Научная статья на тему 'Поручение о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий как форма взаимодействия при раскрытии преступлений, производство предварительного следствия по которым не обязательно'

Поручение о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий как форма взаимодействия при раскрытии преступлений, производство предварительного следствия по которым не обязательно Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1009
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПИСЬМЕННОЕ ПОРУЧЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / THE ARTICLE DEALS / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES / SEARCH ACTIVITIES BY CRIMINAL INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коныш Сергей Петрович

В статье рассматривается вопрос об исполнении письменных поручений дознавателей, а также роли начальника органа дознания в организации и проведении сотрудниками уголовного розыска оперативно-розыскных мероприятий по делам, предварительное следствие по которым не обязательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ORDER TO CONDUCT INVESTIGATION ACTIONS AND OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES IS A FROM OF INVESTIGATION IN SOLVING CRIMES THAT DO NOT REQUIRE PRELIMINARY INVESTIGATION

The article deals with the organization of operational search activities, as part of the execution of written instructions from investigators, as well as the role of the head of a specialized investigation unit, when conducting operational search activities by criminal investigation officers

Текст научной работы на тему «Поручение о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий как форма взаимодействия при раскрытии преступлений, производство предварительного следствия по которым не обязательно»

Поручение о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий как форма взаимодействия при раскрытии преступлений, производство предварительного следствия по которым не обязательно

С.П. КОНЫШ,

адъюнкт

(Академия управления МВД России) konysh555sergey@yandex.ru

An order to conduct investigation actions and operational search activities is a from of investigation in solving crimes that do not require preliminary investigation

S.P. KONYSH,

Associate of the 1st year of the 3rd faculty (Management Academy of the Ministry for Interior of Russia)

В статье рассматривается вопрос об исполнении письменных поручений дознавателей, а также роли начальника органа дознания в организации и проведении сотрудниками уголовного розыска оперативно-розыскных мероприятий по делам, предварительное следствие по которым не обязательно.

Письменное поручение, оперативно-розыскные мероприятия, предварительное следствие.

УДК 343

The article deals with the organization of operational search activities, as part of the execution of written instructions from investigators, as well as the role of the head of a specialized investigation unit, when conducting operational search activities by criminal investigation officers

The article deals, operational search activities, search activities by criminal investigation.

Гарантированная государством защита прав и свобод личности, интересов общества от преступных посягательств, равенство прав и свобод человека и гражданина1 реализуется различными способами. Один из них — использование органами внутренних дел имеющихся в их распоряжении сил и средств, необходимых для выявления и привлечения к уголовной или иной ответственности лиц, допустивших действия с посягательством на указанные в Конституции права и свободы. Документирование их криминальной деятельности

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

осуществляется или в форме дознания, или предварительного расследования. В данной статье авторами рассматривается первая форма документирования — дознание.

Дознание — это форма расследования преступных деяний, осуществляемая уполномоченными должностными лицами по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно2.

На стадии выявления, раскрытия и расследования преступлений, следствие по которым не обязательно, осуществляется взаимодействие дознавателей с сотрудниками уголовного розы-

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 27.10.2019, с изм. от 30.01.2020).

ска. Оно осуществляется в особой специфической процессуальной форме, которая зависит от обстоятельств совершенного деяния, поведения участников, вовлеченных в процесс дознания, а также от качества и объема собранных доказательств по конкретному преступлению.

Согласованность деятельности дознавателя и сотрудника уголовного розыска в определенной мере может иметь оперативно-розыскной, процессуальный или организационно-управленческий характер.

Рассматривая основные направления эффективного взаимодействия дознавателей и сотрудников уголовного розыска, можно выделить его основные признаки:

— единый диапазон согласованности;

— единая нормативная основа и формы кооперации труда;

— общие цели и единство задач;

— разграничение прав, обязанностей и компетенции в ходе взаимодействия;

— взаимная заинтересованность в достижении общего результата;

— согласованная потребность в совместном взаимодействии, вызванная практической ситуацией по расследуемому уголовному делу;

— согласованность совместных действий;

— оказание друг другу взаимопомощи;

— солидарная ответственность за результаты взаимодействия.

При этом следует отметить, что качественная реализация принципа неотвратимости наказания, связанная с привлечением виновных к уголовной ответственности, а также мера наказания в разумные сроки всецело зависят от степени доверия граждан Российской Федерации органам внутренних дел.

