Научная статья на тему 'Вопрос политической социализации молодежи в контексте современной испанской системы образования'

Вопрос политической социализации молодежи в контексте современной испанской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / Болонский процесс / Испания / школьное образование / высшее образование / тенденции в образовании / политическая социализация / system of education / Bologna process / Spain / school education / higher education / educational tendencies / political socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронова Светлана Юрьевна

В статье рассматривается современная система образования в Испании в контексте политической социализации. С точки зрения автора, политическая социализация как осознание своего места и своей роли в обществе, политике, государстве формируется на всех этапах обучения человека: от школы и до последних курсов университета или получения профессионального образования. Образование оказывает если не первостепенное, то значительное влияние на формирование личности человека как политического субъекта. Основными проблемами школьного образования в Испании являются: снижающийся уровень знаний школьников, высокий уровень безработицы среди выпускников школ, излишняя лояльность в образовательной системе, которая приводит к снижению общего уровня образования и низкой политической и социальной активности молодежи, а также неграмотное распределение зарплатного фонда. Высшее образование в Испании находится в состоянии подбора оптимальной модели обучения после перехода на Болонскую систему. Сейчас идет спор, какая модель наиболее эффективна: 3+2 (3 года бакалавриата и 2 магистратуры) или 4+1. Еще одним вызовом Болонского процесса стала тенденция к универсализации образования: моделей, учебных планов, программ и пособий. Но если программы по точным дисциплинам или основные направления подготовки по иностранным языкам возможно сделать универсальными, то преподавание исторических и политологических дисциплин неразрывно связано с историческим и политическим контекстом конкретной страны. Тенденции в образовании касаются максимального внедрения технологий в образовательный процесс, обмена опытом и совместной работы между учебными заведениями разных стран. В новом образовании на первый план выходит учащийся, его возможности и цели, что несколько иначе расставляет акценты в образовательном процессе, делая личностный подход приоритетным. Образование XXI в. направлено на формирование конкурентоспособного высокопрофессионального специалиста и политически активного гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дронова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF POLITICAL SOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF THE PRESENT-DAY SYSTEM OF EDUCATION IN SPAIN

The article reviews the present-day educational system in Spain in the context of political socialization. The author considers political socialization as knowing of one's place in the world and role in the society, the politics and the state which is being formed during all stages of education from the school to the final years in the university or college. The influence of education in the process of construction of identity as a subject of politics is significant if not primary. The main problems of school education in Spain are the descending level of knowledge, the high unemployment rate among school leavers, the increase of liberality in the system of education which leads to the decrease of the general knowledge rate and of the political and community commitment of the youth and to the unreasonable distribution of salaries. The system of high education in Spain has been looking for the optimal educational model after the country joined Bologna process. At the moment, it is being discussed which model is the most effective one: the 3+2 (3 years of bachelor degree course + 2 years of master's program) or the 4+1. Another issue caused by Bologna process is the tendency to universalize educational process: educational models, curriculums, programs and textbooks. In case of STEM disciplines and foreign languages teaching it is possible to create a unified curriculum, but teaching of history and politology is closely connected to the historical and political context of the specific country. Educational tendencies deal with the highest possible integration of technological means into the educational process, sharing experiences and cooperation of educational institutions in different countries. In the new educational model, that is the learner who is in the forefront together with his abilities and objectives, which changes the priorities in the educational process attributing more importance to the individual approach. The education of the 21st century is aimed at forming a competitive professional and a politically active citizen

Текст научной работы на тему «Вопрос политической социализации молодежи в контексте современной испанской системы образования»

УДК 37(045)(460)

вопрос политической социализации молодежи в контексте современной испанской системы образования

Дронова Светлана Юрьевна,

аспирантка Департамента политологии, старший преподаватель Департамента языковой подготовки,

Финансовый университет, Москва, Россия

sydronova@fa.ru

Аннотация. В статье рассматривается современная система образования в Испании в контексте политической социализации. С точки зрения автора, политическая социализация как осознание своего места и своей роли в обществе, политике, государстве формируется на всех этапах обучения человека: от школы и до последних курсов университета или получения профессионального образования. Образование оказывает если не первостепенное, то значительное влияние на формирование личности человека как политического субъекта. Основными проблемами школьного образования в Испании являются: снижающийся уровень знаний школьников, высокий уровень безработицы среди выпускников школ, излишняя лояльность в образовательной системе, которая приводит к снижению общего уровня образования и низкой политической и социальной активности молодежи, а также неграмотное распределение зарплатного фонда. Высшее образование в Испании находится в состоянии подбора оптимальной модели обучения после перехода на Болонскую систему. Сейчас идет спор, какая модель наиболее эффективна: 3+2 (3 года бакалавриата и 2 магистратуры) или 4+1. Еще одним вызовом Болонского процесса стала тенденция к универсализации образования: моделей, учебных планов, программ и пособий. Но если программы по точным дисциплинам или основные направления подготовки по иностранным языкам возможно сделать универсальными, то преподавание исторических и политологических дисциплин неразрывно связано с историческим и политическим контекстом конкретной страны.

