Научная статья на тему 'Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями'

Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
словарь / младшие школьники / тяжелые и множественные нарушения развития / альтернативные средства коммуникации / vocabulary / primary school students / severe and multiple developmental disorders / alternative means of communication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Марина Николаевна, Хмелькова Елена Вячеславовна

У младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития отмечается ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов, а также большой разрыв между активным и пассивным словарем. Актуальность поднятой темы подчеркивается необходимостью разработки инновационных средств коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории. Цель статьи определение средств альтернативной коммуникации для развития словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Нами были рассмотрены и выделены более эффективные средства альтернативной коммуникации. Также мы проанализировали, как использовать карточки PECS и систему Макатон для развития словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Марина Николаевна, Хмелькова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of alternative means of communication in the development of the vocabulary of primary school children with severe and multiple disabilities

Primary school students with severe and multiple developmental disabilities have limited vocabulary, inaccuracy in the use of words, as well as a large gap between active and passive vocabulary. The relevance of the brought up subject emphasizes the need to develop innovative means of correctional and developmental work with children of this category. The purpose of the article is to determine the means of alternative communication for the development of the vocabulary of primary school students with severe and multiple developmental disorders. We discussed and identified more effective means of alternative communication. We also analyzed how to use PECS cards and the Makaton system for the development of the vocabulary of primary school children with severe and multiple developmental disabilities.

Текст научной работы на тему «Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями»

Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm.

ART 232017 DOI 10.24412/2304-120X-2023-12017 УДК 159.9.07

Кузнецова Марина Николаевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров

marina-kuzl [email protected]

Хмелькова Елена Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями

Аннотация. У младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития отмечается ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов, а также большой разрыв между активным и пассивным словарем. Актуальность поднятой темы подчеркивается необходимостью разработки инновационных средств коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории. Цель статьи - определение средств альтернативной коммуникации для развития словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Нами были рассмотрены и выделены более эффективные средства альтернативной коммуникации. Также мы проанализировали, как использовать карточки PECS и систему Макатон для развития словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: словарь, младшие школьники, тяжелые и множественные нарушения развития, альтернативные средства коммуникации. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Одним из основных психических процессов человека выступает речь. Она является средством коммуникации и взаимодействия людей друг с другом. Речь в качестве объекта изучения привлекает внимание многих научных отраслей. Основными языковыми компонентами речи являются звуковой состав, словарный состав и грамматический строй. Звуковой состав слова изучает фонетика, изучением словарного состава занимается лексика, а грамматического строя - грамматика. Все эти компоненты входят в единую систему языка. Также можно отметить, что лексика, грамматика и фонетика взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Методология и результаты исследования

Проблемой изучения лексики занимались А. Н. Богатырева, А. Н. Гвоздев, А В. Захарова, Ю. С. Ляховская и др. На современном этапе вопрос о лексической стороне речи становится одним из актуальных (О. Е. Громова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина).

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm.

В лингвистической литературе понятие «лексика» объясняется многими авторами по-разному (Н. С. Валгина, Т. И. Вендина, В. И. Селиверстов). Авторы определяют лексику как всю систему слов языка, его словарный состав [1-3]. Ученый В. И. Селиверстов определяет словарь как лексику, диалект и словарный запас определенной группы общества, отдельного человека. Таким образом, можно сделать вывод, что эти понятия являются синонимичными понятиями, поэтому существенных различий между ними нет.

Нарушения лексического строя речи наблюдаются у умственно отсталых детей. Существует большое количество определений умственной отсталости в практике специальной психологии. Одно из определений данного понятия представлено в трудах И. М. Бгаженковой. Автор акцентирует внимание на том, что умственная отсталость является стойким дефектом. Это значит, что при любой коррекционно-развивающей работе мы не сможем исправить данный дефект. При данном нарушении страдают все стороны психики, поэтому говорится о недоразвитии всей личности в целом, а не только познавательной деятельности. Диффузное поражение - разлитое поражение, которое затрагивает разные зоны коры головного мозга.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является главным документом, который регулирует отношения в сфере образования с данной категорией детей. Стандарт является системой необходимых требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Стандарт предполагает два варианта АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 предполагает обучение лиц с легкой умственной отсталостью. Вариант 2 предполагает обучение лиц с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития [4].

