Научная статья на тему 'Исламский экстремизм в Северо-Кавказском регионе'

Исламский экстремизм в Северо-Кавказском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
274
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламский экстремизм в Северо-Кавказском регионе»

1. Обеспечить властью на уровне местного самоуправления предоставление гражданам полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о своей деятельности.

2. Шире организовывать публичные слушания, общественные обсуждения и опросы граждан, практиковать публичные отчеты органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Обеспечить реализацию принципа разделения государственной власти и формирование правительства на партийной основе.

«Вестник Российской нации», М., 2012 г., № 4-5, с. 236-242.

В. Василенко,

доктор политических наук В. Малышев,

аспирант кафедры национальной безопасности (РАНХиГС при Президенте РФ) ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

Рассматривая роль ислама в развитии России, можно выделить факторы как внутренние, так и внешние.

С позиции внутренних факторов ислам можно рассматривать, с одной стороны, как форму национально-религиозной самоидентификации «мусульманской» части населения, а с другой -как инструмент борьбы за власть религиозно-исламской элиты под лозунгом национально-освободительной борьбы. Анализ информации свидетельствует, что многие национальные и общественно-политические объединения республик Северного Кавказа под прикрытием необходимости возрождения традиций, культуры, обычаев коренных народов проводят политику, направленную на создание единого исламского государства. Состояние конфессиональной обстановки позволяет сделать вывод, что большая часть верующих-мусульман республики воспринимает возрождение религии как способ восстановления самосознания своих народов, культурно-национальных традиций и обычаев.

Лидеры и активисты национальных движений, преследующие в своем большинстве честолюбивые политические цели, поддерживают устойчивые связи с функционерами действующих в регионе исламских структур, хотя население в своей основной массе пока не склонно идентифицировать религиозные отношения

42

с национальными. Активизация исламских структур в регионе происходит на фоне попустительства со стороны некоторых органов власти северокавказских субъектов РФ, отсутствия необходимой законодательной базы и нежелания ее совершенствования. Подобная ситуация отвечает интересам элиты по расширению потенциального электората, перспективе получения денежных средств из исламских стран и одновременно обеспечивает возможность легального доступа к рычагам власти происламских сил. Развитие ситуации в данном направлении может привести к приходу к власти исламистских фундаменталистов.

Чаще всего радикальные исламские лозунги использует политическая оппозиция. В большинстве регионов она пока не способна составить серьезную конкуренцию властям. Однако кое-где, например в Дагестане, ее вес и влияние постоянно растут, и здесь нельзя исключать возможности ее прихода к власти, по крайней мере, в пределах города или района. В других субъектах России с традиционным исповеданием ислама остается высокая вероятность постепенного проникновения радикальных исламских политических лидеров во властные элиты и занятия в них отдельных ключевых позиций.

Другая опасность - соединение исламского политического радикализма с национализмом и сепаратизмом. В большинстве республик Северного Кавказа наблюдается некоторое ослабление позиций национал-сепаратистских сил. Они потерпели поражение на региональных и местных выборах и хотят вновь вернуть себе утраченные политические позиции, используя потенциал более привлекательных исламских организаций. Соединение национал-сепаратизма с политизированным исламом способно породить или усилить межнациональную напряженность в регионе. Кроме того, такое объединение усиливает политический потенциал конфессиональных и националистических движений, дает новый импульс формированию различных политических союзов и блоков, далеко не всегда лояльных по отношению к федеральной власти.

С позиции внешних факторов ислам можно рассматривать как проводник влияния ведущих исламских государств на мусульман России, а с другой стороны, как инструмент влияния России в исламском мире. Взрывное распространение ислама в 70-90-х годах прошлого века существенно изменило характер международных отношений, в том числе под углом зрения обеспечения национальной безопасности России. В данном контексте особого внимания заслуживают:

43

- амбиции ряда исламских стран превратить мусульманский мир в самостоятельный центр силы;

- реальное воздействие ислама на формирование многополярного мира;

- попытки США и некоторых западноевропейских стран разыграть исламскую карту в ущерб национальным интересам России (в США после вывода советских войск из Афганистана была разработана так называемая «Программа - М», предусматривавшая перенос исламского экстремистского движения на территорию мусульманских республик СССР);

- проникновение в Российскую Федерацию агентов влияния недружественных России зарубежных исламских центров и их попытки воздействия на внутреннюю жизнь страны.

Скоординированная деятельность мусульманских государств, в первую очередь Саудовской Аравии, Пакистана, арабских стран Персидского залива, религиозные центры, официальные круги, специальные службы и неправительственные организации которых, используя ислам, стремятся обеспечить благоприятные условия для оказания выгодного им воздействия на развитие политической и экономической ситуации в Северо-Кавказском регионе, дает основания рассматривать распространение ислама в качестве одной из угроз безопасности России в данном регионе. Северный Кавказ ввиду своего геополитического положения и этноконфес-сиональной структуры населения занимает особое место в межконфессиональных процессах в современной России. Здесь проживают более 100 национальностей и этнических групп, среди которых русские, украинцы, белорусы и другие русскоязычные группы составляют 74% населения, дагестанская - 7,6, вайнахская -6,2, тюркская - 4,5, абхазо-адыгейская - 3,4%. Численность населения региона составляет около 17 млн. человек.

