Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блог-технологии / интернет-технологии / гипертекст / веб-сайт / онлайн-дискурс / иностранные языки / русский язык как иностранный / виртуальное пространство / blog / Internet-technologies / hypertext / web-page / online-discourse / foreign languages / Russian as a foreign language / virtual space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Р. Нашхоева

В статье рассматривается возможность внедрения блог-технологий в образовательный процесс при обучении иностранным языкам, в частности русскому как иностранному, также исследуются различные классификации видов блогов. Изучаются способы внедрения блог-технологий в современный образовательный процесс. Анализируются компоненты блогов как виртуального пространства, а также изучается методический потенциал блогов. Рассматриваются преимущества и недостатки использования блог-технологий в учебном процессе. Исследуются преимущества использования блогов на занятиях по обучению иностранным языкам, а именно РКИ для развития навыков и умений письменной речи. Подробно рассматривается также классификация учебных различных блогов и их методический потенциал. Делается вывод, что реализация блог-технологий в образовательном процессе может повысить уровень владения иностранным языком, а именно русским языком как иностранным, и являться одним их эффективных способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, а также осуществлять всемирную межкультурную коммуникацию. Также делается вывод, что современный блогинг представляет собой одну из самых востребованных и популярных форм онлайн-дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BLOG TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The researcher discusses the possibility of introducing blog technologies into the educational process in teaching foreign languages, in particular Russian as a foreign language, and also analyses different classifications of blogs types. The ways of introducing blogging technologies into the modern educational process are being studied. The components of blogs as a virtual space and methodological potential of blogs are analyzed. The advantages and disadvantages of using blog technologies in the educational process are considered. The article examines the benefits of using blogs in writing practice for improving students writing skills. The classification of educational blogs of Soviet scientists and their methodological potential is also discussed in detail. The research concludes that the implementation of blogging technologies in the educational process can increase the level of proficiency in a foreign language, namely Russian as a foreign language, and can be the most effective way to make the student’s foreign language communicative competence as well as to carry out worldwide intercultural communication.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Изложенный материал позволяет сделать выводы о бабушке как мифологическом персонаже в народной культуре провинции Шаньдун.

1. В названиях используются наименования мест обитания или функция: бабушка Тайшань, бабушка-камень, бабушка-пшеница, бабушка-кровать.

2. Функции «бабушки» в ритуале поклонения связываются с ребенком и женщиной: Ши-попо охраняет здоровье детей; Чуан-попо ухаживает за ребенком; ритуал посещения Тайшань-найнай организуют женщины; большинство участников поклонения Майман-найнай - пожилые женщины; Янь-найнай может дать детей женщинам, мечтающим стать мамой.

Библиографический список

3. Ритуалы поклонения «бабушке» связаны с погодой и сельским хозяйством: Ши-попо может приносить дождь; Лугу-найнай вызывает южный ветер; Майман-найнай отвечает за рост и зрелость пшеницы; Янь-найнай может приносить дождь.

4. В географическом ареале культура одной «бабушки» организована определенной зоной: Ши-попо известна в районе Лунань (южный район провинции Шаньдун); Майман-найнай - в Лусинан (юго-западный район Шаньдуна); Тай-шань-найнай - в горном районе Имэншань; Янь-найнай живет только в районе Бошань.

1. Ван М. Предварительное исследование веры в бабушку-камень. Цзаочжуан Сюэюань Сюэбао. 2019; № 4: 117 - 124.

2. Ван В. Праздничные обычаи весны и осознание женской идентичности - на примере деревни Юйцзянь в горном районе Именшань провинции Шаньдун. Диссертация ... доктора филологических наук. Пекин, 2010.

3. Лю С., Лю С. Повествование о героине. Шэньян: Ляонин цзяоюй чубаньшэ, 1998.

4. У С. Храм «бабушки»: Изменения в связи со сменой века и изменением ситуации веры в богиню - исследование общества в районе Луси. Миньсу яньцзю. 2016; № 6: 31 - 39.

