Научная статья на тему 'Председательство в ес по-лиссабонски: испанский раунд'

Председательство в ес по-лиссабонски: испанский раунд Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ИСПАНИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аникеева Наталья Евгеньевна

В первом полугодии 2010 года Испания, возглавляя Европейский Союз, первая тестировала абсолютно новые институционально-правовые условия, определённые Лиссабонским договором. Ей удалось добиться неплохих результатов в экономической и политической сферах внутренней жизни ЕС и обеспечить проведение активной линии в международной политике. Испанский раунд председательства в ЕС оказался успешным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Председательство в ес по-лиссабонски: испанский раунд»

Наталья АНИКЕЕВА

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В ЕС "ПО-ЛИССАБОНСКИ": ИСПАНСКИЙ РАУНД

Испания - не новичок в деле председательствования в Европейском сообществе. Ещё в 1989, теперь уже далёком, году она впервые встала у руля этого объединения, хотя вступила в него всего лишь тремя годами ранее. Но избрание Испании на этот пост не было случайным. Пройдя через многие исторические перипетии, стремясь к единству и интеграции на своей территории, она прекрасно понимала, что стержнем функционирования ЕЭС может и должно быть достижение как можно более высокой степени интеграции во всех сферах взаимодействия государств-членов. И это несомненно сыграло свою позитивную роль в том, как Испания четыре раза за двадцатилетний период осуществляла председательство в Европейском Союзе, последнее из которых пришлось на первую половину 2010 года.

Испания и европейская интеграция

В период первого председательства в 1989 году и в последующие 1990-е годы Мадрид рассматривал интеграцию в рамках ЕС в качестве основной линии развития межгосударственных отношений в общеевропейском контексте. Испания, наряду с Германией и Францией, энергично участвовала в формировании политического и валютно-экономического союзов, отстаивала расширение полномочий Европейского союза в области внешней политики и экономики. По вопросам безопасности и оборонной политики испанское государство выступало за оформление их в отдельное направление деятельности ЕС и надеялось на постепенное сближение и конвергенцию ЕС и ЗЕС. В отличие от других членов Сообщества, в частности Великобритании, Испания выступала не за ограничение, а за сбалансированное расширение сферы компетенции наднациональных

© Аникеева Наталья Евгеньевна - доктор исторических наук, профессор, МГИМО (Университет) МИД РФ. E-mail: anikeevan@yandex.ru

Ключевые слова: председательство Испании, Европейский союз, Лиссабонский договор. органов Союза, увеличение бюджета Евросоюза (при дифференцированном наполнении его с учётом уровня развития той или иной страны). Испанские лидеры (Ф. Гонсалес, Х.М. Аснар и др.) всегда симпатизировали достаточно гибким формам интеграции в рамках ЕС, к числу которых они относили Шенгенские соглашения, европейскую валютную систему и демонстрировали негативное отношение как к германской концепции "твёрдого ядра", так и к британской идее свободного присоединения любой страны Союза только к приемлемым для неё соглашениям. Вместе с тем Испания заняла твёрдую позицию в отношении приёма новых кандидатов, требуя выполнения ими всех необходимых условий членства в Европейском Союзе.

После вхождения в "тройку" ЕС в январе 1995 года Мадрид попытался занять лидирующие позиции в процессе разработки институциональной реформы Евросоюза. Однако под влиянием своих партнёров, в первую очередь Германии и Франции, испанская сторона была вынуждена сосредоточиться преимущественно на более близкой ей проблематике: подготовке конференции ЕС по Средиземноморью, реализации различных направлений сотрудничества со странами Северной Африки.

В круг приоритетных задач второго испанского председательства в ЕС (вторая половина 1995 года) вошли такие вопросы, как окончательная отработка механизма вступления в третью фазу Экономического и валютного союза (ЭВС); усиление и консолидация внешней политики и политики в области безопасности ЕС; решение административно-юридических проблем; проработка вопросов социальной ориентации в контексте экономического роста (в первую очередь борьба с безработицей); ряд аспектов подготовки институциональной реформы Европейского Союза1.

