Библиографический список
1. Аполлодор. Мифологическая Библиотека // Литературные памятники. - Л., 1972.
2. Бонар, А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона. - Ростов-на-Дону, 1994.
3. Гомер. Илиада. - М., 1960.
4. Колпинский, Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции // Памятники мирового искусства. - М., 1970.
5. Лазарев, М. Дмитрий Бисти // Искусство Советского Союза. - Л., 1982.
6. Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957.
7. Маркиш, С. Путь к Гомеру // Библиотека всемирной литературы. Гомер. Илиада. Одиссея. - М., 1967.
8. Чистякова, Н.А. История античной литературы / Н.А. Чистякова, Н.В. Вулих. - М., 1972.
9. Шталь, И.В. Греческий архаический эпос: космос, боги, люди // О происхождении богов. - М., 1990.
Bibliography
1. Apollodor. Mifologicheskaya Biblioteka // Literaturnihe pamyatniki. - L., 1972.
2. Bonar, A. Grecheskaya civilizaciya. Ot Iliadih do Parfenona. - Rostov-na-Donu, 1994.
3. Gomer. Iliada. - M., 1960.
4. Kolpinskiyj, Yu.D. Iskusstvo ehgeyjskogo mira i Drevneyj Grecii // Pamyatniki mirovogo iskusstva. - M., 1970.
5. Lazarev, M. Dmitriyj Bisti // Iskusstvo Sovetskogo Soyuza. - L., 1982.
6. Losev, A.F. Antichnaya mifologiya v ee istoricheskom razvitii. - M., 1957.
7. Markish, S. Putj k Gomeru // Biblioteka vsemirnoyj literaturih. Gomer. Iliada. Odisseya. - M., 1967.
8. Chistyakova, N.A. Istoriya antichnoyj literaturih / N.A. Chistyakova, N.V. Vulikh. - M., 1972.
9. Shtalj, I.V. Grecheskiyj arkhaicheskiyj ehpos: kosmos, bogi, lyudi // O proiskhozhdenii bogov. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 10.01.13
УДК-781
Jabrayilzada S.G. F. SHOPEN'S PERFORMING TRADITIONS IN A CLASS OF PROFESSOR O.G.ABASKULIYEV.
The article investigated performing traditions of compositions by F.Shopen in pedagogical activity of the honored worker of arts of Azerbaijan, the professor of the Baku Musical Academy after name U. Gadjibeyli Oktay Guseynovich Abaskuliyev. The author considers characteristic to his pedagogical style criteria in interpretation of F. Shopen compositions.
Key words: The honored worker of arts of Azerbaijan professor Oktay Guseynovich Abaskuliyev, his pedagogical approach to interpretation of F.Shopen compositions.
Севиндж Гашим гызы Джабраилзаде, ассистент-стажёр Бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибейли, г. Баку, Е-mail: [email protected]
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ Ф.ШОПЕНА В КЛАССЕ ПРОФЕССОРА О.Г. АБАСКУЛИЕВА
В статье исследуются исполнительские традиции сочинений Ф. Шопена в педагогической деятельности заслуженного деятеля искусств Азербайджана, проф. Бакинской музыкальной академии им. Уз. Гаджибейли Октая Гусейновича Абаскулиева. Автор рассматривает характерные его педагогическому стилю критерии в интерпретации шопеновских сочинений.
Ключевые слова: Заслуженный деятель искусств Азербайджана профессор Октай Гусейнович Абаску-лиев, его педагогический подход к интерпретации шопеновских сочинений.
Яркий представитель азербайджанской фортепианной школы, заслуженный деятель искусств, проф. Октай Гусейнович Абаскулиев на протяжении пятидесятилетней педагогической деятельности, прививает своим студентам любовь, понимание и умение исполнять сочинения Ф. Шопена.
Большой опыт в интерпретации музыки выдающегося музыканта он приобрёл, обучаясь в Азербайджанской государственной консерватории в классе проф. М.Р Бреннера и в аспирантуре Московской государственной консерватории в классе проф. Я.И. Мильштейна. Эти бесценные исполнительские традиции, заложенные выдающимся русским пианистом и педагогом К.Н. Игумновым были продолжены и стали фундаментом его методического подхода к интерпретациям сочинений Ф. Шопена.
Особое место в работе над произведениями Ф. Шопена он уделяет полифоническому и логическому построению фразировки. По мнению О.Г. Абаскулиева, «в процессе исполнения шопеновских произведений, главным является построение фразы, потому что шопеновская фраза очень необычна, она настолько гибка, настолько органично впаяна во всю фортепианную фактуру, что изучать её и строить фразы Шопена - это глубоко творческое и, вместе с тем увлекательное занятие. Она должна быть одновременно выстроена логически и в то же время в музыкальном плане не должна терять дух импровизационности. Это, то самое “чуть-чуть”, которое знакомо исполнителям, и которое так трудно достичь» [1, с. 28].
