Научная статья на тему 'Испания в Болонском процессе'

Испания в Болонском процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПАНЪЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСПАНИЯ / РОССИЯ / ДВУХСТОРОННИЙ ОБМЕН ОПЫТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермольева Элеонора Георгиевна

Болонский процесс продолжает оставаться «горячей» темой дискуссий в вузовском сообществе и в более широких кругах общественности как в Старом свете, так и за его границами в регионах, поддерживающих с Европой активные связи по линии высшей школы. Несмотря на то, что панъевропейская конвергенция отметила уже десятилетний юбилей, в осуществлении задуманных в её рамках задач сохраняются заметные трудности. Статья имеет своей целью показать, каким непростым для испанской высшей школы было присоединение к Болонскому процессу и что возникавшие на этом пути сложности были присущи и другим странам, включая Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Испания в Болонском процессе»

Элеонора ЕРМОЛЬЕВА

ИСПАНИЯ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Испания входила в число первых 29 государств, министры просвещения которых в июне 1999 года подписали в Болонье декларацию о формировании коллективной зоны высшего образования - EHEA (European higher education area, в английской версии), EEES (Espacio europeo de enseñanza superior, в испанской версии), ЕПВО (Европейское пространство высшего образования, в русской версии).

Болонская декларация "О зоне европейского высшего образования" содержала следующие ключевые положения: 1) переход на единообразную двухуровневую систему обучения "бакалавр-магистр"; в 2003 году на совещании в Берлине она была дополнена докторантурой; 2) введение системы зачётных единиц ECTS (European credit system transfer) для унификации в перезачёте учебной нагрузки учащихся; 3) активизация студенческой мобильности; 4) применение механизмов, обеспечивающих сопоставимость документов о высшем образовании, в частности через общеевропейское приложение к университетским дипломам; 5) разработка сходных критериев и методологий для оценки качества образования; 6) повышение международной конкурентоспособности европейской высшей школы.

Идеология Болонского процесса, как известно, опирается на концепцию единой Европы, в границах которой происходит свободное передвижение не только товаров и капиталов, но и квалифицированной рабочей силы; отсюда -необходимость преодоления различий, существующих в национальных образовательных системах (их "гармонизация"), введение сходных квалификаций,

© Ермольева Элеонора Георгиевна - кандидат экономических наук, с.н.с. Центра

иберийских исследований ИЛА РАН. E-mail: ermolieva@gmail.com Ключевые слова: Болонский процесс, панъевропейская конвергенция в сфере высшего образования. Испания, Россия, двусторонний обмен опытом.

установление прочих стандартов транснационального образования. Важно иметь в виду, что Болонский процесс, открытый для добровольного присоединения к нему всех стран Европы, не является юридически обязательным проектом, в отличие, например, от Лиссабонской конвенции 1997 года о взаимном признании квалификаций в высшем образовании.

Изначально предполагалось, что единое европейское пространство в сфере высшего образования должно быть сформировано к 2010 году. Однако, как показала ещё общеевропейская конференция (2005 г.), имевшая своей задачей среднесрочную оценку Болонского движения за шестилетний период, "единение европейских высших школ" происходило медленнее, чем планировалось как из-за их разнородности, так и различий в государственной политике в отношении вузов. Конвергенция в сфере высшего образования заставила многие страны провести довольно глубокую вузовскую реформу, к числу таковых принадлежала и Испания. В обзорах "Национальные тенденции в Болонском процессе" за 2008 и 2009 годы специалисты европейской службы по образованию (Eurydice) подчёркивали, что "подтягивание" испанской системы обучения к общеевропейским стандартам означало для неё существенную реструктуризацию, и в отличие от иных государств Испании предстояла намного большая ра-

бота1.

Трудности первого этапа (1999-2010)

До присоединения Испании к ЕПВО в стране действовала следующая схема высшего образования: первый уровень (diplomatura) длился три-четыре года и вёл к получению квалификации "дипломированного специалиста" по гуманитарным дисциплинам (título de diplomado), инженера-техника (título de ingeniero técnico) - по техническим. Диплом такого образца позволял работать в качестве специалиста-практика среднего звена: менеджера в турфирме, преподавателя младших классов, работника социальной службы, помощника архитектора. По окончании второго двухгодичного курса (licenciatura) присваивалась квалификация лиценциата (título de licenciado); его завершение было необходимо для получения высшей профессиональной квалификации по юриспруденции, педагогике, большей части экономических и гуманитарных дисциплин. Третий двухгодичный курс готовил к получению степени доктора (título de doctor).