Тенденции в образовании касаются максимального внедрения технологий в образовательный процесс, обмена опытом и совместной работы между учебными заведениями разных стран. В новом образовании на первый план выходит учащийся, его возможности и цели, что несколько иначе расставляет акценты в образовательном процессе, делая личностный подход приоритетным. Образование XXI в. направлено на формирование конкурентоспособного высокопрофессионального специалиста и политически активного гражданина.

Ключевые слова: система образования; Болонский процесс; Испания; школьное образование; высшее образование; тенденции в образовании; политическая социализация.

THE PROBLEM OF POLITICAL sOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF THE

present- day system of education in spain

Dronova S. Yu.,

a post-graduate student of Political Science, lecturer at the Department of Language Training, Financial University,

Moscow, Russia

sydronova@fa.ru

Abstract. The article reviews the present-day educational system in Spain in the context of political socialization. The author considers political socialization as knowing of one's place in the world and role in the society, the politics and the state which is being formed during all stages of education from the school to the final years in the university or college. The influence of education in the process of construction of identity as a subject of politics is significant if not primary. The main problems of school education in Spain are the descending level of knowledge,

the high unemployment rate among school leavers, the increase of liberality in the system of education which leads to the decrease of the general knowledge rate and of the political and community commitment of the youth and to the unreasonable distribution of salaries.

The system of high education in Spain has been looking for the optimal educational model after the country joined Bologna process. At the moment, it is being discussed which model is the most effective one: the 3+2 (3 years of bachelor degree course + 2 years of master's program) or the 4+1. Another issue caused by Bologna process is the tendency to universalize educational process: educational models, curriculums, programs and textbooks. In case of STEM disciplines and foreign languages teaching it is possible to create a unified curriculum, but teaching of history and politology is closely connected to the historical and political context of the specific country. Educational tendencies deal with the highest possible integration of technological means into the educational process, sharing experiences and cooperation of educational institutions in different countries. In the new educational model, that is the learner who is in the forefront together with his abilities and objectives, which changes the priorities in the educational process attributing more importance to the individual approach. The education of the 21st century is aimed at forming a competitive professional and a politically active citizen. Keywords: system of education; Bologna process; Spain; school education; higher education; educational tendencies; political socialization.

Говоря о социализации, как правило, вспоминают два базовых института — семью и школу. Однако, на наш взгляд, школа — очень узкое понятие, если говорить о политической социализации. С психологической точки зрения школа с самых первых классов формирует психолого-поведенческую базу, позволяющую детям гармонично развиваться в обществе, создавать социальные связи, общаться, самоидентифицироваться, т.е., все то, что мы понимаем под социализацией. Политическая социализация как осознание своего места и своей роли в обществе, в политике, в государстве формируется позже и дольше. И, несмотря на то, что рамки условны и зависят от большого количества факторов, можно смело утверждать, что политическая социализация приходится на все этапы обучения человека: от школы и до последних курсов университета или профессионального образования. Образование на всех этапах оказывает если не первостепенное, то значительное влияние на формирование личности человека как политического субъекта.

Современный мир стремительно меняется, в нашу жизнь прочно вошли новые технологии, Гугл заменил справочники и энциклопедии, а поиск нужной информации занимает считанные секунды. На что сейчас должно быть направлено обучение? К чему мы должны готовить новые поколения учащихся? На наш взгляд, для того, чтобы образование (всех уровней) не теряло актуальности, оно должно идти в ногу с техническим и информационным прогрессом. Сейчас уже не столь важно, чтобы учащиеся знали наизусть всех древних правителей или могли

устно перемножить дробные числа,—необходимо, чтобы они за период обучения овладевали навыками, которые впоследствии помогут им адаптироваться к реалиям стремительно меняющегося мира.

