Научная статья на тему 'Исламское право и шариат: превосходство и проблемы'

Исламское право и шариат: превосходство и проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
576
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / пророк Мухаммед / Коран / шариат / Сунна / фикх / Islam / Prophet Mohammed / Koran / Sharia / Sunnah / fiqh

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Манторов Андрей Алексеевич

Ключевые проблемы, которые касаются роли ислама в современном мире, неизменно тесным образом связаны с исламскими правовыми концепциями и практикой их реализации. Международный экстремизм и терроризм, глобализация, права человека, политические реформы, современные попытки возрождения халифата, взаимодействие цивилизаций, религий и культур — все это в конечном счете воспринимается исламом и мусульманами сквозь призму фикха, исламской правовой теории и практики. Правильно ли сводить ислам к отмеченным явлениям? Скорее всего, нет. Ведь речь идет прежде всего об одной из крупнейших мировых религий. Вместе с тем ислам представляет собой не только религию в собственном смысле слова. Он одновременно является культурой, образом жизни, цивилизацией. Особенность ислама как системы, которая включает наряду с религией правила мирской жизни, означает, что на основе религиозных постулатов в нем сформировались представления о власти, праве, взаимоотношениях между людьми. Прошлое и настоящее мусульманского мира дают множество образцов того, что в том или ином его регионе религиозная составляющая ислама является реальностью и даже господствует, а, например, правовая система или властные институты отходят от шариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic Law and Sharia: Superiority and Problems

The key issues that concern the role of Islam in the modern world are invariably closely related to Islamic legal concepts and the practice of their implementation. International extremism and terrorism, globalization, human rights, political reforms, modern attempts to revive the caliphate, the interaction of civilizations, religions and cultures — all this is ultimately perceived by Islam and Muslims through the prism of fiqh, Islamic legal theory and practice. Is it correct to reduce Islam to the mentioned phenomena? Most likely no. After all, we are talking, first of all, about one of the largest world religions. However, Islam is not only a religion in the proper sense of the word. It is simultaneously a culture, a way of life, a civilization. The peculiarity of Islam as a system that includes, along with religion, the rules of worldly life, means that on the basis of religious postulates, ideas about power, law, and relationships between people have been formed in it. The past and present of the Muslim world provide many examples of the fact that in one or another of its regions the religious component of Islam is a reality and even dominates, and, for example, the legal system or government institutions are moving away from Sharia.

Текст научной работы на тему «Исламское право и шариат: превосходство и проблемы»

Манторов Андрей Алексеевич

кандидат исторических наук, старшии преподаватель кафедры философии, истории и права

E-mail: svd350@gmail.com

Сибирский государственный университет водного транспорта

Россия, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33

Исламское право и шариат: превосходство и проблемы

Ключевые проблемы, которые касаются роли ислама в современном мире, неизменно тесным образом связаны с исламскими правовыми концепциями и практикой их реализации. Международный экстремизм и терроризм, глобализация, права человека, политические реформы, современные попытки возрождения халифата, взаимодействие цивилизаций, религий и культур — все это в конечном счете воспринимается исламом и мусульманами сквозь призму фикха, исламской правовой теории и практики. Правильно ли сводить ислам к отмеченным явлениям? Скорее всего, нет. Ведь речь идет прежде всего об одной из крупнейших мировых религий. Вместе с тем ислам представляет собой не только религию в собственном смысле слова. Он одновременно является культурой, образом жизни, цивилизацией. Особенность ислама как системы, которая включает наряду с религией правила мирской жизни, означает, что на основе религиозных постулатов в нем сформировались представления о власти, праве, взаимоотношениях между людьми. Прошлое и настоящее мусульманского мира дают множество образцов того, что в том или ином его регионе религиозная составляющая ислама является реальностью и даже господствует, а, например, правовая система или властные институты отходят от шариата.

Ключевые слова: ислам, пророк Мухаммед, Коран, шариат, Сунна, фикх.

