Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы магистрантов-филологов при изучении курса "Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе"'

Организация самостоятельной работы магистрантов-филологов при изучении курса "Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОПРОСЫ / ЗАДАНИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / КУРС / "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ" / МАГИСТРАНТ / INDEPENDENT WORK / QUESTIONS / TASKS / ACADEMIC DISCIPLINE / COURSE / "THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING THE HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE AT HIGHER SCHOOL" / MASTER'S DEGREE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казеева Елена Александровна

В статье обобщается накопленный автором опыт в области организации самостоятельной работы магистрантов филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева по дисциплине «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе». Предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы по всем ключевым темам данного курса. Делается вывод, что правильно организованная самостоятельная работа способствует успешному освоению курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе», на базе которого строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MASTER'S DEGREE STUDENTS IN PHILOLOGY WHILE STUDYING THE COURSE “THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING THE HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE AT HIGHER SCHOOL”

The article summarizes the experience accumulated by the author in the field of organizing independent work of master's degree students of the Faculty of Philology at Ogarev Mordovia State University on the discipline “Theory and Methodology of Teaching the History of Russian Literature at Higher School”. The paper offers questions and tasks for independent work on all the key topics of this course. It is concluded that properly organized independent work contributes to the successful acquisition of the course “Theory and Methodology of Teaching the History of Russian Literature at Higher School”, on the basis of which the further professional activity of master's degree students in philology is built.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы магистрантов-филологов при изучении курса "Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе"»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-1.12

Казеева Елена Александровна

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ"

В статье обобщается накопленный автором опыт в области организации самостоятельной работы магистрантов филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева по дисциплине "Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе". Предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы по всем ключевым темам данного курса. Делается вывод, что правильно организованная самостоятельная работа способствует успешному освоению курса "Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе", на базе которого строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /12.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 57-62. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Борщов А. В. Воспоминания о Первом кадетском корпусе // Военная быль. 1970. № 96-97. С. 21-45.

2. Буковская Т. И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России: дисс. ... к.и.н. СПб., 2003. 162 с.

3. Ветлиц А. Первый кадетский корпус // Военная быль. 1963. № 54-55. С. 34-51.

4. Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. 225 с.

5. Головина Н. В. Обучение иностранным языкам в России XVIII-XIX веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 8 (26). Ч. 2. С. 49-53.

6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; под ред. З. И. Васильевой. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 306 с.

7. Камызина А. В. Становление и развитие иноязычной подготовки в школе дореволюционной России: автореф. дисс. ... к. пед. н. Майкоп, 2007. 21 с.

8. Начапкин М. Н. Василий Никитич Татищев о науке и образовании // Шестые Татищевские чтения: тезисы докл. и сообщ.: в 2-х т. / под ред. С. П. Постникова. Екатеринбург, 2006. Т. 1. С. 41-46.

9. Походяев С. В. Профессионально-педагогическая подготовка офицеров русской императорской армии во второй половине XIX - начале XX в.: дисс. ... к. пед. н. Омск, 2005. 160 с.

10. Прокопович-Антонский А. А. Слово о воспитании. М., 1798. 216 с.

11. Сурина О. П. Иностранные языки в системе образования России XVIII века // Педагогическое образование. 2008. № 3.С. 74-84.

TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO OFFICERS OF THE RUSSIAN ARMY IN THE XVIII-XIX CENTURIES

Zayats Irina Grigor'evna, Ph. D. in Philology Budyonny Military Academy of the Signal Corps, Saint Petersburg [email protected]

The article considers the features of teaching foreign languages to future officers in the Russian Empire from Peter's epoch to October Revolution. The author notes the leading role of the German and French languages during that period. The reasons, as a rule, of brilliant knowledge of foreign languages by the officers of the Russian tsarist army in the XVIII-XIX centuries are analyzed. The process of teaching foreign languages is discussed in the work in parallel with the history of the existence of cadet educational institutions in the Russian Empire.