У всех детей с умственной отсталостью можно отметить позднее развитие речи, слабую мотивацию к речевой деятельности, снижение интереса в речевом общении, у них нарушено смысловое программирование речевой деятельности и не формируется создание внутренних программ речевых действий. У всех обучающихся данной категории отмечается системное недоразвитие речи разной степени тяжести. Нарушение формирования лексики у детей с умственной отсталостью обусловлено не-сформированностью интересов, ограниченностью представлений об окружающем мире, слабой вербальной памятью. При умственной отсталости происходит недоразвитие психики, что характеризуется прежде всего несформированностью навыков, определяющих общий уровень интеллекта.

Отметим, что в последнее время наблюдается рост количества детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР). По определению И. Ю. Левченко, «дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития - полиморфная группа по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям, психическое развитие которых проходит в особых условиях восприятия окружающей действительности».

К множественным нарушениям относятся недостатки, при которых у ребенка одновременно проявляется несколько первичных нарушений. Вместе с тем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии. Особенности детей с ТМНР охарактеризованы И. М. Бгажноковой [5], М. В. Жигоревой и И. Ю. Левченко [6]. По мнению данных ученых, уровень психофизического развития детей данной категории невозможно соотнести с какими-либо возрастными особенностями.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm.

Тяжелые и множественные нарушения развития возникают вследствие органических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушений обмена веществ, а также тяжелые нарушения развития могут быть следствием внутриутробных заболеваний, преждевременных родов. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного отставания в развитии, а также нарушения сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации.

В иностранных источниках для обозначения детей с ТМНР часто используется термин «глубокие интеллектуальные и множественные нарушения» (Profound Intellectual and Multiple Disabilities - PIMD) для описания сочетания глубокой психомоторной дисфункции и таких глубоких интеллектуальных нарушений. Можно отметить, что точный уровень развития интеллекта у данной категории детей трудно оценить с помощью стандартизированных тестов [7].

У детей с ТМНР отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У них значительно затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для большинства обучающихся требуется использование разнообразных средств альтернативной коммуникации и постоянной коррекционной работы.

Нарушения речи у детей с ТМНР носят стойкий характер и негативно влияют на все психофизиологическое развитие ребенка. У данной категории детей затруднено общение с окружающими, формирование познавательных процессов, обучение, воспитание и социальная адаптация. По уровню сформированности речи можно выделить детей с отсутствием речи, со звукокомплексами, с потоком бессмысленных штампованных фраз с сохранением ранее услышанной интонации, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, непонятная для большинства окружающих, а также с большим количеством аграмматизмов [8].

В зарубежной литературе отмечается, что дети с PIMD не приспособлены к социальному взаимодействию с другими людьми и участию в общественных мероприятиях. Именно поэтому дети данной категории зависят от помощи близких взрослых. Многие дети не способны использовать язык или символы в любой форме. Часто такие дети общаются очень специфическими способами, понятными только самым близким людям, и редко сами инициируют общение [9-11].

Отметим, что дети с ТМНР относятся к категории детей с интеллектуальными нарушениями. Особенности словарного запаса данной категории детей привлекали внимание многих авторов (Г. И. Данилкина, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, Н. В. Тара-сенко). Они отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

Особенностями лексики обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются бедность словарного запаса, ошибки в употреблении слов, пассивный словарь в значительной степени больше активного. Он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос. В активном словаре детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют многие глаголы. Активный словарь обучающихся с интеллектуальными нарушениями характеризуется следующими особенностями:

- бедность;

- применение слов, не имеющих никакого смысла;

- применение узкого круга хорошо знакомых слов, значение которых при этом неоправданно расширяется или сужается;

- недостаточность развития процессов обобщения;

- большое количество вербальных замен.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm.

У детей с ТМНР отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи. Нами были рассмотрены особенности развития лексической стороны речи детей с ТМНР. Главной особенностью лексики учащихся с ТМНР является бедность словарного запаса. Следовательно, нарушения лексической стороны речи у младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития требуют обязательной коррекционной работы.

Развитие словаря у младших школьников с ТМНР является одним из важнейших условий умственного развития. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться по следующим направлениям:

- подготовка базы для развития словаря;

- расширение объема словаря;

- уточнение значения слов и развитие понимания значения слова;

- развитие организации семантических полей, лексической системы;

- активизация словаря, развития умения подбирать слово [12].

