ПОЛИТОЛОГИЯ
Новое во внешней и внутренней политике правительства Мариано Рахоя
Н.Е. Аникеева
На всеобщих парламентских выборах в Испании 20 ноября 2011 г. победу одержала консервативная Народная партия во главе с М. Рахоем, сменив во власти испанских социалистов, которые ушли в оппозицию. В политической истории страны начался новый этап.
Оппозиция во главе с лидером Народной партии Мариано Рахоем еще до своего прихода к власти постоянно критиковала председателя правительства Х.Л. Родригеса Сапатеро. Так, глава НП заявлял, что антикризисный план правительства принят поздно и по настоянию Евросоюза и США. Он отмечал, что считает предложенные ИСРП меры неэффективными и предлагал собственную программу мер по преодолению кризиса1. 19 декабря 2011 г., победив на всеобщих парламентских выборах, М. Рахой официально вступил в должность главы испанского правительства.
Его правительству досталось тяжелое наследство. После начала мирового экономического кризиса в 2008 г. Испанию неоднократно называли «слабым звеном» европейской экономики — наряду с Италией и Португалией. В феврале 2012 г. сразу несколько рейтинговых агентств понизили кредитные рейтинги ряда стран ЕС, в том числе и Испании. Основной проблемой испанской эко-
номики стала необходимость сокращения разрыва между доходами и расходами страны, которая была вызвана не только кризисом, но и тем, что предыдущее правительство социалистов не смогло удержать дефицит бюджета на допустимом уровне.
На первом заседании правительства Народной партии (НП) было объявлено о дополнительном сокращении расходов страны на 16,5 млрд евро в рамках снижения бюджетного дефицита в 2012 г. до 4,4% ВВП. Однако 12 марта глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер на встрече в Брюсселе 17 министров стран еврозоны согласился смягчить условия программы по сокращению бюджетного дефицита Испании до 6,3% от ВВП (вместо согласованных ранее с Еврокомиссией 4,4%). Для сравнения: в 2010 г. этот показатель испанской экономики составлял 9,3% ВВП, а годом ранее — около 11%2.
25 марта 2012 г. состоялись очередные выборы в региональные парламенты двух автономий Испании — Андалусии и Астурии. Народная партия одержала победу в Андалусии, но проиграла в
Аникеева Наталья Евгеньевна - д.и.н., профессор кафедры ИПСЕА МГИМО(У) МИД России. Е-таН:уе$1:гнк@тд1то.ги
Астурии. Одной из причин такого результата, по мнению некоторых испанских аналитиков, стало недовольство испанцев уже политикой М. Рахоя, в частности его реформой рынка труда. Цель этой реформы заключается в том, чтобы сделать трудовой кодекс более гибким, снизить социальную нагрузку на госбюджет, облегчить работодателям процесс найма и увольнения сотрудников, позволить предприятиям быстрее перестраиваться в неблагоприятных экономических условиях и избежать закрытия учреждений. Кроме того, реформа была нацелена на борьбу с безработицей, уровень которой в 2012 г. в стране достиг 25% трудоспособного населения3.
Правительство Народной партии в марте одобрило эту радикальную реформу рынка труда, принятия которой требовал Евросоюз. Всеобщий союз трудящихся (иОТ) и Рабочие комиссии (ССОО) провели 29 марта всеобщую забастовку против реформы трудового законодательства и сокращения социальных программ. По мнению испанских граждан, принявших участие в забастовке, предложенная правительством реформа приведет к нарушению прав и ограничению выплат пособий в случае увольнения работников, а у работодателей появится больше возможностей для их сокращения. Кроме того, М. Рахой предложил программу ограничения государственных расходов (за счет ликвидации некоторых служб госсектора) и увеличения числа компаний, которые будут платить пониженные налоги4.
23 июля 2012 г. в Брюсселе была принята программа по оздоровлению финансовой системы Испании. В этой связи был подписан меморандум о взаимопонимании, содержавший условия предоставления Испании финансовой помощи. Согласно этому документу, страны еврозоны в течение 18 месяцев будут предоставлять Мадриду кредиты на рекапитализацию проблемных банков. Их общий размер составит 100 млрд евро, а средний срок выплат по ним - 12,5 лет. Глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер пояснил, что средства будут переведены четырьмя траншами. Первый - в размере 30 млрд евро - должен был быть предоставлен до конца июля. В процессе согласования условий предоставления кредита правительство Мариано Рахоя объявило о намерении сэкономить к 2014 г. не менее 65 млрд евро.
