Научная статья на тему 'Использование 12 принципов эффективности Эмерсона при оценке эффективности деятельности учреждения'

Использование 12 принципов эффективности Эмерсона при оценке эффективности деятельности учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3908
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободняк И.А., Преина О.А.

Двенадцать принципов эффективности деятельности, предложенные Г. Эмерсоном более 100 лет назад, являются классикой теории эффективности. В статье предпринята попытка оценки актуальности принципов эффективности Эмерсона на современном этапе развития экономической системы общества для целей оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений. Было доказано, что сформулированная Эмерсоном система принципов является необходимым, но не достаточным условием эффективности деятельности учреждения. Описано влияние каждого принципа Эмерсона на эффективность функционирования учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование 12 принципов эффективности Эмерсона при оценке эффективности деятельности учреждения»

Проблемы учета

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 12 ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭМЕРСОНА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ*

И. А. СЛОБОДНЯК, доктор экономических наук, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита

О. А. ПРЕИНА,

аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита Байкальский государственный университет

экономики и права

Двенадцать принципов эффективности деятельности, предложенные Г. Эмерсоном более 100 лет назад, являются классикой теории эффективности. В статье предпринята попытка оценки актуальности принципов эффективности Эмерсона на современном этапе развития экономической системы общества для целей оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений. Было доказано, что сформулированная Эмерсоном система принципов является необходимым, но не достаточным условием эффективности деятельности учреждения. Описано влияние каждого принципа Эмерсона на эффективность функционирования учреждения.

Ключевые слова: эффективность, результативность, оценка эффективности, принципы эффективности

Вопросы оценки эффективности сегодня обсуждаются на самых разных уровнях, начиная от микроуровня хозяйствующей единицы и заканчивая макроуровнем, когда, например, оценива-

* Работа выполнена при финансовой поддержке государственного задания № 2014/52 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 597 «Разработка методологии финансового обеспечения социально значимых расходов». (Номер государственной регистрации в ФГАНУ ЦИТиС 01201458899).

ется эффективность различных государственных программ. Следует отметить, что один из первых представителей теоретиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления. Так, в 1900 г. он опубликовал книгу «Эффективность как основание для управления и оплаты труда», а в 1911 г. работу «Двенадцать принципов эффективности», считающуюся его главной работой в области менеджмента. Г. Эмерсон при этом употреблял термин эффективность в совершенно различных значениях, что можно признать определенной терминологической небрежностью. Однако он сделал чрезвычайно важный вклад в развитие этой категории. Он увидел в эффективности то, что было совершенно не выявлено у экономистов, — ее связь с функциональностью.

Развивая свои идеи, Г. Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости и целесообразности применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и любой деятельности вообще. Им были разработаны получившие широкую известность 12 принципов эффективности Эмерсона. Соответственно, логично предположить, что если соблюдение принципов является обязательным условием обеспечения

эффективности, то одним из направлений анализа может являться именно анализ следования принципам по Эмерсону. Далее приведен полный набор принципов эффективности, предложенный в своей работе Эмерсоном:

1) точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2) здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

3) компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;

4) дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7) диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;

8) нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

9) нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10) нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

11) письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

12) вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работ-ника1.

Таким образом, вся задача по оценке эффективности в соответствии с принципами Эмерсона сводится к тому, чтобы подтвердить их значимость и на современном этапе развития экономической системы, а также предложить систему показателей, позволяющих оценить количественно выполнение приведенных выше принципов. При этом, по мнению авторов, имеет право на существование формулировка «степень выполнения принципа», т. е. при ответе на вопрос о выполнении какого-

1 Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992. 112 с.

либо принципа используется не два безальтернативных ответа «да/нет», а в определенных случаях представляется возможным частичное следование принципу, возникновение ряда отклонений, что позволяет говорить о частичном выполнении принципа с возможным определением доли отклонений2.

Итак, первый принцип — точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления. Сам Г. Эмерсон так писал о всеобъемлющем характере данного принципа: «Неопределенность, неуверенность, отсутствие отчетливо поставленных целей, которые так характерны для наших исполнителей, являются лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей, которыми страдают сами руководители» 3. Конечно, за время, прошедшее с момента издания его работы, целеориентированность не перестала быть важнейшей необходимой составляющей успеха. Цели и задачи стали подразделяться на стратегические, тактические и оперативные. Однако, приступая к анализу эффективности, каждый менеджер должен ответить на вопрос: а насколько мои цели четко идентифицируемы, существует ли возможность оценить достижимость цели?

