Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "THE TEMPORAL VARIATIONS" ДЛЯ ГОБОЯ И ФОРТЕПИАНО Б. БРИТТЕНА'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "THE TEMPORAL VARIATIONS" ДЛЯ ГОБОЯ И ФОРТЕПИАНО Б. БРИТТЕНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОБОЙ / ВАРИАЦИИ / ЦИКЛ / ЗВУК / ИНТОНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бустекбаева Ж.Ж.

статья посвящена исполнительским особенностям гобоиста на примере сюиты Б. Бриттена «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано. Это произведение не столь популярно среди исполнителей, возможно, из-за того, что долгое время оно не было опубликовано. Однако «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано - сочинение очень яркое, выразительное, в котором гобоист может раскрыть свое техническое мастерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "THE TEMPORAL VARIATIONS" ДЛЯ ГОБОЯ И ФОРТЕПИАНО Б. БРИТТЕНА»

складываются самостоятельные области искусства, в них претворяются мифологических сюжетные модели.

Особый интерес представляет их трансформация в музыкальном творчестве. Взаимодействие мифа и музыки связано с двумя основополагающими принципами, а именно: выразительность образа и красота формы. И поэтому многие композиторы свои произведения основывали на древних мифах.

Список литературы

1. БоннарА. Греческая цивилизация. М.: Изд-во «Иностранная литература», 1958. 768 с.

2. Амбарян Э.Т., Галынина И.О. Овидий. Метаморфозы в XV книгах. СПб.: Вита Нова. 2003. 512 с.

3. Свидерская М. И. Творчество Аннибале Каррачи как историко-художественная проблема // Искусство Запада. М.: Сов. искусство, 1873. С. 122-135.

4. Ошеров С. Овидий. Метаморфозы. Публий Овидий Назон. 62 с.

5. Герцман Е. Музыка древней Греции и Рима. СПб.:1995. 328 с.

6. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Гипедгиз, 1957. 620 с.

7. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб.: Литера, 1998. 607 с.

8. Умнов М.И. Античный мир // Современный словарь-справочник. М.: Олимп, АСТ, 2000. С .16.

9. Грабарь-ПассекМ. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М.: Наука, 1966. 319 с.

10. Буслович Д.С. Мифологические, литературные и истерические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. Л., «Аврора», 1978. 158 с.

11. Буслович Д.С. Мифологические, литературные и истерические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. 2-е изд. Л., «Аврора», 1971. 287 с.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «THE TEMPORAL VARIATIONS» ДЛЯ ГОБОЯ И ФОРТЕПИАНО Б. БРИТТЕНА

Бустекбаева Ж.Ж.

Бустекбаева Жанна Жанадовна - магистр искусствоведческих наук, преподаватель, Предметно-цикловая комиссия: «Духовые и ударные инструменты», Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена исполнительским особенностям гобоиста на примере сюиты Б. Бриттена «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано. Это произведение не столь популярно среди исполнителей, возможно, из-за того, что долгое время оно не было опубликовано. Однако «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано - сочинение очень яркое, выразительное, в котором гобоист может раскрыть свое техническое мастерство.

Ключевые слова: гобой, вариации, цикл, звук, интонация.

В наследии Б. Бриттена есть оригинальные произведения для гобоя, часто исполняемые музыкантами. К ним относится «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано, по праву признанные шедеврами духовой музыки. Они раздвинули границы исполнительской техники на гобое и показательны как сочинения ХХ века.

Но зачастую исполнители сталкиваются с проблемой незнания содержания произведения Б. Бриттена, а литература по данному вопросу либо отсутствует, либо не

доступна. Кроме того, исполнительские особенности подробно не рассматривается исследователями. Но чтобы хорошо исполнить произведение, нужно знать его содержание, раскрыть программную основу, которая обусловливает музыкально-выразительные средства и исполнительские приемы. Необходимость в информации по исполнительским особенностям, ее связь с музыкой объясняет актуальность настоящей статьи. При написании статьи опорой послужили работы А. Таурагис [2], Л. Ковнацкой [3] по творчеству Б. Бриттена, Л. Энтелис [1], Р. Грубер [6], М. Biggam [8], М. Лобановой М [7].

