Н.Е. Аникеева*
ИСПАНИЯ В ПЕРИОД МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО
КРИЗИСА
В настоящее время Испания столкнулась с серьезным препятствием - финансовым кризисом, начавшимся в США. На экономике Испании кризис уже отразился более глубоко, чем на ведущих партнерах по ЕС. Ощутимо увеличилась безработица. Особенно негативное влияние на экономику оказывает спад, наступивший в строительном секторе. Ожидания испанского правительства в отношении результатов апрельского саммита «Большой двадцатки», который состоялся в 2009 г. в Лондоне, в целом оправдались. Несмотря на кризис, большой интерес представляет расширение сотрудничества испанского государства и России, как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций. Свидетельством этому могут служить итоги первого государственного визита Президента РФ Д.А. Медведева в Мадрид, который проходил 2—3 марта 2009 г.
Ключевые слова: Испания, финансовый кризис, испанская экономика, апрельский саммит «Большой двадцатки», визит Президента РФ Д.А. Медведева
Keywords: Spam, financial crisis, spanish economy, summit (G-20), President Medvedev's state visit to Spain
Финансовый кризис, разразившийся в мире во второй половине 2008 г., по мнению некоторых российских исследователей, отразился на экономике Испании, имеющей полупериферийный характер (сочетающей черты экономического центра и периферии мировой системы), болезненнее, чем на большинстве ее более сильных европейских партнеров. Прогнозы на ближайшее время предвещают Испании дальнейшее замедление производства, превращение бюджета в дефицитный, ощутимое увеличение безработицы. Вместе с тем факторами устойчивости признаются общая эффективность финансовой системы и способность привлекать инвестиции на потенциально прибыльный внутренний рынок1. Не последнюю роль играют и усилия правительства социалистов Хосе Луиса Родригеса Сапатеро.
Придя к власти в марте 2004 г., правительство Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) поставило перед собой амбициозные политические цели - в скором времени инициировать процесс включения страны в «Большую восьмерку», тем более экономический рост в 2005—2006 гг. позволял всерьез обсуждать перспективы испанского членства в Группе 8 (G8). Так, рост испанской экономики в 2005 г., по данным правительства, составлял вполне оптимистичные 3,5 % (т.е. в два раза больше, чем у большинства ведущих стран ЕС), уровень безработицы опустился до 8,4% - самого низкого показателя с 1979 г., а национальный долг составлял вполне допустимые 43% ВВП. Эти цели свидетельствовали не только об уверенности испанских социалистов в успешном экономическом развитии страны под их руководством, но и, несомненно, несли внутриполитическую нагрузку. Подключение Испании к «Большой восьмерке» было одной из задач консервативного правительства Народной партии (НП) Хосе Марии Аснара, так и оставшейся нереализованной. Испания довольно успешно использовала благоприятный период мирового экономического цикла2. Ее макроэкономические показатели на протяжении десяти лет свидетельствовали об устойчивости темпов развития. По размерам ВВП Испания в 2007 г. вышла на 8-е место в мире, опережая Канаду. Она также вошла в первую десятку мировых иностранных инвесторов. По размерам предоставления многосторонней «помощи развитию» страна следовала за «Группой семи». В 2007 г. Испания стала третьим по значению (после США и Франции) мировым экспортером капитала.
* Аникеева Наталья Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент Кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России.
Испания в период рецессии
Однако во второй половине 2008 г. стало очевидно, что планы вступления страны в «Большую восьмерку» придется на время отложить, более того, Испания в феврале 2009 г. впервые с 1993 г. вступила в фазу рецессии. В четвертом квартале
2008 г. объем валового продукта сократился на 1% по сравнению с третьим, в котором рост также был отрицательным. Такого в стране не было уже 15 лет. Ведь в течение полутора десятилетий экономика Испании переживала фазу устойчивого роста со среднегодовыми темпами порядка 3% - опережающими по отношению к ее основным партнерам по ЕС. Достаточно сказать, что на нее приходилось около 40% всех новых рабочих мест, созданных в Еврозоне за 1996—2006 гг. Этот динамизм был обеспечен, во-первых, благоприятным финансовым эффектом от вступления в Еврозону (снижение реальных процентных ставок обеспечило стимулы для инвестиций и потребления), во-вторых, строительным бумом, особенно в сфере жилищного строительства (в настоящее время на строительный сектор приходится 18% испанского ВВП, и в нем занято 2,7 млн человек) и, в-третьих, беспрецедентным притоком иммигрантов, благодаря которому за короткое время население страны увеличилось на 4 млн человек, причем трудоспособное население среди них составляло 2 млн новых работников. Приток дешевой рабочей силы оказывал сдерживающее влияние на рост заработной платы, но в то же время существенно расширил сферу потребления: на иммигрантов, в частности, пришлось около 60% общего объема продаж товаров длительного пользования. Подсчитано, что их трудом было обеспечено более половины прироста испанского ВВП в период с 2001 по 2005 г.