Дополнительным источником пополнения бюджета должны были стать доходы от налога на электроэнергию, недвижимость. В частности, 12 июля 2012 г. М. Рахой объявил о повышении налога на добавленную стоимость на 3% (с 18 до 21%) для большинства товаров и с 8 до 10% - для услуг в сфере транспорта и туризма. Эта мера была реализована 1 сентября 2012 г. Исключение было сделано лишь для товаров первой необходимости - некоторых продуктов питания, лекарств и книг. НДС для них остался на прежнем уровне - 4%. Новая мера позволит испанскому правительству собрать 9,5 млрд евро. Премьер-министр Мариано Рахой долго откладывал не-
популярное решение, однако непрекращавшееся давление Еврокомиссии и МВФ принесло свои плоды5.
М. Рахой не будет отменять социальную выплату в 400 евро для безработных, эта мера была одобрена еще правительством Сапатеро. На пособие имеют право некоторые слои населения, в том числе и супруги жителей Евросоюза в том случае, если оба члена семьи нетрудоустроены. Испанский премьер-министр сообщил об этом на Майорке 15 августа 2012 г. после встречи с королем Хуаном Карлосом I. Ранее правительство планировало упразднить данную выплату6. Некоторые меры, принятые правительством НП, во многом стали продолжением антикризисного курса, намеченного испанскими социалистами в предыдущие два года.
Правительство НП активно участвовало в общеевропейских мероприятиях, связанных с выработкой единой политики по преодолению кризиса. К ним относится саммит «Двадцатки», который проходил с 18 по 19 июня 2012 г. в Лос-Кабосе и был, в частности, посвящен теме стабилизации евро. На этой встрече «в верхах» особое внимание уделялось проблеме европейского долгового кризиса и оказываемого им негативного воздействия на мировую экономику, реформированию и расширению функций МВФ, экономическому росту в некоторых странах, а также вопросам повышения уровня всеобщего благосостояния7.
Еще одним важным событием была четырехсторонняя встреча в Риме 22 июня 2012 г. с участием президента Франции Ф. Олланда, канцлера ФРГ А. Меркель, премьер-министров Италии М. Монти и Испании М. Рахоя, в ходе которой политические лидеры четырех крупнейших экономик еврозоны договорились о новых мерах усиления экономического роста ЕС. На саммите в Риме они также поддержали проект налогообложения финансовых операций. По результатам встречи было объявлено о намерении выделить на поддержку экономического роста в Евросоюзе один процент европейского ВВП, что составляло от 120 до 130 млрд евро8.
В августе и начале сентября 2012 г. М. Рахоя провел три важные внешнеполитические встречи, посвященные проблемам экономики и кризисной ситуации в еврозоне:
- во-первых, 2 августа глава испанского правительства и его итальянский коллега Марио Монти договорились «работать вместе и укреплять сотрудничество, чтобы разрешить долговой кризис, который угрожает зоне евро и серьезно затрагивает две страны»;
- во-вторых, были проведены переговоры в Испании, ставшие продолжением серии двусторонних встреч, на которых руководство Евросоюза пыталось найти точки соприкосновения. В частности, 30 августа президент Франции Ф. Олланд и М. Рахой пришли к выводу о том, что ЕЦБ должны выкупать гособлигации и помогать странам ЕС, так как в этом заключался залог будущего еврозоны;
- в-третьих, завершающим аккордом серии важных встреч с европейскими лидерами стал
визит канцлера ФРГ А. Меркель в Мадрид. В ходе беседы с М. Рахоем она подчеркнула, что Испания находится на правильном пути, осуществляя программу реформ9.
Воодушевленное поддержкой, правительство консерваторов в сентябре 2012 г. заявило, что Испания, несмотря на резкий рост объема госдолга, пока больше не планирует запрашивать помощь от стран зоны евро для финансирования дефицита своего бюджета. Правящая элита страны надеялась решить существующие экономические проблемы собственными силами, в частности за счет дополнительных налоговых сборов и сокращения государственных субсидий в энергетике. Министр экономики Испании Луис де Гиндос на встрече Еврогруппы 14 сентября 2012 г. в Никосии (Кипр) заявил, что «дефицит испанского бюджета на этот год не превысит планового уровня, и это не потребует дополнительных сокращений госрасходов и помощи извне»10.
В сентябре 2012 г. в Испании было обнародовано решение о вводе 6-процентного налога на производство электроэнергии, а также о повышении топливных сборов и сокращении субсидий на альтернативные источники энергии. Помимо этого, министр экономики Испании анонсировал новую программу структурных реформ, направленную на стимулирование экономического роста. Для получения в случае необходимости дополнительного транша помощи Испании следовало жестко придерживаться бюджетных норм, так как от величины суммы потенциальной финансовой помощи зависела и строгость условий ее предоставления.