В северокавказских республиках отмечается динамика роста и развития исламской инфраструктуры. С точки зрения угроз безопасности России, наиболее опасной является распространение идей ваххабизма, инициированное и финансируемое спецслужбами ряда арабских стран в рамках единой программы по дестабилизации обстановки и отторжению Северного Кавказа от России. Указанное движение является одним из основных источников распространения исламского терроризма на Северном Кавказе. Вызывает тревогу ориентация различных исламских организаций России на зарубежные мусульманские центры. Стремление исламских кругов России опереться на поддержку исламского мира нередко

44

приводит к заимствованию ими из-за рубежа политических и геополитических воззрений спонсирующей стороны. Иностранное влияние такого рода проникает в страну через сеть образовательных учреждений, организуемых в России на деньги того или иного мусульманского государства, а также в результате обучения в зарубежных исламских учебных заведениях российских студентов.

Процесс направления молодежи на учебу в исламские учебные центры по существу никем не координируется, в том числе и духовными управлениями мусульман России и отдельных ее регионов. В итоге большая часть российских студентов проходит обучение в исламских учебных заведениях наиболее радикального толка. Поэтому не удивительно, что в ряде мусульманских районов России растут вес и влияние исламских радикалов, воинственных фундаменталистов и различных мусульманских сект, не имевших ранее последователей на территории страны. Число тех, кто получил исламское образование за рубежом после распада СССР, превысило 10 тыс. Отсутствие государственной политики в области исламского образования усиливает опасность проникновения на территорию России наиболее экстремистских течений ислама.

Серьезная опасность кроется в противопоставлении российских мусульман остальной России как «православному государству». Тезис, обосновывающий закономерность отторжения мусульманских регионов от России «естественным» отторжением исламской культуры от православной (как якобы специфически русской и даже российской), давно и активно используется исламистскими группировками и связанными с ними политическими деятелями. Однако в последнее время этот тезис приобретает новых сторонников из-за чрезмерно внешне акцентированного проявления ориентации многих влиятельных общероссийских политических сил и лидеров на православие. На этом фоне мусульманские (как, впрочем, и все другие неправославные) общины России все острее ощущают себя неким «меньшинством» в ино-конфессиональном «православном государстве». Отмечаются факты враждебного отношения к православной церкви. Представителями ваххабизма проводится активная работа по приобщению к исламу представителей русскоязычного населения, что негативно воспринимается верующими христианами. Финансирование этой деятельности осуществляется Фондом Ибрагима (Королевство Саудовская Аравия), расположенным в Москве. Лица, прошедшие обучение в ряде арабских стран, после возвращения начинают проповедовать ислам с проарабской ориентацией, получая зара-

45

ботную плату из указанного фонда в размере более 100 долл. в месяц.

Характерной чертой ислама в целом является соединение религиозного и светского законов воедино. Ислам в отличие от христианства не знал деления законодательства на каноническое и светское право. Положения Корана - это для верующего мусульманина «законы прямого действия», которые распространяются на всю его жизнь, как религиозную, так и светскую. Эту особенность следовало бы использовать в качестве инструмента влияния на мусульман как в России, так и в мире, основываясь на тех или иных религиозных положениях при взаимодействии с конкретными представителями исламской религии.

В то же время общественно-экономическая и политическая жизнь народов Северного Кавказа в настоящее время идет по светским, государственным законам, а не по законам шариата. На большинство сфер жизни традиционных мусульман ислам существенного влияния не оказывает (в большей степени это касается тех, кто проживает в городе), при этом практически каждый представитель из названных народов считает себя мусульманином.

Говоря о роли ислама в жизни республик Северного Кавказа, можно отметить, что он воспринимается не только как комплекс религиозных догм и ритуалов, но и как совокупность бытовых правил и обычаев на его основе, которых придерживаются даже люди безразличные к религии. С исламом, так или иначе, связано культурное и историческое прошлое народов Северного Кавказа, где многие события семейной и общественной жизни привыкли сопровождать мусульманскими религиозными формулами. В последнее время значительное число молодежи проявляет интерес к религии и активно приобщается к исламу. Представители мусульман стремятся объединить духовную жизнь горских народов: черкесов, абазин, карачаевцев, ногайцев.

По приблизительным данным, в настоящее время ислам в России исповедуют более 12 млн. человек.

В СССР духовная жизнь мусульман направлялась четырьмя духовными управлениями, сейчас же российское мусульманство не имеет централизованной духовной власти. Из единой иерархической структуры мусульман центральной части России в лице Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС, переименованного в 1992 г. в Центральное Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМР)) отделилась часть приходов, которые учредили ряд са-

46

мостоятельных духовных управлений, образованных по национально-территориальному принципу. В 1990-1992 гг. после упразднения Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) появились духовные управления мусульман Чечни, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Ставропольского края. В Республике Дагестан образовался ряд самостоятельных «духовных» управлений. По данным Минюста России на 01.01.1996 г., на территории России осуществляли самостоятельную административную и каноническую деятельность 43 мусульманских духовных центра и управления, в настоящее время - 60, 102 религиозные школы различных уровней, шесть миссий и 2501 зарегистрированное в органах юстиции исламское религиозное общество, что составляет 2739 религиозных объединений (24% от всех зарегистрированных в стране религиозных объединений). Вместе с тем подлинное число действующих исламских организаций значительно больше, так как в ряде регионов они создаются явочным порядком без регистрации. Только на территории Северного Кавказа действуют восемь духовных управлений, 320 мечетей, более 400 медресе, девять учебных заведений по подготовке духовенства. Отмечая неравномерную степень распространения ислама на территории Северного Кавказа, следует выделить субрегионы, где его влияние приобретает наиболее угрожающий характер: Чечня, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Адыгея. Особенно велика сеть действующих исламских организаций в Дагестане - около 1000, в Чечне и в Ингушетии по 450-500. До 100 объединений в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Как религия ислам разделен на два основных направления: суннизм и шиизм. Это разделение восходит к временам жизни первых четырех преемников Пророка Мохаммеда.