Цель конвергенции с ЕС в 1990—2000-е гг., измеряемая динамикой показателей ВВП на душу населения, достигалась вполне успешно: если в 1992 г. испанский показатель был равен 79,1% среднего уровня ЕС в составе 12 стран, то в 2006 г. он составлял 98,4% среднего уровня ЕС-25, или 91,2% от среднего уровня 15 ведущих стран Евросоюза. В последнем квартале 2007 г.—первом квартале 2008 г., по данным Евро-стата, Испания находилась на 5 месте по величине ВВП среди европейских стран после Германии, Франции, Великобритании и Италии. Эти показатели позволяли ей быть среди лидеров ЕС.
Цель повышения уровня занятости трудоспособного населения также была близка: ведь уже в 2006 г. занятость населения в возрасте 15—64 лет достигла 64,8%, почти сравнявшись со средним уровнем ЕС-25, а во втором квартале 2008 г. испанский показатель предельно сблизился с уровнем, намеченным на 2010 г., достигнув 65,8% (при том, что «лиссабонская стратегия ЕС» намечала на эту дату более высокий средний показатель для стран-членов - 70%). Таким образом, обе главные цели, поставленные перед испанской экономикой, можно было считать реально осуществленными, если бы ей удалось сохранить динамизм предшествующего периода3.
Однако в настоящее время Испания столкнулась с серьезным препятствием -развивающимся финансовым кризисом, начавшимся в США и постепенно захватывающим европейские страны. Этот кризис с учетом связанных с ним рисков ставит под вопрос как минимум среднесрочные перспективы развития всей мировой экономики, а для многих стран делает актуальным пересмотр приоритетов текущей экономической политики, заставляя делать выбор между поддержанием стабильности и наращиванием инновационных компонентов модели роста.
На экономике Испании кризис уже отразился более глубоко, чем на ведущих партнерах по ЕС. В частности, ее ВВП вырос в первом квартале 2008 г. только на 0,3% - против 1,0% за тот же период 2007 г., тогда как у ЕС-15 спада темпов еще не произошло, и прирост оказался выше (0,7%). Прогнозы на ближайшее время предвещают Испании дальнейшее замедление производства. Бюджет станет дефицитным.
Ощутимо увеличилась безработица: с 10,8% в начале 2008 г. до 13,5% в начале
2009 г. Уровень безработицы в Испании на конец января 2009 г. составил 14,4% активного населения. Это самый высокий уровень среди стран ЕС (средний показатель по ЕС - 7,4%, т.е. вдвое ниже). За 2008 г. количество безработных в Евросоюзе выросло на 1 млн 665 тыс. человек, из них один миллион приходится на Испанию. За последние годы именно здесь число рабочих мест росло быстрее всех в ЕС, а сейчас быстрее всех протекает обратный процесс. По итогам первого квартала 2009 г., по расчетам аналитиков, безработица в стране составила 16—16,5%4.
В 2008 г. в Испании - стране с самой динамичной экономикой зоны евро - темпы роста упали с 3,7% до 1,2%. Резко сократился приток инвестиций.
Удешевление цен на нефть сказалось на показателях инфляции, которые составили 0,8% (самый низкий уровень с 1969 г.). За период с сентября 2008 г. по январь 2009 г. цены в стране упали на 6%. В феврале 2009 г. впервые за полвека в Испании снизились розничные цены в годовом исчислении. Снижение составило 0,1%. До сих пор ни в одном государстве зоны евро отрицательной инфляции не было5. Это может привести к дефляции, т.е. к общему снижению цен в течение длительного периода. Пока правительство и большинство экспертов отвергают подобную перспективу, однако реальность много раз опровергала официальные прогнозы. Дефляция ведет к тому, что прибыли предпринимателей сокращаются, потребление парализовано, а процентные ставки в реальности растут. Все это подливает масло в огонь кризиса6.