5. Бо Ч. Молитва о хорошем урожае - осведомленность и размышление об обычаях «поклонения бабушке Майман». Миньсу яньцзю. 2002; № 2: 81 - 89. References

1. Van M. Predvaritel'noe issledovanie very v babushku-kamen'. Czaochzhuan Syu'eyuan' Syu'ebao. 2019; № 4: 117 - 124.

1. Van V. Prazdnichnye obychai vesny i osoznanie zhenskoj identichnosti - na primere derevni Yujczyan' v gornom rajone Imenshan' provincii Shan'dun. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Pekin, 2010.

3. Lyu S., Lyu S. Povestvovanie o geroine. Sh'en'yan: Lyaonin czyaoyuj chuban'sh'e, 1998.

4. U S. Hram «babushki»: Izmeneniya v svyazi so smenoj veka i izmeneniem situacii very v boginyu - issledovanie obschestva v rajone Lusi. Min'su yan'czyu. 2016; № 6: 31 - 39.

5. Bo Ch. Molitva o horoshem urozhae - osvedomlennost i razmyshlenie ob obychayah «pokloneniya babushke Majman». Min'su yan'czyu. 2002; № 2: 81 - 89.

Статья поступила в редакцию 01.11.20

УДК 881: 373.167

Nashkhoeva M.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, English Department, Chechen State University (Grozny Russia); teaching assistant,

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: mnashkhoeva@gmail.com

THE USE OF BLOG TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES. The researcher discusses the possibility of introducing blog technologies into the educational process in teaching foreign languages, in particular Russian as a foreign language, and also analyses different classifications of blogs types. The ways of introducing blogging technologies into the modern educational process are being studied. The components of blogs as a virtual space and methodological potential of blogs are analyzed. The advantages and disadvantages of using blog technologies in the educational process are considered. The article examines the benefits of using blogs in writing practice for improving students writing skills. The classification of educational blogs of Soviet scientists and their methodological potential is also discussed in detail. The research concludes that the implementation of blogging technologies in the educational process can increase the level of proficiency in a foreign language, namely Russian as a foreign language, and can be the most effective way to make the student's foreign language communicative competence as well as to carry out worldwide intercultural communication.

Key words: blog, Internet-technologies, hypertext, web-page, online-discourse, foreign languages, Russian as a foreign language, virtual space.

М.Р. Нашхоева, канд. филол. наук, доц., сотр. МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: mnashkhoeva@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В статье рассматривается возможность внедрения блог-технологий в образовательный процесс при обучении иностранным языкам, в частности русскому как иностранному, также исследуются различные классификации видов блогов. Изучаются способы внедрения блог-технологий в современный образовательный процесс. Анализируются компоненты блогов как виртуального пространства, а также изучается методический потенциал блогов. Рассматриваются преимущества и недостатки использования блог-технологий в учебном процессе. Исследуются преимущества использования блогов на занятиях по обучению иностранным языкам, а именно РКИ для развития навыков и умений письменной речи. Подробно рассматривается также классификация учебных различных блогов и их методический потенциал. Делается вывод, что реализация блог-технологий в образовательном процессе может повысить уровень владения иностранным языком, а именно русским языком как иностранным, и являться одним их эффективных способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, а также осуществлять всемирную межкультурную коммуникацию. Также делается вывод, что современный блогинг представляет собой одну из самых востребованных и популярных форм онлайн-дискурса.

Ключевые слова: блог-технологии, интернет-технологии, гипертекст, веб-сайт, онлайн-дискурс, иностранные языки, русский язык как иностранный, виртуальное пространство.

В настоящее время современные коммуникационные технологии представляют собой мощное образовательное средство для всех участников учебного процесса. Применение различных интернет-технологий в образовательном процессе не означает лишь сбор конкретной информации, он и делает возможным для учащихся и преподавателей сохранять, обрабатывать, реструктурировать различный учебный материал, необходимый для занятий, общаться в режиме online с другими учащимися и преподавателем и имеет функцию обратной связи. Следовательно, в организации учебного процесса важную роль играют интерактивные формы обучения.