Первостепенное внимание уделялось и вопросам занятости и соотношения экономического роста и конкурентоспособности на пространствах Сообщества, в том числе и собственно в Испании, где проблема занятости была очень острой, поскольку безработица достигла своего пика в 22,7 % в 1995 году (в целом по ЕС она была ниже и составляла 11,5 %).

Не меньшее, если не большее значение придавалось реализации программы ЕС по развитию мелких и средних предприятий, в том числе в Испании, где они составляют почти 99% всех фабрик и заводов и на них работает 64% всех занятых. Постоянно в поле зрения Испании была реформа в аграрном секторе Союза и выработка единой позиции ЕС по отношению к аграрному сектору стран Восточной Европы.

На период испанского председательства пришлась и работа по усилению многостороннего контроля за выполнением каждой страной требований Маастрихта в рамках формирования ЭВС, в том числе по бюджетам на 1996 год, а также гармонизации методик статистико-экономического учёта. Результатом этого стал доклад о механизме перехода к третьей фазе ЭВС, представленный Евросовету в декабре 1995 года.

1 См. подробнее. Аникеева Н.Е. Внешняя политика Испании в 1982-2002 гг.

Европейское направление. МГИМО (У) М. 2002. С. 41.

Испания выступала за проведение более последовательной политики Евросоюза в переговорах с третьими странами о рыбном промысле в национальных и экстерриториальных водах.

Усилия председательства Испании в 1995 году не пропали даром: ЕС удалось продвинуться по всем направлениям, которые входили в компетенцию Испании как председателя, а приверженность политике, которую она проводила в рамках ЕС, имела позитивный эффект и на развитие самой Испании.

Это хорошо вписалось в экономическую политику ведущих партий страны -Народной партии и Испанской социалистической рабочей партии -актуализации и конвергенции (сближения), оказавшуюся созвучной союзным делам. В течение всего 1996 года шёл процесс корректировки бюджета, приватизации, снижения инфляции и процентных ставок, были сокращены государственные расходы, в результате чего дефицит государственного бюджета сократился до 4,4% ВВП. Экономический рост в Испании способствовал тому, что в 1997 году были выполнены критерии сближения: инфляция составила 2%, процентные ставки - 6,9%, общий дефицит государственного бюджета - 3,3%, темпы роста экономики - 3,3%, долгосрочные кредитные ставки - 5,61% (ставка рефинансирования Банка Испании - 4,75%), государственный долг уменьшился до 68,1% от ВВП (при лимите 60 % ВВП)1

Всё это позволило испанскому государству сделать шаг вперёд в социально-экономическом развитии, демонстрируя на практике плоды интеграции, добиться одновременно впечатляющего роста своего международного престижа.

В последующие годы стране предстояло ещё более интенсивно двигаться путём интеграции, в частности осуществляя модернизацию экономики и выравнивание региональных диспропорций. Принятое руководящими органами ЕС весной 1998 года решение о включении (с 1 января 1999 г.) Испании в первую группу стран Экономического и валютного союза - основателей единой валюты -было воспринято кабинетом министров страны как его крупный успех. Тем самым была решена задача адаптации экономики испанского государства к единой европейской валюте - евро. С 1 января 2002 года Испания, наряду с 12 странами-членами ЕС, перешла на наличный евро2.

Принятие Евросоюзом Амстердамского договора позволило Испании выступить с инициативой по созданию единого правового пространства ЕС, которая была реализована на состоявшемся в октябре 1999 года в Тампере (Финляндия) саммите ЕС. Он рассматривается как важная веха в процессе дальнейшего интеграционного сближения, поскольку позволил заложить основу единого судебно-правового пространства и в этом смысле по своему значению и последствиям сопоставим с Маастрихтом, Амстердамом и Кёльном. По словам испанского премьера Х.М. Аснара, достигнутая в Тампере по инициативе Испании, а также Франции и Великобритании договорённость об отработке механизма по взаимному признанию судебных приговоров в уголовной и

1 Страны мира. Справочник под ред. И.С. Иванова. М., 1989. С. 168.