Для цитирования: Манторов А.А. Исламское право и шариат: превосходство и проблемы // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 3. С. 70-83. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0170

Andrey A. Mantorov

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy, History and Law

E-mail: svd350@gmail.com

Siberian State University of Water Transport Russia, Novosibirsk, st. Shchetinkina 33

Islamic Law and Sharia: Superiority and Problems

The key issues that concern the role of Islam in the modern world are invariably closely related to Islamic legal concepts and the practice of their implementation. International extremism and terrorism, globalization, human rights, political reforms, modern attempts to revive the caliphate, the interaction of civilizations, religions and cultures — all this is ultimately perceived by Islam and Muslims through the prism of fiqh, Islamic legal theory and practice. Is it correct to reduce Islam to the mentioned phenomena? Most likely no. After all, we are talking, first of all, about one of the largest world religions. However, Islam is not only a religion in the proper sense of the word. It is simultaneously a culture, a way of life, a civilization. The peculiarity of Islam as a system that includes, along with religion, the rules of worldly life, means that on the basis of religious postulates, ideas about power, law, and relationships between people have been formed in it. The past and present of the Muslim world provide many examples of the fact that in one or another of its regions the religious component of Islam is a reality and even dominates, and, for example, the legal system or government institutions are moving away from Sharia.

Keywords: Islam, Prophet Mohammed, Koran, Sharia, Sunnah, fiqh.

For citation: Mantorov A.A. Islamic Law and Sharia: Superiority and Problems. Theology: Theory and Practice, 2022, vol. 1, no. 3, pp. 70-83. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0170

Исламское право и шариат: превосходство и проблемы

Исламское право именуют шариатом, и, по большому счету, это право неотделимо от этических и религиозных норм, обращенных к верующим. Шариат, дословно «путь следования», согласно мусульманской доктрине, не был создан людьми, а был дан самим Аллахом через его пророка и посланника Мухаммеда в период его жизни — в 570-632 гг. Согласно доктрине, правители исламских стран не могут создавать право законодательным путем, а вправе издавать лишь административные акты в допускаемых шариатом пределах, а также следить за правильным осуществлением правосудия.

Таким образом, шариат есть совокупность правил, извлеченных из божественного откровения, выступающих в качестве права не рукотворного, а божественного.

Здесь можно выделить основные признаки шариатского права:

а) неизменен, поскольку происходит от бога, а не дан людьми;

б) дарован Аллахом один раз и навеки;

в) регулирует все сферы бытия, а не только отношения, представляющие значимость для государства.

Стоит также упомянуть высказывания немецких ученых К. Цвайгерта и Х. Кётца в трудах «Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права», где они написали, что «исламской юриспруденции чужд исторический подход к праву как к функции меняющихся условий жизни в каком-либо определенном обществе» [Цвай-герт, Кётц, 2008]. В самом деле, мы привыкли относиться к праву как к тому, что все постоянно меняется — в силу изменения общественных отношений, условий жизни, политической обстановки и т. д. Но исламское право не придерживается такого постулата. Что может быть проще — внести изменение в закон или отменить ранее сложившийся, но ставший устаревшим обычай, норму права — таким способом наша система привыкла подгонять нормы права под динамику общественной жизни. Но исламская юриспруденция в отличие от европейской правовой системы не испытывает проблем с неизменностями норм права. В этом ее превосходство, и в этом же ее проблемы.

Историческое развитие ислама

Рассматривая шариатское право, в первую очередь необходимо представить необходимые этапы его исторического развития:

1. Зарождение и начальный период развития (VII в.). В этот период появляются основополагающие источники исламской религии, божественные откровения, которые после смерти пророка Мухаммеда кодифицируются в священную книгу мусульман — Коран. Именно в этот период он привлекает сподвижников, единоверцев, которые видели в нем пророка и могли идти за его учениями и наставлениями, которые после его смерти войдут в Сунну.

Историки насчитывают четыре суннитские школы мусульманского права: хани-фитскую, маликитскую, шафиитскую, ханбалитскую — и три шиитские: джафарит-скую, исмаилитскую, зейдитскую, которые имеют собственные юридические методики и концепции.

2. Доктринальная разработка мусульманского права в период становления Арабского халифата (УП-ХП вв.), составление Корана, закрепление основных положений шариатской доктрины, зарождение школ исламской юриспруденции — масхабов, направлений исламской доктрины.

3. Развитие шариата в период Османского халифата (конец XIII — вторая половина XIX в.) и дальнейшее развитие шариатской доктрины. В этот исторический период происходят попытки реформации в правовой системе — принятие ряда нормативных актов, способствующих применению шариатских норм к меняющимся общественным отношениям развитого современного общества.

4. Современный период развития исламского права. В этот период происходит частичный возврат национальных правовых систем к традиционным истокам. Ислам становится основой для арабского национализма, возникают попытки воссоединения мировой религии с идеями национального государства, идеями панарабизма, пантюркизма.