Особенно негативное влияние на экономику оказывает спад, наступивший в строительном секторе, основе испанского экономического процветания. Темпы роста этой отрасли упали со среднегодовых 8% в 1996—2006 гг. до 3% в 2007 г., а в 2008 г., произошло сокращение производства. В Испании стоят пустыми, по различным данным, от 400 тыс. до 1 млн квартир, и эта тенденция сохранится еще 2—3 года. Действительно, многие годы основой испанского экономического бума был жилищный сектор. Глобальный финансово-ипотечный кризис оказался для него роковым. В 2009 г. Испанию ждет новый удар - из-за экономической рецессии неизбежно упадут доходы от туризма, а это важнейшая часть испанской экономики7.
В банковской сфере положение также ухудшается: растут процентные ставки, резко сокращается объем кредитования, появились трудности с получением международных кредитов. Финансовая система Еврозоны пока смягчает для своих членов удары мирового финансового кризиса, однако его размах и продолжительность никто не берется прогнозировать. На «догоняющей» и пока еще структурно уязвимой экономической системе Испании он может сказаться болезненнее, чем на ее более сильных европейских партнерах.
Факторами устойчивости, согласно экспертным оценкам, считаются общая эффективность и здоровое состояние финансовой системы страны, относительно слабая связь с американским рынком недвижимости и возросшая за последние годы способность привлекать инвестиции на потенциально прибыльный, многообещающий внутренний рынок8.
Антикризисные меры правительства Испании
В рамках борьбы с кризисом испанское правительство предоставило гарантии на общую сумму в 100 млрд евро под новые займы, которые помогут финансовым учреждениям, действующим на территории Испании, преодолеть дефицит наличных средств. Срок для погашения кредитов - пять лет, в соответствии с договоренностью, достигнутой на совещании в Париже 15 стран Еврозоны в октябре 2008 г.9
Кроме того, власти приступили к стимулированию экономики страны. Премьер-министр Испании Х.Л. Родригес Сапатеро объявил в ноябре 2008 г. о ратификации советом министров Королевского декрета, согласно которому будет выделено 11 млрд евро (1,1 % ВВП) из госбюджета на создание новых рабочих мест и стимулирование экономики10. Он, в частности, заявил: «Эти меры дополнят глобальный антикризисный план, который учитывает все возможные сценарии развития событий и задача которого - стимулировать внутреннее потребление». Большая часть этих денег выделяется на модернизацию инфраструктуры, включая строительство дорог и социального жилья. За счет этого государство планирует создать 300 тыс. новых рабочих мест11.
На фоне остальных проблем экономики, связанных с падением рынка жилья, спадом производства и потребления, положительным моментом является относительная стабильность банков Испании. Центральный банк Испании только в марте 2009 г. - впервые с начала кризиса - был вынужден прийти на помощь финансовому учреждению, оказавшемуся на грани банкротства, региональному сберегательному банку «Каха Кастилья ла Манча». Испанские власти впервые пошли на национализацию банка, на счет которого были переведены 9 млрд евро. Эта сумма позволит банку выполнить свои обязательства перед кредиторами и клиентами. Экс-министр экономики и финансов Педро Сольбес сообщил, что «испанская финансовая система достаточно
крепка, а проблемы банка связаны с временной нехваткой наличности, сберегательные банки, как и финансовая система в целом, остаются платежеспособными». Крупные банки, такие как «Сантандер» и ББВА, пока обходятся без помощи государства12.
Не обошел кризис и автомобилестроительную отрасль. Только в январе 2009 г. продажи автомобилей в Испании снизилась на 28,1%, а во всей Европе - на 27%13. Правительство Сапатеро предприняло энергичные меры для спасения автомобильной промышленности - в феврале 2009 г. было выделено 4 млрд евро на ее поддержку. Ав-топром, где доминируют иностранные концерны, обеспечивает 6% валового продукта Испании и 20% ее экспорта. В этом секторе заняты 350 тыс. человек. Одновременно власти хотят возродить спрос на машины. Более 1 млрд евро будет выделено в этом году на выдачу льготных автокредитов населению.