2 Синельников И.Г. Внешнеэкономические связи Испании в глобализирующемся мире // Латинская Америка. 2003. № 3. С. 53.

гражданской областях стала "краеугольным камнем" в деле сотрудничества в судебно-правовой сфере. С этого времени Европол получил дополнительные полномочия в области борьбы с организованной транснациональной преступностью, а правоохранительные органы возможность более тесной координации по расследованию и планированию совместных действий и операций. Испанские Генеральные кортесы, как бы подводя итог этим шагам, на своём заседании особо подчеркнули, что для того, "чтобы построить Европу, стоящую на службе своих граждан, реальностью должно стать пространство свободы, безопасности и справедливости, где права европейцев гарантировались бы в единых юридических рамках, причём особенно важно здесь создать такое юридическое пространство, в котором имело бы место взаимное признание судебных решений"1.

Занимаясь внутриевропейскими делами, Испания показала себя активным сторонником единой политики ЕС и в вопросах безопасности и обороны, содействуя повышению роли Евросоюза в мировой политике и экономике под лозунгом "больше Европы".

Третье председательство (2002 г.) в ЕС было для испанцев более сложным и ответственным с учётом ситуации в мире и переходных процессов в самом ЕС Но Испания демонстрировала приверженность основным направлениям, проводившимся ранее. Это:

- продолжение законодательной работы по организации институтов взаимного признания судебных решений на уровне ЕС;

- сотрудничеств судебных органов стран - участниц ЕС;

- дальнейшая координация деятельности сил безопасности государств;

- поиск и ликвидация источников финансирования террористических организаций;

- защита демократии и свободы как внутри Европейского Союза, так и за

2

его пределами .

Как председатель ЕС премьер Х.М. Аснар выступил за дальнейшую передачу национальных компетенций Евросоюзу. Испанское правительство понимало, что по мере того, как Союз в процессе интеграции будет вторгаться в области, затрагивающие саму сущность государственного суверенитета, -налоги, бюджет, внешнюю и оборонную политику, внутреннюю политику и юстицию, - каждый следующий шаг будет даваться всё труднее. И тем не менее, именно по такому пути, по мнению Мадрида, должна следовать Европа, даже если это будет совершенно новый путь, а отнюдь не федерация или конфедерация3.

1 Cortes Generales. Diario de sesiones del Senado. Comisión de Asuntos Exteriores. Celebrada el martes 5 de septiembre de 2000. Comparecencia del Ministro de Asuntos Exteriores, Excemo.Sr.D. Josep Pique i Camps, a petición propia, para informar sobre las líneas generales de la política de su Departamento.

2 Аникеева Н.Е. Внешняя политика Испании в 1982-2002 гг. Европейское направление. С. 42.

3 El Pais, 13.05.2002.

Наиболее болезненным для Мадрида вопросом было расширение Евросоюза с учётом того, что на испанское председательство приходился поиск решений по весьма чувствительным переговорным досье - сельскому хозяйству, региональной политике и финансам, от которых в той или иной мере зависела судьба 80 процентов всего бюджета ЕС.

Испанские социалисты во главе с Х.Л. Родригесом Сапатеро, сменившие правительство Аснара в марте 2004 года, приветствовали состоявшееся расширение ЕС (1 мая 2004 г.), которое, по их мнению, явилось значительным шагом вперёд по пути формирования демократической, стабильной и процветающей Европы. Хотя собственно для Испании, для некоторых её регионов, предстоявшие годы могли обернуться потерей существенной части дотаций из фондов ЕС (в 2000-2006 гг. стране выделили по этой статье 56,2 млрд евро, а в 2007-2013 гг. запланировано выделить менее 34,5 млрд евро)1. "Заткнуть" эту брешь правительство ИСРП рассчитывало повышением инвестиционной активности испанского бизнеса на перспективном пространстве экономических рынков новых стран-членов ЕС, расширением политического и торгово-экономического взаимодействия с ними.

