Научная статья на тему 'Исламский фактор легитимации власти в республиках Северного Кавказа'

Исламский фактор легитимации власти в республиках Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламский фактор легитимации власти в республиках Северного Кавказа»

А. Саидов,

кандидат философских наук

(ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный

университет»)

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

По всеобщему признанию, в современных условиях исламский фактор на Северном Кавказе становится наиболее значимым в процессах функционирования и легитимации институтов власти и управления. Хотя северокавказские общества, официальные институты власти в них в значительной степени секуляризованы, религия сегодня оказывает всевозрастающее влияние на социально-политические ценности, продолжает играть важную роль в сфере политических символов. Регулируемые законодательством формальные институты власти и управления тесно взаимодействуют с неформальными, осуществляющими свою деятельность в соответствии с обычаями, традициями, религиозными нормами.

Неформальные институты в республиках Северного Кавказа имеют свою этническую и конфессиональную специфику, однако социально-политическая, культурно-нормативная матрица у них общая. Для понимания успехов, неудач, процессов легитимации власти и направленности трансформаций базовых институтов общества, сдвигов в социальной и политической сферах этих обществ важно проанализировать роль религии, и прежде всего -ислама.

Мусульманская религия в течение многих веков играла ключевую роль в формировании традиционных властных отношений, институтов и управления в данных обществах. Постсоветская архаизация социально-политических институтов на ведущие роли в общественной жизни в процессе легитимации власти вывела этноконфессиональные структуры. Соответственно ислам выступает одним из политических субъектов, реализующих организационно данный социально-политический процесс. Влияние мусульманской религии на механизмы функционирования и легитимации институтов власти и структуру северокавказских обществ пока недостаточно изучено. Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению процессов социально-политических трансформаций данных обществ, систематического и развернутого анализа влияния ислама на эти процессы еще не осуществлено.

Исследование влияния религии на эти процессы - одна из наиболее актуальных задач современного российского обществознания.

Современное исламское возрождение на Северном Кавказе, определяющее нравственные, политико-правовые нормы поведения населения, семейно-бытовые устои, обусловливается закономерным стремлением человека, социальных групп к целостному восприятию бытия и себя как его неотъемлемой части. В повседневной жизни, вопросах личного статуса (брак, семья, наследование), а также в посткриминальном примирении северокавказский этноконфессиональный социум, ориентированный на ислам, опирается по-прежнему на принципы и нормы мусульманского и традиционного адатского права. Это следует рассматривать не столько как конфронтацию с современной правовой системой, сколько как продолжающуюся преемственность и воспроизводимость мусульманского права в конкретных условиях становления отечественного правового государства. Обладая авторитетом в глазах мусульман, оно, по признанному мнению Л.Р. Сюкияйнена, само выступает в качестве инструмента легитимации по отношению к позитивному праву [2, с. 38].

Данные процессы обусловлены важностью индивидуально-группового, духовно-нравственного восприятия мира. Ислам в обществе функционирует как социально-нормативная, конструирующая социальную жизнь религия. В нем общественно-политическое устройство, характер власти, ее деятельность, основные правовые положения регламентированы на уровне Божественного Откровения, что является уже не выражением желания людей, а императивом, обязывающим мусульман к социально-политическому, нормативно-правовому обустройству общества на основе принципов ислама.

Возрастание роли данной религии в регионе объясняется еще и тем, что сформировавшиеся в постсоветский период политико-институциональные структуры и формально-правовые нормы породили и узаконили дикую эксплуатацию человека человеком, невиданное в этих обществах социальное неравенство, массовое обнищание населения, социально-психологические расколы и конфликты. Религиозность в регионе стала неотъемлемой органичной частью социокультурной идентификации индивида и групп. Ислам превратился для значительного числа граждан северокавказских обществ в важнейший универсальный социально-политический фактор, оказывающий влияние не только на духовную, но и на все другие сферы жизнедеятельности этих обществ.

