Научная статья на тему 'Методология изучения творчества Фридерика Шопена в курсе «История исполнительского искусства»'

Методология изучения творчества Фридерика Шопена в курсе «История исполнительского искусства» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1021
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННАЯ КУЛЬТУРА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курганская О. А.

Речь в данной статье идёт об особенностях исполнительского почерка Ф. Шопена и тех традициях исполнения его фортепианных сочинений, которые сложились в отечественной фортепианной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY THE STUDY OF THE WORK OF FREDERIC CHOPIN IN THE COURSE «HISTORY OF THE PERFORMING ARTS»

Discussed in this article are talking about the features of handwriting performing Chopin and traditions of the performance of his piano works that have been established in the domestic piano pedagogy.

Текст научной работы на тему «Методология изучения творчества Фридерика Шопена в курсе «История исполнительского искусства»»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

201

УДК 7.035

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ФРИДЕРИКА ШОПЕНА В КУРСЕ «ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО искусства»

О. А. Курганская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Речь в данной статье идёт об особенностях исполнительского почерка Ф. Шопена и тех традициях исполнения его фортепианных сочинений, которые сложились в отечественной фортепианной педагогике.

Ключевые слова: фортепианная культура, исполнительство, творчество.

Трудно переоценить значение для студента любой исполнительской специальности дисциплины «История исполнительского искусства». И, вместе с тем, в учебных планах пианистов музыкальных колледжей и вузов этому предмету отводится не так уж много учебных часов. Колоссальный объём материала: история развития фортепианной культуры, насчитывающей более чем 500-летнюю давность, изучение исполнительских стилей, педагогических школ, знакомство с творчеством выдающихся композиторов и исполнителей вынуждает педагога двигаться семимильными шагами, останавливаясь подробным образом лишь на отдельных моментах фортепианной истории. Одной из самых ярких страниц этой истории является творчество великого польского композитора и пианиста Фредерика Шопена. Как построить уроки, посвящённые его творчеству, чтобы в их скромных рамках максимально полно раскрыть перед студентами человеческий облик художника, противоречивый образ человека сильного духом и одновременно «хрупкого Шопена»? Как спланировать занятия, чтобы найти ответы на множество вопросов: в чём проявляются особенности шопеновского стиля? Почему, не смотря на огромную популярность его произведений, совершенную простоту изложения, Шопен считается одним из труднейших авторов фортепианной музыки? Откуда проистекает эта особая сложность? Интересными для обсуждения, связанными с прослушиванием музыкального материала, представляются вопросы исполнения музыки Шопена в разные исторические эпохи, в разных национальных школах и традициях.

За годы преподавания дисциплины «История исполнительского искусства» автор определил для себя наиболеецелесообразный и продуктивный путь знакомства студентов с творчеством Шопена, связав эту тему с изучением творческих портретов музыкантов, в чьём исполнительском наследии Шопен играет важную, порой ведущую роль. Таким образом, в ходе уроков, посвящённых творчеству Ф. Шопена, происходит одновременно знакомство с отечественными исполнительскими и педагогическими школами.

Основные вопросы, на которые следует найти ответ в ходе занятий - каков он, исполнительский почерк самого Шопена и кто из исполнителей ему наиболее близок?

202

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

Здесь студенты знакомятся с понятием «шопенист» и сами его раскрывают, говоря, что это музыкант, в чьём творчестве сочинения Ф. Шопена играют ведущую роль, кому особенно близка лирико - поэтическая основа произведений великого музыканта. Исполнительский стиль, манера игры «шопениста» должна соответствовать нашему представлению об исполнительском «почерке» самого Шопена. Педагог рекомендует студентам ознакомиться с воспоминаниями современников, которым довелось слышать игру великого музыканта или тесно общаться с его учениками - Ф. Листа, В. Ленца, А Хипкинса, Я. Клечинского, Д. Михаловского и др. Вот короткая цитата из книги Ф. Листа о Шопене: «...его игра принимала характер совершенно особенный, какого бы жанра музыку он ни исполнял: музыку танцевальную или мечтательную, мазурки или ноктюрны, прелюдии или скерцо, вальсы или тарантеллы, этюды или баллады. Он им сообщал какой то небывалый колорит, какую - то неопределённую видимость, какие - то пульсации, похожие на вибрации, которые не имели почти ничего материального, и были совсем невесомыми, действовали, как нам кажется, на наше существо помимо органов чувств... иной раз из под пальцев Шопена изливалось мрачное, безысходное отчаяние...»!1. Но главное, что подчёркивают все, кто имел счастье слышать игру Шопена - изящество и утончённость его игры, отсутствие резкого звука, тишайшее пиано, при котором, однако, каждая нота «ясна, как звук колокольчика». Сегодняшним юным исполнителям Шопена важно иметь в виду, что сам музыкантиспытывал неприязнь к чрезмерно громким звучностям, к жёсткому, напористому звуку, а мощь в его игре, по воспоминаниям современников, длилась «не больше, чем вспышка молнии». Певучесть игры была отличительным его качеством. «Шопен обладал чудесным искусством владеть звуком, видоизменять его, исключительной собственной манерой касаться клавиш, - писал известный