К сожалению, можно констатировать, что в ряде случаев присутствует лишь некое вербальное и притом очень не четкое описание идеала, к которому стремится организация, особенно если это касается учреждений социальной сферы. Например, на сайтах многих лечебных учреждений4 можно встретить примерно такую формулировку: «Цель учреждения — внедрение в медицинскую практику новых, уникальных медицинских технологий диагностики и лечения для сохранения и укрепления здоровья человека, интеграция и взаимодействие с медицинскими, научными международными сообществами». Основное достоинство сформулированной подобным образом цели состоит в ее универсальности, т. е. абсолютно любое учреждение здравоохранения может считать своей целью имен-

2 Слободняк И. А. Методика оценки качества учетно-ана-литической информации бухгалтерской управленческой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 9. С. 19—29.

3 Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992. 112 с.

4 Из этических соображений авторы статьи не будут раскрывать наименование учреждений, однако использование поисковых систем Yandex, Google позволит читателю убедиться в достоверности данного утверждения.

но приведенный выше постулат. Однако оценить достижение этой цели по какому-либо критерию не представляется возможным. Аналогичным образом ситуация обстоит и с поставленными задачами. По мнению авторов, при формулировке цели обязательно должны быть указаны как минимум следующие моменты:

— описание того, что должно быть достигнуто с использованием конкретных числовых показателей (доля на рынке соответствующих услуг, объем доходов и т. п.);

— описание того, где это должно быть достигнуто, с использованием конкретных числовых показателей (охват территории, объем услуг на соответствующем международном рынке);

— описание того, когда (за какой период времени) это должно быть достигнуто (с указанием конкретного момента времени);

— описание того, как (с использованием каких ресурсов) это должно быть достигнуто (с указанием конкретных ресурсов, необходимой потребности в их расширении).

Безусловно, что количественно установить факт наличия четко поставленных целей достаточно тяжело, но не невозможно. Для решения этой задачи целесообразно воспользоваться методами квали-метрии и хотя бы с использованием логических значений «Да/Нет» (1/0) установить выполнение данного принципа эффективности.

Второй принцип — здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей. Этот принцип не менее важен при проведении оценки эффективности деятельности учреждения. Безусловно, все те национальные проекты, которые реализуются в России с участием в том числе учреждений различного типа, являются значимыми, но при разработке соответствующих программ необходимо в том числе руководствоваться и здравым смыслом. Например, собственно диспансеризация населения — это, конечно, хорошее начинание, однако при определении числовых параметров, времени и места проведения диспансеризации необходимо учитывать множество факторов, в том числе и здравый смысл. Ведь можно ввести абсолютно обязательную диспансеризацию для всех категорий работников один раз в полгода или даже один раз в квартал, но нужно ли это с позиции здравого смысла?! Следует отметить, что авторы статьи имеют в виду именно «здравый смысл», а не рациональность расходования средств. Рациональ-

ность будет рассмотрена ниже. В данном случае речь идет о необходимости именно обоснования собственно важности процедуры, так как кроме всех положительных моментов диспансеризация имеет и большое количество недостатков, в числе которых можно выделить:

— наличие нежелательных эффектов в виде тревоги, дискомфорта, воздействия ионизирующего излучения или химических агентов при проведении обследования;

— стресс и тревога, вызванные ложноположи-тельным результатом обследования, который может быть получен при проведении поверхностного, неглубокого обследования;

— проведение ненужных дополнительных исследований и лечение лиц с ложноположительным результатом;

— психологический дискомфорт, обусловленный получением более раннего знания о собственном заболевании, особенно в случае невозможности его излечения;

— ложное чувство безопасности, вызванное ложноотрицательным результатом, которое может отсрочить постановку диагноза;

— наконец, необходимость осуществления затрат на медицинские ресурсы на фоне того, что большинство обследованных лиц оказываются здоровыми5.

Это лишь очевидные недостатки, свойственные проведению каждой процедуры. При этом авторы еще не упомянули о том, что время работы отделений диспансеризации в большинстве случаев совпадает со временем работы лиц, подлежащих диспансеризации, что накладывает дополнительные неудобства, нежелание, а иногда и физическую невозможность пройти обследование. Если добавить к этому время, проведенное в очередях и потерянное, с точки зрения в том числе и производства ВВП, то картина будет совсем безрадостной. Следовательно, необходимо руководствоваться и здравым смыслом при определении направлений и лимитов осуществления социально значимых расходов учреждением.