Если говорить о мире политики, то недостаточно объяснить учащимся, чем отличаются те или иные политические партии и какая партия в каком году была основана. И вовсе неправильно представлять политику в виде аксиомы «кто хороший, а кто плохой» в данной политической ситуации, в данном регионе с точки зрения конкретного преподавателя или учебника. Нужно научить школьника или студента мыслить, анализировать и делать аргументированные выводы. Только тогда они смогут стать полноправными членами гражданского общества своей страны.

В рамках систем образования европейских стран этот вопрос решается по-разному, но все сходятся в одном: проблема качества образования и организации образовательного процесса и финансирования в образовании как никогда актуальна и требует поиска адекватных решений на всех уровнях. Болонский процесс предложил вариант универсального решения проблемы организации высшего образования, создав единое европейское образовательное пространство со вза-имопризнаваемыми дипломами и общей системой образовательных кредитов. Однако по вопросам, связанным как с высшей школой, так и с иными уровнями образования, последнее слово остается за конкретным государством. Для Испании, сильнее многих почувствовавшей на себе последствия финансового кризиса (например, такие, как очень

высокий уровень безработицы), вопрос образования является одним из приоритетных.

Согласно отчету Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), испанские учащиеся с каждым годом показывают все худшую подготовку. Мониторинг качества образования школьников проводится 15 лет по четырем направлениям. По результатам этого теста, за 2012 г. показатели в области математики, естественных наук, грамотности чтения ниже средних. Испания оказалась на 29-м месте, сильно отстав от Великобритании (11-е место), Франции (13-е место), Италии (15-е место) и Германии (17-е место). Следует отметить, что этот тест проверяет не то, как или в каком объеме учащиеся усваивают школьные знания, а то, насколько развита у них способность применения этих знаний в повседневной жизни и насколько они готовы решать задачи, с которыми могут столкнуться в реальности. Андреас Шлайхер, ответственный за образование ОЭСР, докладывая результаты тестирования, так прокомментировал требования современного мира к образованию: «Мировая экономика основывается не на знаниях, а на том, что можно сделать, опираясь на знания. XXI в. требует иного подхода к образованию» [1]. Мы полностью согласны с его мнением, более того, эта точка зрения была бы справедлива не только в XXI в., но и ранее: знание полезно только тогда, когда его можно применить.

По мнению PISA, сами преподаватели отдают себе отчет в том, что этих знаний недостаточно, чтобы успешно справляться с ежедневными вызовами XXI в. Так, согласно опросу, считают 87% учителей. 86% разочаровались в существующей системе оценивания, так как она, по их мнению, не позволяет в полной мере развить способности учащихся. А 97% педагогов сходятся во мнении, что использование новых технологий может существенно улучшить результаты образовательного процесса. Однако Анхель Пэрес, директор по образованию компании «СМ» (влиятельного культурно-образовательного проекта Испании и Латинской Америки), считает, что применение технологий ничего не изменит, необходимо менять саму методику преподавания.

Также необходимо отметить, что большинство педагогов, согласно результатам опроса PISA, считают необходимым для улучшения качества образования развивать у учащихся критическое мышление (76%), использовать индивидуальный подход (71%)

и внедрять групповую работу в структуру занятий (59%) [1]. Если рассматривать вопрос политической социализации, то критическое мышление, развитие индивидуальности и групповая работа (умение общаться, формировать и отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника, лидировать или подчиняться) — и есть факторы, которые напрямую влияют на формирование личности как политического субъекта с самых ранних лет. И, в зависимости от возраста учащихся, можно варьировать использование разных методик: давать разные задачи для развития критического мышления, ставить вопросы разного уровня сложности для совместного решения в группах и т.д.

Лексури Олабарриага Диас, преподаватель и журналистка из Страны Басков, считает, что главная ошибка испанского начального и среднего образования заключается в том, что больше не поощряется усилие и труд ученика [2]. Снижение планки выглядит так, как будто предпринимается попытка подогнать образование к требованиям учащегося, хотя, казалось бы, должно быть наоборот: именно образование должно диктовать правила, мобили-зовывать учащегося, развивать его интеллектуальные способности. Лояльность к учащимся доходит до того, что школьник с тремя несданными предметами имеет право перейти в следующий класс, а результат этого в будущем — студенты, которые не владеют предметной базой. Диас считает, что «политика уравнивания» провальна, так как в стремлении поддержать учащихся с низким интеллектуальным уровнем государство добивается лишь снижения общего образовательного уровня: слабые ученики сдают экзамены и поступают в университеты, а способные не имеют возможности раскрыться, проявить и развить свой потенциал.