французский пианист и педагог А. Мармонтель, - он владел эффектами неуловимой текучести звука; секрет, которым обладал он один. Никто из пианистов до него не умел применять с такой гибкостью и искусством педали, чередуя их и используя обе одновременно»1 2. Влечение к простым и в то же время возвышенным мелодическим линиям он обнаруживал и как композитор и как исполнитель в процессе музицирования. Шопен прекрасно владел техникой игры рубато, с которой была тесно связана импровизационность, изменчивость и неожиданность его исполнения. Современники отмечали, что играя, он словно заново искал, создавал свою музыку, никогда не повторяя в точности одно и тоже.

И, конечно, говоря со студентами о Шопене, нельзя не упомянуть о качествах Шопена - исполнителя и человека, таких, как «камерность», скромность, тонкость и благородство, отсутствие артистического тщеславия и самолюбия. Безусловно, эти личностные качества отразились и в его игре, и в созданной им музыке.

Рассказывая студентам о первых встречах отечественных музыкантов и любителей музыки с произведениями Шопена, имеет смысл приоткрыть страничку истории нашей фортепианной культуры 20-х -40-х годов 19 столетия, когда важную роль в формировании национальной школы в России играли иностранные музыканты. Это известная в те годы польская пианистка М. Шимановская, которая первой исполнила музыку Ф. Шопена в России. Немецкий пианист и педагог Адольф Гензельт, чья игра, не смотря на некоторый консерватизм технических приёмов, лежащих в основе его пианизма, отличалась артистизмом, необычайно мягким

1Как исполнять Шопена. Вступительная статья, Засимова А.В. // М., 2005. С.236.

2Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция. // М., 1990. С. 31.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

203

туше,совершенством легато, тонкой шлифовкой пассажей, исключительным мастерством в области техники. Пьесы Ф. Шопена, и прежде всего этюды, составляли значительную часть его репертуара.

Ещё одно, как правило, новое для студентов имя, фигура, достойная упоминания среди первых исполнителей Шопена в России - Антон Герке. В его исполнении произведений Шопена современники ценили прежде всего «чувствительность игры», утончённость и изящество. Заслугой А. Герке, человека широких разносторонних интересов, было внедрение в фортепианный репертуар «новой музыки», новых авторов - не только Шопена, но и Мендельсона, Вебера, Шумана, Листа и др.

Распространению шопеновских произведений в России способствовали и многие другие музыканты, пользовавшиеся известностью в первой половине 19 века, чьи имена сегодня почти забыты. Почитателями музыки польского композитора были публицисты и музыкальные критики, сыгравшие свою роль в продвижении искусства Шопена в российском обществе.

Однако настоящая история Шопена в России начинается с Антона Рубинштейна. До него в музыке польского композитора российских дилетантов -исполнителей и слушателей привлекали меланхолия, сентиментальность, поэтическая дымка, чувственность, мечтательность, нежность. Рубинштейн впервые подчеркнул совершенно другие черты: «Трагизм, романтика, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простота - вообще все возможные выражения находятся в его сочинениях...»3.

Особенно важную роль в его неповторимых интерпретациях играло интонирование мелодий. Своеобразным, неподражаемым было искусство его фразировки. Современники отмечали глубину проникновения Рубинштейна в самые сокровенные тайны шопеновской поэтики, в каждую исполняемую мелодию и умение передать многообразие эмоций и чувств, которые они выражали.

Замечательным пропагандистом и интерпретатором произведений Ф. Шопена был и Николай Рубинштейн, пианистическое искусство которого отвечало высоким требованиям и традициям русской культуры. Пение на инструменте, мягкое туше, изящество, богатство интонационной выразительности, присущие игре Рубинштейна, роднили его с творчеством Шопена.

