Научная статья на тему 'Исполнение договора подряда: Актуальные теоретические и практические вопросы'

Исполнение договора подряда: Актуальные теоретические и практические вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2364
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРЯДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОГОВОР ПОДРЯДА / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОДРЯД / СУБПОДРЯДНЫЙ ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чулкова Юлия Сергеевна

В статье анализируются актуальные теоретические и практические вопросы касаемо исполнения договора подряда, рассматриваются основные отличительные особенности процедуры исполнения договора подряда. Также в статье рассматривается система генерального подряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнение договора подряда: Актуальные теоретические и практические вопросы»

ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Чулкова Ю.С.

Чулкова Юлия Сергеевна - студент, юридический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань

Аннотация: в статье анализируются актуальные теоретические и практические вопросы касаемо исполнения договора подряда, рассматриваются основные отличительные особенности процедуры исполнения договора подряда. Также в статье рассматривается система генерального подряда.

Ключевые слова: подрядные отношения, договор подряда, генеральный подряд, субподрядный договор.

Договор подряда является одним из наиболее распространенных договоров, направленных на регулирование отношений, возникающих из факта выполнения работ. Механизм исполнения рассматриваемого договора является одной из отличительных черт, способствующих его отличию от смежных договоров, в том числе от договора возмездного оказания услуг.

Исполнение договора подряда предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на достижение целей осуществления работ, включающих в себя: приемку выполненной работы (отдельных этапов), а также проведение экспертизы ее результатов; оплату выполненной работы (отдельных этапов); взаимодействие заказчика с подрядчиком при изменении и расторжении договора, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения условий договора.

Особенностью исполнения договора подряда является то, что на данной стадии особенно могут быть задействованы сразу несколько лиц. Традиционная схема договорных связей при подряде с участием третьих лиц сводится к тому, что заказчик заключает договор с подрядчиком, именуемым в этом случае генеральным подрядчиком, а последний -договоры с третьими лицами - субподрядчиком (субподрядчиками). В подобной ситуации генеральный подрядчик в одно и то же время выступает соответственно должником и кредитором в отношениях, как с заказчиком, так и с субподрядчиком. По этой причине, в частности, он отвечает перед субподрядчиком за действия заказчика (в частности, за несвоевременную оплату последним выполненных субподрядчиком работ), а равно перед заказчиком - за действия субподрядчика (в частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение порученных субподрядчику работ) [1. С. 81].

В реальной жизни возможен и иной вариант, при котором генеральный подрядчик заключает договор с заказчиком только на конкретную часть работ, а по поводу оставшихся работ заказчик, уведомив генерального подрядчика и получив его одобрение, вступает в договорные связи с непосредственными исполнителями. Исходя из этого, система генерального подряда может пересекаться с системой прямых договоров. При использовании рассматриваемой смешанной системы договорных отношений, генеральный подрядчик обычно является непосредственным участником работ, то есть предполагается, что часть работ выполняется им самим. В качестве примера можно привести случай, когда заказчик заключает один договор на строительство здания с фирмой - генеральным подрядчиком и одновременно другой - прямой договор на выполнение проектных, электротехнических работ и др. со специализированными фирмами. С целью избежания возможности возникновения сложностей во взаимоотношениях контрагентов, а также для обеспечения и защиты интересов генерального подрядчика законодатель установил следующее: во-первых, для заключения прямого договора заказчиком необходимо уведомить генерального подрядчика и получить его согласие, во-вторых, сторона, по

инициативе которой был заключен такой прямой договор, самостоятельно несет риск неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора непосредственно перед заказчиком (п. 4 ст. 706 ГК). Наряду с этим в ст. 706 ГК РФ предусмотрен вариант ситуации, при которой генеральный подрядчик передает субподрядчикам исполнение всего объема работ, являющихся предметом договора подряда. В этом случае, однако, он сохраняет за собой осуществление функций организатора (координатора) работ.

Вопрос о характере субподрядного договора широко рассматривается в юридической литературе. Проведя анализ статей, монографий, учебников и книг, можно разделить ученых на две противоложно мыслящих группы. Первая группа авторов считает, что договор субподряда имеет самостоятельный характер и его необходимо отделить от договора подряда. Сторонники данной позиции утверждают, что законодатель должен разграничить эти виды договора и более подробно урегулировать субподрядные отношения. Совершенно противоположно мнение другой группы исследователей гражданского права, с которым, необходимо отметить, согласен законодатель. По мнению этой группы, договор субподряда нельзя разделить с договором подряда, так как первый является хоть и особенной, но все же частью подрядных отношений. Приверженцы данной теории не могут выделить субподрядный договор как отдельный вид, но отмечают особенность рассматриваемого договора. В течение определенного времени это соответствовало линии законодателя, принимавшего специальные акты, которые посвящены именно субподрядным договорам, наряду с общими (роль последних исполняли Правила о договорах подряда на капитальное строительство, принятые в разное время. Против указанной позиции были высказаны весьма серьезные возражения [2. С. 65]. С этим последним представлением о субподряде связано и то, что не могут считаться субподрядными отношения генерального подрядчика с поставщиком необходимых ему материалов и оборудования [3. С. 37].

