Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ВЫДВОРЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ВЫДВОРЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майорова Е. Н.

В период пандемии COVID-19 правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, находившихся в специализированных учреждениях и подвергнутых административному наказанию в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации оказалось не урегулированным. Отсутствие установленных сроков, связанных с закрытием государственных границ, привело к необходимости пересмотра назначенных дополнительных наказаний, связанных с выдворением за пределы территории Российской Федерации. Анализируя изменения законодательства на период введения ограничительных мер, автор приходит к выводу о том, что существующая в практике проблема, связанная с определением срока нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства в специализированных учреждениях на момент введения ограничений не была решена законодателем. Изучение правоприменительной практики позволило выявить сложившиеся подходы к разрешению ситуации по исполнению постановления о принудительном выдворении иностранных граждан за пределы территории Российской Федерации. Автором был проведен анализ изменения миграционного законодательства в новых сложившихся условиях по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые находились на территории Российской Федерации и были выявлены после введения ограничительных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майорова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENFORCEMENT OF THE ORDER ON THE FORCED EXPULSION OF FOREIGN NATIONALS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

During the COVID-19 pandemic the legal status of foreign nationals and stateless persons who were in specialized institutions and subjected to administrative punishment in the form of forced expulsion from the territory of the Russian Federation was not regulated. The lack of established time limits related to the closure of state borders has led to the need to review the imposed additional penalties related to expulsion from the territory of the Russian Federation. Analyzing legislative changes during the period when restrictive measures were introduced, the author concludes that the existing problem in practice associated with determining the period of stay of foreign nationals and stateless persons in specialized institutions at the time of the introduction of restrictions has not been resolved by the legislator. The study of law enforcement practice has revealed the current approaches to resolving the situation regarding the execution of decisions on the forcible deportation of foreign nationals from the territory of the Russian Federation. The author analyzed changes in migration legislation in the new prevailing conditions in relation to foreign nationals and stateless persons who were in the territory of the Russian Federation and were identified after the introduction of restrictive measures.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ВЫДВОРЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 342.951 С. 33-40

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ВЫДВОРЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Майорова Е. Н.

Челябинский государственный университет г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected].

Аннотация. В период пандемии COVID-19 правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, находившихся в специализированных учреждениях и подвергнутых административному наказанию в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации оказалось не урегулированным. Отсутствие установленных сроков, связанных с закрытием государственных границ, привело к необходимости пересмотра назначенных дополнительных наказаний, связанных с выдворением за пределы территории Российской Федерации.

Анализируя изменения законодательства на период введения ограничительных мер, автор приходит к выводу о том, что существующая в практике проблема, связанная с определением срока нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства в специализированных учреждениях на момент введения ограничений не была решена законодателем. Изучение правоприменительной практики позволило выявить сложившиеся подходы к разрешению ситуации по исполнению постановления о принудительном выдворении иностранных граждан за пределы территории Российской Федерации.

Автором был проведен анализ изменения миграционного законодательства в новых сложившихся условиях по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые находились на территории Российской Федерации и были выявлены после введения ограничительных мер.

Ключевые слова: административное наказание, административное выдворение, исполнение постановления, пандемия, административная ответственность в период пандемии, миграционное законодательство.

Для цитирования: Майорова, Е. Н. Исполнение постановления о принудительном выдворении иностранных граждан в условия пандемии COVID-19 / Е. Н. Майорова // Правопорядок: история, теория, практика. — 2021. — № 1 (28). — С. 33-40.

ENFORCEMENT OF THE ORDER ON THE FORCED EXPULSION OF FOREIGN NATIONALS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Ye. N. Mayorova

Chelyabinsk State University Chelyabinsk, Russian Federation E-mail: [email protected].

Abstract. During the COVID-19 pandemic the legal status of foreign nationals and stateless persons who were in specialized institutions and subjected to administrative punishment in the form of forced expulsion from the territory of the Russian Federation was not regulated. The lack of established time limits related to the closure of state borders has led to the need to review the imposed additional penalties related to expulsion from the territory of the Russian Federation.