Следствием этой проблемы мы считаем низкую политическую активность молодежи. Образование, которое подстраивается под учеников, а не мобилизует и не поощряет их активную деятельность и участие в процессе обучения, способствует пассивному, безынициативному и инертному поведению в общественной и политической жизни. Дети очень восприимчивы к «поддающейся» системе и чувствуют, когда они могут расслабиться, и это ощущение они выносят из школы и применяют к самым разным сферам своей жизни. Школа как и любой институт образовательной системы формирует у учащихся модель поведения. В данной ситуации речь идет о пассивной модели поведения, вероятно, выгодной определенным политическим

силам, но негативно сказывающейся на формировании сильного гражданского общества в стране.

Луиса Хуанатей, учитель с более чем тридцатилетним стажем, в своей книге «Что произошло с образованием? Панегирик преподавателя» анализирует изменения, произошедшие в испанском образовании с 1980-х гг. до настоящего момента. Автор акцентирует внимание на фигуре педагога и проблеме уважения к преподавательскому авторитету. Она считает, что преподаватель — центральный элемент педагогического процесса. Даже если педагог преподает то, что в данный момент ученику не нужно, но делает это хорошо, и ученик ценит преподаваемое знание, в будущем это знание так или иначе понадобится — как минимум пригодится умение учить, выработанное таким образом.

Хуанатей считает [3], что основные изменения в испанском образовании и системе отношений «ученик-учитель» начали происходить после того, как правящая Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) 3 октября 1990 г. приняла закон о системе образования. Новый закон дал название тому, что раньше считалось само собой разумеющимся. Так, к функциям педагога прибавилось то, что он теперь официально обязан мотивировать учеников. Конечно же, он делал это и раньше, хотя перед ним не стояла такая задача, и это просто входило в структуру процесса обучения, не называясь отдельно «мотивацией» или «целенаправленным пробуждением интереса к предмету».

К тому же, автор усматривает в новом законе тенденцию к обесцениванию авторитета педагога. Например, больше нельзя выгонять учеников из класса. Хотя эта мера использовалась достаточно редко, однако она была эффективным воспитательным средством. Не прививая учащимся с детства понятие нормы и правила (что нельзя перебивать учителя, не следует мешать одноклассникам), общество получает отрицательные результаты [4].

Какова роль учителя, если говорить о моделях поведения, вырабатываемых в школе и переносимых во внешний мир? Учитель — это лидер, который не навязывает свое мнение, но управляет процессом обучения, учениками в классе, во многом определяет жизнь учащихся. Это прообраз политического лидера. У учителя (как представителя учебного заведения) есть свои правила, законы, меры поощрения и наказания. Уменьшение значимости роли учителя как лидера, потеря уважения к нему опасны для формирования личности учащегося как политически активного гражданина.

Необходимо отметить, что в Испании действительно существует тенденция к тому, чтобы давать много свободы учащимся. Основная философия испанского образования заключается в том, что в учебном процессе все равны: каждый может поспорить, высказать свою точку зрения, каждое мнение приветствуется. Отсутствие строгой иерархии и сильного дистанцирования направлено на то, чтобы учащийся мог в простой и дружелюбной форме легко получать знания, обмениваться опытом, спорить, задавать вопросы. Получение высшего образования (не только в Испании, но и во многих европейских странах) предполагает для студента много самостоятельной работы, высокий уровень ответственности и самоорганизованности. Но парадокс в том, что такой же философии придерживаются на всех образовательных этапах в Испании, и именно ответственности, самоорганизованности и умения работать самостоятельно, в силу возраста, не хватает школьникам. На наш взгляд, такой подход обоснован лишь в системе среднего и высшего образования.

Испанская высшая школа неоднократно реформировалась за последние 30 лет, но самым сложным этапом стало включение страны в Болонский процесс. Энрике Линде Паниагуа, директор Центра исследования права Европейского Союза Национального университета дистанционного образования (НУДО), назвал Болонский процесс в Испании «строительством дома с крыши» [5], обратив внимание на то, что не было никаких объективных предпосылок, а также достаточной правовой базы для полноценного участия в Болонском процессе.

