УДК 37.012
Кайбуллаева З.Т. преподаватель кафедра английской филологии ГБОУВО РК КИПУ Республика Крым, г. Симферополь АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
Аннотация: В статье рассматривается проблема использования аудиовизуальной наглядности на уроках английского языка как иностранного в вузе. Описаны принципы подбора аудио / видео материалов, задачи и методы работы с ними в соответствии с коммуникативной и профессиональной компетенцией.
Ключевые слова: английский как иностранный язык, аудиовизуальный материал, видеоматериалы, аудиовизуальный метод.
Kaybullaeva Z.T., teacher English Philology Department State Educational Institution of Higher Education
of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical University "
Simferopol, Republic of Crimea AUDIO-VISUAL METHODS OF TEACHING FOREIGN
LANGUAGE
Abstract. The article discusses the problem of using audiovisual visibility in the lessons of English as a foreign language in university. The principles of selection of audio-/ video materials, tasks and methods of working with them are described, in accordance with communicative and professional competence.
Keywords: English as a foreign language, audiovisual material, video materials, audio-visual method.
С развитием новых технологий, изменяются и типы заданий, предлагаемых студентам на занятиях по английскому языку. При редком использовании аудиовизуальных средств, каждое их применение превращается в особое событие, которое приводит к повышенному эмоциональному возбуждению учащихся. А это, в свою очередь, мешает восприятию и усвоению учебного материала. Однако и частое использование аудиовизуальных средств приводит к потере учащимися интереса к ним. Таким образом, преподавателю необходимо определить частоту применения аудиовизуальных средств, чтобы добиться лучших результатов.
«Аудиовизуальный метод обучения до сих пор распространен во многих учебных заведениях. Его элементы находят применение при обучении языку с использованием видеоматериалов. Популярность этого метода объясняется тем, что аутентичные материалы имитируют условия реальной
языковой среды носителей языка, способствуют развитию мотивации и интереса учащихся» [1, с. 19].
Работа преподавателя должна иметь хорошо очерченный план. То есть, должна быть проведена подготовительная работа до просмотра фильма, определенные виды работ во время просмотра фильма, и работа после просмотра фильма. Для проведения занятия по английскому языку подбирается аудиовизуальный материал, соответствующий учебной программе по английскому языку и содержащий в себе необходимую лексику по изучаемой теме, а также учитывать уровень владения английским языком студентами. Материал должен соответствовать изучаемой теме, содержать знакомую лексику и иметь поучительный характер. Для проведения
занятия подбирается аудиовизуальный материал, соответствующий учебной программе по английскому языку и содержащий в себе необходимую лексику по изучаемой теме.
То есть, под аудиовизуальными технологиями обучения будем понимать образовательную деятельность, основанную на использовании аудиовизуальных средств обучения при работе с учебной информацией. Ю.И. Верисокин в своей книге «Видеофильмы как средство мотивации школьников при обучении иностранным языкам» высказывает такую мысль: «Аудиовизуальная форма - это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла» [2, с. 31].
Применение аудиовизуального метода на занятиях по английскому языку включает в себя три этапа: до просмотра аудиовизуального материала, во время просмотра аудиовизуального материала и после просмотра аудиовизуального материала.
Работа с учащимися до просмотра аудиовизуального материала (Pre-watching activity) включает в себя подготовительный этап, а также предварительное обсуждение темы фильма, во время которого учащиеся и педагог употребляют лексику, близкую к теме фильма. Преподаватель задает наводящие вопросы, касающиеся аудиовизуального материала, который планируется показать на занятии. Таким образом, педагог не только проводит лексическую подготовку учащихся к просмотру фильма, но и пробуждает в студентах интерес к теме. В целом на подготовительный этап следует выделять не более десяти минут.
Работа с учащимися во время просмотра аудиовизуального материала (While -watching activity) включает в себя работу во время просмотра аудиовизуального материала. В связи с тем, что долгое и однообразное занятие может наскучить учащимся и они потеряют интерес к просмотру, появляется необходимость в проведении определенных видов работ и во время просмотра фильма. Работа во время просмотра аудиовизуального материала может представлять собой рабочий лист для анализа фильма
(персонажи, характеры, язык героев). Студенты могут делать заметки, а не писать полные предложения. Также к видам работы во время просмотра можно отнести ответы на некоторые стандартные вопросы: Кто персонажи? Как они выглядят? Характеристики? Одежда? и т.п.
Также можно смотреть отрывки аудиовизуального материала без звука, задавая студентам вопросы типа: что здесь происходит? Что А говорит Б? Как вы думаете, почему он / она выглядел таким счастливым? Либо учащиеся рассказывают друг другу, что, по их мнению, происходит.
Работа с учащимися после просмотра аудиовизуального материала (Post -watching activity).
Заключительный этап - работа с учащимися после просмотра фильма. После просмотра фильма желательно повторить и закрепить лексику по теме занятия. Можно провести беседу, в ходе которой каждый учащийся выскажет свои впечатления после просмотра фильма, свое мнение. Для этого преподаватель задает наводящие вопросы, а студенты подводят итоги фильма, рассуждают об альтернативных вариантах развития сюжета.
Таким образом, можно включать в занятие по английскому языку задания, основанные на использовании аудиовизуальных средств. Применяя их, преподавателю необходимо помнить, что задания следует подбирать в соответствии с уровнем учеников, их лексической и грамматической подготовкой и интересами. Основной целью заданий считается выработка навыков чтения, аудирования и разработка диалогической речи, так как данный метод в наибольшей степени затрагивает именно эти аспекты.
Использованные источники:
1. Кашина, Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка : учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов / Е. Г. Кашина ; отв.ред. А. С. Гринштейн. -Самара : Изд-во «Универс групп», 2006. - 75 с.
2. Верисокин, Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку / Ю.И. Верисокин // Иностранные языки в школе. 2011. N 5.