Analyzing legislative changes during the period when restrictive measures were introduced, the author concludes that the existing problem in practice associated with determining the period of stay of foreign nationals and stateless persons in specialized institutions at the time of the introduction of restrictions has not been resolved by the legislator. The study of law enforcement practice has revealed the current approaches to resolving the situation regarding the execution of decisions on the forcible deportation of foreign nationals from the territory of the Russian Federation.

The author analyzed changes in migration legislation in the new prevailing conditions in relation to foreign nationals and stateless persons who were in the territory of the Russian Federation and were identified after the introduction of restrictive measures.

Keywords: administrative punishment, administrative expulsion, enforcement, pandemic, administrative responsibility during the pandemic, migration legislation.

For citation: Mayorova, Ye. N. Enforcement of the Order on the Forced Expulsion of Foreign Nationals in the Context of the COVID-19 Pandemic. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice], 2021, no. 1 (28), pp. 33-40. (In Russ.)

Введение

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году затронула практически все сферы общественных отношений спровоцировав новые проблемы. Столкнувшись с новыми реалиями много сферы оказались к ним фактически не готовыми, при этом требовались быстрые и взвешенные решения для устранения возникших проблем. Казавшееся еще недавно относительно четко урегулированное миграционное законодательство также столкнулось с рядом сложностей его применения.

Проблемам правового регулирования миграционного законодательства, в том числе в части применения административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства посвящено достаточно много исследований. Учеными и исследователями были подняты проблемы в сфере: конституционных правоотношений, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина; международных отношений, а также административного законодательства, его применения в условиях соблюдения особого режима [1; 2; 4; 5; 7; 9; 16; 18]. Без внимания не остались и сложности, возникшие в миграционном законодательстве [6; 8; 17]. Однако на наш взгляд не все вопросы правоприменительной практики были решены в указанных исследованиях. Анализируя нормативную правовую базу и правоприменительную практику по вопросам выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году мы выявили ряд проблем, которым и посвящено данное исследование.

Описание исследования

В конце марта 2020 года практически все страны мира закрыли свои государственные границы. В связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией новой коронавирусной инфекции и ускорением темпов ее распространения в 170 странах мира, включая Российскую Федерацию, а также введением отдельными государствами режима

чрезвычайной ситуации и запрета международного авиасообщения Поручением Правительства РФ от 26.03.20201 в Российский Федерации также были введены ограничения.

Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р2 был временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Белоруссия, а также граждан Республики Белоруссия. При этом, был установлен исчерпывающий перечень иностранных граждан по отношению к которым указанное распоряжение не применялось. Вместе с тем нарастание угрозы предопределило более кардинальные решения, связанные с закрытием государственной границы.

В связи со сложившейся ситуацией Правительством Российской Федерации были приняты ряд постановлений и распоряжений, направленных на ограничение выезда за пределы Российской Федерации. Так, Ро-савиации было предписано обеспечить прекращение с 00 ч. 00 мин. 27 марта 2020 года регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства

1 О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : поручение Правительства РФ от 26.03.2020 г. // СПС «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_348489/ (дата обращения: 12.01.2021).

2 О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений : распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_347693/ (дата обращения: 12.01.2021).

Российской Федерации1. Той же датой Минтрансу России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. указанно «временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы»2.

Постановка проблемы

Введённые ограничения поставили под вопрос возможности исполнения вступавших в силу постановлений, которыми иностранному гражданину назначено наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации, а так же исполнение постановлений о самостоятельном контролируемом выезде за пределы Российской Федерации.

В рассматриваемой ситуации обострилась проблема, которая уже давно и не раз обсуждалась как учеными-административистами, так и практиками — продолжительность содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении [6; 10; 11; 12; 13; 14; 15].

Поскольку действующее нормы ч. 5 ст. 3.10 и ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ3 не определяют, на какой срок выдворяемое лицо может быть помещено в специальное учреждение и может ли указанный срок быть продлен, помещение в специальные учреждения выдворяемых лиц является бессрочной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ4 применение указанной меры продолжается до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

1 О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : поручение Правительства РФ от 26.03.2020 г.