Испания стала одной из последних стран, присоединившихся к Болонскому процессу, и переход к новой системе высшего образования завершился там лишь к 2010 г. Европейская схема предполагает первую ступень обучения длительностью в три или четыре года. Испания выбрала четырехлетнюю модель, заменив ею специалитеты трех направлений (лисенсиатура, инженерия и дипломату-ра — licenciatura, ingeniería, diplomatura) и добавив магистратуру в один год. Испанское правительство того времени, возглавляемое ИСРП, исходило из тех соображений, что первая ступень сроком в четыре (а не три) года позволит найти лучшую работу. Совет ректоров испанских университетов (СРИУ) одобрил смешанную систему, и ее приняли. Однако спустя пять лет этот же совет потребовал наложить мораторий на новую реформу [6]. В преддверии перемен организация считает, что система выс-

шего образования 4+1 еще недостаточно изучена и сложно давать ей оценку, ведь первые выпускники закончили университет лишь в 2014 г. Совет также считает, что в любом случае важно придерживаться суммарного срока обучения в 5 лет.

В январе 2015 г. Совет министров одобрил реформу высшего образования, предоставляющую большую самостоятельность автономным областям по вопросу организации высшего образования. Так, например, автономии могут самостоятельно решать, по какой схеме будет реализовано на их территории высшее образование: 4+1 или 3+2. Каталония уже на ранних этапах обсуждения реформы выразила готовность воплотить ее в жизнь с 2016 г., а Андалусия заявила, что не намерена ничего менять [7].

Остается много вопросов, связанных с данной реформой. К примеру, вполне вероятно, что выпускник первой ступени образования из Андалусии будет иметь больше шансов найти работу, чем выпускник того же уровня из Валенсии, так как первый учился четыре года, а второй — только три. Это может вызвать путаницу и, вместо сплочения и универсализации, разобщить и запутать испанскую систему высшего образования. Однако судить о результативности данных изменений можно будет лишь в долгосрочной перспективе: первые дипломированные магистры, получившие высшее образование по данной модели обучения, закончат учебу, самое раннее, только в 2021 г., соответственно определенные выводы о данной модели можно будет делать лишь в 2021-2026 гг.

Болонскому процессу еще не удалось создать единую систему высшего образования со стертыми границами и единым европейским образовательным пространством, но технический прогресс и глобализационные процессы в скором времени смогут это осуществить. Страны — участницы Бо-лонского процесса внедряли его принципы в существующую систему образования, выработанную на базе истории страны, ее культуры, педагогических и образовательных традиций. Именно поэтому результаты внедрения варьируются от страны к стране. Пока что проекты создания единых учебных планов, программ и общеевропейских учебников выглядят очень смело и самонадеянно, однако они не беспочвенны.

Примером создания базы для единого учебного плана может служить европейская система уровней владения иностранными языками — Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (Common European

Framework of Reference, CEFR). Основной целью разработки данного проекта стало создание единой системы оценивания и преподавания европейских языков. Учебные планы, пособия и программы теперь создаются в соответствии с данными уровнями, а большинство учебников становятся универсальными, что непосредственно влияет на учебные планы по иностранным языкам университетов, школ и курсов по всей Европе.

Однако создание единых учебных планов и пособий по историческим и политическим дисциплинам кажется не просто сложной, но и нерациональной задачей. Политологическое образование во многом зависит от страны, в которой студент проходит обучение, от ее политического и социального климата. Любая учебная программа должна коррелировать с практическим аспектом, историческим контекстом и реальной жизнью конкретной страны.

В последние годы образование действительно начало приобретать более универсальный характер, и сложно говорить о долгосрочных тенденциях конкретно британского, немецкого или испанского образования. Конечно же, образование в каждой стране идет своим путем, на базе своего законодательства и своего опыта. Но все прогнозы сходятся в одном — в колоссальной роли технологий в образовании будущего.

Образование 2.0, как принято называть модель обучения, совмещающую в себе традиционное обучение с обучением при помощи новых технологий, уже начало укореняться на всех уровнях — от начальной школы до магистратуры и докторантуры. Главная и самая очевидная причина — это, конечно же, повсеместная распространенность и доступность технических средств: все учащиеся так или иначе пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами, и использование техники в учебном процессе является логичным продолжением проникновения технического прогресса во все сферы жизни. Подобный синтез традиционного и инновационного обучения должен позволить учащимся проходить программу и получать знания в собственном ритме, в удобном для них темпе и формате. А преподавателям это позволит персонализировать обучение и вовлечь учеников в образовательный процесс. В Образовании 2.0 учащийся перестает быть пассивным объектом и становится активным участником, центром образовательного процесса [8].