Нормативная база для введения новой модели вузовского обучения в соответствии с критериями Болонского процесса начала формироваться в Испании постепенно: в 2003 году был принят Королевский указ о применении кредитов ECTS, в 2004 году - Указ о едином европейском приложении к дипломам бакалавра и магистра, в 2007 году - Указ о внедрении новых циклов обучения: первого, четырёхлетнего (grado), второго, двухлетнего (master), третьего, двухлетнего (doctorado).

1 Higher education in Europe, 2009: developments in the Bologna process. - www. eury-dice.org

Болонская реформа вызвала серьёзные волнения в среде студенческой общественности. Истоки напряжённости следует искать ещё в том времени, когда при правительстве Х.М. Аснара (представителя Народной партии - НП) в 2001 году принимался Единый закон об университетах (Ley orgánica de universidades, LOU), в котором вхождение Испании в общеевропейское вузовское пространство было утверждено в качестве одного из главных содержательных компонентов1. Первые, довольно массовые манифестации прошли в 2005 году, когда национальным министерством просвещения был разработан проект новой номенклатуры специальностей, где были сокращены некоторые гуманитарные и инженерные дисциплины. И тогда самому председателю правительства Х.Л. Родригесу Сапатеро (главе Испанской социалистической рабочей партии - ИСРП) пришлось гарантировать более "мягкое" осуществление в стране Болонской реформы.

Осенью 2006 года в Мадриде, Барселоне, Бильбао, на Балеарских островах прошли демонстрации студентов, вновь протестовавших против введения в Испании новой структуры обучения в рамках ЕПВО. Мотивируя свою позицию, участники Движения в защиту государственной высшей школы (Plataforma movilizadora en defensa de la universidad publica - PMDUP) высказывали мнение, что новая вузовская модель будет служить фильтром, "отсеивающим" малоимущих студентов. (Не секрет, что обучение в течение одного-двух лет для получения звания магистра требует немалых затрат).

Первую оценку официальному введению общеевропейских стандартов в испанскую систему высшего образования давали самые различные интернет-издания и самые разные эксперты. Так, в обзоре журнала "Кампус" в июле 2007 года приводились мнения трёх сторон: Конференции ректоров испанских университетов (CRUE), Федерации вузовских преподавателей (FCU) и Координационного представительства студенческих организаций государственных университетов (Coordinadora de representantes de estudiantes de universidades públicas - CREUP). Признавая объективную необходимость и даже неизбежность участия Испании в ЕПВО, участники опроса, однако, высказывали разные суждения. Так, по глубокому убеждению ректора Национального университета дистанционного обучения (UNED) Хуана А. Химено (с которым были солидарны многие руководители испанских университетов), присоединение к Болон-скому процессу означало для Испании не просто "технический" переход на новую схему обучения и номенклатуру специальностей, а гораздо более глубокую перестройку. Ведь главные новшества касались непосредственно самого учебного процесса, они заставляли по-новому выстраивать взаимоотношения между студентом и преподавателем, применять новые механизмы в оценке студенческой успеваемости и т.д. 2. Со своей стороны, CREUP обвиняла минпросвеще-ния Испании в "излишней поспешности" в вопросе присоединения к пан-европейскому интеграционному процессу и в недостаточном разъяснении студентам последствий намеченных перемен. Осень 2007 года и весна 2008 года были отмечены дальнейшими молодёжными забастовками, в авангарде которых

1 La organización de las enseñanzas universitarias en España . - www.mec.es (26.09.2006).

2 Retos del espacio europeo de educación. - CAMPUS, № 490, julio 2007.

стояли каталонские студенты, в частности, учащиеся Автономного университета Барселоны. Уместно, на наш взгляд, привести мнение профессора Политехнического университета Мадрида (ЦРМ) Ф. Мичавильи, который считал, что серьёзный ущерб "имиджу Болонского процесса" в Испании был нанесён почти сразу, когда главная суть надвигавшейся реформы не была донесена в исчерпывающей мере до основных участвующих сторон"1. Глава университетского департамента минпросвещения, М. Рубиральта в интервью "Кампусу" признавал, что многие возможности для "коммуникации" со студенческим сообществом, действительно, были упущены, но при этом он подчёркивал: "Необходимо было обсуждать проблемы испанского образования в менее напряжённой обстановке, без конфликта между правящей партией и её оппозицией" .

Многие наблюдатели расценивали происходившие в Испании анти-болонские манифестации как защиту "национальной идентичности" высшего образования в стране. В преддверии очередной общеевропейской конференции в Лёвене/Лувен-на-Нев в 2009 году в Испании вновь прошли студенческие демонстрации, и с разъяснениями по этому поводу пришлось выступать министру просвещения А. Габилондо.