2 О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы : распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 763-р // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348748/ (дата обращения: 12.01.2021).

3 Кодекс РФ об административных правонарушениях : КоАП : от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 12.01.2021).

4 Там же.

Еще в 2017 году в постановлении от 23.05.2017 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н. Г. Мсхиладзе»5 Конституционный Суд РФ признал положения статей 31.7 и 31.9 КоАП РФ не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 18, 22, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 62 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»6, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.

А также указал, что «федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — незамедлительно внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, направленные на обеспечение эффективного судебного контроля за сроками содержания подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации лиц без гражданства в специальных учреждениях, предусмотренных Федеральным законом „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"»7.

5 По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н. Г. Мсхиладзе : пост. Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 № 14-П // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_217172/ (дата обращения: 12.01.2021).

6 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция). // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37868/ (дата обращения: 12.01.2021).

7 По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н. Г. Мсхиладзе : пост. Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 № 14-П.

Однако указанные изменения были внесены только Федеральным законом от 24.02.2021 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства»1, который вступит в законную силу 24.08.2021 года.

При этом правоприменители самостоятельно формировали подход к разрешению рассматриваемой ситуации. Так, Т. Е. Гурулева, анализируя вопросы судебного контроля за лишением права на свободу и личную неприкосновенность при рассмотрении судами дел в сфере миграции, изложила практику судов Тамбовской области выразившейся в «конкретизации в постановлении об административном выдворении с содержанием в специальном учреждении конкретного срока такого содержания». При необходимости продления этого срока судья по заявлению государственного органа или должностного лица, осуществляющего исполнение постановления об административном выдворении, исследовав действия данного органа по исполнению постановления, наличие объективных причин, препятствующих такому исполнению, продлевал сроки содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении либо отказывал в таком продлении [3, с. 58]. Указанный подход в условиях отсутствия изменения законодательства по данной проблеме, представляется целесообразным.

В сложившихся условиях пандемии, к которым оказались не подготовленными ни законодательство, ни государственные органы, с учетом закрытия границ требовалось принятие решений в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в специальном учреждении.

Так, например, на период марта 2020 года только в Челябинской области в специальных учреждениях для иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, находилось более 100 человек.

Возникшая ситуация, не позволяющая однозначно определить период, на который введены ограничительные мероприятия, предопределила необходимость принятие быстрых

1 О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства : Федер. закон от 24.02.2021 № 22-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_377632/ (дата обращения: 18.01.2021).

и объективных решений в отношении указанных лиц.

Конституционный Суд РФ указал, что «из ст. 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления об административном выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий ее Конституции»2.

Решение проблемы

С учетом вышеизложенного постановления, а так же подхода, изложенного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П3 судами Челябинской области, сложившейся ситуация была разрешена, путем вынесения решений, которыми постановления по делам об административных правонарушениях были изменены, путем исключения назначенного дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

Принятие соответствующих решений был направлено на защиту прав свобод и личную неприкосновенность лиц помещённых в специальное учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации.

Указанный подход согласуется с позицией изложенной Европейским судом по правам

2 По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура : пост. Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 № 6-П // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17936/ (дата обращения: 18.01.2021).

3 По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко : пост. Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_142234/ (дата обращения: 18.01.2021).

человека в Постановлении от 18 апреля 2013 г. по делу «Азимов (Azimov) против России», даже если помещение в специальное учреждение осуществляется на основании судебного решения и преследует законную цель — принудительное выдворение иностранца или апатрида, продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для достижения преследуемой цели; назначение судом данной меры, ограничивающей свободу выдворяемого лица, без указания на конкретные сроки ее применения в совокупности с невозможностью пересмотра вопроса о правомерности содержания в специальном учреждении влекут непредсказуемое по времени, вплоть до истечения срока исполнения решения об административном выдворении, ограничение права на свободу и личную неприкосновенность; это, в свою очередь, придает содержанию в специальном учреждении карательный характер, неоправданно превращая его с точки зрения тяжести в гораздо более серьезную, чем наказание, целями исполнения которого она обусловлена, меру принуждения; при этом особенно уязвимо положение лиц без гражданства, которые для защиты своих прав и свобод не могут воспользоваться консульской помощью, обычно предоставляемой иностранцам дипломатическим персоналом страны гражданства; к тому же неясно, что по истечении двухлетнего срока произойдет с выдворяемым лицом, которое, согласно миграционному законодательству, безусловно, останется нелегалом и вновь будет подлежать высылке, а следовательно, и содержанию под стражей1.

