Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 2 Comprehensive Child Studies, 2021, vol. 3, no. 2 _www.kid-journal.ru
'Щ) Check for updates Статьи
УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-132-137
Особенности проявления инициативы в общении детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
В. В. Канюкова1, 2, М. В. Кузнецова1, Э. Б. Дунаевская02
1 ГБОУ «Школа № 25», 197110, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 30, литера А 2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Сведения об авторах
Варвара Владимировна Канюкова, SPIN-код: 6762-0613, ORCID: 0000-0003-3808-5612, e-mail: [email protected]
Марина Валерьевна Кузнецова, SPIN-код: 8194-8429, ORCID: 0000-0002-3032-2508, e-mail: [email protected]
Эльвира Брониславовна Дунаевская, SPIN-код: 8760-5331, ORCID: 0000-0001-9794-8284, e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Канюкова, В. В., Кузнецова, М. В., Дунаевская, Э. Б. (2021) Особенности проявления инициативы в общении детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Комплексные исследования детства, т. 3, № 2, с. 132-137. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-132-137 Получена 8 апреля 2021; прошла рецензирование 20 апреля 2021; принята 20 апреля 2021.
Права: © Авторы (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей проявления коммуникативной инициативы обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, использующими альтернативную дополнительную коммуникацию. Респондентами стали 11 обучающихся, осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 20), средний возраст детей 8,9 ± 1,2 лет. Основным методом исследования было наблюдение. Для дополнения и валидизации наблюдения использовалась видеозапись с последующим покадровым анализом. В процессе наблюдения за поведением и коммуникативной активностью все обучающиеся были распределены на три функциональные группы. Первая группа детей была соотнесена с группой вспомогательного языка; в нее вошли дети, которые находятся на ступени овладения речью или уже овладели ею, но их речь малопонятна для окружающих. Вторая группа — группа экспрессивного языка, дети, у которых присутствует большой разрыв в понимании речи и способности самостоятельно воспроизводить речевое высказывание. Третья группа включает детей, которые в силу своих психофизиологических особенностей не понимают обращенную речь и, соответственно, не могут ее воспроизводить, — это группа альтернативного языка. Было выявлено, что в группах альтернативного языка и экспрессивного языка коммуникативная инициатива как привлечение внимания находится на уровне абстрактных символов и характеризуется как «на стадии формирования», у детей сохраняются проявления коммуникативной инициативы на уровне нестандартного досимвольного общения. В группе вспомогательного языка коммуникативная инициатива, привлечение внимания, на уровне абстрактных символов характеризуется как «на стадии формирования» — «сформировано». В группе вспомогательного языка в дополнение к уровню абстрактных символов сохраняются проявления на уровне стандартного досимвольного общения, что соответствует развитию коммуникации в норме, так как такие проявления являются социально приемлемыми и используются для общения в дальнейшем.
Ключевые слова: дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, общение, проявление инициативы, альтернативная дополнительная коммуникация, досимволическое общение, экспрессивно-мимические проявления.
Initiative in communication of children with multiple severe developmental disorders
V. V. Kanyukova1, 2, M. V. Kuznetsova1, E. B. Dunaevskaya02
1 State Budgetary Educational Institution School No. 25, 30 Bolshaya Zelenina Str., Bldg A, Saint Petersburg 197110, Russia 2 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The article presents the results of a study that explored communicative initiative in students with multiple severe developmental disorders using augmentative and alternative communication. The respondents were 11 students on adapted basic general education program for students with moderate, severe, and profound mental retardation as well as multiple severe developmental disorders aged 8.9 ± 1.2. The research was mainly done by observation. The first group of children is the auxiliary language group. It includes children who are still mastering or have already mastered speech; however, their speech is difficult to understand. The second group are the children with expressive language who have a big gap in understanding speech and the ability to independently produce speech. The third group of children includes those who, due to their psychophysiological characteristics, do not understand speech, and, accordingly, cannot speak. The third group is the alternative language group. It was found that in the groups that use alternative and expressive language, the communicative initiative, as a way to attract attention, manifests itself though abstract symbols and is at the stage of formation. To show communicative initiative, children use nonstandard pre-symbolic communication. In the auxiliary language group, communicative initiative and attracting attention is also done at the level of abstract symbols and can be either in the process of formation or formed. Besides, in the auxiliary language group, standard pre-symbolic communication is also used. It corresponds to the regular development of communication since such manifestations are socially acceptable and will be used in future communication.
Keywords: children with multiple severe developmental disorders, communication, display of initiative, alternative additional communication, pre-symbolic communication, expressive/mimic manifestations.
