Научная статья на тему 'Практика организации лекционных и семинарских занятий на кафедре теории и методики обучения иностранным языкам'

Практика организации лекционных и семинарских занятий на кафедре теории и методики обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБУЧЕНИЕ В КОМАНДЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипулатова Надежда Синибековна

В статье рассматриваются современные методы подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплинам узкого профиля на кафедре теории и методики обучения иностранным языкам, раскрывающие потенциальные возможности преподавателя и студентов, а также новые подходы в преподавании специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алипулатова Надежда Синибековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика организации лекционных и семинарских занятий на кафедре теории и методики обучения иностранным языкам»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 81 7.7 71(07)+817.133.1(07)

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ НА КАФЕДРЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

®2011 Алипулатова Н.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются современные методы подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплинам узкого профиля на кафедре теории и методики обучения иностранным языкам, раскрывающие потенциальные возможности преподавателя и студентов, а также новые подходы в преподавании специальных дисциплин.

The article deals with modern methods of preparation and holding lectures and seminars on the narrow profile subjects at the chair of theory and methodology of teaching foreign languages, revealing the potential of teachers and students; new approaches in teaching special subjects are studied as well.

Ключевые слова-. современные образовательные технологии, информационные технологии, принцип сознательности и активности, самостоятельная работа, обучение в команде, метод проектов.

Keywords, modern educational technologies, information technologies, the principle of consciousness and activity, independent work, student-team learning, the project method.

Современный студент не воспринимает классические лекции, традиционно организованные виды практической и самостоятельной работы, поскольку рассчитывает на использование современных

образовательных технологий.

Кафедра теории и методики

обучения иностранным языкам ДГПУ старается отвечать требованиям

современной системы образования. В ходе преподавания уделяется особое внимание методике подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий,

раскрывающих потенциальные

возможности преподавателя и студентов, а также новым подходам в преподавании специальных дисциплин.

Обычно лекция представляет

собой передачу готовых знаний посредством монологической формы общения. С развитием

информационных технологий в учебном процессе стали проводиться также электронные лекции,

характеризующиеся блочной схемой построения материала, развитой

гипертекстовой структурой,

применением демонстрационного материала, что способствует

повышению эффективности

усвоения студентами учебной

информации.

Преимущества использования информационных технологий

прослеживаются в процессе преподавания следующих

дисциплин: теория и методика

обучения иностранным языкам,

современные педагогические

технологии, современные средства оценивания результатов обучения и ДР-

В целях повышения качества преподавания на кафедре создан электронный аналог учебнометодического пособия М. В. Суханова, Л. А. Мирошниченко «Практикум по теории обучения иностранным языкам в схемах и тестах» [2], предназначенного для студентов филологических

специальностей, где приведены фундаментальные понятия данной дисциплины, отражены связи между ними, даны всевозможные классификации в форме таблиц и схем. Благодаря такой предельно сжатой форме изложения авторам пособия удалось охватить все темы по программе вышеназванной дисциплины.

Результаты работы по переводу таблиц и схем в электронный формат (презентация в Power Point, 18 слайдов) теперь используются преподавателями на лекциях по методическим дисциплинам,

требующим от студентов умения оперировать абстрактными

категориями. В схемах и таблицах наглядно отражены отношения между ключевыми понятиями и базовыми определениями, что позволяет максимально облегчить усвоение изучаемого материала. Для демонстрации материалов служат компьютер, экран и мультимедиа проектор.

Опыт показывает, что применение презентаций в преподавании дисциплин узкого профиля способствует активизации

мыслительной деятельности,

появлению устойчивой

положительной мотивации

студентов, повышению

эффективности использования

учебного времени.

Ведущими преподавателями кафедры создаются электронные лекции для организации

самостоятельной работы студентов (лекции распространяются

посредством компакт-дисков, flash-карт и изучаются самостоятельно).

К сожалению, довольно часто при изучении дисциплины лекция

проходит в форме простого

начитывания материала, хотя существует большое разнообразие

видов лекционных занятий, а именно: лекция-беседа, лекция с эвристическими элементами, лекция с элементами обратной связи, проблемная лекция, многоцелевая лекция, лекция-чтение с

демонстрацией опытного,

иллюстративного, аудио- и видеоматериала и др. Все эти виды лекций описаны в методической литературе и успешно служат оптимизации обучения.

Сегодня наша задача заключается в том, чтобы внедрить все вышеуказанные виды лекционных занятий в учебный процесс на старших курсах Института иностранных языков ДГПУ. В этой связи целесообразным явилось проведение в Даггоспедуниверситете месячника «Современная лекция» в ноябре 2010 года, организованного в целях повышения эффективности и качества процесса обучения. Ведущие преподаватели вуза активно применяли инновационные технологии в ходе чтения лекций.

