Об итогах председательства Испании в Евросоюзе в первом полугодии 2010 года
Н.Е. Аникеева
Автор анализирует те результаты, которых достигло руководство Испании во главе с Х.Л. Родригесом Сапатеро в период своего председательства в ЕС в абсолютно новых институционально-правовых условиях, определенных Лиссабонским договором, в частности, в плане разработки единой европейской экономической политики, направленной на поиск выхода из кризиса, иукрепленияобщей внешней политики. Автор приходит к заключению, что деятельность Испании в ЕС в первом полугодии 2010 г. была плодотворной как в экономическом, так и в политическом плане.
Председательство Испании в Европейском союзе в первом полугодии 2010 г. кардинально отличалось от испанского лидерства в ЕС в первой половине 2002 г., когда только начинал свою работу Конвент по выработке Конституции ЕС. Что касается основных задач указанного председательства, то в программе действий МИД Испании было заявлено, в частности, об укреплении роли ЕС, о пересмотре энергетической политики и запуске механизмов и инструментов Лиссабонского договора. Кроме того, основное место Испания отводила восстановлению экономики стран-членов, созданию новых рабочих мест и защите прав граждан ЕС, а также проведению единой внешней политики Евросоюза. По последнему пункту ответственность с Мадридом за решение этого вопроса впервые разделил верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС, гражданка Великобритании Катрин Эштон.
Необходимо отметить, что в результате вступления в силу Лиссабонского договора в Евросоюзе возникло двоевластие. Наряду со страной-председа-телем во главе с испанским премьером Хосе Луисом Родригесом Сапатеро проблемы Европы также решал президент ЕС, гражданин Бельгии Херман Ван Ромпей. В декабре 2009 года в Евросоюзе было специально создано координационное подразделение, отвечающее за распределение ролей между этими руководителями.
Испания делегировала новым лидерам Евросоюза Херману Ван Ромпею и Катрин Эштон часть полномочий по таким вопросам, как сотрудничество с Россией, США и Латинской Америкой.
Испанское правительство определило следующие сферы наиболее активной работы в течение первого полугодия 2010 года: общее управление в сфере экономики; единая внешняя политика и политика безопасности; социальная политика; правосудие и внутренняя политика. Помимо этих четырех ключевых направлений, оно уделяло значительное внимание и ряду других, не менее важных, вопросов, в частности, регулированию экономического и монетарного союза и началу подготовки бюджета ЕС на следующий семилетний срок.
Испания в период своего председательства обратила свое особое внимание на такие вопросы, как:
— разработка единой европейской экономической политики, направленной на координацию национальных политик и поиск выхода из кризиса;
— укреплениеобщей внешней политики (формирование европейской дипломатической службы);
— создание механизмов надзора за финансовой системой Европы;
— придание институту европейского гражданства конкретного наполнения;
— принятие ряда основополагающих программ, таких, как стратегия роста «Европа-2020», европейская
Аникеева Наталья Евгеньевна — доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России.
Международные отношения
социальная повестка дня на 2011-2015 годы,
присоединение ЕС к Европейской конвенции
по правам человека1.
Испанское правительство провело большое количество встреч в рамках своего председательства. За шесть месяцев было организовано около 14 саммитов и 300 встреч разностороннего характера, в том числе ряд двусторонних встреч важного международного значения, в частности, с Российской Федерацией, Мексикой, Канадой, Марокко, Пакистаном, странами Латинской Америки. В отношениях с Россией Испания планировала к саммиту Россия — ЕС (30 мая 2010 г.) подготовить текст нового договора об ассоциации между Евросоюзом и РФ, а также развивать отношения по двум направлениям: энергетическому и социальному.
Необходимо отметить, что период председательства Испании в ЕС совпал с кризисной социальноэкономической ситуацией в Европе. При этом именно Испания стала одним из «лидеров» негативного экономического положения (уровень безработицы в стране в первом полугодии 2010 г. составил 19%, а дефицит государственного бюджета — 11%). Лиссабонская стратегия, принятая в 2000 г. и ставившая целью сделать европейскую экономику наиболее быстро развивающейся и конкурентоспособной в мире, потерпела неудачу. ЕС, таким образом, нуждался в выработке новой стратегии экономического и социального развития.