Новая программа сокращения расходов Испании на 2013 г. была представлена правительством М. Рахоя в проекте бюджета страны 28 сентября 2012 г.11. В непростом финансовом положении оказалась и одна из самых развитых испанских автономий - Каталония, на которую приходится пятая часть общего объема ВВП страны. Она отчисляет в испанский бюджет больше, чем получает взамен. 25 ноября 2012 г. на досрочных региональных выборах первое место получила партия «Конвергенция и союз Каталонии», а второе - «Левые республиканцы Каталонии». Обе сепаратистски настроенные партии получили большинство мест в каталонском парламенте. Руководство НП во главе с М. Рахоем выступает против предоставления Каталонии независимости, в том числе фискальной12.
Внешняя политика
Что касается внешней политики М. Рахоя, то свой первый официальный визит 18 января 2012 г. он совершил в Рабат (Марокко) в силу ряда причин13. Во-первых, уже стало традицией, когда лидеры Испании, начиная с социалиста Фелипе Гонсалеса, посещают эту соседнюю с ней страну первой, сразу после своего вступления в должность. Во-вторых, испанские владения на территории Марокко - Сеута и Мелилья - являются предметом спора в двусторонних отношениях. В-третьих, в Испании проживают многочисленные марокканские иммигранты. Во время визита М. Рахой
провел переговоры с королем Мохаммедом VI и премьер-министром А. Бенкираном, во время которых выступил в поддержку политических реформ, объявленных монархом, и выразил надежду на расширение испано-марокканского сотрудничества14.
26 января, в преддверии саммита стран Евросоюза, в Берлине состоялась встреча председателя правительства НП М. Рахоя с канцлером Германии
A. Меркель. 30 января 2012 г. в Брюсселе испанский премьер-министр поддержал инициативу о подписании договора о бюджетной стабильности ЕС15.
Испано-британские отношения
21 февраля лидер Народной партии посетил Лондон. В ходе его переговоров с премьер-министром Великобритании Д. Кэмероном обсуждались вопросы двусторонних отношений. Стороны вернулись к трехвековому спору о статусе Гибралтара. По замыслу Рахоя, повестка дня британо-испанских переговоров по Гибралтару не должна ограничиваться расширением авиационного и морского сотрудничества, борьбой с отмыванием денег, организованной преступностью, наркотрафиком и нелегальной иммиграцией. По его мнению, пора возвращаться к обсуждению вопроса о статусе Гибралтара, прерванному 10 лет тому назад. Заниматься этим вопросом должны глава МИД Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо16, а также его британский коллега, министр по делам Европы Дэвид Лидингтон.
Необходимо отметить, что в ХХ в. Мадрид и Лондон прошли ряд этапов на пути решения этого конфликта, в частности блокаду Гибралтара Испанией в период франкизма, ведение переговорного процесса и предложение установить совместный испано-британский суверенитет над данной территорией. Продвижением вперед стал трехсторонний Форум по Гибралтару, начавший работу в 2004 г. Он позволил Испании, Великобритании и Гибралтару вместе искать конкретные решения по ряду вопросов, осложняющих жизнь граждан»17.
Российско-испанские отношения
Важным событием для российско-испанских отношений в период правления М. Рахоя стал визит короля Испании Хуана Карлоса I, который состоялся 19 июля 2012 г. Вместе с ним Москву посетили руководители крупнейших испанских компаний. В составе испанской делегации находился глава МИД Х.М. Гарсия-Маргальо. Президент России
B.В. Путин и Хуан Карлос I обсудили перспективы развития российско-испанских отношений18.
Испания и Латинская Америка
Основным вектором внешнеполитической деятельности М. Рахоя по-прежнему остаются отношения с Латинской Америкой. Речь идет о продолжении политики на уровне иберо-американских саммитов, в частности об очередной, XXII встрече 16-17 ноября 2012 г. в Кадисе19. Расширению сотрудничества в рамках Иберо-американского сообщества наций (ИСН) была посвящена беседа
М. Рахоя 29 февраля 2012 г. с послами стран Латинской Америки, аккредитованными в Мадриде20.
Кризис в испанской экономике снизил объемы экспорта Латинской Америки в Испанию. Испанские инвестиции в регион продолжают поступать, однако компании ищут наиболее привлекательные условия для вложения капитала21.