Вся вышеописанная работа направлена на развитие словаря у младших школьников с ТМНР. Данная деятельность занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Наряду с этим она имеет большое значение для общего развития ребенка. В связи с ограниченностью словарного запаса, а также большим разрывом между активным и пассивным словарем у детей с ТМНР важно использовать альтернативные средства коммуникации в развитии словаря у данной категории детей.

Альтернативная коммуникация - это система общения, заменяющая речь людям, которые не могут вступать в контакт с собеседниками с помощью речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь. Отметим, что при этом происходит развитие речи, а также научение альтернативным средствам коммуникации в том случае, если человек не сможет общаться с помощью речи.

Альтернативная коммуникация предназначена для развития навыка самостоятельно вступать в коммуникацию с другими людьми, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов. Она используется в работе с лицами с нарушениями слуха, двигательными нарушениями, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, а также при прогрессирующих заболеваниях, травмах, при временных ограничениях речевых возможностей. Все эти нарушения уменьшают возможности человека использовать речи для общения.

Очень важно правильно подобрать средства альтернативной коммуникации для ребенка. Следует учитывать сильные стороны ребенка и особенности онтогенеза. Для этого оценивается уровень коммуникативного развития, коммуникативные возможности и способности ребенка. Среди средств альтернативной коммуникации выделяют:

- коммуникацию с помощью жестов;

- коммуникацию с помощью символов;

- глобальное чтение;

- метод обучения коммуникации Макатон;

- коммуникацию с помощью коммуникативных вспомогательных устройств.

Жесты являются одним из доступных средств выражения мыслей, если у человека отсутствует устная речь. В большинстве стран существует два типа жестов. Первый тип - это жестовые языки, которые используются глухими людьми. Жестовые языки первичны, то есть они не произведены от устного языка. Они имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов (синтаксис) отличаются от устного языка. Второй тип - это жестовые системы. Они основаны на том, чтобы передавать речь слово в слово, и правила склонения в них те же, что в национальном

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm.

устном языке. Таким образом, с помощью жестов дети начинают усваивать значение языка, что является важной предпосылкой для обучения устной речи.

Стивен фон Течнер в своей книге [13] классифицирует все символы:

- на графические (блисс-символы, пиктограммы, картиночные символы коммуникации, система символов Виджит, сигсимволы, картинки);

- орфографическое письмо;

- предметные символы (словесные кубики Примака).

Рассмотрим более подробнее систему графических символов. Общение с помощью символов может происходить через передачу картинки с изображением, через указание на нее рукой или пальцем, нажатие на соответствующую кнопку, указание с помощью направления взгляда. Для развития словаря у младших школьников с ТМНР в нашей работе мы будем использовать пиктограммы, картиночные символы, сигсимволы. Особенностью работы является распределение речевого материала не по годам, а по этапам обучения, соответствующим основным периодам формирования речи. Основная форма занятий индивидуальная. При подготовке занятий для обогащения пассивного словаря используется лексический материал по обобщающим темам.

Также в данную классификацию входит альтернативная система обучения коммуникации PECS. Применение системы PECS распространилось на лиц с различными расстройствами. Сюда входят в том числе люди:

- с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

- церебральным параличом;

- слепотой;

- глухотой.

Главная идея системы PECS заключается в том, чтобы научить ребенка или взрослого самостоятельно коммуницировать с другим людьми. Перед началом обучения системе PECS человек должен осознавать потребность в коммуникации, то есть у него должно появиться желание объяснить свои потребности.

Для развития словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития на каждом занятии будут использоваться карточки определенной лексической темы. С помощью альтернативной системы коммуникации PECS мы планируем расширить словарь существительных и глаголов, научить детей распределять картинки по лексическим группам, а также расширить представления детей о цветах и оттенках.

Макатон - это языковая система, в которой сочетается звучащая речь, жесты и символы [14]. Это уникальная структура, которая может применяться как системный подход к обучению коммуникации и речи и источник высокофункционального словаря для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует.

Цель этой структуры - дать возможность людям с физическими и интеллектуальными нарушениями общаться. Макатон отличается от других средств альтернативной коммуникации тем, что одному понятию соответствуют одновременно жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь.

С помощью системы Макатон мы планируем стимулировать ученика к эмоциональным восклицаниям, активизировать потребность в речевых высказываниях, развивать речевые подражания. Не менее важно ввести в речь ребенка коммуникативно-значимые слова, например да, нет, хочу, могу и другие.

