Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения для развития профессиональной компетенции студентов'

Использование активных методов обучения для развития профессиональной компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ACTIVE METHODS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПЕДАГОГ / TEACHER / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ИННОВАЦИЯЛАР / БЕЛСЕНДі әДіСТЕР / ОқЫТУ / МУГАЛіМ / құЗіРЕТТіЛіК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаркенова К.Ж.

Статья включает в себя обобщение опыта преподавателя специальных дисциплин по использованию активных методов обучения. Так как колледж работает в режиме эксперимента, использование данных методов обучения является актуальным для педагогов специальных дисциплин. В статье продемонстрированы методы и формы обучения, используемые преподавателем в своей деятельности, сделан их анализ. Показана эффективность использования активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active methods of learning for development of.students’,.professional. competence

This paper is an example of generalization of the experience of the teacher of special disciplines. Since the college is working in the experimental mode, using of active teaching methods is relevant for the teachers. The article shows the methods used by the teacher in her practice, thes methods analysis is done. The effectiveness of using active teaching methods is shown.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения для развития профессиональной компетенции студентов»

313131

К.Ж. Назаркенова,

преподавателъ специалъиых дисциплин,

КГКП «Костанайский строительный колледж»

He?i)?i свздер: инноваци-ялар, белсендi ddicmep, оцы-ту, мугалт, цузгретттк

Ключевые слова: инновации, активные методы, обучение, педагог, компетенции

Keywords: innovations, active methods, training, teacher, competences

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ

ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Ацдатпа

Бул макала арнайы пэндер мугал1мшщ тэжрибесш корыту-дьщ улгш болып табылады. Колледж экспериментпк режим-де жумыс ¡стегевдктен, окытудын белсенд1 эдютерш колдану мугал1 мдер уипн манызды. Макал ада мугал1мнщ ез жумысында пайдаланатын окыту эдютер1 мен формалары керсетшген жэне оларды талдау журпзшген. Белсещц окыту эдютерш колдану тшмдшт керсетшген.

Аннотация

Статья включает в себя обобщение опыта преподавателя специальных дисциплин по использованию активных методов обучения. Так как колледж работает в режиме эксперимента, использование данных методов обучения является актуальным для педагогов специальных дисциплин. В статье продемонстрированы методы и формы обучения, используемые преподавателем в своей деятельности, сделан их анализ. Показана эффективность использования активных методов обучения.

Annotation

This paper is an example of generalization of the experience of the teacher of special disciplines. Since the college is working in the experimental mode, using of active teaching methods is relevant for the teachers. The article shows the methods used by the teacher in her practice, thes methods analysis is done. The effectiveness of using active teaching methods is shown.

На данном этапе развития образования основной задачей t^

учебных заведений технического и профессионального образо- §

вания является подготовка компетентных, квалифицированных щ

специалистов, отвечающих требованиям работодателей. Я

Компетентностный подход предполагает создание условий ^

студентам для самостоятельного овладения знаниями, а не толь- 2

ко передачу готовых знаний. Компетенция - с латинского языка о

- обозначает круг вопросов, в которых человек хорошо осведом- м

лен, обладает познанием и опытом деятельности. Компетентность о

в определенной области - это обладание соответствующими зна- С

ниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об Н

этой области и эффективно действовать в ней. ^

Методическая тема Костанайского строительного колледжа: g

«Повышение качества подготовки специалистов и формирование Я"

профессиональной компетентности в условиях инновационной g

деятельности учебного заведения». Д

Инновационные методы обучения позволяют формировать S опыт творческой и инновационной деятельности студентов, ко-

1(19)/2018

ж

в; К х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш л

X X

о к

т

о х

х

торый, в конечном счете, влияет на компетентность будущего специалиста [1,с.7].

Инновационное обучение включает активные методы и формы обучения, поскольку они на современном этапе характеризуются динамичностью и привлечением к активной деятельности самих обучаемых [1,с.81].

Так как строительный колледж работает в режиме эксперимента, использование активных методов обучения является условием для решения новых задач, возникающих перед педагогами. Задача преподавателя состоит в том, чтобы студенты самостоятельно овладевали знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы обучения формируют и развивают способности, умения и навыки самостоятельного умственного труда, повышают мотивацию студентов, интерес к изучаемым предметам.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и сами обучающиеся, причём предполагается использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем «готовых» знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями обучающимися в процессе активной познавательной деятельности [2,с. 15].