Вопрос присоединения Испании к ЕПВО не обошёлся без критики правительства Х.Л. Родригеса Сапатеро, прежде всего со стороны Народной партии (НП). Так, "народники" вместе с Едиными левыми (ЕЛ) считали, что основные составляющие новой модели внедряются в Испании "хаотически, без чёткого плана"5.

Возможно, именно в связи с критикой со стороны оппозиции, но главным образом для более упорядоченного перехода на болонскую модель обучения, в 2009 году минпросвещения вынесло на обсуждение вузовского сообщества стратегию развития испанской высшей школы "Университет-2015" ("ЕЦ-2015"). Являясь программным дополнением к обновленному в 2007 году Единому закону об университетах, она предусматривает "дальнейшую трансформацию университетской среды в контексте ЕПВО и повышение международной конкурентоспобности испанской высшей школы" 4.

На конференции в Лёвене/Лувен-на-Нев были представлены данные аналитического доклада "Болонский процесс: подводя итоги"5, в котором в очередной раз оценивалась степень распространения основных критериев ЕПВО и где Испания получила отметку "4" из пяти возможных, в то время как два года назад её успехи оценивались на 3,5 балла (в 2005 г. - лишь на 2,8). Эксперты ЕС отмечали

1 Lovaina.- CAMPUS, N 549, abril 2009; España llega tarde a proceso de modernización. -www.crue.es (01.04.2009).

2 О противостоянии ИСРП и НП вопросах реформирования испанского образования см., например, "Латинская Америка", № 10, 2006, с.33—44.

3 EUROCAMARA, 03.06.2009. - www.europarl.es

4 Estrategia "Universidad-2015".-www.educacion. es; конкретные меры по выполнению "EU-2015" содержит План действий в области образования, 2010—2012, утвержденный Советом министров Испании в июне 2010 г. Plan de acción, 2010—2012. -www.educacion.es.

5 Bologna process stocktaking, 2009. - www.ond.vlaaderen.be

сохранение в стране "смешанной" схемы обучения (4+2 и 4+1) в зависимости от специализации.

Стоит упомянуть, что к числу стран, "запаздывавших" по степени включения в общеевропейскую зону высшего образования, экспертами ЕС была отнесена и... Россия. По некоторым характеристикам (от которых зависело в 2009 г. место в построенной иерархии), РФ опережала Испанию, например, в разработке номенклатуры специальностей, принятой в рамках ЕС, или в признании квалификаций в высшем образовании в соответствии с Лиссабонской конвенцией; РФ подписала этот документ в 1999 году, Испания - только в мае 2009 года. Присутствовавший на конференции министр образования и науки А. Фурсенко подчёркивал, что Россия, подписав в 2003 году Болонскую декларацию, начала постепенно переходить на двухуровневую систему обучения1. Вместе с тем российский опыт показал, что в странах с исторически сильно укоренившимися традициями в высшем образовании возникают те или иные проблемы по его адаптации к новой системе. Этот тезис был созвучен выступлению А. Габилондо на конференции в Бельгии. Вместе с тем испанский министр признал, что пан-европейская интеграция заставила критически осмыслить состояние национальной системы обучения, по-новому взглянуть на содержание образования, предложить такие учебные программы, которые соответствовали бы требованиям времени, "а Болонский процесс - это новое требование." 2.

На очередной общеевропейской встрече в Вене/Будапеште был представлен доклад "Болонский процесс и высшее образование Европы, 2010", в котором были отражены "национальные отклонения" от стандартной болонской модели. Обсчёты экспертов европейской службы Eurodyce, учитывавшие 2/3 вузовских специальностей, показали, что, например, в Норвегии, Швеции и Франции по многим учебным направлениям действует схема обучения 3+2, и что доминирующая модель в формате 4+2 до сих не применяется в Германии, Португалии и ряде стран Восточной Европы. В Испании преобладает схема 4+1, хотя в немалом числе университетов для ряда специальностей (например, экономической) обучение на звание магистра занимает два года.

По данным на 2010/2011 учебный год в Испании зарегистрировано 1,56 млн

3

студентов , при этом продолжают сосуществовать две модели: традиционная, включающая краткий и полный курс (primer y segundo ciclo), поскольку по ней учатся студенты, поступившие в вузы ещё в 2006/07 годах, и новая (de grado, master, doctorado), введённая в соответствии с болонской моделью. В Испании насчитывается 78 университетов, из них 50 - государственные, в которых сосредоточено 89% студентов. К числу крупнейших государственных вузов относятся: университет Комплутенсе в Мадриде (87 тыс. студентов), университеты в Севилье (60 тыс.), Гранаде (57 тыс.) и Барселоне (53 тыс. человек); за ними следуют университеты в Валенсии (46 тыс.) и в Стране басков в Бильбао (43 тыс. учащихся). Среди частных вузов выделяются: Открытый университет Катало-