Шариат. Понятие, источники, структура

Шариат — «прямой и правильный путь». Сложилось мнение, что исламское право чаще всего ассоциируют с шариатом как взаимозаменяемое понятие и термин. Иногда под исламским правом понимают фикх. На самом деле шариат и исламское право — это разные вещи. Безусловно, между ними существует тесная связь, но это не одно и то же. Право — это система общеобязательных правил поведения, принятых или санкционированных государством, они распространяются на граждан страны, поддерживаются государством возможностью соблюдения этих правил. Шариат — это совокупность системы заповедей и велений всевышнего Аллаха, ниспосланных людям и переданных им через его посланника — пророка Мухаммеда. Между этими определениями нет ничего общего, а если мусульманское право называют шариатом — это простая подмена понятий.

Где искать шариат? Есть два источника. Коран — дословная прямая речь, отражение воли всевышнего Аллаха, его заповеди, которые он ниспослал людям на арабском языке. То есть Коран — не что иное, как вместилище шариата.

Второй источник — Сунна пророка Мухаммеда, это та практика, которая была характерна для пророка: что изрекал пророк, как он поступал, что советовал в конкретных случаях, и эти изречения обращены к людям в качестве примера для подражания, для следования. Это тоже шариат.

По каким вопросам и областям жизни человека всевышний Аллах ниспослал эти заповеди? Напомним, что речь не идет о поведении в жизни только человека верующего, его отношениях со своим Создателем. Но как в Коране, так и в Сунне есть вопросы как религиозного, так и мирского свойства. Начиная с вопросов, которые каса-

ются исполнения мусульманином своих религиозных обязанностей, его отношении с Всевышним — по совершению намаза, соблюдению поста Рамадан, и других вопросов, связанных с пониманием создания мира, касающихся религиозной стороны жизни человека, так и тех вопросов, которые затрагивают его мирское существование: как жениться и разводиться, как продавать и покупать, как жить счастливо, как снять боль и т. д. То есть шариат не ограничивается только заповедями религиозного толка, но касается и самых разных сторон и жизненных ситуаций не только человека верующего, но и неверующего, представителей других религий и тех, кто вообще не относит себя ни к какой религии, власти, государству.

Насколько достоверно и наиболее полно эти заповеди отражают все жизненные ситуации? Исламская мысль исходит из того, что в шариате есть ответ на любой вопрос. И по любой жизненной ситуации, с которой столкнулся человек, можно найти ответ в шариате. Вплоть до таких современных вопросов, можно ли клонировать человека, использовать донорские органы или использовать трансгенные продукты. Заметим, что ни в Коране, ни в Сунне прямого ответа на эти вопросы нет, но когда исламская мысль исходит из того, что в шариате есть все, то она исходит из абсолютной веры в слова Аллаха, выраженные в Коране: «В этой книге мы не упустили ничего. То, что мусульмане считают справедливым, справедливо и в глазах Аллаха» [Мусульманское право]. Мусульмане говорят, что Аллах не может ошибаться, но как его нужно понимать?

В шариате можно найти ответы на какие-то вопросы, которые достаточно точно сформулированы, а на какие-то вопросы можно найти все необходимое, чтобы дать такой ответ. Отсюда можно сделать вывод, что некоторые вопросы могут решаться по-разному: в Коране нет готовых решений, там установлены основополагающие принципы этих отношений, а что касается деталей, то они зависят от конкретных условий. К примеру, договору купли-продажи в Коране посвящены всего четыре аята. Можно ли сказать, что это целиком Гражданский кодекс? Нет. А в этих аятах указаны основные постулаты, которым нужно следовать в этой науке. Все остальное — вымыслы, выводы, комбинирование, логически выстроенные цепочки.

Все заповеди всевышнего Аллаха принято делить на три части:

Группа заповедей, которые касаются основ веры, религиозной догматики, основ ислама как веры, как религии. Это заповеди, веления Всевышнего, которые касаются основ веры, которые говорят о том, что есть только один бог и он создатель всего, что на небе, на земле, и самого человека. Что есть земная, низшая жизнь, а есть другая, будущая жизнь, которая ждет тебя после смерти. Пророк Мухаммед — последний пророк, до него было много пророков, которых посылал Аллах к людям, но только Мухаммед донес последние неискаженные истины.

Вторая группа заповедей обращена к внутреннему миру человека, его душе, совести и сердцу. И их цель — постараться направить его внутренние стремления, желания, волю на путь усвоения божественной истины, желания и готовности следовать этой истине, следовать заповедям всевышнего Аллаха.