Authors
Varvara V. Kanyukova, SPIN: 6762-0613, ORCID: 0000-0003-3808-5612, e-mail: [email protected]
Marina V. Kuznetsova, SPIN: 8194-8429, ORCID: 0000-0002-3032-2508, e-mail: [email protected]
Elvira B. Dunaevskaya, SPIN: 8760-5331, ORCID: 0000-0001-9794-8284, e-mail: [email protected] For citation:
Kanyukova, V. V., Kuznetsova, M. V., Dunaevskaya, E. B. (2021) Initiative in communication of children with multiple severe developmental disorders. Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 2, pp. 132-137. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-132-137 Received 8 April 2021; reviewed 20 April 2021; accepted 20 April 2021.
Copyright: © The Authors (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
В отечественных и зарубежных исследованиях общение рассматривается в качестве одной из необходимых предпосылок формирования личности ребенка. М. И. Лисина, опираясь на труды Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Б. Г. Ананьева, делает вывод о решающей роли общения в психическом развитии ребенка (Лисина 2009). В качестве доказательства автор говорит о тотальном недоразвитии тех детей, которые выросли в условиях изоляции от общества (феномен «детей-маугли»), а также о госпитализме — совокупности нарушений, возникающих у человека, долгое время пребывающего в отрыве от близких людей (Творогова 2007).
Несмотря на обилие работ, посвященных общению, его генезису, структурным компонен-
там, роли в психическом развитии ребенка, ряд вопросов все еще остается актуальным в современной науке. Вопрос проявления инициативы в общении как стремления так или иначе привлечь к себе внимание партнера по общению, критериев ее сформированности, происхождения потребности в общении детей нормативного развития разработан достаточно широко (Смирнова, Галигузова, Ермолова, Мещерякова 2002). Согласно исследованиям (Лебединский, Бардышевская 2006; Лисина 2009), ребенок проявляет инициативу в общении уже в младенческом возрасте, о чем свидетельствует появление комплекса оживления, который показывает, что ребенок способен выделять конкретного взрослого в собственном окружении, а также делает попытки вовлечь взрослого в процесс комму-
никации. Для данного этапа становления коммуникации характерно непосредственное эмоциональное общение ребенка с ухаживающим взрослым (Лисина 2009). Значение этого вида общения состоит в первую очередь в обмене положительными эмоциями, которые выражают привязанность взрослого и младенца. Для поддержания эмоционального общения ребенок использует различные экспрессивно-мимические проявления. На более поздних этапах развития ребенка инициатива в коммуникации проявляется в стремлении привлечь внимание коммуникативного партнера к своим действиям, вовлечь взрослого в совместную деятельность. Обращения к взрослому по мере развития общения становятся все более разнообразными: ребенок стремится продемонстрировать собственные умения, попросить о помощи, привлечь взрослого к совместным действиям, продемонстрировать потребность в оценке собственных действий, эмоциональном отклике на собственные переживания (Смирнова, Солдатова 2019).
Таким образом, навыки проявления коммуникативной инициативы можно рассматривать как одни из ключевых навыков в рамках формирования общения. Иными словами, способность ребенка проявлять коммуникативную инициативу означает его способность выступать субъектом общения.
На данный момент выделяется категория детей, вопрос включенности в коммуникацию которых можно считать дискуссионным. К данной категории относятся дети с умеренными, тяжелыми, глубокими нарушениями интеллекта, тяжелыми множественными нарушениями развития и получающие образование согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3).
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами нормо-типичных сверстников. Тем не менее уровень коммуникации детей с ТМНР сопоставим с уровнем коммуникации детей раннего возраста (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 2014).
Л. М. Шипицына описывает следующие особенности коммуникации детей с ТМНР: низкая активность; несформированность мотивов и форм общения; недостаточность вербальных и невербальных средств коммуникации; недо-
статочность навыков межличностного общения (Шипицына 2005). Данные характеристики связаны с тенденцией не рассматривать коммуникативное развитие в отрыве от речевого.
В то же время современные исследования указывают на наличие у детей с ТМНР коммуникативной инициативы, которая выражается при помощи нескольких средств коммуникации, условием актуализации которой является коммуникативное поведение взрослого: поддержание зрительного контакта, достаточное время ожидания ответа ребенка, грамотная организация среды (Одинокова 2020).
Таким образом, предполагая наличие коммуникативной инициативы у детей с ТМНР, мы должны рассмотреть особенности организации среды, которая сделает возможной проявления коммуникативной инициативы для данной категории детей.
К таким способам относится, в частности, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), включающих все неголосовые средства, общение при помощи которых осуществляется лицом к лицу с собеседником. Инструментарий АДК очень разнообразен: от, например, пиктографических изображений до систем тотальной коммуникации (например, Макатон), которые включают в себя жесты, пиктографические изображения и звучащую речь.
На базе ГБОУ «Школа 25» Петроградского района города Санкт-Петербурга было проведено исследование особенностей проявления коммуникативной инициативы обучающимися с ТМНР, использующими альтернативную дополнительную коммуникацию.