Цель статьи: рассмотреть возможность внедрения блог-технологий в образовательный процесс, а именно в обучение русскому языку как иностранному. Инновационные современные технологии используются в образовательном процессе не так давно. С активным развитием всеобщей сети Интернет стало воз-

можным развитие такого понятия, как виртуальное пространство, посредством которого технологии Интернет могут активно реализоваться в учебном контексте, а именно в обучении иностранным языкам.

Изучением блог-технологий занимаются такие известные ученые методисты, как Blood R., 2000; Crystal D., 2005; Bach L.K., 2003; Bloch J., 2007; Barger J., 1999, 2002; Раицкая Л.К., 2007; Филатова А.В., 2009 и др. Ученые предлагают множество определений данному понятию и классификаций различных видов блогов в процессе обучения иностранным языкам.

Блог - это веб-сайт сервиса Веб 2.0, содержащий собственный опыт автора блога или группы блогеров, их наблюдения, опыт, мнения, включает изображения и ссылки на другие веб-сайты, и, несомненно, блог - это качественный ресурс для улучшения навыков письменной речи.

Oxford Online dictionary определяет блог следующим образом: «Блог - это веб-сайт, на котором отдельный автор или множество авторов регулярно пишут о последних событиях или темах, которые их интересуют, обычно используя фотографии и ссылки на другие веб-сайты» (перевод наш - Н. М.) [1; 5]. Веб-журнал (или «блог) - это онлайн-журнал, который постоянно обновляется новой информацией, идеями и мыслями автора при помощи определенного программного обеспечения. В отличие от стандартного веб-сайта, записи в блоге создаются путем ввода текста непосредственно в браузере и одним нажатием кнопки мгновенно публикуются в Интернете. Основное форматирование документа, такое как интервалы, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание и создание ссылок, не требует определенных знаний и навыков, любой пользователь сети Интернет может печатать, копировать и вставлять текст и картинки, выражать своё мнение по определённой тематике, таким образом, может создавать и вести свой веб-журнал на любую тематику. Веб-журналами пользуются еще со времен создания World Wide Web, и датой их первичного использования можно обозначить 1999 год. Так как публиковать информацию данного вида программного обеспечения было легко и быстро, с каждым годом увеличивается количество пользователей, которые ведут свои блоги: личные, учебные, музыкальные, фудблоги, фитнесс блоги, фешн блоги, родительские блоги, финансовые, игровые блоги, блоги путешественников и т. д.

Программное обеспечение играет важную роль при создании блогов. В настоящее время существует огромное количество программного обеспечения, каждое из которых обладает огромным функциональным потенциалом. Самый главный момент, который надо учитывать, - необходима ли установка программного обеспечения. Некоторые программы веб-журналов запускаются на центральном веб-сервере, тогда как другие необходимо загрузить и установить на локальном сервере. Для учителей, которые не имеют профессиональных технических знаний, первый вариант наиболее подходящий. Еще один важный аспект - это стоимость программы. Некоторые программы для веб-журналов бесплатны, а некоторые требуют определенной оплаты. Зарегистрироваться в любом программном обеспечении довольно просто, для этого нужен только адрес электронной почты. Преподаватель и его ученики можете начать вести блог сразу после установления программы. Но следует учитывать тот факт, что каждый должен сам подобрать себе подходящее программное обеспечение и тариф: платный или бесплатный.

Разница между блогом и сайтом. Oxford Online dictionary дает следующее определение веб-сайту: «Веб-браузер - это компьютерная программа, позволяющая просматривать или читать различные документы во всемирной паутине» (перевод наш - Н. М) [2; 6]. Блоги, в свою очередь, - это разновидность веб-сайтов. Единственная разница между блогом и другими типами веб-сайтов заключается в том, что блоги регулярно обновляются новым контентом, который отображается в обратном хронологическом порядке (вначале всегда идут новые сообщения). Стандартные веб-сайты, где контент организован по страницам, статичны по своей природе, и они периодически не обновляются. В то время как блог является динамичным, и частота обновления намного активнее. Также блоги могут быть частью более крупного веб-сайта. Таким образом, все блоги могут быть веб-сайтом или частью веб-сайта. Однако не все сайты можно назвать блогами.

