УДК 372.881.1
Седых Н.Д.
учитель английского языка
Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
(г. Белгород, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Аннотация: в работе представлены определения аудиовизуальных средств обучения (АВСО), их основные классификации. Рассмотрены дидактические принципы, критерии отбора видеоматериалов и преимущества использования АВСО в психологическом плане. Предложены формы и методы работы с использованием аудиовизуальных материалов на уроках английского языка.
Ключевые слова: аудиовизуальные средства обучения, аутентичные материалы, аудирование, классификации аудиовизуальных средств обучения, лингвострановедческий материал.
Язык является основным инструментом общения и взаимодействия между людьми. Без него невозможно представить развитие человеческой цивилизации, культуры и индивидуальности. В современном мире значение иностранных языков становится все более актуальным. В образовательной системе многих стран иностранный язык уже давно стал обязательным предметом. В школах он изучается на протяжении многих лет: владение им открывает перед учащимися возможность общения, работы и путешествий.
Изучение иностранного языка требует от преподавателя глубоких знаний, а также применения особых методик и подходов. Преподаватель часто сталкивается с трудностями, особенно когда речь идет о формировании устойчивой мотивации у учеников. Часто учащиеся воспринимают изучение
языка как рутину, что может привести к снижению интереса и, как следствие, к плохим результатам. Чтобы избежать этого, учителю необходимо применять нестандартные формы работы, внедрять новые методики и использовать современные технические средства.
Эффективным способом сделать уроки более интересными и познавательными является использование аудиовизуальных средств. Они позволяют разнообразить процесс обучения, а также сделать его более интерактивным. Видео и аудиозаписи, презентации и интерактивные игры, привносят в учебный процесс элементы живого общения, актуальные ситуации и реальные примеры из жизни. Это помогает учащимся лучше усваивать материал и применять его на практике.
Важным аспектом является то, что аудиовизуальные средства позволяют учащимся погрузиться в языковую среду, даже если они не имеют возможности путешествовать или общаться с носителями языка. Например, просмотр фильмов, прослушивание подкастов или участие в онлайн-курсах с носителями языка способствует улучшению навыков аудирования и расширению кругозора. Учащимся представляется возможность увидеть, как язык используется в реальных ситуациях, что помогает им лучше понять культурные особенности и контекст.
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) это учебные наглядные пособия, которые предназначены для предъявления зрительной и слуховой информации (Щукин, 1981). Они включают в себя: аудио уроки, аудио упражнения, аудио лекции, видеофрагменты, видео уроки, видео лекции, электронные пособия, словари и справочники, видеоконференции и вебинары. (Орлова, 2000: 209).
К аудиовизуальным средствам общения относятся и аутентичные материалы, которые помогают обучающимся понять образ жизни, образ мышления и ценности незнакомой культуры. Использование аутентичных материалов помогает реализовать требование коммуникативной методики -представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной
культуры, индивидуализации обучения и развития и мотивированности речевой деятельности обучаемых (Барменкова 1999: 21).
Использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации принципа целенаправленности, принципа связи с жизнью, принципа наглядности и положительного эмоционального фона на уроке.
Применение АВСО на уроке имеет много плюсов для благоприятного психологического состояния обучающихся:
• Учебная информация усваивается лучше с использованием слухового и зрительного канала одновременно,
• Наличие наглядности благотворно влияет на усвоение материала, формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей,
• Процесс запоминания и систематизация изучаемого материала происходит быстрее благодаря сопутствующим ярким запоминающимся иллюстрациям и кадрам,
• Аудиовизуальные средства развивают креативность у детей,
• АВСО заставляют обучающихся сконцентрироваться, так как перед ними предварительно поставлены четкие цели в виде вопросов, на которые нужно будет ответить после просмотра или прослушивания (Горчев, 2004).
Решив использовать аудиовизуальную информацию, Вам необходимо уделять внимание критериям отбора материалов: современный язык, соответствующий нормам литературного языка, естественные паузы между репликами или фразами, простое и понятное содержание, небольшое количество новых слов и выражений.
При использовании АВСО необходимо помнить о специальных нормах:
• АВСО применяют в начале урока,
• Фрагмент на одном уроке должен длиться не более 4-6 мин,
• АВСО требуют большой сконцентрированности от обучающихся. Чтобы дети не переутомились, необходимо использовать АВСО в меру, с умом
подходить к подаче материала, чередовать различные методы и приемы работы (Комарова, 2004: 98).