«The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано состоит из девяти частей. Каждая обладает самостоятельной структурой и имеет свое название:

Таблица 1. Общий вид схемы «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано Б. Бриттена

Наименование частей Темпы Тональность Размер

1 Theme Andanterubato g-moll 4/4

2 Oration Lento quasi recitativo C-dur 4/4

3 March Allamarcia a-moll 12/8

4 Exercises Allegro molto e con fuoco C-dur 4/4

5 Commination Adagio con fuoco B-dur 4/4

б Chorale Molto lento a-moll 4/4

7 Waltz Allegretto rubato E-dur 3/4

s Polka Tempo di polka -Allegro D-dur 2/4

9 Resolution Maestoso d-moll 4/4

Вариации Б. Бриттена описываются жанровыми обозначениями и организованы по принципу сюиты. Сюитность была близка композитору как идея свободно-построенного цикла, с неограниченным количеством частей (в данном случае - до девяти). Особенностью композиции вариаций Б. Бриттена является то, что музыкальное содержание частей конкретизируются жанровыми обозначениями: марш, диалог, речитатив, скерцо, и т. д. При этом сами жанры интерпретируются предельно свободно.

Первая часть - экспозиция темы вариаций. Тема представляет собой индивидуализированный образ. В ее мелодической структуре сочетаются остро характерные интонации малой секунды и лирической сексты. Их настойчивое повторение усиливает выразительность: Пример №1

Andan rt rubato

Форма темы представляет собой период единого строения. Исполнительские трудности базируются в ритмической и интонационной плоскостях. Гобоисту, исполняющему вариации Б. Бриттена, необходимо тщательно просчитывать ноты с точками и паузы, а также следить за точной интонацией. Особую сложность для музыканта представляет исполнение темы на «pianissimo» во второй октаве.

Вторая часть вариационного цикла называется «Oration» - торжественная речь. Партия гобоя - это экстатично декламационная тема, приобретающая широкий диапазон звучания, яркую эмоциональность, экспрессию:

Пример №2_

II Oration

Lento quasi recitativo

Исполнительская трудность заключается в соблюдении «staccato» и акцента одновременно в точной ритмической основе. Так как это воплощает «торжественную речь».

Третья часть «March» - экспонирует действенный, энергичный образ. Начальный мотив марша - фанфарный. Он развивается по звукам септаккорда с остановкой на седьмой ступени:

Пример №3

В исполнительском плане главная трудность заключается в подаче потока воздуха на «crescendo», чтобы передать фанфарный мотив и музыкальный образ всей части. Музыкальное воплощение этой части должно быть «жестким» и точным в ритмическом плане:

Пример №4

/ ^ ^ ; hi f f-f—b > > ~ / > > w> i Ш ь-fep-Ш-

ilr\i ft > л- ¥ J- JM

А фортепианная партия гармонично подчеркивает тему марша в исполнении гобоя. Однако в середине части композитор добавляет лирический мотив. Это позволяет гобоисту показать свое исполнительское дыхание и музыкальную фразировку: Пример №5

sempre con molo

Четвертая часть - «Exercises» очень близка этюду по характеру тематического материала. Большая часть вариации построена на движениях восьмыми на стаккато, которые сложны для исполнения, так как требуют легкости, виртуозности от гобоиста: Пример №6

Allegro mol(o е eon fuoco

sempre staccatus.

Трудность для гобоиста заключается в исполнении восьмых нот на «staccato» с добавлением «crescendo». Смена дыхания должно быть быстрым и четким, чтобы успеть «уложить» одну восьмую паузу: Пример №7

Пятая часть «Соттшайоп». Мотив данной части напоминает мелодию первой темы. Однако отличие пятой части от первой, Б. Бриттен выражает в применении низкого диапазона фортепиано и гобоя: Пример №8 V Сотттайоп

Главной сложностью для гобоиста заключается в исполнении плавных переходов на «legato» при соблюдении динамических оттенков. В этой части исполнитель показывает умение в построении музыкальной фразировки и владение своим исполнительским дыханием.