Термин взаимодействие можно толковать в различных смыслах. Некоторые ученые считают, что взаимодействие — это последовательные действия субъектов правоохранительной деятельности, закрепленные и облаченные в форму нормативных правовых актов, содержащие в себе однородные процедурные требования, направленные на достижение конкретного результата [2].

На наш взгляд, наиболее точно дал определение взаимодействия С. В. Валов, который считает, что взаимодействие — это имманентно присущая любой целостной социальной системе, согласованная по целям, времени, месту, осознанная, основанная на взаимном доверии, возникающая по инициативе со стороны одной или нескольких сторон, или в связи с прямым правовым предписанием, постоянно и повседневно осуществляемая субъектами совместная деятельность, направленная на достижение

взаимовыгодного для всех её участников позитивного результата путем эффективного и рационального разрешения проблем внешнего или внутриорганизационного характера [2].

Проводя аналогию данному определению, можно сказать, что это юридически выстроенный алгоритм оптимальной процедуры реализации конкретных полномочий взаимодействующих субъектов.

В данной статье мы рассмотрим процессуальную форму взаимодействия участвующих субъектов, которая закреплена в действующем законодательстве. При несоблюдении процессуальной формы взаимодействия, доказательства могут быть признаны недопустимыми, т. к. получены с нарушением норм закона. Указанное ведет к утрате их юридической значимости и, следовательно, недопустимости использования в процессе расследования.

Предметом взаимодействия сотрудников уголовного розыска и дознавателей может быть отыскание, собирание и проверка доказательств, розыск, привод подозреваемого и т. д. Для достижения общей цели взаимодействия сотрудниками уголовного розыска может быть использован весь комплекс оперативно-розыскных мер, включая проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно статистическим данным за 8 месяцев 2020 г. дознание приостановлено по 166 254 уголовным делам, предварительное следствие по которым не обязательно. Доля приостановленных уголовных дел по преступлениям имущественного характера от общего количества преступлений, дознание по которым приостановлено, возросла на 1,1 % и составила в текущем году 71.1 %. Удельный вес преступлений, совершенных в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, от общего числа нераскрытых преступлений, по которым дознание приостановлено, возрос на 7,7 % и составил 20.0.

Из анализа практики расследования уголовных дел по преступлениям, следствие по которым не обязательно, следует, что по каждому третьему уголовному делу, возбужденному в отношении конкретного лица, подозреваемого в совершении преступления, а также по каждому уголовному делу, возбужденному в отношении неустановленного лица, выносится письменное поручение дознавателя. Составленное в рамках расследуемого уголовного дела письменное поручение направляется уполномоченному руководителю — начальнику органа внутренних дел, с указанием необходимости проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на задержа-

ние подозреваемого или на установление личности неизвестного, либо о необходимости участия сотрудников уголовного розыска в проведении следственных действий.

Анализ эффективности исполнения сотрудниками уголовного розыска отдельных поручений дознавателей по данной категории дел, где лица, совершившие преступления, не установлены, расследованных в 2020 г. одним из территориальных органов МВД России, показал, что в 85 % случаев ответы поступают формальные, типовые, не носящие в себе никакой информативности, что сразу ставит под сомнение качество исполнения самих поручений. 60 % ответов на письменные поручения дознавателей поступили в срок свыше 10 суток с момента вынесения, несмотря на срок, указанный дознавателем в описательной части поручения. 25 % ответов поступили в срок свыше месяца с момента вынесения, по 15 % уголовных дел поручения, поступившие для исполнения в подразделения уголовного розыска, вообще остались без ответа. Обозначенные факторы существенно сказываются на качестве и своевременности расследования, в связи с чем одной из причин продления сроков дознания по расследуемым уголовным делам явилось отсутствие ответов на направленные поручения, что приводит к затягиванию сроков расследования и нарушению требований ст. 6.1 УПК РФ.

Исходя из практической деятельности и результатов опроса сотрудников уголовного розыска одного из территориальных органов МВД России, 35 % сотрудников ответили, что в первоочередном порядке исполняют поручения следователей органов внутренних дел и следователей Следственного комитета, по уголовным делам следствие по которым обязательно, т. к. основными задачами уголовного розыска являются предупреждение, выявление, раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, в связи с чем основное внимание при исполнении письменных поручений, поступивших из процессуальных подразделений, направлено по делам, следствие по которым обязательно.