Это были годы, которые, можно сказать, "проверяли государства-члены на "конституционную прочность". К чести Испании, она проявила себя как активный и последовательный сторонник европейской интеграции. В феврале 2005 года на референдуме о ратификации Конституции Европейского Союза Испания поддержала её: большинство голосов населения (76,7%) было подано "за". Причём, именно такой результат прогнозировали и социологи, и политологи, что, по-видимому, не случайно: ведь с момента вступления в Евросоюз в 1986 году уровень жизни в Испании заметно вырос, и не в последнюю очередь благодаря трансфертам из общеевропейского бюджета. Как известно, принятие Конституции ЕС в 2005 году было отложено из-за отрицательного голосования на референдумах, проходивших во Франции и Нидерландах. Но в 2008 году Испания столь же решительно, как и в случае с Конституцией, одобрила пришедший ей на смену Лиссабонский договор -соглашение о реформировании Евросоюза, поскольку он был направлен всё к той же цели - усилению и укреплению интеграции.

С тех пор минуло более полутора лет, и Испания вновь получила шанс проявить свою приверженность интеграции, председательствуя в Евросоюзе с опорой на уже обновлённую правовую базу.

Председательство "по-лиссабонски "

Это был уже четвёртый "приход" Испании в высшую руководящую наднациональную структуру Евросоюза. Её председательство в 2010 году кардинально отличалось от предыдущего - в первой половине 2002 года, когда только начинал работу Конвент по выработке Конституции ЕС. Цель Лиссабонского договора - преобразование ЕС в более демократичное, усовершенствованное и современное объединение с предоставлением

1 Расширение Европейского Союза и Россия. М., 2006. С. 174.

гражданам возможности более широкого участия в его жизни. Главная задача Союза - быть ближе к интересам и потребностям людей, изменить систему функционирования многих структур ЕС, повысить их ответственность, обеспечить социальный и экономический прогресс в странах Союза.

Имеет смысл напомнить о некоторых изменениях, предложенных Лиссабонским договором в структурах власти для реализации поставленных целей и задач. Так, впервые установлен порядок выбора президента Европейского совета, пересмотрены правила принятия Советом ЕС (Советом министров) решений, введена должность высшего представителя ЕС в области внешней политики и безопасности, определена новая процедура формирования европейских комиссий, существенно расширены полномочия европейского парламента, введено положение о демократических принципах ЕС и выходе из состава Союза, хотя порядок принятия решений в высшем органе остался неизменным. Как и прежде их утверждение будет проходить на основе консенсуса. Иной характер, чем раньше, имеет теперь процедура принятия решений Советом ЕС (Советом министров). Согласно ст.16, оно будет считаться принятым, если за него проголосует не менее 55% членов Совета. Этот принцип получил название двойного (дублированного) большинства. Решение может считаться принятым, если за него подадут свои голоса представители 15 стран из нынешнего состава членов объединения. Однако двойное большинство не будет считаться достигнутым, если проект решения Совета министров будет блокирован со стороны как минимум четырёх стран Совета1.

Приступая к работе в новых правовых условиях, Испания предполагала сосредоточить усилия на таких направлениях, как общее управление в сфере экономики, единая внешняя политика и политика безопасности, социальная политика, правосудие и внутренняя политика. В конкретном преломлении это означало, в частности, запуск механизмов и инструментов Лиссабонского договора, укрепление роли ЕС, регулирование экономического и монетарного союза и начало подготовки бюджета ЕС на следующий семилетний срок. Особое внимание Испания обратила на такие вопросы, как разработка единой европейской экономической политики, направленной на координацию национальных политик и поиск выхода из глобального финансового кризиса, в результате которого сложилась кризисная социально-экономическая ситуация в Европе и ЕС. (Испания пострадала от кризиса более других крупных стран : уровень безработицы в стране в первом полугодии 2010 г. составил 19%, а дефицит государственного бюджета - 11%). В силу этого ЕС чрезвычайно нуждался в выработке новой стратегии экономического и социального развития. Но не только поэтому. Ещё и по той причине, что Лиссабонская стратегия, принятая в 2000 году и ставившая целью сделать европейскую экономику наиболее быстро развивающейся и конкурентоспособной в мире, потерпела неудачу. Кризис подвиг ЕС и на создание механизмов надзора за финансовой системой Европы2.