Учебные блоги

Различные авторы классифицируют учебные блоги следующим образом:

- преподавательский блог (tutor blog);

- студенческий блог (leaner blog);

- учебный блог (class blog);

- личный блог (personal blog) [1; 2, с. 36 - 47; 3].

Использование блогов при обучении иностранным языкам

Речь пойдёт о трех способах эффективного использования блогов при обучении иностранным языкам в классе и в учебном процессе. Перечислим три основных вида блогов для использования на занятиях по изучению иностранных языков, а именно русского как иностранного:

1. Блог преподавателя / учителя

Это такой тип блога, который ведет преподаватель для своих учащихся. Он служит следующим целям:

- дает учащимся ежедневную практику чтения. Записи должны быть краткими, ориентированными на интересы учащихся, и связаны с соответствующими онлайн-источниками для дальнейшего чтения при желании учащихся. Любая запись, сделанная преподавателем, может и должна способствовать дальнейшему изучению Интернета на английском или русском языках при помощи ссылки на соответствующие статьи и веб-сайты с должным содержанием. Для тех учащихся, которые не хотят выходить за пределы комфортного изучения Интернета на своем родном языке, переход на интересные англоязычные сайты повысит их уверенность и поможет преодолеть языковой барьер. В данном случае важную роль играет мотивация учащегося / студента. Внизу каждой записи любой читатель блога может оставить свой комментарий, который смогут прочитать и прокомментировать все посетители сайта. Следует задавать своим ученикам вопросы, оспаривать их взгляды. Преподавателю необходимо делать все, чтобы учащиеся комментировали контент;

- предоставляет информацию о классе или программе. Записи в блоге также могут служить напоминанием студентам о домашних заданиях и предстоящих темах для обсуждения. Также предоставляются ссылки на сайты, где можно

найти соответствующие темы для обсуждения. Кроме того, в блог может быть включена постоянная ссылка на учебную программу и правила занятий;

- блог также служит источником ссылок для самостоятельного изучения. В преподавательском блоге могут быть созданы постоянные ссылки до того, чтобы помочь студенту / учащемуся в самостоятельной работе, например:

- ссылки на онлайн-викторины;

- новостные сайты;

- аудио- и видеофайлы.

2. Блог учащегося / студента

Это блоги ведут лично студенты или учащиеся, иногда и группа студентов. В образовательном ключе данные блоги используются, в основном, на занятиях по письменной речи и чтению. Стандартное занятие по чтению может включать в себя различные мысленные блог-публикации, то есть каждый представляет свои идеи и соображения.

Кроме того, создание блога может стимулировать использование поисковых систем и веб-серфинга на английском и русском языках для поиска подходящих сайтов, на которые можно делать ссылки. Это даёт студенту / учащемуся возможность направлять читателя на сайты для выбора материала для дальнейшего чтения. По отдельности блоги можно использовать как журналы для практики навыков письма или как одну из форм для самовыражения и саморепрезентации. Таким образом, студенты могут практиковать письменные навыки и умения.

3. Блог учебный

Данный вид блога создается всем классом / группой учащихся. Его можно использовать следующим образом. На занятиях по устной речи учебный блог можно использовать как доску объявлений, на которой учащиеся могут публиковать:

- сообщения;

- различного рода изображения и ссылки, которые связанны с обсуждаемыми темами;

- мысли по общей тематике, которая дана в качестве домашнего задания.

Учебные блоги следует использовать и как виртуальное пространство для

учащихся и студентов со всего мира. Таким образом, они смогут иметь доступ к материалам и публиковать свои различные проекты.

Таким образом, ученые выделяют следующие цели применения блогов в образовательном процессе:

- возможность использования различных жанров в письме (личных и академических);

- возможность обсуждения интересных тем и вопросов;

- возможность поспорить в группе и выразить личное мнение студентов.

По мнению ученого Д. Блох, блоги в настоящее время можно рассматривать как наиболее популярный формат онлайн-дискурса. Автор выделяет тот факт, что авторы блога (студенты, учащиеся) могут размещать различные проекты в виртуальном пространстве, тем самым улучшая свои письменные умения и навыки [1; 4]. Ученые из Америки Ч. Лоу и Т. Уильямс определяют блог как публичный дневник или связь между нами как обществом и как личностью.