Реальная мотивация поведения в политической сфере, система политико-правовых ценностей и норм, отношение к институтам власти и управления во многом детерминированы религиозными воззрениями населения, ориентированными на субсидиарность, равенство и справедливость в отношениях между людьми. Данные процессы обусловливают культурные обычаи, традиции, образ жизни, сложившуюся веками систему самоуправления и самоорганизации.

Сегодня под воздействием религиозных морально-нравственных, политико-правовых устоев, передающихся из поколения в поколение, происходит формирование нового типа политического мышления. Рассматривая ислам как часть политико-культурной традиции северокавказских обществ, видя в нем важный фактор легитимации власти, мобилизации мусульманских масс, автор отмечает недостаточный учет данного фактора в деятельности официальных властей. Поэтому успешность и эффективность современных процессов легитимации власти в северокавказских обществах зависит от того, насколько широкий арсенал легитима-ционных факторов, социально-политических, правовых механизмов, ценностей и социальных общностей смогут задействовать социально-политические институты в данных процессах.

Анализируя политические и социокультурные процессы на Северном Кавказе, связанные с исламским ренессансом, М.Я. Яхьяев констатирует очень высокую степень религиозности населения в регионе. Выражением этого, по его мнению, является количественный рост практикующих мусульман, возрождение старых и строительство новых культовых сооружений, расширение системы религиозного образования и просвещения, всё большее утверждение исламской обрядности в повседневной жизни северокавказских народов. Он указывает на то, что «усиление влияния ислама на Северном Кавказе, и не столько на духовно-нравственные, сколько на экономические, политические, социокультурные процессы... уже само по себе является индикатором возрастания роли ислама в нашей жизни» [3, с. 86].

Являясь всеобщим социально обусловленным, нормативно-ценностным, регулятивным феноменом мусульманских обществ Северного Кавказа, ислам сегодня превратился также в мощный фактор самосознания северокавказских народов, процессов легитимации деятельности властно-управленческих институтов, стал залогом их стабильности. Осмысление понятия «исламский фактор» в статье связывается с его синтетическим характером, опре-

деляющимся не только как причина процессов легитимации власти в северокавказских обществах, но и как обозначение их движущей силы, важнейшее обстоятельство и событие. Роль институтов власти и управления в жизнедеятельности данных обществ невозможно переоценить, однако для устойчивого и стабильного социально-политического развития они должны быть не просто легальными, опирающимися на формальные юридические акты, а легитимными, т. е. пользоваться высокой степенью доверия и поддержки населения.

Концептуальное осмысление легитимации власти в северокавказских обществах в разные периоды истории связывалось с разными событиями и политическими процессами, происходившими в регионе, их спецификой функционирования, геополитическими ориентациями институтов власти и управления. В то же время эти процессы и явления происходили с учетом общественного мнения, под воздействием исламского фактора. Связано это с тем, что данная религия как целостная социокультурная, политико-правовая, институционно организованная система претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульманского социума. Ислам в современных мусульманских обществах Северного Кавказа превратился в мощный источник легитимации институтов власти и управления, без поддержки широких слоев мусульманского населения они не могут быть легитимными. В северокавказских обществах нет социально-политических, правовых, экономических проблем, которые прямо или опосредованно не связывались бы с исламскими нормами и ценностями.

Религиозные структуры, система взаимоотношений и ценностей в них, являясь важным неформальным социальным институтом, участвуют в легитимации власти и управления, выполняя в определенной мере функцию обеспечения единства северокавказских обществ, выступая мобилизующим фактором политической активности мусульман. Легитимируясь в деятельности институтов власти и управления, ислам, обладающий высокой релевантностью в данных обществах, позволяющей сохранять религиозные традиции, начинает выступать в политических системах республик СКФО как политический фактор их легитимации.