1 Шатаев И.В. ЕС: Лиссабонский договор - прорыв в интеграции или "бумажное

знамя"?// Современная Европа № 4, 2010.

В числе других вопросов в рабочей компетенции Испании - придание институту европейского гражданства конкретного наполнения, принятие ряда основополагающих программ, таких как стратегия роста "Европа-2020", европейская социальная повестка дня на 2011-2015 годы, присоединение ЕС к Европейской конвенции по правам человека1, формирование европейской дипломатической службы, а также проведение единой внешней политики. Что касается последнего, ответственность за решение этого вопроса с Мадридом впервые разделила верховный представитель по иностранным делам и политики безопасности ЕС, гражданка Великобритании Катрин Эштон. Стоит отметить, что сложности в работе появились уже в самом начале председательства, поскольку с вступлением в силу Лиссабонского договора в Евросоюзе возникло двоевластие. Наряду со страной-председателем во главе с испанским премьером Хосе Луисом Родригесом Сапатеро теперь проблемы Европы решает президент ЕС, гражданин Бельгии Херман Ван Ромпей. Чтобы нормализовать ситуацию, в декабре 2009 года было специально создано координационное подразделение, отвечающее за распределение ролей. Испания была вынуждена делегировать новым лидерам Евросоюза Херману Ван Ромпею и Катрин Эштон часть полномочий по таким вопросам, как сотрудничество с Россией, США и Латинской Америкой. Тем самым испанское председательство было в определённой степени ограничено по сравнению с предшествовавшими периодами, особенно в выработке и реализации основных направлений функционирования ЕС в сфере внешних отношений и безопасности, а также позиционирования Евросоюза на международной арене. Примером тому может служить ситуация в отношениях с Россией. Российское руководство рассчитывало достичь прогресса во взаимоотношениях с ЕС именно в период председательства Испании в Евросоюзе. Об этом заявил министр иностранных дел России С.В. Лавров по итогам переговоров со своим испанским коллегой Мигелем Анхелем Моратиносом, состоявшихся в Москве 12 января 2010 года2. Об одной из основных целей своего приезда в Москву тогдашний глава МИД Испании заявил сразу же в начале переговоров, подчеркнув, что Россия - первая

2 Конкретные шаги в этом направлении были сделаны на саммите лидеров стран ЕС в Брюсселе в конце октября 2010 года. По словам президента Евросоюза Хермана Ван Ромпея, участники "приняли единогласное и принципиальное решение о необходимости внесения ограниченных изменений в ряд положений Лиссабонского договора". В частности, они одобрили создание фонда поддержки испытывающих финансовые трудности стран еврозоны, решили законодательно наделить Брюссель полномочиями по наблюдению за состоянием национальных бюджетов, а также частично поддержали идею наказания не вписывающихся в установленные рамки стран. "Санкции будут вводиться автоматически, если против их введения не выступит квалифицированное большинство членов ЕС". В Брюсселе была выражена надежда, что детали изменений будут выработаны к декабрьскому саммиту Евросоюза, а ратификация поправок состоится до второй половины 2013 года. Коммерсантъ. 30.10.10.

1 www.rian.ru.12.01.2010.

2 www. rian.ru.12.01.2010.

страна, которую он посещает в качестве представителя государства, председательствующего в Европейском Союзе. "Это, по мнению испанского министра, означало желание ЕС установить новые рамки стратегического сотрудничества с РФ. Он также заявил о готовности работать "очень прагматично и практично, улучшая визовый режим"1.

