Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА С ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ'

ИСПОЛНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА С ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1070
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / СОТРУДНИК УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / INTERACTION / PRELIMINARY INVESTIGATION / INVESTIGATOR / CRIMINAL INVESTIGATION OFFICER / OPERATIVELY-SEARCH ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стукалов Вячеслав Владимирович, Горбунов Алексей Николаевич

В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы исполнения поручений следователей и дознавателей сотрудниками уголовного розыска. Предлагаются меры по совершенствованию такого института, как исполнение поручений сотрудниками оперативных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стукалов Вячеслав Владимирович, Горбунов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTION OF ORDERS AS ONE OF THE FORMS OF INTERACTION OF CRIMINAL INVESTIGATION OFFICERS WITH THE PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES

The article deals with some peculiarities and problems of execution of orders of investigators and interrogators by criminal investigation officers. The measures on improvement of such institution as execution of orders by employees of operative divisions are offered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА С ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ»

Стукалов Вячеслав Владимирович Горбунов Алексей Николаевич

Исполнение поручений как одна из форм взаимодействия сотрудников уголовного розыска с органами предварительного расследования

В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы исполнения поручений следователей и дознавателей сотрудниками уголовного розыска. Предлагаются меры по совершенствованию такого института, как исполнение поручений сотрудниками оперативных подразделений.

Ключевые слова: взаимодействие, предварительное расследование, следователь, сотрудник уголовного розыска, оперативно-розыскные мероприятия.

Execution of orders as one of the forms of interaction of criminal investigation officers with the preliminary investigation bodies

The article deals with some peculiarities and problems of execution of orders of investigators and interrogators by criminal investigation officers. The measures on improvement of such institution as execution of orders by employees of operative divisions are offered.

Keywords: interaction, preliminary investigation, investigator, criminal investigation officer, operatively-search actions.

Важную роль на этапе расследования преступлений играет эффективная организация взаимодействия органов предварительного расследования с оперативными подразделениями, которое обеспечивает всестороннее, полное, объективное раскрытие и расследование уголовных дел. Это вызвано необходимостью увеличения доли раскрываемых преступлений, повышения качества предварительного следствия и дознания в условиях активного противодействия со стороны криминальных элементов, а также возникающих сложностей в процессе раскрытия преступления и доказывания факта его совершения [1].

Рассмотрим проблемные вопросы, касающиеся взаимодействия сотрудников уголовного розыска (далее - ОУР) и следователей (дознавателей) территориальных органов МВД России и Следственного комитета Российской Федерации в процессе их служебной деятельности.

Одной из наиболее распространенных форм их взаимодействия является направление следователем (дознавателем) подразделениям уголовного розыска, которые принято относить к органам дознания, поручения о проведении следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ). Законодательно такая форма взаимодействия за-

креплена в ряде статей УПК РФ [2], в частности в п. 4 ч. 2 ст. 38, согласно которому следователь уполномочен давать «обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении». Такое же право имеют и дознаватели в соответствии с п.п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа также вправе поручать органу дознания проведение ОРМ. Часть 1 ст. 152 УПК РФ закрепляет, что в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь (дознаватель) вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю (дознавателю) или органу дознания, «поручение должно быть исполнено в срок не позднее 10 суток».

В свою очередь, для сотрудников ОУР такие поручения являются одним из оснований для проведения ОРМ в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) [3].

106

Однако следует отметить, что если порядок передачи поручения от организатора к исполнителю определен, то при принятии поручения к исполнению могут возникать определенные трудности. В первую очередь это связано с тем, что в некоторых ситуациях на момент принятия поручения на его исполнение может остаться всего несколько суток (например, когда поручения приходят из других территориальных органов с задержкой). Указанная и другие проблемы, о которых будем говорить ниже, значительно ухудшают качество исполнения поручений следователя, формируют формальное отношение к их выполнению.

Существует несколько причин, по которым поручения не исполняются надлежащим образом:

большой объем работы, указанный в поручении, не соответствующий отведенному законом времени на его исполнение;

неточные и неграмотные с юридической точки зрения формулировки, которые использовал следователь при постановке задач в поручении;

загруженность оперуполномоченного своей основной работой, связанной с выявлением и раскрытием преступлений;

существование негласного правила об определенном количестве исполненных поручений в материалах уголовного дела независимо от их результата.

Рассмотрим указанные причины более подробно.

Зачастую следователь поручает провести большое количество мероприятий по одному уголовному делу, при этом такие поручения составляются юридически грамотно, с указанием перечня следственных действий и вопросов, подлежащих выяснению. При исполнении таких поручений оперуполномоченному не приходится догадываться, что хочет от него следователь, ему необходимо точно исполнить то, что написано. Однако может возникнуть проблема с соблюдением сроков исполнения. Как правило, исполнитель получает задание через определенный период времени, как минимум один день. Далее, если нужно провести ОРМ, требующее ведомственного санкционирования, ему необходимо подготовить документы о его проведении и согласовать их с начальником ОУР, что также занимает некоторое время.

Если от следователя поступает поручение о проведении только следственных действий, то здесь сроки весьма приемлемы, потому что не

нужно тратить время на подготовку документов о санкционировании мероприятий.

