УДК 340.151 ББК 67.1
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10191
Становление и особенности правовых школ Ислама
Formation and Features of Islamic Legal Schools
Магомеднаби Магомедмирзоевич АЙБАТОВ,
доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета
E-mail: aibatov52@yandex.ru
Рагимат Магомедзагировна МУСТАФАЕВА,
магистрант 1-го курса обучения Юридического института Дагестанского государственного университета
E-mail: madina.ivanova.98@bk.ru
Муслимат Шамиловна АЛИСУЛТАНОВА,
магистрант 1-го курса обучения Юридического института Дагестанского государственного университета
E-mail: amusyaamusya@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена основным правовым школам Ислама суннитского толка. Рассмотрены их общие начала и выделены особенности. Через призму этих учений отмечено значение мусульманской правовой доктрины в современном исламском мире.
Ключевые слова: Ислам; мазхаб; мусульманское право; правовые школы; религиозно-правовое учение; правовая концепция; фикх; источники.
Abstract. The article is devoted to the main legal schools of Sunni Islam. Their common beginnings are considered and their features are highlighted. Through the prism of these teachings, the significance of the Muslim legal doctrine in the modern Islamic world is noted.
Keywords: Islam; madhhab; muslim law; legal school; religious and legal doctrine; juridical concept; fiqh; sources.
В современном мире религиозные нормы в той или иной степени оказывают влияние на общественные отношения во всех государствах. Ислам является одной из мировых религий, которая имеет свою самостоятельную правовую систему. В рамках данной статьи мы не будем говорить о всей правовой системе, а остановимся на одной из ее составных частей — правовой доктрине.
На рубеже IX в. происходило расширение границ Халифата путем завоевания земель, вследствие чего возникали правовые противоречия, связанные с включением в единое политическое и экономическое пространство представителей иных культур, живших по другим за-
конам. Для разрешения данных коллизий применялись нормы Корана и Сунны, но их было недостаточно, поскольку они не давали ответов на определенные вопросы. В связи с этим в суннитском направлении Ислама с целью восполнения этих пробелов образовались четыре мазхаба (мнение одного ученого или группы исламских ученых): ханафитский, маликитский, шафиитс-кий и ханбалитский, названные так в честь своих основателей — Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбала [5, с. 134]. Само слово «мазхаб» происходит от корня «захаба» в арабском языке, что означает «направиться» или «пойти».
Первым мазхабом, сформировавшимся в тот период, и которого на сегодняшний день придерживается большая часть мусульман мира, является ханафитский. Как уже упоминалось выше, основоположником данной школы считается Абу Ханифа, родившийся в 699 г. в иракском городе Куфа. Абу Ханифа обучался у величайших богословов, опираясь на Коран и Сунну, ему удавалось разрешать спорные вопросы. Его последователями являются Абу Юсуф Якуб и Мухаммад аш-Шайбани, которые оформляли высказывания Ханифы в самостоятельные книги [7, с. 299].
Примечательна в его биографии ситуация, когда ему предложили стать главным судьей (кади) Багдада. На это предложение он ответил отказом, обозначив причиной, что, став главным судьей, он будет вовлечен в политику, из-за чего он не сможет заниматься своей научной работой.
Данная школа выводит правовые нормы из следующих источников.
1. Коран — это слово Божье, переданное через ангела Гавриила. Неоспоримый источник.
2. Сунна — это примеры из жизни Пророка Мухаммада. Его слова и высказывания. Сунны используются ханафитами только в том случае, если они достоверны и широко известны [2, с. 24].
3. Иджма — это единодушное мнение авторитетных мусульманских ученых по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и Сунной. Ханафитами признаются два вида иджмы:
■ единогласное мнение сподвижников Му-хаммада (сахабов);
■ согласованное мнение исламских ученых, принадлежащих одному временному периоду.
4. Истихсан (предпочтение) — проявляется данное предпочтение в преимуществе одного ха-диса другому. Заслуга в разработке истихсана как метода исправления решений принадлежит имаму Абу Ханифе [10, с. 37].
5. Кияс — суждение по аналогии, которое применяется в случаях, когда в Коране не имеется решения той или иной правовой проблемы. Данный метод также был разработан именно ханафитской школой путем сопоставления нерешенного вопроса с уже существующим и приведенным в Откровении решением.
6. Адат (урф) — местный обычай. Адаты допускались в конкретном регионе, если только не имели противоречий с принципами исламского права.
Как видим, юридическая формула ханафит-ского мазхаба предусматривает применение трех
основных и трех дополнительных источников правовой школы [6, с. 6].
