и навыков и их взаимодействия. Существенным для профессионально-прикладной физической подготовки является и соответствие структуры разучиваемого действия физическим возможностям обучающихся, так как большая группа профессиональных действий спортивных движений требует достаточно высокого уровня развития отдельных или нескольких физических качеств.

Следует подчеркнуть, значение тех или иных теоретических знаний для активного и сознательного развития у учащихся профессионально-технических и прикладных навыков [4]. Физическая подготовка - одна из немногих дисциплин, которые имеют большой образовательный и воспитательный потенциал (собранность, настойчивость, сила воли, уважительное отношение к спортивному сопернику, знания физиологических процессов человеческого организма и др.), реализация которого и создает комплекс физической культуры личности. Главное и непременное требование - это систематическое посещение занятий, ведь эффективность занятий физическими упражнениями зависит от систематичности. Нельзя же надеяться на положительный эффект, если один месяц придерживаться здорового образа жизни, а другой - нездорового. Образ жизни следует считать здоровым только тогда, когда он формируется и развивается, и соответственно дополняется различными новыми полезными элементами, привычками, т.е. совершенствуется. Поэтому здоровому образу жизни необходимо постоянно учиться, а значит, ему необходимо и постоянно учить.

Процесс обучения и совершенствования профессионально-прикладных двигательных действий, начинаемый, как правило, в вузе МВД, с его окончанием не завершается, а продолжается далее, с учетом непрерывно изменяющихся факторов состояния сотрудника органов внутренних дел (возрастные, биологические и психические). Следовательно, обучение курсантов и слушателей двигательным действиям необходимо рассматривать как этап базовой подготовки многолетнего процесса тренировки. Многолетний процесс физической подготовки сотрудников органов внутренних дел должен строиться на основе общих закономерностей обучения и воспитания, базируясь как на общепедагогических принципах (сознательности и

активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности) и принципах воспитания [5].

Новые условия оперативно-служебной деятельности предъявляют более высокие требования к профессиональной психофизиологической готовности сотрудников органов внутренних дел, и, прежде всего, к их профессионально-прикладной физической подготовленности. Сегодня востребован эрудированный специалист, профессионал, не только владеющий теоретическими знаниями, но и обладающий высоким уровнем развития физических качеств, навыками единоборства, психологической готовностью противостоять вооруженному и невооруженному преступнику [6]. В зависимости от того, каким образом определена специальная направленность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей, такой и будет физическая готовность выпускников вуза к их будущей профессиональной деятельности.

Основная задача образовательных учреждений МВД России - подготовить новое поколение специалистов, которым будут присущи творческое отношение к работе, активная жизненная позиция и способность самостоятельно разбираться в ситуациях, возникающих в постоянно усложняющейся оперативной обстановке. На современном этапе профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России назрела объективная необходимость в разрешении вопросов, касающихся организации процесса профессионально-прикладной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.

Деятельность полиции осуществляется в условиях повышенного риска. Практическое обучение сотрудников правоохранительных органов действовать в экстремальных условиях, должно начинаться уже в стенах вузов МВД России. Часто ситуации ареста преступников и правонарушителей происходят в экстремальных условиях, что значительно повышает предъявляемые требования к полиции [7]. Человек должен четко оценивать ситуацию и принимать правильное решение. В таких ситуациях необходимо сохранять боевую готовность, чтобы сконцентрировать все имеющиеся навыки и возможности для наивысшей результативности. Как выяснилось, большинство опрошенных работников ОВД, постоянно функционирующих в экстремальных условиях, указали на достаточно неадекватное поведение и реакцию. Они испытывают чрезмерное волнение или показную веселость, беспокойство, неспособность сосредоточиться и оценить ситуацию, спрогнозировать

поведение правонарушителя. Ознакомление с материалами уголовных дел и служебных расследований показывает, что нож в руках преступников заставляет забыть навыки, сформированные в тренажерном зале с помощью имитаторов оружия. Таким образом, практика доказывает необходимость специальной подготовки для управления эмоциональными и волевыми качествами в экстремальных условиях.