Основополагающим и самым массовым из реально действующих политических субъектов, способных воздействовать на процессы легитимации власти в политическом процессе в данных обществах, является традиционный ислам. Представлено данное

течение гражданами, отправляющими традиционный для той или иной республики ислам на бытовом уровне. Важное место в структуре данного политического субъекта легитимации власти занимают институциализированное мусульманское духовенство в лице духовных управлений мусульман (ДУМ), административно-управленческие аппараты религиозных организаций, общественные движения религиозной направленности и т.д. Данный субъект легитимации власти и управления северокавказских обществ сегодня монополизировал сферу властно-конфессиональных отношений и уделяет большое внимание расширению своего политико-административного влияния в указанных обществах. Наряду с созданием религиозных вертикальных структур и иерархической системы соподчинения ДУМ пытаются провести как можно больше своих сторонников в республиканские и местные структуры власти и управления, с тем чтобы через них реализовывать свою политику. Институциализированный традиционный для этих обществ ислам сегодня взял официальный курс на установление тесных связей с органами государственной власти и управления, получение максимальной поддержки со стороны руководства республик. Такой поворот событий вызывает ожесточенное противодействие и раздражение сторонников радикального ислама.

Сопоставляя легитимационные социально-политические, ценностно-нормативные возможности традиционного и радикального ислама, М.Я. Яхьяев отмечает, что в современных условиях первый с его системой религиозно-политических норм и ценностей оказывается наиболее адаптированным к местным социально-политическим условиям. Данное обстоятельство «и обеспечивает доминирующее влияние традиционного ислама на широкие слои северокавказского населения, с одной стороны, а с другой стороны, поддержку традиционного ислама и республиканскими властями, и такими этническими элитами, которые связаны с властями или находятся в оппозиции к этим властям» [3, с. 87].

По мнению М. Вебера, религиозность политических субъектов способна придавать им особые харизматические качества, обладающие наибольшей легитимирующей силой, которые, не предъявляя высоких требований к их компетенции, несут в себе огромные созидательные и мобилизующие возможности. Как известно, ни одна власть не ограничивается добровольно только материальными, эмоциональными или идеальными мотивами в качестве основы, гарантирующей ее прочность. Каждая старается пробудить и упрочить веру в свою легитимность. Пробуждение

и усиление веры может основываться только на легитимации, приводящей к соответствующей интерпретации властной ситуации и признанию притязаний властей справедливыми, об этом свидетельствует утверждение Вебера, что любой власти требуется самооправдание. «Прочное осуществление власти всегда... отличается сильной потребностью в самооправдании посредством ссылки на принципы своей легитимации» [5, с. 122].

Следовательно, от того, насколько властные институты данных обществ используют в своей деятельности демократические, традиционные социально-политические, в том числе исламские ценностно-нормативные ресурсы легитимации власти, совмещают векторы демократического, социально-экономического и этнокон-фессионального развития, зависят степень доверия к ним и эффективность дальнейшей демократизации. С другой стороны, легитимация власти служит преодолению и разрешению весьма сложной и противоречивой социально-экономической, политико-культурной, этноконфессиональной ситуации, наблюдаемой в республиках Северного Кавказа.

Однако, несмотря на очевидность и доказательность приведенных положений, приходится признать, что одной из важнейших причин падения легитимности власти в регионе является замена демократических выборов и процессов их имитацией, приводящая к неподконтрольности власти местному населению, отсутствию у общества рычагов влияния на власть. Данные процессы ведут к потере веры в демократические идеалы и процедуры, к бесправию граждан, ослабляют способность местных элит разрешать многочисленные социальные проблемы и конфликты. Они привели к гораздо большей дестабилизации, чем в случае свободных и честных выборов с участием всех политических субъектов. Политические партии в республиках Северного Кавказа из-за массовых подтасовок на думских выборах перестали играть сколько-нибудь значимую роль, потеряли способность влиять на социально-политические процессы в данных обществах, не могут способствовать интеграции республик СКФО в социально-политическое, культурно-правовое пространство РФ. Полный произвол властей на муниципальных выборах заводит в тупик, отрывает от людей институты местного самоуправления.

