УДК 930.25
Исторические и политические науки
Емельянова Е. В., студентка ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Россия, г. Чебоксары
ИСПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРОСОВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АРХИВАМИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В 1990-Х ГГ.
Аннотация: Исследование направлено на комплексный анализ деятельности архивных учреждений Чувашской Республики по исполнению социально-правовых запросов граждан в 1990-х гг. Приведены основные формы работы архивистов, проблемы и достижения в этом направлении деятельности архивов.
Ключевые слова: архивное дело, архив, Чувашская Республика, запросы граждан.
Abstract: The study is aimed at a comprehensive analysis of the activities of the archives of the Chuvash Republic on the execution of social statements of citizens in the 1990s. The main forms of archivists' work, problems and achievements in this direction of archives activity are presented.
Keywords: archiving, archive, Chuvash Republic, citizens' petitions.
В 1990-х гг. в деятельности государственной архивной службы республики одним из самых ответственных и трудоемких направлений стала работа по исполнению запросов социально-правового характера. В связи с изменениями в общественно-политической жизни страны, принятием Президентом и Правительством Российской Федерации новых нормативных правовых документов по пенсионному законодательству, обеспечению социальных прав граждан, пересмотром ранее действовавших и установлением
новых дополнительных льгот отдельным категориям граждан, количество поступавших в архивные учреждения запросов резко возросло.
Наибольшее количество, около 50% поступивших запросов и выданных архивами справок, пришлось на 1991-1993 гг. Это связано с принятием в 1990 г. нового пенсионного законодательства, введением льготы для лиц, награжденных медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В течение 1993 г. приказами директора Центрального государственного архива Чувашской Республики (далее - ЦГА ЧР) создавались четыре дополнительные рабочие группы общим количеством 32 человека по работе с заявлениями социально-правового характера. Анализ производственной деятельности и эффективности использования штатной численности, который периодически проводился республиканскими архивами, также показывал, что в связи с первоочередным исполнением запросов граждан, плановые показатели некоторых видов работ не выполнялись [5].
В 1996 г. в ЦГА ЧР ситуация с исполнением запросов граждан резко обострилась. Срок исполнения запросов увеличился в этот период до шести месяцев. Тем не менее, архивисты делали все от них зависящее. Подтверждением приоритетности данного направления свидетельствует то, что 50 % бюджета рабочего времени по ЦГА ЧР затрачивалось на использование и публикацию документов [4].
В первой половине 1990-х гг., когда количество поступавших запросов было наивысшим, в республиканских архивах около 50 % запросов касалось подтверждения трудового стажа и около 50 % - факта награждения медалями, ведомственными знаками, почетными грамотами. С конца 1990-х гг. наблюдалось увеличение количества запросов имущественного характера: о выделении квартир, о предоставлении земельных участков под индивидуальное строительство и т.д. Отрицательные ответы, в первую очередь, были связаны с тем, что документы ряда учреждений были переданы в госархивы в неполном объеме или они не имели юридической силы. Так, недостаточными в информационном отношении являлись документы по награждению знаками
«Победитель социалистического соревнования» и по присвоению почетных званий [3, Д. 1020. Л. 63].
Вместе с тем, в связи с принятием Закона РСФСР от 18 декабря 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Российской Федерации от 03 сентября 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» и особенно постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владений в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости и выплаты денежной компенсации репрессированным гражданам» значительно увеличилось количество запросов по подтверждению применения политических репрессий, раскулачиванию и изъятию имущества репрессированных граждан [6].
В республиканских архивах сосредоточен большой комплекс документов, связанных с политическими репрессиями. Так, в ЦГА ЧР более чем в 200 фондах содержатся документы по раскулачиванию и репрессиям в отношении крестьян: ЦИК, Прокуратуры, Верховного суда Чувашской АССР, райисполкомов, райфинотделов, районных народных судов, прокуратур, сельских Советов, исправительно-трудовых домов и др. Это более 13 тысяч личных дел, в которых имеются сведения о раскулаченных и выселенных за пределы республики в период коллективизации, лишенных избирательных прав, обложенных твердыми заданиями и другими видами налогов; постановления ЦИК Чувашской АССР, райисполкомов о раскулачивании по данным вопросам, описи имущества раскулаченных, торговые листы о продаже имущества с торгов, передаче в фонды колхозов и др. [3, Д. 992. Л. 40].
В Центральном государственном архиве общественных объединений Чувашской Республики (далее - ЦГАОО ЧР) в фондах областного и районных комитетов партии, комиссии партийного контроля хранятся две категории документов, касающихся политических репрессий. Первая категория
документов содержит сведения о раскулачивании крестьянских хозяйств в Чувашии в конце 1920-х - начале 1930-х гг. К ней относятся списки раскулаченных, протоколы заседаний Особых троек, анкеты лиц, в отношении которых было применено раскулачивание и (или) выселение. В 1992 г. были составлены перечни документов о раскулачивании и архивные выписки из протоколов заседаний Особой тройки Алатырского района, а также заседаний президиума Красночетайского райисполкома, на которых рассматривались вопросы раскулачивания и выселения. Эти документы были направлены в Министерство внутренних дел Чувашской Республики. Кроме того, в 1996 г. по инициативе ЦГАОО ЧР в Информационный центр Министерства внутренних дел Чувашской Республики была направлена информация о содержавшихся в фондах архива сведениях о раскулачивании крестьян Аликовского, Вурнарского, Порецкого, Чебоксарского, Шихирдановского (Батыревского и Комсомольского) и Ядринского районов Чувашии.