В исследовании приняли участие 11 младших школьников (первый, второй, третий годы обучения), средний возраст детей 8,9 ± 1,2 лет. Дети обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Пять детей имеют выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Один ребенок имеет выраженные нарушения зрения (остаточное зрение, светоощущение), один ребенок имеет расстройство аутистического спектра.
В процессе наблюдения за поведением и коммуникативной активностью обучающихся как в специально созданной деятельности, так и во время свободной деятельности и режимных моментов обучающиеся были распределены на функциональные группы пользователей альтер-
нативной и дополнительной коммуникации (Течнер, Мартинсен 2014):
• Группа вспомогательного языка
К данной группе относятся дети, владеющие вербальной речью, которая может быть понятна ограниченному кругу лиц (ближайшему окружению ребенка), или имеющие высокий шанс заговорить в будущем. Объем понимания обращенной речи также можно охарактеризовать как высокий.
• Группа экспрессивного языка
К данной группе относятся дети, имеющие значительный разрыв между достаточно высоким объемом понимания обращенной речи и ограниченной возможностью выражать собственные мысли с ее помощью.
• Группа альтернативного языка
К данной группе относятся дети, преимущественно не использующие речь в качестве средства коммуникации. Их характеризует также низкий уровень понимания обращенной речи или его отсутствие.
Для анализа особенностей проявления коммуникативной инициативы была использована матрица коммуникации (Рязанова 2019). Данная матрица оценивает навыки общения людей, чей уровень общения сопоставим с уровнем общения ребенка в период до двух лет. Структура матрицы включает в себя три основных аспекта:
• виды коммуникативного поведения;
• сообщения, выражаемые человеком;
• уровень общения.
В результате обработки полученных данных были получены следующие результаты.
В группах альтернативного языка и экспрессивного языка коммуникативная инициатива (привлечение внимания) на уровне абстрактных
символов характеризуется как «на стадии формирования». Тем не менее в данных группах сохраняются проявления коммуникативной инициативы на уровне нестандартного досим-вольного общения (вокализации, плач, генерализованное напряжение всего тела и т. п.) и стандартного досимвольного общения (указание пальцем/рукой, стремление к поддержанию зрительного контакта).
В группе вспомогательного языка коммуникативная инициатива (привлечение внимания) на уровне абстрактных символов характеризуется как «на стадии формирования» — «сформировано».
В группе вспомогательного языка, в дополнение к уровню абстрактных символов, сохраняются проявления на уровне стандартного досимвольного общения, что соответствует развитию коммуникации в норме, так как такие проявления являются социально приемлемыми и используются для общения в дальнейшем (Интерактивная матрица общения 2011).
Таким образом, в процессе обучения альтернативной коммуникации ребенок получает возможность использовать для проявления коммуникативной инициативы социально приемлемые средства (средства АДК); в то же время у некоторых детей сохраняются проявления на уровне нестандартного досимвольного общения, являющиеся социально неприемлемыми (вокализации, плач, генерализованное напряжение всего тела), что, на наш взгляд, связано как с психофизическими особенностями обучающихся, так и с тем, что работа по формированию навыка проявления коммуникативной инициативы средствами АДК еще не завершена и требует дальнейшего изучения.
Литература
Интерактивная матрица общения. (2011) Rowland Charity, Oregon Health & Science University. [Электронный ресурс]. URL: https://www.communicationmatrix.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf (дата обращения 06.07.2021).
Лисина, М. И. (2009) Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 318 с.
Лебединский, В. В., Бардышевская, М. К. (ред.). (2006) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия: в 2 т. Т. 1. 2-е изд., стер. М.: ЧеРо, с.182-191.
Одинокова, Г. Ю. (2020) О возможности общения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития с ухаживающим взрослым. В кн.: И. А. Фурманов (ред.). Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида: материалы VМеждународной научной конференции, Минск, 23-24 октября 2020 г. Минск: БГУ, с. 171-175.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями». [Электронный ресурс].
URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/174333220/ (дата обращения 02.04.2021). Рязанова, И. Л. (2019) Низкотехнологичные средства АДК: начинаем использовать. Практика социальной работы. Открытый методический ресурс, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.центрсемья. рф/system/files/tmp/Рязанова И Низкотехнологичное%20АДК^1 (дата обращения 02.04.2020). Смирнова, Е. О., Галигузова, Л. Н., Ермолова, Т. В., Мещерякова, С. Ю. (2002) Диагностика психического
развития детей от рождения до 3 лет. М.: МГППУ, 128 с. Смирнова, Е. О., Солдатова, Ю. С. (2019) Особенности проявления инициативы современных дошкольников.