Key words and phrases: officers of the tsarist army; cadet corps; teaching foreign languages in the XVIII-XIX centuries; The First Cadet Corps.

УДК 821.161.1:378(076) Дата поступления рукописи: 10.03.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.12

В статье обобщается накопленный автором опыт в области организации самостоятельной работы магистрантов филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева по дисциплине «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе». Предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы по всем ключевым темам данного курса. Делается вывод, что правильно организованная самостоятельная работа способствует успешному освоению курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе», на базе которого строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов.

Ключевые слова и фразы: самостоятельная работа; вопросы; задания; учебная дисциплина; курс; «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе»; магистрант.

Казеева Елена Александровна, к. филол. н., доцент

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск kazeeva-ea@yandex. т

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

В современной двухуровневой системе вузовского образования важное место отводится самостоятельной работе магистрантов, ориентированной на активизацию их познавательной деятельности. Под самостоятельной работой мы понимаем любую организованную преподавателем активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний и в конечном итоге формирование профессиональных компетенций [6, с. 33].

Самостоятельная работа рассматривается нами как неотъемлемая часть процесса обучения: преподаватель должен не просто дать студентам определенные сведения об окружающем мире, а научить их учиться: вооружить необходимыми умениями и навыками, привить желание к самостоятельному приобретению знаний. Таким образом, организация и руководство самостоятельной работой магистрантов является первоочередной задачей любой учебной дисциплины. Продуманная система самостоятельной работы необходима также в связи с сокращением времени, выделяемого на аудиторные занятия у магистрантов: многие темы им предстоит осваивать самостоятельно.

В данной статье обобщается накопленный автором опыт в области организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе», входящей в вариативную часть учебного плана магистерской программы «Русская литература» Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (далее - МГУ им. Н. П. Огарева). В наших предшествующих работах представлена характеристика структуры курса, его цели и задач, формируемых профессиональных компетенций, фонда оценочных средств и т.п. [2; 5]. В настоящей статье предложена система вопросов и заданий для самостоятельной работы по всем ключевым темам данной дисциплины. Укажем, что при подготовке вопросов и заданий, связанных с дидактическими проблемами курса, ценным источником для нас стало учебное пособие П. И. Образцова [7].

Введение Вопросы

1. Каковы предмет, содержание и задачи методики преподавания литературы в высшей школе? 2. Каковы междисциплинарные связи методики преподавания литературы с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами? 3. Можно ли говорить о зарождении методики преподавания литературы до ХУШ в.? Аргументируйте свою точку зрения. 4. Какой вклад в становление методики преподавания литературы внесли Ф. Прокопович, М. В. Ломоносов, Н. Г. Курганов? 5. Как выстраивался университетский курс русской словесности в середине XIX столетия? Каков вклад профессора И. И. Давыдова в становление методики преподавания литературы в вузе? 6. Каковы основные тенденции развития методики преподавания литературы в школьной и вузовской практике XX и XXI вв.? Каково современное состояние отечественной методической мысли? Назовите имена известных вам ученых-методистов. 7. Охарактеризуйте методическую деятельность преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы МГУ им. Н. П. Огарева. Какие ключевые методы и приемы ими применяются?