Избранники власти, получившие доступ к социально-экономическим, административно-управленческим ресурсам на местах, заинтересованные в сохранении статус-кво, служат не народу, а чиновникам, способствовавшим их «избранию». Отсутст-

вие для подавляющего большинства граждан в данной социально-политической обстановке легальных каналов для политического участия и воздействия на власть способствует росту популярности альтернативных путей самоуправления и самоорганизации, основанных на радикальных исламских течениях и обычном праве. Люди укрепляются в своих местнических, националистических, религиозных убеждениях, способствующих отчуждению Северного Кавказа от остальной России.

Процессы легитимации органов власти и управления в северокавказских обществах, определяемые поддержкой или неприятием их деятельности широкими массами мусульманского населения, связываются с правомерным и справедливым использованием властью ресурсов общества ради достижения общих для всех граждан интересов и целей. В основе данных процессов лежат социально значимые, не противоречащие традиционным религиозным нормам, признанные общественным мнением причины, ценности, обстоятельства, обосновывающие и объясняющие правомерность власти современных политических субъектов, являющихся меньшинством. И данное меньшинство, опираясь на указанные основания, управляет большинством, а большинство, видя указанное соответствие, внутренне располагается (мотивируется) к реализации принятых меньшинством решений, добровольно подчиняется этому меньшинству.

Мотивационной основой такого поведения большинства может быть согласование базовых интересов и потребностей основных социально-политических субъектов. Право и деятельность политических субъектов подавляющим большинством мусульман региона признаются в зависимости от того, как эти субъекты в своей деятельности соблюдают общепринятые традиционные религиозные нормы и ценности, поддерживают ли они социально-экономическую политику властей.

Легитимация власти, являясь междисциплинарной проблемой, в социально-политическом аспекте связана с процессами демократизации общественной жизни. С другой стороны, данная проблема связана с процессами делегирования властных полномочий власти обществом и разделением их между институтами власти и управления внутри политической системы. В полной мере легитимация власти проявляет себя в устойчивом функционировании обратной связи между политико-правовыми действиями власти и процессами жизнедеятельности общества. Многосторонние, прочные взаимосвязи и взаимозависимости между властью и

обществом осуществляются в результате функционирования традиционных регулятивных механизмов взаимной ответственности, основу которых составляют система прав, обязанностей властно-управленческих институтов перед обществом и совокупность контрольных мероприятий общества над деятельностью власти. Социально-политическим результатом данных процессов легитимации власти становятся обеспечение социального порядка, поддерживаемого большинством, уравновешивание действий власти и противодействий гражданского общества, ограничение их избыточных притязаний, способных дестабилизировать социально-политические процессы в обществе.

Ссылаясь на процессы легитимации, усиливая веру в справедливость своей деятельности, власть всё время старается накапливать аргументы в свое оправдание. Следовательно, власть легитимируется в той мере, в какой управляемое большинство признает за управляющим меньшинством право управлять и распоряжаться ресурсами общества. Определяемая таким образом легитимность, обеспечивающаяся демократическими процедурами, массовой поддержкой и одобрением граждан, служит стабильности и устойчивости власти, является самой заветной целью всех политических режимов, органов власти и управления. Стать легитимной власть в северокавказских обществах сможет лишь в том случае, если будет формироваться и функционировать в рамках демократических процедур, вырабатывать общезначимые для данных обществ цели и задачи, следовать им в своей повседневной деятельности, сможет предлагать общие, удовлетворяющие потребности и интересы всех, объединяющие сообщества программы, общие задачи и конкретные дела. Легитимация связана также со способностью власти задавать обществу символическую матрицу социально-экономического, религиозно-нравственного, политического единства, реальную перспективу развития. Исследуемый процесс связан также с обретением органами власти роли источника социально значимых для всех граждан ценностей и смыслов, гармонирующих с исламской моралью и общепринятыми нормами.