Аналогичные проблемы могут возникать, например, с проведением обязательного повышения квалификации педагогов, особенно с учетом того, что соответствующие курсы проводятся в течение учебного года, что объективно затрудняет соответствующий процесс. В условиях инновационного этапа

5 URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Диспансеризация.

развития общества, в век информационных технологий проведение очного обучения с обязательным личным присутствием — это уже нонсенс, требующий к тому же существенных затрат, поскольку возможно и проведение дистанционного обучения, и обучения посредством сетевых пресс-конференций и круглых столов. Так, почему бы не финансировать именно эти направления, сокращая финансирование повышения квалификации в традиционных формах, так как те же бухгалтеры очень активно черпают новые знания именно через использование вебинаров, дистанционных семинаров и т. п.

И, наконец, немного о еще одном актуальном вопросе — об учебниках, расходы на приобретение которых значительны для образовательных учреждений. Все-таки современные электронные книги являются достаточно безопасными для зрения человека, а с точки зрения массы электронной книги, нести в школу один электронный гаджет однозначно гораздо легче, чем несколько учебников на бумаге, что благоприятно скажется на осанке детей. А пользуются наши дети электронными устройствами уже более чем уверенно. Отсюда возникает логичный вопрос: а почему бы не перейти на обеспечение электронными комплектами учебной литературы, причем не только в школах, но и в вузах. Что это за абсурдный показатель — книгообеспеченность — в XXI в. — веке электронных технологий. Зачем вузу ежегодно тратить миллионы на приобретение бумажной литературы, если все вопросы обеспечения литературой юристов и экономистов можно решить простым наличием систем справочно-пра-вовой информации Гарант и КонсультантПлюс. Наверное, пришла пора пересмотреть ряд подходов и нормативов с учетом современных реалий и здравого смысла, а не использовать для управления какие-либо старые якобы «проверенные» подходы. Бесспорно, что красивый почерк в определенной степени способствует формированию отдельных компетенций у детей на начальной ступени образования. Но навыки машинописи (набора текста на клавиатуре) сегодня гораздо важнее, а ведь им не учат в школе. По мнению авторов, многие сейчас обвинят их в популизме, голословности, некомпетентности, но все данные вопросы были написаны на основе личного опыта, в том числе опыта прохождения диспансеризация без отрыва от работы, опыта обучения детей в школе, уже более чем пятнадцатилетнего преподавания в вузе и тому подобное, а опыт, т. е. практика, как известно, является критерием истины.

Таким образом, можно констатировать, что пока не все управленческие решения, принимаемые даже в таких важнейших областях социальной сферы, как здравоохранение и образование, проходят проверку здравым смыслом. А главное, чего не должно быть при проведении соответствующей политики — это позиция, состоящая в отталкивании от того, как было раньше. То, что было, не должно оставаться или становиться догмой. Вслед за развитием общества должна развиваться и сфера социально значимых подходов, а, соответственно, изменятся и направления социально значимых расходов.

Естественно, что оценить наличие/отсутствие здравого смысла еще тяжелее, чем оценить наличие/отсутствие четко сформулированной цели деятельности учреждения. Единственный возможный вариант получения подобной оценки — это независимая экспертиза. При этом, если один эксперт будет оценивать наличие/отсутствие здравого смысла в деятельности нескольких однотипных учреждений, то его оценку можно будет считать достаточно объективной.

Третий принцип — компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. При этом подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным. Очевидно, на взгляд авторов, что руководить каким-либо учреждением социальной сферы должен специалист, имеющий не только образование в сфере менеджмента (хотя оно, безусловно, необходимо), но у него (а еще лучше у них, если речь идет о коллегиальном управлении) должен быть опыт профессиональной деятельности. Наверное, не может возглавлять какой-либо комитет по образованию не педагог, а комитет по здравоохранению — не врач! И здесь в условиях безмерного усложнения общественных процессов на первое место выходит именно профессиональное суждение специалиста. Прописать сегодня готовый рецепт-инструкцию оказывается все труднее, поскольку многообразие бизнес-процессов не вписывается в рамки инструкции. Поэтому важнейшие решения все-таки должны приниматься несколькими профессионалами своего дела — коллегией, что позволит минимизировать отрицательный эффект от новаций.

