УДК 37 Бострикова Ю.С., Сибгатуллина А.А.
Бострикова Ю.С.
Елабужский филиал Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)
Научный руководитель: Сибгатуллина А.А.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии
Елабужский филиал Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ КОМИКСА ПО ИГРЕ «МАЙНКРАФТ»)
Аннотация: в работе рассматривается, как критическое мышление стало важным навыком для учащихся в современном мире. Аутентичные материалы, а именно комиксы, могут служить эффективным инструментом для его развития, создавая увлекательный контекст для обучения иностранному языку. Они объединяют текст и визуальные элементы, что способствует формированию навыков чтения и анализа. Использование вопросов высокого уровня сложности и разнообразных заданий помогает глубокому осмыслению прочитанного и вовлечению студентов в процесс обучения. Интеграция игровой терминологии делает обучение интерактивным и помогает расширить словарный запас.
Ключевые слова: критическое мышление, аутентичные материалы, иностранные языки, методы обучения.
В современном насыщенном информацией мире критическое мышление стало ключевым навыком для учащихся. Умение анализировать, оценивать и синтезировать информацию позволяет принимать собственные обоснованные решения и решать сложные задачи. В условиях распространения дезинформации критическое мышление помогает формировать у учеников способность самостоятельно анализировать источники и различные контексты. Это особенно важно при изучении иностранных языков, где требуется не только знание языка, но и понимание культурных нюансов. В данной статье мы рассмотрим, как комиксы по компьютерной игре «Майнкрафт» могут стать эффективным инструментом для развития критического мышления на уроках английского языка [1, с. 21].
Основная цель данной работы - исследовать, как комиксы по игре «Майнкрафт» могут быть использованы для развития критического мышления на уроках английского языка. Комиксы как форма аутентичного материала могут создать увлекательный контекст для изучения, способствуя не только развитию языковых навыков, но и формированию аналитического мышления. Учащиеся смогут оценивать действия персонажей, анализировать сюжеты и делать выводы, что в свою очередь обогатит их понимание языка и культуры. В статье будут предложены различные методы, техники и подходы к внедрению комиксов в образовательную среду [3, с. 36].
Критическое мышление можно охарактеризовать как активный процесс анализа и оценки информации с целью принятия обоснованных решений. Оно включает в себя распознавание аргументов, оценку доказательств и формирование собственных выводов. Этот навык не является врождённым, его необходимо развивать через постоянную практику и обучение. Учащиеся с развитыми навыками критического мышления способны выявлять предвзятости в информации и принимать более взвешенные решения, что и делает их более независимыми и уверенными как в учебном процессе, так и в повседневной жизни [4, с. 6].
Аутентичные материалы - это ресурсы, созданные для носителей языка, такие как книги, фильмы, газетные статьи и комиксы. Использование таких материалов в обучении создаёт более реалистичную языковую среду и позволяет учащимся видеть язык в действии. Это способствует лучшему пониманию культурных контекстов и узусов языка. Аутентичные материалы также могут повысить мотивацию, так как они предоставляют возможность работать с реальными ситуациями и решать реальные проблемы. Очень важно выбирать материалы, соответствующие уровню языка учащихся, а также подходящие их интересам, чтобы сделать процесс обучения языку более увлекательным и эффективным [6, с. 103].
Компьютерная игра-песочница «Майнкрафт» стала одной из самых популярных видеоигр среди молодежи и остаётся ей вот уже более 10 лет благодаря своему открытому миру и возможности создавать собственные структуры и сценарии. Это игра не только развлекает, но и обучает пользователей важным навыкам, таким как критическое и креативное мышление и сотрудничество. Исследования показывают, что компьютерные игры могут быть эффективным инструментом для обучения, поскольку они вовлекают учащихся в процесс познания окружающей (внутриигровой) действительности. Кроме того, «Майнкрафт» может быть адаптирован для различных образовательных целей, включая изучение языков и естественных наук. Использование этой игры в образовательном контексте открывает новые горизонты взаимодействия между учителем и учеником [5, с. 53].
Комиксы представляют собой уникальную форму аутентичного материала, который может привлечь внимание учащихся и создать дополнительный интерес к изучению языка. Они объединяют текст и визуальные элементы, что способствует лучшему пониманию содержания и развитию навыков чтения и интерпретации. Комиксы помогают студентам развивать навыки чтения и анализа текста, а также расширять словарный запас через контекстуальное обучение. Работа с комиксами также затрагивает творческий аспект обучения у детей, так как они могут создавать собственные
истории и персонажей. Это делает данные материалы мощным инструментом для развития критического мышления и языковых навыков одновременно [7, с.
15].
При работе с комиксами важно использовать разнообразные методы обучения для поддержания интереса учащихся и развития их критических способностей. Например, можно предложить учащимся анализировать персонажей: какие у них мотивации, какие моральные дилеммы они решают, какое влияние оказывает на них социум? Также полезно организовать дискуссии о том, как сюжетные линии отражают реальные жизненные ситуации или культурные аспекты. Использование вопросов высокого уровня сложности поможет обучающимся глубже осмыслить прочитанное и сформулировать мнение по обсуждаемым темам [2, с. 102].
