Territory in 2010-2011. conducted 144 inspections of such businesses, in which revealed violations of the mandatory requirements of Russian legislation for the protection of consumer rights. Treatment in violation of consumer rights by the travel companies amounted to 2,5% of 4630 all complaints. Further improvement of the legislation, the practical implementation of which will raise the level of legal protection of consumers in the tourism sector to a new level.
Keywords: consumer protection, tourism services, treatment Сведения об авторе:
Непша Николай Николаевич, ведущий специалист-эксперт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю; тел.: 8(423)244-93-86; e-mail:[email protected]
© Коллектив авторов, 2012
УДК 622.35.097 (Приморский край)
Савина М.Н., Денисенко Т.В., Трунова И.Е.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМы В РАБОТЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПРИЕМА И КОДИРОВАНИЯ ПРОБ
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», Владивосток
Представлено описание работы отделения приема и кодирования проб ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Особое внимание уделено использованию в практических целях автоматизированного рабочего места АРМ «Направление», что позволяет формировать базу данных с возможностью получения любых отчетов, в том числе для годовых форм статистического наблюдения.
Ключевые слова: испытательный лабораторный центр, автоматизированное рабочее место, автоматизированная информационная система, отделение приема и кодирования проб.
Испытательные лабораторные центры, работающие в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий», должны вести весьма обширную документацию, отслеживая множество моментов. Для облегчения решения задач используется лабораторно-информационная система (ЛИС, LIMS) - информационная технология, предназначенная для получения достоверной информации по результатам испытаний и оптимизации полученной информации с целью ее использования для принятия управленческих решений. Применение LIMS в лаборатории приводит к существенному повышению эффективности операционной деятельности. Повышается производительность труда, упрощается взаимодействие лаборатории со смежными подразделениями учреждения. Система удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым со стороны органов по аккредитации испытательных лабораторных центров (ИЛЦ). Завершающим этапом любого лабораторного исследования является «Протокол испытаний», который содержит результаты исследования и выводы. Для облегчения оформления обобщенного протокола лабораторных испытаний аккредитованной испытательной лаборатории в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Приморском крае» (Центр) регистрация, кодировка, внесение сведений об образцах, поступивших на лабораторные исследования, формирование протокола лабораторных исследований осуществляются в отделении приема и кодирования проб через автоматизированное рабочее место АРМ «Направление», являющееся частью автоматизированной информационной системы (АИС), разработанной коллективом программистов (Шлихт А.Г., Краморенко Н.В., Семенова Е.А.) по техническим заданиям специалистов Центра.
С 2010 г. отделение приема и кодирования проб является самостоятельным структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно заместителю главного врача по социальной гигиене и организации санитарно-эпидемиологической службы. Основными целями и задачами отделения являются лабораторное обеспечение деятельности Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю для контроля соблюдения санитарного законодательства в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Приморского края; обеспечение качественного приема образцов, их идентификации, кодировки, оформления обобщенного протокола по результатам лабораторных исследований; обе-
спечение движения протоколов в отделы и филиалы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю и его территориальные отделы (ТО); лабораторное обеспечение договорных обязательств Центра; совершенствование функционирования отделения. Функциями отделения являются планирование основных организационных мероприятий на календарный год; прием, идентификация и кодировка образцов продуктов питания и пищевого сырья, проб воды, почвы, смывов, дезинфицирующих средств, доставленных согласно сводным планам-графикам лабораторных исследований и договорам по оказанию платных услуг; идентификация объектов испытаний согласно существующей системе; доставка образцов в подразделения ИЛЦ; внесение сведений об образцах, поступивших на лабораторные исследования в АРМ «Направление»; оформление протоколов по результатам лабораторных исследований; обработка и распечатка протоколов; отправка протоколов электронной почтой в отделы и филиалы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю и ТО; составление реестров ежедневного движения протоколов; ведение форм учетно-отчетной документации, необходимой для организации и проведения работы и услуг отдела; анализ работы по утвержденным формам; изучение нормативной документации, стандартов по правильному отбору и доставке проб; поддержка и развитие в отделении системы менеджмента качества; участие в организации и проведении непрерывной подготовки специалистов отделения. К настоящему времени работа отделения организована таким образом, что все вышеуказанные функции выполняются в полном объеме.
При приеме образцов проверяется правильность оформления отбора проб, в соответствии с требованиями нормативной документации. В отделении специалистами, ответственными за прием и кодирование проб, осуществляется регистрация и кодировка образцов (проб) почвы, пищевых продуктов, воды, смывов и товаров народного потребления в АРМ «Направление» согласно бланкам утвержденной формы. В корешке направления специалистом, отобравшим и доставившим пробы, указывается конкретный перечень показателей (программа лабораторных исследований), со ссылкой на пункт НД (СанПиН, ТР и др.), метод выполнения лабораторных исследований, которые вносятся в АРМ «Направление». В отделении осуществляется идентификация объектов испытаний, чтобы не допустить путаницы объектов физически или при ссылках на них в протоколах лабораторных испытаний или других документах. При необходимости производится разделение объектов испытаний на группы. Каждо-
му образцу (пробе) присваивается индивидуальный код. Составляющими кода являются следующие данные: регистрационный номер; дата отбора (месяц и год), код структурного подразделения, в которое направляется образец (проба). Коды структурных подразделений утверждены приказом Центра.