Возьмем, например, сферу образования. В последнее десятилетие здесь произошли как минимум две крупных реформы, о необходимости которых

до сих пор спорят: введение ЕГЭ и переход сначала на двух-, а теперь и трехуровневую систему высшего образования. Неужели десять лет назад не была очевидной необходимость слежения за проведением единого государственного экзамена? Неужели и сегодня не является очевидным провал идеи с обязательным введением бакалавриата и магистратуры в регионах. И почему все-таки по отдельным направлениям подготовки сохраняется прежняя система — специалитет, в то время как по большей части введен бакалавриат? Может быть, как раз это та сфера, в которой решение должно было оставаться за самим вузом? На взгляд авторов, проблемы многих сфер проистекают из того, что хорошие, даже отличные, менеджеры начинают руководить теми сферами, структура которых для них до поры до времени неизвестна. Авторы статьи глубоко уверены, что выражение: «Талантливый человек талантлив во всем», — это не более чем красивая фраза, которая выполняется в 1 % случаев, а в остальных 99 % просто не работает. И талантливый, и успешный менеджер в автосалоне не обязательно будет столь же успешен в здравоохранении или образовании.

В настоящее время вопросам использования профессионального суждения при принятии решений в какой-либо области уделяется значительное внимание. Л. З. Шнейдман считает, что профессиональное суждение — это мнение, заключение определенного лица, являющееся основанием для принятия им решения в условиях неопределенности6. Е. М. Гутцайт рассматривает профессиональное суждение как обобщение представлений о доказательстве в точных науках на случай, когда приходится привлекать и интуицию, но эта интуиция не основывается на чистой догадке, а подкрепляется опытом и информацией в рассматриваемых вопросах7. В данном случае делается достаточно важное указание на то, что профессиональное суждение основано на опыте субъекта, а не на его догадках, однако применяется оно в условиях неопределенности.

Применительно к бухгалтерскому учету Я. В. Соколов и Терентьева Т. О. рассматривают профессиональное суждение бухгалтера как мнение, добросовестно высказанное профессиональным бухгалтером о хозяйственной ситуации и

6 Шнейдман Л. З. При решении многих вопросов МСФО предлагают руководствоваться профессиональным суждением. Что это означает? // Финансовая газета. 2001. № 44. С. 3.

7 Гутцайт Е.М. Аудиторская проверка с позиций теорий принятия решения в условиях неопределенности // Аудиторские ведомости. 2001. № 8. С. 24.

полезное как для ее описания, так и для принятия действенных управленческих решений8.

С. А. Николаева указывает, что профессиональное суждение представляет собой обоснованное мнение профессионального бухгалтера относительно способов квалификации и раскрытия достоверной информации о финансовом состоянии, финансовых результатах организации и их изменении. Оформляемое как система документов, включаемых в учетную политику организации, профессиональное суждение является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы бухгалтерского учета и отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства9.

Под профессиональным суждением авторы подразумевают обоснованную точку зрения специалиста, отражающую уровень его знаний, квалификации и опыта работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений при обстоятельствах, когда однозначно определить порядок действий не представляется возможным. В том случае, если решение какого-либо вопроса регулируется соответствующим регламентом, определяющим порядок формирования информации об объекте, отсутствуют обстоятельства, вызывающие необходимость использования профессионального суждения, так как последнее должно применяться в условиях неопределенности.

Таким образом, необходим синтез знаний, квалификации и опыта, что и обеспечит необходимый уровень коллегиальности и компетентности. Можно ли утверждать, что управление деятельностью всех учреждений включает все приведенные выше составляющие? Очевидно, что далеко не всегда, причем даже на самом высоком уровне управления.

Показателями, характеризующими выполнение данного принципа, являются:

— общее количество случаев выработки коллегиального суждения по вопросам управления бюджетным учреждением;

— стоимостная оценка событий, явившихся следствием выработки коллегиального решения и т. п.

8 Соколов Я. В., Терентьева Т. О. Профессиональное суждение бухгалтера: итоги минувшего века // Бухгалтерский учет. 2001. № 12. С. 66.

9 Николаева С. А. Профессиональное суждение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 12. С. 50.

Четвертый принцип — дисциплина, предполагающая подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку. Наверное, с реализацией данного принципа в современных учреждениях сложилась достаточно благополучная ситуация, как и в целом с нормами трудового права в стране. Конечно, проблемные места есть и в содержании Трудового кодекса Российской Федерации, однако, по крайней мере, основные вопросы данной ветви законодательства урегулированы. Конечно, нарушения трудовой дисциплины встречаются, более того, нередко совершаются и должностные преступления, но то обстоятельство, что важность дисциплины, в том числе и профессиональной, не отрицается, — это очевидно. Более того, во многих профессиях разработаны не только нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность, но и своеобразные кодексы этики, соблюдению положений которых уделяется не меньшее внимание, чем соблюдению норм права.