Третья группа заповедей касается правил внешне выраженного поведения человека. К примеру, когда мусульманин совершает намаз, он должен знать, сколько раз в день его совершать, сколько поклонов бить, в каком направлении стоять и т. д. Это все внешние выражения, которые, безусловно, связаны с внутренним намерением человека, но прежде всего они обращают внимание на то, как совершаются эти действия. Это и есть правила внешне выраженного поведения.

Каждой из этих трех групп занимается специальная наука, которая изучает шариат. Правилами основ веры занимается религиозная догматика ("акыда). Внутренним миром человека занимаются суфисты, центр его внимания есть его душа, совесть. Правилами внешне выраженного поведения человека занимается фикх.

Источники мусульманского права — Коран и Сунна

Знаменитый арабист и знаток мусульманского права Л.Р. Сюкияйнен в своей работе «Шариат и мусульманско-правовая культура» писал: «В мусульманском праве установлены не все конкретные правила, а общие рамки поведения, ориентиры, принципы, на основе которых можно сформулировать решение по любому делу. Содержание и формы мусульманского права являются неопределенными. Исламские юристы считают это достоинством. В неопределенности содержания норм они усматривают возможность решать дело, основываясь на общих принципах шариата и используя разные источники либо их комбинации» [Саидов, 2007]. Это наводит на мысль, что всю религиозную сеть шариатских норм и правил можно вместить в одну фразу: «Веруйте, и по вере вам воздастся». Философы из этой фразы могут сделать титанический труд о жизни человека на земле с начала его основания до настоящего времени.

Первый и наиболее авторитетный источник шариатских норм — это, безусловно, священная книга всех мусульман — Коран (чтение вслух), он состоит из 114 сур (глав), которые, в свою очередь, состоят из аятов (стихов). Коран содержит послания Аллаха, переданные верующим через пророка Мухаммеда, то есть считается, что Коран не написан людьми, он дан самим Аллахом через уста Мухаммеда. Именно поэтому переводы священной книги с арабского на другие языки, в том числе и на русский, это переводы только смыслов. Потому что, как указано в самом священном писании, «нельзя переложить священный язык на другие языки». Дословного перевода никогда не было. В Коране нет прямых правовых предписаний, но есть ряд предписаний, которые имеют морально-этическую и религиозную составляющую. И поскольку для шариата дифференциация правовых и морально-этических норм не характерна, то изложение их может быть свободным.

«Коран насыщен и другими, аналогичными по своему характеру нормами и предписаниями. И почти все они императивны и обширны в пределах толкования. Следовательно, они содержат огромные возможности для проявления, в первую очередь в установленных религиозных рамках правовой инициативы», — писал в своей работе «Всеобщая история государства и права» исламист О.А. Омельченко.

Второй источник права — Сунна (обычай, пример). Это собрание преданий о жизни и изречениях пророка Мухаммеда, составленное после его смерти очевидцами, как правило его ближайшими сподвижниками (азхабами). Сунна содержит предания, которые должны служить в качестве положительного примера и образца для всей мусульманской общины (уммы).

Сунна состоит из хадисов (преданий), по своему содержанию касающихся либо высказываний пророка (каул), либо поступков пророка (фи'л), либо выражения пророком молчаливого или явного одобрения какого-либо действия (такрир).

Составными частями хадисов являются:

- Иснад. Представляет собой отсылку к цепочке рассказчиков, переводивших ха-дис (равиев). Очевидно, слово «рави» имеет общий корень с древнееврейским словом «раввин» («учитель»). Рави — это тот человек, который передал предания, так же как и в христианской религии, для которой наиболее авторитетными источниками являются Евангелие, Библия, Новый Завет и другие. Как для христиан, так и для мусульман чем старее источник, чем он ближе к богу, тем он авторитетнее. И для того, чтобы узнать авторитетность какого-либо хадиса, нужно проверить, какова цепочка преданий, какова цепочка рассказчика.

- Матн («значимое»). Основная часть хадиса, его непосредственное содержание, то, что непосредственно сказал или сделал пророк.