На федеральном уровне 18 апреля 2020 года в целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предупреждения дальнейшего распространения новой коро-навирусной инфекции (COVID-19), был принят Указ Президента РФ № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»2.

1 Пост. ЕСПЧ от 18 апреля 2013 г. по делу «Азимов (Azimov) против России» (жалоба № 67474/11) // Бюллетень ЕСПЧ. 2014. № 3 ; Пост. ЕСПЧ от 17 июля 2014 г. по делу «Ким (Kim) против России» (жалоба № 44260/13) // Бюллетень ЕСПЧ. 2015. № 2 ; Пост. ЕСПЧ от 26 февраля 2015 г. по делу «Халиков (Khalikov) против России» (жалоба № 66373/13) // Прецеденты ЕСПЧ. 2015. № 7. URL: https://mmjust.gov.ru/ru/pages/precedentnaya-praktika-evropejskogo-suda/ (дата обращения: 18.02.2021).

2 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего

Согласно подп. «в» п. 1 Указа были урегулированы сроки добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, путём их приостановления на период с 15 марта по 15 сентября 2020 года включительно.

Вместе с тем, вопрос об исполнении постановлений, которыми иностранному гражданину назначено наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения, так и остался не урегулирован. Не получил он отражение и в изменениях, принятых Указом Президента РФ от 23 сентября 2020 года № 580 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»3.

Таким образом, законодатель оставил правоприменителю право урегулировать правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в рассматриваемый период в специальных учреждениях.

Так, например, решением судьи Московского городского суда от 20.04.2020 по делу № 7-4755/2020 «постановление судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Ю. было изменено, из него исключено указание о назначении Ю. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Ю. был освобожден из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве»4.

распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) : Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.

ru/document/cons_doc_LAW_350638/ (дата обращения: 18.02.2021).

3 О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» : Указ Президента Российской Федерации от 23.09.2020 г. № 580 // Сайт Президена России. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45886 (дата обращения: 18.02.2021).

4 Судебные и нормативные акты РФ. URL: https:// sudact.ru/regular/court/reshenya-moskovskii-gorodskoi-sud-gorod-moskva/ (дата обращения: 18.02.2021).

Аналогичный подход изложен и в решениях судов других субъектов Российской Федерации.

Весьма интересным представляется подход, изложенный в Указе Президента РФ № 274 согласно которому «назначение административного наказания в виде выдворения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года включительно не принимаются». Из которого втекает, что «даже по отношению к тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые на момент введения ограничительных мероприятий нарушили положения миграционного законодательства, не могло быть применено административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации»1. Фактически полгода при выявлении таких лиц им назначалось только основное административное наказание в виде административного штрафа.

Более взвешенный подход к урегулированию рассматриваемого вопроса мы видим в Указе Президента РФ от 23 сентября 2020 года № 580. В соответствии с подп. «б» п. 2 данного Указа «в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации»2, тем самым у правоприменителя появилась возможность привлечения административной ответственности и назначения наказания в виде самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации. При этом был определен перечень иностранных граждан и лиц без гражданства, по отношению к которым как следует из прямого толкования указанной нормы, может быть применено и принудительное выдворение. К числу указанных лиц были отнесены лица, освобождаемые из мест лишения свободы, или нарушившие законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающие угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе

1 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) : Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274.

2 О внесении изменений в Указ Президента Россий-

ской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274. Указ Президента Российской Федерации от 23.09.2020 г. № 580.

выступающие за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающие содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающие их, а равно иными действиями поддерживающие террористическую (экстремистскую) деятельность).