Количественная оценка выполнения данного принципа является наиболее простой. Показателями, характеризующими этот процесс, являются общее количество случаев нарушения трудовой дисциплины, последствия возникновения фактов нарушения дисциплины, продолжительность простоев (потерь рабочего времени), связанных с нарушением дисциплины.

Пятый принцип — справедливое отношение к персоналу, а также Двенадцатый принцип — вознаграждение за производительность — направлены на поощрение труда каждого работника.

Применительно к деятельности учреждений, осуществляющих социально значимые расходы, можно говорить скорее о выполнении данного принципа, нежели о его игнорировании. В частности, об этом говорит политика в части регулирования вопросов оплаты труда, установления стимулирующих выплат за конкретные трудовые достижения в бюджетных учреждениях, т. е. отход от уравнительного распределения, существовавшего еще несколько лет назад. Конечно, возможно, что во внутренних системах рейтингов, которые используются при распределении стимулирующего фонда, существуют недостатки, может быть, имеет место и коррупционная составляющая, но говорить, что попыток справедливого вознаграждения не предпринимается, все-таки нельзя. При этом положительным следует признать именно стремление к осуществлению стимулирования к показателям, достигнутым по качеству, а не только по количес-

тву. Например, при составлении рейтинга преподавателей по-разному учитываются публикации в центральных изданиях и публикации, выпущенные в сборниках учебных заведений.

Таким образом, данный принцип также можно считать скорее реализованным в управлении бюджетными учреждениями. При этом отметим, что оценка эффективности расходов на оплату труда является достаточно глубоко проработанным вопросом в рамках комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности. Однако ряд проблем проведения соответствующих расчетов применительно к деятельности учреждений существует, при этом ключевая из них — проблема выявления показателя, характеризующего эффективность деятельности учреждения в натуральном или стоимостном выражении. Определив такой показатель, останется сопоставить с показателями его динамики показатели динамики расходов на оплату труда — это и будет самым простым способом оценки выполнения стимулирующей функции оплаты труда.

Шестой принцип — быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями. Поскольку данное исследование выполнено автором, который считает себя специалистом в области бухгалтерского учета, приведем лишь высказывание Г. Эмерсона, посвященное оценке им роли бухгалтерского учета (принцип 6) в эффективном функционировании: «...Как бы детальна и точна не была бухгалтерия, сама по себе она производительности создать не может. Ее идеалы — это дебетование, кредитование и сальдирование, да еще наличие оправдательных документов на каждую запись. Никаких норм, кроме норм, уже достигнутых в прошлом, бухгалтерия выставить не может; единственная непроизводительность, которую она способна вскрыть, — это недостижение тех результатов, которые уже достигались в прошлом. Ни создавать надлежащие нормы производительности, ни добиваться их осуществления бухгалтерия не способна. Однако без того или иного вида бухгалтерии не работает и не может работать ни одно современное предприятие.» 10. Наверное, это лучший ответ тем специалистам-менеджерам, кто думает, что бухгалтерский учет утратил свое значение, и, даже не осуществляя учетных процедур, можно добиться эффективного функционирования.

10 Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992. С. 58.

В последнее десятилетие учет в бюджетных учреждениях находится в стадии перманентного реформирования. Изменялся План счетов, Инструкции по ведению бухгалтерского учета в учреждениях, в результате чего в принципе можно констатировать наличие на сегодняшний день стройной системы учета в учреждениях различных типов. Но, к сожалению, нельзя не отметить и все еще достаточно большой закрытости информации бюджетной отчетности, а ведь она интересна не только контролирующим учреждения структурам, но и многим другим пользователям, в том числе клиентам этих учреждений. Представляется, что родители были бы не против увидеть отчетность образовательных учреждений, в которых учатся их дети, а пациенты — отчетность соответствующих лечебных учреждений. Поэтому, наверное, действительно, пришла пора говорить о возможном применении принципов Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для целей ведения учета и составления отчетности в секторе государственного управления. Неслучайно главной задачей Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу определила приведение принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным же инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере определены требования Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС).