Шестая часть. «Chorale». В ней основная тема проводится в партии фортепиано, а гобой дополняет ее, обогащая мелодию красочным тембром. Сложность для гобоиста в этой части заключается в исполнении нот в третьей октаве на «pianissimo», а так же в плавном вступлении после фортепиано: Пример №9

Седьмая часть. «Waltz». Она очень яркая и непредсказуемая в акцентировке: в партии гобоя акцент смещается с третьей доли на первую или вторую, что не характерно для вальса. К этому добавляется быстрый темпе, усложняющий задачу исполнителя: Пример №10

По сравнению с другими частями, седьмая более спокойная в плане развития. В ней нет ярко выраженных скачков и контрастных динамических оттенков, мелодия плавная и певучая. Подготовка перехода на следующую часть почти не заметна.

Восьмая часть - «Ро1ка» - является самой беззаботной. В отличии от предыдущей части акцентность здесь очень четкая:

Пример №11

J > / ? > ™ ® _ > > T 1 т

/ д.Й—i—7т—"—

fkrffü——n 1-^-Г -Vtjtt -T

-Ш J)

Для исполнителя главной задачей является передача эмоционального настроя. От характера исполнения зависит вся часть. Трудность в исполнении заключается в выполнении акцента и группировки штрихов по два «legato»: Пример №12

Изменение мелодии происходит одновременно с изменением темпа, достигая высшей точки в финале. Последние ноты, в исполнении гобоя приводят мелодию к яркому и логическому завершению. А партия фортепиано фактически охватывает весь диапазон клавиатуры. Тем самым подготавливая слушателя к последней части: Пример №13

Но, в последней части мелодия вернулась к мотиву главной темы: Пример №14

Maestoso (non troppo lento )

espress. sempre

л-_a. __>._>

/ fe ^ Ли_Не^ №' mf dim. m>) vifdim. L

* - > fi lemfre ff con tulla fot i га fi fz - i fi„ Г fi fi - i fi IJ

Ped.. ... ____1 Ped. iivh

Исполнительская трудность заключается в ровном звуковедении при соблюдении динамических оттенков. А главной задачей для гобоиста является исполнение чистой интонации, так как вся часть построена на ноте «ре» и ее опевании: Пример №15

В этой части гобоист может показать исполнительские возможности при помощи чистой интонации, музыкальной фразировки и умение владеть перманентным дыханием.

«The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано написана композитором так, что конец каждой части связан с началом следующей. Так мотив первой части композитор представил в заключение всей сюиты. Тем самым написал логическое завершение всего произведения.

Список литературы

1. Энтелис Л. Бенджамин Бриттен. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975. С. 136-145.

2. ТаурагисА. Бенджамин Бриттен. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1965. 61 с.

3. Ковнацкая Л.Г. Английская музыка XX века (истоки и этапы развития): Очерки. М.: Советский композитор, 1986. 216 с.

4. Бенджамен Бриттен. Музыкальная энциклопедия. Ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973. Том 1. С. 575-577.

5. Ковнацкая Л.Г. Бенджамин Бриттен. М.: Советский композитор, 1974. 392 с.

6. Грубер Р. Музыкальная культура Англии // Всеобщая история музыки. М.: Госмузиздат, 1956. С. 415.

7. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М., 1990. 224 с.

8. BiggamM. Historical Accounts on Two Insect Pieces and Temporal Variations. Double Reed., 2002. № 2. P. 40-42.

9. Vincent Mark Biggam. Benjamin Britten's Four Chamber Works for Oboe, 2001. 158 Р.

ОБРАЗНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СЮИТЫ «ШЕСТЬ МЕТАМОРФОЗ (ПО ОВИДИЮ) ДЛЯ ГОБОЯ СОЛО» Б. БРИТТЕНА

Бустекбаева Ж.Ж.

Бустекбаева Жанна Жанадовна - магистр искусствоведческих наук, преподаватель, Предметно-цикловая комиссия «Духовые и ударные инструменты», Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена сюите «Шесть метаморфоз» (по Овидию) для гобоя соло Б. Бриттена. Она была создана под впечатлением поэмы римского поэта Овидия. Каждая ее часть предваряется литературным текстом, определяющим образно-поэтическое содержание музыки. Сюита английского композитора ХХ века часто исполняется гобоистами, входит в репертуар многих музыкантов как яркое, интересное сочинение. Ключевые слова: миф, сюита, Боги, любовь, метаморфозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.