Порядок и время передачи проб в лаборатории ИЛЦ для проведения исследований организован следующим образом. После проведения процедуры кодирования проб и оформления направлений на исследование в электронном варианте проба готовится к передаче в лаборатории: специалисты отделения проводят «обезличивание» образцов, обеспечивая их анонимность различными способами - сокрытие всех надписей на этикетках (закрашивание названия образца и сведений о производителе маркером черного цвета); заклеивание непрозрачным скотчем; упаковка (в случае необходимости пробы помещаются в непрозрачный пакет). На обезличенную пробу (образец) наклеивается цветной стикер с кодом, в соответствии с принятой цветовой гаммой: желтый - на микробиологические исследования, белый - на санитарно-гигиенические, зеленый - на радиологические, малиновый - на ГМО, оранжевый - на паразитологические, синий - на токсикологические, розовый - на вирусологические исследования.
При необходимости проба помещается в холодильник до момента передачи в лабораторию. Максимальный срок передачи образцов в лаборатории ИЛЦ - 24 часа. С целью сокращения сроков передачи образцов на проведение исследований, испытаний в лаборатории ИЛЦ допускается использовать «Направление на проведение исследований, испытаний (измерений) в лаборатории ИЛЦ» без указания наименования предприятия, на котором произведен отбор; изготовителя; адреса производства; страны изготовителя. Утверждено время передачи образцов в каждую лабораторию. Специалисты отделения несут персональную ответственность за своевременное «обезличивание», идентификацию и передачу образцов в лаборатории ИЛЦ для проведения исследований, испытаний.
Формирование протокола лабораторных испытаний проводится следующим образом. Отделение приема и кодирования проб осуществляет формирование программы испытаний, протокола испытаний, сведений о движении протоколов и реестров «Протоколов лабораторных исследований» для отделов Центра и Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю. Вся работа по формированию протокола выполняется в автоматизированной информационной системе поддержки лабораторных исследований (АИС). В отделении все рабочие места оснащены персональными компьютерами с установленными на них автоматизированными рабочими местами (АРМ). Данные из направлений на бу-
мажном носителе вносятся в АРМ «Направление»: «Пищевые продукты», «Вода», «Почва», «Смывы», «Токсикология». Для правильного внесения данных информация уточняется у заказчиков, специалистов, оформляющих направления на лабораторные исследования, в отделе социально-гигиенического мониторинга. В дальнейшем «Направление на исследование» по внутренней локальной сети поступает в необходимые для проведения исследований лаборатории. В автоматизированном режиме на мониторах в лабораториях формируется на базе «направления на исследование» форма протокола с нормируемыми показателями. Формирование обобщенного протокола лабораторных испытаний происходит при получении из лабораторий ИЛЦ по внутренней локальной сети данных о выполненных лабораторных исследованиях образца (пробы) в виде галочки в базе данных АРМ в поле «готовность». После этого специалист отделения проверяет сформированные в программе сведения по каждой строке в титульном листе протокола, внесение всех ответственных лиц за формирование данного протокола, наличие даты протокола, наличие неудовлетворительных результатов в базе данных АРМ в поле «результат» в соответствии с утвержденной формой протокола. Далее в отделении протокол выводится на печать. В случае наличия в протоколе показателей, аккредитованных в международной системе, протокол формируется со знаком «протокол DAkkS». Протокол лабораторных испытаний подписывается у ответственных лиц.
В отделении ежедневно составляются реестры движения протоколов для передачи в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю и ТО, отделы Центра. Ежедневно формируется архив протоколов на бумажном носителе (по одному экземпляру каждого протокола), который помещается на хранение в сейф сроком на 6 мес., с последующей передачей на хранение в архив сроком на 2 года и 6 мес. Общий срок хранения протоколов в архиве 3 года.
Разработан механизм внесения изменений в протоколы лабораторных испытаний после их выдачи: внесение изменений на стадии подписи протоколов лицами, выполняющими исследования, заведующими отделениями, заместителями руководителя ИЛЦ; внесение изменений в протоколы после их выдачи ответственным лицам из отделов санитарно-гигиенической экспертизы и договорного отдела Центра; внесение изменений в протоколы после передачи протоколов в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю и ТО, а также другим заявителям.