Ко второй категории документов, касающихся политических репрессий, относятся протоколы и выписки из протоколов заседаний партийных органов об исключении из рядов ВКП(б) коммунистов с такими формулировками как, «за контрреволюцию» и «за вредительскую деятельность». В ЦГАОО ЧР в основном поступали запросы о биографических сведениях репрессированных родственников, о подтверждении их реабилитации в 1950-1960-е гг. [7].
Основной объем работы по исполнению запросов граждан и организаций, связанных с политической реабилитацией выполнялся ЦГА ЧР. Основными потребителями информации являлись информационный центр Министерства внутренних дел Чувашской Республики (40-50% запросов), Комитет по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при районных администрациях, районные суды, прокуратуры, и около ^ запросов составляли заявления граждан [3, Д. 748. Л. 2].
В периоды увеличения количества запросов для их оперативного исполнения приказами директора ЦГА ЧР регулярно создавались
дополнительные рабочие группы из ведущих специалистов других отделов, т.к. исполнение запросов по раскулачиванию относилось к сложной категории.
Несмотря на то, что доля запросов по раскулачиванию и изъятию имущества от общего объема поступавших запросов социально-правового характера невелика, работа по их исполнению сложная и трудоемкая. Поиск необходимых сведений по фактам раскулачивания, возврату имущества на основании архивных документов крайне затруднителен. В силу политической и экономической обстановки 1930-1940-х гг. процессы лишения избирательных прав, обложения различными видами индивидуальных налогов, раскулачивания, изъятия имущества при раскулачивании и за неуплату налогов происходили одновременно, в результате чего комплексы документов о данных событиях, в основном, содержат смешанную информацию. Плохая сохранность, физическое состояние, рукописный вид документов о конфискации имущества привели к тому, что количество положительных ответов колебалось в разные годы от 63 до 87% [3, Д. 992. Л. 40-41].
В целях облегчения поиска необходимых сведений по раскулачиванию в 1991 г. в ЦГА ЧР составлен список фондов и видов документов о раскулачивании и изъятии имущества. За каждым исполнителем было закреплено от одного до трех районов республики, что давало возможность одновременно исполнять несколько запросов и повышать, таким образом, производительность труда.
Весомый вклад в удовлетворение социально-правовых запросов граждан внес Чувашский республиканский центр документации по личному составу (далее - ЧРЦДЛС). За 1993-2004 гг. в этот архив поступило 16168 обращений, исполнено - 16059, из них с положительным результатом - 15336, что составило 95,5%. Данные показатели, несомненно, являются заметным достижением сотрудников ЧРЦДЛС. Объем работы по этому направлению за годы существования Центра был различен: если на 1993 г. приходилось 149 обращений, то в 2003 г. работникам госархива пришлось выполнять 2833
запроса граждан [1, Д. 86. Л. 16, Д. 85. Л. 38-39, Д. 93. Л. 8-9, Д. 100, Л. 12-13, Д. 113. Л. 10-11].
Несмотря на создание Государственного архива правоохранительных органов Чувашской Республики (далее - ГАПО ЧР), принявшего на хранение фильтрационно-проверочные и часть архивно-следственных дел, бывшего Комитет государственной безопасности Чувашской АССР, количество запросов, исполняемых по этой категории дел было незначительно: от 20 до 40 в год.
С целью повышения оперативности работы по исполнению запросов граждан республиканские архивы активно взаимодействовали с органами социального развития: Министерством социальной защиты Чувашской Республики, с Республиканским центром по организации, назначению и выплате пенсий и пособий, отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике [2, Д. 920. Л. 49].
Стремление помочь заявителям в решении вопросов их пенсионного обеспечения, политической реабилитации, восстановления имущественных прав привело к укреплению связей архивных учреждений со средствами массовой информации. По чувашскому телевидению были показаны телесюжеты: 15 ноября 1994 г., 10 июня 1995 г. о работе ЦГА ЧР по исполнению запросов граждан по раскулачиванию. Работе отдела справочно-информационного обслуживания ЦГА ЧР была посвящена одна из радиопередач цикла «Там, где хранится история» (1993 г.).
Всего за 1991-2004 гг. архивными учреждениями республики исполнено 164165 запросов социально-правового характера, в т.ч. 78365 запросов -республиканскими архивами и 85800 - муниципальными. Выданные архивами справки, архивные выписки, архивные копии позволили гражданам оформить пенсии, пересмотреть их размеры, получить компенсации, пользоваться различными льготами, обеспечить свои имущественные, социальные права и др.
Анализ объемных показателей развития архивного дела подтверждает, что в указанный период информационная деятельность, обусловленная возросшим интересом общества к ретроспективной информации, постоянными изменениями в пенсионном законодательстве, являлась приоритетным направлением работы архивных учреждений республики. Все чаще стали обращаться в архив не только ученые, краеведы, но и граждане, интересующиеся своей родословной и вообще отечественной историей.
Библиографический список:
1. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. 2961. Оп. 1.
2. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. Р-819. Оп. 8.
3. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. Р-2315. Оп. 1.
4. Кузнецов А.К. Государственная архивная служба Чувашской Республики в 1991-2004 годах: некоторые итоги деятельности // Исторический вестник. 2012. № 1. С. 18-36.
5. Кузнецов А.К. Обеспечение сохранности архивных документов в 1990-х годах (на примере Центрального государственного архива Чувашской Республики) / А.К. Кузнецов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 106-111.
6. Кузнецов А.К. Сеть государственных архивов Чувашской Республики в начале 1990-х гг. // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С. 57-61.
7. Лаптева Е.Л. Особенности справочной работы в Центральном государственном архиве общественных объединений Чувашской Республики в 1990-ые гг. // Проблемы исторической регионалистики: сб. науч. ст. Вып. III. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. 2009. С. 27.