Использование в учебном процессе активных методов обучения заключается в создании системы воспитания активно-творческой личности.

Методами обучения называют упорядоченную деятельность преподавателя и обучаемых, направленную на достижение заданных целей и задач [1,с.47]. Активный метод - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при котором они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты являются здесь активными участниками.

Активные методы обучения повышают эффективность учебного процесса, усиливают самостоятельность и активность студентов.

Среди активных методов обучения, используемых мною, наиболее часто приметаемыми являются:

- анализ конкретных ситуаций;

- деловая игра;

- проектная технология;

- личностно-ориентированная технология;

- интерактивное обучение;

- использование информационно-коммуникационных технологий.

Анализ конкретных ситуаций является одним из наиболее распространенных и эффективных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ студентами предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического решения. Конкретная ситуация (кейс) - это описание реальных фактов и событий, описание, не несущее в себе оценочных моментов, отражающих позицию или взгляд на описываемые события, присущие автору кейса [1, с.193].

По дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга» после изучения темы «Управление конфликтной ситуацией, стрессами» на практическом занятии я предлагаю студентам проанализировать конфликтные ситуации на производстве, выработать свои решения. Целью занятия ставлю научиться быстро и правильно решать конфликты на производстве путем выбора оптимального плана ликвидации конфликта.

В процессе занятия делю группу на три подгруппы. Каждая подгруппа представляет одну организацию, в которой развивается своя конфликтная ситуация. Затем каждому члену группы присваивается определенная роль - он становится реальным героем сложившейся ситуации.

Проводится беседа, в ходе которой руководители выясняют некоторые подробности конфликта, разговаривают с виновниками и остальными членами организации, выслушивают их мнение. После этого начинается совместное (внутри группы-организации) обсуждение проблемы.

После обсуждения объявляются решения по каждой организации. Руководитель сначала кратко излагает суть конфликта, чтобы остальные участники знали, о чем идет речь, а затем оглашает решение группы.

В конце урока подвожу итоги - даю оценку выбранным решениям проблем по каждой ситуации. Побеждает та группа, которая представила наиболее аргументированное и пра-

вильное решение, при этом также учитывается число найденных альтернативных вариантов.

Применение деловых игр в процессе обучения имеет множество преимуществ. Деловая игра имитирует конкретные условия производства, отношения и деятельность работающих (специалистов). Ее участники должны ставить на первый план не игровую цель, а познавательную. Выполнение участниками игровых правил и следование профессиональным нормам необходимо для принятия совместных решений в рамках отведенной каждому роли. Основной целью проведения деловых игр является практика принятия решений в условиях, приближенных к реальным.

При изучении темы «Учет денежных средств в кассе» по дисциплине «Финансовый учет» урок провожу в виде урока - соревнования с элементами деловой игры. Группу делю на две подгруппы, каждая из которых представляет собой организацию, в которой есть свой руководитель, главный бухгалтер, кассир. В течение урока студенты выполняют различные задания, одно из которых заполнение «Система документооборота по учету денежных средств в кассе», характеристика счета 1010, составление корреспонденции счетов, ответы на вопросы викторины по теме. Затем в форме «Деловой игры» оформляют кассовые документы в Excel.

Для правильного ведения бухгалтерской документации студенты должны изучить нормативные документы.

«Семинар - активная форма обучения, в которой должна преобладать продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. Чтобы семинар по-настоящему был активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер» [3,с.43]. Семинар отличается от лекции тем, что на семинаре студенту нужно не слушать, а говорить. Преподаватель должен направлять дискуссию, способствовать оживленному и открытому обмену мнениями. Целью семинара является выявление различных точек зрения, развитие творческого мышления студентов.

При изучении дисциплины «Экономика организации» часть практических занятий провожу в виде семинаров. Например, после изучения темы «Производственная и общая структура организации» даю несколько тем

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ по типам организации производства, по типам производственной структуры, по организационным структурам управления организацией, по которым студенты должны сами подготовить материал. У каждого студента свое задание. После заслушивания семинарских заданий студенты анализируют все типы и организационные структуры и дают их сравнительную характеристику. Для подготовки к семинарским занятиям подготовила для студентов «Методические советы по выполнению заданий к семинарским занятиям».