Шииты в основном проживают в Иране, Ливане, Индо-Пакистане, а также в Ираке и Бахрейне. К числу менее значимых сект шиитской ориентации относятся алавиты (Сирия) и исмаили-ты. Шииты - это древняя мусульманская партия, которая признавала законным преемником Мохаммеда только четвертого халифа -Али. У шиитов в определенной степени присутствует подобие духовной иерархии и как религиозное предписание - почитание пророков, святых, мучеников и мест их погребения.

С VIII в. в исламе также существует мистическая школа и разветвленное религиозное течение, получившие название «суфизм». Согласно учению суфиев лишь глубокое интуитивное

47

постижение, основанное на медитации, аскетизме и непосредственной передаче духовного опыта от учителя к ученику, является путем к познанию истины. В рамках суфизма существуют многочисленные объединения - братства, в чем-то напоминающие христианские монашеские ордена.

Сунниты наиболее многочисленны, их численность в настоящее время определяется примерно в 680 млн. человек. Сунниты признают законными преемниками Мохаммеда трех первых халифов, считают, что духовное руководство должно определяться Кораном и хадисами, а не властью духовных лидеров. В суннизме менее распространено почитание святых и мучеников ислама. Уважение, оказываемое потомкам Пророка, само по себе не дает им права на вероучительство. Данное религиозное течение распространено в большей степени на территории Карачаево-Черкесии и Ингушетии.

Проникновение ислама на территорию нынешней Карачаево-Черкесской Республики продолжалось в течение более 200 лет. Основное течение ислама - это мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Для нынешних представителей народов, населяющих Карачаево-Черкесию и исповедующих ислам, эта религия является «молодой, активно развивающейся, наиболее близкой для понимания простому человеку, лояльно относящейся к его недостаткам, и ассоциируется со свободой слова». Одним из проводников распространения и укрепления позиций данного религиозного направления в Карачаево-Черкесской Республике является исламский институт имени Имама Абу-Ханифы, расположенный в Черкесске, в котором проводится обучение молодежи в возрасте от 17 до 35 лет в соответствии с нормами шариата и учебными программами, разработанными в зарубежных исламских центрах. Занятия ведут, в основном, преподаватели-иностранцы. Обучение студентов осуществляется в строгом соответствии с требованиями шариата и учением мусульман-суннитов ханафитского мазхаба, не идущими в разрез с принципами светского государства. Представители института неоднократно выступали на собраниях религиозных авторитетов-имамов КЧР, разъясняя основы шариата, осуждали некоторые местные обычаи, идущие вразрез с постулатами ислама, призывали жить в мире и согласии с христианами и верующими других религий, являющимися их соседями. Примечателен тот факт, что, несмотря на тяжелое финансовое положение указанного учебного заведения, его руководство отклонило ряд

48

предложений о финансовой поддержке со стороны представителей реакционных иностранных организаций, таких как «Аль-Игасса».

Наиболее влиятельной силой в среде мусульман республики является Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья (ДУМ КЧРиС)1, в котором представлены все основные нации традиционных мусульман данного региона. Практически все из 80 официально зарегистрированных мусульманских организаций на территории Карачаево-Черкесии действуют под руководством ДУМ КЧРиС. На территории Карачаево-Черкесской Республики значительно активизировалась деятельность сторонников ваххабизма. Здесь насчитываются 35 ваххабитских ячеек, объединяющих до 1700 человек, из числа которых создано 14 групп -«джамаатов». Каналами проникновения идей ваххабизма являются:

- возникновение в Карачаево-Черкесии мусульманских обществ, поддерживаемых зарубежными реакционными исламскими центрами, проповедующих идеи ваххабизма;

- организация в республике зарубежных исламских учебных заведений;

- выезды молодежи за границу (Турция, Сирия, Египет, Саудовская Аравия) для обучения в духовных учебных заведениях этих стран.

Республика Ингушетия по своему географическому положению расположена в зоне, которую лидеры исламизма называют «зеленым поясом исламских государств на Юге России». Исторически ее жители исповедовали ислам суннитского толка. Исламские обычаи здесь поддерживаются, прежде всего, укладом жизни. Стойкости исламских традиций способствует исторически сложившаяся система деления населения на тейпы (рода) и вирды (мусульманские братства), обусловливающая тесное переплетение родовых и религиозных связей, что крайне затрудняет проникновение в данную среду новых идей или религиозных течений. В начале 90-х годов на территории Чечено-Ингушской республики (ЧИ АССР) существовало около 50 вирдов. В Ингушетии их отмечено более десяти. Наиболее многочисленными из них являются:

- вирд Кунта-Хаджи; включает около 65% мусульман Ингушетии. Подавляющее число кунтахаджинцев являются сторонниками идеи ингушской государственности;

1 В апреле 2010 г. мусульмане общины Ставропольского края вышли из Духовного управления Карачаево-Черкесии.