Однако Испания как председательствующая сторона на саммите Россия - ЕС представлена не была, так как европейскую делегацию возглавили Жозе Мануэл Баррозу и Херман Ван Ромпей. В ходе саммита, который проходил 30-31 мая 2010 года в Ростове-на-Дону, Москва планировала решить как минимум две задачи: обозначить конкретные сроки перехода к безвизовому режиму с ЕС и подписать совместную программу "Партнёрство для модернизации". Основным итогом саммита стало совместное заявление сторон по "Партнёрству для модернизации". Перевод этой идеи в практическое русло произойдёт после того, как инициативу одобрят все члены ЕС, которые, по оценке российской стороны, отнеслись к ней в целом положительно2. В этом документе Москва и Брюссель признали обоюдную заинтересованность в "облегчении торговли и развитии конкуренции, в том числе посредством вступления России в ВТО. Среди прочих приоритетов в документе были указаны: содействие в развитии низкоуглеродной экономики, сотрудничество в сфере инноваций, борьба с коррупцией. Х. Ван Ромпей отметил, что само по себе подписание заявления означает старт инициативы "Партнёрство для модернизации". Баррозу добавил к этому, что "модернизация должна касаться не только экономики, но и таких вещей, как верховенство закона".

В ходе саммита российской стороне не удалось добиться от европейцев того, чтобы были ясно обозначены перспективы отмены визового режима. Двухдневный саммит Россия - ЕС завершился тем, что Москва передала Евросоюзу свой проект соглашения об отмене виз3. Результаты этого саммита наводят на мысль, что если бы делегацию ЕС на нём возглавляла Испания, как предполагалось ранее, они могли бы быть другими.

За весь полугодовой период своего четвёртого председательства Испания провела большое количество официальных мероприятий, организовав порядка 14 саммитов и около 300 встреч разностороннего характера, в том числе ряд двусторонних важного международного значения.

"Образцовый пример европейского сотрудничества"

Полгода, естественно, срок небольшой, но он оказался достаточно плодотворным для испанской стороны, подтверждением чему служит оценка её

1 Там же.

2 Соловьёв В. Саммит того не ожидая// Россия и ЕС пока не готовы отменять визы и модернизироваться. Коммерсантъ. 1.06.2010.

3 Соловьёв В. Наговорились до положения виз// Россия оставила вопрос о визовом режиме с Европой открытым. Коммерсантъ. 2.06.2010.

работы, высказанная руководством Евросоюза по итогам отчёта главы испанского правительства Х.Л. Сапатеро в Европейском парламенте в июле 2010 года. Парламент согласился с тем, что испанское руководство активно работало в направлении преодоления экономического кризиса. Были достигнуты определённые результаты в области единой европейской экономической политики, в частности, оказана поддержка Греции, апробированы способы финансовой помощи другим государствам, а также внесён вклад в единую стратегию роста и занятости1.

Немало было сделано в сфере международной политики. Хотя, по мнению Сапатеро, для того, чтобы деятельность ЕС была ещё более эффективной, голос Евросоюза в мире должен быть по возможности единым, тогда и отдача будет выше. Тем не менее, удалось при поддержке верховного комиссара по внешним связям Евросоюза провести упоминавшиеся саммиты, в том числе ЕС - ЛА, ЕС - Россия, ЕС - Марокко. К сожалению, не состоялись "встреча в верхах" с США и саммит Союза для Средиземноморья2. Но всё же, ЕС и США достигли соглашения о борьбе с терроризмом, а в июне 2010 года подписали дополнительный документ по "открытому небу", разрешающий американским и европейским авиакомпаниям владеть контрольным пакетом акций своих заокеанских конкурентов. По оценкам экспертов экономический эффект от "открытого неба" для США и Европы оценивается в 12 млрд евро (14,75 млрд долл.). Кроме того, договор помог создать около 80 тыс. рабочих мест по обе стороны Атлантики3.