Таким образом, если говорить об использовании учета как инструмента информационного обеспечения принятия управленческих решений руководителем, то можно констатировать, что на сегодняшний день соответствующая учетная система достаточно эффективна. Если же говорить об информационном обеспечении внешних пользователей, то здесь необходимы еще определенные шаги, в том числе в части создания системы информационных каналов доведения информации до пользователя, в качестве которых очевидно должна выступить сеть Интернет.

Что касается показателей для оценки качества организации и ведения бухгалтерского учета, то

этот вопрос достаточно хорошо изучен в рамках аудита, при котором проверка качества учетной системы является одной из основных процедур.

Седьмой принцип — диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива. При этом сам Эмерсон описал этот принцип достаточно обтекаемо, указав лишь, что «диспетчерство, подобно всем прочим принципам, представляет собой область науки управления, некоторую часть планирования; но хотя глаз и различает его, как отдельный камешек мозаики, на ощупь оно должно быть неосязаемо, как тот же камешек» 11. При этом наилучший современный аналог диспетчерования — это определенная интегрированная система внутреннего учета, анализа и контроля, т. е. в общем все то, что сегодня вкладывается в понятие «оперативный контроллинг». При этом приведем еще одну цитату Эмерсона, иллюстрирующую на понятном примере важность диспетчерования: «Практика показала, что лучше диспетчировать хотя бы и ненормированную работу, чем нормировать работу, не диспетчируя ее. Здесь дело обстоит так же, как и в службе движения, где лучше диспетчировать поезда, хотя бы и не по расписанию, чем пускать их по расписанию, но потом не диспетчировать ход» 12.

Действительно, собственно нормирование, которое обозначено Эмерсоном также в качестве одного из принципов и будет описано ниже, еще отнюдь не является гарантией эффективной деятельности, поскольку как случаи отклонения от норм, так и необходимости изменения норм, встречаются достаточно часто. А значит, процесс деятельности необходимо постоянно отслеживать — диспетчи-ровать.

Реализуется ли данный принцип в практике деятельности учреждений? Ответить однозначно на этот вопрос достаточно тяжело, так как в большинстве случаев диспетчирование — это не столько внешняя надзорная функция, сколько именно внутреннее оперативное управление. Поэтому в данном случае все зависит скорее от руководителя учреждения, от стиля управления, который им реализуется, наконец, от сферы деятельности учреждения. Но все-таки, имея определенный опыт работы в бюджетном учреждении, можно

11 Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992. С. 74.

12 Там же.

сказать, что значимых проблем, препятствующих внедрению системы оперативного контроллинга в учреждениях, в общем-то нет.

Восьмой принцип — нормы и расписания, позволяющий точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери, а также Десятый принцип — нормирование операций, предлагающий установление времени и последовательности выполнения каждой операции.

Пожалуй, это именно те принципы, про которые с уверенностью можно сказать, что вся работа учреждений бюджетной сферы строится именно на них, начиная от установления и принятия лимитов бюджетных обязательств и заканчивая вообще просто всей схемой функционирования бюджетного учреждения. Другое дело, что все-таки процесс нормирования деятельности бюджетного учреждения должен обладать определенной гибкостью, так как предельно жесткие нормы иногда приносят не столько пользу, сколько вред. Поскольку изначально еще до начала финансового года предугадать размер расходов по каждой статье — не то что сложно, но, возьмем на себя смелость утверждать, — вообще нереально, а совпадение сумм получается либо в результате определенных манипуляций с цифровым материалом, либо достигается случайным образом. И если такие статьи расходов, как расходы на оплату труда, еще могут поддаваться прогнозированию с учетом штатного расписания, то прогнозирование величины расходов на ремонт — занятие очень неблагодарное, особенно в том случае, если при планировании сумм на будущий год отталкиваться от фактических сумм предшествующего периода.

Однако моментально существующей системы не изменить, и, в принципе, можно констатировать, что свою жизнеспособность она доказала. Но еще раз заметим, что жесткость норм в учреждениях отдельных видов экономической деятельности — это нонсенс, поскольку в ряде случаев период финансового планирования даже не совпадает с основным «технологическим циклом». Наиболее ярким примером такого рода учреждений являются образовательные учреждения, где рубикон технологического цикла приходится на середину финансового года, причем масштабы следующего технологического цикла предсказуемы лишь отчасти. Ведь в определенной степени расходы образовательного учреждения будут определяться численностью обучающихся в следующем учебном году, который начнется через определенное время после начала текущего финансового года, а значит,

один из ключевых параметров, от которого будут зависеть расходы, на момент составления бюджета является неопределенным. Именно поэтому будущее системы нормирования авторы статьи видят в придании ей определенной гибкости.