49

- вирд Дени Арсанова; включает 20-25% мусульман (так называемые накшбандийцы), имеет в целом пророссийскую ориентацию. В период существования ЧИ АССР накшбандийцы занимали ключевые должности в структурах власти и управления республики. В настоящее время отдельные члены вирда как в Чечне, так и в Ингушетии предпринимают попытки создания условий для объединения двух республик и восстановления своего влияния;

- вирд Батал-Хаджи; немногочисленный (10-15%), но очень сплоченный, располагает значительной финансовой базой за счет регулярных отчислений средств его членами, в том числе из криминальной среды. Члены вирда в большинстве равнодушно относятся к идее независимости Ингушетии.

Несмотря на то что процессы, происходящие в социально-политической жизни России и республики, привели к определенной эрозии нравственных устоев и религиозных взглядов, вирдо-вые авторитеты по-прежнему пользуются значительным влиянием, особенно в областях жизнедеятельности, связанных с отправлением культов и обрядов.

В 1994 г. на I съезде мусульман республики был создан Духовный центр мусульман Ингушетии (с 1995 г. Муфтият Республики Ингушетия), общественный орган управления делами религии в Ингушетии. Не обладая значительным влиянием среди населения, Муфтият концентрирует свои усилия преимущественно на создании системы исламского образования и упорядочении международных исламских связей. С этими целями им установлены и поддерживаются связи с общественными и государственными организациями стран Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья. Популяризация ислама в Ингушетии ведется как через государственные структуры республики, так и через международные исламские благотворительные и образовательные учреждения. В июне 2011 г. в республике состоялся Первый республиканский молодежный форум, на котором рассматривались вопросы противодействия распространению экстремизма. Однако, несмотря на некоторые изменения, обстановка сложная. Уровень радикализма молодежи высок, что является основным фактором пополнения рядов вооруженного подполья. Муфтий Ингушетии продолжает вести антигосударственную деятельность.

В настоящее время в республике значительно активизировали свою деятельность международные исламские организации, в частности Международная исламская организация спасения

50

(МИОС), Всемирная ассамблея исламской молодежи, Исламский комитет Аль-Бир, Спасение гуманности, Фонд Ибрахима. Как правило, активность международных исламских организаций в Ингушетии начинается с установления и развития личных контактов с отдельными жителями республики. При этом они оказывают материальную помощь определенным лицам, содействуют в выезде за рубеж для получения религиозного образования. Помимо увеличения притока в республику эмиссаров международных исламских организаций, определенного усиления их влияния на развитие ситуации в Ингушетии на дальнейшей исламизации сказалось появление значительного числа дипломированных богословов (более 1 тыс.), подготовленных в различных странах исламского мира и впитавших особенности их идеологий, отличительной чертой части которых является подчеркнутая антироссийская направленность.

Развитие ситуации в Чечне придало значительный импульс активизации ислама и особенно его крайне экстремистского и реакционного течения - ваххабизма. Крайним проявлением суннизма является «ваххабизм» (название получило по имени основателя Мохаммада-ибн-Абд-аль-Вахаба (1703-1792), учение, которое в виде руководства признает только Коран и Сунну, к которым не должны добавляться никакие человеческие интерпретации или комментарии. Учение ваххабитов отличается чисто пуританским аскетизмом: под формальный запрет подпадают употребление спиртного в любом виде, табак, музыка, танцы и игры; очень строги требования к участию в предписанных молитвах и соблюдению постов. Права женщины также строго ограничены.

В Кабардино-Балкарии ваххабитские ячейки имеются фактически во всех районах республики, включающие до 1000 человек, имеются данные о наличии двух групп - «джамматов» в Нальчике и Баксане. Подавляющее большинство эмиров джаммат-ских групп прошли военную подготовку в учебных лагерях исламских экстремистов. Имеются данные, что созданная система боевых групп главарями бандформирований планируется к разворачиванию боевых действий, постоянному проведению террористических актов на территории федерального округа, а также созданию условий для захвата власти путем формирования в общественно-политическом сознании населения мнения о слабости светских органов власти. Имеется информация о том, что религиозные экстремисты планируют установление в Кабардино-Балкарии шариатского государства путем целенаправленного изменения демографической ситуации в республике, активной пропаганды ис-

51

лама, особенно среди молодежи, в дальнейшем проведения плебисцита о целесообразности жизни по законам шариата. Сторонники данной идеи создали в Кабардино-Балкарии республиканскую «Шуру», которую рассматривают как элемент исламской государственности.

В Дагестане ситуация опасна с точки зрения неконтролируемости распространения идей ваххабизма. Активность его сторонников, ставящих перед собой цель выхода республики из состава России, основывается на опыте чеченского сепаратизма. По их мнению, захват власти в республике - дело времени. Практическая прозрачность границ с Азербайджаном позволяет ваххабитам нелегально получать из-за границы все необходимое для обеспечения их деятельности. Органы власти и официальное духовенство не оказывают на распространение и деятельность ваххабитов в этой республике должного сдерживающего влияния.