Председатель Еврокомиссии Ж.М. Баррозу, говоря об испанском председательстве, в частности подчеркнул, что "Испания возглавила ЕС в январе 2010 года, когда вступил в силу Лиссабонский договор. Этот период был отмечен большим экономическим напряжением в еврозоне". Ж.М. Баррозу обозначил серьёзный вклад, который внесла испанская сторона в разработку стратегии развития "Европа 2020": были предложены конкретные идеи в области энергетической политики, образования, инноваций, окружающей среды и др. Он отметил успехи Испании во внешней политике, в частности

В марте 2010 г. саммит ЕС утвердил стратегию посткризисного социально-экономического развития Сообщества до 2020 года. Она, в частности, предусматривает увеличение занятости в Европе с 69 до 75 процентов от числа трудоспособных, повышение числа европейцев с высшим образованием с 30 до 40 процентов населения, устанавливает норму отчислений на науку в 3 процента ВВП и ставит задачу строительства "экологически ориентированной экономики ЕС". В то же время, в её итоговую редакцию не включены заложенные в проект стратегии цифры по сокращению числа европейцев, живущих за чертой бедности, с 80 до 60 миллиона человек, но отмечено, что борьба с бедностью является "неотъемлемым элементом новой программы развития ЕС на ближайшие 10 лет". //www.rg.ru/2010/03/26/sammit-anons.html.

По Средиземноморью в ЕС было принято решение отложить саммит, который должен был состояться в июне в Барселоне, на другой период, более подходящий для диалога о мирном урегулировании на Ближнем Востоке.

ЕС и США расширили договор по "открытому небу".// www.lenta.ru.24.06.2010.

2

договоренности, достигнутые между европейскими институтами, которые позволили наладить дипломатическую деятельность ЕС, укрепить сотрудничество с Латинской Америкой, взаимодействие с США в антитеррористической области. Несмотря на то, что существуют и негативные оценки деятельности Испании в ЕС, особенно среди членов Европарламента, в связи с тем, что в данный период не были проведены очередные саммиты ЕС -США и Союза для Средиземноморья, председатель Еврокомиссии полагает, что обе эти встречи не состоялись по независящим от испанской стороны объективным причинам1.

Председатель Европарламента Ежи Бузек также отметил вклад, который в период запуска Лиссабонского договора был внесен Испанией в разрешение институциальных вопросов деятельности ЕС. Бузек подчеркнул, что "испанское председательство послужит образцовым примером европейского сотрудничества, которому должны следовать следующие страны-председатели ЕС: Бельгия, Венгрия, Польша"2.

Президент Европейского Союза Херман Ван Ромпей со своей стороны поблагодарил Х.Л. Родригеса Сапатеро "за хорошую работу, проведённую в период испанского председательства" и за "отличное взаимодействие всех европейских институтов"3.

* * *

Оценки, сделанные в отношении председательства Испании, - не дежурный комплимент. Испания - уважаемая в ЕС страна и большой сторонник европейского единства. Проблемы, с которыми это государство столкнулось во время мирового финансового кризиса, не уменьшил её решимости и способности успешно планировать и руководить стратегией развития Евросоюза. Многое было сделано ею в Совете по экономическим и финансовым вопросам - ЭКОФИН. В частности, была принята (май 2010 г.) программа укрепления экономической опоры ЭВС и, наряду с другими органами ЕС -Комиссией, Европарламентом, а также Евростатом, - она широко использовала большие полномочия в сфере контроля за макроэкономической, структурной и бюджетной политикой государств-членов4. Именно на плечи Испании легла задача запустить в период председательства новую систему управления в ЕС, которую создал Лиссабонский договор. В целом, тестирование Испанией новых правил председательства "по-лиссабонски" прошло успешно. Её деятельность в ЕС в первом полугодии 2010 года оказалась результативной. В то же время

1 Barroso destaca la "acertada y positiva" actuación española en un semestre muy difícil. 06.07.2010.http://www.eu2010.es/es/index.html

2 Buzek "rinde tributo" a la labor de la Presidencia española. 06.07.2010.http://www.eu2010.es/es/index.html

3 Van Rompuy agradece el trabajo y la cooperacíon de la Presidencia rotatoria española. 17.06.2010. http://www.eu2010.es/es/index.html

4 Буторина О.В. Политический союз ЕС умер, да здравствует политический союз!// http://www.mgimo.ru/news/experts/document 155055 .phtml.

испанский раунд председательства при всех его успехах показал, что необходимо дальнейшее совершенствование этой новой системы управления в ЕС, которое предстояло продолжать осуществлять новым странам-председателям вместе с руководством Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.