Задания

1. Согласны ли вы с утверждением, что методика преподавания русской литературы в высшей школе является самостоятельной наукой? Аргументируйте свою точку зрения. 2. Во фрагменте из работы В. Ф. Чертова пропущены имена методистов XIX столетия. Восстановите их: «Последователи академического направления в преподавании словесности... считали основной целью уроков умственное развитие учащихся, изучение основ науки о языке и литературе. Многие из них пропагандировали филологическое изучение литературы, разрабатывали методику логико-стилистического анализа текста. <...> Сторонники воспитательного направления в преподавании... смотрели на литературу прежде всего как на средство нравственного и эстетического воспитания учащихся» [11, с. 48]. 3. Назовите российские научные центры, занимающиеся проблемами изучения методики преподавания литературы в высшей школе. Подготовьте устное сообщение об одном из них. 4. Проанализируйте публикации по методике преподавания литературы преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы МГУ им. Н. П. Огарева за последние 10 лет и подготовьте письменную работу на тему: «Какие изменения произошли в системе преподавания русской литературы в вузе за указанный отрезок времени?» [1; 3; 4; 8-10]. 5. Составьте аннотацию работы одного из современных исследователей, посвященной проблемам преподавания русской литературы в высшей школе. Определите, какой вклад в развитие методической мысли вносит данная работа.

Педагогический процесс как система и целостное явление

Вопросы

1. Что такое система? Назовите известные вам типы систем. В чем заключается специфика системного подхода? 2. Что такое педагогическая система? В чем заключается ее отличие от систем непедагогических? 3. Что такое педагогический процесс? Назовите и охарактеризуйте его структурные компоненты. 4. Каковы принципы организации целостного педагогического процесса?

Задания

1. Обоснуйте структуру и содержание педагогической системы, реализуемой на филологическом факультете МГУ им. Н. П. Огарева (профиль подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)»). 2. Подумайте, каким образом на филологическом факультете МГУ им. Н. П. Огарева (профиль подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)») реализуются принципы гуманизации и демократизации педагогического процесса. Подтвердите свое мнение конкретными примерами. 3. Какие характерные черты педагогического процесса как системы на филологическом факультете МГУ им. Н. П. Огарева (профиль подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)») вы могли бы выделить? Приведите конкретные примеры. 4. Покажите на конкретных примерах, как на филологическом факультете МГУ им. Н. П. Огарева (профиль подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)») осуществляется моделирование в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности студентов. 5. Покажите на конкретных примерах, как на филологическом факультете МГУ им. Н. П. Огарева (профиль подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)») реализуются принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе.

Обучение как способ организации педагогического процесса

Вопросы

1. Каковы предмет и объект дидактики? Какие проблемы решает дидактика высшей школы? 2. Какова сущность и структура процесса обучения в высшей школе? 3. Какими нормативными документами в настоящее время регламентируется содержание обучения студентов вузов? 4. Раскройте сущность и содержание компетентностного подхода к организации учебного процесса в вузе. Чем отличаются друг от друга понятия «компетентность» и «компетенция»? 5. Охарактеризуйте основные этапы становления компетентностного подхода в образовании. 6. Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования? В чем заключается специфика ФГОС ВО третьего поколения? 7. Назовите и охарактеризуйте основные дидактические принципы.

Задания

1. Познакомьтесь с работой одного из современных исследователей, посвященной реализации компетентностного подхода в образовании. Прокомментируйте ее основные положения. 2. Согласны ли вы с мнением зарубежных исследователей (И. Борг (I. Borg), М. Мюллер (M. Muller), М. Каплан (M. Kaplan), М. Форверг (M. Vorwerg) и др.), связывающих понятие «компетентность», прежде всего, с потенциальной способностью специалиста к выполнению определенной деятельности? Проиллюстрируйте свои рассуждения примерами. 3. Составьте структурную схему процесса обучения в вузе. 4. Раскройте сущность известных вам концепций обучения. Назовите их достоинства и недостатки. 5. Проанализируйте ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» (уровень бакалавриата). Обоснуйте его структуру и специфические особенности. 6. Проведите сравнительный анализ государственных образовательных стандартов второго и третьего поколения (по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» (уровень бакалавриата)). Обоснуйте, чем они различаются, кроме реализации в последнем компетентностного подхода. 7. Покажите на конкретных примерах, как на филологическом факультете МГУ им. Н. П. Огарева (профиль подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)») реализуется дидактический принцип единства обучения и воспитания.