Вопросы оценки выполнения норм и нормативов широко рассмотрены в рамках различных научных направлений, в том числе, например, в рамках управленческого учета. А в рамках экономического анализа существуют подходы, позволяющие оценить влияние следования нормам на основные показатели эффективности деятельности.

Девятый принцип — нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты. В одной из своих более ранних публикаций авторы статьи уже анализировали вопрос сущности эффективности, в том числе экономической эффективности, применительно к деятельности бюджетного учреждения13. Здесь лишь заметим, что критерий эффективности — это не обязательно соотношение доходов и расходов — это лишь один из вариантов соотношения, пусть и достаточно важный. Именно соотношение времени, затрат и результата, а также начальных условий, при которых этого результата удалось достичь, — вот наиболее общая формула эффективности, которая опять-таки очень четко увязывается с приведенной авторами выше трактовкой первого принципа:

— что должно быть достигнуто — результат деятельности;

— когда должно быть достигнуто — время осуществления деятельности;

— где должно быть достигнуто — при каких начальных и текущих условиях;

— как должно быть достигнуто — при каких расходах на достижение результата.

Изучив только систему соотношений:

— результат — время;

— результат — условия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— результат — расходы,

можно будет сделать обоснованный вывод об эффективности деятельности учреждения. Поэтому ошибочны подходы, направленные на достижение результата любой ценой. В этой связи можно считать оправданным, когда результаты деятельности или реализации какой-либо программы определя-

13 Слободняк И. А., Таровых А. О. К вопросу о сущности категории «эффективность» // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18, 19.

ются не в стоимостном выражении, а с использованием какого-либо натурального показателя — целевого ориентира. Но в то же время совершенно очевидно, что даже у одноплановых учреждений, функционирующих в различных условиях, целевые ориентиры должны быть различными. В этой связи усовершенствованную систему мониторинга деятельности вузов, когда все-таки различаются ориентиры для вузов центральный регионов и, например, сибирских регионов, а также головных вузов и их филиалов, можно считать более соответствующей этому принципу. Но и это не должно быть последним шагом в мониторинге. В идеале каждое учреждение должно иметь свои уникальные целевые ориентиры, достижение которых и должно отслеживаться. Ведь изначально все вузы находились и продолжают находиться в разных условиях, а потому оценивать их, установив лишь небольшую градацию показателей, — не совсем верно. Ведь естественно, что вузы с изначально более высоким рейтингом и имиджем, который сформировался годами, в том числе еще во время существования СССР, являются более привлекательными для абитуриентов соответственно с более высоким уровнем подготовки, а в регионах остаются абитуриенты с более низким средним баллом. Однако навряд ли этот критерий говорит именно об эффективности работы самого вуза. Результатом может быть оценка прогресса этих студентов уже за время обучения, уровень полученных ими знаний. Иначе локальное, и даже региональное, образование может быть просто полностью ликвидировано.

Наконец, государство также отчасти должно нести ответственность за нормализацию условий, так как, если анализировать, например, ту же проблему книгообеспеченности, то одну ситуацию мы имеем, когда деньги выделяются, а необходимый уровень не формируется, и совсем иная ситуация имеет место тогда, когда показатель не сформирован именно по причине отсутствия финансирования.

Но, в общем и целом, систему мониторинга качества оказываемых социально значимых услуг с использованием набора показателей, которая применяется на современном этапе, можно оценить как функционирующую, но имеющую все предпосылки для дальнейшего развития.

Одиннадцатый принцип — письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ. Можно сказать, что это та основа, которая была создана в советские годы, но, к сожалению, во

многом утрачена сегодня. Поскольку, даже если авторы проанализируют содержание российских положений по бухгалтерскому учету, то пока это все-таки именно инструкции. Как противоположность им выступают МСФО, которые являются скорее принципами учета, предоставляя учетному работнику гораздо больше свободы в выборе вариантов действий. В результате, переход к использованию МСФО в России не только в бюджетной, но и коммерческой сфере натыкается на множество проблем, в том числе и в области менталитета субъектов. Так как, если мы говорим о надзоре и контроле со стороны государства за деятельностью организаций и учреждений различных типов, то положения, которые будут подлежать контролю, должны быть именно правилами, а не какими-то общими фразами.