Лиссабонский договор ЕС, вступивший в силу 1 декабря 2009 г., определил беспрецедентную передачу национальных полномочий институтам Европейского союза и существенно повлиял на саму природу председательствования. По сути, испанское председательство было достаточно ограничено по сравнению с предшествовавшими периодами, особенно в выработке и реализации основных направлений функционирования ЕС в сфере внешних отношений и безопасности, а также позиционирования Евросоюза на международной арене. Ключевыми событиями этого полугодия стали саммиты ЕС—Латинская Америка и ЕС—Россия.
Российское руководство рассчитывало достичь прогресса во взаимоотношениях с ЕС именно в период председательства Испании в Евросоюзе. Об этом заявил министр иностранных дел России С.В. Лавров, подводя итог состоявшимся в Москве 12 января 2010 г переговорам со своим испанским коллегой Мигелем Анхелем Моратиносом2. В свою очередь, глава МИД Испании заявил в самом начале переговоров, что Россия — первая страна, которую он посещает в качестве представителя государства, председательствующего в Европейском союзе, и это было продиктовано «желанием ЕС установить новые рамки стратегического сотрудничества с РФ». Он также заявил о готовности работать «очень прагматично и практично, улучшая визовый режим»3.
Однако Испания на саммите Россия- ЕС не была представлена, так как европейскую делегацию воз-
главил Жозе Мануэл Баррозу и Херман Ван Ромпей. В ходе встречи, которая проходила 30-31 мая 2010 г. в Ростове-на-Дону, Москва планировала решить, как минимум, две задачи: обозначить конкретные сроки перехода к безвизовому режиму с ЕС и подписать совместную программу «Партнерство для модернизации». Основным итогом саммита стало совместное заявление сторон по «Партнерству для модернизации». Перевод этой идеи в практическое русло произойдет после того, как инициативу одобрят все члены ЕС, которые, по оценке российской стороны, отнеслись к ней в целом положительно4.
В этом документе Москва и Брюссель признали обоюдную заинтересованность в «облегчении торговли и развитии конкуренции, в том числе посредством вступления России в ВТО. Среди прочих приоритетов в документе были указаны содействие в развитии низкоуглеродной экономики, сотрудничество в сфере инноваций, борьба с коррупцией. Х. Ван Ромпей отметил, что само по себе подписание заявления означает старт инициативы «Партнерство для модернизации». Баррозу добавил к этому, что «модернизация должна касаться не только экономики, но и таких вещей, как верховенство закона».
В ходе саммита российской стороне так и не удалось добиться от европейцев ясного обозначения перспективы отмены визового режима. Двухдневный саммит Россия-ЕС завершился тем, что Москва передала Евросоюзу свой проект соглашения об отмене виз5.
С учетом вышесказанного можно дать оценку результатам председательства Испании в ЕС в первом полугодии 2010. Одним из первых с успешным окончанием данного этапа поздравил главу испанского правительства Х.Л. Родригеса Сапатеро председатель Еврокомиссии Ж.М.Баррозу. Он, в частности, подчеркнул, что «Испания возглавила ЕС в январе 2010 г., когда вступил в силу Лиссабонский договор. Этот период также обусловлен большим экономическим напряжением в еврозоне», акцентировал серьезный вклад, который внесла испанская сторона в разработку стратегии развития«Европа 2020»: конкретные идеи в области энергетической политики, образования, инноваций, окружающей среды и др.
Председатель Еврокомиссии отметил успехиИс-пании во внешней политике, в частности, достигнутые договоренности между европейскими институтами, позволившие наладить дипломатическую деятельность ЕС, укрепить сотрудничество с Латинской Америкой, взаимодействие с США в антитеррорис-тической области. Он не согласился с негативными оценками деятельности Испании в ЕС, высказанными рядом членов Европарламента в связи с тем, что не были проведены очередные саммиты ЕС-США и Союза для Средиземноморья. По мнению Баррозу, обе эти встречи не состоялись по независящим от испанской стороны объективным причинам6.
Председатель Европарламента Ежи Бузек также отметил вклад, который был внесен Испанией в период запуска
Н.Е. Аникеева
Лиссабонского договора в разрешение межинституци-ональных вопросов деятельности ЕС. Он подчеркнул, что «испанское председательство послужит образцовым примером европейского сотрудничества, которому должны следовать следующие страны-председатели ЕС: Бельгия, Венгрия, Польша»7 . Президент Европейского союза Херман Ван Ромпей также поблагодарил Х.Л. Родригеса Сапатеро «за хорошую работу, проведеннуюв период испанского председательства» и за «отличное взаимодействие всех европейских институтов»8.