В частности, доцент кафедры А. Ш. Муталибов на лекции

«Современные педагогические

технологии в обучении иностранным языкам» использовал презентации, которые способствовали более четкому представлению студентами рассматриваемой проблемы.

Магистрант 2 года обучения Рамин Халитов прочитал лекцию «Фонетика и фюнология арабских диалектов» в on-line режиме на основе

мультимедийных и информационных технологий.

После лекционного курса по теоретическим дисциплинам

организуются семинарские занятия, закрепляющие знания, полученные студентами при прослушивании

лекций и самостоятельной работе над методической литературой.

Семинары обычно проходят в форме развернутой беседы, обсуждения

докладов и рефератов, семинара-диспута, комментированного чтения, упражнений на самостоятельность мышления, письменной

(контрольной) работы, семинара-коллоквиума и др.

Выбор формы проведения

семинарского занятия по теории и методике обучения иностранным

языкам, безусловно, зависит от содержания темы и характера

рекомендуемых по ней источников и

пособий, от уровня

подготовленности, организованности и работоспособности студентов.

Наиболее распространенной формой семинарских занятий по вышеназванной дисциплине на третьем курсе института

иностранных языков ДГПУ является

развернутая беседа, которая

предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы;

выступления студентов и их обсуждение; вступление и заключение преподавателя. Такая форма семинарских занятий

позволяет вовлечь в обсуждение

проблем наибольшее число студентов.

В подобные семинарские занятия преподаватели включают

комментированное чтение

первоисточников в ходе занятия (1015 минут), способствующее более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой литературой по исследуемой проблеме.

Некоторые преподаватели

кафедры на семинарах организуют обсуждение докладов и рефератов, которые готовятся студентами по заранее предложенной тематике, что способствует привитию им навыков научной, творческой работы, воспитанию у них самостоятельности мышления. На семинар выносится не более 2-3 докладов

продолжительностью в 12-15 минут. Кроме докладчиков назначаются содокладчики и оппоненты для вовлечения в дискуссию большего

числа студентов. Вопросы и ответы по обсуждаемой проблеме составляют центральную часть семинара, поскольку способность

поставить вопрос предполагает известную подготовленность по соответствующей теме.

Одним из элементов развернутой беседы или обсуждения докладов служат упражнения на

самостоятельность мышления.

Преподаватель предлагает

несколько высказываний видных

ученых-методистов, непосредственно относящихся к теме занятия, которые

анализируются студентами в ходе семинара. Решение задач на

самостоятельность мышления

вырабатывает у студентов умений более глубоко вникать в профессиональные проблемы.

В результате изучения каждой темы обычно проводятся коллоквиумы-собеседования с целью выяснения знаний студентов по

исследуемым проблемам.

При определении методики

проведения семинарских занятий вопрос о взаимосвязи между

семинаром и лекцией, о характере и способах такой взаимосвязи

занимает важное место. На

семинаре необходимо не только сохранять связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия, но и рассматривать вопросы, которые за недостатком времени не

представляется возможным осветить во время лекции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зачастую приходится наблюдать, как семинарское занятие

превращается в дублирование лекционного материала, с одной лишь разницей - здесь студент пересказывает текст изложенной ранее лекции, хотя семинар предназначается для более

углубленного изучения дисциплины и овладения методологией

применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

Безусловно, выступление не должно сводиться к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста лекции), также недопустима прикованность к конспекту. Принцип сознательности и активности самостоятельной работы исключает механическое заучивание

материала. Необходимо, чтобы выступающий высказывал личное мнение по обсуждаемой проблеме, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.

Подготовка к таким видам учебных занятий, как лекция, семинар,

предполагает активную

самостоятельную работу, которая ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его

содержания, на свободное владение приобретенными знаниями. В этой связи для стимулирования

самостоятельного мышления

преподаватели кафедры используют проблемные ситуации.

Семинарские занятия

активизируют изучение студентами

методической литературы;

прививают навыки устного выступления по теоретическим вопросам, приучают студентов свободно оперировать

терминологией, а также служат средством контроля преподавателя за работой студентов.

Также успешно проходят семинарские занятия по курсу теории и методики обучения иностранным языкам с использованием метода сотрудничества. С одной стороны, при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия студентов в учебном процессе, группа несет коллективную и личную ответственность за успехи каждого. С другой стороны, студенты освоят эту технологию, чтобы применять в школе при обучении иностранному языку.

Преподаватель кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Б. А. Шамхалова организует работу на семинарских занятиях по технологии «Пила» (Jigsaw), предполагающей групповую работу студентов разного уровня успеваемости. Аудитория делится на группы по пять человек, им предлагается пять вопросов по теме семинарского занятия. Каждый член группы выбирает по одному вопросу и становится «экспертом» по этому вопросу в своей группе. На практическом занятии студентам дается 20 минут для обсуждения вопроса в экспертной группе, где они обсуждают, спрашивают, дополняют друг друга. Следующие 20-25 минут «эксперты», вернувшись в свои первоначальные группы, по очереди рассказывают всю собранную ими информацию по своему вопросу.