Следующей школой, появившейся после ханафитской, является маликитская, основанная Маликом ибн Анасом. Он был одним из известных собирателей хадисов, на основе которых он попытался создать свою систему норм. Значительная часть его выводов была основана на ид-жме [11, с. 79]. Как и другие родоначальники правовых учений, Малик основополагающими источниками считал Коран и Сунну и использовал кияс.
Отличается его школа тем, что он применял интересный метод: спрашивал у своих учеников о возникших у них проблемах, после чего приводил соответствующий хадис и при помощи него находил оптимальное решение вопроса. Главной, можно сказать ключевой, особенностью данного учения является источник, характеризующий только его школу, — амаль — практика жителей Медины. Малик считал, поскольку ее жители являются прямыми потомками сахабов и сам Благословенный Пророк провел здесь последнее десятилетие своей земной жизни, следовательно, традиции жителей Медины имеют значение достоверной Сунны [8].
Третьим мазхабом выступает шафиитский. Его основателем являлся имам Аш-Шафии, ученик Малика ибн Анаса. Учение шафиитов отличалось и от маликитского, и от ханафитского толков. Изучив оба, Аш-Шафии попытался объединить некоторые их принципы [4, с. 17]. Ша-фииты более критично относились к Сунне, благодаря им был разработан способ проверки достоверности включаемых в нее хадисов.
Величайшей заслугой является включение в мусульманское право презумпции невиновности. Ихтихсаб — правовая презумпция. В соответствии с этим принципом норма, регулирующая данное обстоятельство, остается в силе, пока обстоятельство не изменилось. Например, в исламе предписано пять обязательных молитв, на отсутствие предписанности шестой указывает ихтихсаб; пропавший человек считается живым до тех пор, пока не доказано, что он мертв; подозреваемого в совершении преступления следует считать невиновным, если не доказана его вина, и т.д. Данная школа не признают урф как самостоятельный источник права, но она допускает его применение, если это оптимизирует решение проблемы. Большинство последователей этого мазхаба проживают в Египте, Индонезии, Йемене, Шри-Ланке. В России шафиитский маз-хаб распространен в Дагестане и Чечне.
Наконец, четвертый, ханбалитский мазхаб, который сформировался позже остальных. Его основал Ахмад ибн Ханбал, родившийся в Багдаде в месяце рибиуль аваль 164 года по хиджре (780 г). Он посвятил всю свою жизнь приобретению знаний, учился у Малика ибн Анаса и знаменитого ученика Абу Ханифы Абу Юсуфа, в 20 лет начал странствовать и набираться знаний. Считается одним из авторитетных хадисо-ведов: собранные им хадисы и их толкования превышают 40 тыс.
Можно выделить следующие особенности данного учения:
1) ханбалитство появилось вначале как религиозно-политическое движение, а уже потом было оформлено в правовую школу;
2) оно не получило широкого распространения среди мусульман, признавалось лишь Саудовской Аравией на государственном уровне, что по сей день является неизменным;
3) отличительной чертой выступает борьба ханбалитов с нововведениями в исламе. Слово «бид'а» означает всякое новое или созданное, не имевшее аналогов ранее. Стоит отметить, что некоторые верующие делят бид'а на две категории: (а) хорошее нововведение; (б) плохое нововведение. Но есть хадис, переданный от Шей-хуль-Ислама ибн Таймии, в котором говорится: «Каждое нововведение — это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!». Для избавления от не соответствующих духу ислама новшеств ханбалитами был разработан метод очищения религии через обращение к Сунне пророка Мухаммеда. Они рассматривали Сунну как толкование (тафсир) Корана, нечто единое с Кораном. Один из последователей данного мазхаба ибн Касир подчеркивал: «Приверженцу нововведений трудно жить в том месте, где много ханбалитов». Хадисы ими тщательно проверяются на предмет соответствия Корану. Если хадис противоречит Корану, он объявляется неистинным;
4) на основе Корана и Сунны ибн Ханбал определил основные принципы жизни мусульман (акиду), служащие основой правотворчества. Акыда — это фундамент ислама, на котором строятся все деяния раба Аллаха. Основу акыды составляют шесть столпов имана: вера во Всевышнего Аллаха — шахада (свидетельство); вера в ангелов; вера в Писания; вера в пророков, вера в Судный день;
5) Ахмад ибн Ханбал допускал ссылаться на слабые хадисы. Это хадисы, в которых не выполняется какое-либо одно или несколько условий, предъявляемых к достоверным хадисам.