1 "Болонский процесс много сделал для образования в России". - www.rian.ru (20.04.2009);

2 España avanza en el proceso de Bolonia. -http://comunidad-escolar (28.04.2009).

3 Datos básicos del sistema universitario español. Curso 2010. - www. educación.es

нии (около 41 тыс. студентов), "Рамон Лулл" в Барселоне (13 тыс.), "Альфонсо X Мудрый" в Мадриде (9 тыс.), "Дэусто" в Бильбао (8 тыс.чел.). Дополняют вузовскую систему страны так называемые специальные университеты: Международный университет Андалусии (UNIA) и Международный университет "Менендес Пелайо" (UIMP), имеющие магистерский и докторский циклы обучения 1.

При стабилизации количества студентов-очников растёт число лиц, получающих высшее образование в заочной форме. Так, к 2010 году (по сравнению с 2000 г.) на 40% вырос контингент частного Открытого университета Каталонии (UOC) в Барселоне2. Общая численность учащихся государственного Национального университета дистанционного обучения (UNED), включая главный кампус в Мадриде и 60 филиалов в Испании, достигает 195 тыс. человек; кроме того, UNED располагает 20 филиалами за рубежом: в Берлине, Мюнхене, Брюсселе, Берне, Женеве, Париже, Лондоне, Лиссабоне, в странах Латинской Америки: Аргентине, Мексике, Венесуэле, Бразилии, Перу. К настоящему времени сеть вузов по заочному обучению в Испании пополнилась Мадридским дистанционным университетом (UDIMA), международным Валенсианским (VIR), международным университетом в г. Ла-Риоха (UNIR).

По данным министерства просвещения, к началу 2011 года на приём абитуриентов по болонской модели перешли все государственные университеты страны. В то же время некоторые испанские вузы, следуя общим "правилам игры", продиктованным присоединением к Болонскому процессу проводят гибкую политику, пытаясь сохранить особое, уникальное лицо в общенациональной системе. Так, государственный университет в Бильбао (UPV/EHU) ввёл в бакалавриат (уровень grado) по некоторым учебным дисциплинам титул специалиста, оценивающийся в пределах 30—59 кредитов ECTS . Это, в частности, предусмотрено для будущего медицинского персонала среднего звена. Местная университетская номенклатура пополнилась и новой специальностью - "китаеведением", которая изучается студентами по выбору на финансово-экономическом, социологическом и философском факультетах. Важно подчеркнуть, что "региональный фактор" накладывал заметный отпечаток на адаптацию прежней испанской модели вузовского обучения к болонским стандартам, когда некоторые автономии опережали другие, быстрее вводя схему 4+2 (или 4+1) и новую номенклатуру специальностей, разработкой которой ведает Национальное агентство по аккредитации и аттестации (ANECA).

Подготовка специалистов по болонской модели обеспечивает испанским вузам возможность для активного обмена студентами с университетами европейских стран как в рамках программы Tempus, так и Erasmus (European community action scheme for the mobility of university students). Испания входит в основную четвёрку государств, активно участвующих в данном Болонском суб-проекте, наряду с Великобританией, Германией и Францией. В то же время, став уже давно "естественно-географическим" посредником во взаимосвязях Европы с испано-говорящими государствами Западного полушария (языковый фактор крайне

1 El ranking de las universidades públicas y privadas. - www.http://universia.es (06.07.2010).

2 Educación en España. Estadísticas e indicadores. 2011. -www.educacion.es

важен), страна активно участвует в Erasmus Mundus - международной составляющей этой программы, обеспечивая вузам-участникам Болонского движения укрепление сотрудничества с партнёрами в Латинской Америке.

Второе десятилетие реформы (2011-2020)

В марте 2010 года, под эгидой Испании, которая в первой половине этого года, следуя ротационному порядку, исполняла роль председателя Евросоюза, в Будапеште/Вене состоялась конференция министров просвещения стран-участниц Болонского процесса, где подводились итоги прошедшего десятилетия. Участвовавшие в форуме министр просвещения А. Габилондо и глава департамента по делам испанских университетов М. Рубиральта отмечали, что, несмотря на пессимизм во многих кругах европейской общественности и немалые трудности, сопровождавшие подключение к ЕПВО разных участников, всё же можно говорить о завершении первого этапа и о вступлении в новую стадию на период до 2020 года. "Исполняя роль председателя ЕС, Испания считала приоритетным сохранение в настоящее время социального измерения Бо-лонского процесса, доступности высшего образования для всех слоёв общества, а также важность межнациональных обменов внутри европейского пространства и глобального диалога между студенчеством из разных регионов мира" 1.

