Научная статья на тему 'Исламское образование в современном Дагестане'

Исламское образование в современном Дагестане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламское образование в современном Дагестане»

образцу Кавказа, не вписываются в процессы глобализации. Москва не желает учитывать эти процессы... Для коррупционеров и казнокрадов в Центре и на местах безработная молодежь Дагестана стала "лишними людьми", мешающими им жить во дворцах»1.

Статья предоставлена авторами для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

М. Абдуллаева, политолог (г. Махачкала) ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНЕ

Исламское образование является важным звеном в полифонической структуре культуры современного Дагестана. Роль исламского образования особенно возросла в период тотальной (западной и арабо-мусульманской) глобализации, воздействие которой испытывает культура Дагестана в настоящий период.

Несмотря на этнокультурное и вербально-коммуникативное многообразие, население Дагестана исторически было объединено общим этногенезом, этнотерриториальными контактами, хозяйственно-экономическими и культурными взаимосвязями, тенденцией этносов к интеграции. Особая роль в мифологическом сознании дагестанских этносов принадлежит религии. Если до принятия ислама дагестанские народы были расчленены по языковому, этническому и религиозному признакам, то утверждение ислама на территории Дагестана способствовало объединению этносов на основе религиозной идентичности. По мере усиления своего статуса арабо-мусульманская культура довольно прочно вошла в психологию и быт дагестанских этносов, срослась с традиционной культурой и мифологией. Слово «арабская» в определении мусульманской культуры выступает как не столько национальная, сколько языковая характеристика. «Арабский язык был латынью мусульманского мира», - указывает отечественный философ А. С. Кармин.

В числе основных компонентов арабо-мусульманской культуры - религиозное воспитание и образование. Рассматривая исто-рико-культурологические вопросы образования, А.Я. Флиер отме-

1 Ланда К.Г. Дагестан и геостратегия России на Каспии. - Махачкала: Издательство «Наука - Дагестан», 2012. - С. 11.

49

тил, что «первенство в создании публичных высших учебных заведений принадлежит исламу». «В исламе получение религиозного образования не требовало обязательной религиозной профессионализации выпускников; в медресе готовились и будущие чиновники во дворцах халифов и иных мусульманских властителей». Таким образом, обучение в исламских религиозных учебных заведениях давало первоначальные знания как в области мусульманской культуры, так и в области естественно-научной.

С начала 1990-х годов ислам стал возвращаться в мировоззрение и идеологию мусульманских народов. В последние десятилетия арабо-мусульманская школа возродилась на новой культурно-образовательной основе. Тенденция возрождения религиозного образования, появившаяся в постсоветский период, реализовалась в интенсивный процесс привлечения дагестанцев к обучению в современных арабо-мусульманских учебных заведениях. В 1990-е годы несколько сотен дагестанцев получали образование в исламских университетах арабских стран: Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ливии, Ирака, Катара, Иордании, Сирии, Туниса, а также Турции, Ирана, Судана, Малайзии и Пакистана.

Параллельно стала развиваться сеть исламских учебных заведений на территории Дагестана. Система негосударственного исламского образования включает четыре ступени: краткосрочные курсы по изучению основ веры и арабского языка; примечетные мактабы; медресе; исламские вузы (институты, университеты).

Образовательные программы сохранили каноническую структуру, которая основана на исламских гуманитарных дисциплинах (хадисоведение и др.). Таким образом, арабо-мусульманская система образования (особенно в «среднем» звене - мактабах и медресе) более всего соответствует традиционной модели образования. Образовательные программы исламских вузов включают изучение светских гуманитарных (история, международные отношения, экономика, страноведение), точных и естественных наук. Выпускники медресе и исламских вузов в зависимости от прослушанных ими курсов и ступени обучения, на которой они остановились, получают одну из трех специализаций: чтец Корана, имам-хатиб (умеющий читать и переводить на родной язык исламскую литературу); алим («специалист в арабо-мусульманских науках»).

Предлагая новый методологический подход к изучению ислама в России, заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН С.М. Прозоров в числе ха-

50

рактерных особенностей «российского» ислама отмечает «низкий уровень конфессиональной культуры среди самих мусульман (низкий уровень религиозных знаний, слабое развитие исламских институтов, утрата исламской правовой культуры)». В политическом аспекте это обусловило национально-политическую направленность ислама, в социальном - огромную интеллектуальную пропасть между мусульманами светскими и конфессиональными.

Одним из первых в Дагестане к подготовке исламских теологов и специалистов гуманитарного направления с углубленным изучением истории и культуры ислама приступил созданный в 2004 г. Институт теологии и международных отношений (ИТИМО). В институте функционируют следующие факультеты: теологии и религиоведения; лингвистики и межкультурных коммуникаций; экономики и информатики; международных отношений. Особенностью образовательной программы этого учебного заведения является обязательное изучение исламской теологии, иностранных языков (арабского, английского), технологии межкультурных коммуникаций и межконфессионального диалога. Таким образом, ИТИМО дает возможность получить и светское, и религиозное образование.