И ещё одно имя из той эпохи - Анна Есипова. Воспитанница польского пианиста, одного из крупнейших фортепианных педагогов второй половины 19 века, Теодора Лешетицкого, двадцать лет она преподавала в Петербургской консерватории. Высок был её авторитет как педагога и в Западной Европе. Ведущее положение Есиповой в тогдашнем преподавательском составе консерватории опиралось на большой авторитет известной пианистки, гастролировавшей в европейских странах и в США. Именно исполнение произведений Шопена критики считали её призванием. Так необходимый для исполнения Шопена и одновременно свойственный представителям русской исполнительской школы фортепианный звук определённого качества - певучий, красивый, тёплый, отличал её игру. Прикосновение к инструменту - мягкое, благородное. Тонкая нюансировка и лёгкая, жемчужная пассажная техника. А ещё - благородство и простота исполнения в сочетании со свободным ритмом.

К сожалению, исполнительская деятельность отмеченных выше музыкантов происходила в те годы, когда грамзапись не существовала, а в некоторых случаях

3 Рубинштейн А. Литературное наследие. М., 1983. Т. 1. С. 136.

204

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

только появлялась. Обо всех достоинствах и недостатках интерпретаций мы судим в основном по воспоминаниям современников, учеников, комментариям и литературным источникам. Обратить внимание студентов на эти материалы, привить потребность в их изучении и использовании в своей практической исполнительской деятельности - одна из задач преподавателя дисциплины «История исполнительского искусства». Именно благодаря этим источникам у студентов складывается представление об исполнительском стиле рубежа 19-20 столетий. Это выразительная, эмоционально заострённая, ритмически свободная игра. Сиюминутная,

непосредственно на эстраде рождённая трактовка сочинений, подчёркивающая импровизационный характер игры. Капризно сменяющие друг друга настроения, мелкие подробности текста, «расцвечивающие» фактуру, всплески эмоций и страстей. Порой эксцентричное поведение артиста на сцене, которое заставляло слушателя забыть об авторе сочинения, всё своё внимание переключив на исполнителя. Такая игра была характерна для указанного периода. Всё вышесказанное имеет отношение и к трактовкам произведений Ф.Шопена. Вместе с тем, такие мастера начала 20 века, как Есипова, Левин, Габрилович вошли в историю пианизма своим творческим индивидуально - личностным началом в игре и обогатили музыку Шопена открытиями и достижениями ценными и в наши дни.

Обычно особый интерес у студентов вызывает обсуждение рахманиновских трактовок произведений Шопена. Это прекрасная возможность для педагога поговорить о масштабах гениальности великого русского музыканта, о его исполнительском стиле, отличающимся упругой ритмической поступью, яркими динамическими контрастами, ослепительной виртуозностью, размахом и мощью. Но в преломлении к Шопену игру Рахманинова определяют слова Г. Нейгауза: «...в его исполнении... мне чудится помесь бледного бальзаковского юноши тридцатых годов с «широкой русской натурой» - почти немыслимая стилистическая антиномия!» .

Особого внимания в разговоре об исполнении шопеновских произведений в России заслуживает фортепианное искусство первой половины 20 века. Это время непосредственно связано с деятельностью таких мастеров, как К. Игумнов, Г Нейгауз, А. Гольденвейзер, С. Фейнберг, Л. Николаев и др. Каждый из них исполнительским и педагогическим творчеством сказал своё «слово о Шопене».

Свыше пятидесяти лет сам играл на эстраде и учил играть других Константин Николаевич Игумнов. Природе его исполнительского дарования очень близка была лирика Шопена, которого он любил, трактовал глубоко итонко. Вся музыкальная ткань шопеновских произведений в его исполнении была пронизана певучестью, игра трогала теплом, задушевностью и поэтичностью. Он не стремился поразить слушателя внешними эффектами, техническими трюками, фейерверком звучания. Вместе с тем не выносил манерности и сентиментальности. Особое внимание Игумнов обращал на педаль, которая у него следовала за изгибами мелодии и словно вибрировала. С интересом знакомятся студенты с практическими советами мастера об исполнении шопеновских произведений, опубликованными в книге «Пианисты рассказывают». Связать звуки без толчка, при исполнении кантилены стараться играть «подушечкой» пальца, его мясистой частью, ощущать дно клавиатуры при самом тишайшем пиано. Все эти и многие другие советы К. Игумнова важны и востребованы сегодняшними юными музыкантами. Многие качества, присущие исполнительской манере Игумнова, унаследовали его ученики - Л. Оборин. Я. Флиер,