Также необходимо отметить, что в начале апреля 2009 г. премьер- министр Испании произвел смену некоторых членов своего кабинета министров. В частности, новым министром экономики и финансов вместо Педро Сольбеса стала Елена Саль-гадо. Это решение было призвано стать очередной антикризисной мерой, предпринятой Сапатеро. Кроме того, он объяснил свое решение обновить состав правительства желанием придать новый импульс эволюции экономической и политической ситуации в Испании в преддверии ее председательства в ЕС в 2010 г.14
12 мая 2009 г. в кортесах Испании состоялись дебаты по вопросу борьбы с кризисом. Премьер-министр Испании Х.Л. Родригес Сапатеро представил на рассмотрение парламента пакет правительственных мер по преодолению кризиса, стимулированию экономики и, главное, занятости (уровень безработицы составил 17,4%). Среди этих мер - очередное сокращение государственных расходов, что должно позволить сэкономить около 2,5 млрд. евро. Попытки испанского правительства смягчить рецессию с помощью вливаний в экономику и банковский сектор не дали желаемого результата, дефицит государственного бюджета увеличился. Согласно прогнозам испанских аналитиков, этот дефицит за 2009 г. составит 8,3% от ВВП.15
Саммиты «Большой двадцатки»
Следует отметить, что Евросоюз значительно пострадал от спада в мировой экономике. Многие страны: Великобритания, Германия, Швеция, а в их числе и Испания -вступили в фазу рецессии, т. е. спад ВВП в течение двух кварталов подряд. Кроме того, в ЕС увеличилась безработица, так как многие предприятия вынуждены сворачивать проекты и увольнять сотрудников. В финансовой сфере по-прежнему наблюдается дефицит ликвидности, а банки несут рекордные убытки. В связи с этим ЕС провел незапланированный и плановый саммиты в Брюсселе 1 марта и 19 марта 2009 г. Их темами стали координация мер, направленных на борьбу с мировым экономическим кризисом, а также принятие общеевропейской программы по оживлению конъюнктуры, предусматривающей инвестиции в экономику стран ЕС в размере 5 млрд евро16.
Испания после некоторых дипломатических усилий приняла участие в первом саммите «Большой двадцатки» ^-20), состоявшемся 14—15 ноября 2008 г. и организованном по инициативе экс-президента США Джорджа Буша. Приглашение на эту встречу долгое время не поступало. Белый дом заверял своих испанских партнеров, что готов выслушать их предложения: даже если Сапатеро не будет лично присутствовать на этой встрече, его предложения будут учтены17. Однако президент Франции Николя Саркози направил 27 странам - членам ЕС сообщение, в котором проинформировал о составе участников встречи и подчеркнул: «Поскольку по традиции Европа в «Группе 20» обладает пятью местами, четыре из которых принадлежат Германии, Франции, Италии и Великобритании, было принято решение предоставить пятое место Испании, являющейся восьмой экономической державой мира». В итоге испанское правительство выразило благодарность Франции (стране, председательствующей в ЕС во втором полугодии 2008 г.) и «Группе 20» за возможность принять участие в антикризисном саммите. Испанские СМИ также отметили, что администрация США выразила согласие с решением ЕС по вопросу распределения европейских мест на встрече в Вашингтоне18.
Напомним, что второй саммит «Большой двадцатки» в Лондоне, состоявшийся 2 апреля 2009 г., также был посвящен проблемам мирового финансового кризиса. В ходе этой встречи обсуждались необходимые меры по предотвращению глобальной
рецессии, дефляции, укреплению финансового сектора, углублению глобальной экономической системы, а также переход мировой экономики к устойчивому росту. Ряд стран участниц саммита и мировое сообщество подчеркнули неоднозначность его результатов. «Вторая встреча на высшем уровне мировых держав должна была дать конкретные результаты, а не стать местом одних разговоров», - к такому мнению пришел премьер-министр Испании Х.Л. Родригес Сапатеро в ходе совместной встречи с президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер. Сапатеро также отметил, что ноябрьский саммит «двадцатки» в Вашингтоне в 2008 г. был посвящен обсуждению проблем мировой экономики, а апрельский саммит в Лондоне «должен был найти пути решения этих проблем». По словам испанского лидера, на встрече в Лондоне должны были быть даны ответы на такие вопросы, как реформирование Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), а «двадцатке» необходимо сделать конкретные шаги к созданию более сильной системы контроля за международной финансовой системой и к устранению «налоговых убежищ». Несмотря на то что, по мнению экспертов, на саммите в Лондоне не были даны ответы на все вопросы, которые волнуют правительства многих стран, новый саммит «двадцатки» был признан успешным.