В Сунне же различают три группы хадисов: действительные; слабые; сомнительные.
После канонизации правовых школ сунниты перестали признавать за кем-либо еще право на иджтихад (способность и право компетентного ученого выносить решение по важным вопросам общественной и религиозной жизни, основываясь на знании текстов Корана и Сунны и умении их комментировать и интерпретировать). Однако ханбалиты, особенно ибн Таймия, считали, что врата иджтихада никогда не закрывались, скорее, возникла невозможность создания новых школ фикха со своей системой.
Говоря о роли мусульманского права в настоящее время в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, нельзя не заметить работы российского ученого Л.Р. Сюкияйнена. По его мнению, «правовая доктрина сохранила еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке» [9, с. 7].
Значение мусульманско-правовой доктрины как одного из источников современного мусульманского права сводится к тому, что такие страны, как Иран, Йемен, Алжир, Саудовская Аравия и другие, закрепляют ее принципы на законодательном уровне, особенно в процессе кодификации законодательства [9, с. 234]. В традиционной форме доктрина продолжает применяться в Саудовской Аравии. Многие отрасли права в этой стране до сих пор не кодифицированы, не приняты ни семейный, ни уголовный кодексы. Так, в Саудовской Аравии шариатские суды решают вопросы путем применения норм, содержащихся в книгах по ханбалитско-му мазхабу. Законодательства Бахрейна, Ирана допускают возможность применения фикха — права по всем вопросам, которые не урегулированы законом.
Немного иная ситуация обстоит в мусульманских странах, где исламское право не занимает центрального места в правовой системе. Здесь его нормы и институты действуют в форме законодательства. Значение последнего для самого исламского права различно. Например, отношения личного статуса в этих странах исламское право на протяжении веков регулировало в традиционном виде доктрины. Теперь все основные ее выводы, касающиеся данной отрасли, закреплены нормативными правовыми актами. Причем в случае их молчания судья обращается к выводам определенного толка — фикха. Учитывая это, данное законодательство следует рассматривать в качестве самостоятельной формы исламского права [3, с. 108].
Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы.
1. Каждый мазхаб мусульманско-правовой доктрины, отличаясь от других своим подходом к корням фикха, сформулировал собственную систему конкретных норм. Все они предлагают различные толкования правовых вопросов. Но несмотря на это, они имеют общую основу — Коран и Сунну. Эти два источника считаются вечными, священными, неизменными и безошибочными. Являются едиными для них и представляют собой неизменную сердцевину.
2. Если указывать, в чем проявляется различие между школами, то касаются они второстепенных источников. У каждой из школ данные источники расположены в определенной иерархии.
3. Исламская правовая доктрина играет важную роль в мусульманском мире: в одних странах она является основным источником, в других выступает в качестве субсидиарного, к которому судьи обращаются в определенных случаях.
4. Всякое исламское государство так или иначе прибегает к доктрине мусульманского права, т.е. начинает искать ответы в правовых учениях при невозможности найти решение, опираясь на Коран и Сунну.
Список литературы
1. Абдуразаков АА. Мусульманское право в контексте современных политических процессов в мире // Юридическая наука. 2017. № 1. С. 5—9.
2. Болгова В. В. Источники исламского права: некоторые проблемы исследования системы / / Europeanresearch. 2015. № 5. С. 23—27.
3. Дамаскин О.В. Мусульманское право в современном мире // Гражданин. Выборы. Власть. 2016. № 2—3. С. 99—109.
4. Кулиев Д.Т. Шариат и фикх: понятие, источники и соотношение / / Исламоведение. 2020. Т. 11. № 1. С. 13—25.
5. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
6. Петренко Н.И., Надеждин A.B. Юридическая формула ханафитского мазхаба (правовая школа Абу Ханифы) / / Марийский юридический вестник. 2015. № 1. С. 4—7.
7. Рахматуллин Р.Ю. Мусульманские правовые школы суннитского толка / / Молодой ученый. 2013. № 8. С. 299—302.
8. Совет Муфтиев России. Маликитский мазхаб // URL: https://muslim.ru/articles/290/ 12501/
9. Сюкияйнен Л.Р. Фикх — источник современного права в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 222—245.
10. Татищева В.Н. Учение Абу-л-А'ла Мау-дуди об источниках мусульманского права // Вестник Волжского университета. 2018. № 2. Т. 1. С. 32—41.
11. Фомин O.E. Основные направления и школы мусульманского права (общая характеристика) // Вестник международного юридического института. 2019. № 1. С. 78—92.