По их мнению, личные блоги могут использоваться студентами в письменных заданиях, например: выражение своего мнения, обсуждение личных впечатлений, обсуждение различных заметок, статей и записей из сети Интернет [4; 5].

Они описывают главные плюсы применения блог-технологий в образовательном процессе, а именно при обучении письму:

- сочувствие другому человеку;

- поддержка;

- высказывание своего мнения.

С. Доунс определяет учебный блог как масштабное виртуальное расширение учебной аудитории.

Данное пространство включает три компонента: 1) пространство, где помещают различные объявления, домашнее задание; 2) всеобщая коммуникативная зона, в которой учащиеся могут разместить результаты своей работы; 3) персональная зона, в которой размещаются личные мысли и идеи студента, а также где преподаватель может давать рекомендации.

Несомненно, каждый блог отражает персональный и индивидуальный стиль пишущего.

Методический потенциал современных блог-технологий

С. Доунс выделяет следующие основные способы использования блогов в обучении: 1) блоги используются преподавателями вместо классической классной веб-страницы, на которой они помещают расписание различных курсов, домашнее задание, тематические тексты и статьи для изучения; 2) на классном блоге преподаватели могут поместить различные тематические интернет-ресурсы, посредством которых учащиеся могут подготовиться к занятиям; 3) блоги являются способом успешной организации обсуждения в классе различных тем, следовательно, студенты и преподаватели имеют возможность поближе познакомиться друг с другом, а также поделиться своим мнением; 4) студенты создают личные блоги, в которых они выкладывают отчет о выполненной работе: пишут эссе, а также различные статьи на интересные темы.

Ученый отмечает также, что блогинг как один из жанров письменной речи имеет огромную ценность для совершенствования мыслительных процессов, критического мышления и информационной грамотности. В своем исследовании

он говорит о том, что блоги студентов «подвергаются критике из-за того, что они не несут важной информации и содержат плохой контент, следовательно, становятся похожими на стандартную молодежную переписку. Но здесь на помощь приходят преподаватели, которые грамотно обрабатывают содержимое блога и помогают создать качественный контент [3; 6].

Таким образом, на основании сказанного автор приходит к следующим выводам. Инновационные современные технологии используются в образовательном процессе не так давно. С активным развитием всеобщей сети Интернет стало возможным развитие такого понятия, как виртуальное пространство, посредством которого технологии Интернет могут активно реализоваться в учебном контексте, а именно в обучении иностранным языкам.

В образовательном процессе студенты при помощи блог-технологий могут:

Библиографический список

- создавать собственные блоги;

- писать эссе, статьи;

- публиковать проекты;

- развивать критическое мышление;

- находить новые и полезные источники;

- развивать умение работать в коллективе;

- улучшить письменные навыки и умения;

- обсуждать свои проекты с людьми из разных городов;

- общаться с людьми по всему миру.

Таким образом, современный блогинг представляет собой одну из самых востребованных и популярных форм онлайн-дискурса и посредством него осуществляется всемирная межкультурная коммуникация.

1. Bloch J., Crosby C. Blogging in academic writing development. Handbook of Research on Computer-Enhanced Language Acquisition and Learning. New York: Information Science Reference, 2007: 36 - 47.

2. Campbell A. P. Weblogs for Use with ESL Classes. TESL. The Internet Journal. 2003. Available at: http://iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html

3. Downes S. E-Learning 2.0. eLearn Magazine. 2005: Available at: http://wwwelearnmag.org/subpage.cfm?section=articles&article=29-1

4. Lowe C., Williams T. Into the Blogosphere: Moving to the Public: Weblogs in the writing classroom, 2006.

5. Oxford Online Learn dictionaries. Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/blog_1?q=blog

6. Oxford Online Learn dictionaries. Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/web?q=web

References

1. Bloch J., Crosby C. Blogging in academic writing development. Handbook of Research on Computer-Enhanced Language Acquisition and Learning. New York: Information Science Reference, 2007: 36 - 47.