Методические материалы, задания и упражнения на основе комиксов по игре «Майнкрафт» могут варьироваться от простых вопросов о содержании до сложных аналитических задач, которые требуют глубокого осмысления прочитанного материала. Также, поскольку многие дети сталкиваются с английскими терминами время игры, которые широко распространены среди учащихся, и её использование делает процесс работы над комиксом более естественным и интерактивным. Не стоит забывать, что такая лексика способствует расширению словарного запаса, так как многие термины описывают конкретные действия, предметы и ситуации из игры, которые легко визуализировать человеку, погружённому в контекст.
В качестве упражнения можно предложить учащимся создать альтернативные концовки для комиксов или разработать новые диалоги для персонажей в определённых ситуациях. Задание может звучать так: прочитайте комикс и обсудите его с классом, обратите внимание на ключевые термины и действия персонажей, напишите альтернативную концовку комикса используя как минимум 10 терминов из игровой лексики (например, "diamond", "creeper", "crafting table", "ender pearl"), подготовьте небольшую презентацию, где вы расскажете о своих изменениях и объясните выбор используемой лексики.
После прочтения комиксов полезно организовать групповые дискуссии, где каждый сможет делиться своим мнением и анализировать различные точки зрения других участников обсуждения, ведь такой вид деятельности улучшает навыки аргументации и критического анализа информации, а включение элементов игрового обучения может сделать процесс более увлекательным и продуктивным. Это задание не только способствует практическому применению языка, но и развивает навыки критического мышления, креативности, а также помогает развить навыки письма и понимания текста, при использовании игровой лексики.
Применение комиксов в классе уже показало свою эффективность в различных образовательных ситуациях. Учителя сообщают о повышении интереса у обучающихся к изучению иностранного языка при использовании комиксов как аутентичного учебного материала. Например, некоторые школы внедряют проектные работы по созданию собственных комиксов на английском языке. Отзывы учащихся также подтверждают положительное влияние комиксов на их мотивацию к обучению и желание участвовать в обсуждениях на уроках английского языка. Практическое обучение показывает успешное применение комиксов в разных странах и образовательных системах, что делает этот подход универсальным инструментом обучения.
В заключение, данная статья подчёркивает важность интеграции игровой лексики рассматриваемого комикса в образовательный процесс как эффективного инструмента для повышения вовлечённости учащихся. современные подходы к обучению основанные на активном взаимодействии и использовании контекста, позволяют не только углубить понимание языка, но и развить аналитические навыки у детей. Таким образом, использование аутентичных материалов, таких как комиксы по игре «Майнкрафт», может значительно повысить уровень критического мышления у учащихся на уроках английского языка. Комиксы не только делают процесс обучения более интересным, но и способствует развитию критических навыков через анализ персонажей и сюжетов, а также через использование знакомой игровой
лексики. Важно продолжать исследовать новые формы аутентичных материалов и их влияние на обучение языкам для создания эффективных методов преподавания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности: моногр. / под науч. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2012. - 136 с;
2. Alvermann D.E., Moore D.W. The Effect of Graphic Novels on the Reading Comprehension of Middle School Students // Reading Psychology. 1991. № 12. P. 89-104;
3. Beers K. When Kids Can't Read: What Teachers Can Do. NH: Heinemann, 2003. 400 p;
4. Ennis R.H. Critical Thinking: A Streamlined Conception // Critical Thinking. 2011. № 5. P. 1-12;
5. GJ.P. What Video Games Have to Teach Us About Learning and Literacy. NY: Computers in Human Behavior, 2007. 225 p;
6. Gilmore A. Authentic Materials and Authenticity in Foreign Language Learning // Language Teaching. 2007. № 40. P. 97-118;
7. McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art. NY: Harper Perennial, 1993. 224 p.
Bostrikova Yu.S., Sibgatullina A.A.
Bostrikova Yu.S.
Kazan Federal University (Elabuga, Russia)
Scientific advisor: Sibgatullina A.A.
Kazan Federal University (Elabuga, Russia)
USE OF AUTHENTIC MATERIALS AS MEANS OF FORMING CRITICAL THINKING IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS (BASED ON «MINECRAFT» COMIC BOOK)
Abstract: paper examines how critical thinking has become an important skill for students in the modern world. Authentic materials, namely comics, can serve as an effective tool for its development, creating an exciting context for learning a foreign language. They combine text and visual elements, which contributes to reading and analysis skills. The use of high-level questions and a variety of tasks contributes to a deep understanding of what has been read and the involvement of students in the learning process. The integration of game vocabulary makes learning interactive and helps to expand vocabulary.
Keywords: critical thinking, authentic materials, foreign languages, teaching methods.