Барометром панъевропейской вузовской интеграции изнутри стали обзоры "Болонья глазами студентов", которые регулярно, начиная с 2003 года, в преддверии Берлинской конференции, издаются Союзом студенческих объединений Европы (European Student's Union-ESU) с периодичностью один раз в два года. Их составители выделяют аспекты, которые "с преувеличенным оптимизмом иногда подаются в национальных докладах, поступающих от министерств просвещения, а последние нередко стремятся выдавать желаемое за действитель-ное..."2. Своё мнение студенческая ассоциация высказывает по каждому пункту "повестки дня" Болонского процесса, например, о студенческой мобильности, о концепции обучения в течение всей жизни (lifelong education). В отношении неформального и непрерывного образования (на что сделана ставка в Общеевропейской стратегии развития на период до 2010 г.) составители доклада справедливо критиковали многие правительства - в частности, испанское - за отсутствие ясно сформулированной политики в данном сегменте профессионального обучения, что определяет слабую эффективность предпринимаемых мер. В докладе ESU за 2010 год под названием "Болонья на финишной прямой" выделены сохраняющиеся "болезненные точки" и предложены некоторые меры по их "лечению", поскольку, как отмечают авторы обзора, "Союз всегда стремился к тому, чтобы его вклад в развитие Болонского процесса был конструктивным". Вместе с тем ассоциация считает, что в позитивном развитии ЕПВО студенче-

1 Discurso del Secretario general de universidades M. Rubiralta. Bologna ministerial anniversary conference 2010, Budapest/Vienna.- www.ond.vlaanderen.be

2 Bologna with student eyes, 2009. -www. esu.org

ство может (и должно) играть роль не пассивного, а активного действующего лица и равноправного партнёра" 1.

В мае 2010 года ESU совместно с Координационным представительством студенческих организаций государственных вузов Испании (CREUP) организовал в Мадриде международный семинар, где обсуждались те новые проблемы, которые возникли в условиях кризиса. Кроме темы государственных ассигнований на нужды высшей школы, приоритетной была социальная составляющая Болонского процесса (social dimension). Поскольку мероприятие было приурочено к периоду, когда Испания "руководила" Евросоюзом, голос студентов этой страны получил особый резонанс. В условиях, когда последствия финансово-экономического кризиса всё тяжелее сказывались на положении европейской молодёжи - и испанской в том числе 2, вопрос материальной поддержки учащихся в виде стипендий, а также трудоустройства выпускников оказался в центре внимания. Прозвучала также (в косвенной форме) проблема "утечки умов": участники семинара - представители студенчества 37 европейских государств считают, что "для обеспечения конкурентоспособности национальных экономик и их поступательного движения в посткризисный период крайне важно поддержать и удержать в Европе талантливых исследователей и молодых ученых, способных обеспечить инновационный путь развития"3.

О возникновении трудностей, которые начали испытывать выпускники вузов, обучавшиеся по болонской модели, в университетской среде заговорили ещё в докризисный период. Так, обследования, проведённые Европейской ассоциацией университетов (European University Association - EUA), показали, что в Австрии, Германии, Венгрии, Польше, где немало вузов перешли на обучение по схеме 3+2 , для адекватного включения в сферу занятости недостаточно иметь "усеченный" диплом бакалавра. В несколько более выгодном положении оказываются студенты тех стран, где основной курс обучения длится четыре года (как в Испании или России). Однако почти во всех случаях при приёме на работу предпочтение отдаётся молодым людям с дипломом магистра. Сложная кризисная обстановка дополнительно "вынесла на поверхность" проблему трудоустройства молодёжи. Не обошла она стороной и Россию. В этом отношении весьма показательно мнение зам. директора Центра арбитража и посредничества Торгово-промышленной палаты РФ М. Савранского. "Сейчас нелегко устроиться даже со степенью магистра, например, в юридической или медицинской сферах. Кроме того, трудно определить, какую должностную ступеньку может занять бакалавр -

1 Bologna at the finish line. An account of ten years of European higher education reform. -www.esu-online.org

2К началу 2010 г. уровень безработицы среди экономически активного населения в возрасте 15—24 лет в Германии составил 10,4%, во Франции - 23,3, даже в Швеции — 25%; в Испании был отмечен самый высокий показатель в Европе - 38% ( в среднем по ЕС - 19,6). -Employment in Europe, 2010, http//ec.europe.eu/eurostat

3 Un estudio sobre la dimensión social de la educación superior como objetivo del Proceso de Bolonia; Declaración sobre la agenda de modernización para la educación superior. -www.creup-online.ning.com.

