Научная статья на тему 'МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ'

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1403
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ИСКУССТВО / ТЕАТР / БАЛЕТ / ОПЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бустекбаева Ж.Ж.

статья посвящена мифологическим сюжетам, на которые опирались в своих произведениях композиторы разных эпох. Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой цельную систему. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений и творческого вдохновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Бустекбаева Ж.Ж.

Бустекбаева Жанна Жанадовна - магистр искусствоведческих наук, преподаватель, Предметно-цикловая комиссия: «Духовые и ударные инструменты», Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена мифологическим сюжетам, на которые опирались в своих произведениях композиторы разных эпох. Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой цельную систему. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений и творческого вдохновения.

Ключевые слова: миф, искусство, театр, балет, опера.

В истории человеческой цивилизации существуют виды творчества, ставшие основой земной цивилизации, ее культуры. В них в художественной форме отражаются человеческие типы и характеры, сюжетные мотивы и ситуации, стили поведения. Одним из самых древних видов творчества является миф. В нем находят отражение взаимодействие человека с миром, его отношение ко всему, что происходит. В мифе передаются взгляды человека на разные стороны реальности, его представления о мире. Миф концентрирует в себе все, что интересует человека.

Миф складывается постепенно. Первоначально представления о жизни выливаются в форму рассказов - о происхождении явлений природы, богов, людей, видов творчества, а также предметов и вещей, которые играют важную роль в культуре. Большое место занимают мифы о животных, их происхождении и внешних особенностях. Это связано с тем, что в древности одним из основных занятий человека является охота.

Чрезвычайно распространены мифы и сказания о природных явлениях - о возникновении гор, морей и океанов. Особое место в мифологии занимают сказания о происхождении огня. Как правило, его не так просто обнаружить, потому что огонь чаще всего оказывается скрыт, или похищен. Внимание древних людей было заострено и на астрономических явлениях. Рождались рассказы о возникновении солнца и луны, неба, о смене дня и ночи, времен года.

Необходимость в информации по мифологическим сюжетам в музыкальном искусстве, ее связь с музыкой объясняет актуальность настоящей статьи. При написании статьи опорой послужили работы А. Боннара [1], С. Ошерова [4] по творчеству Публий Овидий Назона, Е. Герцмана [5], Н. Куна, А. Нейхардта [7], Д.С. Бусловича Д [10] по древнегреческой мифологии.

Особую роль в мифологических повествованиях играют превращения - метаморфозы. Животные, люди могут превращаться друг в друга, в цветок (Нарцисс), в камень (Медуза Горгона). Мифологическое пространство оказывается свободным для волшебства, вольной фантазии. То есть миф, отталкиваясь от реальных событий, может увести человека в иную волшебную действительность, где может произойти все, что угодно. Однако миф не воспринимался людьми как вымысел. Миф мыслятся как подлинная история.

Миф тесно связан с обыденной жизнью древнего человека. Он во многом определяет взаимоотношения людей в коллективе, регулирует жизнь при помощи обрядов и заклинаний. Его ценность состоит в том, что при помощи иносказания устанавливаются этические нормы, правила жизни, законы, благодаря которым осуществляется порядок в обществе.

Особенность мифа заключается в том, что окружающий мир предстает в нем живым, наделенным человеческими качествами, характерами, достоинствами и недостатками.

Человек и мир в мифе преподносятся как неразделимое целое. В мифе происходит осознание мира природы и человека, взаимоотношений людей в социуме, его художественная обработка. В мифе создается особая действительность, обладающая важными магическими свойствами. В ней собраны универсальные идеи, из которых вырастает мировая литература, искусство и философия: столкновение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти.

Характерной чертой мифа является объективность. Она обусловлена тем, что миф создается разными поколениями людей, и его сюжеты постепенно очищаются от всего случайного, субъективного, поэтому мифы интересны всем, они вечны и не исчезают со временем. В мифе отражаются представления людей о жизни, ее правилах, о действии законов природы и их влиянии на мир человека. В мифе собраны все жизненные модели.

Возможно, поэтому сюжеты мифов становятся базой для искусства: они привлекали художников, поэтов и музыкантов. Мифологическая тематика утвердилась в искусстве уже в древности. На мифологических сюжетах строились древнегреческие трагедии, римская поэзия, вокальное творчество. Но после падения Римской империи мифология оказывается забытой. Она вновь становится актуальной в эпоху Ренессанса.

Античные мотивы становятся ведущими в живописи художников эпохи Возрождения. Примером может послужить картина «Весна» Сандро Боттичелли. Ее персонажи одеты в греческие туники. В центре изображена Афродита или Венера, сопровождаемая летящими амурами. За ней следует богиня весны Флора, разбрасывающая цветы. Их окружают Грации и Меркурий. Нимфы прячутся от Борея - холодного ветра с раздутыми щеками.