В учебном процессе обучения курсантов необходимо выделить следующие этапы:

1) начальная физическая подготовка (направленная на создание необходимой подготовки для обучения в вузе, адаптации к определенным характеристикам практической подготовки в физическом воспитании);

2) основная физическая подготовка (на данном этапе увеличивается уровень физической подготовки, происходит формирование необходимых двигательных навыков);

3) целевая физической подготовки (в частности, обеспечивает высокий уровень, физической и технической подготовки, увеличивает психофизиологический уровень готовности действовать в чрезвычайных ситуациях).

С одной стороны, это необходимо, чтобы приблизить условия практической подготовки к реальной боевой деятельности, с другой - оценить психическое состояние курсантов в условиях, наиболее приближенным к реальным.

Мы считаем, что эмоционально-волевая регуляция должна пронизывать все возможные отрасли подготовки полицейских. Только в этом случае сотрудники органов внутренних дел в экстремальных условиях будут принимать обоснованные решения, и чувствовать себя уверенно, в их силах будет победить чувство страха, научиться быстро, реагировать на действия преступников.

При выполнении комплексного контроля необходимо обращать внимание не только на развитие физических качеств, технико-тактических действий, но и морально-психологическую устойчивость, а также правомерность применения физической силы. В связи с этим нужно отметить, что при проведении контроля курсанту (слушателю) необходимо создать ряд испытаний, заданий, чтобы можно было убедиться в уровне его подготовленности.

При оценке результатов комплексного экзамена следует понять: не столько необходимо применение физической силы, сколько адекватное технико-тактическое действие как ответ на возникающую ситуацию. Необходимо отметить, что контрольные нормативы и упражнения должны стать формой востребования двигательной подготовленности курсантов (слушателей),

основанной на деятельностном подходе. Таким образом, обучающийся умеет действовать, а значит, если потребуется, любую профессиональную проблему, требующую двигательного разрешения, переведет в двигательную задачу и успешно решит ее.

Выводы. Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов имеет высокие требования к уровню развития конкретных двигательных способностей, формированию навыков и, главным образом, к их проявления.

Мы разделяем мнение экспертов, что система физической и огневой подготовки в вузах МВД России не в полной мере отвечают этим требованиям. Формирование стабильного поведения сотрудника в экстремальных ситуациях явилось основой для повышения психофизической устойчивости курсантов. Если человек уверен в своих силах и способен справляться с трудностями, возникающими в ходе исполнения официальных обязанностей, если он неоднократно разрешает проблемные ситуации, его моральная и психологическая устойчивость достаточно высока.

Специальные комплексы упражнений, используемых в учебном процессе первокурсников, обеспечивают достоверность показателей роста координационных способностей. Показатели роста, характеризующие устойчивость двигательного и вестибулярного аппарата, показывает значительное улучшение координационной готовности. Разработанная модель построения учебного процесса в макроциклах и методика текущего и этапного контроля за изменением уровня функциональной и профессионально-прикладной готовности курсантов учебных заведений МВД России позволяют достичь более высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.

Построенная в соответствии с принципами системного подхода модель организации и проведения практических занятий по физической подготовки с курсантами и слушателями позволяет осуществлять целенаправленное эффективное управление профессиональным становлением будущих специалистов органов внутренних дел, формированием у них высокого уровня профессионально-прикладной подготовленности в целом к предстоящей службе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСИЙ СПИСОК

1. Золотенко В.А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учрежде-

ниях МВД России : дис... канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 2011. 199 с.

2. Узун Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях : дис. ... д-ра пед. наук. СПб.. 2000. 420 с.

3. Кузнецов А.В. Управление оздоровительной физической тренировкой офицеров старших возрастных групп высших военно-учебных заведений : дис. ... канд. пед. Наук. Санкт-Петербург. 2003. 180 с.

4. Ветрова Ю.В., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России - главная цель функционирования системы профессиональной подготовки // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 180-183.

5. Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю., Северин Н.Н. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С. 190-194.

6. Петров А.Ю., Акулин С.В. Теоретические основы формирования профессиональной компетенции выпускника спецвуза // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 2. С. 41-44.

7. Ахматгатин А.А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. № 3(66). С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.