Показательно, что преподавание в современных исламских вузах ведется на русском языке. Таким образом, обучение в данных заведениях стало доступным для представителей всех национальностей Дагестана и выводит исламское образование на уровень поликультурного.

В 2007 г. создан Северокавказский университетский центр исламского образования и науки (СКУЦИОН). Его основными задачами являются: координация работы религиозных учебных заведений региона; содействие им в разработке необходимых учебно-методических материалов; внедрение современных научно-образовательных и информационных технологий в систему религиозного образования; повышение квалификации и переподготовка имамов и преподавателей исламских учебных заведений, а также их адаптация к условиям и потребностям современного общества.

По инициативе СКУЦИОН учрежден Совет исламского образования России, одной из задач которого является разработка образовательных стандартов по подготовке исламских религиозных деятелей в исламских учебных заведениях Российской Федерации. Центр участвует в целевых программах Министерства образования и науки РФ, в работе Фонда поддержки исламской

51

культуры, науки и образования, в программах международного обмена студентами и преподавателями. Налаженные контакты с исламскими центрами Индонезии, Турции, Сирии позволяют выпускникам Института теологии и международных отношений (бакалаврам теологии) (ИТИМО) обучаться в магистратурах университетов названных стран. Руководством ИТИМО запланированы стажировка и учеба выпускников и преподавателей в университетах Египта, Иордании, Малайзии и некоторых европейских стран, в том числе на теологическом факультете Кембриджского университета.

Одной из форм регулирования внутриконфессиональных вопросов и разрежения напряженности в отношениях «традиционного» и «нового» ислама может стать комплексная программа, идеологически и практически направленная на снятие конфессиональной напряженности в республике. Формат подобной программы предложен С.М. Прозоровым. Мы предлагаем ее адаптивный вариант, приемлемый в рамках национальной региональной программы «Ислам в Дагестане».

Предлагаемый вариант программы «Ислам в Дагестане» содержит два идеологически и практически взаимосвязанных блока: образовательный и издательско-просветительский.

• Образовательный блок составляют: 1. Подготовка исламоведов-исследователей и преподавателей светских и исламских вузов Дагестана по специальности «Историография и источниковедение классического ислама» при Институте восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург). Полученные знания помогут духовным и светским властям использовать идеологические аргументы в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом. 2. Вовлечение в этот образовательный процесс молодых мусульман, получивших религиозное образование за пределами РФ (в Египте, Индонезии, ОАЭ и т.д.), т.е. своеобразной «пятой колонны» радикального исламизма, выведет их из-под идеологического влияния исламских пропагандистских центров, в итоге они сами смогут оказывать влияние на формирование общественного мнения среди мусульман Дагестана. 3. Введение в образовательные программы средних и высших учебных заведений РД дисциплины «Основы ислама» с использованием дискуссионного метода ведения лекций с приглашением преподавателей светских и исламских учебных заведений.

• Издательско-просветительский блок региональной программы «Ислам в Дагестане». В последние годы на территории Дагестана распространяется большое количество массовой литера-

52

туры об исламе, издаваемой либо за счет исламских фондов (зачастую религиозно-экстремистского, конфронтационного характера), либо официальными религиозными организациями (Духовным управлением мусульман Дагестана). В большинстве случаев данные публикации, написанные с узкопрофессиональных позиций, часто малограмотные по содержанию, ориентированы на неподготовленного читателя. В качестве альтернативы предлагаются: 1. Учреждение научно-публицистического журнала «Ислам в Дагестане», на страницах которого предоставить право высказываться представителям отечественного научного исламоведения. 2. Издание серии книг справочного и учебно-методического характера. Например, научно-популярной серии «Мусульманские просветители Дагестана: история и современность». К этой работе можно было бы привлечь молодых дагестанцев, получивших религиозное образование и прошедших стажировку (аспирантуру) в академическом востоковедном институте.

Разрешение проблем и поиск внутриконфессионального диалога в Дагестане во многом зависят от решения материальных, социально-экономических и политических вопросов, от совершенствования системы религиозного образования, развития гражданских инициатив и гражданского воспитания.

«Реальность этноса: Образование и этносоциализация молодежи в современной России», СПб., 2012 г., с. 269-273.

И. Савин,

политолог

МОНИТОРИНГ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ: КАЗАХСТАН

Демография и миграции. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни). Согласно данным Агентства по статистике, численность населения страны на 1 ноября 2011 г. достигла 16 млн. 657 тыс. 740 человек, увеличившись за десять месяцев на 215 781 человека, что сравнимо с показателями 2010 г. (тогда за весь год прирост населения составил 235 473 человека).

Львиная доля прироста населения обеспечена за счет естественного прироста населения (211 520 человек) и лишь в незначительной степени за счет внешней миграции (4261 человек). Как и в

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.