Разработан порядок отзыва протоколов лабораторных исследований. При обнаружении ошибок, неточностей в протоколах лабораторных испытаний, после их получения в Управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю и ТО, Центр получает в письменном виде (в порядке исключения - по телефону) пись-
мо-уведомление об обнаружении ошибки. Главный врач (руководитель ИЛЦ), заместитель руководителя ИЛЦ накладывают резолюцию-поручение на проведение служебного расследования заместителю руководителя ИЛЦ, заведующим отделом гигиенической экспертизы, эпидемиологическим отделом, отделом СГМ, отделом обеспечения деятельности ИЛЦ. К такому расследованию привлекаются лица, которые могут установить такую причину и подтвердить ее. Лица, принимавшие участие в комиссии по результатам служебного расследования, пишут служебную записку на имя руководителя (заместителя руководителя) ИЛЦ, в которой сообщают информацию об обнаружении несоответствий и о необходимости отзыва протоколов лабораторных исследований (испытаний) с указанием даты, с начала которой необходимо осуществить отзыв протоколов. Факт обнаружения несоответствия регистрируется в «Журнале регистрации несоответствий». После получения служебной записки с решением об отзыве протоколов в адрес Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, ТО, получивших протоколы с допущенными ошибками, ответственные руководители структурных подразделений готовят проекты официальных писем - извещений заказчикам. Готовые письма передаются на согласование и подпись руководителю (заместителю руководителя) ИЛЦ, далее письма передаются в приемную Центра для передачи в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю. После получения служебной записки с решением об отзыве протоколов заведующий отделением приема и кодирования проб согласовывает изменения в новом протоколе с ответственными лицами.
Разработана и внедрена программа защиты данных от внешних изменений: для ввода или сбора данных, хранения данных, передачи и обработки данных, защита на уровне отдельного лабораторного исследования. При вводе ФИО исполнителя в соответствующем поле запись полностью блокируется. Снять блокировку может только специалист, проводивший исследования. Внутренняя защита на уровне печати протокола - при нажатии галочки в поле «печать» протокол блокируется. Снять блокировку возможно только через кнопку «правка» в АРМ «Направление». Внешняя защита - галочка, поставленная в поле «виза», блокирует протокол от внесения каких-либо изменений через пароль доступа. Для передачи протоколов лабораторных испытаний посредством электронной почты протоколы преобразуется из формата MS Ехсєі в MS Word. Сохранение результатов испытаний, переданных посредством электронной почты, осуществляется в локальной папке исполнителя на ПК, вход в который осуществляется через пароль доступа и на сетевом ресурсе на отдельно стоящем сервере.
ИЛЦ Центра формирует мнение по результатам
исследований (измерений) и вносит его в «Протокол лабораторных исследований, испытаний». Если заказчику необходимы только результаты лабораторных исследований, испытаний, то мнение по результатам исследований (измерений) не формируется.
АИС поддержки лабораторных исследований позволяет автоматизировать оформление «Направлений на исследования», автоматизировать формирование протоколов по результатам выполненных
исследований, вести электронную форму «Журнала регистрации проб». Информация, введенная в программы при кодировании проб, позволяет формировать базу данных с возможностью получения любых отчетов, в том числе для годовых форм статистического наблюдения. Экспортный файл с необходимыми для каждого структурного подразделения данными формируется в АРМ «СГМ», АРМ «Лаборатория», АРМ «Направления».
Savina M.N., Denisenko TV., Trunova I.E. Use of automated information system in the code division of admission and samples. FBUZ "Center of Hygiene and Epidemiology in the Primorsky Territory”, Vladivostok
The description of the department receiving and coding samples FBUZ "Center of hyper-hyenas and epidemiology in the Primorye Territory." Particular attention is paid to the use for practical purposes workstation workstation "Direction", which allows us to form in the database with the ability to receive any reports, including annual forms of statistical observation.
Keywords: Testing Laboratory Centre, workstation Me-hundred, automated information system, the separation of reception and coding samples.
Сведения об авторах:
Савина Марина Николаевна - заведующая отделением приема и кодирования проб ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»
Денисенко Татьяна Владимировна - врач по гигиене детей и подростков отделения приема и кодирования проб ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»
Трунова Ирина Евгеньевна - врач по коммунальной гигиене отделения приема и кодирования проб ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»; [email protected]
© А.В.Сибилев, 2012 УДК 614.3/.4 (471.322)
Сибилев А.В.
организация работы консультационного пункта по вопросам защиты ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», филиал в г. Спасск-Дальний
В настоящее время деятельности по защите прав потребителей уделяется большое внимание, работа по организации правового обеспечения выдвинута в число основных направлений социальной политики государства. Одно из важных направлений в деятельности по защите прав потребителей является работа по повышению правовой грамотности и информированности потребителей.
Ключевые слова: защита прав потребителей, консультационный пункт
Консультационный пункт филиала был создан в мае 2010 г. на основании приказа главного врача ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Работа консультационного пункта филиала направлена, прежде всего, на информирование потребителей г. Спасск и Спасского района об их правах, а также на оказание помощи в оформлении претензий и исковых заявлений. Под деятельность пункта был выделен кабинет, оснащенный телефонной связью, и компьютерной техникой с возможным выходом в интернет. С целью доступности консуль-
тационной помощи для населения был установлен ежедневный режим работы с 9 до 16 часов. Для наглядности представления основных документов был оформлен информационный стенд.
Специалист санитарно-эпидемиологического отдела прошел рабочее прикомандирование в консультационном центре ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае, получил основные законодательные документы, шаблоны претензий и исковых заявлений, а также образцы памяток. Информация об открытии консультационного пункта