Несмотря на то, что проблема исполнения письменных поручений дознавателей не является новой, её актуальность на сегодняшний день, безусловно, в связи с ростом нераскрытых преступлений указанной категории остается очень высокой, т. к. дознаватель в процессе расследования преступлений по уголовным делам, предварительное следствие по которым не обязательно, где лица совершившие преступления не установлены, не может качественно, самостоятельно добиться продуктивного результата.

Письменное поручение дознавателя предполагает его самостоятельное выполнение сотрудниками уголовного розыска. При этом дознаватель не имеет права вмешиваться в проведение оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи средства необходимые для достижения конечного положительного результата в виде исполнения отдельного поручения, остается за сотрудником оперативного подразделения.

Особую значимость и необходимость приобретает данная форма взаимодействия при расследовании преступлений имущественного характера, предварительное следствие по которым не обязательно, перечисленных в гл. 21 Уголовного кодекса РФ3.

В данной процессуальной деятельности участвуют как взаимодействующие сотрудники уголовного розыска, органа дознания, так и их непосредственные прямые руководители, ее организующие и отвечающие в рамках своих компетенций за своевременное и качественное исполнение поручения. Иными словами, на начальника органа внутренних дел, в подчинении которого находятся оперативные подразделения, возложена и контролирующая функция.

Контролируя ход и стадию расследования конкретного уголовного дела, начальник органа дознания одновременно, с учётом следственной ситуации, решает вопрос о целесообразности и необходимости привлечения для его исполнения кроме сил, средств и возможностей подразделения уголовного розыска, иных оперативных подразделений органа внутренних дел. С учётом всех обстоятельств начальник органа внутренних дел, рассматривая поступившее письменное поручение дознавателя, в рамках своих служебных полномочий устанавливает срок его исполнения и конкретных исполнителей.

Как верно отметила Л. П. Плеснёва, выполнение органом внутренних дел поручений о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в производстве, является самой популярной формой взаимодействия. Потребность возникает тогда, когда одному лицу — дознавателю, расследующему уголовное дело, трудно в одиночку реализовать необходимый комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Такой же подход к раскрытию содержания данной формы взаимодействия встречается и в других источниках [3].

На практике существует несколько видов и форм взаимодействия сотрудников опера-

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996

№ 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

тивных подразделений с подразделениями дознания. Такой перечень не является исчерпывающим и всецело зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела.

При этом, исходя из содержания п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ, в которой отражены полномочия дознавателя давать органу внутренних дел поручения о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, отсутствует категоричный запрет на дачу поручений такого рода и в устной форме.

Следует подчеркнуть, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают задачи, указанные в письменном поручении не только посредством личного участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, но могут использовать помощь иных должностных лиц и специалистов, обладающих научными техническими и иными специальными знаниями4.

Стоит согласиться с мнением А. В. Смирнова и К. Б. Калиновского, которые определили, что письменное поручение является основной процессуальной формой взаимодействия, под которой понимают письменное обращение к другому органу с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий, в связи с расследуемым уголовным делом.

Если провести анализ рассматриваемой процессуальной формы, то можно сделать вывод, что в п.1.1. ч. 3 ст. 41 УПК РФ отражены практически все основные виды письменных поручений, которые может давать дознаватель органу внутренних дел:

— о производстве отдельных следственных действий;

— о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

— об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

Особого внимания заслуживает форма взаимодействия в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий. Потребность в данной форме возникает как на стадии расследования уголовного дела, так и на стадии подготовки следственного действия или в процессе его проведения.

Структура письменного поручения должна содержать:

— базовые реквизиты, а также сведения о должностном лице, являющимся инициатором вынесения письменного поручения, в чьем производстве находится уголовное дело;

4 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

— номер уголовного дела с отражением даты возбуждения и конечным сроком окончания предварительного расследования;

— перечень поставленных перед сотрудником уголовного розыска задач, конечных целей, которых необходимо достичь в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий;

— дополнительную информацию, необходимую сотруднику уголовного розыска для определения методов и способов исполнения письменного поручения.

В приложении предусматривается также возможность перечисления рекомендаций и иных материалов, отражающих конкретную ситуации по делу, которые могут быть необходимыми для качественного исполнения отдельного поручения.

