Методика формирования речевой компетенции учащихся
на уроках РКИ
Нозима Бахтиержон кизи Рахмаджонова rahmadj onovan@gmail. com Наманганский государственный педагогический институт
Аннотация: В данной статье представлена методика, основанная на аудиовизуальном подходе, направленная на формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как иностранного(РКИ). Даются взгляды и мнения ученых об аудиовизуальном методе. В рамках методики предлагается использование разнообразных аудио- и видеоматериалов, таких как аутентичных записи разговоров, видеоролики аудиокниги и другие ресурсы, чтобы представить учащимся реальные ситуации использования русского языка. В статьи описывается основные принципы и ряд преимуществ аудиовизуального метода и подтверждается его эффективность в формировании речевой компетенции учащихся на уроках РКИ. В заключение, статья рекомендуется преподавателям РКИ, для использования аудиовизуального метода при формировании речевой компетенции учащихся на уроках РКИ.
Ключевые слова: аудиовизуальный метод, коммуникативный подход, инновационные технологии, речевая компетенция, средства обучения, мотивация, аутентичный материал, контекстуальное изучение, мульти модальный подход
Methodology for the Formation of Students' Speech Competence in Russian as a Foreign Language Lessons
Nozima Rakhmadjonova rahmadj onovan@gmail .com Namangan State Pedagogical Institute
Abstract: This article presents a methodology based on the audiovisual approach, aimed at the formation of students' speech competence in the lessons of Russian as a foreign language (RFL). The views and opinions of scientists on the audiovisual method are given. As part of the methodology, the use of a variety of audio and video materials, such as authentic recordings of conversations, videos, audiobooks and other resources, is proposed to present students with real situations
of using the Russian language. The article describes the basic principles and a number of advantages of the audiovisual method and confirms its effectiveness in the formation of students' speech competence in Russian as a foreign language lessons. In conclusion, the article is recommended to teachers of Russian as a foreign language for the use of the audiovisual method in the formation of students' speech competence in Russian as a foreign language lessons.
Keywords: audiovisual method, communicative approach, innovative technologies, speech competence, teaching aids, motivation, authentic material, contextual study, multimodal approach
Введение
В заявлении Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева для прессы по итогам российско-узбекистанских переговоров от 19 октября 2018 года было сказано: «Великая русская культура всегда была и будет неотъемлемой частью духовной жизни узбекского общества» [1]. Из этого следует, что в настоящее время существует настоятельная необходимость в глубоком исследовании русского языка и русской культуры, в связи с чем большое значение приобретает исследование речевой компетенции русского языка.
В настоящее время существуют проблемы, связанные с формированием речевой компетенции учащихся на уроках РКИ. К сожалению, речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности не только на родном языке и на языке, изучаемом как иностранный. Речь - это, прежде всего, общение, то есть понимание людьми друг друга. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется. Для того чтобы достичь хорошего результата, учитель должен устраивать полный методический процесс, где есть решения на все сложности. При таких обстоятельствах методические приемы помогают учащимся легче ориентироваться на составление диалога, а также дают возможность ощущать русский язык в своей речи.
Речевая компетенция является ключевым элементом языковой грамотности и имеет решающее значение для эффективного и свободного общения на родном языке или на языке, изучаемом как иностранный.
По словам М.П.Манаенкова, речевая компетенция - это свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле; является неотъемлемой составной частью культуры индивида [2, 30].
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 328 LME^^Sl
Как всем известно, важным аспектом развития речевой компетенции учащихся на уроках РКИ является коммуникативный подход, основанный на активном взаимодействии обучающихся и развитии их практических навыков использования русского языка в реальных коммуникативных ситуациях. Основное внимание здесь ориентированно на совершенствование навыков говорения и понимания на слух. На наш взгляд, применение новейших интерактивных технологий и современных методов обучения может значительно повысить эффективность формирования речевой компетенции учащихся на уроках РКИ.
На современном этапе развития методики многими исследователями показаны преимущества аудиовизуального метода в достижении высокого уровня обучения учащихся.
Так как мы живем в ХХ! веке, веке техники и технологии, нам необходимо использовать инновационные технологии обучения при изучении иностранного языка.
Аудиовизуальный метод - это метод обучения, который включает в себя многоразовое прослушивание и проговаривание языковых структур и речевых моделей, в процессе обучения это приводит к автоматизации полученных навыков [3, 25].