Заключение

Таким образом, лексика - это весь словарный состав языка, совокупность слов. Нарушение лексической стороны речи входит в структуру речевого дефекта младших

Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm.

школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Особенности проявления нарушения лексики у данной категории детей требуют обязательной кор-рекционной работы. Одним из средств, повышающих результативность коррекцион-ной работы, является альтернативная коммуникация. Особенность альтернативной коммуникации в том, что человек общается с другими без помощи речи. В логопедической работе мы будем использовать систему графических символов, PECS и Мака-тон. Общение взрослого с ребенком, а также развитие и обогащение словарного состава младших школьников с ТМНР происходит через систему обмена карточек либо одновременно через жест и символ.

Ссылки на источники

1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: учеб. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

2. Вендина Т. И. Введение в языкознание: учеб. пособие для педагогических вузов. - М.: Высш. шк., 2001. - 288 с.

3. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).

5. Бгажнокова И. М. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 239 с.

6. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 208 с.

7. Tassé M. J. et al. Identifying behavioral indicators for intellectual functioning and adaptive behavior for ICD-11 disorders of intellectual development // Journal of Intellectual Disability Research. - 2019. -Vol. 63. - № 5. - P. 386-407. - URL: https://www.researchgate.net/publication/330280182_Develop-ing_behavioural_indicators_for_intellectual_functioning_and_adaptive_behaviour_for_ICD-11_disor-ders_of_intellectual_development

8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 268 с.

9. Clark L. A. et al. Three Approaches to Understanding and Classifying Mental Disorder: ICD-11, DSM-5, and the National Institute of Mental Health's Research Domain Criteria (RDoC) // Psychological Science in the Public Interest. - 2017. - Vol. 18. - № 2. - P. 72-145. - URL: https://campp.nd.edu/as-sets/266624/clark_17_3approachesmntldsrd_cmntry_pspi.pdf

10. Kruithof K. et al. Parents' knowledge of their child with profound intellectual and multiple disabilities: An interpretative synthesis // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. - 2020. - Vol. 33. -№ 6. - P. 1141-1150. - URL: https://www.researchgate.net/publication/341909288_Par-ents'_knowledge_of_their_child_with_profound_intellectual_and_multiple_disabilities_An_interpreta-tive_synthesis

11. Toret G. Imitation Recognition by Minimally Verbal Young Children: A Comparison Between Down Syndrome and Autism Spectrum Disorder // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. - 2022. -Vol. 37. - № 1. - P. 34-45. - URL: https://www.researchgate.net/publication/353494025_Imita-tion_Recognition_by_Minimally_Verbal_Young_Children_A_Comparison_Between_Down_Syn-drome_and_Autism_Spectrum_Disorder

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Зикеев А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи: учеб. пособие. -М.: Владос, 2014. - 432 с.

13. Штягинова Е. А. Альтернативная коммуникация: метод. сб. - Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012. - 31 с.

14. Гилева А. Г., Тверская О. Н., Щепелина М. А. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2018. - 160 с.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm.

Marina N. Kuznetsova,

2nd year Master's Program Student, Vyatka State University, Kirov

[email protected]

Elena V. Khmelkova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov [email protected]

The use of alternative means of communication in the development of the vocabulary of primary school children with severe and multiple disabilities

Abstract. Primary school students with severe and multiple developmental disabilities have limited vocabulary, inaccuracy in the use of words, as well as a large gap between active and passive vocabulary. The relevance of the brought up subject emphasizes the need to develop innovative means of correctional and developmental work with children of this category. The purpose of the article is to determine the means of alternative communication for the development of the vocabulary of primary school students with severe and multiple developmental disorders. We discussed and identified more effective means of alternative communication. We also analyzed how to use PECS cards and the Makaton system for the development of the vocabulary of primary school children with severe and multiple developmental disabilities.

Key words: vocabulary, primary school students, severe and multiple developmental disorders, alternative

means of communication.

References

1. Valgina, N. S., Rozental', D. E., & Fomina, M. I. (2002). Sovremennyjrusskijyazyk: ucheb, 6-e izd., pere-rab. i dop, Logos, Moscow, 528 p. (in Russian)

2. Vendina, T. I. (2001). Vvedenie v yazykoznanie: ucheb. posobie dlya pedagogicheskih vuzov, Vyssh. shk., Moscow, 288 p. (in Russian).