Методы, формы и средства обучения в высшей школе

Вопросы

1. Что такое метод обучения? Какие функции методы обучения выполняют в учебном процессе? В чем отличие понятий «метод обучения» и «прием обучения»? 2. Какова история развития и становления методов обучения? Какими условиями определяется выбор методов обучения? Назовите и охарактеризуйте известные вам классификации методов обучения. 3. Что такое формы организации обучения? Назовите известные вам формы организации учебного процесса в вузе. 4. Что такое средства обучения? Назовите известные вам средства обучения, применяемые в вузе. 5. Какова сущность, содержание и основные функции кредитно-модульной системы обучения в вузе? 6. Почему в основу кредитно-модульной системы обучения положена балльно-рейтинговая система оценивания результатов работы студента? 7. В чем заключаются преимущества балльно-рейтинговой системы по сравнению с традиционной системой оценки?

Задания

1. Проведите сравнительный анализ известных вам классификаций методов обучения. Создайте свою классификацию методов обучения. 2. Посетите лекцию по одному из разделов дисциплины «История русской литературы». Назовите методы обучения, которые использует преподаватель. 3. Посетите семинар по одному из разделов дисциплины «История русской литературы». Назовите средства обучения, которые используются на занятии. 4. Назовите и охарактеризуйте основные категории и понятия кредитно-модульной системы обучения. 5. Проведите сравнительный анализ синхронной и асинхронной организации дидактического процесса в рамках кредитно-модульной системы обучения. 6. На основе анализа учебного плана по направлению подготовки «Филология» (профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)») просчитайте общее количество кредитов, которые может получить выпускник вуза.

Нормативные документы, обеспечивающие организацию преподавания дисциплины «История русской литературы» в вузе

Вопросы

1. Какова область применения ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 «Филология»? Каковы требования к образовательной организации, реализующей ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 «Филология»? 2. Каков срок получения образования по данной программе бакалавриата? Каков объем программы в зачетных единицах? 3. Какова область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 «Филология»? Каковы требования к результатам освоения данной программы? 4. Какова структура программы бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 «Филология»? Каковы требования к условиям реализации данной программы? 5. Что такое ОПОП? Каковы нормативные документы для разработки ОПОП? Какова структура ОПОП? 6. Каковы структура и содержание учебного модуля по дисциплине «История русской литературы»?

Задания

1. В ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» найдите и перечислите компетенции, которыми должен овладеть выпускник программы бакалавриата. 2. Проанализируйте учебный план по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» (профиль подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)»). Перечислите дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Определите место модуля «История русской

литературы». 3. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные виды практик, входящие во второй блок программы бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» («Отечественная филология (Русский язык и литература)»). 4. Перечислите требования, предъявляемые к ресурсному обеспечению ОПОП по направлению подготовки 45.03.01 «Филология». Какие улучшения, на ваш взгляд, необходимы при подготовке бакалавров на филологическом факультете МГУ им. Н. П. Огарева? 5. Проанализируйте учебный модуль по дисциплине «История русской литературы». На конкретных примерах покажите, какие компетенции должны быть сформированы в результате освоения данного курса. 6. Правомерно ли, на ваш взгляд, деление дисциплины «История русской литературы» на семь разделов? Аргументируйте свою точку зрения. 7. Подготовьте рабочую программу спецкурса по теме своей магистерской диссертации.

Методика подготовки и проведения лекции по истории русской литературы

Вопросы

1. Что такое лекция? Каковы ее цели и основные функции? 2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам классификации лекций. 3. Какие приемы для повышения познавательной активности студентов может использовать лектор? 4. Каковы дидактические требования к современной вузовской лекции по истории русской литературы? 5. Какова структура лекционного курса по истории русской литературы? 6. Каковы критерии оценивания лекции?