Заключение и выводы

Таким образом, на сегодняшний день, с учетом действующих ограничений, суды могут назначить административное наказание в виде административного выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с подп. «в» ст. 2 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коро-навирусной инфекции (COVID-19)»3 в период с 15 марта по 15 декабря 2020 года включительно приостановлено течение сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что столкнувшись с новыми реалиями административное законодательство смогло трансформироваться, учесть возникшие пробелы и принять незамедлительные меры к их разрешению.

Вместе с тем, некоторые проблемы, которые были выявлены, в том числе учеными-административистами ранее, относительно сроков нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства в специализированных учреждениях остались открытыми, и более того потребовали принятия неординарных решений, в данном случае правоприменителями.

3 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (cOVID-19) : Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274.

Список литературы

1. Варламова, Н. В. Пандемия COVID-19 как вызов конституционному правопорядку // Сравнительное конституционное обозрение. — 2020. — № 6 (139). — С. 17-30.

2. Громыко, А. А. Пандемия и кризис системы международных отношений // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2020. -Т. 13, № 5. — С. 6-19.

3. Гурулева, Т. Е. Вопросы судебного контроля за лишением права на свободу и личную неприкосновенность при рассмотрении судами дел в сфере миграции // Судья. — 2019. — № 10. — С. 56-61.

4. Дзидзоев, Р. М. Пандемия и вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина в России // Современное право. — 2020. — № 11. — С. 25-30.

5. Дорошенко, Е. Н. Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15, № 12. —С. 48-56.

6. Концевой, А. В. Вопросы совершенствования производства по делам о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего реадмисии, в специальном учреждении по Проекту № 246960-6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Новый взгляд. Международный научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 263-271.

7. Краева, Н. В. Изменения в административном российском законодательстве в период новой коронавирусной инфекции // Теория и практика общественного развития. — 2020. — № 12 (154). — С. 79-82.

8. Кренц, С. В. Административная ответственность незаконных мигрантов // Эпомен. — 2020. — № 35. —С. 148-154.

9. Лунгу, Е. В. Пандемия COVID-19. Новый вызов конституционным правоотношениям // Правоприменение. — 2020.—Т. 4, № 3. — С. 69-75.

10. Майорова, Е. Н. К вопросу об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства // Правопорядок: история, теория, практика. — 2015. — № 4 (7). — С. 51-55.

11. Майорова, Е. Н. Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях // Правопорядок: история, теория, практика. — 2014. — № 1 (2). — С. 11-13.

12. Майорова, Е. Н. Соблюдение права на уважение семейной жизни при назначении административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. — 2020. — № 1 (24). — С. 51-56.

13. Морозов, В. А. Материально-правовая характеристика административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. — 2020. — № 5. — С. 202-206.

14. Рыжакова, Ю. Н. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или апатрида. Пробелы в законодательстве и пути их решения // Государственная служба и кадры. — 2018. — № 4. — С. 236-237.

15. Стребков, В. Н. Совершенствование административной ответственности за нарушение законодательства в сфере трудовой миграции // Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина. — 2018. — № 4. — С. 66-70.

16. Цветков, А. В. О правовом закреплении отдельных мер административного характера в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в период введения ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации / А. В. Цветков, И. П. Чувальская // Актуальные проблемы административного права и процесса. — 2020. — № 3. — С. 19-22.

17. Чирков, Д. К. Актуальные проблемы правового положения трудящихся-мигрантов и беженцев в Российской Федерации / Д. К. Чирков, В. Д. Чирков // Миграционное право. — 2020. — № 3. — С. 16-20.

18. Юсупов, В. А. Административное законодательство России в период пандемии COVID-19 // Вестник Евразийской академии административных наук. — 2020. — № 3 (52). — С. 10-14.

References

1. Varlamova, N. V. Pandemiya COVID-19 kak vyzov konstitutsionnomu pravoporyadku // Sravnitelnoe konstitutsionnoe obozrenie. — 2020. — № 6 (139). — S. 17-30.