- Иджма («единогласие») — согласованное заключение авторитетных исламских правоведов об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны. В Сунне, как и в Коране, не так много фрагментов, которые можно было толковать как имеющие юридическое значение, — общественная жизнь и общественные отношения требуют некоего упорядочения. И бывает очень сложно, обращаясь непосредственно к Сунне или Корану, дать ответ, как себя вести в тех или иных отношениях, как следует поступать, что нужно предпринять. В этом случае и возник третий источник мусульманского права — иджма, которая изначально представляла собой согласованное заключение древних мусульманских богословов и правоведов [Марченко, 2016]. Тех правоведов, которые застали пророка Мухаммеда либо жили при его непосредственных сподвижниках и учениках. Впоследствии Иджма превратилась в согласованное заключение авторитетных исламских правоведов независимо от того, древние они или современные.

Иджма основана на двух основных посылках, которые делают возможным обращение к ней:

- Первая. Догма о непогрешимости и единстве мусульманской унны. В Сунне есть такой фрагмент: «Мое общество никогда не примет ошибочного решения». Это значит, что община (унна) может согласованным путем, путем всеобщего обсуждения, решить вопрос, истолковать ситуацию, принять решение, и это будет иметь характер истины, извлеченной из Корана и Сунны.

- Вторая. Посылка содержится в четвертой суре Корана, 115-м аяте, который носит название «Женщины». Там есть такие строки: «А того, кто воспротивится Посланнику (Мухаммеду) после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует он не путем веру-

ющих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне» [Саидов, 2003] Это говорит о том, что мусульманам, несмотря ни на что, необходимо придерживаться пути пророка, слепо и с повиновением следовать предписаниям Корана, и эти две посылки позволяют выдавать такие согласованные заключения.

Таким образом, Иджма позволила признать авторитет решений, не вытекавших непосредственно из Корана и Сунны.

Стоит заметить, что современные исламские судьи не обращаются напрямую к Корану и Сунне, так как их окончательное толкование дано в Иджме. Кади (судья) не толкует положений Корана и не оценивает достоверность хадисов Сунны. Только будучи записанными в Иджму, нормы шариата подлежат применению.

На самом деле так было не всегда: до конца IX века в исламском праве существовали различные подходы и мнения, а мусульманские кади могли толковать Коран и Сунну напрямую. Но к началу X века (IV век хиджры — по мусульманскому летоисчислению) в исламском праве закрепляется принцип таклида. К этому времени уже сложились и были закреплены основы мусульманской доктрины.

- Таклид — обязанность мусульманина признавать авторитет толкований, данных предыдущими поколениями богословов, также таклид запрещает автономное и самостоятельное толкование Корана и Сунны.

Этих трех источников мусульманского права было бы недостаточно, чтобы регламентировать многие специфические современные ситуации и общественные отношения. Тем самым возникла необходимость появления четвертого источника шариата — кияса.

- Кияс (измерение). Этот источник представляет собой рассуждение в области права по аналогии. Суть кияса состоит в истолковании положений Корана, Сунны и Ид-жмы применительно к новым случаям, прямо не предусмотренным данными источниками. При помощи этого инструмента, выступающего в качестве рационального метода толкования, невозможно создавать основополагающие абстрактные нормы, которые могли бы сравниться с содержанием традиционных сборников X века с содержанием Иджмы и древних толкований. С этим связано отличие кияса от методики толкования в правовой системе общего права, где кади (судья) мог посредством техники различий создать новые нормы. Это, безусловно, ведет к тому, что для шариата не характерны общие принципы права и кодификации. Согласно шариатской доктрине, личное мнение верующего не может служить основой решения по делу, так как для обоснования решения недостаточно ссылок на разум и справедливость [Крачковский, 2013].

Основные школы исламского фикха

Фикх (понимание, знание) — наука исламского права. В определенный период развития шариата возникли основные направления, так называемые школы научной мысли. Эти направления именуются мазхабами («путь»).

Основные мазхабы:

- Ханафитский мазхаб, который был основан имамом Абу Ханифой и его учениками (VIII в.). Он охватывает большую часть современных мусульман и склонен к рациональности среди исламского населения Китая, Сирии, на Балканах, в Казахстане, российском Поволжье, на Урале, в Крыму, отчасти на Северном Кавказе.

- Маликитский мазхаб, основан имамом Маликом ибн Анасом (конец VII в). Данное направление создавалось как рационалистическая школа и использует такие принципы, как «независимое суждение ради общественной пользы» (истислах), суждение по аналогии (кияс) и предпочтительное решение (истисхан). Точка зрения последователей маликитского мазхаба состоит в том, что «все, что приводит к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному, — разрешено (зара'и)». Маликитский мазхаб распространен среди мусульман Северной и Тропической Африки ниже пустыни Сахары, вплоть до Судана и Египта.