Аудиовизуальный метод получил широкое распространение в странах Европы. Основателями этого метода являются П.Губерина и Р.Ренар. Они считали, что основой и главным средством обучения должны быть озвученные диалоги в литературно-разговорном варианте [4]. Просмотр фильмов, видеоматериалов и мультфильмов на русском языке способствует адаптации к языку и постепенно влияет на разговорную речь учащихся. Это говорит о том, что просмотр фильмов, видеоматериалов, мультфильмов на изучаемом языке способствует адаптации к этому языку и постепенно влияет на разговорную речь.
Как отмечал А.С.Лурье, аудиовизуальный метод относится к числу методов обучения с яркой коммуникационной направленностью [5, 9]. Основная задача аудиовизуального метода заключается в установлении тесной связи с помощью слуховых и зрительных аппаратов с изучаемым иностранным языком.
По мнению А.Н.Щукина, он часто используется с целью наиболее быстрого вхождения учеников в сферу общения с носителями языка [6]. При помощи аудиовизуального метода учащиеся постепенно начинают осваивать ту сферу, в которой взаимодействуют с носителями языка.
По словам ученых, аудиовизуальный метод расширяет возможности усвоения иностранного языка и является одним из подходов, активно использующим зрительные и слуховые материалы для освоения языка. Рассмотрим основные принципы и преимущества аудиовизуального метода:
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 329 LME^^Sl
1. Мультимодальный подход:
Аудиовизуальный метод применяет одновременно аудио и видеоматериалов для представления и объяснения лексики, грамматики и фонетики русского языка. Это позволяет студентам использовать не только слуховую информацию, но также работать с зрительными образами и жестами для лучшего понимания и запоминания.
2. Аутентичный материал:
Аудиовизуальный метод внедряет использование реальных аутентичных материалов, таких как фильмы, сериалы, видео уроки, аудиозаписи. Это помогает учащимся погрузиться в реальную русскую речь, лексику и культурные особенности.
3. Активные методы обучения:
Аудиовизуальный метод включает активное взаимодействие учащихся с материалами через прослушивание и просмотр. Это может включать задание на понимание, обсуждение прослушанного материала, что активизирует развитию устной и письменной речи.
4. Контекстуальное изучение:
Аудиовизуальный метод помогает студентам познакомиться с русским языком и культурой через экран, предоставляя различные ситуации и контексты использования языка. Это помогает расширить словарный запас без необходимости использования словарей. Контекстуальное изучение способствует более естественному и глубокому пониманию языка.
5. Мотивация и заинтересованность:
Аудиовизуальные материалы могут создать более интересную обучающую среду, что помогает концентрировать внимание и стимулировать мотивацию учащихся в процессе изучения русского языка. Визуальные и звуковые элементы могут сделать учебный процесс более привлекательным и увлекательным.
Важно отметить, что аудиовизуальный метод не является универсальным и должен быть адаптирован к индивидуальным потребностям учащихся и целям изучения русского языка. Кроме того, для достижения полноценного владения языком необходимо дополнять аудиовизуальный метод другими формами практики, такими как общение с носителями языка, письменные и устные упражнения и т.д.
Заключение
В ходе работы было выяснено, что формирование речевой компетенции является ключевой задачей в процессе обучения русскому языку как иностранному, так как речь является основным инструментом коммуникации.
Таким образом, данная работа имеет важное практическое значение для учителей РКИ, студентов и всех, кто интересуется развитием языковой компетенции в условиях современного мира.
Использованная литература
1. Заявление Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева для прессы по итогам российско-узбекистанских переговоров от 19 октября 2018 года // Сайт исполнительного комитета Содружества независимых государств (Электронный ресурс) - URL: https://cis.minsk.by/news/10043/gosudarstvennyj-vizit-prezidenta-rossijskoj-federacii-v-respubliku-uzbekistan (дата обращения 02.11.2023).
2. Манаенкова М. П. Речевая компетенция в контексте личностно-профессиональных компетенций студента // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2014. - №1 (23). - С. 28-32.
3. Гринюк, Г., & Семенчук, Ю. (2006). Етапи формування шшомовно! комушкативно! компетенцп у студенев економiчних спещальностей. 1ноземш мови. Киев: 2019, 22-27.
4. Гез, Н. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. Москва: Академия, 2008.
5. Лурье, А. О комплексном использовании технических средств при обучении иностранным языкам в языковых вузах. Комплексное применение технических средств при обучении иностранным языкам с целью интенсификации учебного процесса в языковых вузах, М.: 1991, 5-12 с.
6. Щукин, А. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. - Москва: Филоматис, 2010.