К примеру, в 2011 г. доля перуанского экспорта в Испанию составила 3,5%, аргентинского -2,9%, чилийского - 1,9%22. Особо следует отметить непростые испано-аргентинские отношения. Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер в апреле 2012 г. внесла в национальный парламент законопроект о национализации нефтяной компании Уас^еШш РейоШею И8са1е8 (УРБ), которая является «дочерней» компанией испанской «Репсоль». Мадрид решил отстаивать свои национальные интересы. В Брюсселе позиции Испании была оказана поддержка. В итоге между сторонами назрел острый экономический и дипломатический конфликт23. Испанская сторона предлагала аргентинской решить спорные вопросы путем диалога. К президенту по этому поводу даже обращался король Испании Хуан Карлос I. Не помогло и оказанное влияние на правительство Аргентины со стороны ЕС. Фернандес де Киршнер была непреклонна, заявив, что «продолжение политики затрат на нефтедобычу, а не на производство практически делает уровень экономического роста страны нежизнеспособным». Таким образом, власти Буэнос-Айреса в своем решении пошли до конца, что вызвало в испано-аргентинских отношениях политикоюридическое противостояние24.
Несмотря на определенные трудности, при М. Рахое продолжается линия на укрепление двустороннего сотрудничества со странами Латинской Америки. 14 января 2012 г. наследный принц Испании Фелипе Астурийский посетил Никарагуа и Гватемалу. В январе 2012 г. в Мадриде побывал президент Перу О. Умала25.
Испано-американские отношения
В отношении Соединенных Штатов Америки политика М. Рахоя, скорее всего, будет более сдержанной, нежели она была у Х.М. Аснара. Это связано с нежеланием нынешнего лидера консерваторов подвергаться критике, с которой столкнулся ранее его предшественник. США, безусловно, остаются приоритетным партнером Испании. В рамках саммита по ядерной безопасности в Сеуле, который проходил 26-27 марта 2012 г., состоялась встреча М. Рахоя и Б. Обамы. Президент США и премьер-министр Испании обсудили вопрос о размещении американских противоракетных установок в испанском городе Рота, что в провинции Кадис26.
Северная Африка и Ближний Восток
По мнению экс-министра иностранных дел Испании Тринидад Хименес, «события «арабской весны» изменили ситуацию на Ближнем Востоке и повлияли на отношения между ЕС и странами
Средиземноморья». Она также отметила: «В результате этих перемен к власти не всегда приходят конструктивные силы, а на политическом горизонте появились новые вызовы, связанные с событиями вокруг Сирии и Ирана»27. Нынешний испанский министр иностранных дел Х.М. Гарсия-Маргальо позитивно высказался о событиях, которые произошли в Египте. Он имел в виду избрание президентом лидера египетского исламского движения «Братья-мусульмане» Мохаммеда Мурси, в связи с чем Гарсия-Маргальо подчеркнул, что «речь идет о переходе управления страной от военных к новым гражданским властям»28.
В феврале 2012 г. Испания, Франция, Италия и Нидерланды объявили, что отзывают своих послов в Сирии для консультаций. Таким образом, испанское правительство, теперь уже представляемое Народной партией во главе с М. Рахоем, приняло решение о приостановлении деятельности своей дипломатической миссии в этой стране. По словам Х.М. Гарсия-Маргальо, правительство предприняло такой решительный шаг, «чтобы выразить протест против военных действий сирийских властей, в результате которых месяц за месяцем гибнут и страдают мирные граждане»29.
29 мая 2012 г. специальный посланник ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннан напомнил сирийскому руководству, что его план предусматривает полное прекращение насилия. Не дожидаясь расследования, Германия и Италия в знак протеста против убийств жителей Хулы начали высылать послов Дамаска. О высылке сирийского посла сообщила и Испания30.
Необходимо отметить, что еще в конце 2011 г. сирийские власти в связи с принятием очередного пакета санкций Евросоюза против Дамаска приостановили свое членство в организации Союз для Средиземноморья (инициатива, которой значительное внимание уделяла Испания) до тех пор, пока ЕС не откажется от введенных им против Сирии мер31.
Испания разделила позицию Запада и восприняла критически «вето» от 4 октября 2011 г., 4 февраля 2012 г. и 19 июля 2012 г., наложенные Россией и Китаем на проекты резолюций СБ ООН по Сирии32.
23 января 2012 г. на заседании в Брюсселе министры иностранных дел 27 стран Евросоюза утвердили решение о введении эмбарго на поставки нефти из Ирана. С помощью санкций объединенная Европа стремилась заставить Тегеран отказаться от ядерной программы. На первом этапе должны были быть свернуты поставки иранских нефтепродуктов в Европу, а к 1 июля 2012 г. полностью прекращен импорт сырой нефти. Мадрид присоединился к инициативе Евросоюза ввести санкции против этой страны33. Иран обеспечивал до 12% испанского импорта нефти, и задача компенсировать такую ощутимую потерю стала серьезной проблемой для правительства М. Рахоя34. Руководство Испании в рассматриваемый период полностью разделяет подходы Евросоюза к политике в Средиземноморье.