Мифологические сюжеты становятся основой театральных представлений, распространившихся на рубеже ХУ-ХУ1 столетий. Спектакли ставились при дворе, процветали в Ферраре. Не всегда в тех представлениях подробно раскрывались сюжеты мифов, достаточно было введения в действие фавнов, пастухов и пастушек, нимф, чтобы создавалась атмосфера античности. В интермедиях между действиями комедий и драм вставлялись номера с участием греческих богов - Аполлона и окружающих его муз (комедия «Близнецы» Плавта), Бахуса и Париса. В зеленых париках, с хвостами появлялись сирены, сатиры имели копытца и мохнатые бедра, пастухи одевались в шкуры. Наряду с богами на сцену выходили солнце, луна, звезды, знаки зодиака.

Театральные представления теснейшим образом были связаны с сюжетами из живописи. Например, интермедии в спектаклях часто напоминали сюжеты картин и наоборот -сценические постановки способствовали появлению живописных полотен.

Уже в эпоху Ренессанса мифологическая тематика утверждается как основная и в музыкальном искусстве. Одним из широко распространенных сюжетов музыкальных представлений становится миф об Орфее. Он используются, например, в балете-интермедии «Сказание об Орфее и Эвридике», в пасторали «Сказание об Орфее» Анджело Полициано (1471, Мантуя). Созданные для дворцовых празднеств, они знаменовали возрождение античного искусства как высшего мерила для творчества. Однако музыкальная сторона в этих представлениях не отражала всех тонкостей сюжетного повествования мифа и характеров его персонажей.

Композиторы опирались на бытующие в то время придворные танцы, вокальную декламацию и многоголосные мадригалы. И несмотря на то, что сюжеты спектаклей менялись, опорой для музыкальной основы становились жанры придворно-аристократической музыки.

Характерно, что античные сюжеты в спектаклях того времени разворачиваются на фоне одних и тех же декораций: различные места действия одновременно соседствовали на сценической площадке. Благодаря античным мифам, искусство освобождалось от средневекового аскетизма.

В эпоху барокко интерес к мифологическим сюжетам еще более укрепляется. Они продолжают интересовать музыкантов и претворяются ими в различных жанрах. Одним из первых видов творчества с мифологической сюжетной основой становится опера, рожденная в конце XVI века. Для первого спектакля в этом жанре Я. Пери и О. Ринуччини

62

избирают миф о Дафне, а далее - миф об Орфее и Эвридике, к которому чуть позднее обращается К. Монтеверди.

Музыкальная часть первых спектаклей ограничивалась в основном двумя источниками -мелодекламацией и мадригальными хорами. Но композиторы, которые продолжили развитие этого жанра, расширяют средства - вскоре оперы включают придворно-аристократические танцы, разнохарактерные арии и хоровые номера.

К. Монтеверди впервые ставит перед собой задачу выражения в музыке чувств героев и характера сюжетной ситуации. Впервые в музыкальном искусстве тембры инструментов оркестра используются с выразительной целью - с их помощью передаются образы фурий, рисуются картины мира смерти. К. Монтеверди опирается на античные мифы в опере «Орфее и Эвридика», в балете «Тирсис и Хлоя». К вечному сюжету об Орфее обращаются Г. Шютц, Р. Кайзер (опера «Превращенная лира Орфея»), а в последующие эпохи К. Глюк (опера «Орфей и Эвридика») и русский композитор Е. Фомин (мелодрама «Орфей и Эвридика»). И у каждого композитора миф по-своему воплощается в музыке. Исторически происходит углубление в сущность образов и более тонкое воплощение в музыкальной партитуре тех ситуаций, которые там возникают.

Так, новым этапом в воплощении известного мифа об Орфее стала опера К. Глюка. Можно сказать, что композитор впервые использует приемы симфонизации при воссоздании картин подземного мира теней, элегической грусти Эвридики-призрака, рокового характера фурий. На основе греческого мифа создана опера К. Глюка «Эхо и Нарцисс». По жанру это пастораль, в которой герои переживают настроения тоски, отчаяния, трагизма и счастья.

Мифологические сюжеты широко использовались композиторами и в эпоху романтизма. Но в это время музыкальное претворение мифов кардинально меняется. Это происходит потому, что образы греческих мифов воплощаются теперь в жанрах симфонической музыки. Ф. Лист создает симфонические поэмы «Орфей» и «Прометей». Симфонические средства выразительности выдвинули на первый план задачу музыкальной картинности и портретности. Здесь требовалось особое «слышание» образа композитором, его личностное представление о нем. При этом миф преподносится в симфонических поэмах обобщенно, отсутствует сюжетная детализация. В музыке господствует красочность, одухотворенность. Она становится сложнее по форме, тематизму, гармоническому письму.