Задания

1. Посетите лекцию по истории русской литературы. Обоснуйте ее дидактические и воспитательные цели, ее основные функции. 2. Правомерно ли, на ваш взгляд, уменьшение количества лекций по истории русской литературы в учебном плане по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» («Отечественная филология (Русский язык и литература)»), предусматриваемое ФГОС ВО? Аргументируйте свою точку зрения. 3. Назовите и охарактеризуйте дидактические принципы, обеспечивающие успешное проведение лекции по истории русской литературы. 4. Составьте свою структуру лекционного курса по истории русской литературы. 5. Подготовьте конспект лекции по одному из разделов дисциплины «История русской литературы». 6. Следуя данным на занятии практическим рекомендациям, прочитайте подготовленную вами лекцию своим одногруппникам. 7. Посетите и проанализируйте лекцию одного из ваших одногруппников.

Методика подготовки и проведения семинарских занятий по истории русской литературы

Вопросы

1. Что такое семинар? Каковы его задачи и основные функции? 2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам виды семинара. 3. Каковы основные дидактические требования к семинару по истории русской литературы? 4. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению семинара? Назовите основные мероприятия, связанные с подготовкой к занятию. 5. Каковы основные этапы проведения семинара по истории русской литературы? 6. Каким требованиям должны отвечать вопросы семинара по истории русской литературы? 7. Какие приемы для повышения познавательной активности студентов на семинаре может использовать преподаватель?

Задания

1. Посетите семинар по истории русской литературы. Обоснуйте его задачи и основные функции. 2. Считаете ли вы необходимым увеличение количества семинарских занятий по отдельным разделам дисциплины «История русской литературы» в учебном плане по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» («Отечественная филология (Русский язык и литература)»)? Аргументируйте свою точку зрения. 3. Назовите и охарактеризуйте дидактические принципы, обеспечивающие успешное проведение семинара по истории русской литературы. 4. Назовите достоинства и недостатки различных видов семинарских занятий, таких как развернутая беседа, система докладов, комментированное чтение первоисточников, семинар-экскурсия в музей. 5. Подготовьте конспект семинарского занятия по одному из разделов дисциплины «История русской литературы». 6. Следуя данным на занятии практическим рекомендациям, проведите семинар со студентами-бакалаврами. 7. Посетите и проанализируйте семинар, проведенный одним из ваших одногруппников.

Организация и методика руководства самостоятельной работой студентов по истории русской литературы

Вопросы

1. Дайте определение понятия «самостоятельная работа студентов». Каково ее место в учебном процессе вуза? 2. Каковы условия эффективности самостоятельной работы студентов? 3. В чем заключается сущность организации самостоятельной работы студентов по истории русской литературы? 4. Каким требованиям должен удовлетворять материал, предлагаемый для самостоятельной работы студентов? 5. Каковы основные приемы работы с учебной и научной литературой? 6. Какова роль консультации в учебном процессе? Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы консультаций. 7. Какие формы консультаций особенно плодотворны при изучении дисциплины «История русской литературы»?

Задания

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные принципы самостоятельной работы студентов по истории русской литературы. 2. Узнайте у руководителя магистерской диссертации, какие формы самостоятельной работы он чаще всего использует на своих занятиях. 3. Разработайте план самостоятельной работы по одной из тем курса «История русской литературы». 4. Подготовьте плановый, текстуальный, свободный и тематический конспект одной из современных работ по методике преподавания русской литературы в высшей школе. 5. Разработайте план проведения групповой и индивидуальной консультаций по курсу «История русской литературы».

Методика организации контроля по дисциплине «История русской литературы»

Вопросы

1. Каковы задачи и функции контроля в вузе? 2. Каковы методические аспекты организации контроля знаний студентов? 3. Каковы формы контроля знаний студентов по дисциплине «История русской литературы»? 4. Что такое фонд оценочных средств? Каковы его цели и задачи? 5. В чем заключается специфика контроля знаний студентов заочного отделения по курсу «История русской литературы»? 6. Что такое остаточные знания студентов? Какова цель их выявления? 7. Каковы задачи контроля учебной работы преподавателя? Какова методика анализа и оценки проконтролированного занятия по дисциплине «История русской литературы»?