квалифицированного рабочего или служащего. Иными словами, ускоренное введение в России болонской системы оставляет много вопросов..

Почти аналогичные темы поднимал на нескольких общеевропейских конференциях президент Конференции ректоров испанских университетов (CRUE) Ф. Гутьеррес-Солана. Так, в Испании четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за укороченной программы обучения по сравнению с прежней лиценциатурой (аналогичной российскому специалисту с пятилетним периодом обучения). Особенно это касается выпускников, желающих работать в органах государственного управления или частном секторе. Имеются проблемы с трудоустройством молодых докторов: если студенты, имеющие подобный диплом, решают не заниматься преподавательской или научной работой, их включение в реальную экономику осложняется. Многие работодатели с трудом находят им должности, эквивалентные полученному высшему образованию.

Для обобщения испанского опыта по реформированию вузовской системы с учётом пан-европейской интеграции особое значение, безусловно, имеет монография "Испания и Болонский процесс: необходимая встреча", вышедшая свет в мае 2011 года. 2 Это совместный труд трёх авторов: П. Салабуру, бывшего ректора Университета Страны басков в Бильбао, Г. Хога, признанного специалиста в изучении проблем образования в государствах-членах ОЭСР и одного из главных разработчиков болонской реформы, а также Ж.-Г. Мора, приглашённого профессора Лондонского университета, члена Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG) в период 2005-2007 годов.

Считая Болонский процесс "адекватной возможностью" для Европы и для каждой страны-участницы, П. Салабуру в предисловии к работе подчёркивает, что значимость ЕПВО "недостаточно хорошо" осознается в Испании. Для того, чтобы "исправить положение", авторы попытались синтезировать главные трудности, с которыми столкнулись испанские университеты в процессе перехода на новую модель обучения. Содержание изрядного числа сложных моментов рассмотрено авторами подробно и с профессиональным знанием дела. Так, к числу наиболее значимых они относят, например, излишнюю бюрократизацию. "Для утверждения новых учебных планов, модулей, титулов приходилось преодолевать массу строго зарегламентированных процедур, и иногда мы больше были сосредоточены на том, к4к это сделать, чем на том, для чего", -подчёркивает Салабуру3. Эту точку зрения разделяют многие руководители испанских вузов, считая, что недостатки в работе Национального агентства по аккредитации и аттестации (ANECA) сыграли не последнюю роль в том отставании Испании, о котором не раз говорилось на общеевропейских совещаниях. Возможно, на замедлении процесса сказались и административно-политические

1 Кризис — важный повод для ревизии Болонских соглашений. - www.mk.ru (21.09.2009).

2 España y el Proceso de Bolonia. Un encuentro imprescindible.- Madrid, Academia Europea de Ciencias y Arte, 2011.

3 La "excesiva burocratización" en la aprobación de títulos ha retrasado la adaptación de España a Bolonia. - www.europapress.es (15.05.2011).

моменты: начиная с 2001 года, когда вступил в действие Единый закон об университетах (где вхождение в ЕПВО значилось одним из приоритетов испанской высшей школы), пост министра просвещения занимали последовательно Пилар дель Кастильо (2000-2004), Мария Х. Сан-Сегундо (2004-2006), Мерседес Каб-рера (2006-2008), Анхель Габилондо (с 2009 г. по настоящее время). И дело не только в таких частых смещениях-назначениях, гораздо важнее, что разные главы ведомства были представителями политических соперников, у которых имеются давние разногласия по поводу путей развития образования в Испании. Так, Дель Кастильо - член Народной партии, Сан-Сегундо и Кабрера - представители ИСРП. (Нынешний министр просвещения позиционирует себя как "политически независимое" лицо, однако он был назначен на пост лидером "социалистов" Х.Л. Родригесом Сапатеро).

В монографии проанализированы не только усилия правительства, предпринятые для внедрения новой модели, но и работа самих вузов в этом направлении.

Примечательно заключение к монографии. Авторы напоминают, что обновление высшего образования "а ля Болонья" - процесс добровольный, не столь жёстко регламентированный, чтобы лишать страны, их правительства и вузы определённой свободы выбора. Вместе с тем "европеизация" вузовской инфраструктуры объективно требует сравнимости дипломов, перерасчёта учебной нагрузки и т.п. "В то же время межвузовские обмены имели бы мало смысла, если бы все 800 университетов, вовлечённые в проект, имели бы схожие программы обучения и специализацию". Что касается протестных выступлений, то их следует рассматривать как "нормальную реакцию на ломку привычного в пользу нового". П. Салабуру, Г. Хог и Ж.-Г. Мора считают, что "с болонской реформой или без таковой Испания нуждалась в модернизации системы высшего образования"1, поскольку оказалась перед новыми вызовами, возросшими требованиями со стороны общества и национальной экономики.