В результате совместной работы каждый студент должен получить общее представление о том, что подготовили другие члены его группы. Оставшееся время семинарского занятия отводится совместному обсуждению всех вопросов, преподаватель может попросить любого студента ответить на любой из пяти вопросов. Итоговая оценка группы складывается из баллов, полученных за ответ каждого из членов группы.

Подобная технология

представляется эффективной в повышении мотивации

самостоятельной работы. На семинарах, организованных по

методу «Jigsaw», студентам приходится обрабатывать большое количество разнообразной

современной методической и научной литературы для того, чтобы быть действительно экспертом в своем вопросе.

Преимуществом этого метода считается то, что в каждом студенте воспитывается индивидуальная ответственность за успех всей команды, хотя на практике в этом плане возникали сложности. Проведенные преподавателем

наблюдения показали, что студенты неохотно начинали работу в группах, так как каждому было важно получить оценку за свой ответ. Необъективность оценивания,

связанная с тем, что каждый член группы получает общую оценку группы независимо от степени подготовленности, поначалу

ослабляла мотивацию студентов. Но постепенно студенты, работающие в группах, стали более

заинтересованы не только в личном успехе, но и в успехе каждого участника группы, научились в совместной работе проявлять

корректность, такт, вежливость,

терпимость, доброжелательность и уважение. Благодаря активному

взаимодействию студентов друг с другом, атмосфера на семинарских занятиях благоприятствовала

живому участию в дискуссиях по заданной теме.

С проблемой отсутствия мотивации студентов при их

подготовке к семинарским занятиям столкнулась преподаватель кафедры С. П. Егорова. Решить данную проблему стало возможным в ходе использования технологии обучения в команде (Student Team Learning), основная идея которой заключается в создании условий для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Студенты объединяются в группы из 3-4 человек, каждой из которых предлагается отдельное задание. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку от этого зависит успех команды. Это стимулирует членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении материала.

Особенность обучения в команде состоит в том, что каждый студент зарабатывает баллы путем улучшения своих собственных предыдущих результатов, а не в ходе сравнения с результатами других участников группы. Это дает продвинутым, средним и отстающим студентам равные возможности в получении баллов для своей команды. При этом преподаватель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых студентов.

На семинарских занятиях по спецпрактикуму «Школьный учебник иностранного языка» преподаватель М. И. Кацаева активно применяет метод проектов, позволяющий рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в совместной деятельности студентов в ходе подготовки к педагогической практике. На первом же семинарском занятии

преподаватель предлагает

студентам следующие темы проектов: 1. Идеальный урок

иностранного языка в старших классах; 2. Урок иностранного языка в школе будущего; 3. Лучшее внеклассное мероприятие по иностранному языку в нашем городе; 4. Фантастический кабинет иностранного языка.

Студенты формируют группу и выбирают одну из предложенных тем, над которой работают в течение семестра. Каждый член группы отвечает за определенный аспект проблемы. Преподаватель, которому в проекте отводится роль координатора, консультирует

студентов. Отметим, что студенты сами могут предложить тему,

Примечания

проблему, над которой они хотели бы работать. Основное преимущество данного метода, на наш взгляд, состоит в том, что работа над групповым проектом способствует развитию познавательных,

творческих интересов студентов, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления, способности работать в

сотрудничестве. Участники проекта имеют возможность самостоятельно приобретать знания в процессе работы над проблемой, требующей знаний как по методике обучения иностранным языкам, так и по другим смежным дисциплинам.

Защита проектов проходит в присутствии ведущих специалистов кафедры в конце семестра. Результаты представляются в виде плакатов, методических разработок уроков, игр и комплексов методических заданий, фильмов, снятых по сценарию, написанному студентами, видеоуроков. Лучшие проекты выставляются в

методическом кабинете.

Как мы наблюдаем, в ходе применения современных

технологий на семинарских занятиях выявляется целый ряд позитивных моментов: явно меняется отношение студентов к методическим дисциплинам, появляется

устойчивый интерес к их изучению, углубляется уровень понимания учебного материала. Таким образом, при творческом подходе к организации и проведению занятий можно добиться повышения качества преподаваемых на кафедре учебных дисциплин.

1. Концепция модернизации российского образования. Приложение к приказу Минобразования России от 29.12.2001 N 1756-р. М., 2002. 2. Суханова М. В., Мирошниченко А. А. Практикум по теории обучения иностранным языкам в схемах и тестах. Воронеж, 2007.

Статья поступила в редакцию 25.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.