Итог деятельности Испании в ЕС глава правительства Испании Х.Л. Родригес Сапатеро подвел в выступлении в Европейском парламенте 6 июля 2010 г. Он отметил, что испанское руководство работало в условиях, требовавших преодоления экономического кризиса. Оно достигло определенных результатов в области проведения единой европейской экономической политики, оказания поддержки Греции, апробирования способов финансовой помощи другим государствам-членам ЕС, а также внесло существенный вклад в создание единой стратегии экономического роста Евросоюза и занятости до 2020г.
По мнению Сапатеро, для того, чтобы деятельность ЕС в области внешней политики была более эффективной, голос Евросоюза в мире должен быть по возможности единым. Во время первого полугодия 2010 г. Мадридом были предприняты шаги для укрепления европейской внешней политики. Глава испанского правительства выразил сожаление, что не удалось провести «встречу в верхах» с СШАи саммит Союза для Средиземноморья. Тем не менее, ЕС и США в этот период подписали соглашение о борьбе с терроризмом. 24 июня 2010 г. они одобрили дополнительный документ по «открытому небу», разрешающий американским и европейским авиакомпаниям владеть контрольным пакетом акций своих заокеанских конкурентов. В настоящее время европейским компаниям разрешено держать не более 25 процентов акций американских перевозчиков. В то же время авиакомпании из США
------------- Ключевые слова -----------------------
председательство Испании, Европейский союз,
Лиссабонский договор
могут владеть 49 процентами акций европейских участников рынка.
Данное соглашение заставляет при приобретении контрольного пакета получать разрешение у американского Конгресса, что является долгим процессом без гарантированного результата. Поэтому перспективность нынешних поправок ставится под сомнение. Представители ЕС, однако, отмечают, что это лучшее, чего они могли добиться. Соглашение об«открытом небе» между США и ЕС вступило в силу 30 марта 2008 г. Его суть заключается в том, что европейские авиакомпании теперь могут совершать рейсы в США из любой точки ЕС, а не только из своей страны. В свою очередь, американские перевозчики получили право перевозить пассажиров в любой европейский аэропорт. По оценкам экспертов, экономический эффект от «открытого неба» для США и Европы оценивается в 12 млрд. евро (14,75 млрд. долл.). Кроме того, договор помог создать около 80 тыс. рабочих мест по обе стороны Атлантики9.
К заслугам председательства Испании в ЕС можно также отнести ее деятельность по преодолению последствий землетрясений на Гаити и в Чили. Важными стали шаги, предпринятые по расширению сотрудничества ЕС с Хорватией и Турцией10. Позитивным моментом может считаться и то, что созданная Лиссабонским договором новая система управления в ЕС была успешно запущена в действие именно в период испанского председательства.
Summary: The author analyzes the results, which Spain led by Jose Luis Rodriguez Zapatero reached during its presidency of the EU in a totally new legal and institutional conditions set out by the Lisbon Treaty, particularly, in terms of developing a common European economic policy, aimed at finding solution to the crisis, and strengthening common foreign policy. The author concludes that the activity of Spain in the EU in the first half of 2010 was very fruitful, both economically and politically.
--------------- Keywords -------------
The Spanish presidency, the European Union, the Lisbon
Treaty
Примечания
1. El Pais.03.02.2010.
2. www. rian.ru.12.01.2010
3. Там же.
4. Соловьев В.Саммит того не ожидая// Россия и ЕС пока не готовы отменять визы и модернизироваться.Коммерсантъ .1.06.2010.
5. Соловьев В.Наговорились до положения виз// Россия оставила вопрос о визовом режиме с Европой открытым //Коммерсантъ. 2.06.2010
6. Barroso destaca la «acertada y positiva» actuacion espanola en un semestre muy dificil. 06.07.2010.http://www.eu2010.es/es/index.html.
7. Buzek «rinde tributo» a la labor de la Presidencia espanola. 06.07.2010.http://www.eu2010.es/es/index.html
8. Van Rompuy agradece el trabajo y la cooperacion de la Presidencia rotatoria espanola. 17.06.2010. http://www.eu2010.es/es/index.html
9. ЕС и США расширили договор по «открытому небу.// www.lenta.ru.24.06.2010.
10. El Presidente hace balance de la Presidencia espanola de la UE ante el ParlamentoEuropeo. http://www.lamoncloa.es/Presidente/ Actividades/Actividades Internacionales/2010/06072010ParlamentoUE.htm.