2. Gromyko, A. A. Pandemiya i krizis sistemy mezhdunarodnykh otnosheniy // Kontury globalnykh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo. — 2020. -T. 13, № 5. — S. 6-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Guruleva, T. Ye. Voprosy sudebnogo kontrolya za lisheniem prava na svobodu i lichnuyu neprikosnovennost pri rassmotrenii sudami del v sfere migratsii // Sudya. — 2019. — № 10. — S. 56-61.

4. Dzidzoev, R. M. Pandemiya i voprosy ogranicheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii // Sovremennoe pravo. — 2020. — № 11. — S. 25-30.

5. Doroshenko, Ye. N. Konstitutsionno-pravovye osnovy ogranicheniya prav cheloveka v svyazi s pandemiey novoy koronavirusnoy infektsii // Aktualnye problemy rossiyskogo prava. — 2020. — T. 15, № 12. — S. 48-56.

6. Kontsevoy, A. V. Voprosy sovershenstvovaniya proizvodstva po delam o vremennom razmeshchenii inostrannogo grazhdanina ili litsa bez grazhdanstva, podlezhashchego readmisii, v spetsialnom uchrezhdenii po Proektu № 246960-6 Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossiyskoy Federatsii // Novyy vzglyad. Mezhdunarodnyy nauchnyy vestnik. — 2014. — № 4. — S. 263-271.

7. Kraeva, N. V. Izmeneniya v administrativnom rossiyskom zakonodatelstve v period novoy koronavirusnoy infektsii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2020. — № 12 (154). — S. 79-82.

8. Krents, S. V. Administrativnaya otvetstvennost nezakonnykh migrantov // Epomen. — 2020. — № 35. — S. 148-154.

9. Lungu, Ye. V. Pandemiya COVID-19. Novyy vyzov konstitutsionnym pravootnosheniyam // Pravoprimenenie. — 2020. — T. 4, № 3. — S. 69-75.

10. Mayorova, Ye. N. K voprosu ob administrativnom vydvorenii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. — 2015. — № 4 (7). — S. 51-55.

11. Mayorova, Ye. N. Poryadok rassmotreniya sudom del ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. — 2014. — № 1 (2). — S. 11-13.

12. Mayorova, Ye. N. Soblyudenie prava na uvazhenie semeynoy zhizni pri naznachenii administrativnogo vydvoreniya inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva za predely Rossiyskoy Federatsii // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. — 2020. — № 1 (24). — S. 51-56.

13. Morozov, V. A. Materialno-pravovaya kharakteristika administrativno-pravovogo statusa inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva, soderzhashchikhsya v spetsialnykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2020. — № 5. — S. 202-206.

14. Ryzhakova, Yu. N. Administrativnoe vydvorenie za predely Rossiyskoy Federatsii inostrannogo grazhdanina ili apatrida. Probely v zakonodatelstve i puti ikh resheniya // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. — 2018. —№ 4. —S. 236-237.

15. Strebkov, V. N. Sovershenstvovanie administrativnoy otvetstvennosti za narushenie zakonodatelstva v sfere trudovoy migratsii // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. I. D. Putilina. — 2018. —№ 4. —S. 66-70.

16. Tsvetkov, A. V. O pravovom zakreplenii otdelnykh mer administrativnogo kharaktera v otnoshenii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v period vvedeniya ogranicheniy, svyazannykh s rasprostraneniem novoy koronavirusnoy infektsii COVID-19 v Rossiyskoy Federatsii / A. V. Tsvetkov, I. P. Chuvalskaya // Aktualnye problemy administrativnogo prava i protsessa. — 2020. — № 3. — S. 19-22.

17. Chirkov, D. K. Aktualnye problemy pravovogo polozheniya trudyashchikhsya-migrantov i bezhentsev v Rossiyskoy Federatsii / D. K. Chirkov, V. D. Chirkov // Migratsionnoe pravo. — 2020. — № 3. — S. 16-20.

18. Yusupov, V. A. Administrativnoe zakonodatelstvo Rossii v period pandemii COVID-19 // Vestnik Yevraziyskoy akademii administrativnykh nauk — 2020. — № 3 (52). — S. 10-14.

Дата поступления статьи: 20.03.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.