ХХ век развивает далее достижения мирового искусства. И в это время мифология продолжает интересовать композиторов. В начале ХХ века образ Прометея привлекает А. Скрябина. Для него это не просто герой, а символ добра, света, разума, огня. Каждая сторона образа воплощается в лейтмотиве, они переплетаются в партитуре, образую сложное музыкальное полотно.

К образам античной мифологии обращался К. Дебюсси. В его триптихе «Ноктюрны» воссоздается типичное для мифологии природное пространство - небеса («Облака»), море («Сирены»). Третий ноктюрн - «Сирены» передает один из фантастических образов греческого мифа. При этом композитор руководствуется не главным - сирены поют, поэтому в симфонической музыке используется женский хор без слов.

Мифологический образ раскрывается в красочной симфонической прелюдии «Послеполуденный отдых фавна». В музыке передается картина летней природы, томления лесного бога - фавна.

К греческой мифологии обращаются И. Стравинский (балеты «Орфей», «Аполлон-мусагет»), Ж. Роже-Дюкас (лирическая монодрама «Орфей»), А. Казелла (камерная опера «Предание об Орфее») Э. Кшенек (опера «Орфей»). А. Руссель написал двухактный балет «Вакх и Ариадна» по либретто Абеля Эрмана. Премьера балета состоялась в 1931 году.

Постепенно мифологическая тематика раскрывается во все новых жанрах. Так, во второй половине ХХ столетия мифологические темы претворяются в жанре рок-оперы. Ярким примером является «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

Мифы очень долго служили энциклопедией человеческих отношений, поведенческих ситуаций, в них формировались этические нормы, законы общества. Позднее, когда

63

складываются самостоятельные области искусства, в них претворяются мифологических сюжетные модели.

Особый интерес представляет их трансформация в музыкальном творчестве. Взаимодействие мифа и музыки связано с двумя основополагающими принципами, а именно: выразительность образа и красота формы. И поэтому многие композиторы свои произведения основывали на древних мифах.

Список литературы

1. БоннарА. Греческая цивилизация. М.: Изд-во «Иностранная литература», 1958. 768 с.

2. Амбарян Э.Т., Галынина И.О. Овидий. Метаморфозы в XV книгах. СПб.: Вита Нова. 2003. 512 с.

3. Свидерская М. И. Творчество Аннибале Каррачи как историко-художественная проблема // Искусство Запада. М.: Сов. искусство, 1873. С. 122-135.

4. Ошеров С. Овидий. Метаморфозы. Публий Овидий Назон. 62 с.

5. Герцман Е. Музыка древней Греции и Рима. СПб.:1995. 328 с.

6. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Гипедгиз, 1957. 620 с.

7. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб.: Литера, 1998. 607 с.

8. Умнов М.И. Античный мир // Современный словарь-справочник. М.: Олимп, АСТ, 2000. С .16.

9. Грабарь-ПассекМ. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М.: Наука, 1966. 319 с.

10. Буслович Д.С. Мифологические, литературные и истерические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. Л., «Аврора», 1978. 158 с.

11. Буслович Д.С. Мифологические, литературные и истерические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. 2-е изд. Л., «Аврора», 1971. 287 с.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «THE TEMPORAL VARIATIONS» ДЛЯ ГОБОЯ И ФОРТЕПИАНО Б. БРИТТЕНА

Бустекбаева Ж.Ж.

Бустекбаева Жанна Жанадовна - магистр искусствоведческих наук, преподаватель, Предметно-цикловая комиссия: «Духовые и ударные инструменты», Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена исполнительским особенностям гобоиста на примере сюиты Б. Бриттена «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано. Это произведение не столь популярно среди исполнителей, возможно, из-за того, что долгое время оно не было опубликовано. Однако «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано - сочинение очень яркое, выразительное, в котором гобоист может раскрыть свое техническое мастерство.

Ключевые слова: гобой, вариации, цикл, звук, интонация.

В наследии Б. Бриттена есть оригинальные произведения для гобоя, часто исполняемые музыкантами. К ним относится «The Temporal Variations» для гобоя и фортепиано, по праву признанные шедеврами духовой музыки. Они раздвинули границы исполнительской техники на гобое и показательны как сочинения ХХ века.

Но зачастую исполнители сталкиваются с проблемой незнания содержания произведения Б. Бриттена, а литература по данному вопросу либо отсутствует, либо не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.