Взаимосвязь договорных отношений при подряде не ограничена системой генерального подряда и существующих вместе с нею прямых договоров. Законодателем предусмотрен и третий вариант, который отличается возможностью участия двух и более генеральных подрядчиков (каждый применительно к определенному набору работ). Иными словами, это ситуация возникает тогда, когда заказчик подписывает один договор, в котором в качестве контрагентов ему противостоят несколько лиц. Указанная конструкция в результате представляет собой вариант множественности лиц в обязательстве. Ее усложняет двусторонний характер договора подряда. То есть договор состоит из двух обязательств, при этом одно заключается в условии выполнить работу, а другое - в необходимости оплатить стоимость работ, установленную договором. Особенность этого варианта заключается в том, что тогда организатором всех работ выступает сам заказчик. Указанный вариант структуры договорных связей дополняется в ряде случаев одновременным заключением между субподрядчиками договора о совместной деятельности.

В случаях, когда заказчик заключает договор генерального подряда, его контрагентом является генеральный подрядчик. Равным образом в договоре субподряда роль заказчика исполняет генеральный подрядчик.

При системе генерального подряда используется общее правило, установленное ст. 403 ГК. Суть его состоит в том, что, если иное не предусмотрено законом, должник отвечает за третье лицо, на которое возлагается исполнение обязательства. Из этого вытекает, что генеральный подрядчик несет последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком (в частности, именно он должен возмещать причиненные заказчику субподрядчиком убытки) [4 С. 65].

Ответственность, о которой идет речь, наступает лишь тогда, когда генеральный подрядчик имел право привлечь субподрядчика. Если же генеральный подрядчик привлек к участию в деле третье лицо вопреки запрету, содержащемуся в законе или в договоре, он должен понести все причиненные этим заказчику убытки. В свою очередь генеральный подрядчик отвечает перед субподрядчиком за нарушение заказчиком обязательств по договору подряда (в частности, при неоплате работы, непредоставлении материалов и т.п.). До последнего времени считалось, что «заказчик не вправе предъявлять какие-либо

27

требования, связанные с ненадлежащим исполнением договора генерального подряда субподрядчиками, а субподрядчики точно так же лишены права предъявлять требования непосредственно заказчику» [5.С. 37].

Выйдя за рамки ст. 403 ГК РФ, законодатель, применительно к подряду, внес дополнения к приведенному решению. Он допустил возможность в случаях, предусмотренных не только в законе, но и в договоре, предъявлять заказчиком требования непосредственно субподрядчику, а субподрядчиком - заказчику (п. 3 ст. 706 ГК). Исходя из общего принципа, в силу которого договор не может породить обязанностей для третьего, не участвующего в нем лица, следует признать, что такая непосредственная ответственность наступает только при условии, если на этот счет есть прямое условие одновременно в обоих договорах: генерального подряда и субподряда. Из ст. 403 ГК можно сделать вывод, что включение в договор генерального подряда условия, по которому заказчик несет ответственность непосредственно перед субподрядчиком, а в договор субподряда - условия, по которому субподрядчик отвечает непосредственно перед заказчиком, создает право предъявлять требования в первом случае у субподрядчика по отношению к заказчику, а во втором - у заказчика по отношению к субподрядчику. Однако, поскольку в данном случае не происходит уступки прав, следует признать, что в соответствующих ситуациях сохраняется ответственность по договорам генерального подряда и субподряда стороны перед собственным контрагентом. Это означает возможность заказчика и (или) подрядчика по своему выбору определить адресат соответствующего требования. Особый вариант составляют случаи, при которых в договорах, опосредствующих систему генерального подряда, предусмотрено, что генеральный подрядчик вместе с субподрядчиком являются по отношению к заказчику солидарными должниками. Такая конструкция нередко применяется в международных торговых отношениях.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что основной отличительной чертой договора подряда от смежных договоров является именно порядок исполнения договора подряда. Исполнение рассматриваемого договора направлено на достижение основной цели договора - исполнение работ. При реализации договора подряда могут участвовать несколько лиц. Законодатель, по моему мнению, конкретно урегулировал данную ситуацию, с одной стороны дав свободу в выборе количества лиц, осуществляющих подрядные отношения, а с другой стороны, установив некоторые ограничения, направленные на защиту всех участников договора подряда.

Список литературы

1. Ершов О.Г. Заключение договора субподряда в строительстве // Право и экономика, 2012. № 2.

2. Ершов О.Г. Система гражданско-правовых договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства и критерии ее формирования // Адвокат, 2014. № 11.

3. Серкова Ю.А. Распределение риска в договоре строительного подряда // Правосудие в Поволжье, 2009. № 1.

4. Огнев В.Н. Субдоговор и иные формы участия третьих лиц в исполнении обязательств // Вестник Пермского университета. Юридические науки, 2012. № 2.

5. Трапезников В.А. Понятие «обменная доверенность» в гражданском праве: проблемы правоприменения по договору строительного подряда // Законодательство и экономика, 2010. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.