Как правило, результаты исполненного сотрудником оперативного подразделения поручения дознавателя используются для установления истины по уголовному делу, установлению лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, позволяют выявить новые сведения, необходимые для подтверждения вины подозреваемого. Во всех случаях дознавателем изучаются полученные сотрудниками оперативных подразделений оперативно-розыскные данные на предмет их допустимости, достоверности и соотносимости по отношению к расследуемому уголовному делу.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий должны исполняться в течение 10 суток5. Однако, исходя из содержания законодательства, данный срок установлен для письменных поручений дознавателя, проводимых в другом месте и за пределами территории, где проводится предварительное расследование конкретного уголовного дела. По расследуемым уголовным делам в пределах территории обслуживания срок исполнения отдельного поручения нормативно не определен.

В этой связи существенным условием повышения качества и результативности исполнения письменных поручений дознавателей является определение и соблюдение разумных сроков по исполнению данных поручений. Разумный срок исполнения письменного поручения включает в себя период с момента вынесения письменного поручения дознавателя до момента поступления от сотрудника оперативного подразделения всех материалов, при этом учитываются такие обстоятельства, как: объем по-

5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.10.2019, с изм. от 30.01.2020).

ручаемых мероприятий; эффективность работы исполнителя по исполняемому поручению; общая продолжительность исполнения поручения. Одновременно обстоятельства, связанные со сложностью в исполнении письменного поручения, не могут быть использованы в качестве оснований для превышения установленных сроков исполнения поручения.

На практике принято ориентироваться на срок, указанный либо в резолютивной части самого поручения, либо на срок, указанный в резолюции уполномоченного руководителя, но в любом случае срок исполнения поручения учитывается с даты поступления письменного поручения дознавателя руководителю органа внутренних дел до даты отправления полученных материалов инициатору поручения. До настоящего времени срок исполнения письменного поручения дознавателя в случае расследования преступления, совершенного на обслуживаемой территории, не нашел своего закрепления в действующем ведомственном законодательстве. Если исследовать содержание ч. 1 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса, то срок 10 суток исполнения поручения установлен только в случае производства необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на территории вне зоны оперативного обслуживания.

По нашему мнению, необходимо установить общий десятидневный срок исполнения письменного поручения, в том числе и при совершении преступления на обслуживаемой территории. Но при этом с учётом особенностей его исполнения необходимо предусмотреть возможность на его продление с согласия уполномоченного руководителя и дознавателя, в чьем производстве находится уголовное дело, с учетом оснований и условий его продления. Но предельный срок исполнения письменного поручения дознавателя в любом случае не должен быть больше срока дознания по расследуемому уголовному делу.

С учётом изложенного необходимо восполнить пробел в действующем оперативно-розыскном и уголовно-процессуальном законодательстве, регулирующем порядок исполнения письменных поручений, вынесенных дознавателем, которые будут способствовать более эффективной работе дознавателя по раскрытию и расследованию преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, в частности:

— п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ изложить в следующей редакции: «с учётом срока расследования и обстоятельств уголовного дела дает согласие на продление срока исполнения письменного поручения»;

— п. 6 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ дополнить словами: «продлевает срок исполнения письменного поручения о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по мотивированному ходатайству исполнителя поручения с согласия дознавателя, в чьём производстве находится уголовное дело»;

— ч. 1 ст. 152 УПК РФ дополнить словами: «в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте, а также месте совершения или расследования преступлений, дознаватель (следователь) вправе провести их лично либо поручить производство этих действий органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток либо продлены в установленном порядке»;

— ч. 3.1 ст. 7.2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» изложить в следующей редакции: «...в случае необходимости и с учетом объёма запланированных оперативно-розыскных мероприятий, а также обстоятельств уголовного дела, дознаватель ходатайствует перед начальником органа дознания о продлении срока исполнения письменного поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий на срок, не превышающий общего срока дознания по расследуемому уголовному делу».

Список литературы:

1. Букаев Н. М., Власюк Е. И. К вопросу о процессуальных формах взаимодействия следователя с органами внутренних дел // Государство и право. 2012. № 4 (36).

2. Валов С. В. Организация деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений: курс лекций. М., 2014.

3. Плеснёва Л. П. Формы взаимодействия следователя с органом дознания // Сибирский юридический вестник. 2015. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.