2. Campbell A. P. Weblogs for Use with ESL Classes. TESL. The Internet Journal. 2003. Available at: http://iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html

3. Downes S. E-Learning 2.0. eLearn Magazine. 2005: Available at: http://www.elearnmag.org/subpage.cfm?section=articles&article=29-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lowe C., Williams T. Into the Blogosphere: Moving to the Public: Weblogs in the writing classroom, 2006.

5. Oxford Online Learn dictionaries. Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/blog_1?q=blog

6. Oxford Online Learn dictionaries. Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/web?q=web

Статья поступила в редакцию 15.10.20

УДК 82-193.1

Tetakayeva L.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English Language, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: lyelya62@mail.ru

Abdulaeva R.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English Language, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: rezeda1973@mail.ru

SOMATIC PHRASEOLOGICAL UNITS CHARACTERIZING NONVERBAL COMMUNICATION. The article gives a review and analysis of phraseological units with a non-verbal somatic component. The study shows how widely and productively somaticisms are used as a part of phraseological units, which represent a large section of phraseology in modern English. The authors pay special attention to the fact that the semantics of the bulk of somatic phraseological units is related to the emotional and mental behavior of a person. The authors determined the number and thematic diversity of groups of phraseological units that include the corresponding somaticisms, depending on the functional significance of a particular part of the head. The authors conclude that somatic phraseologies are based on observations of human behavior. Depending on the functional significance of a particular part of the body, the number is determined, as well as the thematic variety of groups of phraseologies, including the relevant somatisms. The semantics of the bulk of somatic idioms is associated with emotional and mental behavior of a person.

Key words: phraseological units, somaticisms, nonverbal communication, component, lexemes, thematic group, semantics.

Л.М. Тетакаееа, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: lyelya62@mail.ru

Р.Н. Абдулаееа. канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: rezeda1973@mail.ru

СОМАТИЧЕСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Статья посвящена рассмотрению и анализу фразеологических единиц с невербальным сом-компонентом. Исследование показывает, насколько широко и продуктивно употребляются соматизмы в составе фразеологических единиц, представляющие в современном английском языке большой пласт фразеологии. Особое внимание авторы акцентируют на том, что семантика основной массы соматических фразеологических единиц связана с эмоционально-психическим поведением человека. Авторами определено количество, а также тематическое многообразие групп фразеологизмов, включающих в себя соответствующие соматизмы, в зависимости от функциональной значимости той или иной части головы. Авторы делают вывод о том, что в основе соматических фразеологизмов лежат наблюдения за поведением человека. В зависимости от функциональной значимости той или иной части тела было определено количество, а также тематическое многообразие групп фразеологизмов, включающих в себя соответствующие соматизмы. Семантика основной массы соматических ФЕ связана с эмоционально-психическим поведением человека.

Ключевые слова: фразеологические единицы, соматизмы, невербальная коммуникация, компонент, лексемы, тематическая группа, семантика.

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим [4, с. 23]. Поскольку невербальный язык - это, прежде всего, по мнению большинства исследователей, соматический язык, мы считаем необходимым исследовать фразеологические единицы (ФЕ) с невербальным компонентом по сомам. Соматические ФЕ представляют в современном английском языке большой пласт фразеологии. Прежде всего определимся с понятием: «соматические» ФЕ - это ФЕ, где один из компонентов выражен словом - названием какой-нибудь части человеческого тела. «Сома» с греческого языка переводится как «тело» [1 - 5]. Это одна из обширных и продук-

тивных групп в корпусе фразеологии. Эта группа, по подсчётам В.П. Шубиной, составляет около 15% фразеологического фонда языка [5, с. 87].

Широкое употребление соматизмов в составе ФЕ в значительной степени обусловлено тем, что соматизмы представляют собой один из древнейших слоёв в лексике различных языков и входят в ядро основного состава словарного фонда языка. Обилие соматических фразеологизмов в разных языках естественно, так как соматические лексемы, входящие в их состав, обладают высокой способностью метафоризироваться [2, с. 83].

В основе соматических фразеологизмов лежат большей частью наблюдения за поведением человека или животного. От значения, важности функции частей тела зависит количество, тематическое многообразие групп фразеоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.