Безусловно, книга "Испания и Болонский процесс: необходимая встреча" вызовет широкий резонанс в стране и неоднозначное отношение к ней. К числу полемических аспектов уже отнесён просматривающийся "пан-европеизм" авторов 2, а, как известно, острые дискуссии о сохранении "национального" компонента в условиях конвергенции высшей школы разворачивались не только в Испании3.

Нелишне, на наш взгляд, упомянуть, что тема перехода испанских университетов на новую модель обучения затрагивалась во время дискуссии на науч-

1 España y el Proceso de Bolonia. Un encuentro., op.cit. , p. 229-230.

2 Pello Salaburu: "Bolonia se ha entendió mal en España".-www.actualidadunversitaria.com (11.05.2011).

3 О модернизации образования в РФ в свете европейского опыта см. "Современная Европа", 2009, № 2;

Е.А. Бауэр. Реакция на Болонские реформы в системе образования Западной Европы.- "Педагогика", 2011, № 1.

ном российско-испанском симпозиуме, организованном Российской академией наук в июне 2011 года в Москве в рамках перекрестного года1.

Испанские уроки для России

"Болонская тема" была частью повестки дня второй встречи ректоров испанских и российских вузов, проходившей в Москве в конце марта 2011 года в рамках "Года Испании в России и России - в Испании"2. В неформальной части совещания поднимался вопрос о сохранения национальной традиции в университетском мире, всё более охваченном интеграционными, взаимопроникающими процессами. Испанские гости, в частности, узнали, что подключение к ЕПВО сопровождалось в России примерно такой же бурной полемикой, которая имела место и в Испании: академический мир разделился на "промоутеров" модернизации российской вузовской системы "а-ля Болонья" и на приверженцев сохранения прежней модели, достижения которой были общепризнанны во всем мире. В среде российской общественности нередко звучал вопрос, аналогичный тому, который поднимался в испанской дискуссии: должны ли страны жертвовать национальными моделями лишь для того, чтобы их дипломы признавались в других государствах? Таким образом, вхождение в ЕПВО означало серьёзную перестройку вузовской системы не только в Испании. Вместе с тем глава CRUE Ф. Гутьеррес-Солана выразил мнение, что, "будучи вовлечёнными в процесс построения общеевропейского вузовского пространства, мы можем использовать эту возможность для более активного двустороннего обмена студентами, преподавателями, учёными, а также постепенно снимать барьеры для взаимного признания документов об образовании и профессиональной подго-товке"3. Немало говорилось на встрече о роли вузов в передаче знаний и инновационных технологий, о значимости университетских научных исследований, об укреплении связей между вузами и предприятиями. Особо затрагивались вопросы профессионального невузовского обучения, а также проблема трудоустройства молодёжи. Иными словами, обсуждались темы, характерные для международных форумов иных форматов, состоявшихся недавно в Европе.

Однако основным лейтмотивом форума было расширение взаимодействия в сфере высшего образования по оси " Россия-Ибероамерика" - ведь в совещании, кроме ректоров 23 испанских университетов, принимали участие около 80 представителей вузов из Латинской Америки (с российской стороны насчитывалось 50 участников). Министр просвещения Испании А. Габилондо подчеркнул важность данной встречи как "новой возможности для обсуждения,

1 "Россия, Испания и Европейский Союз в процессе формирования многополярного мира". -www.ilaran .ru

2 Первая встреча ректоров испанских и российских вузов состоялась в Мадриде в марте 2009 г.

3 Резолюция II форума ректоров университетов России и стран Ибероамериканского сообщества.-http/dic.edu.ru; CRUE. Conclusiones del II encuentro de rectores de universidades rusas e iberoamericanas en Moscú. - www.noticias.universia.es (07.04.2011).

последующего обдумывания и создания условий для интернационализации высшего образования в наших странах в терминах открытости, гибкости и плю-ральности" ". Было предложено образовать нечто вроде двустороннего Eras-mus-nроекта. Со своей стороны, представители Латино-Карибской Америки затронули тему формирования более широкого, коллективного российско-ибероамериканского вузовского пространства. Об этом, в частности, говорил Р. Туиран, замминистра просвещения Мексики - страны, где в 2012 году решено организовать следующую многостороннюю встречу. Согласно принятой на форуме в Москве резолюции, в последующие годы совещания будут проводиться более регулярно и поочередно то в России, то в Испании (например, в 2014 г. оно состоится в Саламанке).