Однако в некоторых случаях следователь в поручении указывает задачи, выполнение которых либо является его прямой обязанностью, но он по неизвестным причинам не занимается их решением, либо относится к компетенции других служб и подразделений МВД России. Например, часто при расследовании ДТП, когда следователь, помимо перечня задач, отнесенных к компетенции сотрудников ОУР, поручает выяснить, кому принадлежал автомобиль виновника ДТП, скрывшегося с места аварии, и при этом указывает государственный номер транспортного средства. Возникает вопрос: почему следователь не может направить запрос в МРЭО ГИБДД МВД России? На практике эту задачу приходится выполнять сотрудникам ОУР. Чрезмерно большое количество вопросов в одном поручении приводит к тому, что они не исполняются в установленный срок либо некоторые задания игнорируются, либо ответ по ним приходит позже с составлением мотивированного рапорта и объяснением причин задержки.

Кроме того, следователи и дознаватели часто допускают юридические ошибки при формулировании поручения. Юридическая неграмотность приводит к соответствующему его исполнению. Так, сотрудники органов предварительного расследования в поручениях не указывают полную фабулу совершенного преступления, как закреплено в законе, а ограничиваются формулировкой: «У меня в производстве находится уголовное дело № 12342020 по факту совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ. Подозреваемым по данному делу является гражданин А.» [4]. На этом фабула преступления заканчивается, и следует текст: «Прошу: сотрудников ОУР установить местонахождение гражданина А.». Такая формулировка поручения воспринимается сотрудниками ОУР крайне негативно, потому что для исполнения поручения необходимо больше информации о преступнике и совершенном им преступлении. Соответственно, на это поручение будет дан следующий ответ: «Докладываю Вам, что в ходе проведения ОРМ установить местонахождение гражданина А. не представилось возможным».

Еще одна грубейшая ошибка следователей (дознавателей), которая может встречаться при составлении поручения, - это указание

107

на проведение конкретного ОРМ. Как известно, сотрудники оперативных подразделений самостоятельны в выборе средств и методов получения информации о преступлении, и следователь не вправе указывать, какое ОРМ им следует проводить. Однако иногда следователи (дознаватели) забывают об этом. Так, некоторые поручения содержат косвенное указание на осуществление ОРМ, например: «Прошу опросить возможных очевидцев», т. е. провести опрос. Редко, но встречаются поручения с такой фразой: «Прошу провести ОРМ "Наведение справок''». Правильно было бы в первом случае сформулировать текст поручения следующим образом: «Прошу выявить свидетелей и очевидцев произошедшего, установить обстоятельства совершенного преступления», а во втором случае: «Прошу собрать характеризующий материал на подозреваемого».

Помимо обязанности выполнять поручения следователя (дознавателя), сотрудник ОУР ежедневно занимается работой, связанной с решением задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД. Кроме того, оперуполномоченным отписываются материалы, зарегистрированные в книге учета сообщений о преступлениях (далее -КУСП), срок рассмотрения которых составляет трое суток. За это время им нужно успеть провести комплекс мероприятий, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ. В противном случае необходимо продлевать срок рассмотрения материала до 10 суток, а в исключительных случаях - до 30. На исполнении у сотрудника ОУР находятся еще и поручения следователя, ответ по которым нужно дать в 10-дневный срок. Кроме того, сотрудник ОУР несет службу в составе дежурной и резервной следственно-оперативных групп, в этот период времени на исполнение

каких-либо поручений или рассмотрение материалов КУСП просто нет.

Необходимо добавить, что зачастую у следователей (дознавателей) в производстве находятся уголовные дела, по которым не нужно проводить дополнительные ОРМ и, соответственно, давать поручения ОУР, но существует позиция прокуратуры на местах, что в материалах каждого уголовного дела должно находиться не менее 2-3 исполненных поручений. Как следствие, ответы на эти поручения носят формальный характер и никакой пользы для решения задач ОРД и предварительного расследования не несут, однако они занимают часть рабочего времени следователя (дознавателя) и оперуполномоченного.

Исходя из вышеизложенного считаем необходимым внести следующие предложения по совершенствованию такого института, как исполнение поручений сотрудниками органов внутренних дел:

разработать совместное распоряжение МВД России и Следственного комитета Российской Федерации, содержащее требования к составлению поручений, регламент их направления следователем (дознавателем) в письменной форме органам дознания и порядок их исполнения;

начальники территориальных органов МВД России, которым поступают письменные поручения следователя (дознавателя) для дальнейшего направления на исполнение, должны относиться к ним более строго, вникать в суть уголовного дела и возвращать поручения следователю (дознавателю), если они составлены некорректно;

необходимо уйти от практики составления «обязательных» поручений по уголовным делам, по которым нет необходимости проводить дополнительные ОРМ.

1. Паутова Т.А., Верхотурова С.В. Вопросы правовой регламентации поручений следователя, дознавателя в уголовном судопроизводстве // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 2(44).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ. Доступ из справ. право-ввой системы «<КонсультантПлюс».

1. Pautova T.A., Verkhoturova S. V. Issues of legal regulation of the investigator's and inquirer's instructions in criminal proceedings // Juridicheskaya nauka i praktika praktika. 2018. № 2(44).

2. Criminal Procedural Code of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 18, 2001 № 174-FL. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

108

3. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс,».

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».

3. On the operatively-search activity: fed. law d.d. Aug. 1, 1995 № 144-FL (ed. from 02.08.2019). Access from reference legal system «ConsultantPlus».

4. The Criminal Code of the Russian Federation: fed. law d.d. June 13, 1996 № 63-FL. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Стукалов Вячеслав Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России; тел. : +79183623746;

Горбунов Алексей Николаевич, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России; тел.: +79180491491.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

V.V. Stukalov, Candidate of Law, Assistant Professor of the Chair of Operational Investigative activities in the Internal Affairs bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79183623746;

A.N. Gorbunov, Senior Lecturer of the Chair of Operational and Investigative activities in the Internal Affairs bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79180491491.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.