Психолого-педагогические исследования, т. 11, № 1, с. 12-26. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2019110102 Творогова, Н. Д. (ред.). (2007) Клиническая психология: словарь. М.: PerSe, 414, [1] с. (Психологический
лексикон: энциклопедический словарь в шести томах). Течнер, С. фон, Мартинсен, Х. (2014) Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М.: Теревинф, 428 с. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения 01.04.2021). Шипицына, Л. М. (2005) «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. СПб.: Речь, 477 с.
References
Federal'nyjzakon ot 29.12.2012No. 273-FZ "Ob obrazovanii vRossijskojFederatsii (red. ot 25.11.2013;s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2014) [Federal Law No. 273-FZ from 29 December 2012 "On education in the Russian Federation" (as amended on 11.25.2013; with amendments and additions, entered into force on 01.01.2014)]. [Online]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed 01.04.2021). (In Russian) Interaktivnaya matritsa obshcheniya [Interactive communication matrix]. (2011) Rowland Charity, Oregon Health & Science University. [Online]. Available at: https://www.communicationmatrix.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf (accessed 06.07.2021). (In Russian) Lebedinskiy, V. V., Bardyshevskaya, M. K. (eds.). (2006) Psikhologiya anomal'nogo razvitiya rebenka. Khrestomatiya [Psychology of abnormal child development. Chrestomathy]: In 2 vols. Vol. 1. 2nd ed., stereotype. Moscow: CHeRo Publ., pp. 182-191. (In Russian) Lisina, M. I. (2009) Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of the child's personality in communication].
Saint Petersburg: Piter Publ., 318 p. (In Russian) Odinokova, G. Yu. (2020) O vozmozhnosti obshcheniya rebenka s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya s ukhazhivayushchim vzroslym [On the possibility of communication between a child with severe multiple developmental disabilities with a caring adult]. In: I. A. Furmanov (ed.). Psikhosotsial'naya adaptatsiya v transformiruyushchemsya obshchestve: sub'ekt-sub'ektnaya kommunikatsiya kakfaktor sotsializatsii individa: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, Minsk, 23-24 oktyabrya 2020g. [Psychosocialadaptation in a transforming society: Subject-subject communication as a factor in the socialization of an individual: Proceedings of the V International Scientific Conference, Minsk, 23-24 October, 2020]. Minsk: Belarusian State University Publ., pp. 171-175. (In Russian) Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. No. 1599 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoj otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami)" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 19 December 2014 No. 1599 "On the approval of the federal state educational standard for students with mental retardation (intellectual disabilities)"]. [Online]. Available at: https://www.mos.ru/donm/documents/ normativnye-pravovye-akty/view/174333220/ (accessed 02.04.2021). (In Russian) Ryazanova, I. L. (2017) Nizkotekhnologichnye sredstva ADK: nachinaem ispol'zovat' [Low tech symbol of AAC: Starting to use]. Praktika social'noj raboty, no. 1. [Online]. Available at: http://www.центрсемья.рф/system/ files/tmp/Рязанова И Низкотехнологичное%20АДК.pdf (accessed 02.04.2021). (In Russian) Shipitsyna, L. M. (2005) "Neobuchaemyj" rebenok v sem'e i obshchestve: sotsializatsiya detej s narusheniem intellekta ["Uneducated" child in the family and society: Socialization of children with intellectual disabilities]. Saint Peterburg: Rech' Publ., 477 p. (In Russian) Smirnova, E. O., Galigusova, L. N., Ermolova, T. V., Meshcheryakova, S. Yu. (2002) Diagnostika psikhicheskogo razvitiya detej ot rozhdeniya do 3 let [Diagnostics of the mental development of children from birth to 3 years old]. Moscow: Moscow State Psychological and Pedagogical University Publ., 128 p. (In Russian) Smirnova, E. O., Soldatova, Yu. S. (2019) Osobennosti proyavleniya initsiativy sovremennykh doshkol'nikov [Features of the manifestation of the initiative of modern preschoolers]. Psichologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological-Educational Studies, vol. 11, no. 1, pp. 12-26. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2019110102 (In Russian)
Tetzchner, S. von, Martinsen, H. (2014) Vvedenie v al'ternativnuyu i dopolnitel'nuyu kommunikatsiyu: zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudej s dvigatel'nymi i intellektual'nymi narusheniyami, a takzhe s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [An introduction to alternative and complementary communication: Gestures and graphics for people with motor, intellectual and autism spectrum disorders]. Moscow: Terevinf Publ., 428 p. (In Russian)
Tvorogova, N. D. (ed.). (2007) Klinicheskaya psikhologiya: slovar'[Clinical psychology: Dictionary]. Moscow: PerSe, 414, [1] p. (Psikhologicheskij leksikon: entsiklopedicheskij slovar' v shesti tomakh [Psychological lexicon: An encyclopedic dictionary in 6 vols]).