Недавнее исследование Института цифровой экономики школы бизнеса и маркетинга (ESIC Business & Marketing School, Испания) выделило

10 глобальных тенденций в образовании, которые уже можно достаточно четко проследить во многих школах и образовательных учреждениях [9]:

1. Учащиеся становятся активными субъектами обучения, и это требует соответствующих изменений в программах и подходах, чтобы развивать активность, воображение и креативность учеников.

2. Работодатели ожидают увидеть не только знающего специалиста, но и полноценную разносторонне развитую личность.

3. Образование становится более гибким, поощряется постоянное обучение и повышение квалификации.

4. Важнейшим качеством выпускника становится способность к предпринимательской деятельности, самостоятельности в работе.

5. Программирование становится обязательной и, возможно, приоритетной школьной дисциплиной.

6. Образование возвращается к реальным проблемам.

7. Проводятся ролевые игры, которые позволяют учиться «через действие», на практике, симулируя ту или иную ситуацию под контролем (модерированием) педагога-ведущего.

8. Прослеживается необходимость преподавания и внедрения модели и тактики делового общения и поведения.

9. Происходит поддержка новых инновационных проектов в образовании через краудфандинг

как альтернативный и зачастую весьма эффективный источник финансирования.

10. Образовательные учреждения становятся научными центрами, поощряющими создание новых знаний, исследования и обмен опытом, в том числе и на международном уровне.

Как видно по этим тенденциям, образование в XXI в. становится ориентированным в большей мере на профессиональную деятельность. Оно должно на всех уровнях не просто давать знания, но и готовить учащихся к жизни в профессиональной среде. Подчеркивается значимость поощрения инициативности учащихся, их всестороннее развитие — как интеллектуальное, так и физическое.

В этом контексте ожидается увеличение уровня вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Посредством кейсового обучения, тактики ведения переговоров и прикладного характера обучение должно воспитать в молодежи критическое мышление, развить способность отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли; помочь сформировать собственную жизненную и гражданскую позиции.

Образование в XXI в. направлено на формирование конкурентоспособного высокопрофессионального специалиста и политически активного гражданина. Возможно, именно сегодняшние студенты смогут найти выход из экономического и политического кризиса, и именно на их плечи ляжет задача восстановления государственной экономики.

flMTEPATyPA/REFERENCES

1. Silió, Elisa; Blas, Elsa García Suspenso en la vida real // El País. Available at: http://sociedad.elpais.com/ sociedad/2014/03/31/actualidad/1396296378_749672.html# (Accessed 12 April 2015).

2. Díaz, Lexuri Olabarriaga Los errores del sistema educativo español // ¿Hay derecho? Available at: http://hayderecho. com/2013/04/14/los-errores-del-sistema-educativo-espanol/ (Accessed 17 April 2015).

3. Juanatey, Luisa ¿Qué pasó con la enseñanza?: Elogio del profesor — Editorial Pasos Perdidos, Madrid, 2015.

4. Barnés, Héctor G. Cómo la educación española se echó a perder, contado por una profesora veterana / El Confidencial. Available at: http://www.elconfidencial.com/alma-corazon-vida/2015-04-21/como-la-educacion-espanola-se-echo-a-perder-contado-por-una-profesora-veterana_733989/# (Accessed 31 May 2015).

5. Paniagua, Enrique Linde El proceso de Bolonia. La estrategia de Lisboa: grado y postgrado en la enseñanza superior española / Revista de Derecho de la Unión Europea, no. 12, 2007.

6. Pérez, Félix Haering con la col. de Velasco, Javier García La Educación Superior en España: enseñanzas y títulos en el sistema "tradicional" y en el sistema configurado en el actual proceso de reforma — CIMEA, Madrid, 2008.

7. Álvarez, Pilar La reforma de Wert propicia un mapa de 17 planes universitarios // El País. Available at: http://politica. elpais.com/politica/2015/01/30/actualidad/1422652275_157736.html (Accessed 15 April 2015).

8. Bortolotti, Sandra Educación 2.0 // Iberestudios internacional. Available at: http://noticias.iberestudios.com/ educacion-2-0/ (Accessed 5 June 2015).

9. 10 tendencias de educación del siglo XXI // Universia España. Available at: http://noticias.universia.es/en-portada/ noticia/2015/02/06/1119646/10-tendencias-educacion-siglo-xxi.html (Accessed 5 June 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.