Разрастание ваххабитских ячеек отмечается и в зонах традиционного проживания сторонников исламского фундаментализма на территории Дагестана и Ингушетии, а также в Ставропольском крае. Во многих из них также созданы боевые группы - джамматы. Следует отметить, что практически все ваххабитские ячейки и джамматские группы Северо-Кавказского региона находятся под жестким контролем со стороны религиозно-экстремистских лидеров Совета полевых командиров. На основе строгой конспиративной системы ведется финансирование джамматских групп и ваххабитских ячеек, распространяются соответствующие печатные и видеоматериалы, путем подкупа чиновников организуется проникновение ваххабитских эмиссаров в органы власти. Идет процесс вытеснения из мечетей представителей официального духовенства и замены их на молодых имамов, подготовленных в исламских учебных заведениях за рубежом и являющихся приверженцами ваххабизма. Ваххабитами проводится активная работа по привлечению в свои ряды новых сторонников, прежде всего из числа молодежи, с использованием денежной заинтересованности. Пополнение ваххабитских рядов происходит как за счет религиозных фанатиков, так и из среды наиболее ущемленных в экономическом плане, а также из уголовной среды.

Усиливающиеся тенденции распространения идеологии ислама на территории Республики Дагестан и, как следствие, активное использование этого спецслужбами и исламскими центрами ведущих мусульманских государств, прежде всего Саудовской Аравией, Арабской Республикой Египет, Турцией, Ираном, Пакиста-

52

ном, в разведывательно-подрывных целях, приобрели угрожающие масштабы. Ситуация усугубляется отсутствием в республике реально функционирующего государственного или общественного органа, который мог бы координировать деятельность религиозных организаций, не вмешиваясь в их внутренние дела. Действовавшее ранее единое Духовное управление мусульман Дагестана распалось на три религиозных объединения, образованных по мононациональному признаку, деятельность которых, прежде всего, направлена на укрепление своего авторитета и занятие лидирующего положения в Дагестане. В республике в настоящее время действуют 1670 мечетей, 310 медресе, 14 мусульманских высших учебных заведений, три исламские партии. При мечетях работают 650 школ. В различных религиозных организациях служат около 3,5 тыс. имамов и муэдзинов. За последние десять лет свыше 1500 юношей выехали для обучения в десять мусульманских стран. Со стороны ваххабитов Дагестана отмечено стремление к объединению с другими экстремистскими организациями, сепаратистскими и националистическими кругами соседних республик. В частности, ими установлены контакты со своими единомышленниками в Чечне. Возникший альянс в перспективе может привести к реальным возможностям нарушить территориальную целостность России, создать новое независимое государственное образование по типу исламской республики.

О том, насколько сложна обстановка в Дагестане и куда ведут республику, говорит выход книги М. Тагаева «Наша борьба, или Повстанческая армия имама», напечатанная в Киеве в издательстве «Наука» 5000-ным тиражом. Книга вышла при поддержке «Центра международных стратегических исследований и планирования» и ОПС Кавказской конфедерации. В данной работе наиболее ярко выражена позиция северокавказского экстремизма, она является попыткой поднять против России всех мусульман. Первоочередными задачами ваххабитов являются дестабилизация обстановки, развал и уничтожение Ингушетии и Дагестана как субъектов РФ. По мнению экспертов, в РИ она будет решаться через существующие исламские учебные заведения ваххабитской ориентации и полевых командиров, организующих похищения людей. Основным источником распространения ваххабизма в Ингушетии является медресе «Аль-Бир» в Малгобеке.

Деятельность ваххабитов негативно воспринимается религиозными деятелями республики, которых поддерживает значительная часть населения. Во многих субъектах Российской Федерации, в

53

которых мусульмане составляют вероисповедное большинство, ваххабизм запретили. Подобные запреты были начаты Законом Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (сентябрь 1999 г.) и продолжены в других субъектах России - Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. В июле 2001 г. - распоряжение главы Временной администрации Чеченской Республики о запрете деятельности религиозных организаций и групп, исповедующих ваххабизм. Народное собрание Республики Дагестан вошло в Государственную думу (еще в мае 2000 г.) с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», предусматривающих запрещение на территории России ваххабитской и иной экстремистской деятельности. В ноябре 2011 г. муфтий Фарид Салман призвал российские власти запретить ваххабизм в России. Данный закон так и не принят.

Обращает на себя внимание политический курс ряда исламских государств, направленный на достижение своекорыстных стратегических целей на Юге России. В долговременной перспективе деятельность спецслужб, правительственных и неправительственных структур, религиозных мусульманских центров стран Ближнего и Среднего Востока, в первую очередь Турции, Саудовской Аравии, Иордании, АРЕ, Ирана, направлена на создание в Северо-Кавказском регионе зависимого от этих стран горского государства с последующим вытеснением России из этого стратегически важного региона и формированием так называемого «санитарного исламского кордона». Именно с этих позиций следует рассматривать и негласную поддержку перечисленными государствами деятельности Конфедерации народов Кавказа, других национал-радикальных движений, оказание им финансовой и иной помощи с использованием возможностей спецслужб и структур горской диаспоры в странах Ближнего и Среднего Востока. Вербуя сторонников, ваххабиты спекулируют на понятии «мусульманской солидарности». В то же время они считают «неверными» приверженцев классического ислама, всех мусульман, не принадлежащих к их религиозному течению. Так, например, боевик из банды Джумы Намангани, захваченный в плен в Киргизии, показал на допросе, что при каждом боевом центре есть мулла, который проповедует «чистый ислам» (т.е. ваххабизм). Мулла оправдывает террор ради «победы ислама» и указывает, что любой муфтий, имам, мулла, не принимающий чистый ислам, должен быть убит.