Задания

1. Назовите и охарактеризуйте принципы контроля учебно-методической работы преподавателей в МГУ им. Н. П. Огарева. 2. Познакомьтесь с Программой государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» («Отечественная филология (Русский язык и литература)»), разработанной на кафедрах русской и зарубежной литературы и русского языка МГУ им. Н. П. Огарева. Какими компетенциями должен владеть выпускник бакалавриата? 3. Познакомьтесь с разделом «Фонд оценочных средств» в рабочей программе модуля «История русской литературы». Нуждается ли он в расширении? Аргументируйте свою точку зрения. 4. Посетите семинарское занятие своего руководителя магистерской диссертации. Выявите формы контроля, которые он использует. 5. Составьте вопросы и задания для контроля остаточных знаний студентов по истории древнерусской литературы. 6. Подготовьте свой рейтинг-план одного из разделов дисциплины «История русской литературы». 7. Проанализируйте и оцените одно из посещенных вами занятий по истории русской литературы. Подготовьте рекомендации по улучшению качества его проведения.

Активное обучение: теория, практика применения при изучении дисциплины «История русской литературы»

Вопросы

1. Что такое активное обучение? Какие задачи оно решает? 2. Что такое проблемное обучение? Каковы его методы? 3. Каковы методы активизации лекционных занятий по истории русской литературы? 4. Каковы методы активизации семинарских занятий по истории русской литературы? 5. Перечислите и кратко охарактеризуйте неигровые методы активизации семинаров. 6. Какие игровые особенности методов обучения вам известны? Каковы их достоинства и недостатки? 7. Что такое деловая игра? Какая методическая документация должна ее сопровождать?

Задания

1. Приведите примеры проблемных задач, проблемных вопросов, проблемных ситуаций по дисциплине «История русской литературы». 2. Подготовьте конспект нетрадиционной лекции по истории русской литературы (лекции-визуализации, лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-пресс-конференции, лекции-дискуссии и др.) по вашему выбору. 3. Подготовьте несколько вариантов заданий для проведения семинарского занятия по методу анализа конкретной ситуации. 4. Подготовьте сценарий деловой игры по истории русской литературы. 5. Подготовьте несколько вариантов заданий для проведения семинарского занятия по методу «мозговой атаки». 6. Подумайте, при изучении каких разделов истории русской литературы будет уместно проведение лекции-консультации. 7. Возможно ли, на ваш взгляд, проведение деловых игр по истории русской литературы на основе применения ЭВМ? Аргументируйте свою точку зрения.

Организация учебно-методического процесса в МГУ им. Н. П. Огарева

Вопросы

1. Что такое учебно-методическая работа? Каковы ее задачи? 2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные формы и виды учебно-методической работы. 3. Как организована учебно-методическая работа в МГУ им. Н. П. Огарева? 4. Каковы цель, задачи и функции научно-методического совета вуза? Кто входит в его состав? 5. Какова структура ученого совета университета / факультета? Какими полномочиями наделен ученый совет? Каков порядок подготовки и проведения его заседаний? 6. Каковы цель, задачи и функции учебно-методического управления вуза? 7. Каковы цель, задачи и функции учебно-методической комиссии факультета? Кто входит в ее состав? Как организуется работа УМК?