Испания и внешняя составляющая Болонского процесса

Важность международного вектора, "открывающего новые горизонты для сотрудничества Старого света с другими регионами мира", подчёркивается во всех программных документах Болонского процесса. Курс на его внешнюю открытость с "учётом интереса со стороны неевропейских государства"2 отчётливо прозвучал в коммюнике по итогам Лондонской конференции в 2007 году, затем был подтверждён на совещаниях в Лёвене/Лувен-на Нев в 2009 году и в Вене/Будапеште в 2010 году. И, анализируя участие Испании в общеевропейском вузовском пространстве, нельзя не сказать о её роли в этом внешнем векторе — межвузовском обмене с "третьими странами", то есть не входящими в ЕС и находящими за пределами Европы.

Страна уже давно благодаря историческим связям стала "университетской метрополией" для латиноамериканской молодёжи. Более того, будучи эпицентром и движущей силой Ибероамериканского сообщества — OEI ( Organización de estados iberoamericanos para la educación, la ciencia y la cultura), объединяющего государства Пиренейского полуострова с 22 странами Латино-Карибской Америки, Испания накопила богатый опыт трансатлантического взаимодействия по линии высшей школы. Немало специалистов считают, что в практике расширения межконтинентального сотрудничества широко используется опыт многостороннего взаимодействия в рамках OEI, где "промоутером" традиционно является Испания. Хотя формально ибероамериканские проекты не инкорпорированы в программы Евросоюза, ориентированные на латиноамериканский континент (к их числу относятся ALFA или ALBAN), они объективно являются вектором трансатлантического межвузовского сотрудничества.

Весь комплекс реализуемых программ в формате "ЕС-ЛКА" призван постепенно образовать так называемое общее европейско-латиноамериканское пространство высшего образования (EU-ALC-edsup), идея о формировании которо-

1 Año dual España-Rusia. El ministro de educación inaugura el II encuentro de rectores de universidades rusas e iberoamericanas en Moscú. - www. educación. gob.es (28.03.2011).

2 London communiqué. Towards the European higher education area: responding to challenges in a globalized world. - www.dfes.gov.uk/bologna; Bologna work program, 2007-2009. www.ond.vlaanderen.be (11.12.2009).

го впервые прозвучала на первой бирегиональной встрече в верхах в Рио-де-Жанейро в 1999 году; рамочное соглашение об этом подписали министры просвещения на конференции в Париже в 2000 году. На последующих саммитах в формате "Европа-Латинская Америка" об инициативе периодически вспоминали вновь, однако конкретных предложений было немного. В этой связи следует привести мнение признанного эксперта по проблемам международного высшего образования, бывшего министра просвещения Чили (1994-1998 гг.) Х. Хоа-кина Бруннера, который внимательно следит за развитием болонского движения с момента его зарождения, считая его уроки поучительными для неевропейских вузов. Объективно оценивая возможности формирования "трансатлантической Болоньи" с взаимным признанием дипломов, устойчивым обменом студентами и профессорско-преподавательским составом, он считает данный проект "делом будущего" ввиду разнородности (гетерогенности) латиноамериканских и европейских вузовских систем 1. Тем не менее, на очередной, шестой встрече в верхах двух регионов, состоявшейся в Мадриде в мае 2010 года, вновь подчеркивалась насущность формирования "объединённой зоны знаний" (EU-ALC Knowledge Area), в границах которой "необходимо стимулировать мобильность студентов, преподавателей, учёных и иное сотрудничество между вузами Евросоюза и Латино-Карибской Америки"2. В мае 2011 года стартовал новый многосторонний проект - "Альфа-мост" (ALFA-puentes), в рамках которого Европейская ассоциация университетов (EUA) намерена в период до 2013 года укрепить межвузовское сотрудничество с основными субрегиональными объединениями ЛКА: Центральной Америкой/Мексикой, Андским сообществом и Ассоциацией университетов МЕРКОСУР (государств Южного конуса)3. Новая инициатива, предпринятая вузами Старого и Нового Света, наглядно демонстрирует, что интернационализация в сфере образования расширяет пространственные границы, объединяя даже географически отдалённые регионы мира. При этом некоторые государства, в частности Испания, способны выполнять роль важного связующего звена в межрегиональном взаимодействии как по линии образования, так и по более широкому спектру гуманитарных связей.

1 J. Joaquín Brunner. El Proceso de Bolonia en el horizonte latinoamericano: limites y posibilidades. - "Revista de educación" (Santiago de Chile), número extraordinario, 2008, pp.119-145.

2 VI EU-LAC summit. "Towards a new stage in the bi-regional partnership: innovation and technology for sustainable development and social inclusion". Madrid action plan 2010-2012. -http://eeas.europa.eu (2010).

3 ALFA puentes, 2011-2013. -www.eua.be (17.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.