54

Хотя военные действия между самими мусульманами всегда осуждались как грех раскола («фитна»). Согласно Корану, «кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех». Показательно, что эмир ваххабитов в Чечне, саудовский араб Абду-рахман, издал «фетву» («благословение») на работорговлю и похищение людей с целью получения выкупа. Вооруженные силы ваххабитов вторглись в мирный Дагестан, убив множество людей, включая мусульман, и были разгромлены.

Примечательно, что именно юристы Москвы под видом нарушения «свободы совести» вступились за ваххабитов в 1996 г., когда Конгресс мусульман Северного Кавказа призывал «объявить ваххабизм вне закона и немедленно расформировать вооруженные группировки ваххабитского характера». Ваххабитское учение является экстремистским, так как содержит в себе нормы и положения, подстрекающие к деятельности, которая направлена на посягательства, на права и свободы граждан, пропаганду войны, разжигание национальной и религиозной вражды, побуждение и принуждение людей к отказу от исполнения установленных российским законодательством гражданских обязанностей, нарушение общественной безопасности и порядка, создание незаконных вооруженных формирований, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. При этом указанные нормы и положения являются основополагающими в ваххабитском учении.

Исламский экстремизм не отличается от любой другой формы идеологического насилия. Он проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или в противоборстве внутри ислама.

Под исламским терроризмом понимается использование со стороны исламских группировок таких методов политической борьбы, которые соответствуют понятию терроризма, т.е. незаконного применения насилия для достижения религиозных и политических целей. Отношения радикального ислама к государствам иноверных в теории основываются на концепции «священной войны», основанной на Коране и разработанной еще при жизни первых халифов. Согласно этой концепции, ислам должен вести непрестанную войну против всех инаковерующих до тех пор, пока не будет достигнуто их полное подчинение.

Территория Земли делится на три зоны:

- «земли ислама» («дар-аль-ислам») - земля покорности, территории стран, где ислам является государственной религией;

55

- «земли войны», «земли меча» («дар-аль-харб») - территории немусульманских стран, где обитают «неверные», «харби». Само существование «дар-аль-харб» аномалия, и оно должно быть превращено в «дар-аль-ислам»;

- «вассальные земли» («дар-аль-сульх») - территории стран, которые платят исламским государствам дань на основе мирного договора, где мусульмане находятся под защитой закона и пользуются полнотой политической автономии, живут согласно предписаниям шариата.

«Джихад» - это, в принципе, долг каждого свободнорожденного мужчины-мусульманина, если он здоров духом и телом и имеет достаточно средств для покупки оружия. Однако этот долг не является персональным: если где-то какое-то число мусульман ведет вооруженную борьбу против иноверных, то считается, что «джихад» уже идет, а присоединяться к нему или не присоединяться - личное дело каждого. Цель «джихада» - добиться того, чтобы «земли войны» перешли в разряд «земель ислама» или, на худой конец, в разряд «вассальных земель». Население Земли также делится на три категории:

- «правоверные», т.е. мусульмане;

- «ааль-аль-китоб» - «народы Книги», т.е. те, кому было даровано Писание, признаваемое мусульманами пророческим, -Тора (Пятикнижие Моисеево) и Евангелия: иудеи и христиане, почитающие хотя бы одного из Пророков, названных в Коране предшественниками Мохаммеда, - Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея) или Ису-бен-Мариам - «Иисуса, сына Марии», т.е. - Иисуса Христа; кроме них к этой категории с ранних времен относят также зороастрийцев, палестинских самаритян и харан-ских сабиев (с IX в.); позднее к ней же были причислены китайцы-конфуцианцы. Позднее народы, входящие в эту категорию, стали именоваться «народами договоренности» - «ааль-аль-дхимма», или просто «дхимми». После завоевания их стран и подчинения их всем им дозволялось свободное отправление их вероисповедания при условии уплаты специального налога («харадж»). На «дхимми» могли накладываться и иные обязательства и ограничения: ношение отличительных знаков или одежды («дхийяр»), запрет садиться на коня и носить оружие, возводить новые культовые сооружения и открыто справлять свои культовые праздники; их свидетельство в суде против мусульман суд мог принять или не принять; если мусульманин убивал одного из них, его, как правило, не карали смертной казнью, а приговаривали к выплате ком-

56

пенсации. Во всем остальном закон охранял их личность и имущество так, как если бы они были мусульманами;

- все прочие. Это или материалисты (дахри) или идолопоклонники (кяффир). Эти народы после их завоевания могут выбирать лишь между обращением в ислам и смертью. На практике, однако, мусульманские завоеватели не так уж часто пытались осуществить этот принцип во всей полноте и жесткости.

Любому акту против немусульман должно предшествовать предложение добровольно принять ислам. Подчинившиеся входят в мусульманскую мировую общину («умму») и пользуются теми же правами, что и природные мусульмане - с запретом на отказ от «правоверия» под страхом смертной казни. Ислам используется как инструмент в руках нечестных политиков, религиозных лидеров для достижения собственных целей. Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ нового религиозного порядка. Одно из направлений их деятельности известно под названием «религиозного экстремизма». Религиозный экстремизм понимается как социально-политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из религиозно-правовых норм и вероучительных догм. Религиозный экстремизм не отличается от любой другой формы идеологического насилия. Он проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или в противоборстве внутри одной конфессии.