- Шафиитский мазхаб. Был основан имамом Мухаммадом аш-Шафией, жившим на рубеже VIII-IX веков. Данный мазхаб уделяет особое внимание религиозным знаниям и комментариям сподвижников пророка и факихов (мусульманских богословов) из числа мединцев. Он признает принцип «суждения ради общественной пользы», а сложные логические рассуждения отвергаются. Этот вид мазхаба распространен среди населения Египта и Восточной Африки, Малайзии и Индонезии, частично в Пакистане, Турции, Ираке, Йемене, в России — среди чеченцев, ингушей, дагестанцев (кроме ногайцев).

- Ханбалитский мазхаб, основан имамом Ахмадом ибн Ханбалом и придерживается следования принципу марфу, то есть признаются лишь сведения, восходящие к самому пророку. И в качестве источников права обращаются только к Корану, Сунне и Иджме. Не признает кияс, хотя фактически кияс в рамках данного мазхаба действует в качестве источника права. В настоящее время распространен только в Саудовской Аравии и странах Персидского залива, таких как Катар.

Роль доктрины в исламе

На практике мусульманин, который столкнулся с затруднительной или спорной ситуацией, должен обратиться к уважаемому ученому-правоведу (факиху). Высказывая основанное на Коране и иных источниках мнение о том, как следует поступить в той или иной ситуации, факих выступает в качестве муфтия («высказывать мнение»).

Муфтий — ученый, обладающий правом выносить фетвы, то есть рекомендательные позиции по вопросам исламского права.

Фетва есть не что иное, как производный и вспомогательный источник шариата. Структура фетвы очень схожа со структурой судебных решений в российском праве. Она включает в себя вводную часть, в которой дается постановка проблемы, описательную часть, в которой излагается суть проблемы, а также мотивировочную часть и результативную часть — повеление. Но нужно отличать фетву от судебного решения (када). В отличие от судебного решения фетвы носят необязательный характер, в то время как судебное решение касается конкретного случая и является обязательным для

участников судебного процесса, фетва имеет хоть и рекомендательный, но нормативный характер. Она распространяется не только на конкретный случай, ставший поводом для обращения к муфтию, но и рассчитана на многократность применения.

Стоит отметить, что фетвы являются мусульманским аналогом римских ответов юристов (право давать ответы толкованием прав по запросам частных лиц). У римлян эти ответы (Responsa рг^епйит) носили не обязательный, а рекомендательный характер, характер частного мнения. Также и в исламе фетвы носят характер частного, но весьма авторитетного мнения.

Фетва может касаться не только узких юридических вопросов, но, в отличие от судебных решений, может затрагивать этические, философские и другие вопросы и основывается только на анализе текстов, тогда как судебные решения предполагают рассмотрение доказательств, также могут в качестве доказательств использовать клятву. Фетвы, не являясь результатом судебного рассмотрения какого-либо дела, тем не менее не предполагают заслушивание позиций сторон — участников этого дела, а являются ответом на обращение отдельных частных лиц. Муфтии являются частными лицами и, в отличие от кади (шариатский судья), не связаны с органами власти. Они не находятся в отношениях по дисциплинарной или административной зависимости от органов власти.

Процесс выявления правовой нормы посредством толкования в мусульманской доктрине носит название иджтихад («усердствование»).

Приспособление ислама к современному миру

Первое впечатление от изучения исламского права является ошибочным — это право не архаичное, не устаревшее, и оно напрямую взаимодействует с современным миром и современными реалиями. Дело в том, что исламское право, будучи во многих отношениях консервативным и неизменным, при этом является достаточно гибкой правовой системой. Для приспособления к современному миру и современным условиям исламское право имеет средства внутри себя. И это довольно любопытный факт, так как применима норма двойных стандартов [Сюкияйнен, 2007]. Одним из таких средств служит обращение к обычаю. Ислам не смог бы распространиться широко по миру, если бы арабы, которые были первыми мусульманами, не позволяли покоренным ими народам использовать свои местные, национальные обычаи. Такие обычаи, если они не противоречат нормам шариата, а лишь дополняют их, могут выступать в качестве средства для разрешения той или иной ситуации.