О. Башнякович, К. Аджемов и другие. Полезной формой знакомства студентов с 4

4 Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. М., 1975. С. 201.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

205

этими яркими художниками являются небольшие доклады или презентации, освещающие творческие пути музыкантов. Так, Лев Оборин, чья игра отличалась ясностью и простотой, светлым лиризмом, обаятельной интеллигентностью, в истории отечественной фортепианной культуры считается своего рода первооткрывателем. Именно он в условиях царившего в буржуазной Польше недоброжелательства к советским артистам, благодаря своему огромному и необыкновенному таланту, стал победителем Первого международного конкурса имени Шопена в Варшаве в 1927 году.

Значительная роль в развитии отечественного фортепианного искусства принадлежит Генриху Нейгаузу, его ученикам и последователям - С. Рихтеру, Э. Гилельсу, Я. Заку, С. Нейгаузу. Е. Малинину, В. Крайневу и другим. Произведения Шопена в исполнении Г. Нейгауза покоряли слушателей романтическим пафосом и аристократизмом духа, эмоциональной виртуозностью и вдохновенным порывом, импульсивностью, внутренним беспокойством, экзальтацией чувств. Мастер точного слова, образных сравнений, Нейгауз и своей игрой вызывал у слушателей поэтические ассоциации, жизненные параллели и аналогии. Глубокий художник, Г. Нейгауз обобщал своей игрой философские, литературные идеи, разнообразные картины природы и многое из того, что не передаётся словами.

Непогрешимый вкус, отменный профессионализм, взвешенность замыслов и честное отношение к исполняемому автору были присущи Александру Борисовичу Гольденвейзеру - выдающемуся исполнителю и педагогу, чей класс прославили С. Фейнберг, Г. Г инзбург, Л. Ройзман, Т. Николаева, Д. Башкиров и др. Не смотря на то, что шопеновские программы часто появлялись в его афишах, по отзывам критиков, не они составили главные сценические достижения этого мастера. В мышлении Гольденвейзера ощутимо давал о себе знать рационально - аналитический компонент. «Много знать, чтобы правильно чувствовать музыку» - это положение, уходящее своими историческими корнями в педагогику Н. Рубинштейна, было близко и Гольденвейзеру. Его исполнение отличалось, как правило, метро-ритмической устойчивостью, некоторой скуповатостью педали, графичностью звуковых контуров. И вряд ли эти качества, столь несовместимые с нашим представлением о шопеновском творчестве, позволяют причислить Гольденвейзера, великого мастера фортепианной игры, к прирождённым «шопенистам». То же можно сказать и о его прославленном ученике - С. Фейнберге, «тысячевольтная» экспрессия, нерв и крайняя возбуждённость игры которого далеко уводили от «шопеновской «музы».

Таким образом, изучение творчества Ф. Шопена, которое составило важнейшую часть исполнительского наследия всех отечественных пианистов, даёт прекрасную возможность педагогу познакомить студентов с ведущими педагогическими и исполнительскими школами. Главный вывод, который делают студенты, подводя итог этим занятиям, заключается в следующем: в основе русской традиции интерпретации Ф. Шопена лежат общиепредпосылки русской фортепианной школы: культ фортепиано какинструмента с традиционно присущими ему выразительно-изобразительными ресурсами; предпочтение кантиленной

манеры фортепианной игры с характерным для неё плавным легато, мягкими, красивыми «безударными» звучаниями, тонкими педальными эффектами и т.д. Духовность исполнителя, художественно-образное его мышление, познание внутреннего мира человека, движений его души, «чувство правды», свойственное всему русскому классическому искусству.

206

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

Список литературы

1. Как исполнять Шопена. Вступительная статья, Засимова А.В. М.: Издательский дом «Классика -21». 2005.

2. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.. 1975.

3. Рубинштейн А. Литературное наследие. М., 1983. Т. 1.

4. Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.: «Музыка». 1990.

methodology the study of the work of Frederic

chopin in the course «history of the performing arts»

O.A. Kurganskaya

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

Discussed in this article are talking about the features of handwriting performing Chopin and traditions of the performance of his piano works that have been established in the domestic piano pedagogy.

Keywords: piano culture, performance, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.