Задания

1. Познакомьтесь с Кодексом профессиональной этики научно-педагогических работников МГУ им. Н. П. Огарева. Какие функции организационной культуры вуза в нем отражены? Назовите присутствующие в нем элементы организационной культуры. Подтвердите свою точку зрения конкретными примерами. 2. Познакомьтесь с Положением о нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых преподавателями МГУ им. Н. П. Огарева и трудовым договором профессора. Опираясь на основные положения данных документов, составьте примерную нагрузку профессора кафедры русской и зарубежной литературы на учебный год. 3. Познакомьтесь с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования. Составьте план действий студента филологического факультета, желающего перевестись на индивидуальный график обучения. 4. Познакомьтесь с Положением об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья в МГУ им. Н. П. Огарева. Предложите примеры адаптивных технологий для инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих дисциплину «История русской литературы» и проходящих преддипломную практику в Научной библиотеке им. М. М. Бахтина. 5. Найдите в учебном плане по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» («Отечественная филология (Русский язык и литература)») дисциплины по выбору, предложенные кафедрой русской и зарубежной литературы. Прочтите Положение о порядке организации освоения факультативных и элективных дисциплин в МГУ им. Н. П. Огарева и поясните, какими правилами должен руководствоваться студент, выбирая дисциплину по выбору. 6. Найдите на сайте учебно-методического управления МГУ им. Н. П. Огарева Положения, регулирующие процесс завершения обучения студента в вузе. Кратко охарактеризуйте их. 7. Познакомьтесь с Положением о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в МГУ им. Н. П. Огарева. Возможна ли, на ваш взгляд, организация дистанционного обучения по дисциплине «История русской литературы»? Какая материально-техническая база для этого необходима? Аргументируйте свою точку зрения.

Приведенные в статье вопросы и задания для самостоятельной работы способствуют успешному освоению курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе», на базе которого строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов. Значительная часть материалов призвана познакомить студентов со спецификой организации учебного процесса в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева, что имеет ярко выраженную практическую направленность.

Список источников

1. Казеева Е. А. Е. А. Преображенский о некоторых проблемах организации чтения различной литературы гимназистами в рукописном журнале «Школьные досуги»: к истории педагогической мысли в России // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (6). С. 40-42.

2. Казеева Е. А. Место курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» в системе подготовки магистранта-филолога // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (81). Ч. 1. С. 195-199.

3. Казеева Е. А. Образ классической гимназии на страницах рукописного журнала «Школьные досуги» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75). Ч. 1. С. 48-52.

4. Казеева Е. А. Проблемы образования и воспитания в восприятии орловских гимназистов (на материале рукописного журнала «Школьные досуги») // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сборник научных трудов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2013. Вып. 3 (9). С. 93-99.

5. Казеева Е. А. Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2017. 40 с.

6. Казеева Е. А. Формы организации самостоятельной работы по курсу «История античной литературы» // EXPERIMENTA LUCIFERA: сборник материалов IV Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Н. Новгород: Изд. Ю. А. Николаев, 2007. Вып. III. С. 33-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Образцов П. И. Основы профессиональной дидактики: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2016. 288 с.

8. Осьмухина О. Ю. Авторская маска как прием в русской прозе XIX-XX вв.: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 100 с.

9. Осьмухина О. Ю. Отечественная массовая литература рубежа XX-XXI вв.: учеб.-метод. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 72 с.

10. Осьмухина О. Ю. Художественное своеобразие прозы В. В. Набокова: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2014. 180 с.

11. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М.: МИГУ им. В. И. Ленина, 1994. 130 с.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MASTER'S DEGREE STUDENTS IN PHILOLOGY WHILE STUDYING THE COURSE "THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING THE HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE AT HIGHER SCHOOL"

Kazeeva Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Ogarev Mordovia State University, Saransk kazeeva-ea@yandex. ru

The article summarizes the experience accumulated by the author in the field of organizing independent work of master's degree students of the Faculty of Philology at Ogarev Mordovia State University on the discipline "Theory and Methodology of Teaching the History of Russian Literature at Higher School". The paper offers questions and tasks for independent work on all the key topics of this course. It is concluded that properly organized independent work contributes to the successful acquisition of the course "Theory and Methodology of Teaching the History of Russian Literature at Higher School", on the basis of which the further professional activity of master's degree students in philology is built.

Key words and phrases: independent work; questions; tasks; academic discipline; course; "Theory and Methodology of Teaching the History of Russian Literature at Higher School"; master's degree student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.