Важным фактором кризиса легитимности власти в данных обществах является складывающееся в общественном сознании представление о том, что подавляющее большинство социально-экономических, политико-управленческих проблем не решается, связано это с коррупцией, нечестностью чиновничества на всех этажах власти и управления. Современное падение легитимности

власти также связано с несоответствием базовых социально-экономических, духовно-правовых ожиданий большинства с реальными действиями власти, приводящими к увеличению мелкоконъюнктурных, местнических, часто неконструктивных требований и запросов. По мнению В. Попова, игнорирование исламского фактора при формировании и функционировании институтов власти и управления на Северном Кавказе неумолимо ведет к убыванию ее легитимационных ресурсов.

Поголовная коррупция, монополия кланов на власть, массовая безработица, разрушение исторически сложившихся хозяйственно-бытовых укладов, социальная обездоленность не меньше, чем террор, обесценивают основы российской власти. А поголовно вступившие в «Единую Россию» местные элиты борются за должности и федеральные деньги. Власть в регионе опасно превратилась в закрытую касту. Родственные коррупционные кланы, хозяйничающие в теневой экономике (составляющей более 50% хозяйственно-экономической деятельности), прибрали к рукам все доходные места. Торговля должностями и «откаты», устранение неугодных людей (частые убийства должностных лиц) стали не просто правилом, а бизнесом, норма прибыли в котором постоянно возрастает [1, с. 50].

Легитимная власть в общественном сознании ассоциируется с образами эффективной, авторитетной власти, способной решать социально-экономические, духовно-нравственные проблемы общества в целом. Растет потребность в нравственной политике, основанной, в том числе, на традиционных религиозных морально-нравственных ценностях. На этой основе рождается мысль, что положить конец этому беспределу со стороны властных институтов и чиновничества, навести порядок в северокавказских обществах может только честная, демократически формирующаяся, подотчетная народу, следующая основополагающим нормам традиционного для региона ислама власть.

Судя по процессам взаимоотношений власти и общества, огромное значение в поддержании легитимности властно-управленческих институтов сегодня имеет развитие демократических институтов и процедур, умелое комбинирование их политическими субъектами с ценностно-нормативной базой традиционной исламской религии. Приобретая указанное качество, они смогут не только аккумулировать социальную энергию подавляющего большинства граждан, но и умело управлять этой энергией, воспроиз-

водя позитивную в нынешних условиях систему сакрализованных социально-политических отношений в обществе.

Литература

1. Попов В. Сможет ли Россия удержаться на Северном Кавказе? // Россия и мусульманский мир. - 2011. - № 7.

2. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997.

3. Яхьяев М.Я. Ислам в политических и социокультурных процессах на Северном Кавказе // Исламоведение. - 2014. - № 1.

4. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. -Tüingen, 1972.

«Исламоведение», Махачкала, 2014 г., № 4, с. 66-72.

Е. Ионова,

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник (ИМЭМО РАН) ПОЛИТИКА АШХАБАДА

В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обострение внутриполитической ситуации в Афганистане, усиление здесь позиций радикальных исламистов создает угрозу для сопредельных стран Центральной Азии. В течение всего текущего года в северо-западных провинциях страны, вблизи таджико-афганской и туркмено-афганской границ идут бои между правительственными подразделениями и боевиками из структур, ассоциированных, по мнению экспертов, с «Аль-Каидой». В экспертном сообществе не исключают возможность прорыва группировок радикальных исламистов через эти границы. Особый интерес для них может представлять Туркмения с ее газовыми ресурсами.

В течение всего 2014 г. обстановка на афганской территории вблизи границы с Туркменией, протяженность которой составляет 744 км, становилась всё более напряженной. В августе после упорных боев отрядами движения «Талибан» был захвачен афганский г. Шах, расположенный недалеко от границы с Туркменией. При этом, по свидетельству источников, в этом году несколько раз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.