3. Seliverstov, V. I. (1997). Ponyatijno-terminologicheskij slovar' logopeda, Gumanit. izd. centr VLADOS, Moscow, 400 p. (in Russian).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart obrazovaniya obuchayushchihsya s umstvennoj ot-stalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami): utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. № 1599) (in Russian).

5. Bgazhnokova, I. M. et al. (2012). Vospitanie i obuchenie detej i podrostkov s tyazhelymi i mnozhestven-nymi narusheniyamirazvitiya: programmno-metodicheskie materialy, Gumanit. izd. centr VLADOS, Moscow, 239 p. (in Russian).

6. Zhigoreva, M. V., & Levchenko, I. Yu. (2016). Deti s kompleksnymi narusheniyami razvitiya: Diagnostika i soprovozhdenie, Nacional'nyj knizhnyj centr, Moscow, 208 p. (in Russian).

7. Tassé, M. J. et al. (2019). "Identifying behavioral indicators for intellectual functioning and adaptive behavior for ICD-11 disorders of intellectual development", Journal of Intellectual Disability Research, vol. 63, № 5, pp. 386-407. Available at: https://www.researchgate.net/publication/330280182_Develop-ing_behaviouralJndicators_forJntellectual_functioning_and_adaptive_behaviour_forJCD-11_disor-ders_of_intellectual_development (in Russian).

8. Ekzhanova, E. A., & Strebeleva, E. A. (2011). Korrekcionno-razvivayushchee obuchenie i vospitanie: programma doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij kompensiruyushchego vida dlya detej s narusheniem intellekta, 4-e izd, Prosveshchenie, Moscow, 268 p. (in Russian).

9. Clark, L. A. et al. (2017). "Three Approaches to Understanding and Classifying Mental Disorder: ICD-11, DSM-5, and the National Institute of Mental Health's Research Domain Criteria (RDoC)", Psychological Science in the Public Interest, vol. 18, № 2, pp. 72-145. Available at: https://campp.nd.edu/as-sets/266624/clark_17_3approachesmntldsrd_cmntry_pspi.pdf (in English).

10. Kruithof, K. et al. (2020). "Parents' knowledge of their child with profound intellectual and multiple disabilities: An interpretative synthesis", Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, vol. 33, № 6, pp. 1141-1150. Available at: https://www.researchgate.net/publication/341909288_Par-ents'_knowledge_of_their_child_with_profound_intellectual_and_multiple_disabilities_An_interpreta-tive_synthesis (in English).

11. Toret, G. (2022). "Imitation Recognition by Minimally Verbal Young Children: A Comparison Between Down Syndrome and Autism Spectrum Disorder", Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, vol. 37, № 1, pp. 34-45. Available at: https://www.researchgate.net/publication/353494025_Imita-tion_Recognition_by_Minimally_Verbal_Young_Children_A_Comparison_Between_Down_Syn-drome_and_Autism_Spectrum_Disorder (in English).

12. Zikeev, A. G. (2014). Formirovanie i korrekciya rechevogo razvitiya uchashchihsya nachal'nyh klassov special'nyh (korrekcionnyh) obrazovatel'nyh uchrezhdenij na urokah razvitiya rechi: ucheb. posobie, Vla-dos, Moscow, 432 p. (in Russian).

ISSN 2304-120X

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm.

13. Shtyaginova, E. A. (2012). Al'ternativnaya kommunikaciya: metod. sb, Gorodskaya obshchestvennaya organizaciya invalidov "Obshchestvo DAUN SINDROM", Novosibirsk, 31 p. (in Russian).

14. Gileva, A. G., Tverskaya, O. N., & Shchepelina, M. A. (2018). Al'ternativnaya i dopolnitel'naya kommunikaciya: sbornik metodicheskih materialov seminara v ramkah obrazovatel'nogo foruma "Sovremennye podhody i tekhnologii soprovozhdeniya detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami", Perm. gos. gumanit.-ped. un-t, Perm', 160 p. (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

KG HLierrr

научно-методический электронный журнал

Рекомендовано к публикации: 12

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

9 772304 120234

www.e-koncept.ru

Поступила в редакцию Received 20.10.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.11.23

Принята к публикации Accepted for publication 20.11.23 Опубликована Published 30.12.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.