Та же ситуация имеет место и с регламентацией конкретных видов деятельности учреждений, поскольку в ранее действовавших стандартах образования были достаточно детально прописаны и предметы, которые должны преподаваться, и основные разделы, которые должны быть изучены в рамках каждой дисциплины. Современный компетентностный подход тоже имеет свои преимущества, однако, если авторы говорят о едином мониторинге качества знаний выпускников вузов, который будет проводиться по единым измерительным материалам, то учреждение, оказывающее образовательные услуги, безусловно, должно знать, какие вопросы включить в программы дисциплин, особенно в условиях, когда компетенции сформулированы предельно общими фразами в ФГОС.

Конечно, диктовать каждый шаг, лишив при этом всяческой свободы исполнителя, тоже неверно. Это может привести к явлению, получившему в истории название «итальянская забастовка», которая заключается в предельно строгом исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы. Считается, что такой метод забастовочной борьбы весьма эффективен, так как работать строго по инструкциям практически невозможно, и вкупе с бюрократическим характером должностных инструкций и невозможностью учесть в них все нюансы производственной деятельности такая форма протеста приводит к существенному спаду производительности и, соответственно, к крупным убыткам14.

14 иЖЬ: http://m.wMpedia.org/wiki/Итальянская_забастовка.

Следовательно, необходимо стараться найти золотую середину между правилами, которые носят инструктивный характер, и определенной свободой, которая позволяет конкретному исполнителю проявить личные суждения, навыки, воспользоваться опытом. И в этой связи, по мнению автора, тот опыт, который накоплен в бухгалтерском учете, когда в учетной политике прописываются применяемые самостоятельно выбранные варианты учета, в общем, представляет приемлемый вариант, и этот опыт может быть использован и в иных сферах, естественно, с учетом их специфики. Но, конечно, если сравнить количество жестко урегулированных вопросов в бухгалтерском учете и количество вопросов, по которым возможен выбор вариантов, то естественно, что соотношение явно в пользу четко прописанных вопросов.

Подведем итог данного исследования. Очевидно, что не все из описанных выше принципов эффективности Эмерсона выполняются. Конечно, степень выполнения принципов всеми учреждениями нельзя подвести к некоторому ответу-штампу, который бы позволил утверждать авторам, что, например, 70 % принципов эффективности деятельности учреждения выполняются, а 30 % — не выполняются. Однако одно очевидно: все принципы, сформулированные Эмерсоном более 100 лет назад, действительно остаются актуальными и сегодня и являются необходимым условием эффективности деятельности учреждения, а не только коммерческой организации. Но вот являются ли эти принципы достаточным условием эффективности деятельности? Наверное, все-таки нет. За 100 лет общественное устройство не могло не измениться. Эмерсон ничего не говорил о применении инновационных технологий, а сегодня без их применения вряд ли какую-либо деятельность можно признать успешной. Нет в его принципах и указания на информационную составляющую успеха, а сегодня информация — это важнейший стратегический ресурс. Однако без выполнения необходимых условий просто нет смысла говорить о достаточных, поэтому то, что следование принципам эффективности Эмерсона при управлении

бюджетным учреждением необходимо, по мнению авторов, доказанный факт. Это своего рода аксиомы для каждого руководителя учреждения, которыми необходимо руководствоваться при принятии как стратегических, так и оперативных управленческих решений.

Список литературы

1. Гутцайт Е. М. Аудиторская проверка с позиций теорий принятия решения в условиях неопределенности // Аудиторские ведомости. 2001. № 8. С. 24.

2. Коркина Н. И., Соловьева Н. А. Научные основы комплексного экономического анализа. Красноярск, 2002. 35 с.

3. Николаева С. А. Профессиональное суждение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 12. С. 50

4. Слободняк И. А. К вопросу о сущности категории «эффективность» / И. А. Слободняк, А. О. Та-ровых // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18. С. 59—68; 19. С. 56—64.

5. Слободняк И. А. Методика оценки качества учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 9. С. 19—29.

6. Слободняк И. А. Методология формирования информации бухгалтерской управленческой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 44. С. 17—25.

7. Соколов Я. В., Терентьева Т. О. Профессиональное суждение бухгалтера: итоги минувшего века // Бухгалтерский учет. 2001. № 12. С. 66.

8. Шнейдман Л. З. При решении многих вопросов МСФО предлагают руководствоваться профессиональным суждением. Что это означает? // Финансовая газета. 2001. № 44. С. 3.

9. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992. 112 с.

10. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Итальян-ская_забастовка.

11. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Диспан-серизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.