Особенно сложным в интерпретации произведений Ф. Шопена проф. считает артикуляцию, которая зависит от всего комплекса пианистического мастерства студента. Её выразительность и импровизационная содержательность обусловлена технической и музыкальной развитостью пианиста, умением слушать и слышать себя. Успешность познания и владение данным умением О. Абаскулиев видит в очень раннем и своевременном изучении-исполнении сочинений Ф. Шопена, он считает, что его сочинения можно и нужно играть в раннем возрасте, соответственно доступные уровню обучающегося. Данный исполнительский опыт активизирует развитие музыкальности, эстетического вкуса и интеллектуального богатства.
Ещё профессор отмечает важность звучания, прикосновения к инструменту, в которой должна присутствовать некая теплота, создающая эффект задушевности и искренности исполнения. Также выделяет умение вникать в суть исполняемого произведения, чувствовать и становиться в некотором роде соавтором композитора. Профессор приветствует в исполнении, например, отклонения в звучании, изменение указанных композитором нюансов, если они звучат художественно убедительно, так как иногда кульминация выраженная на р может произвести большее впечатление, чем выраженная на f. В музыке Ф. Шопена говорит он, почти всегда конец одной фразы напрямую связан с началом другой, поэтому недопустимо её дробление.
По его мнению, исполнение миниатюры или крупного развернутого произведения одинаково сложно и ответственно, так как каждая обладает спецификой музыкальной драматургии. Нередко интерпретация миниатюры по яркости выражения и богатству настроений становятся более сложной, так как в предельно сжатом объёме воплощаются глубокое по значимости музыкальное содержание. Исполнительская трактовка крупных сочинений Ф. Шопена сложна тем, что требует логически обоснованной драматургии и концептуальной целостности, создание которой осуществляется пластами. Одинаково сложными в этом плане являются как малая так и крупная шопеновская форма: мазурки, прелюдии, баллады, скерцо, концерты. Например, цикл прелюдий профессор советует исполнять целиком, или хотя бы блоком по 6 прелюдий, так как такой подход способствует полноценному и глубокому исполнительскому осознанию крупной формы, состоящей из самостоятельных миниатюр-образов, объединённых по принципу контраста. Воспитание такого умения интенсивно и всесторонне развивает общее пианистическое мастерство музыканта.
О. Абаскулиев уверен, что в интерпретации Ф. Шопена каждый профессиональный пианист должен найти себя. Знакомство и проникновение в глубину шопеновских произведений активно способствует развитию навыков звукоизвлечения, богатству пианистического туше, мастерству исполнения шопеновского legato и также осознанию специфической агогики композитора - tempo rubato. На первом этапе изучения произведений профессор не рекомендует своим студентам прослушивать различные интерпретаторские записи, советуя найти свою индивидуальную исполнительскую концепцию и ни в коем случае не подражать существующим трактовкам. В дальнейшем прослушивание шопеновских записей помогает более осознанному сравнению и анализу. В качестве художественно ценных испол-
нительских образцов профессор советует слушать записи таких выдающихся пианистов, как Артур Рубинштейн, Лев Оборин, Марта Аргерих и Белла Давидович.
Особые требования профессор предъявляет к изучению нотного текста, его максимально внимательному анализу, в котором скрыты многие секреты понимания и осознания шопеновской исполнительской эстетики и стиля, способствующие в дальнейшем успешности интерпретации произведения. Очень важным Октай Гусейнович считает работу над шопеновским туше, навыки которого во многом определяются пианистической пластикой. По его мнению «При исполнении произведений Шопена рука должна быть очень гибкой. Что касается прикосновения пальцев, то я считаю, что в пианизме экономность движений играет колоссальную роль. Пальцы не должны болтаться в воздухе. Они должны опираться на клавиши настолько, насколько это необходимо, чтобы клавиши вернулись в исходное положение. Помимо этого, очень важно, чтобы кисть опережала движения пальцев. Фактура Шопена своеобразна, она рассчитана на очень гибкую и умную руку» [1, с. 29].