Задания по аудированию считаются особенно сложными. Чтобы ученик сосредоточился на прослушивании и успешно выполнил задание, необходима дополнительная подготовка. Кроме предоставления текста задания, разбора неизвестных фраз, мы считаем эффективным предоставить ученику минимальный визуальный материал. Наличие такого материала позволит при прослушивании не тратить внимание на понимание места действия, обстановки, формата диалога и состава участников.
Так как задания по аудированию подразделяются на несколько типичных видов, учителю не составляет труда подготовить к этим заданиям визуальный материал. До начала прослушивания необходимо дать учащимся подспорье в виде визуального материала для лучшего понимания ситуации. Хочется заметить, что наличие такого визуального материала не является подсказкой к выполнению основного задания, но способствует его успешному выполнению.
Даже, казалось бы, незначительная информация о количестве участников, их возраст и пол помогает ребенку подготовиться к прослушиванию, сосредоточить внимание на конкретных вопросах задания.
Если есть возможность, можно раздать карточки с визуальным материалом индивидуально, чтобы у учащихся была возможность делать пометки. Особенно это актуально для долгих аудиозаписей.
Ученые и психологи заметили, что у каждого человека есть своя доминирующая модальность получения информации. То есть все люди делятся на визуалов, аудиалов (восприятие через слух) и кинестетиков (восприятие через тело, прикосновение). Для каждого типа модальности есть свой, главный стиль обучения, который позволяет использовать мозг по максимуму. Об этом не следует забывать при работе с детьми, при составлении уроков и задействовать все каналы восприятия. Поэтому желательно визуализировать слова в коллаже слов. Часто такая визуализация есть и в учебнике.
Если визуальный материал к существительным и простым глаголам подобрать легко, то визуализация абстрактных понятий, устойчивых выражений и идиом заставляет задуматься и отнимает время. Но чем интереснее учитель сможет визуализировать выражение, тем больше шансов, что оно запомнится учащимся. Сегодня есть возможность использовать наглядный материал из сети Интернет и искусственный интеллект для визуализации фразеологизмов, что значительно повысит мотивацию обучающихся к изучаемой теме.
В качестве творческого задания можно предложить учащимся самостоятельно сделать коллаж слов по новой теме или изобразить идиому. Это оказывает еще больший эффект для запоминания. Ведь если что-то создавать самостоятельно, прикладывать усилия, закладывать свои идеи, то это хорошо запоминается и затем продуктивно используется.
Использование видео также очень популярно при освоении нового языка. Изучение материала лингвострановедческого характера само собой предполагает наличие визуального материала. Ни один учебно-методический комплекс по английскому языку не обходится без раздела, посвященного лингвострановедческому материалу.
Владение языком - необходимость каждого человека. А владение иностранным языком - это большое преимущество. Рассмотрев все перечисленные методы работы с аудиовизуальным материалом, изучив классификации и преимущества, становится ясно, что изучение языка в современном мире не может обойтись без аудиовизуальных средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барменкова, О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. - 1999. - №3. - С. 20-25;
2. Беляева О.Н. Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://festival.1september.ru/articles/590708/ (дата обращения: 13.11.2024);
3. Верисокин Ю.И. Видеофильмы как средство мотивации школьников при обучении иностранным языкам / Ю.И. Верисокин // Иностранные языки в школе. - 2003. - №5. - С. 3135;
4. Горчев А.Ю. О некоторых важнейших условиях эффективности использования ТСО // Иностранные языки в школе. - 2004. - №12. - С. 76-79;
5. Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 357 с;
6. Орлова Н.А. Состояние методики раннего обучения иностранному языку на пороге третьего тысячелетия // Иностранные языки в школе. - № 5. - 2000. - С. 246-248;
7. Соловьева И.В. Использование онлайн-ресурсов на уроках английского языка. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://w.macmillan.ru/upload/Catalogue/comment/Gateway-online-St-P.pdf_ (дата обращения: 13.11.2024);
8. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. - М.: Русский язык. - 1981. - 128 с
Sedykh N.D.
Dubovskaya School (Belgorod, Russia)
USE OF AUDIOVISUAL MEDIA IN ENGLISH LESSONS TO IMPROVE QUALITY OF KNOWLEDGE
Abstract: the paper presents definitions of audiovisual teaching aids (AVTA), their main classifications. Didactic principles, criteria for selecting video materials and the advantages of using AVTA in psychological terms are considered. Forms and methods of work with the use of audiovisual materials in English lessons are proposed.
Keywords: audiovisual teaching aids, authentic materials, listening, classifications of audiovisual teaching aids, linguistic cultural material.