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность студентов [1,с. 194].

Проектная технология - это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую и на конечный результат - проект. Цель проекта - реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности студентов в освоении новых и применении полученных знаний. Перед преподавателем стоит цель: показать на практике возможности применения теоретических знаний на практике, создание студентами своих проектов.

Во время учебных занятий по дисциплине «Экономика организации» была изучена тема «Бизнес-план». В период учебной практики провела практическое занятие по теме «Финансовый план- важнейшая часть бизнес-плана». Урок был проведен в форме деловой игры. § Группа была поделена на микрогруппы, каждой ^ из них было дано опережающее задание подш- § товить бизнес - проекты, рассчитать финансовые планы своих проектов. м

Для оценки бизнес - проектов были пригла- д шены эксперты из Национальной палаты пред- ^ принимателей. Эксперты тщательно проанали- д зировали и оценили плюсы и минусы каждого 2 проекта, затем выбрали наиболее рентабель- щ ный проект. £

Использование информационно-коммуни- К кационных технологий на занятиях рассматри- К ваю как источник дополнительной информации <с по дисциплине, как возможность личностно- О ориентированного подхода для преподавателя, д Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педаш-

в;

5 х

m

о

СП

6

W О

¡3

о о

W

=г о

CL

с

ш ¡3

X X

о

S =Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

о

X х s

гических приемов и методов, позволяет повысить мотивацию обучения. Убедилась в том, что применение компьютера на занятиях по учебной практике по дисциплине «Экономика организации» целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. На практических занятиях по теме «Оплата труда персонала» студенты в Excel заполняют табель выхода на работу, затем заполняют ведомость по начислению оплаты труда, в которой отражается начисленная заработная плата, удержания и заработная плата к выдаче. Кроме этого студенты рассчитывают социальный налог и социальные отчисления, затем заполняют ведомость на начисление заработной платы.

На занятиях по учебной практике по дисциплине «Налоги и налогообложение» студенты, рассчитав суммы налогов на землю, на транспортные средства, КПН, ИПН, НДС, в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан, заполняют формы налоговой отчетности на электронных носителях. Опираясь на инструкционные карты, заполняют декларации по ИПН и СН, по НДС, КПН за квартал, за год.

При использовании на занятиях информационно-коммуникативных технологий дается возможность сохранять и многократно использовать разработанный преподавателем материал.

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. По предмету «Основы менеджмента и маркетинга» после изучения темы «Организация. Среда организации» студенты вместе со мной, затем самостоятельно осуществляют SWOT-анализ различных предприятий, т.е выявляют положительные факторы, негативные факторы, сильные стороны (внутренний потенциал), слабые стороны (внутренние недостатки).

Один из используемых мной приемов: сделай сам - помоги другому. Каждый студент - индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия. Знание особенностей личности каждого из ребят позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Быстро и успешно справляющимся студентам предлагаю помочь неуверенным в себе студентам. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильным обучающимся нравится процесс «наставничества». Здесь же решаются и воспитательные задачи: студенты

приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им быстрее адаптироваться в производственном коллективе.

Интерактивное обучение (обучение в группах). Примерами работы в мини- группах может быть взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием. Примером может служить лекционное занятие, если теоретический материал очень объемный, которое провожу по методу «Мозаика»: .

1. Основным группам, состоящим из разных экспертов, выдаю задания.

2. Эксперты из разных основных групп собираются в экспертные группы и разбирают и изучают свой вопрос.

3 .По возвращению в основную группу, каждый эксперт делится своими знаниями, полученными в экспертной группе. Затем группа выполняет свои задания по теме.

Таким образом, можно сделать вывод: активные методы обучения создают условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить подходы к решению проблем, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать образование гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций, является технология использования активных методов обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мынбаева А.К. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать : Учебное пособие / А.К. Мынбаева, З.М. Садва-касова. - 5-е изд., доп. - Алматы, 2011. - 341 с.

2. Смолкин A.M. Методы активного обучения / A.M. Смолкин. Науч.-метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 176 с.

3.Виленский В.Я. Технологии профессионально- ориентированного обучения в высшей школе /В.Я Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.