В классе профессора О. Абаскулиева постоянно изучается фортепианное наследие Ф. Шопена. Выбор исполнительского репертуара для студента осуществляется им на основе глубокого познания его музыкальной, психологической и пианистической индивидуальности. Он уверен, что? познавая и приветствуя её, тем самым обогащает свой педагогический опыт. Каждая талантливая интерпретация Ф. Шопена ярко одарённой личностью студента, является ещё одной новой страницей в его огромной педагогической биографии. «Со студентами своего класса, не раз разучивая третью фортепианную сонату, я каждый раз поражаюсь индивидуальности и своеобразию её восприятия пианистами. Сколько можно найти в ней сугубо шопеновских полифонических моментов! Недаром сам Шопен считал своими кумирами Моцарта и Баха: от Моцарта у него чистота, светлость, лёгкость, изящество, аристократизм, а от Баха -глубина, умение с помощью тончайших подголосков проводить какую-то линию. Поиск этих подголосков - занятие интересное и творческое, потому что каждый раз можно находить что-то совершенно новое» [1, с. 28].
Из своих студентов - ярких интерпретаторов музыки Ф. Шопена Октай Гусейнович выделяет Лауреата республиканских и международных конкурсов Аян Салахову, которая в настоящее время продолжает своё музыкальное обучение в Лондоне, а также свою бывшую студентку и аспирантку Хадиджу Рза-еву. В декаду 200-летия со дня рождения Ф. Шопена выпускница его класса Агаева Фидан исполнила 4 баллады на сцене Большого зала БМА им. У. Гаджибейли.
Среди азербайджанских пианистов интерпретаторов Ф. Шопена Октай Гусейнович выделяет исполнение Баллады №4 g-шоИ Народным артистом Азербайджана Фархадом Бадалбей-ли, Концерта № 1 e-moll Мурадом Адыгезалзаде, Полонеза As-dur Мурадом Гусейновым, также отмечает исполнительскую и педагогическая деятельность доцентов БМА Эльнары Кеберлин-ской и Мамеда Кулиева.
В 2010 году Октай Гусейнович был приглашён членом жюри на Юбилейный Шестнадцатый Международный конкурс им. Ф. Шопена в Варшаве. Среди членов жюри конкурса была всемирно известная пианистка Белла Михайловна Давидович - воспитанница азербайджанской фортепианной школы, которая в восемнадцать лет стала лауреатом первой премии этого конкурса, а в дальнейшем постоянным членом жюри. Она высказала пожелание, о том, что представители азербайджанской фортепианной школы могли бы достойно участвовать на столь престижном международном уровне. Обобщая результаты конкурса, О. Абаскулиев отмечает его высокую ответственность, сложность и масштабность для участников: четь^ тура из которых первый отборочный, несмотря на краткий объём времени, по сложности не уступает последующим двум турам (на каждом -часовая концертная программа), а последний четвертый тур -исполнение концерта с оркестром. Члены жюри приветствовали не только исполнительское мастерство шопеновской программы, но и индивидуальность, художественную убедительность её интерпретации. Юбилейный конкурс оставил в памяти профессора О. Абаскулиева неизгладимое впечатление: высокая культура организаторского проведения и исполнительское мастерство участников, в программе которых прозвучали все произведения композитора.
Октай Гусейнович особо отметил, что на последний заключительный тур прошли четыре представителя Российской пианистической школы: Ю. Авдеева, Д. Трифонов, Н. Хозяинов и Л. Генюшас.1 Победительницей конкурса стала Юлия Авдеева, исполнение которой отличалось певучестью звучания, особым
прикосновением и блестящей технической подготовкой. С Рос- Обобщая своё отношение к искусству интерпретации Шо-
сийской исполнительской школой конкурировали многочислен- пена, Октай Гусейнович отмечает её классическое начало, идейные представители азиатских стран, исполнение которых отли- ную масштабность, трагедийность, лирическую утончённость,
чалось безупречностью выучки и блестящей технической подго- просветлённость, особую програмность,2 она настолько пиани-
товкой. Но при этом отсутствовала теплота и жизненность зву- стически индивидуальна, что к её интерпретации обращаются
чания, присущая российским пианистам. В целом, подчёркивая не все пианисты.
их мастерство, Октай Гусейнович отметил и исполнение авст- Профессор подчёркивает, что исполнение произведений Ф.
рийского пианиста Ингульфа Вундера, разделившего вторую Шопена помогает распознать и оценить настоящего музыканта.
премию с Лукасом Генюшасом. Он часто обращается к его музыке, музицирует, оставшись на-
Отмечая роль и значение исполнительских конкурсов, О. едине с собой, так как она помогает ему думать. По его мнению,
Абаскулиев подчёркивает их некоторую субъективность в про- восприятие и отношение к музыке выдающего музыканта кар-
цессе оценивании результатов, и вместе с тем, положительное, динально меняется с возрастом: в детстве, в юности, в молодоэффективное влияние на профессиональный рост и волевые сти и в зрелости Ф. Шопен всегда современен и необходим че-
качества участников. ловеческой личности.
Библиографический список
1. Кеберлинская, Э.Р Педагогические аспекты изучения фортепианных сочинений Ф. Шопена. - Баку, 2010.