Религиозный терроризм - это крайняя форма проявления религиозного экстремизма, это тактика или стратегия религиозных групп, заключающаяся в систематическом, организованном и религиозно обоснованном использовании террористических актов для достижения поставленных целей. Следует отметить, что религиозный экстремизм практически никогда не выступал и не выступает в «чистом виде». Как правило, истинной причиной религиозных конфликтов были и есть экономические и политические интересы. Данные цели камуфлируются в благообразные религиозные одежды. Так, например, на Северном Кавказе истинными целями распространения ваххабизма являются расширение сферы политического влияния ряда исламских государств, в первую очередь Саудовской Аравии, а также регулирование процессов спроса-предложения и ценообразования на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Не случайно иногда встречаются высказывания

57

мусульманских лидеров, что некоторые исламские экстремистские группы не всегда представляют суть истинного ислама, так как ислам не может использоваться для обоснования террористической деятельности в силу его изначально мирного назначения.

С учетом изложенного, оценивая общую ситуацию в СевероКавказском регионе, необходимо отметить, что исламский фактор оказывает на ее развитие негативное воздействие. Подобный ход событий создает реальные предпосылки к усилению дезинтеграции, расширению локальных этноконфессиональных и этнотерри-ториальных конфликтов, отторжению северокавказских республик от России, обеспечивающему геополитический контроль со стороны мусульманских стран над жизненно важным регионом России.

В целях стабилизации социально-политической ситуации в регионе, предупреждения угроз безопасности и территориальной целостности России со стороны исламского экстремизма необходимо разработать и осуществить комплексную программу обеспечения безопасности Юга России с включением политических, экономических, социальных, правоохранительных и военно-стратегических аспектов. С учетом изложенного, можно выделить следующие отличительные тенденции, характерные для современной ситуации в исламской конфессии России.

1. Возрастание роли исламского движения в общественно-политической жизни Поволжья и Северного Кавказа. Это обусловлено: ростом числа последователей ислама; стремлением отдельных представителей мусульманского духовенства политизировать ислам в России; стремлением лидеров национально-сепаратистских движений использовать ислам для достижения своих политических целей; усилением деятельности зарубежных исламских организаций на территории Российской Федерации; активной конфронтацией между наиболее известными представителями мусульманского духовенства России; нерешенностью проблемы подготовки кадров мусульманского духовенства России. Данную ситуацию не разрешает действующий Закон РФ «О свободе вероисповеданий» и отсутствие нормативных актов, регламентирующих порядок открытия на территории Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций.

2. Устойчивое повышение интереса Саудовской Аравии, Турции (прежде всего), Пакистана, Ирана и других исламских государств к развитию ислама в Поволжье и на Северном Кавказе (особенно на Северном Кавказе) в целях активизации сепаратистских тенденций в этих регионах.

58

3. Региональные мусульманские организации и движения являются важной группой действующих субъектов исламского движения в России. В эту группу входят: политические партии, такие как Исламская партия возрождения Дагестана (ИПВД), Исламская демократическая партия (ИДП), - имеют свои отделения в Адыгее, Кабардино-Балкарии и других субъектах; административно-управленческий аппарат следующих региональных организаций: Духовное управление мусульман Чечни и Дагестана (ДУМЧД), муфтияты Карачая, Кабарды, Балкарии, Северной Осетии и Ингушетии. Опасность заключается в том, что муфтияты на Северном Кавказе представляют собой кланово-родовую ассоциацию, лидером которой обычно является лицо, занимающее соответствующий пост. К ним примыкают семьи, сформированные вокруг родов (тейпов); региональные мусульманские организации занимают промежуточное положение между государственными структурами типа СМР (Союз мусульман России) и радикальными местными религиозно-националистическими организациями; региональные мусульманские организации стремятся к большей независимости субъектов, которые они представляют, от федерального центра. В связи с этим они используются националистами и сепаратистами в своих антироссийских действиях.

4. Этнизация власти в целом ряде субъектов Российской Федерации, появление там националистических лидеров, разыгрывающих «исламскую карту», политический экстремизм и сепаратизм под знаменем ислама, особенно на Северном Кавказе, становятся одними из основных угроз для национальной безопасности и территориальной целостности страны. На фоне внутренних социально-экономических неурядиц нельзя исключать возможную радикализацию мусульман под влиянием экстремистских исламских организаций в центральных областях России, Татарстане, Башкирии и Калмыкии, активизации исламизма в Сибири, на Дальнем Востоке в местах компактного проживания мусульман.

5. Антироссийские силы на Западе и в мусульманском мире оказывают широкомасштабную поддержку исламским экстремистам в России. Активно инспирируются и внедряются в сознание российских мусульман идеи об их «оторванности от единого мусульманского мира», об «ущемлении прав мусульманского населения», «его неадекватной представленности в органах государственного управления». Предпринимаются попытки представить Россию как «главного врага мусульман» в мире. Исламский экстремизм задействуется для создания постоянных очагов напря-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59

женности на Северном Кавказе. Гегемонистские и экспансионистские претензии исламского мира, подогреваемые Саудовской Аравией, Ираном, Турцией, Пакистаном, экстремистскими организациями ряда стран Азии и Африки, налицо и попытки столкнуть исламскую и православную цивилизации, превратить Россию в полигон борьбы ислама и христианства, использовать ее как буфер против проникновения исламского экстремизма в Западную Европу.