Испания и АТР
Несмотря на кризис, важным направлением внешней политики Мадрида остается Азиатско-Тихоокеанский регион. 21 марта 2012 г. в Пекине побывал министр экономики Испании Луис де Гиндос, в ходе встречи с министром экономики Китая Чен Деминем он обсудил вопросы двустороннего сотрудничества35. В частности, испанский министр заявил, что КНР - это важный экономический партнер.
Что касается основных приоритетов внешней политики Испании, то они остаются неизменными: это региональные направления — Европа, Америка, Средиземноморье, а также участие в деятельности международных организаций: ООН, НАТО и ЕС.
------------ Ключевые слова ---------------------
Испания. Внешняя политика. Внутренняя политика.
Мариано Рахой.
Важным вектором сотрудничества Испании остается Россия, в частности по линии взаимодействия РФ -ЕС. Некоторые из принятых в этот период правительством М. Рахоя мер во внутренней политике стали продолжением антикризисного курса, намеченного ИСРП во главе с Х.Л. Родригесом Сапатеро в предыдущие годы.
Anikeeva N. E. New Aspects of Foreign and Internal Policy of Mariano Raho People’s Party in Spain.
Summary: The conservative People’s party led by M. Raho won in the general elections in Spain in november 20, 2011. The spanish socialists went into opposition. There began a new stage in the political history of the country.
------------- Keywords -------------
Spain. Foreign policy. Internal policy. M. Raho.
Примечания
1. Schwartz P. La economia explicada a Zapatero y a sus sucesores.En los tardes.Madrid,2011
2. URL:http://finance.rambler.ru/news/economics/116018816.htm
3. El Pais.2012.25 de marzo.
4. Коммерсантъ. 2012. 29 марта.
5. Независимая газета. 2012. 24 июля.
6. El Pais.2012. 15 de agosto.
7. URL: http//www.http://interaffairs.ru/2012.
8. Comparecencia del ministro de Asuntos Exteriores, Jose Manuel Garcia-Margallo, ante la Comision Mixta para la Union Europea del Congreso de los Diputados // URL: http:// www.maec.es. (26.06.2012).
9. URL:http//www.euronews.com (6.09.2012).
10. URL:http://www.novopol.ru/-ispaniya-gotova-vyijit-v-zone-evro-bez-pomoschi-etsb-text133392.html
11. URL: http://www.kommersant.ru/doc (17.09.2012).
12. URL: http:// www.euronews.com/2012/09/25/
13. El Pais. 2012. 19 de enero.
14. Яковлев П.П. Внешняя политика нового правительства Испании // URL:http://www.perspektivy.info/index.php.
15. URL:http://www.el pais.com.
16. Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо И Марфиль — испанский политик, член Народной партии. Министр иностранных дел Испании с 21 декабря 2011 г. URL:http://www.el pais.com
17. Независимая газета. 2012. 22 февраля.
18. URL:http//news.kremlin.ru/news(19.07.2012).
19. Яковлев П.П. Там же.
20. URL:http://segib.org/news/2012/02.
21. El Pais.2012.13 de agosto.
22. El Pais.2012.13 de agosto.
23. Конфликт был вызван намерениями Аргентины национализировать крупнейшую нефтегазовую компанию YPF, 57% акций которой принадлежит испанской компании Repsol. В соответствии с законопроектом национализации «в целях общественного блага» подвергнется 51% YPF. Экспроприированные активы будут примерно поровну распределены между федеральным правительством и региональными властями. Независимая газета.2012. 18 апреля.
24. Независимая газета. 2012. 18 апреля.
25. El Pais.2012.enero
26. URL: http://rusradio.es/news/news/show/title/obama
27. Trinidad Jimenez . La «primavera arabe»: una vision personal // El Pais. 2011. 16 de noviembre.
28. Jose Manuel Garcia-Margallo.Comparecencia del ministro de asuntos exteriors y de cooperacion ante la Comision mixta para la Union Europea del Congreso de los Diputados. 2012. 26 de junio.
29. El Pais. 2011. 7 de febrero.
30. URL:http://www.euronews.com.
31. ИТАР-ТАСС. 2011.1 дек.
32. URL:http://www.euronews.com.
33. URL:http://www.rg.ru/2012/01/23/
34. Яковлев. П.П. Там же.
35. URL:http://www.expansion.com/2012/03/16/