Bibliography
1. Keberlinskaya, Eh.R. Pedagogicheskie aspektih izucheniya fortepiannihkh sochineniyj F. Shopena. - Baku, 2010.
Статья поступила в редакцию 24.11.12
УДК 781.43
Payson N.K. CONSTRUCTIVE-UNIT IN GREGORIAN CHANT'S INTONATION PROCESS (ONTOLOGYCAL ASPECT). A two-sound formation in descending order with a second between these sounds is said to be a constructive unit. It is a smallest melodic fragment having an intonation content. The author picks out an ontological aspect of the constructive units.
Key words: Gregorian chants, constructive units, ontological aspect of the constructive units, intonation fragment of the Gregorian chant, two-sound formation in descending order.
Н.К. Пайсон, ст. преп. каф. инструментального исполнительства Алтайского гос. университета,
г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ В ГРИГОРИАНСКОМ ХОРАЛЕ (ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Конструктивной единицей мы называем двухзвучное образование, имеющее интервальный объем, равный секунде с нисходящим вектором. Это кратчайший мелодический фрагмент, обладающий интонационным содержанием. Автор рассматривает онтологический аспект конструктивных единиц.
Ключевые слова: григорианские хоралы, конструктивные единицы, онтологический аспект конструктивных единиц, интонационный фрагмент григорианского хорала, двухзвучное образование в нисходящем порядке.
Григорианский хорал является памятником древнейшего периода музыкальной культуры человечества. Огромный корпус напевов, (в наше время их насчитывается около 4000), впервые был оформлен как собрание сакральных напевов папой Григорием Великим и широко распространился и достиг расцвета в эпоху христианизации Европы, который совпал с правлением Карла Великого Каролинга. Хорал сохранился благодаря охранительной традиции средневековой католической церкви, усилиями огромной армии переписчиков-монахов средневековых монастырей. Их титанический труд позволил современному музыковедению пользоваться аутентичным материалом, в котором можно наблюдать истоки музыкального формообразования в монодии, формирования интонационного процесса, его содержательной стороны в напевах.
Сборник К^^Е, материал которого лег в основу нашего исследования, принадлежит собранию Ватиканской библиотеки. Он включает 107 напевов Х-ХУ1 веков. Все напевы распределены в 18 Месс, включающие части ординариума Мессы. Кроме того, в отдельный раздел сборника вынесены 6 Кредо. Сборник предназначен для включения отдельных песнопений для проведения службы мессы в приходских церквах. Напевы выбираются по усмотрению приходских священников. Тексты в оригинале изданы в квадратной нотации, в невматической записи.
1 Л.Генюшас внук известной пианистки, профессора Петербургской консерватории Веры Горностаевой.
2 Например, кода Баллады №1 ассоциируется у О.Г. Абаскулиева с картиной гибели Помпеи.
3 Клеонид- древнегреческий музыкальный теоретик Ивека до н. э. Последователь Аристоксена. Предположительно автор трактата «Введение в гармонию».
Для удобства работы с напевами они переведены нами в современную нотацию.
Данная статья является фрагментом исследования. В ней рассматривается вопроса об интонационных единицах в старинных одноголосных напевах корпуса григорианских хоралов. Интонационной единицей в григорианском напеве является конструктивная единица (КЕ), которая представляется нам категорией организованного языка, обнаруживаемого в интонационном процессе. Конструктивной единицей мы называем двухзвучное образование, имеющее интервальный объем, равный секунде с нисходящим вектором. Она представляет собой кратчайший интонационный фрагмент, несущий в себе смысловую нагрузку. Их связь, взаимное расположение и взаимодействие обеспечивает напряженность развития интонационного процесса. На основе анализа 107 григорианских хоралов, относящихся к эпохе средневековья, нами обнаружено 3 единицы, названные гравитационной конструктивной единицей (КЕг), сигнальной конструктивной единицей (КЕс) и кличевой конструктивной единицей (КЕк). Каждая из них имеет определенное ладовое положение, функциональную значимость, сформированную характером отношений элементов, образующих эти конструктивные единицы. Указанные характеристики найденных кЕ будут подробно обсуждены позже. В данной же работе мы касаемся вопроса онтологического содержания абстрактной конструктивной единицы, которое обусловливает ее выразительность.
На этом уровне мы воспринимаем и исследуем КЕ, как фрагмент напева, включенного в процесс формообразования, имеющий определенные перцептивные свойства. Эти свойства осознаются в процессе слухового наблюдения. Естественные законы, усвоенные наблюдателем в процессе жизненного опыта, находят отражение в онтологическом содержании КЕ. Вне наблюдателя с его опытом и пониманием законов природы, а так-