6. Причины, стимулирующие распространение в России наиболее агрессивных течений исламского фундаментализма, кроются в ослаблении государственной вертикали власти, в существующем законодательном вакууме по отношению к исламскому движению, дисбалансе принимаемых на федеральном и региональном уровнях решений по регулированию межнациональных и межрелигиозных отношений, в условиях отсутствия согласованной концепции, регулирующей отношения государства с различными исламскими движениями.

7. В таких субъектах Российской Федерации, как Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Адыгея, Карачаево-Черкесия и ряде других, ведется скрытая подготовка условий для достижения важной для них цели - построения независимого от России национального исламского государства с международным статусом. Это так называемый «ползучий сепаратизм». Открыто об этом, естественно, никто не говорит и говорить в обозримом будущем не будет.

С учетом выявленных особенностей развития исламского фактора и его влияния на сепаратистские тенденции в России считали бы целесообразным:

1. Активизировать работу всех органов власти, неправительственных организаций на борьбу с сепаратизмом в субъектах Российской Федерации с традиционным исламским вероисповеданием.

2. В интересах урегулирования сложившейся ситуации в исламском движении на территории Российской Федерации необходимо более активно и целенаправленно использовать такие факторы, как:

а) имеющее место взаимодействие госструктур, в том числе и на федеральном уровне, с религиозными и общественными объединениями, представляющими самые различные слои мусульманской общественности страны;

б) постоянное осуществление правоохранительными органами в установленном порядке контроля за соблюдением религиоз-

60

ными и общественными объединениями конфессиональной направленности требований действующего законодательства.

В этих же интересах необходимо:

а) решить вопрос о принятии положения о порядке открытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций;

б) регулярно проводить научно-практические конференции для обсуждения широкого круга проблем российского мусульманства при участии авторитетных религиозных и общественных деятелей, представителей органов государственной власти;

в) разработать современную концепцию российских государственно-церковных отношений, учитывающую особенности деятельности в нашей стране мусульманских религиозных организаций.

3. Активизировать работу с членами политических элит в Центре и в регионах, общественными и религиозными деятелями основных конфессий с целью консолидации усилий перед угрозой экспансии исламского экстремизма, препятствующего сплочению населения вокруг идеи строительства общероссийской государственности. Зарубежный опыт свидетельствует, что борьбу с распространением исламского экстремизма необходимо проводить с опорой на самих мусульман, их духовных и общественных лидеров. В ограничении влияния агрессивных течений ислама на россиян заинтересованы главы большинства духовных управлений мусульман России. Наладить взаимодействие государства с лояльно настроенными представителями мусульманского духовенства, руководства исламских общественно-политических организаций, в том числе и на региональном уровне. Укрепить действующие и создать новые научно-исследовательские центры по проблемам ислама, системы подготовки мусульманского духовенства в России, что поможет оградить от зарубежного влияния активную часть сторонников ислама.

4. Осуществить меры по совершенствованию отечественной базы для подготовки мусульманского духовенства, включая выделение необходимых финансовых средств по государственной линии, а также приглашение зарубежных преподавателей, придерживающихся умеренной исламской ориентации. Одновременно ограничить направление российских студентов-мусульман на учебу в страны, где сильно влияние радикальных исламских кругов. Используя противоречия между исламскими странами и ведущими западными державами, добиваться (через возможности российской

61

дипломатии и спецслужб) уменьшения их активности в отношении мусульман России. Активизировать развитие экономических связей с исламскими странами и их финансово-экономическими институтами, прежде всего с Организацией экономического сотрудничества, содействуя появлению у них заинтересованности в политической стабильности и территориальной целостности России. В пропагандистской работе в государствах исламского мира делать основной упор на нейтрализацию попыток придать России образ «врага ислама», стараясь переключить внимание мусульманской общественности на такие проблемы, как ближневосточное урегулирование, обеспечение свободного доступа к святыням ислама в Иерусалиме, экономическая поддержка слаборазвитых мусульманских стран.

5. Запретить ваххабитское учение в России, так как оно находится в полном противоречии с российскими конституционными принципами и правовыми нормами, предусматривающими право граждан Российской Федерации на свободу мировоззренческого выбора, а также право на свободу совести и вероисповедания. В этом отношении ваххабитское учение содержит в себе нормы и положения, ориентированные на осуществление противозаконной деятельности, предусмотренной Законом о свободе совести и религиозных объединениях.

«Вопросы национальных и федеративных отношений», М., 2012 г., вып. 3 (18), с. 153-171.

Алим Темирбулатов, кандидат экономических наук (РГПУ им. А.И. Герцена) ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В ОЦЕНКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ США

Анализ противоречивого комплекса мнений и исследований американских ученых относительно геополитической значимости Каспийского региона и оценка его влияния на политические и геоэкономические интересы ведущих мировых держав позволяют выявить целый комплекс факторов. Многие исследования российских и американских геополитических интересов рассматриваются в глобальной политике сквозь призму отношений между странами Каспийского региона и миром в целом.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.