Участники этой встречи «на высшем уровне» согласовали меры по поддержке мировой экономики и выходу из кризиса. Ожидания испанского правительства в отношении результатов лондонского саммита в целом оправдались. Краткий ито^-20 сводится к следующему: он стал большим успехом континентально-европейской модели регулирования экономики, в итоговой декларации учтены практически все пожелания Германии и Франции, оговорена и программа финансирования МВФ, которая будет составлять порядка 1,13 трлн долларов19. Таким образом, пессимистичные прогнозы некоторых аналитиков насчет результатов саммита не оправдались20.
Несмотря на кризис, большой интерес представляет повышение роли Испании в мировом и региональном сообществе, усиление значимости ее внешней политики, расширение сотрудничества испанского государства и России, как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций. Свидетельством этому могут служить итоги первого государственного визита Президента РФ Д.А. Медведева в Мадрид, который проходил 3—4 марта 2009 г. В результате визита впервые было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между РФ и Испанией. Испанское государство фактически присоединилось к «клубу» европейских друзей России, в который входят Германия, Франция и Италия. Кроме того, сотрудничество стало более разнообразным, пополнившись рядом интересных проектов в области энергетики, инфраструктуры, транспорта, связи, высоких технологий и др.21 Таким образом, несмотря на кризисные явления, российско-испанские отношения выходят на новый межгосударственный уровень.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Мировая политика: взгляд из будущего. Материалы 5 конвента РАМИ 26— 27 сентября 2008 г. Том 7.2. Испания: перспективы развития в XXI в. М., 2009. С. 6.
2. См. подробнее: Аникеева Н.Е. Особенности внешней политики Испании в период правления Х.Л. Родригеса Сапатеро: 2004—2008 гг. // Вестник МГИМО-Уни-верситета. № 2. 2008. С. 10.
3. Авилова А.В. Национальная программа реформ и перспективы развития испанской экономики // Мировая политика: взгляд из будущего. Материалы 5 конвента РАМИ. 26—27 сентября 2008 г. С. 12.
4. El Pais. 31.03.2009.
5. www.euronews.net. 30.03.09.
6. El pais. 31.01.2009.
7. www.euronews.net. 03.03.09.
8. Авилова А.В. Указ. соч. С. 12.
9. www.finmarket.ru. 14.10.08.
10. www.rusiaspain.com.31.03.09.
11. www.euronews.net.27.11.08.
12. www.euronews.net.01.03.09.
13. Ibidem. 13.02.09.
14. El pais. 08.04.09.
15. www.elmundo.es12.05.09.
16. www.economy.news.com. 21.03.09.
17. Коммерсантъ. 24.10.08.
18. www.prime-tass.ru/news/print/10.11.09.
19. Иноземцев В.Л. Итоги G20: неожиданные или ожидавшиеся? // Независимая газета. 2009. 6 апр.
20. www.vesti.ru. 02.04.2009.
21. www.kremlin.ru.04.03.09.
Natalya Е. Anikeeva Spain in the Period of World Financial Crisis
At present Spain is facing with a financial crisis which poses a grave problem for the country. The crisis started in the USA but it affects Spanish economy much more than that of other countries, members of the European Union. Unemployment has increased dramatically. The recession in the building industry has a particularly negative effect on the economy of the whole country. The government of Spain was greatly satisfied with the results of the summit (G-20) which took place in London on April 2, 2009.
In spite of the crisis the bilateral relations between Russia and Spain are fruitfully developing. President Medvedev's state visit to Spain on March 2—3, 2009 vividly demonstrates great interest of both countries in the development of mutually beneficial national relations.