Также важно обратить внимание, что мусульманское право делит все поступки человека на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, безразличные, порицаемые и запрещаемые. Обычай не может рекомендовать действия, которые право запрещает, или запрещать то, что право считает обязательным. Но при этом обычай может предписывать то, что, согласно праву, является только желательным, рекомендательным или дозволенным. И может запрещать то, что право считает порицаемым и лишь допускаемым. Обычай может дополнять нормы шариата, но не противоречить им [там же].

Второй способ приспособления к меняющимся реалиям современного мира:

- Использование соглашений. Шариат содержит не так много императивных положений и во многих вопросах предоставляет достаточно широкие возможности свободной трактовки. К примеру, в судебной практике при заключении брака допускают оговорку, что жена впоследствии сможет отказаться от брака, хотя это, согласно шариату, прерогатива мужа. Или что она может получить право развода, в случае если муж не сохранит единобрачие. Нередко такие соглашения используются для обхода мусульманских традиций и предписаний шариата.

- Юридические стратагемы (уловки) и фикции — третий метод приспособления шариата к современному миру. В рамках мусульманской доктрины эти уловки имеют соответствующее название — хийяль («хитрость»).

Шариат требует скорее уважения «буквы», чем «духа» закона, поэтому кади учитывает внешние обстоятельства, но не изучает их мотивов. В силу этого сложилась практика уловок, которые фактически позволяют не исполнять предписания шариата, позволяют обойти шариатские запреты, не нарушив при этом «буквы» закона. Например, согласно исламу для мусульман запрещен процентный заем, то есть давать деньги в рост (риба). Но этот запрет можно обойти путем двойной купли-продажи. Также запрещена аренда земли, но можно обойти этот запрет путем создания товарищества. Алеаторные сделки вроде страхования также строго запрещены. Но не запрещено получение премии, и поэтому можно страховаться в страховой компании или не у мусульманина.

Значительная часть запретов в финансовой сфере обходится через институт сертификатов равной номинальной стоимости — сукук, предполагающий создание некого общего предприятия с последующим распределением прибыли от его деятельности сообразно доле (паю) каждого держателя ценных бумаг (инвестора). Любопытно, что в 2008-2009 гг. руководство Республики Татарстан рассматривало идею привлечения иностранных инвестиций под строительство спортивных объектов через использование облигаций сукук. Был проведен необходимый анализ законодательства, и выявилось, что на данный момент законодательство РФ «О рынке ценных бумаг» не предусматривает такого финансового инструмента. Все обошлось без выпуска сукука, иным способом, и как-то иначе привлекли деньги инвестора. В России используют способы привлечения исламских денег, но с оговоркой, что вложенные деньги не будут направлены в запрещенные для мусульман виды деятельности — производство алкогольной продукции, табака, азартных игр и др.

- Вмешательство правителя — четвертый способ приспособления исламского права к современному миру. Каждый правитель, будь то монарх или глава республиканского государства, обладает административной властью (сияса) и должен следить за правильным отправлением правосудия, но фактически это требование так строго мало соблюдается, и наряду с мерами, принятыми в рамках религиозных предписаний, правители часто принимают иные меры (канун), выходящие за рамки строгих религиозных принципов.

Исламское право в современных правовых системах мусульманских стран

Все, что происходит в настоящее время с исламским правом, по сути, берет свое начало в реформах, имевших место во второй половине XIX века. Прежде всего это касается появления нового источника мусульманского права — нормативно-правового акта. Началась политика кодификации фикха, включение его в положения и нормы государственного законодательства. Эта линия продолжается вплоть до сегодняшнего дня и во многом предопределяет черты современного исламского права.

Другая важная черта связана с тесным взаимодействием исламского права и европейской правовой культуры. Много того, что происходит в содержании и нормах мусульманского права, предопределяется тем влиянием, которое оказывает на исламское право европейская правовая культура.

То место, которое занимает современное мусульманское право в правовых системах, та роль, которую она играет, является очень ярким подтверждением диалога и взаимодействием различных правовых культур. На протяжении многих веков в области права имело место наряду с соперничеством очень тесное взаимодействие, взаимообогащение. Это хороший пример диалога различных правовых культур, который включает и соперничество, и столкновение, но по большей части сводится к взаимодействию [Низамиева, 2010].

Отталкиваясь от данного тезиса, можно применить одно положение — современные правовые системы мусульманских стран никогда не сводятся только к исламскому праву. Правовые системы представляют собой некий конгломерат, взаимодействие правовых культур. Вместе с тем, за очень небольшими исключениями, нет ни одной мусульманской страны, чья бы правовая система не включала тех или иных элементов исламского права.

Взаимодействие есть, но формы этого взаимодействия очень различны: нет единой модели взаимодействия и сочетания европейской и исламской правовых культур в рамках национальной правовой системы отдельных мусульманских стран. Есть такие страны, где исламское право является центральным стержнем, которому должны подчиняться другие элементы. А есть страны, где исламское право занимает второстепенное, подчиненное место, а лидирует право европейского образца.

Классификация правовых систем мусульманских стран основана на критериях того места, которое занимает в этих правовых системах мусульманское право, таких арабских стран как Саудовская Аравия, Судан, Йемен, Ливия, Иран, Пакистан, Султанат Бруней. В этих странах основной элемент — исламское право, и все остальные элементы подчинены ему. Допускается заимствование правовых образцов европейских стран, которые не противоречат мусульманскому праву: они не разрешают того, что запрещает шариат, и не запрещают того, что разрешает мусульманское право. Речь идет о таких положениях Корана и Сунны, которые однозначно установлены и несут однозначный смысл.

Несомненно, исламская и европейская правовые основы не только позитивно взаимодействуют, но и конкурируют друг с другом. «Это проявляется на уровне применения и толкования законодательства, построенного по определенной правовой модели, юристами с иной правовой культурой, а также на уровне правосознания. В частности, профессиональное правосознание в большинстве арабских стран очевидно тяготеет к европейской правовой культуре, а массовое продолжает в целом ориентироваться на традиционные исламские ценности. Конфликт может проявляться в неприятии немусульманами законодательства, основанного на шариате, на том основании, что оно ассоциируется с исламом — религией, а не с правом в собственном смысле, правовой культурой ислама», — отмечалось в материалах Международной научно-практической конференции, которая проходила в Приволжском федеральном университете г. Казани в мае 2014 года (отв. ред. О.Н. Низамиева) [там же].

Послесловие

Итак, в исламском праве существуют только два достоверных источника: дословная прямая речь, отражение воли Всевышнего и записанная в «Книге книг» — Коране, его заповеди, которые он ниспослал людям на арабском языке. Второй источник — Сунна пророка Мухаммеда, собрание преданий о жизни и изречениях пророка Мухаммеда, составленное после его смерти очевидцами, как правило его ближайшими сподвижниками (азхабами). Сунна содержит предания, которые должны служить в качестве положительного примера и образца для всей мусульманской общины (уммы), и это та практика, которая была характерна для пророка.

Есть еще и третий источник — Иджма, которая изначально представляла собой согласованное заключение древних мусульманских богословов и правоведов. Но впоследствии Иджма превратилась в согласованное заключение авторитетных исламских правоведов независимо от того, древние они или современные.

Также ислам невозможен без фикха — науки исламского права. В определенный период развития исламского права возникли основные направления — школы научной мысли — мазхабы. Подобные школы существуют по всему миру и работают только в мусульманской среде, порой удачно вписываясь в современные источники права данного государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Крачковский И.Ю. Теория государства и права. — М., 2013. 616 с.

Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — М., 2016.

Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ) / Пер. с тур. — Ташкент, 1911.

Низамиева О.Н. Семейное право на рубеже XX-XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г.

Саидов А.Х. Основы мусульманского права: Курс лекций. — Ташкент, 2005.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. — М., 2003. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. — М., 2007.

Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. — М., 2008. Т. 1.

References

Krachkovsky I.Yu. Theory of Government and Rights. Moscow, 2013, 616 p. (In Russian)

Marchenko M.N. Theory of state and law: textbook. Moscow, 2016. (In Russian)

Muslim law. Sharia and Judgment. Translation of the Civil Code used in the Ottoman Empire (Majelle). Tashkent, 1911. (In Russian)

Nizamieva O.N. Family law at the turn of the XX-XXI centuries: to the 20th anniversary of the UN Convention on the Rights of the Child: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Kazan, Kazan (Volga Region) Federal University, December 18, 2010. (In Russian) Saidov A.Kh. Comparative jurisprudence and legal geography of the world. Moscow, 2003. (In Russian) Saidov A.Kh. Fundamentals of Muslim law: a course of lectures. Tashkent, 2005. (In Russian) Sukiyainen L.R. Sharia and Muslim legal culture. Moscow, 2007. (In Russian)

Zweigert K., Kotz X. Introduction to comparative law in the field of private law. Moscow, 2008, vol. 1. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.